Научная статья на тему 'Выявление транснациональных преступлений как направление уголовной политики Российской Федерации'

Выявление транснациональных преступлений как направление уголовной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая политика / транснациональные преступления / криминалистика / выявление преступлений / криминалистическая стратегия / глобализация / legal policy / transnational crimes / forensics / crime detection / forensic strategy / globalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахова Е. А.

статья посвящена такому актуальному направлению правовой политики в сфере противодействия транснациональной преступности, как выявление транснациональных преступлений. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки инструкции по выявлению транснациональных преступлений для компетентных органов. В статье раскрывается значение стадии выявления транснациональных преступлений для эффективной борьбы с этим глобальным явлением, определяется возможность выявления транснациональных преступлений как одно из направлений уголовной политики Российской Федерации. В качестве методологической основы выступает совокупность диалектического метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. В результате исследования сделан вывод о том, что выявление транснациональных преступлений представляет собой деятельность компетентных органов, регламентированную комплексом правовых норм. Выявление транснациональных преступлений как направление уголовной политики Российской Федерации требует совершенствования. Перспективными мерами представляются совершенствование уголовно-процессуального законодательства, криминалистической деятельности, формирование правосознания населения и обеспечение научной обоснованности выявления преступлений как самостоятельного этапа борьбы с преступностью. Данный комплекс мер направлен на усовершенствование концепции уголовной политики Российской Федерации. Делается вывод о возможности рассмотрения выявления преступлений как самостоятельного уголовно-процессуального института, а также разработки учения о криминалистических методах выявления преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Detection of transnational crimes as a direction of criminal policy of Russian Federation

the article is devoted to such an urgent direction of legal policy in the field of combating transnational crime as the detection of transnational crimes. The relevance of the article is due to the need to develop instructions for the detection of transnational crimes for the competent authorities. The article reveals the significance of the stage of detecting transnational crimes for the effective fight against this global phenomenon. The purpose of the article is to determine the possibilities of detecting transnational crimes as one of the directions of the criminal policy of the Russian Federation. The set of the dialectical method of cognition, general scientific, special scientific and special methods acts as a methodological basis. As a result of the study, it was concluded that the detection of transnational crimes is the activity of the competent authorities, regulated by a set of legal norms. As a direction of the criminal policy of the Russian Federation, the detection of transnational crimes requires improvement. Promising measures are the improvement of criminal procedural legislation, criminalistics activities, the formation of legal awareness of the population and the provision of scientific justification for detecting crimes as an independent stage in the fight against crime. This set of measures is aimed at improving the concept of the criminal policy of the Russian Federation. The conclusion is made about the possibility of considering the detection of crimes as an independent criminal procedural institution, as well as the development of the doctrine on the forensic methods of detecting crimes.

Текст научной работы на тему «Выявление транснациональных преступлений как направление уголовной политики Российской Федерации»

Е.А. Астахова, E.A. Astakhova,

младший научный сотрудник Junior researcher, Saratov branch

Саратовского филиала Института of the Institute of State and Law

государства и права of the Russian Academy of Sciences

Российской академии наук [email protected]

DOI:

ВЫЯВЛЕНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

■5

Аннотация: статья посвящена такому актуальному направлению правовой политики в сфере противодействия транснациональной преступности, как выявление транснациональных преступлений. Актуальность статьи обусловлена необходимо- § стью разработки инструкции по выявлению транснациональных преступлений для § компетентных органов. В статье раскрывается значение стадии выявления транснациональных преступлений для эффективной борьбы с этим глобальным явлением, н определяется возможность выявления транснациональных преступлений как одно § из направлений уголовной политики Российской Федерации. В качестве методологи- "2 ческой основы выступает совокупность диалектического метода познания, обще- § научных, частнонаучных и специальных методов. В результате исследования сделан § вывод о том, что выявление транснациональных преступлений представляет собой § деятельность компетентных органов, регламентированную комплексом правовых § норм. Выявление транснациональных преступлений как направление уголовной поли- § тики Российской Федерации требует совершенствования. Перспективными мерами ® представляются совершенствование уголовно-процессуального законодательства, § криминалистической деятельности, формирование правосознания населения и обеспе- § чение научной обоснованности выявления преступлений как самостоятельного этапа I борьбы с преступностью. Данный комплекс мер направлен на усовершенствование о концепции уголовной политики Российской Федерации. Делается вывод о возможности § рассмотрения выявления преступлений как самостоятельного уголовно-процессу- § ального института, а также разработки учения о криминалистических методах I. выявления преступлений.

