Научная статья на тему 'Индивидуализация экологического образования в школе-интернате как условие повышения эффективности социализации подростков'

Индивидуализация экологического образования в школе-интернате как условие повышения эффективности социализации подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / школа-интернат / экологическое образование / педагогические условия / индивидуализация / социализация / teenagers / boarding school / ecological education / pedagogical conditions / individualization / socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баскова Татьяна Борисовна

Раскрывается одно из педагогических условий преодоления проблем социализации подростков в школе-интернате посредством экологического образованияиндивидуализация педагогической работы с воспитанником. Отмечается, что наряду со специфическими особенностями становления личности, связанными с направленностью школы-интерната (часто коррекционной), имеется ряд общих недостатков социализации воспитанников, определяющихся общими для всех учреждений данного типа условиями жизни и воспитания учащихся. Для доказательства возможностей экологического образования в социализации подростка применен редко используемый в педагогике монографический метод, позволяющий пролонгированно отследить качественные изменения в личности воспитанника. Основное место в статье занимает общая характеристика технологии индивидуальной работы с воспитанницей школы-интерната, а также описание каждого из ее этапов: изучение индивидуальных особенностей учащейся и недостатков в ее социализации; проектирование индивидуальной программы работы; реализация программы индивидуального экологического образования; оценка результативности индивидуальной работы. Раскрываются педагогические способы и средства организации каждого этапа. Делаются выводы о возможностях экологического образования в решении проблем социализации подростков, о целесообразности индивидуализации данной работы в особо сложных случаях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF ECOLOGICAL EDUCATION IN BOARDING SCHOOLS AS CONDITION OF SOCIALIZATION SKILLS’ DEVELOPMENT IN TEENAGERS

One of the pedagogical conditions instrumental in overcoming socialization problems in teenagers of boarding schools by means of ecological education is individualization of pedagogical work with students. It is noted that along with some specific features of personality development, conditioned by the nature of boarding schools (often correctional), other common problems inherent to the process of socialization practiced by boarding school students also exist. These problems are determined by the living conditions and low educational level of the students. To demonstrate multiple opportunities of ecological education in socialization skills’ development in teenage students the monographic method, which is seldom used in pedagogics, was employed. This method is facilitative in tracing prolonged high-quality changes in students’ identity. General characteristics of the technology, used in the individual work with boarding school students, are provided. A description of each stage of the technology is presented: the in depth study of the student’s individual abilities for socialization; research results of the individual shortcomings barring socialization; projection of the individual program of work; implementation of the program of individual ecological education; assessment of the individual work productivity. Pedagogical ways and means of structuring each stage of the technology in focus are revealed. Conclusions on the efficiency of individual ecological education in solving socialization problems in boarding schools students are made.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация экологического образования в школе-интернате как условие повышения эффективности социализации подростков»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Май, № 3. Т. 2

УДК 376.352

Педагогические науки 2015

ТАТЬЯНА БОРИСОВНА БАСКОВА

соискатель кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) tbbaskova@yandex. ru

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Раскрывается одно из педагогических условий преодоления проблем социализации подростков в школе-интернате посредством экологического образования - индивидуализация педагогической работы с воспитанником. Отмечается, что наряду со специфическими особенностями становления личности, связанными с направленностью школы-интерната (часто коррекционной), имеется ряд общих недостатков социализации воспитанников, определяющихся общими для всех учреждений данного типа условиями жизни и воспитания учащихся. Для доказательства возможностей экологического образования в социализации подростка применен редко используемый в педагогике монографический метод, позволяющий пролонгированно отследить качественные изменения в личности воспитанника. Основное место в статье занимает общая характеристика технологии индивидуальной работы с воспитанницей школы-интерната, а также описание каждого из ее этапов: изучение индивидуальных особенностей учащейся и недостатков в ее социализации; проектирование индивидуальной программы работы; реализация программы индивидуального экологического образования; оценка результативности индивидуальной работы. Раскрываются педагогические способы и средства организации каждого этапа. Делаются выводы о возможностях экологического образования в решении проблем социализации подростков, о целесообразности индивидуализации данной работы в особо сложных случаях.

