ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371.3 ББК 74.262.9
Абдулхакова Эмма Альфредовна
учитель
МОУ СОШ № 110 Советского района г.Уфа аспирант кафедра педагогики Бирская государственная социально-педагогическая академия
г.Бирск
Abdulkhakova Emma Alfredovna
Teacher
Secondary School № 110 of the Soviet District
Ufa Post-graduate Chair of Pedagogy Birsk State Socio-Pedagogical Academy Birsk
Выявление уровня сформированности эколого-ориентированной личности
на уроках информатики Identifying the Level of Ecologically Oriented Personality Forming at Computer
Science Lessons
В статье рассматриваются условия и уровни сформированности экологоориентированной личности на уроках информатики. Для реализации работы целесообразно использовать на уроках проектный метод, игры с экологической направленностью, задания на каждом уроке с экологическим содержанием, что способствует формированию экологизированной личности.
This article considers the conditions and levels of ecologically oriented personality forming at the Computer Science lessons. For the implementation of the work at the lessons it is advisable to use the project method, ecologically oriented games, tasks with ecological content at the each lesson - all that contributes to ecologically sound personality forming.
Ключевые слова: эколого-ориентированная личность, проектный метод, экологический человек.
Key words: ecologically oriented person, project method, ecological man.
Необходимость формирования эколого-ориентированной личности учащихся связана с экологической проблемой, сложившейся как у нас в стране, так и во всём мире. Личность с высоким уровнем общей и экологической культуры ориентирована на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способна не только адаптироваться к
быстро меняющимся цивилизационным условиям, но и обеспечивать своей деятельностью условия дальнейшего устойчивого развития цивилизации [l].
Эколого-ориентированная (экологизированная) личность - личность активная, обращённая к окружающему миру, думающая и творящая, вторгающаяся в него, но при этом соотносящая свои действия, поступки с нравственно-экологическими нормами, ориентирующая на экологический идеал, природные законы.
Успешному формированию эколого-ориентированной личности
учащихся содействует комплекс педагогических условий, включающий: а) учет возрастных особенностей взаимосвязи памяти, внимания и успеваемости школьников в целях формирования у них прочных, глубоких и системных знаний по основам наук; б) формирование системности знаний учащихся; в) деятельность и общение в природной среде; г) разнообразие форм, методов и видов организации экологической деятельности в образовательном процессе; д) непрерывность экологического образования.
Для выявления уровня сформированности эколого-ориентированной личности на данном этапе эксперимента были использованы следующие методики: методика многофакторного исследования личности; диагностика способности к эмпатии Мехрабиен А., Эпштейн Н.; диагностика экологической культуры учащихся; методика «экологическая деятельность»; методика «отношение к природе»; методика «интерес к природе»; методика «ценность природы»; анкета на определение уровня экологической культуры школьников; отношение к природе и ее охране; тест «природа и я»; личностный тест.
Цель экспериментального исследования заключалась в проверке достоверности выдвинутых теоретических предположений, в наполнении конкретным содержанием каждого педагогического условия, определении его места в комплексе условий и в подтверждении необходимости их реализации для формирования эколого-ориентированной личности на уроках информатики.
Наличие экспериментальных и контрольных классов позволяло отрабатывать методику исследования, а также проверять эффективность применяемых форм деятельности. Экспериментальный и контрольный классы
находились в прочих равных условиях, т.о. соблюдался принцип единственного различия. Контроль осуществлялся в трёх реперных точках, совпадающих с началом, серединой и концом учебного года.
Выявление сформированности эколого-ориентированной личности учащихся проводилась с помощью анкеты на определение уровня экологической культуры школьников, а также диагностики экологической культуры учащихся, в которых рассматривались вопросы: на выявление индивидуального смысла о природе, её компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах; на выявление отношения к природе, понимания многосторонней ценности природы; на выявление мотивов экологической деятельности, отношения к природе.
Заполнение анкеты на определение уровня экологической культуры учащихся помогло расширить представления об экологических знаниях и отношении к ним. При анализе ответов анкеты выявилась недостаточная сформированность экологических знаний, что будет сказываться на сформированности эколого-ориентированной личности.
Выполнение контрольных заданий позволило выявить качество знаний школьников по экологии и биологии. Если с вопросами и заданиями по содержанию экологических и биологических понятий школьники справлялись более успешно, то вопросы и задания, выявляющие интеллектуальные умения учащихся, вызывали большие затруднения. Особую сложность вызывали задания на установление причинно-следственных зависимостей и обобщение знаний.
На основании полученных с помощью методик различных эмпирических данных, а также наблюдений за школьниками и материалов бесед следует заключение по эксперименту, что только у 54 % школьников
экспериментальной группы и 52 % - контрольной выявлены уровни: «средний» и «низкий», что свидетельствует о недостатке работы школ и в вопросах формирования эколого-ориентированной личности учащихся.
Для реализации первого педагогического условия — целенаправленного развития склонностей, интересов и потребностей школьников с учетом
возрастных особенностей. Производилась модернизация применяемых программ с учетом психофизических особенностей детей и подростков помогла усилить направленность их содержания на формирование экологической культуры школьников.
В рамках реализации этого условия была проделана большая научнометодическая работа по созданию новых авторских образовательных интегрированных программ, таких как: «Инфохимия», «Мультипликатор», а так же тематический план. Внедрение этих программ и тематического плана в образовательную деятельность позволила успешнее реализовывать первое педагогическое условие, так как содержание имело определенную возрастную направленность.
