Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы'

Формирование экологической культуры в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ / TOURISM / FUTURE SPECIALIST / ENVIRONMENTAL CULTURE / TECHNOLOGY OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбачек Галина Владимировна

Актуализирована проблема формирования экологической культуры у будущих специалистов в сфере туризма. Определена сущность экологической культуры личности. Раскрыты актуальные технологии ее формирования в современном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of ecological culture in training specialists in tourism

Updated issue of ecological culture in the future specialists in the field of tourism. Defined the essence of ecological culture of personality. Disclosed relevant technology of its formation in the modern vocational education.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы»

конфликтами каждый конкретный конфликт необходимо рассматривать в единстве всех его сторон и характеристик. В правильном анализе всех его черт, их последующем синтезе и выстраивании модели конфликта состоит успех использования конфликта как инструмента управления позитивными изменениями в промышленной организации в целях обретения новых черт ее конкурентоспособности.

В рамках реализации организационного конфликта, мы можем выделить ряд частных правил и рекомендаций, которые позволят говорить об эффективности их применения на предприятии вообще и логистическом предприятии в частности: рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски. Концентрация внимания на реальных интересах оппонента; расширение коммуникаций между сторонами конфликта с целью получения достоверной информации и укрепления доверия; ограничение сферы соперничества; определение на ранних стадиях конфликта цены победы и поражения; проведение различия между участником и предметом конфликта; временное ограничение конфликта; расширение временного горизонта конфликта; результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль; определение круга возможных альтернатив, допустимых уступок до принятия совместного решения. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах.

Литература

[1] Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008.

[2] Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов /на примерах конфликтов в коллективах организаций. М., 1996.

[3] Лысенко А.С. Искусство интеллектуального боя — Эффективное разрешение конфликтов. Киев, 2010.

[4] Моргунов Е.Б. Организационное поведение. - М., 2004.

[5] Семенов В.А. Конфликтология: история, теория, методология. СПб., 2008.

[6] Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов. — М.: Книжный мир, 2007.

Рыбачек Г.В.

формирование экологической культуры в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы

Развитие цивилизации, ведущее к разрушению биосферы, к дальнейшей деструкции протекающих в ней процессов, не является и, по сути, не может быть названо прогрессивным, а развитие человечества по техногенному пути привело к возникновению и обострению глобальных экологических проблем, к экологическому кризису, постепенно, но с каждым годом быстрее, охватывающему всю биосферу. Это путь социального регресса, путь самоуничтожения человеческой цивилизации. Истинно прогрессивное, поступательное развитие общества возможно только в гармонии с природой, при условии решения экологических проблем.

В этой связи формирование экологической культуры личности и общества признаётся на сегодняшний день целью экологического образования наибольшим количеством учёных, методологов, теоретиков и педагогов-практиков (О С. Анисимов, С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев [1, 3]). Важнейшее значение мы в свою очередь придаем проблеме формирования экологической культуры будущих специалистов в целом, и в частности туристской сферы.

Экологическая культура специалиста туристской сферы в силу специфики его деятельности и взаимодействия с людьми и природой как субъектами и объектами профессиональной деятельности - по сути своей должна быть культурой целостного мировосприятия, содействия жизни, культурой, в которой сбалансированы свобода личностного выбора и ответственность за него перед собой, себе подобными и природой; этнокультурной толерантности, терпимости, культура, направленная на взаимодействие, поиск выхода из кризисных ситуаций, на совместный поиск оптимального пути жизнедеятельности человека во взаимодействии с природой, с помощью не только внутреннего диалога, но и диалога с окружающими людьми различных возрастов, рас, верований, а также диалога с природой.

Следует признать, что система образования в современной России и в целом, и в частности в системе профессиональной подготовки до сих пор в недостаточной степени ориентирована на развитие экологической культуры. Экологическое образование ни в коем случае не должно сводиться к информированию об экологических законах и развитию экологических навыков. Сутью экологического образования является обеспечение целостности мировоззрения личности, формирование в сознании человека целостной и непротиворечивой картины мира, а также адекватных представлений о своём месте и роли в мире, формирование экологической культуры.

