АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ (сущностно-функциональные аспекты)*
А.В. Гагарин, С.О. Новиков
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606
Д.С. Астахов
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье раскрыты сущность и функции экологической компетентности личности как инте-гративного звена в ряду понятий «экологическая культура», «эколого-ориентированная образовательно-профессиональная среда», «культура принятия эколого-ориентированных управленческих решений», «эколого-ориентированная деятельность» как феномена, целостно отражающего особенности проявления структур эколого-ориентированной личности.
Ключевые слова: экологическая компетентность, интегральный критерий, эколого-ориентированная личность, экологическая культура, культура принятия эколого-ориентированных управленческих решений, профессионально-образовательная среда.
В современных условиях нарастающего экологического кризиса экологи, психологи, педагоги, акмеологи активно ведут совместный поиск теоретико-методологических оснований модернизации системы экологического образования личности, что вселяет надежду на реальное практическое воплощение на данном этапе ее развития фундаментальных разработок в области развивающих образовательных технологий. Важность научного осмысления методов непрерывного разви-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного
фонда, проект № 10-06-00938а (тема НИР в РУДН № 051302-2-589).
тия экологической компетентности как интегрального свойства личности, целенаправленного научного анализа объективных и субъективных факторов, условий и средств построения эколого-образовательного процесса на различных уровнях обусловлена социокультурной потребностью в воспитании у подрастающего поколения эколого-ориентированных жизненных ценностей и установок и в этой связи необходимостью использования компетентностных, развивающих и здо-ровьесберегающих образовательных технологий.
В рассмотрении сущностных особенностей экологической компетентности личности мы опирались на психологические, акмеологические и педагогические работы в данной области, прежде всего на труды, в которых рассматриваются категории «компетенция» и «компетентность» [6; 10; 11]; на психолого-акмео-логические исследования профессиональной, коммуникативной и психологической компетентности как важных условий развития профессионализма личности и деятельности [1; 4], а также конкретных разновидностей профессиональной компетентности, входящих в структуру профессионализма.
В предлагаемой работе мы придерживаемся подхода, в котором под компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним; под компетентностью — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету деятельности (способность личности к интеграции знаний, умений и навыков, способов их использования в изменяющейся среде).
Отличительной чертой экологической компетентности выступает ее реальное проявление в практической эколого-ориентированной деятельности, в конкретной экологической ситуации. По мнению большинства исследователей, быть экологически компетентным значит экологически целесообразно действовать в любой сфере жизнедеятельности (учебной, профессиональной, здоровьесберегающей и т.д.) на основе полученных ранее знаний и опыта.
Экологическая компетентность может и должна рассматриваться как владение человеком экологической компетенцией как ключевой, общеобразовательной, предметной.
С целью уточнения сущностно-функциональной специфики экологической компетентности обратимся к анализу некоторых особенностей соотношения данного понятия с основными категориями экологической психологии, педагогики, акмеологии.
Экологическая компетентность в системе личности непосредственно связана с такими категориями, как экологическая культура (важнейший показатель уровня ее сформированности); эколого-ориентированная профессионально-образовательная среда (как качественный показатель ее субъектов, непосредственно влияющий на теоретически обоснованное проектирование, оптимальную организацию среды, ее экспертизу); культура принятия эколого-ориентированных управленческих ре-
шений (как ведущее условие эффективности такого рода решений); экологическая составляющая профессиограммы (как отражение важных личностно-профессио-нальных качеств специалиста); эколого-ориентированная деятельность (важнейшее условие формирования экологической компетентности).
Экологическая компетентность, с одной стороны, — интегративное звено в ряду перечисленных категорий, с другой — феномен, целостно отражающий особенности проявления структур эколого-ориентированной личности. Остановимся на соотношении понятий «экологическая компетентность» и «эколого-ориентиро-ванная личность».
Фундаментальные экопсихологические исследования в сфере экологического сознания [5; 9], закономерностей и механизмов его формирования и коррекции, эколого-педагогические исследования в сфере экологической культуры [2; 3; 7; 8], психолого-педагогические исследования проблемы эколого-ориентированной деятельности и эколого-ориентированного мировоззрения личности [7] сыграли важную роль в возникновении в конце XX в. и в дальнейшем развитии на стыке экологической психологии и педагогики направления, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования.