При работе учитывались склонности школьников к определенным видам деятельности. Одним нравилось заниматься поиском, вести наблюдения, фиксировать получаемые результаты, другим - собирать материал в определенной среде обитания, третьим - систематизировать получаемые результаты, а четвертым - оформлять наглядный материал исследования, изготавливать карты. Поэтому, не случайно, наиболее оптимальным методом при организации исследовательской деятельности школьников на формирующем этапе стал проектный, позволяющий максимально учесть личностные склонности и потребности.
Вместе с тем необходимо отметить, что это общение и взаимодействие с природой достаточно часто воспринимается школьниками, как нечто естественное, привычное, не требующее внимания, ухода, заботы с их стороны. Поэтому задача педагогов и заключается в том, чтобы перевести монологовое общение ребенка с природой на диалоговое, способствуя взаимообогащению личности школьника, его культуры [3].
Педагог, осуществляющий процесс формирования экологоориентированной личности учащихся, сам, прежде всего, должен быть «экологическим человеком», обладать экологической культурой. Только экологически образованный педагог понимает и решает экологические проблемы, анализирует причины, их порождающие, имеет обширные научные,
педагогические и экологические знания о системе «Природа - общество».[2] Он должен иметь ценностный опыт взаимодействия с природой и людьми, владеть системой умений организации экологического образования по передаче данного опыта.
Определим возможности курса информатики в формировании экологоориентированной личности. Применение игр экологической направленности: на уроках информатики часто применяются развивающие компьютерные игры, это особенно актуально для младшего школьного возраста. Сочетание развития определенных учебных навыков по информатике и формирование экологизированной личности выражается в использовании и подборе развивающих игр соответствующей направленности. Организация проектной деятельности экологической направленности с применением ИКТ. Формирование эколого-ориентированной личности реализуется через создание проектов на экологические темы, для осуществления которых используется фото-, видеосъемка, программное обеспечение для редактирования и представления отснятых материалов, а также коммуникационные технологии, позволяющие осуществлять обмен идеями и материалами с другими учебными заведениями, выполнение совместных проектов, организацию научных конференций учащихся. Использование заданий экологической направленности по изучаемым темам в курсе информатики и информационных технологий. Поиск и анализ информации по экологическим проблемам в сети Интернет. Организация общешкольных мероприятий экологической направленности с применением средств ИКТ.
Формирование эколого-ориентированной личности подрастающего поколения, несомненно, важная проблема настоящего времени, эффективное решение которой возможно сегодня при активном применении информационных и коммуникационных технологий.
Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Круг их очень велик. На уроках информатики можно наглядно
продемонстрировать учащимся существование межпредметных связей. Получение дополнительных знаний об окружающем мире, изучение экологических проблем края формируют эколого-ориентированную личность.
На уроках информатики можно реализовать следующие цели и задачи:
Образовательные: ознакомление с экологическими терминами и их
применение при решении задач; изучение некоторых наиболее распространенных в экологии классификаций; подготовить школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор учащихся в других областях, в частности - экологии; реализовать межпредметные связи, и т.п.
Воспитательные: воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края; формирование экологического сознания и экологической культуры у школьников на уроках информатики.
Развивающие: развить логическое мышление учащихся; привлечь
внимание старшеклассников к проблемам истощения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти выход из данных проблем; выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и показать перспективы использования альтернативных источников.
Современные компьютеры и компьютерное обеспечение позволяют без специальных программ не только моделировать различные экологические ситуации, но и успешно применять полученные знания и умения на практике.
Проведенная работа по теме «Формирование эколого-ориентированной личности на уроках информатики» дает основание сделать следующие выводы: внедрение элементов экологического образования, позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики; использование информационных компьютерных технологий, позволяет ученикам более полно изучить экологические проблемы родного края, уметь находить пути их решения; на уроках информатики, можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия; реализовать межпредметные связи.
Учащиеся научились решать проблемы в сфере познавательной деятельности: определять цели познавательной деятельности, выбирать
необходимые источники информации, оценивать полученные результаты, извлекать пользу из полученного опыта, организовывать свои собственные приемы обучения, самостоятельно заниматься своим обучением, уметь сотрудничать, принимать решения, улаживать конфликты, терпеливо относиться к ситуации неопределенности, нести ответственность за общий успех.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, эколого-ориентированной личности. От урока к уроку наблюдается увеличение количества учащихся, принимающих активное участие в проектной и проектно-исследовательской деятельности.
Библиографический список
1. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология [Текст] - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с
2. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст] - М.: Просвещение, 1984.
3. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников [Текст]- М.: Педагогика, 1983.
Bibliography
1. Deryabo, S.D., Yasvin, V.A. Environmental Pedagogy and Psychology [Text] / S.D. Deryabo, V.A. Yasvin. - Rostovon-Don: "Phoenix" Publishing House, 1996. - 480 р.
2. Zakhlebny, A.N., Suravegina, I.T. Ecological Education of Schoolchildren During Extracurricular Work [Text] / A.N. Zakhlebny, I.T. Suravegina. - M.: Education, 1984.
3. Zverev, I.D., Suravegina, I.T. Ecological Upbringing of Schoolchildren [Text] / I.D. Zverev. - Moscow: Pedagogy, 1983.