Ключевые слова: правовая политика, транснациональные преступления, криминалистика, выявление преступлений, криминалистическая стратегия, глобализация.

в

DETECTION OF TRANSNATIONAL CRIMES 33^

AS A DIRECTION OF CRIMINAL POLICY ~

OF RUSSIAN FEDERATION .

ь

Abstract: the article is devoted to such an urgent direction of legal policy in the field of combating transnational crime as the detection of transnational crimes. The relevance of the article is due to the need to develop instructions for the detection of transnational crimes for the competent authorities. The article reveals the significance of the stage of detecting transnational crimes for the effective fight against this global phenomenon. The purpose of the article is to determine the possibilities of detecting transnational crimes as one of the

directions ofthe criminal policy ofthe Russian Federation. The set ofthe dialectical method of cognition, general .scientific, .special scientific and special methods acts as a methodological basis. As a result of the study, it was concluded that the detection of transnational crimes is the activity of the competent authorities, regulated by a set of legal norms. As a direction of the criminal policy ofthe Russian Federation, the detection oftransnational crimes requires improvement. Promising measures are the improvement of criminal procedural legislation, criminalistics activities, the formation of legal awareness of the population and the provision of scientific justification for detecting crimes as an independent stage in the fight against crime. This set of measures is aimed at improving the concept of the criminal policy of the Russian Federation. The conclusion is made about the possibility of considering the detection of crimes as an independent criminal procedural institution, as well as the development of the doctrine on the forensic methods of detecting crimes.

Keywords: legal policy, transnational crimes, forensics, crime detection, forensic strategy, globalization.

Борьба

ба с транснациональной преступностью предполагает своевременное

с транснациональном преступностью - слож-

„о ная и многогранная деятельность, носящая межотраслевой характер.

го Это обусловлено рядом факторов, главным из которых является совокупность правовых средств, определяющих уголовную политику

а по обеспечению процесса борьбы с преступностью. Успешная борь-

1

со выявление признаков транснациональных преступных проявлений.

2 Значение выявления преступлений в криминалистике рассматрива-^ ется как элемент формулы «от выявления характера преступления — к установлению личности преступников» [1, с. 56].

§ Выявление преступлений - самостоятельный (первый) этап

5 борьбы с преступностью. Такое понимание стадии выявления

§ преступлений имеет под собой нормативно-правовую основу. Так,

в соответствии с уголовно-процессуальным законом заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном о виде (ст. 141); дознаватель, орган дознания, следователь, руководи-^ тель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение С о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее трех суток 34 со дня поступления указанного сообщения (ст. 144); по результатам ^ рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознава-СЧ тель, следователь, руководитель следственного органа принимает ® одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела; ^ 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности (ст. 145). Тем не менее в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют прямые указания на обязанность выявления преступлений. Выявление преступления следователем (дознавателем) возможно.

Рассмотрение выявления преступлений как самостоятельного

этапа борьбы с преступностью основано также на том, что оно ш

представляет предпосылку для раскрытия преступления. Без стадии |

выявления признаков преступления невозможна активизация уголов- |

но-процессуального механизма, регламентирующего все остальные 0

этапы борьбы с преступностью. щ

Деятельность по выявлению преступлений и разработка ее мето- |

дов - междисциплинарный объект, который должен быть всесторонне 1

исследован в рамках науки криминалистики. |

Актуальность проблемы очевидна. Многие транснациональные ^

преступления не становятся предметом расследования лишь потому, ^

что компетентные органы не осведомлены о фактах совершенных или о

подготавливаемых преступлений. |

По данным статистики за 2021 г., отмечается снижение пре- |

ступности. Однако, по мнению экспертов, речь идет не о реальном, ^

а о формальном снижении. Так, В. Шайдуллина отмечает четыре | фактора, которые помогли улучшить показатели: декриминализация