Понятие «эколого-ориентированная личность» выступает важнейшим элементом в системе категорий данного направления и понимается как личность, для которой характерно эколого-ориентированное мировоззрение — устойчивая система взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества, осознание человеком себя в качестве субъекта развития планеты [7]. Для эколого-ориентированной личности характерны психологическая включенность в окружающий природный мир, субъектный характер восприятия природных объектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой [5].
Экологическая компетентность является важнейшим образованием эколого-ориентированной личности, она представляет собой конкретно-индивидуальное проявление экологической компетенции. При этом последняя представляет собой совокупность содержания того или иного вида деятельности и требований к ее реализации в рамках экологического императива. Экологическую компетентность можно рассматривать как свойство эколого-ориентированной личности, отражающее степень освоения ключевых компетенций: общекультурной (= экокультур-ной), ценностно-смысловой компетенции, личностного самосовершенствования.
Экологическая компетентность выступает одним из важнейших показателей сформированости такого образования эколого-ориентированной личности, как ее экологическая культура — интегративное качество и важнейшее личностное свойство, отражающее психологическую, теоретическую и практическую готовность человека ответственно относиться к окружающей среде, способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности; при этом экологическая культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности человека во взаимодействии с природой [2; 3; 8].
Для личности с высоким уровнем сформированности экологической культуры (эколого-ориентированной личности) характерно прежде всего наличие системы экологических знаний, включающей все многообразие сведений о биосфере, экосфере, ноосфере, человеке как их части, о единстве их существования и развития, о правилах и нормах их взаимодействия, о противоречиях, возникающих экологических проблемах, возможных путях и способах их разрешения; экологические умения и навыки, проявляющиеся в разумной природопользовательной, природоохранительной, бытовой, учебной, досуговой и других видах деятельности, повседневном эколого-нравственном поведении, экологическом просвещении и пр.; готовность и способность к осуществлению деятельности, направленной на улучшение и сохранение естественных условий жизни людей, преодоление экологических проблем в рамках достигнутой компетентности и возрастных возможностей.
Кроме того, о такой личности можно говорить как о личности с экоцентриче-ским сознанием, эколого-ориентированным мышлением (способностью устанавливать, анализировать, оценивать причинно-следственные связи между процессами, происходящими в природе, человеке, обществе, делать адекватные умозаключения и выводы, видеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты и последствия деятельности человека, направленной на окружающую среду или связанной с ней); обладающей способностью к экологической эмпатии (единению с природой, переживаниям, вызванным отсутствием гармонии, загрязнением, истреблением ее красот); как о личности с эколого-ориентированным мировоззрением.
Наряду с экологической культурой базовым для определения экологической компетентности в системе категорий экологической акмеологии, психологии и педагогики, является понятие эколого-ориентированной деятельности [2] — ведущего условия формирования и развития структур эколого-ориентированной личности. Таким образом, выстраивается взаимосвязь экологической компетентности с психологическими процессами и состояниями, обеспечивающими освоение личностью эколого-ориентированной деятельности в ходе экологизированного образовательного процесса.
Определяя понятие «эколого-ориентированная деятельность», следует отметить, что трактуется оно неоднозначно. В частности, в описании ее сущности и содержания можно выделить общеметодологический, собственно экологический, психолого-педагогический, аспекты, а также понимание эколого-ориентированной деятельности с точки деятельности профессиональной в различных сферах (не только экологической и связанной с охраной природы).
Поскольку жизнедеятельность человека многоаспектна, а окружающий природный мир является собственно экологической средой для этого, практически любая форма деятельности будет иметь объектом воздействия природную среду, а потому формально может быть названа эколого-ориентированной. С другой стороны, если речь идет не о жизнедеятельности человека вообще, а о практическо-преобразовательной деятельности человека в окружающем его природном мире,
то необходимо говорить об эколого-ориентированной деятельности как системе взаимодействий человека и окружающего природного мира, основанном на понимании их единства и взаимозависимости, с учетом экологических аспектов и факторов.