Очевидно, что такое комплексное качество, как экологическая культура, не может формироваться в рамках одного урока, темы, даже учебного года. Процесс развития экологической культуры будущего специалиста должен быть непрерывным в течение всего времени обучения в образовательном учреждении. С другой стороны, не следует ограничивать воспитание экологической культуры и другими рамками - стенами учебного кабинета, колледжа. Более того, педагогический процесс формирования экологической культуры станет значительно эффективнее, если обучающиеся смогут реализовывать полученные знания, умения вне урока и аудиторных занятий.

Создание условий, мотивации для проявления достигнутого личностью уровня экологической культуры в деятельности; вовлечение образовательного учреждения в социальную жизнь микрорайона, района, города; увеличение контактов образовательного учреждения с общественными организациями, муниципальными руководящими структурами; включение образовательного учреждения в реализацию глобальных проектов (с помощью, например, компьютерной сети Интернет и международных экологических и образовательных организаций) -такова суть принципа расширения образовательного пространства.

Экологическая культура, заключая в себе всё накопленное человечеством, становится и целью, и средством достижения целостности мировоззрения, а расширение образовательного пространства представляет собой способ формирования целостного мировоззрения и один из основных принципов разработки и реализации педагогических технологий формирования экологической культуры личности.

Для разработки технологий формирования экологической культуры будущих специалистов туристской сферы значительный интерес представляет модель экологизации образования, связанная с концепцией личностного подхода к организации

образовательного процесса, предложенная В.И. Данильчуком и В.В. Сериковым [6]. Согласно этой модели, экологическими в собственном смысле этого слова являются такие конструкции образования, которые направлены на актуализацию личностных функций индивида, его активной позиции в отношении экологической проблемы. В этом случае любое познание, в том числе естественнонаучное, становится экологически значимым.

Феномен экологичности связан, таким образом, не с самим познаваемым предметом как таковым, а со способом его постижения, своеобразной самоорганизацией субъекта познания как представителя социоприродной реальности и предполагает ориентацию не только в самом предмете, материале, но и восприятие изучаемого предмета (науки или области культуры) в целом, в его отношении к человеческому бытию в масштабе ноосферы.

Необходимость экологической ориентации естественнонаучного образования продиктована потребностью заново определить смысл постижения человеком фундаментальных законов мироздания, внести в методологию познания природы оправдавшие себя в других сферах «гуманитарные» регулятивы. Среди них: отказ от незыблемых истин, включение науки в систему культуры, множественность мировосприятия и диалогичность как стиль мышления эпохи, целостность и социоприродная ориентация познания, творческое отношение к науке и др.

И в этом смысле, интересен подход А.В. Гагарина и А.А. Кузина [2]. В связи со сказанным авторы выносят правомерный вопрос о продуктивных технологиях развития профессионально-экологической культуры будущего специалиста, направленных на создание у него непосредственно культурологической, компе-тентностной и мировоззренческой готовности для успешной реализации идей устойчивого развития. И в данном случае необходимо говорить об экологическом образовании, нацеленном на развитие профессионально-экологической культуры будущего специалиста как меры и способа реализации сущностных сил человека в эко-социальном бытие, а в рамках профессиональной деятельности — на реальное воплощение указанной культуры, прежде всего, в форме проявления экологической компетентности специалиста, экоцентрических установок его сознания и мировоззрения. Тогда, по их мнению, на первый план выходят акмеологические технологии развития такого рода личности. При этом, важнейшую роль в продуктивном развитии профессионально-экологической культуры имеет активное включение будущих специалистов в специально организованную экологоориентированную деятельность, имеющую эколого-практические, природоохранные, природосо-хранные и т.п. цели - в деятельность, ориентированную на освоение обучающимися окружающего природного мира; на обогащение их когнитивно-познавательной, эмоционально-ценностной, коммуникативно-поведенческой и морально-волевой сфер; на созидательный и охранительный аспекты воздействия человека на окружающий природный мир; на изменение самих себя, включающем совершенствование мировоззренческой и мотивационно-потребностной сфер, а также в изменение характера экологического сознания.

Резюмируя изложенное выше и осуществляя переход к технологической стороне формирования экологической культуры, ещё отметим, что экологическая направленность образования рассматривается как дидактический феномен, т.е. как своеобразная ситуация учебной деятельности, обусловленная не только включением в содержание предмета дополнительной «экологической» информации, но и качественным преобразованием самой познавательной деятельности, позиции субъекта в этом процессе. Экологоориентированное обучение востребует субъектность, личностное отношение обучаемого.

