Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии правовой глобализации на классификацию транснациональных преступлений'

К вопросу о влиянии правовой глобализации на классификацию транснациональных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая глобализация / криминалистическая политика / транснациональное преступление / криминалистическая классификация / стратегия / криминалистическая деятельность / принципы классификации. / forensic policy / transnational crime / forensic classification / strategy / forensic activity / principles of classification.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахова Екатерина Алексеевна

Введение: исследование криминалистической классификации транснациональных преступлений — актуальная проблема науки криминалистики. Теоретико-практическое значение криминалистической классификации транснациональных преступлений состоит в том, что на ее основе строятся частные методики расследования преступлений. Цель: выявление взаимосвязи криминалистической классификации транснациональных преступлений и криминалистической политики Российской Федерации в условиях правовой глобализации. Методологическая основа: в качестве методологической основы выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. В частности, в работе используется системный подход. Результаты: предложено закрепление криминалистической классификации транснациональных преступлений в методическом письме Следственного комитета Российской Федерации. Выводы: создание криминалистической классификации транснациональных преступлений должно происходить с обязательным учетом направлений криминалистической политики государства в современных условиях правовой глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Impact of Legal Globalization on the Classification of Transnational Crimes

Background: the study of the forensic classification of transnational crimes is an urgent problem of the science of forensic science. The theoretical and practical significance of the forensic classification of transnational crimes lies in the fact that private methods of investigating crimes are built on its basis. Objective: to identify the relationship between the forensic classification of transnational crimes and the forensic policy of the Russian Federation in the context of legal globalization. Methodology: the set of the general method of cognition, general scientific, specific scientific and special methods acts as a methodological basis. In particular, the work uses a systematic approach. Results: it is proposed to consolidate the forensic classification of transnational crimes in the methodological letter of the Investigative Committee of the Russian Federation. Conclusions: the creation of forensic classification of transnational crimes should take place with the obligatory consideration of the directions of the state’s forensic policy in the modern conditions of legal globalization.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии правовой глобализации на классификацию транснациональных преступлений»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-2-177-180 УДК 343.100.41

Е.А. Астахова

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПРАВОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА КЛАССИФИКАЦИЮ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Введение: исследование криминалистической классификации транснациональных преступлений — актуальная проблема науки криминалистики. Теоретико-практическое значение криминалистической классификации транснациональных преступлений состоит в том, что на ее основе строятся частные методики расследования преступлений. Цель: выявление взаимосвязи криминалистической классификации транснациональных преступлений и криминалистической политики Российской Федерации в условиях правовой глобализации. Методологическая основа: в качестве методологической основы выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. В частности, в работе используется системный подход. Результаты: предложено закрепление криминалистической классификации транснациональных преступлений в методическом письме Следственного комитета Российской Федерации. Выводы: создание криминалистической классификации транснациональных преступлений должно происходить с обязательным учетом направлений криминалистической политики государства в современных условиях правовой глобализации.

Ключевые слова: правовая глобализация, криминалистическая политика, транснациональное преступление, криминалистическая классификация, стратегия, криминалистическая деятельность, принципы классификации.

E.A. Astakhova

TO THE QUESTION OF THE IMPACT OF LEGAL GLOBALIZATION ON THE CLASSIFICATION OF TRANSNATIONAL CRIMES

Background: the study of the forensic classification of transnational crimes is an urgent problem of the science of forensic science. The theoretical and practical significance of the forensic classification of transnational crimes lies in the fact that private methods of investigating crimes are built on its basis. Objective: to identify the relationship between the forensic classification of transnational crimes and the forensic policy of the Russian Federation in the context of legal globalization. Methodology: the set of the general method of cognition, general scientific, specific scientific and special methods acts as a methodological basis. In particular, the work uses a systematic approach. Results: it is proposed to consolidate the forensic classification of transnational crimes in the methodological letter of the Investigative Committee of the Russian Federation. Conclusions: the creation of forensic classification of transnational crimes should take place with the obligatory consideration of the directions of the state's forensic policy in the modern conditions of legal globalization.