Ключевые слова: подростки, школа-интернат, экологическое образование, педагогические условия, индивидуализация, социализация

Экологическое образование является одной из важных составляющих в реализации концепции устойчивого развития. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной школы (5-9-й классы) и Концепции экологического образования (2010), одной из стратегических направленностей общего образования в целом, экологического образования в частности является социализация обучаемых [1], [5]. Подростки, воспитывающиеся в школе-интернате, испытывают значительные трудности социализации, которые обусловлены ограниченными возможностями общения и проявления социальной активности.

Междисциплинарный характер экологического образования позволяет организовывать разнообразные виды эколого-ориентированной деятельности школьников. Обеспечение взаимодействия обучающихся друг с другом, педагогами, родственниками в процессе эколого-ориентированной деятельности не только расширяет содержание общения, формирует коммуникативные умения и навыки, но способствует развитию речи, расширению кругозора, появлению и развитию познавательного интереса. Учебная эколого-ориентированная деятельность подростков обогащает их сенсорный опыт и формирует адекватные представления об окружающем мире [2], [6]. Решение проблем социализации подростков средствами экологического образования предпо-

лагает реализацию ряда педагогических условий, одним из которых является индивидуализация экологического образования.

Индивидуализация образовательного процесса обеспечивает субъектную позицию обучающегося через построение индивидуальной траектории развития с учетом анализа индивидуальных особенностей и запросов школьников и подбора (разработки) индивидуальной программы ее реализации. Эффективность образовательного процесса оценивается через прогресс учащегося [3].

Для изучения эффективности индивидуализации экологического образования подростков применен редко используемый в педагогических исследованиях монографический метод. Суть метода заключается в изучении отдельного случая; всестороннем длительном анализе единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений. Монографический метод используется в социологии, экономических исследованиях, психологии, педагогике.

В данной статье раскрываются возможности индивидуализации процесса преодоления проблем социализации воспитанников школы-интерната средствами экологического образования на примере подростка, имеющего нарушения зрения. Организация и детальный анализ работы с учащимся с ограниченными физическими возможностями позволяют более ярко представить общепедагогические результаты исследования.

© Баскова Т. Б., 2015

Индивидуализация экологического образования в школе-интернате как условие повышения эффективности... 49

Процесс индивидуализации экологического образования нуждается в технологическом оснащении. Педагогическая технология индивидуальной работы с воспитанником школы-интерната, как любая педагогическая технология, характеризуется целевыми установками, этапами реализации, специфическими средствами.

Целевыми установками разработанной педагогической технологии являются построение и реализация индивидуального маршрута социализации подростка посредством экологического образования на основе сотрудничества с учащимся (с учетом потребностей, интересов и возможностей воспитанника) и его референтной группой.

Этапами педагогической технологии индивидуальной работы с подростком определены следующие: выявление индивидуальных особенностей учащихся, проектирование индивидуальной программы экологического образования, реализация индивидуальной программы, диагностика эффективности экологического образования, ориентированного на преодоление проблем социализации воспитанника.

Индивидуализация процесса экологического образования сопряжена с выбором определенных педагогических средств, связанных с особенностями подростка, что особенно необходимо в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

На первом этапе производится сбор информации об индивидуальных особенностях ученика. К ним относятся способности, склонности, мотивы, интересы, физическое развитие. Наиболее характерные особенности подростков с нарушениями зрения: «сенсорный голод», недостаточное развитие сферы деятельности, общая низкая активность (в том числе познавательная), нарушения речи, внимания, памяти и многие другие.

Выявление индивидуальных особенностей воспитанника проводится путем тестирования, изучения документации: медицинской карты, индивидуальной карты, классных журналов, контрольных и творческих работ учащегося. Медицинский работник школы дает рекомендации педагогу, от выполнения которых во многом зависит успешность освоения школьником образовательной программы. Беседы с логопедом, психологом, педагогами, работающими с воспитанником, также дают много информации. В беседах с воспитанником и наблюдениях за ним в разных ситуациях выявляются его интересы.