ряда экономических преступлений (например, связанных с налоговы- |

ми нарушениями, предпринимательской деятельностью); появление |

новых преступных схем (они или не регистрируются, или попада- 1

ют в область гражданско-правовых споров); влияние технологий 1 на раскрываемость (технологии помогают более быстро раскрыть

преступление, преступники это знают и «сто раз отмеряют», прежде |

чем совершить преступление); наличие латентной преступности (ко- |

торая не зарегистрирована) [2]. Высокий уровень латентной преступ- ^

ности (в том числе транснациональной) отмечают и другие ученые °

[3, с. 11-12; 4, с. 184]. |

Таким образом, можно утверждать, что процент латентной транс- |

национальной преступности достаточно высок, многие деяния пред- £

ставляют собой транснациональную криминальную деятельность, Ц

осуществляемую профессионально и на постоянной основе, но об- | наруживаются спустя длительное время с начала ее осуществления.

Вопросы выявления преступлений и их добросовестной регистра- 35

ции должны решаться в каждом регионе индивидуально, но толчком ^

к их решению должно быть формирование направления уголовной ь

политики РФ по выявлению транснациональных преступлений. 0

Каким должно быть выявление транснациональных преступле- 1

ний? Практической задачей следователя в процессе выявления при- щ знаков преступления является ранжирование поступающих сведений и выделение среди этого потока информации признаков-последствий преступного события и установление связей между явлени-

ями [5, с. 88-91]. Итогом аналитической деятельности следователя выступает получение исходной криминалистической информации. М.Н. Хлынцов отмечал: «Исходная криминалистическая информация, на основании которой следователь приступает к расследованию какого-либо события, решает вопрос о возбуждении уголовного дела, должна носить явно юридический характер; сведения, из которых она извлекается, должны так освещать событие, чтобы оно по своему содержанию подпадало под признаки конкретной статьи УК» [6, с. 44]. Данное суждение справедливо, когда речь идет о преступлении, нарушающем нормы уголовного законодательства Российской Федерации. Ситуация выявления признаков транснациональных преступлений имеет более сложный характер.

Применительно к конкретному составу преступления, имеющему транснациональный характер, алгоритм выявления признаков преступления следователю относительно понятен и привычен, хотя § на момент выявления еще не известны все признаки состава преступления. Они устанавливаются в ходе расследования. Чем осложняется ^ ситуация выявления транснационального характера преступления? § Транснациональные преступления представляют собой сложную ® систему, имеющую значительный состав образующих ее элементов. С Основной фактор, определяющий специфику транснациональных ^ преступлений, - содержание транснациональной криминальной де-2 ятельности и ее основные направления. Этот важный фактор редко учитывается на практике.

В помощь следователю представляется возможным предложить С начальный алгоритм выявления криминалистической информации ^ о транснациональном преступлении.

§ 1. Анализ состояния российского и международного законода-^ тельства в интересующей сфере.

с; Изучая явление, пока еще неизвестного характера, следователь должен помнить, что многие уголовно наказуемые деяния, закреплен-36 ные в УК РФ, могут иметь транснациональный характер. Особенно те, чей способ связан с перемещением товаров, денежных средств и информации в иностранные государства. Признаки транснацио-® нального преступления в ситуации возбуждения уголовного дела могут проявляться без связи с фактом нарушения международного законодательства или законодательства иностранного государства. Задача следователя - установить имеют ли обнаруженные признаки какие-либо иные юридические последствия, которые могут затрагивать законные интересы иностранных государств.

2. Определить потенциальный круг источников информации, которые могут помочь в определении характера события. ш

Сведения о транснациональных преступлениях можно получить |

из многих источников. Д.С. Хижняк выделяет следующие: 1) лица |

(потерпевшие, их родственники, должностные лица, сотрудники 0

правоохранительных органов РФ и иностранных государств и др.); щ

2) негосударственные, общественные организации; 3) средства мас- |

совой информации; 4) информационные и телекоммуникационные 1

системы; 5) иные источники [7, с. 163-164]. |

Для выявления многих видов транснациональных преступлений, ^

таких как торговля людьми, незаконный оборот наркотиков, оружия, ^

роль сотрудников оперативно-разыскных органов является ключе- о

вой. При этом представляемые результаты ОРД должны позволять |

формировать доказательства, отвечающие требованиям уголовно- |

процессуального закона [8, с. 76]. ^

3. Определить систему методов проверки информации о пре- | ступлении и его характере.