Key-words: forensic policy, transnational crime, forensic classification, strategy, forensic activity, principles of classification.

© Астахова Екатерина Алексеевна, 2021 Младший научный сотрудник (СФ ИГП РАН) © Astakhova Ekaterina Alekseevna, 2021

Junior Researcher (SF IGP RAS) 177

12 декабря 2020 г. исполнилось 20 лет с момента подписания Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., ратифицирована Российской Федерацией в 2004 г.)1. Несмотря на то, что с момента подписания прошло немало времени, ученые и практики продолжают деятельность по анализу и реализации ее положений. Сам документ носит универсальный, но весьма общий характер и его содержание неоднократно анализировалось в специальной литературе. Тем не менее нельзя не отметить, что Конвенция ООН обеспечивает необходимую основу для реализации уголовной и криминалистической политики Российской Федерации в сфере борьбы с транснациональной преступностью, а в частности для международного сотрудничества государств — стран участников Конвенции и оптимизации некоторых направлений борьбы с транснациональной преступной деятельностью, осуществляемой в организованных формах.

Анализ положений Конвенции поможет уяснить курс развития криминалистической политики российского государства в сфере противодействия транснациональной преступности в условиях правовой глобализации.

Как известно, в Конвенции отсутствует привычное для российской науки определение транснационального преступления. Вместо этого авторы документа, в ч. 2 ст. 3 Конвенции раскрывают признаки транснационального преступления. К ним они относят следующие: 1) преступление совершено в более чем одном государстве; 2) преступление совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имело место в другом государстве; 3) преступление совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; 4) преступление совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Таким образом, определяющим признаком транснационального преступления является нарушение уголовно-правовых норм двух или более государств, а не форма преступной деятельности, которая вынесена в наименование Конвенции и которая является факультативным признаком транснационального преступления.

Вопрос классификации транснациональных преступлений в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности не затрагивается. Возможно причиной тому является представленная ранее на IX Конгрессе ООН в 1995 г. новая классификация. Она была составлена на основании опроса 193 государств (но Россия в данном опросе не участвовала). Как результат, многие предложенные преступления и их группы плохо согласуются с нормами уголовного законодательства РФ. Кроме того, Конвенция ООН 2000 г. была дополнена тремя протоколами: Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее; Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю, воздуху (оба приняты 15 ноября 2000 г.); Протоколом против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (принят 31 мая 2001 г.). Таким образом, можно сделать

1 См.: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения:

178 20.02.2021).

вывод, что государства, ратифицировавшие Конвенцию 2000 г. рассматривают в качестве транснациональных преступлений торговлю людьми, незаконный оборот оружия и организацию незаконной миграции. Анализ практики показывает, что именно к этим видам транснациональной криминальной деятельности более пристальное внимание российских правоохранительных органов

Тем не менее, роль международных документов в правовой и криминалистической политике РФ весьма высока. Прежде всего, они влияют на интернационализацию внутригосударственного права, в связи с чем формируются единообразные подходы к борьбе с транснациональными преступлениями. И прежде чем разрабатывать какие-либо меры борьбы с ними, требуется унифицированная уголовно-правовая и криминалистическая классификации транснациональных преступлений.

По мнению Д.С. Хижняка, «процессы всемирной глобализации и обусловленная ею трансформация криминальной деятельности привели к появлению двух типов транснациональных преступлений — трансграничных и транстерриториальных» [1]. Термин «трансграничное преступление» ранее неоднократно фигурировал в юридической литературе. Например, И.В. Щеблыкина понимает под ними преступления, совершенные с нарушением юрисдикции двух и более государств [2]. Такое определение, по сути раскрывает один из признаков транснационального преступления, закрепленный в Конвенции ООН — «преступление совершено в более чем одном государстве» (ч. 2 ст. 3). Не совсем ясно, почему автор относит такие преступления к трасгранич-ным, т.к. такой тезис не только не вытекает из положений Конвенции, но и противоречит ей.

Мы солидаризируемся с суждением Д.С. Хижняка о подразделении транснациональных преступлений на трансграничные и транстерриториальные, где трансграничные преступления — затрагивающие интересы государств, имеющих общую границу, а транстерриториальные — интересы государств не имеющих общей границы [1]. Это наиболее общая классификация транснациональных преступлений, но весьма важная для криминалистики, т.к. отражает способ совершения преступления.

Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности побудило ряд государств к дальнейшим законодательным инициативам. Например, в Великобритании были приняты стратегические документы направленные на борьбу с терроризмом2 и организованной преступностью3, а в США была принята Стратегия по борьбе с транснациональной организованной преступностью4.

В Российской Федерации была принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537)5, в которой видами транснациональных преступлений были названы незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

2 См.: CONTEST: The United Kingdom's Strategy for Countering Terrorism. July 2011. London: HM Government, 2011. Р. 19.

3 См.: Local to Global: Reducing the Risk from Organized Crime. L.: HM Government, 2011; Serious and Organized Crime Strategy. L.: HM Government, 2013.

4 См.: Strategy to Combat Transnational Organized Crime. July 19, 2011. Washington: The White House, 2011.

5 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444. 179

Анализ нормативно-правовых актов и специальной литературы приводит нас к выводу, что составить полный перечень транснациональных преступлений практически невозможно. Поэтому многие исследователи (особенно криминологи и криминалисты) рассматривают в качестве ключевой классификацию ООН от 1995 года. За неимением иного — такой вариант приемлем, но для эффективной борьбы с таким явлением как транснациональная преступность, для построения новых эффективных частных методик расследования таких преступлений необходима адекватная классификация транснациональных преступлений.

Ее построение должно основываться на методологических принципах, среди которых особое место занимает принцип учета практики при создании классификационных систем [3, с. 13]. Анализ материалов уголовных дел6 позволяет сделать вывод о транснациональном характере преступления, однако правоохранительные органы упорно не хотят его замечать и пытаются избегать «лишнего» международного сотрудничества в расследовании преступлений.

Таким образом, можно выявить четкую корреляционную связь между процессом правовой глобализации, криминалистической политикой Российской Федерации и классификацией транснациональных преступлений. Выявив недочеты следственной деятельности, учитывая международно-правовые документы, можно предложить новые методологические подходы в деятельности следственных аппаратов. Но лишь изменение криминалистической политики государства в русле правовой глобализации сможет заставить изменить подходы следователей к расследованию преступлений, имеющих транснациональный характер. В качестве первого шага возможно создание методического письма о классификации транснациональных преступлений, утвержденного Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Данный документ должен быть составлен на основе анализа практики противодействия мировым сообществом транснациональной преступности (в особенности в ее организованных формах).

Библиографический список

1. Хижняк Д.С. Криминалистическая классификация транснациональных преступлений // Юристъ-правоведъ. 2020. № 2 (93). С. 175-178.

2. Щеблыкина И.В. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности по противодействию транснациональной организованной преступности // Положения Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и проблемы их применения в России. М., 2011. С. 105-114.

3. Куцонис П.Б. Проблемы построения и использования криминалистических классификаций в методике расследования преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. 25 с.

References

1. Khizhnyak D.S. Criminalistic Classification of Transnational Crimes // Juristlegal expert. 2020. No. 2 (93). P. 175-178.

2. Shcheblykina I.V. The Activities of the Border Agencies of the Federal Security Service in Countering Transnational Organized Crime // Provisions of the United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Problems of Their Application in Russia. M., 2011. P. 105-114.

3. Kutsonis P.B. Problems of Construction and Use of Forensic Classifications in the Methods of Investigating Crimes. Extended abstract. dis. ... cand. of law. M., 1990. 25 p.

6 См.: Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». URL: https://sudrf.ru/ (дата обращения: 28.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.