Результатом первого этапа является составление характеристики обучающегося. Ниже приводится характеристика одного из подростков с нарушением зрения.

«Ученица девятого класса. Имеет тяжелую патологию глаз, и, как результат, зрение практически отсутствует, поле зрения точечное, частично может воспринимать книги с мелкими картинками, пишет с трудом, рисует точками. Речь активно начала развиваться после 10 лет. Имеет неординарные способности к лепке и очень хорошую

слуховую память. Наблюдаются сложности обратной связи: прямые вопросы игнорирует, тестовые задания максимально могут содержать два варианта ответа. Проверку знаний обучающейся возможно провести только в форме беседы, которая будет ей интересна. Основной интересующий воспитанницу объект, вокруг которого «крутится» жизнь, - это игрушечные собаки, которых считает живыми. Именно собаки являются объектами художественной деятельности (рисования и лепки). Характерными чертами воспитанницы являются замкнутость, уход в свой вымышленный мир, который ограничивается стенами комнаты, нежелание общаться с кем-либо. Любые попытки приобщения к незнакомому внешнему миру вызывают агрессию и страх».

Налицо существенные нарушения в социализации подростка, проявляющиеся в нежелании и неспособности учащейся общаться с другими людьми и с окружающей действительностью. В то же время у воспитанницы наблюдаются определенные познавательные потребности, которые можно и нужно использовать для решения педагогических задач, воздействуя на механизмы преодоления трудностей социализации через развитие речи, эмоционально-волевых качеств, расширение сферы деятельности и общения. При этом, конечно, необходимо учитывать ограничения подростка по зрению и подбирать соответствующие педагогические средства.

Второй этап - проектирование индивидуальной программы экологического образования подростка, ориентированной на преодоление проблем в его социализации (конкретизация задач, содержания, форм, методов экологического образования).

На основе индивидуальных особенностей учащегося на данном этапе определяется содержание адаптированной программы, соответствующее образовательному стандарту. Адаптированная программа отличается от стандартных программ общеобразовательных школ сроками реализации программы, распределением часов по темам, более углубленным изучением некоторых тем, методами и формами работы.

В анализируемом случае такая программа была разработана в рамках обучения школьному предмету «Биология», который играет ведущую роль в экологическом образовании. Задачи экологического образования были конкретизированы и дополнены с учетом особенностей развития личности подростка. В данном случае особое внимание было направлено на решение следующих задач:

- развитие сферы общения в экологической деятельности и расширение социальных контактов;

- расширение кругозора - формирование экологических знаний, получение дополнительного опыта чувственного познания окружающего мира, способствующего уменьшению страха окружающей действительности;

50

Т. Б. Баскова

- развитие навыков различных видов экологоориентированной деятельности, совершенствование навыков лепки.

Для решения поставленных задач планировалось организовать различные виды эколого-ориентированной деятельности ученика на уроках биологии: коммуникативную, художественноэстетическую, исследовательскую, познавательную, трудовую. Основными формами работы были беседы, практические работы, экскурсии. Предполагалось начать изучение биологии с собак. В процессе работы расширять круг интересов и добавлять другие объекты.

Третий этап - реализация программы индивидуального экологического образования.

Для формирования представления об окружающей природной среде и обогащения сенсорных представлений подростков необходимо организовать непосредственный контакт школьников с растениями, животными через экскурсии в лес, парк. Когда это невозможно, используются комнатные растения, домашние животные, натуральные образцы растений и грибов.

В представленном примере индивидуальная программа экологического образования (на уроках биологии) была реализована так. Создавались условия для расширения сенсорных представлений посредством восприятия природы и отдельных ее компонентов. Все предлагаемые природные образцы изучались подростком с помощью сохранных органов чувств: остаточного зрения, осязания, обоняния, слуха. То есть максимально были задействованы все органы чувств. Это очень важно для развития вышеперечисленных видов чувствительности, для сохранения их работоспособности, для удовлетворения «сенсорного голода», расширения кругозора. Обогащение чувственного опыта помогает ориентироваться в микро- и макросреде, увеличение количества знакомого в окружающем мире делает его менее пугающим и настраивает на дальнейшее познание.

Экскурсии в природу дают огромные возможности для осуществления эстетического воспитания подростков. Восприятие многообразных проявлений природы: слушание звуков, ощущение запахов, осязание растений, обсуждение красоты растений и животных, использование природных мотивов в разных видах творчества - все это дает представление о красоте, способствует повышению познавательной активности, расширению кругозора, развитию навыков ориентировки в макросреде, снятию душевного напряжения личности, является прекрасным средством отдыха и развлечения.

В изучаемом случае экскурсии в лес имели очень большое значение для преодоления негативных установок обучающейся к окружающему миру. Экскурсии проводились осенью и весной. Перед выходом в природу обязательно повторялись правила поведения в лесу. Сначала вос-

питанницу очень тяготили такого рода выходы в природу из-за невозможности передвигаться вне дома без посторонней помощи. Лес был для нее совершенно чужим миром, полным непредсказуемых опасностей. Но со временем чувство страха у учащейся понизилось, у педагога появилась возможность использовать как обучающий, так и воспитательный и развивающий потенциал такого рода занятий.

На занятиях по уходу за комнатными растениями отрабатывались трудовые навыки: подготовка почвенных смесей, полив, рыхление, очистка от засохших листьев, подкормка, вегетативное и семенное размножение комнатных растений. Все эти операции школьница научилась выполнять самостоятельно (вырастила несколько фиалок из листа, провела эксперименты по влиянию условий среды на рост и развитие растений). Растения постепенно вошли в сферу интересов ученицы, разведение растений стало занятием для души, хобби, на которое она с удовольствием тратит много времени и сил. Появление интересного занятия как возможность самореализации благоприятно сказалось на эмоциональном состоянии подростка. Кроме того, новое увлечение позволило, что очень важно, расширить круг социальных контактов: учащаяся начала общаться с родственниками и знакомыми, обсуждая особенности выращивания комнатных растений, и даже давать консультации по некоторым вопросам.

Для оценки эффективности технологии индивидуализации экологического образования несколько раз проводилась диагностика уровня экологической культуры [4], развития сферы общения, развития сферы деятельности. Промежуточная диагностика показала положительную динамику.

В ходе реализации индивидуальной программы экологического образования у подростка повысилась познавательная активность. Ученица вырастила несколько растений и собрала семена для школы, дает рекомендации родственникам, как правильно поливать, подкармливать, пересаживать комнатные растения, какие болезни и вредители могут поразить растения и как с ними бороться. Она научилась выращивать овощи в условиях квартиры, в этом ей помогает тетя. Увлекается биологией, изучает с помощью мамы и самостоятельно книги о комнатных растениях. Имеет устойчивую потребность к активной исследовательской и познавательной деятельности, проводит эксперименты по выращиванию экзотических растений из семян. Приобрела черепаху и научилась ухаживать за ней. За время обучения уровень экологической культуры школьницы повысился: она овладела экологическими знаниями, умениями и навыками, у нее сформировалось позитивное отношение к природе, появились навыки экологически грамотного взаимодействия с природой.

Индивидуализация экологического образования в школе-интернате как условие повышения эффективности... 51

В процессе реализации индивидуальной программы экологического образования смягчились некоторые негативные стороны личности ученицы. Она стала менее замкнутой, у нее появилось желание контактировать с внешним миром посредством природных объектов. Это привело к расширению кругозора и обогащению сенсорных представлений.

Ученица стала увереннее чувствовать себя вне квартиры. У нее появилось желание бывать на природе: отдыхать и узнавать новое о растениях и животных. Установка по отношению к природе изменилась с прагматической на этическую, когнитивную и эстетическую.

Произошли изменения и в сфере общения, оно стало более содержательным, появился положительный настрой на общение, расширился круг общения.

Рассмотренный пример индивидуальной работы с воспитанницей школы-интерната, имею-

щей серьезные проблемы в социализации (связанные как с условиями школы-интерната, так и с отклонениями в состоянии здоровья), показывает возможности корректировки развития личности подростка посредством экологического образования. Индивидуализация экологического образования даже в работе с подростками с тяжелой патологией дает хорошие результаты: у школьников появляется активность в познании окружающего мира, расширяется кругозор, они овладевают практическими навыками взаимодействия с природой, происходит изменение эмоционально-ценностного отношения к природе и людям, наблюдается расширение круга общения и развитие коммуникабельности. Проведенное монографическое исследование подтверждает общепедагогический вывод о социализирующей роли экологического образования. Особое значение такого рода исследования могут иметь в решении проблем инклюзивного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова В. П. Проблемы оценки качества эколого-биологического образования в условиях реализации ФГоС // Биология в школе. 2013. № 8. С. 41-48.

2. Баскова Т. Б. Эколого-ориентированная деятельность воспитанников школы-интерната как средство их социализации // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 1. С. 45-48.

3. Баскова Т. Б., Коросов А. В. Оценка субъективного отношения к природе и определяющие его факторы // Школа будущего. 2011. № 5. С. 5-7.

4. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Науковедение. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf

5. Дерябо С. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М.: ЦКФЛ РАО, 1995. 147 с.

6. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 47-51.

Baskova T. B., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

INDIVIDUALIZATION OF ECOLOGICAL EDUCATION IN BOARDING SCHOOLS AS CONDITION OF SOCIALIZATION SKILLS’ DEVELOPMENT IN TEENAGERS

One of the pedagogical conditions instrumental in overcoming socialization problems in teenagers of boarding schools by means of ecological education is individualization of pedagogical work with students. It is noted that along with some specific features of personality development, conditioned by the nature of boarding schools (often correctional), other common problems inherent to the process of socialization practiced by boarding school students also exist. These problems are determined by the living conditions and low educational level of the students. To demonstrate multiple opportunities of ecological education in socialization skills’ development in teenage students the monographic method, which is seldom used in pedagogics, was employed. This method is facilitative in tracing prolonged high-quality changes in students’ identity. General characteristics of the technology, used in the individual work with boarding school students, are provided. A description of each stage of the technology is presented: the in depth study of the student’s individual abilities for socialization; research results of the individual shortcomings barring socialization; projection of the individual program of work; implementation of the program of individual ecological education; assessment of the individual work productivity. Pedagogical ways and means of structuring each stage of the technology in focus are revealed. Conclusions on the efficiency of individual ecological education in solving socialization problems in boarding schools students are made.

Key words: teenagers, boarding school, ecological education, pedagogical conditions, individualization, socialization

REFERENCES

1. Aleksandrova V. P. The problem of assessing the quality of ecological and biological education in terms of the implementation of the FGOS [Problemy otsenki kachestva ekologo-biologicheskogo obrazovaniya v usloviyakh realizatsii FGOS]. Biologiya v shkole. 2013. № 8. Р 41-48.

2. Baskova T. B. Environmentally oriented activities of boarding school pupils as means of socialization [Ekologo-orienti-rovannaya deyatel’nost’ vospitannikov shkoly-internata kak sredstvo ikh sotsializatsii]. Ekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly. 2012. № 1. Р 45-48.

3. Baskova T. B., Korosov A. V. Assessment of subjective relations to nature and factors determining it [Otsenka su’’ektivnogo otnosheniya k prirode i opredelyayushchie ego faktory]. Shkola budushchego. 2011. № 5. P. 5-7.

4. Vdovina S. A., Kungurova I. M. The nature and implementation of individual educational trajectory [Sushch-nost’ i napravleniya realizatsii individual’noy obrazovatel’noy traektorii]. Naukovedenie. 2013. № 6. Available at: http://nauko-vedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf

5. Deryabo S. D. Metodiki diagnostiki i korrektsii otnosheniya k prirode [Methods of diagnosis and correction of attitude towards nature]. Moscow, TsKFL RAO Publ., 1995. 147 р.

6. Suravegina I. T., Senkevich V. M., Kucher T. V. Environmental education in school [Ekologicheskoe obrazovanie v shkole]. Sovetskaya pedagogika. 1990. № 12. Р 47-51.

Поступила в редакцию 24.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.