Как свидетельствуют многочисленные исследования сторонников личностно ориентированного подхода к образованию, эффективными методами актуализации личностной позиции обучаемых является диалог и имитационно-игровой подход при решении учебных задач. Триада «задача - диалог - игра» представляет собой своеобразный технологический комплекс. Его применение обеспечивает двунаправленный характер познавательной деятельности: познающий субъект ведёт своеобразный диалог о смысле познания и получает удовлетворение от игры.

Следовательно, подлинная эффективность педагогического процесса, направленного на формирование экологической культуры, может быть выявлена путём более широкого набора педагогических измерителей. Диагностируемыми параметрами в этом случае являются не только (и не столько!) экологические знания, умения и навыки, но и отношения человека: к природным объектам, к природе, к окружающим людям и самому себе, а также, любые формы проявления этих отношений в деятельности. Именно изменения в отношениях свидетельствуют о личностной значимости экологических знаний для человека.

Алгоритм «знание + отношение», таким образом, является одним из важнейших при организации и осуществлении педагогического процесса формирования экологической культуры, а также при организации и проведении диагностических процедур, направленных на выявление структурных компонентов экологической культуры личности.

Для диагностики знаний, полученных учащимися после изучения экологизированного естественнонаучного материала, могут быть использованы различные тесты, методики, контрольные работы, образцы которых содержатся во многих учебных и методических пособиях. Педагог может разработать собственный вариант проведения контроля знаний или использовать имеющиеся (в предложенном или адаптированном виде) в пособиях Т.Г. Каленниковой, Т.В. Кучер, А.С. Прут-ченкова и В.А. Самковой и других. При изучении экологических знаний учащихся обязательно следует учитывать не только наличие, но и глубину, системность, степень целостности знаний о той или иной экологической проблеме.

Значительно более сложной задачей является диагностика отношений личности. Особое внимание следует обратить на то, что отношения целесообразно изучать в динамике, для чего в обязательном порядке проводить входной контроль (перед началом изучения экологизированного материала) и итоговый. При этом необходимо использовать один и тот же или максимально близкий диагностический инструментарий. В нашем исследовании предполагается использовать, прежде всего, оригинальные методики, разработанные в Научно-образовательном центре «ТЭКО» под руководством С.Н. Глазачева [4]. Для разностороннего выявления экологических отношений личности целесообразно также применение проективных методик и анкет, значительное количество которых содержится в пособии С.С. Кашлева и С.Н. Глазачева [6]. С помощью методик, предлагаемых этими авторами поставлена дальнейшая задача определить особенности экологических интересов учащихся - будущих специалистов туристской сферы, их ожиданий при взаимодействии с природой, особенности мотивации учащихся к практической экологической деятельности и др. показатели сформированности экологической культуры личности.

Таким образом, результаты педагогического процесса, нацеленного на формирование экологической культуры, выражаются в изменении субъективных отношений человека к природе, окружающим людям, самому себе, в изменении уровня знаний, в личностном росте и развитии.

Изучение эффективности процесса формирования экологической культуры является сложным, поскольку диагностируемые качества и конкретные измерители лежат в поле внутренних параметров личности и динамичны по своей сути. Это требует от педагога высокой внутренней дисциплины, такта, аккуратности в интерпретации результатов диагностики.

Литература

[1]. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Педагогические технологии в экологическом образовании: проблемы и подходы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб.научн.труд. / Под ред. С.Н. Глазачева. - Волгоград, 1996. - С. 92-108.

[2]. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Ак-меология. №1. 2012. С. 20-24.

[3]. Глазачев С.Н., Кашлев С.С. Экологическое образование : природа как педагогическое средство // Вестник экологического образования в России. — 2011. — № 1. — С. 6-9.

[4]. Гришаева Ю.М. Экологическая культура в педагогической деятельности. М.: МГПИ, 2012.

[5]. Данильчук В.И., Сериков В.В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественнонаучногообразования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С.Н. Глазачева. — Волгоград: Перемена, 1996. — С. 84-91.

[6]. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособие для учителя. — М.: Горизонт, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.