Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая политика / глобализация / криминалистическая классификация / стратегия / криминалистическая деятельность / транснациональная преступность / противодействие / legal policy / globalization / forensic classification / strategy / forensic activity / transnational crime / counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. А. Астахова

правовая политика в сфере противодействия транснациональной преступности – одно из актуальных направлений правовой политики Российской Федерации. В статье раскрывается ее теоретико-практическое значение для эффективной защиты мира и безопасности человечества, основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод человека и гражданина от транснациональных преступлений. Цель статьи – выявить современные направления правовой политики Российской Федерации в сфере противодействия транснациональной преступности. В качестве методологической основы выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. Сделан вывод о том, что на современном этапе борьбы с транснациональной преступностью необходимо принять комплекс мер международного, федерального и регионального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forensic policy of the Russian Federation and classification of crimes

legal policy in the field of combating transnational crime is one of the topical directions of the legal policy of the Russian Federation. The article reveals its theoretical and practical significance for the effective protection of the peace and security of mankind, the foundations of the constitutional system of the Russian Federation, public security, human and civil rights and freedoms from transnational crimes. The purpose of the article is to identify the modern directions of the legal policy of the Russian Federation in the field of combating transnational crime. The set of the universal method of cognition, general scientific, special scientific and special methods acts as a methodological basis. It is concluded that at the current stage of the fight against transnational crime, it is necessary to take a set of measures at the international, federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

Е.А. Астахова,

младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

БО!:

E. A. Astakhova,

Junior Researcher, Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences orhideya-katerina@mail.ru

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация: правовая политика в сфере противодействия транснациональной преступности - одно из актуальных направлений правовой политики Российской Федерации. В статье раскрывается ее теоретико-практическое значение для эффективной защиты мира и безопасности человечества, основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод человека в и гражданина от транснациональных преступлений. Цель статьи - выявить со- ■§. временные направления правовой политики Российской Федерации в сфере противо- "о действия транснациональной преступности. В качестве методологической основы выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных д и специальных методов. Сделан вывод о том, что на современном этапе борьбы § с транснациональной преступностью необходимо принять комплекс мер междуна- ^ .3 родного, федерального и регионального уровней. 2 о

п п

Ключевые слова: правовая политика, глобализация, криминалистическая клас- в ^ сификация, стратегия, криминалистическая деятельность, транснациональная § преступность, противодействие.

с U

x

a _

J= ?

s t»

g 5

Forensic policy of the Russian Federation | g

t s

and classification of crimes 5 g

» 5

a o

Abstract: legal policy in the field of combating transnational crime is one of the g ^ topical directions of the legal policy of the Russian Federation. The article reveals its S theoretical and practical significance for the effective protection of the peace and security of mankind, the foundations of the constitutional system of the Russian Federation, public security, human and civil rights and freedoms from transnational crimes. The purpose of the article is to identify the modern directions of the legal policy of the Russian Federation 51 in the field of combating transnational crime. The set of the universal method of cognition, — general scientific, special scientific and special methods acts as a methodological basis. It is m concluded that at the current stage of the fight against transnational crime, it is necessary to take a set of measures at the international, federal and regional levels.

Keywords: legal policy, globalization, forensic classification, strategy, forensic activity, transnational crime, counteraction.

с -S

и и

ь ь

Транснациональная преступность - это одно из негативных явлений, порожденных процессом глобализации, который возник в 1945 г. в результате деятельности Организации Объединенных Наций. Этот факт отмечал в своем докладе Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, в частности резюмируя: «В этом новом мире группы и отдельные лица все чаще и чаще напрямую взаимодействуют между собой через границы без участия государства. Это создает определенные опасности. Преступность, наркотики, терроризм, загрязнение, болезни, оружие, беженцы и мигранты - все это передвигается туда-сюда более быстрыми темпами и в больших объемах, чем в прошлом. Люди ощущают угрозу, исходящую от событий, которые разворачиваются вдали от них» [1].

Транснациональная преступность - системный объект, изучаемый с различных позиций представителями таких наук, как уголовное .о право, криминология, криминалистика, история государства и права. со Со времени констатации мировой проблемы прошли десятилетия, изменились способы совершения транснациональных преступлений, » что привело к большому количеству латентных преступлений, а сама оа преступность проникла в новые сферы человеческой деятельности оа (например, интеллектуальная собственность).

2 В сложившейся обстановке правоохранительным органам крайне ^ сложно быстро адаптироваться к новым условиям борьбы с преступностью. Среди причин снижения эффективности деятельности о „

§ по раскрытию и расследованию преступлений можно назвать и низкий 55 уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранитель-§ ных органов в области криминалистики. Именно криминалистическая ^ наука занимается разработкой научно обоснованных рекомендаций «5 с учетом особенностей раскрытия и расследования преступлений о в современных условиях. Рост транснациональной преступности, ^ наращивание численности транснациональных организованных преС ступных формирований делает малоэффективной противодействие ей

правоохранительных органов одного государства. 52 В последние два десятилетия мировым сообществом разработан и принят ряд документов, направленных на противодействие СЧ транснациональной преступности. Нормы международно-правовых ® документов главным образом направлены на урегулирование меж-^ государственного сотрудничества. Несмотря на то, что некоторые документы предлагают грамотные и законченные алгоритмы такого сотрудничества, на государственном уровне все же имеются пробелы и коллизии, не позволяющие в полной мере реализовать положения международно-правовых документов.

Важной теоретико-практической задачей является выработка общепринятого понятия транснационального преступления. Несмотря на тот факт, что на законодательном уровне оно до сих пор не сформулировано, анализ обширной юридической литературы и ряда нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что транснациональные преступления - это те противоправные уголовно наказуемые деяния, которые нарушают уголовно-правовые нормы двух или более государств. А это значит, что, с одной стороны, национальных средств противодействия транснациональной преступности явно недостаточно, а с другой - каждое государство должно принимать меры по сокращению и предупреждению такой преступности. И главным средством определения направлений борьбы с транснациональной преступностью на национальном уровне выступает государственная правовая политика.

Правовая политика - объект исследования многих юридических ® наук. Не стала исключением и криминалистика, т.к. часть ее двуединого объекта - деятельность по выявлению, раскрытию и предупреж- ™ дению преступлений - напрямую зависит от уголовной политики о государства. §

Под правовой политикой принято понимать «научно обоснован- -в1

о К

ную, последовательную и системную деятельность государственных 3 §

и негосударственных структур по созданию эффективного механиз- 0 58

-3 а

ма правового регулирования, по цивилизованному использованию ^ §

юридических средств в достижении таких целей, как наиболее пол- | 3

ное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление § *

дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой § о

государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой § |<

жизни общества и личности» [2, с. 61]. Ее общая задача - совершен- 3 |,

ствование правовой системы государства. ° Л

Основные субъекты правовой политики - Президент РФ, §

Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания 3 3 РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ,

Высший Арбитражный Суд РФ, Министерство юстиции РФ и другие 53

государственные органы, а также институты гражданского общества т

(муниципальные органы, партии, общественные палаты и т.д.). ь

Государственная политика в сфере борьбы с преступностью 0

объединяет в себе отраслевые виды политики: уголовно-правовую, §

пенитенциарную, уголовно-процессуальную, криминологическую ш и криминалистическую.

Уголовно-правовая политика в сфере борьбы с транснациональной преступностью понимается в науке как «согласованная политика

двух или более государств по осуществлению совместными усилиями борьбы с международной транснациональной преступностью, закрепленная и регламентированная в международно-правовых актах (международных договорах или конвенциях), основанная на взаимоприемлемых, установленных в национальном законодательстве этих государств принципах и нормах о преступности и наказуемости деяний, выдаче преступников, порядке, формах и методах раскрытия и расследования преступлений, доказательствах и их источниках и т.д., состоящая в определении наиболее эффективных направлений борьбы с транснациональными преступлениями посредством взаимодействия разных государств и их правоохранительных органов» [3, с. 12-13].

Целью государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности в самом общем виде является .о «эффективная защита мира и безопасности человечества, основ кон-со ституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод человека и гражданина от транснациональных » преступлений» [4, с. 163].

оа Задачами правовой политики в сфере противодействия транс-о

оа национальной преступности выступают оптимизация механизма 2 правового регулирования и правовой системы в целом, укрепление ^ законности и правопорядка на национальном и международном ^ уровнях, повышение правовой культуры следователей и граждан. 52 Уголовно-процессуальная политика определяет формы борьбы 55 с транснациональной преступностью: взаимодействие судов, проку -§ роров, следователей и органов дознания с соответствующими компе-

С

И 00

54

о

тентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями; выдача лица для уголовного

о преследования или исполнения приговора; передача лица, осужден-2 ного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, С гражданином которого оно является; производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с признанием и принудительным исполнением приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории РФ доходов, СЧ полученных преступным путем.

® Исходя из утверждения В.Ю. Сокола о том, что содержание кри-

миналистической политики составляют принципы, цели, приоритеты, перспективы и стратегии современной криминалистической деятельности, а также основные направления разработки, совершенствования, внедрения и эффективного использования на практике криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью [5, с. 202], можно

сделать вывод и о содержании криминалистической политики в сфере борьбы с транснациональной преступностью.

Политико-правовую основу принципов криминалистической (следственной) деятельности составляют положения Конституции РФ, Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» (ст. 3 «Международное сотрудничество», ст. 5 «Принципы деятельности Следственного комитета» и др.), многочисленные положения Уголовно-процессуального кодекса РФ и других нормативных правовых актов.

Цели криминалистической деятельности следователя в сфере противодействия транснациональной преступности определяются сущностью процесса расследования, который состоит в поиске, сборе, фиксации и оценке доказательств, выдвижении и проверке на их основе следственных версий. Иными словами, цели криминалистической деятельности общие для расследования любых преступлений. Однако о в данном случае следователь должен осознавать, что, возможно, он 3 имеет дело с преступлением транснационального характера, поэтому, а анализируя сложившуюся на первоначальном этапе следственную 0 ситуацию, он должен выдвигать версии о характере преступления § и проверять, является ли оно трансграничным либо транстерритори- § альным. Характер преступления определяет весь ход процесса работы 3 § с доказательствами. 0 8

Приоритетные направления в сфере противодействия транс- 1 §

оз

национальной преступности также определяются государственной ^ 3

уголовно-правовой политикой. § *

Перспективы криминалистической деятельности (т.е. деятель- § О

ности по выявлению, предупреждению, расследованию, раскрытию § О

преступлений, а также разработке научных методов) в сфере противо- .3 |

действия транснациональной преступности весьма обширны. Они 0 £ связаны с:

§

1) разработкой научного аппарата (понятие транснационального 3 § преступления, криминалистическая классификация транснациональных преступлений, методы расследования транснациональных 55 преступлений, построение общей и частных криминалистических ^ методик расследования транснациональных преступлений и др.); Ь

2) формированием организационных основ расследования транс- 0 национальных преступлений (криминалистический анализ транс- § национальной следственной ситуации, особенности версионного ш анализа и планирования расследования, алгоритмы создания международных следственно-оперативных групп, программы расследования отдельных преступлений транснационального характера и др.);

3) разработкой тактики следственных действий (тактические приемы удаленных следственных действий, тактические приемы и технологии использования видео-конференц-связи, особенности производства следственных действий на территории иностранного государства и др.);

4) разработкой методик конкретных видов и групп транснациональных преступлений;

5) совершенствованием методологии деятельности правоохранительных и правоприменительных государственных органов;

6) проведением совместных научно-практических конференций и практико-ориентированных научных исследований по совершенствованию методов противодействия транснациональной преступности и ее отдельным формам;

7) совершенствованием методологии научных исследований в сфере противодействия транснациональной преступности;

§ 8) внедрением современных знаний по выявлению, предупрежде-^ нию, раскрытию и расследованию транснациональных преступлений 5 в учебный курс криминалистики.

8 Стратегическими документами, регулирующими деятельность 2 по противодействию транснациональной преступности, являются С Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные ^ законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2 (утвержденная Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400), нор-¡5 мативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. с^ Важную роль в определении направлений государственной пост литики Российской Федерации (как и других государств) в борь-^ бе с транснациональной преступностью играет Организация § Объединенных Наций, которая впервые обратилась к этой проблеме ^ на V Конгрессе (г. Женева) в 1975 г. Основополагающим документом С в этой сфере является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая 15 ноября 2000 г. в г. Нью-56 Йорке и подписанная Российской Федерацией 12 декабря 2000 г.

в г. Палермо (иногда именуется Палермской конвенцией), которая су стала первым в истории кодифицированным международным актом, ® налагающим на государства обязанности по борьбе с транснаци-^ ональной организованной преступностью и совершенствованию национальной уголовной политики в этой сфере. В частности, п. 2 ст. 27 Конвенции подталкивает государства, ратифицировавшие ее, к заключению двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве, а при их наличии - к качественному их изменению,

и устанавливает возможность использования самой Конвенции как основы такого сотрудничества, если отсутствуют иные соглашения.

Данная Конвенция является основополагающим документом, формирующим направления правовой политики подписавших и ратифицировавших ее государств. Однако Конвенция затрагивает проблему не просто транснациональной преступности, а ее организованных форм. Такой подход к решению проблемы привел к появлению ложного понимания природы транснациональной преступности и игнорированию как следственными и судебными органами, так и исследователями феномена преступлений транснационального характера, совершаемых группами лиц по предварительному сговору и индивидуально.

Эту проблему нельзя оставить без внимания, т.к. игнорирование преступлений транснационального характера ведет к недорасследова-

8

нию и искажению статистики, уходу лиц от ответственности и невозможности в дальнейшем возместить ущерб, причиненный преступле- 3

Ф

нием, и организовать необходимые профилактические мероприятия. -3

Еще одной проблемой уголовной политики Российской Федерации 3

§

в сфере противодействия транснациональной преступности являет- £ 3 ся отсутствие принятой на законодательном уровне классификации о § транснациональных преступлений. | §

С одной стороны, такая классификация существует на между- § § народном уровне. Она была принята в 1995 г. на IX Конгрессе 1 0 Организации Объединенных Наций. Транснациональными пре- 3 § ступлениями были признаны: отмывание денег; террористическая § о деятельность; кража произведений искусства и культуры; кража 1 § интеллектуальной собственности, незаконная торговля оружием; не- а §

„-3 8

законный захват воздушных судов; морское пиратство; незаконный о £

захват наземных транспортных средств; связанное со страхованием 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мошенничество; компьютерные преступления; экологические пре- 0 3

ступления; торговля людьми; торговля человеческими органами; не- 8 8

законный оборот наркотиков; злостное банкротство; проникновение 57 в сферу законной коммерческой деятельности; коррупция и подкуп

государственных должностных лиц, как они квалифицируются в на- ь

циональном законодательстве, а также партийных работников и вы- 0"

борных представителей, как они квалифицируются в национальном §

законодательстве; прочие преступления, совершаемые организован- § ными преступными группами [6].

Конечно, данная классификация не лишена недостатков, т.к. в ряде пунктов речь идет не о конкретных преступлениях, а об их группах.

Кроме того, формулировки деяний не всегда совпадают с их аналогами из уголовного законодательства РФ.

С другой стороны, она не обязательна для использования государствами, а имеет рекомендательный характер. Поскольку Российская Федерация не принимала участия в опросе, на основе которого данная классификация и была сформирована, она игнорируется правоприменительными органами.

Конечно же, нет необходимости внедрения именно этой классификации транснациональных преступлений в российскую правоприменительную практику. Однако необходимость построения такой классификации очевидна. Более того, она должна не только носить уголовно-правовой характер, но и иметь криминалистическое значение.

Методологическая роль криминалистической классификации преступлений имеет как научное, так и прикладное значение. Научное -о значение состоит в создании гносеологических основ доказывания со и установления объективной истины в процессе расследования преступлений. Кроме того, отмечается ее значение в целях криминали-» стической диагностики, где роль классификации видится в «созда-

оа нии необходимых предпосылок для дальнейшего познания свойств о

оо отражения преступной деятельности в окружающем мире и на этой 2 основе разработки криминалистических рекомендаций по выявлению ^ и раскрытию преступлений» [7, с. 103]. Прикладное значение криминалистической классификации заключается в том, что она создает § условия для выявления признаков преступлений, как уже находящихся 55 в процессе расследования, так и неизвестных следствию. § При построении криминалистической классификации транс-^ национальных преступлений нельзя обойти стороной исследования «5 ученых-международников. Именно в их трудах происходило формиро-о вание взглядов на систему международной преступности и отдельных 2 преступлений международного и транснационального характера. Так, С Л.Н. Галенская выделяет в качестве таких преступлений следующие: работорговля, торговля женщинами и детьми, фальшивомонетниче-58 ство, распространение порнографических изданий, незаконная торговля наркотиками, «пиратское» радиовещание, морское пиратство, СЧ разрыв или повреждение подводного кабеля, столкновение морских ® судов и неоказание помощи на море, преступления, совершенные ^ на борту воздушного судна [8, с. 26-115].

Таким образом, внедрение в следственную практику адекватных криминалистических классификаций преступлений должно способствовать не только их качественному расследованию, но и предотвращению и пресечению. Адекватная криминалистическая класси-

фикация преступлений призвана выполнять служебную функцию и соответствовать практическим нуждам следователей. Внедрению такой классификации в правоприменительную деятельность и должна способствовать правовая политика государства.

Важной задачей является создание эффективной системы противодействия транснациональной преступности. В этих целях необходимо принятие нескольких групп правовых мер.

1. Международно-правовые меры, направленные на укрепление международной безопасности и международное сотрудничество государств. Российская Федерация должна принять на себя всю совокупность функций по установлению и поддержанию международных отношений в сфере противодействия транснациональной преступности. С момента подписания Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности прошло более 20 лет. Она, как указывалось выше, стимулирует государства к заключению о двусторонних и многосторонних соглашений по вопросам противо- £ действия транснациональной преступности. Тем не менее взаимо- а отношения с некоторыми государствами складываются не лучшим 0 образом, до сих пор достаточно стран, сотрудничество с которыми § возможно лишь на основе принципа взаимности, т.е. отсутствуют прямые обязательства международного сотрудничества. 33 §

В последние годы исследователи часто отмечают снижение эффек- 0 8

тивности международного сотрудничества в борьбе с транснациональ- 1 §

о3

ной преступностью, связанное с расстановкой приоритетов, главные § 3 из которых - национальные и региональные интересы. Выходом § * из такой ситуации и является заключение межгосударственных со- § о

глашений, накладывающих на стороны обязательства в интересах § |<

8 §

всех стран - участников соглашения. 3 |

2. Национально-правовые меры федерального уровня, связанные

с совершенствованием уголовного законодательства и созданием § -§

федеральной правовой базы организации противодействия транс- 3 | национальной преступности на государственном уровне. На данном

уровне перед государством стоят задачи координации и контроля 59

федеральной системы противодействия транснациональной преступ- ^

ности. Она прежде всего основывается на выявлении реальной крими- Ь

ногенной ситуации в стране, связанной с масштабом распространения о0

транснациональных преступлений и деятельности транснациональ- §

ных организованных преступных формирований на территории РФ. § Другим важным фактором, влияющим на эффективность борьбы с транснациональной преступностью, является финансовая политика государства, т.к. деятельность правоохранительных органов должна

финансироваться из федерального бюджета. Эти и другие правовые и организационные основы противодействия транснациональной преступности должны содержаться в федеральном политико-правовом документе, которым может стать Стратегия противодействия транснациональной преступности в Российской Федерации. Возможные варианты таких стратегий уже предлагались Д. С. Хижняком [9] и А.Х.-А. Пиховым [10]. В данный момент совокупность политико-правовых норм, регулирующих эти вопросы, носит бессистемный характер.

В целях решения задач по борьбе с транснациональной преступностью необходима унификация уголовного и уголовно-процессуального законодательства, упрощение взаимодействия между правоохранительными органами государств (о чем просят и сами следователи). Как на международном, так и на национальном уровне необходимо ^ урегулировать вопросы создания международных следственно-опе-го ративных групп, действующих по единым согласованным планам. ^ 3. Национально-правовые меры регионального уровня. с^ Направления правовой политики в области противодействия транс-оо национальной преступности на региональном уровне аналогичны тем, ® которые должны приниматься на федеральном уровне. Однако такие меры включают принятие нормативных правовых актов законодатель-^ ными органами субъектов РФ. Указанные акты могут приниматься ^ в разной форме (программа, план, стратегия, постановление) и направлены на координацию деятельности территориальных органов, участвующих в противодействии транснациональной преступности. о Эффективная реализация государственной уголовной политики ^ помогает модернизировать международно-правовое сотрудничество

§ государств по противодействию транснациональной преступности. о

сЕ нием которых занимается современная юридическая наука. С

60

Этому способствуют и правовые стратегии развития России, изуче-

Список литературы:

1. Мы, народы : доклад Генерального секретаря ООН по случаю наступления нового тысячелетия. - URL: https://undocs.org/ru/A_/54/2000 (дата Су обращения: 12.09.2021).

® 2. Малько, А.В. Правовая политика: актуальные проблемы исследования

/ А. В. Малько // Труды Института государства и права Российской академии ^ наук. - 2011. - № 4. - С. 57-81.

3. Гасанов, Э.Г. Уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной преступностью / Э.Г. Гасанов // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией: сб. статей. - М. : Центр ