ПЕДАГОГИКА
ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАТЕЛЬНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ*
A.B. ИВАЩЕНКО
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
A.B. ГАГАРИН
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Пр. Вернадского, 84, 119606 Москва, Россия
В статье рассмотрены сущность и особенности экологоориентированной деятельности педагога и учащихся в экологическом образовании, ее содержание, функции, структура, виды, аксиологический аспект.
Сущностные особенности экологоориентированной деятельности педагога и учащихся. Под экологоориентированной деятельностью педагога в общем смысле может пониматься профессиональная педагогическая деятельность, осуществляемая ее субъектом с позиций экологической целесообразности.
В узком смысле под экологоориентированной деятельностью педагога понимается его специальная деятельность, направленная на педагогическую организацию непосредственного или косвенного взаимодействия учащихся с окружающим природным миром, в процессе которого они сознательно и целенаправленно этот мир осваивают, в силу своих возможностей воздействуют на него и совершенствуют себя (и в этом случае можно говорить о совместной экологоориентированной деятельности педагога и учащихся). При
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект 05-06-06214а).
этом специфика взаимодействия учащихся с окружающим природным миром заключается:
а) в освоении учащимися окружающего природного мира, ориентированном на обогащение их когнитивно-познавательной, эмоционально-ценностной, коммуникативно-поведенческой и морально-волевой сфер;
б) в созидательном и охранительном аспектах воздействия учащихся на окружающий природный мир;
в) в изменении учащимися самих себя, включающем совершенствование мировоззренческой и мотивационно-погребностной сфер.
Конкретизируя сущность понятия экологоориентированной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в условиях образовательного учреждения, можно выделить следующие позиции, отражающие ее сущностные особенности:
- экологоориентированная деятельность связана с такой деятельностью других людей; в этом процессе осуществляется обмен опытом такого рода деятельности, ее видами, способами, происходит обогащение экологоориентированной деятельности как педагога, так и учащихся;
- развитие экологоориентированной деятельности в педагогическом процессе знаменует собой поступательное развитие личности учащихся, которое обусловлено субъективными отношениями педагога и учащегося в такой деятельности, которая занимает определенное место в формировании экологоориентированного мировоззрения личности , что определяется следующими особенностями:
а) психологическими, включающими:
- информационно-познавательный аспект, отражающий ее «знаниевую» составляющую и дающий возможность получить информацию и сформировать представления о взаимосвязях в системе «Человек-Природа»;
- аффективно-оценочный аспект, отражающий ее эмоциональную составляющую и дающий возможность определить эмоциональную роль взаимодействия человека с природными объектами;
- ценностно-нравственный аспект, отражающий ее ценностную составляющую и дающий возможность выявить гуманистическую и личностно-развивающую ценность природных объектов; ее нравственно-экологи-
* Под экологоориентированным мировоззрением понимается устойчивая система взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества, на осознание человеком себя в качестве субъекта развития планеты. Важнейшей составляющей эколого-ориентированного мировоззрения являются такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность окружающей живой природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение. Кроме того, оно также включает в себя способы познания мира природы, экологические нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к миру природы, мотивационно-потребностную сферу и в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения [4]. Исходя из этого, в предлагаемой статье эколого-ориентированное мировоззрение рассматривается в рамках подхода, определяющего его в качестве одного из важнейших компонентов экологического сознания человека.
ческую составляющую и дающий возможность выявить механизм освоения экологоориентированных ценностей;
- коммуникативно-поведенческий аспект, отражающий ее отношенческую составляющую и дающий возможность определить роль личностного (субъективного) отношения к природным объектам в коррекции и развитии экологоориентированного мировоззрения личности; ее практико-ориентиро-ванную составляющую и дающий возможность выработать личностную (субъективную) направленность практической деятельности по взаимодействию с природными объектами;
б) педагогические, отражающие многообразие форм и методов организации содержания взаимодействия человека с природой;
в) региональные, отражающие направленность ее содержания в зависимости от социально-природных и экологических особенностей конкретного региона.
Содержание, функции, структура, виды совместной экологоориентированной деятельности педагога и учащихся. Содержательный компонент экологоориентированной деятельности, а также ее соответствующие виды и формы организации определяются основными функциями взаимодействия педагогов и учащихся с окружающим природным миром в процессе такого рода деятельности:
- когнитивно-практическая, способствующая освоению экологических знаний, экологоориентированных ценностей, формированию практических навыков взаимодействия с природой;
- природотерапевтическая, включающая сохранно-оздоровительный аспект;
-развивающая:
а) способствующая развитию познавательных процессов (мышление, память), креативного поиска, субъективного отношения к природе, умения осуществлять экологоориентированную деятельность;
б) характеризующая реализацию личностью освоенных знаний, потребностей в улучшении окружающего мира, его природной красоты, в общении с природой;
в) включающая социализирующий и ресоциализирующий аспекты.
При этом, указывая на различные функции экологоориентированной
деятельности педагога и учащихся, необходимо говорить о различных типах взаимодействия в системе «(педагог - учащийся) - мир природы)» (субъект-объектных и субъект-субъектных).
По своему общественному значению содержание экологоориентированной деятельности педагога и учащихся отличается. Так, важнейшим требованием к содержанию разнообразной деятельности учащихся, выступающей условием формирования экологоориентированного мировоззрения, является ее направленность на природу. Именно в экологоориентированной деятельности наиболее полно осуществляется взаимодействие учащихся с окружающей природной средой, а со сверстниками, коллективом, взрослы-
ми осуществляется общение, закрепляются и усваиваются экологические знания, обогащаются чувства, в результате чего у учащихся формируются и развиваются потребности, интересы.
С психологических позиций на основе схемы структуры деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым, можно охарактеризовать следующие ее структурные единицы: мотивы, цели (задачи), средства (решения задачи), действия, операции.
Задача включает единство целей и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции - условиям. А поскольку каждый вид деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий, операций, рассмотрим предметно содержание перечисленных компонентов экологоориентированной деятельности.
Педагог, организующий экологоориентированную деятельность, а следовательно включенный в нее в силу профессиональной необходимости, может быть мотивирован на осуществление такой деятельности в связи с удовлетворением потребности в общении с окружающим природным миром, в творческом росте и т. д. В рамках профессиональной деятельности педагог специально организует экологоориентированную деятельность, и в этом смысле ее стратегическая цель - формирование экологоориентированного мировоззрения учащихся, должна быть им осознана. Педагогом также определяются и цели тактические, отражающие информационно- и культурно-просветительские, стимулирующие, развивающие и оценочно-результатив-ные аспекты экологоориентированной деятельности учащихся.
Мотивы, побуждающие учащихся к экологоориентированной деятельности и выступающие причиной их участия в ней, различны. В этом смысле экологоориентированная деятельность полимотивирована. Побуждения к экологоориентированной деятельности у учащихся могут быть связаны с удовлетворением их потребности в самореализации во взаимодействии с окружающим природным миром. Кроме того, существуют определенные причины, мотивирующие учащихся на их включение в экологоориентированную деятельность, которыми, например, являются: получение допро-фессиональной подготовки, желание самостоятельно получить необходимые знания и умения, просто заниматься интересным делом, освоить новые виды деятельности, попробовать себя в новой роли, общаться с друзьями, приобрести новых, общаться с педагогами, просто хорошо провести время и соответственно интересы и склонности к каким-то видам деятельности и др.
Соответственно, цели экологоориентированной деятельности как прогнозируемые ее результаты также различны как у педагогов, включающих учащихся в различные виды деятельности (игровую, трудовую, исследовательскую, природоохранительную, природоведческую, краеведческую, оздоровительную), так и непосредственно у разных учащихся, которые включаются в перечисленные виды деятельности часто не с целью осознанного формирования своего экологоориентированного мировоззрения, а прежде всего с целью получить удовольствие от общения с друзьями, педагогами,
природой и т. д. Формирование экологоориентированного мировоззрения учащихся при этом происходит стихийно.
Средства экологоориентированной деятельности являются обязательным элементом среды, в которой она осуществляется, - естественного природного и специально экологизированного (насыщенного природными объектами) предметного окружения - и выполняют компенсаторную, адаптивную, информативную, интегративную и инструментальную функции. В качестве таких средств прежде всего выступают конкретные объекты живой и неживой природы. Исключительно как вспомогательные средства экологоориентированной деятельности (в своем роде усиливающие учебно-воспита-тельный аспект непосредственного контакта учащихся с окружающим природным миром) могут использоваться искусственно созданные специально для реализации ее стратегической и тактических целей и позволяющие осуществлять лишь опосредованное (косвенное) взаимодействие с природой материальные объекты, включенные в эколого-образовательный процесс в качестве носителей экологической информации и инструмента деятельности педагога и учащихся (реконструкции, изображения и модели, в том числе природных объектов, технические средства, средства массовых коммуникаций и др.). И в этом смысле на первый план выходит положение о необходимости создания с целью усиления учебно-воспитательного эффекта экологоориентированной деятельности учащихся специальной эколого-образо-вательной среды - комплекса условий, влияний и возможностей для формирования экологического сознания личности, заложенных в социальном (педагоги и другие учащиеся), естественном природном, экологизированном предметном окружении учащихся.
Процесс, направленный на достижение целей экологоориентированной деятельности педагогов и учащихся, представлен в виде направленных на природу и последовательно связанных друг с другом практических действий педагогов и учащихся, которые выполняются на основе определенных способов (операций), соотносимых с условиями, созданными для взаимодействия с окружающим природным миром в конкретной эколого-образовательной среде.
Действия определяются целью, на которую они направлены, и мотивом, побуждающим педагога и учащегося стремиться к ней. Экологоориентированная деятельность на этапе постановки ее цели не всегда для самого учащегося экологоориентирована, а становится таковой лишь тогда, когда осуществляемые учащимся в ее процессе действия, направленные на природу, становятся для него интересными сами по себе. В результате этого изменяются мотивы и цели действий, которые осуществляются теперь в процессе личностной включенности учащегося во взаимодействие с окружающим природным миром и становятся деятельностью, направленной на него.
В зависимости от положенных в основу классификации принципов можно выделить следующие виды экологоориентированной деятельности педагога и учащихся:
а) по целевой направленности (для педагога, ее организующего)'.
- информационно-просветительская;
- культурно-просветительная;
- обучающая;
- стимулирующая и развивающая;
- оценочно-результативная;
б) по целевой направленности (для учагцихся, ее осуществляющих):
- учение, игра, труд;
- исследовательская;
- природоохранительная;
- природоведческая;
- краеведческая;
- оздоровительная;
в) по видовой структуре:
- ценностно-ориентированная, направленная на освоение эколого-ори-ентированных ценностей;
-познавательная, направленная на усвоение экологических знаний и представлений;
- коммуникативная, направленная на общение с природными объектами;
- эстетическая, направленная на удовлетворение эстетических потребностей;
г) по условиям организации:
- практико-ориентированная;
- теоретико-ориентированная;
- в естественном природном окружении;
- в экологизированном предметном окружении;
д) по уровням организации:
1) в основное учебное время:
- урочная;
- аудиторная;
2) во внеучебное время:
- внешкольная;
- внеурочная;
- внеклассная;
- внеаудиторная;
е) по формам организации'.
1) массовая, коллективная, индивидуальная, разновозрастная;
2) в учебное время:
- урочная;
- лекционно-семинарская;
- экспедиционно-полевая;
- лабораторно-экспериментальная;
в) во внеучебное время:
- клубно-кружковая;
- творческо-экологическая;
- экспедиционно-полевая;
- лабораторно-экспериментальная.
Разные виды экологоориентированной деятельности учащихся осуществляется в структуре эколого-образовательного процесса посредством различных форм, организуемых педагогом. Прежде всего необходимо отметить такие традиционные формы как экологотбиологические кружки, клубы, секции, студии, школы (тематические), академии юных исследователей (малая лесная академия и т. п.), школьные лесничества и т. п. творческие объединения учащихся, и в настоящее время успешно функционирующие как на базе специализированных учреждений дополнительного образования, так и при общеобразовательных школах, колледжах, вузах и т. д. Такие объединения имеют то или иное экологоориентированное направление, работают в соответствии с определенной программой (в современных условиях, как правило, авторской), имеют свою структуру управления и самоуправления и др., в свою очередь используют разнообразные формы экологоориентированной деятельности. В непрофильных учреждениях дополнительного образования (технические, туристские, спортивные и т. д.) могут использоваться интегрированные формы эколого-гуристического, эколого-технического и т. п. образования.
В предлагаемой работе мы не даем подробную характеристику традиционным формам, так как указанной проблеме уделяется достаточно внимания в отечественной педагогической теории. Среди характеристик форм экологоориентированной деятельности, в большей степени соответствующих ее личностно-ориентированному и развивающему характеру, можно отметить следующие: экспедиционно-полевые формы (экологические рейды, экспедиции, лагеря-школы, акции, походы, экскурсии); экологизация образовательной среды; творческо-игровые формы (игры, театры, ансамбли); формы народной педагогики; массовые творческо-экологические формы (праздники, фестивали, выставки, конференции); массовые соревновательные формы (конкурсы, олимпиады, слеты, сессии заочных школ); средства массовой коммуникации (телевидение, радио, пресса, Интернет); массовые общественные формы (детские и молодежные экологические движения); профильные лагеря (смены), проекты и программы.
Аксиологический аспект экологоориентированной деятельности педагогов и учащихся. Экологическое образование в современных условиях большинством исследователей и практиков рассматривается, прежде всего, как психолого-педагогический процесс, нацеленный на формирование экологоориентированного мировоззрения личности. Реализация цели экологического образования воплощается, при этом, через систему экологоориентированных ценностей личности, которая служит внутренним, эмоционально-освоенным учащимися ориентиром, личностным смыслом их деятельности, направленной на природу. Освоение учащимися экологоориентированных ценностей, способствующих устойчивому развитию человека и природы, выступает ведущим фактором эффективности формирования экологоориентированного мировоззрения в процессе экологического образования.
Категория «ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики, психологии. Особую свою значимость понятие ценности обнаруживает при анализе структуры человеческой деятельности, которая невозможна без ориентации в окружающем мире, сознательного выбора, предшествующего принятию решения, что в свою очередь предполагает оценку окружающих предметов и явлений, определение их положительной значимости для субъекта, постановку целей, выработку программ действий.
Анализ литературы показывает, что единый подход к определению понятия «ценность» не выработан, общепризнанное определение данного понятия в научной литературе отсутствует и дается авторами в зависимости от задач исследования. Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, разнообразием его форм, вариантов, хотя существуют общие исходные методологические позиции. Данная категория выражает сложную структуру взаимоотношений между различными объектами материального и духовного мира, и до сих пор идут уточнения и выявления значения ценностного отношения к материальным предметам и явлениям природы и к взаимоотношениям людей.
Вот некоторые позиции ученых, касающиеся данной проблемы. Так, A.A. Ручка выделяет несколько групп дефиниций ценности, многообразие которых, по его мнению, существует из-за того, что авторы стремятся анализировать ценности под разными углами зрения, на уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями действительности. П.С. Гуревич под ценностью понимает личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека. М. Рокич в своем труде «Природа человеческих ценностей» (1973) обосновывает понятие ценность, исходя из следующих положений: общее число ценностей, являющихся достоянием человека сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; все ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и структуре личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Различия в концепциях ученых, их сопоставление позволили сделать ряд важнейших обобщений:
1) несмотря на разнообразие определения ценности, в каждом из них подмечены определенные сущностные признаки, присущие данному явлению;
2) имеющиеся определения не исчерпывают, а дополняют друг друга;
3) содержание понятия «ценность» обладает целым рядом признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания - значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность;
4) ценности представляют собой взаимосвязь объективного и субъективного;
5) они имеют непринудительный и ненасильственный характер;
6) в жизни человека они выполняют познавательную, социальноповеденческую и духовно-нравственную роль.
Результаты исследования зарубежных ученых по данной проблеме также носят дискуссионный характер (L.I. Bartolome, A. Combs, М. Haberman, K. Kolilberg, R. Kramer и др.). Существует множество определений ценностей, как имеющие общий, широкий смысл, так и сводящие это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. В западной философии теории ценностей следующие: объективно-идеалистические: неокантианство (В. Виндель-банд, Г. Риккерт), неотомизм (К. Ракенер), интуагивизм (А. Бергсон, H. JIoc-ский) - ценность трактовалась как потусторонняя сущность вне пространства и времени; субъективно-идеалистические: логический позитивизм (Ф. Карнап, Г. Рейкенбах); эмотивизм (А. Айер, Ч. Стивенсон и др.) - ценность как явление сознания, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам; натуралистические - теория интереса (Р.Б. Перри, Д. Паркер); эволюционная этика (Г. Спенсер) - ценность есть выражение естественной потребности человека или законов природы в целом.
А. Маслоу считает, что ценности являются частью мотивационно-потребностной сферы. В. Франкл рассматривает «смысл жизни» как центральное звено в понятии «ценность». По мнению Е.С. Толмена ценность является привлекательностью целевого объекта.
При рассмотрении сущности экологоориентированных ценностей в предлагаемой работе мы придерживаемся, с одной стороны, подхода, определяющего понятие «ценность» как значение данного предмета, явления действительности для субъекта, как отношение, связывающее объект с субъектом - отношение субъекта к объекту (М.С. Каган); с другой - подхода, рассматривающего ценность как некий личностный смысл (G.W. Allport), как ориентир субъективной деятельности в мире социальных отношений (Д.М. Архангельский).
Единый подход к определению понятия «экологоориентированные ценности» в научной литературе сегодня не выработан. В большинстве современных исследований, посвященных изучению проблемы формирования эколого-ориентированных ценностей экологических (А.Н. Захлебный, 1996; В.В. Калита, 1996; Г.А. Костецкая, 1999); экокультурных (И.С. Артю-хова, 2000; Е.В. Яковлева, 2000); экосоциальных (Л.А. Гребенькова, 1998); экогуманистических (В.Н. Кудрявцев, 2002; Т.А. Маловидченко, 1999); эко-этнопедагогических (Н.Д. Неустроев, O.E. Винокурова, 1996); а также проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе (Л.Ф. Безрукова, 1999; H.H. Николина; 1996, 1999; O.E. Винокурова, 1996; И.В. Зайцева, 2000; В.В. Зотов, 1998; Л.А. Реут, 1996; К.А. Романова, 2001 и др.), они (эколого-ориентированные ценности) связаны со взаимоотношениями Человека и Природы, а также с многогранной деятельностью человека, направленной на природу, в том числе по ее освоению и охране.
Освоенные учащимися экологоориентированные ценности становятся их экологическими ценностными ориентациями, характеристиками их внутреннего мира, личностным смыслом их деятельности, направленной на природу.
Теоретический анализ проблемы эколого-ориентированных ценностей показывает, что экологические ценностные ориентации должны рассматриваться в следующих аспектах:
- аксиологическом - как высшие духовные ценности;
- когнитивном - через призму которых человек познает самого себя, свои возможности, наиболее глубокие идеи и стремления;
- духовном - как компонент духовной жизни человека;
- процессуальном - вырабатываются в процессе жизнедеятельности, в результате разрешения внутренних и внешних противоречий, проявляющиеся в сфере экологического сознания, соответствующих поступков и личностных свойств;
-результативном - как механизм становления структуры человеческого «Я»;
- ориентационном - как определение ядра экологической ориентации человека, его отношение к миру природы, обществу, другим людям, самому себе.
Анализ современных глобальных экологических проблем показывает, что в связи с изменением глобальной экологической ситуации формирование системы экологоориентированных ценностей на современном этапе должно идти по трем направлениям:
1) на основе согласования с запросами глобальной изменяющейся экологической действительности на планете;
2) на базе толерантности по отношению к ранее существующим ценностям в системе «Человек-Природа»;
3) в результате приспособления ранее существующих ценностей к новым условиям взаимодействия Человека, Общества и Природы.
На основе обобщения подходов отечественных исследователей к характеристике признаков экологоориентированных ценностей (А.Н. Алексеев, И.С. Артюхова, O.E. Винокурова, И.В. Зайцева, В.В. Зотов, В.В. Калита, Г.А. Костецкая, В.Н. Кудрявцев, Ю.И. Кузнецова, В.В. Николина, J1.A. Реут, К.А. Романова, Л.П. Симонова, Г.В. Шейнис, Е.В. Яковлева и др.), а также с учетом эмпирических данных, полученных от учащихся, выделены следующие группы эколого-ориентированных ценностей:
- предметно-экологические - являются частью «очеловеченного» окружающего природного мира человека и включают природные условия, ресурсы, объекты;
-социально-экологические - выражены в виде экологических традиций, правил, императивов человека;
-собственно-природные ~ естественное природное окружение как ценность.
Данные группы можно объединить в следующие типы ценностей:
-общечеловеческие эколого-ориентированные ценности как идеалы, нормы для всего человечества в любое историческое время (жизнь во всех ее проявлениях, природа и гармония в ней, сохранение природы как неотъемлемой для человечества среды обитания, связанные с этим обычаи и традиции, отношение к Земле как к уникальной экосистеме);
- социоприродные эколого-ориентированные ценности, связанные с разнообразной деятельностью человека во взаимодействии с окружающей природой, имеющие исторический характер и неотделимые от культуры человеческой цивилизации:
а) эколого-нравственные ценности (Природа как ценность): забота о фауне и флоре; бережное и разумное отношение к природе, экологическая ответственность, экологический императив общества и человека; безопасность жизни; ограничение загрязнения атмосферы; ограничение разорения природы;
б) эколого-гуманистические ценности (Человек как ценность): проблема ухудшения здоровья Человека, вызванная неблагополучным состоянием окружающей природы; Человек как творец и созидатель, познающий и признающий законы природы; Человек как неотъемлемая часть природы; взаи-мовыгодность отношений в системе «Человек-Природа»;
в) эколого-эстетические ценности (красота природы как ценность): красота природы как необходимое условие жизни человека; экологизация (озеленение, насыщение природными объектами) квартиры, двора, микрорайона, города и т. д.; красота ландшафта; пения певчих птиц и др.;
г) социопродуктивная экологоориентированная деятельность как ценность: экономия природных ресурсов; поддержание в чистоте территории проживания, района, города; лесонасаждений, парков, скверов и т. д.; готовность выполнять различного рода экологоориентированную деятельность;
-личностные эколого-ориентированные ценности, осваиваемые каждым человеком при согласовании социального и индивидуального опыта в процессе экологического образования, подразделяются на подтипы:
а) ценности, ориентированные на взаимовыгодные отношения человека с окружающим природным миром и с человеком как его неотъемлемой частью (любовь к природе, готовность понимать окружающий природный мир, доброта, сострадание, милосердие, взаимоподдержка);
б) ценности, ориентированные на определение стратегии жизненного выбора личности (активная жизнедеятельность, познание окружающего природного мира и себя как его неотъемлемой части, материальное благополучие в гармонии с природой);
в) ценности, ориентированные на физическое и духовное состояние личности (духовное и физическое единство с природой; хорошее здоровье человека, его близких и окружающих; внешняя красота и привлекательность; наслаждение красотой и неповторимостью природы).
Личностные ценности могут изменяться в зависимости от возраста, накопления общественного опыта и опыта практической экологоориентированной деятельности. Данные ценности осваиваются учащимся на основе преобразования глобальной информации и социальных способов деятельности в личностно-значимые. Соответственно, такого рода ценности должны быть адекватны общечеловеческим и социоприродным.
Проведенный теоретический анализ позволяет выделить основные функции экологоориентированных ценностей в организации педагогом и в
осуществлении учащимися экологоориентированной деятельности: экологоориентирующая (отражает экологический аспект ориентации педагога и учащегося в мире ценностей, выбор наиболее значимых для него, мировоззренческого осмысления экологической действительности и своих отношений с окружающим природным миром и людьми как его частью); смыслообразующая (отражает роль и место экологоориентированных ценностей в структуре экологоориетированного мировоззрения как его смыслового ядра); системообразующая (отражает аспект определения общего направления осуществления экологоориентированной деятельности); саморегуляции (отражает аспект саморегуляции педагогом и учащимся на личностном уровне мотивов и целей осуществления экологоориентированной деятельности).
В заключение необходимо отметить, что характеристики экологоориентированной деятельности педагога, направленной на формирование экологоориентированного мировоззрения учащихся, отражают следующие аспекты: категориальные (взаимодействие учащегося с окружающим его природным миром, его освоение, воздействие на природный мир, изменение себя); ценностно-ориентирующие (характеристика экологоориентированных ценностей; общечеловеческих - сохранение природной среды обитания, отношение к Земле как к уникальной экосистеме и др.; социоприродных - забота о фауне и флоре; бережное и разумное отношение к природе, экологическая ответственность и др.; личностных - любовь к природе, забота о флоре фауне, готовность понимать окружающий природный мир); содержательно-функциональные (реализация когнитивно-практической, природотерапевтической, самореализации и развивающей функций); структурные (взаимосвязанные структурные составляющие деятельности - мотивационный, целевой, организационный, результативный); процессуальные (взаимодействие субъектно-субъектных и субъектно-объектных факторов); типологические (виды деятельности по целевой направленности, по видовой структуре, по условиям, уровням и формам организации).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гагарин A.B. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. - Изд. 2-е, дораб. и доп. - М.: Изд-во РУДН, 2005.
2. Гагарин A.B. К определению сущности понятия природоориентированная деятельность учащихся» // Вестник РУДН. Сер. «Психология педагогика». - 2003. - № 1, с. 211-223.
3.Иващенко A.B., Панов В.И., Гагарин A.B. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания учащихся в природоориентированной деятельности // Вестник РУДН. Сер. «Психология педагогика». - 2004. - № 2, с. 82-102.
4. Иващенко A.B., Панов В.И., Гагарин A.B. Эколого-ориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2006. - № 2 (4), с. 59-68.
ECOLOGICALLY ORIENTED ACTIVITY OF THE TEACHER AND PUPILS IN ECOLOGICAL EDUCATION: INTRINSIC FEATURES, CONCEPTUALLY-FUNCTIONAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS
A.V. IVASHCHENKO
The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University 6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia
A.V. GAGARIN
The Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activities Russian Academy of State Service Under the President of the Russian Federation 84, Vernadsky Avenue, 119606 Moscow, Russia
The essence and features of the ecologically oriented activities of the teacher and pupils in ecological education, its contents, functions, structure, kinds and axiological aspect are considered in the article.