Анализ отечественных научных подходов к определению понятия «деятельность» позволил определить понятие «эколого-ориентированная деятельность личности» как специально организованное взаимодействие человека с окружающим природным миром, в процессе которого он сознательно и целенаправленно его осваивает, в силу своих возможностей воздействует на него и совершенствует себя.
Далее, для экологической акмеологии как специальной области акмеологиче-ских исследований, занимающейся изучением экологических аспектов процесса личностно-профессионального развития человека, существенно рассмотрение экологической компетентности как одного из важнейших видов профессиональной компетентности, которая в идеале должна иметь межпрофессиональный, а возможно, надпрофессиональный характер.
И в этом смысле экологическая компетентность может быть представлена как имманентный компонент высокого уровня профессионализма специалиста, независимо от его профессиональной ориентации, включающий знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности (эколого-ориентированную профессиональную деятельность).
В целом, взаимосвязь экологической компетентности с рассмотренными категориями экологической психологии, педагогики, акмеологии можно выстроить в следующей логической цепочке. Экологические знания, усвоенные личностью в рамках эколого-образовательного процесса, экологические представления, формируемые в повседневной жизни, способствуют осознанию важности экологических проблем, пониманию ценности природы как среды обитания человека и человечества в целом. Знания и ценности влияют на формирование экоцентрического сознания, трансформируются в убеждения, которые закладывают основу эколо-го-ориентированного мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение определяет ценностные ориентации, идеалы личности, обусловливает отношение к природе, которые проявляются в различных видах эколого-ориентированной деятельности, т.е. экологически целесообразное поведение является следствием реализации содержания экологического сознания. По сути, движущими силами процесса становления экологической компетентности является разрешение экологических противоречий, например стремление жить в экологически более благоприятных, безопасных условиях. Разрешаются эти противоречия в эколого-ориентированной деятельности, объект, предмет и содержание которой определяют экологическую компетенцию.
На основе сказанного, а также исходя из понимания компетенции личности как совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, и компетентности как владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включающего его личностное отношение к ней и предмету деятельности, можно заключить, что экологическая компетентность есть интегральное свойство и критерий проявления эколого-ориентированной личности. Экологическая компетентность включает экологические знания; представления о характере и нормах взаимодействия человека с окружающей средой; представления о природе как важнейшей ценности; готовность, умение решать экологические проблемы; опыт участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды; экологически значимые личностные качества (гуманность, эмпатийность, бережливость, «экологическая» ответственность за результаты деятельности).
Экологическая компетентность есть интегральный феномен в системе эко-лого-ориентированной личности. Она непосредственно связана с ее важнейшими образованиями и выполняет мировоззренческую, методологическую, экологическую, ценностную, прогностическую, социальную, культурную, профессиональную функции.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. — М., 1998.
[2] Гагарин А.В. Эколого-ориентированная деятельность педагога в экологическом образовании: сущностные особенности, содержательно-функциональный и аксиологический аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». — 2007. — № 1. — С. 80—92.
[3] Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. Учеб. пособие. — М.: РИО МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.
[4] Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической комптентности государственных служащих. — М., 2003.
[5] Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
[6] Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. — М., 2004.
[7] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2008.
[8] Кашлев С.С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности. — М.: Горизонт, 2004.
[9] Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. — М., 2005.
[10] Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. — М., 2002.
[11] Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.
ECOLOGICAL COMPETENCE AS INTEGRAL CRITERION OF ENVIRONMENT-ORIENTED PERSONALITY (Essential and Functional Aspects)
А.V. Gagarin, S.O. Novikov
The Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activities The Russian Academy of National Economy and the Public Administration at the President of the Russian Federation Vernadsky Avenue, 84, Moscow, Russia, 119606
D.S. Astahov
The Chair of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article discloses the essence and functions of the ecological competence of personality as an integrative link among the concepts, such as «ecological culture», «ecologically focused professional educational environment», «culture of making ecologically focused administrative decisions», «ecologically focused activity»; and also as a phenomenon integrally reflecting the peculiarities of the manifestation of the structures of the ecologically focused personality.
Key words: ecological competence, integrated criterion, ecologically focused personality, ecological culture, culture of making ecologically focused administrative decisions, professional educational environment.