Вне зависимости от видов транснациональной преступности сле- |

дователю рекомендуется использовать универсальный метод кримина- £

листического анализа информации, который представляет собой сово- 1

купность общенаучных методов познания, среди которых превалируют 1|

анализ и синтез, и тактических приемов, призванных обеспечить |

его реализацию в конкретном акте расследования. Приемами такого 1|

анализа исследователи указывают: а) изучение и дифференциация |

исходного объема информации; б) построение информационно-логи- ^

ческих систем; в) построение идеальных информационных моделей; °

г) изучение модели и получение нового знания [9, с. 11]. Ц

В систему методов проверки информации о преступлении и его |

характере также традиционно включают: £

а) истребование из учреждений, предприятий, общественных орга- Ц низаций интересующих документов и сведений с целью восполнения | первичного материала;

б) проверка по месту проведения предварительной проверки 3 материалов, касающихся данных фактов, изучение этих материалов, ^ составление по ним справок, снятие копий с соответствующих доку- Ь ментов, приобщение всего производства к проверочному материалу 0

и др.; |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) выезд на место с целью ознакомления с документами, функци- а ями должностных лиц и др.;

г) получение устных и письменных объяснений от должностных лиц и граждан;

д) проведение ревизии по предложению проверяющего;

е) различные проверки вышестоящими органами деятельности подведомственных им учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц;

ж) получение консультаций специалиста;

з) проведение ведомственной экспертизы по предложению проверяющего;

и) наблюдение;

к) контроль и документирование информации в компьютерных сетях;

л) анализ рекламных сообщений и т.д.

Немаловажным для организации работы следователя по выявлению транснационального характера преступления является составление плана, в который должны входить: „о 1) перечень вопросов, подлежащих установлению (трансграничен ный или транстерриториальный характер преступления; имеются ли последствия преступления на территории иностранного государства; № не являются ли выявленные признаки элементами транснациональной § криминальной деятельности, инициированной на территории ино-

38

странного государства и т.п.);

со

2 2) определение наиболее целесообразных способов выявления

^ признаков преступлений (общие для всех преступлений способы;

— специальные способы, которые корректируются в зависимости от сфе-

§ ры, в которой было совершено предполагаемое транснациональное

25 преступление);

§ 3) установление последовательности проведения действий;

4) установление места и времени проведения действий;

5) возможно указание на конкретное лицо, которому поручается оо „

о проведение отдельных действий. со

^ Факт транснационального уголовно наказуемого деяния может

С быть выявлен не только российскими следователями (дознавателями),

но и правоохранительными органами иностранного государства, потерпевшими и иными лицами. ^ Анализ криминалистической литературы позволяет сделать вы-СЧ вод о том, что вопросы выявления преступлений, в частности транс® национальных, практически не изучены. И это несмотря на то, что ^ еще в 80-х гг. ХХ в. В. В. Степановым предлагалось создание учения о криминалистических методах обнаружения преступления [10]. В структуру учения, по его мнению, должны были войти три раздела: теоретические основы, основы деятельности по выявлению преступлений, предварительная проверка сигналов о преступле-

ниях [11, с. 107-108]. Общие вопросы обнаружения преступлений и предварительной проверки были отнесены им к организации работы ш следователя, а особенности этой деятельности по отдельным категори- | ям дел - к криминалистической методике [12]. Однако в современных Н работах по криминалистике редко можно встретить выявление пре- ® ступлений в качестве структурного элемента методики расследования Н преступлений. Такой подход юристов сказывается и на эффективности | работы следователей. § В целях активизации разработок научно-практических методов § по выявлению транснациональных преступлений представляется ^ необходимым внесение пункта об обязательной проверке сообщений о преступлениях на транснациональный характер в государ- п ственный документ, которым может быть Государственная стратегия § борьбы с транснациональной преступностью. Подобные проекты § были сравнительно недавно разработаны Д. С. Хижняком (Стратегия ^ противодействия транснациональной криминальной деятельности | в Российской Федерации) [13; 14, с. 371-390] и А.Х.-А. Пиховым Ц (Стратегия противодействия транснациональной преступности § в Российской Федерации на период до 2030 года) [15]. I Необходимо разработать комплекс правовых норм, которые, 1 всесторонне регламентируя вопросы выявления транснациональных §| преступлений, активизировали бы деятельность уполномоченных | органов. §§ С учетом того, что в законодательных актах не могут быть урегу- § лированы частные вопросы выявления транснациональных преступле- ^ ний, они должны получить детальную регламентацию в подзаконных оо актах. Повышению эффективности деятельности правоохранительных 0 органов по выявлению транснациональных преступлений способ- | ствовало бы принятие межведомственной Инструкции о выявлении § транснациональных преступлений правоохранительными органами. Ц Инструкция должна носить стратегический характер, таким образом, § ее можно будет рассматривать в качестве элемента механизма реализации государственной правовой политики [16]. 39

В предлагаемой Инструкции необходимо предусмотреть ^

следующее: ь

1) политико-правовую основу документа; п

2) реализацию национальных интересов и государственной по- §

^ со

литики в качестве цели; щ

3) субъектов деятельности по выявлению транснациональных преступлений;

4) понятие и виды транснациональных преступлений;

5) понятие и виды выявления преступлений;

6) способы выявления транснациональных преступлений;

7) методы выявления транснациональных преступлений разными субъектами (следователь, дознаватель, оперативный работник

и др.);

8) методы выявления отдельных видов и групп транснациональных преступлений в соответствии с их криминалистической классификацией;

9) использование помощи общественности в выявлении транснациональных преступлений;

10) систему мер, необходимых для совершенствования выявления транснациональных преступлений;

11) механизмы реализации указанной системы мер выявления транснациональных преступлений;

„о 12) условия осуществления контроля за реализацией выявления

го транснациональных преступлений как направления государственной

политики Российской Федерации. а Этап выявления признаков транснациональных преступлений § представляется важным для расследования в целом. Именно в просо цессе выявления следователь может диагностировать сложившуюся 2 следственную ситуацию, определить дальнейшие основные на-^ правления расследования, сформулировать основные тактические — и стратегические задачи, определить значение международного со-§ трудничества и его формы.

5 Полученные в ходе этапа выявления результаты подвергаются § новому анализу.

Выявление транснациональных преступлений как направление уголовной политики Российской Федерации требует совершенствова-

00

о ния. К мерам по совершенствованию данного направления уголовной ^ политики следует отнести:

С 1) совершенствование уголовно-процессуального законодательства (проведение экспертизы законопроектов, учет современного 40 состояния транснациональной криминальной ситуации в Российской Федерации в целом и в отдельных ее субъектах, использование ре-(V зультатов криминалистического прогнозирования и анализа законо-® мерностей, составляющих предмет криминалистики при разработке ^ законопроектов, методических рекомендаций и инструкций для сотрудников правоохранительных органов);

2) совершенствование уголовно-процессуальной и криминалистической деятельности (повышение эффективности реализации норм действующего уголовно-процессуального законодательства,

применение их в соответствии с нормами международного права и обязательствами, закрепленными в ратифицированных Российской

Федерацией конвенциях); |

3) формирование правосознания населения (повышение эффектив- | ности уголовно-правовой пропаганды, направленной на выявление ® латентных транснациональных преступлений); ^

4) обеспечение научной обоснованности выявления преступлений 5 как самостоятельного этапа борьбы с преступностью (обоснование § выявления преступлений как самостоятельного уголовно-процессу- |

мысль. - 2018. - № 1. - С. 11-14.

4. Шапиро, Л.Г. Экономическая преступность как транснациональное явление: проблемы противодействия / Л.Г. Шапиро // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - № 6. - С. 183-188.

5. Ратинов, А.Р. Судебная психология для следователей / А.Р. Ратинов.

- М. : НИиРИО ВШ МООП РСФСР, 1967. - 290 с.

6. Хлынцов, М.Н. Криминалистическая информация и моделирование при расследовании преступлений / М.Н. Хлынцов. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 160 с.

7. Хижняк, Д. С. Источники получения криминалистически значимой информации о совершенных транснациональных преступлениях / Д. С. Хижняк // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012.

- № 4 (87). - С. 161-167.

со

X

's

ального института, разработка учения о криминалистических методах выявления преступлений, разработка в рамках частных методик криминалистических алгоритмов выявления отдельных видов транснациональных преступлений). |

Все эти и иные возможные меры позволят усовершенствовать кон- |

цепцию государственной уголовной политики Российской Федерации, |

выдвинуть выявление транснациональных преступлений в число £

приоритетных направлений уголовной политики нашего государ- "§

ства и определить пути его дальнейшего развития в свете процессов |

глобализации и цифровизации современного российского общества ®

и интеграции в общемировое правовое пространство. |

о X

Список литературы: *

1. Анненков, С.И. Выявление мошенничества, совершаемого организо- | ванными преступными группами / С.И. Анненков // Проблемы уголовного 5! процесса, криминалистики и судебной экспертизы. - 2015. - N° 1. - С. 56-63. *

2. Преступность в России: итоги за 10 лет. - URL: https://udm-info.ru/ news/society/04-04-2021/prestupnost-v-rossii-itogi-za-10-let (дата обращения: | 24.12.2012). |

3. Бертовский, Л.В. Выявление преступлений, связанных с нарушением ^

правил экономической деятельности / Л.В. Бертовский // Академическая |

||

41

8. Панькина, И.Ю. Проблемы возбуждения уголовного дела о преступлениях, связанных с торговлей людьми / И. Ю. Панькина // Противодействие организованной преступности: уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты борьбы с торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков и оружия, экологическими преступлениями : матер. междунар. конф., по-свящ. 10-летию кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики РГУ им. И. Канта / под ред. Т.С. Волчецкой. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - С. 74-78.

9. Соловьёв, А.В. Повышение эффективности предварительного расследования и задачи криминалистики / А.В. Соловьёв // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы : межвуз. сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та. 1989. - Вып. 8. - С. 8-12.

10. Степанов, В.В. Вопросы обнаружения и раскрытия преступлений / В. В. Степанов // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. - Саратов, 1986. - Вып. 5. - С. 9-19.

11. Степанов, В.В. Своевременность выявления - важнейшее условие раскрытия преступления / В.В. Степанов // Проблемы социальной справедливости в отраслевых юридических науках : сб. ст. - Саратов : Изд-во Сарат.

§ ун-та, 1988. - С. 105-108.

12. Степанов, В.В. О системе советской криминалистики / В.В. Степанов а // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Вопросы § техники, тактики и методики расследования : межвуз. науч. сб. - Саратов : § Изд-во Сарат. ун-та, 1982. Вып. 4. - С. 3-9.

^ 13. Хижняк, Д.С. О проекте стратегии противодействия транснациональ-

С ной криминальной деятельности в Российской Федерации / Д. С. Хижняк // X Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2016. - № 6 (29). - С. 17-30. ^ 14. Хижняк, Д. С. Методологические основы расследования транснаци-

2£ ональных преступлений / Д.С. Хижняк. - М. : Юрлитинформ, 2021. - 424 с. 25 15. Пихов, А.Х.-А. Теоретические основы противодействия транснаци-

§ ональной преступности : автореф. ... дис. д-ра юрид. наук / А.Х.-А. Пихов. С - Краснодар, 2018.- 56 с.

^ 16. Хижняк, Д. С. Юридическая стратегия как элемент механизма реали-

ст зации государственной правовой политики и методологии криминалистиче-оо ских исследований (на материале стратегий борьбы с транснациональными 2 преступлениями) / Д. С. Хижняк // Правовая политика и правовая жизнь. с - 2016. - № 1. - С. 33-36.

42

о

«V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.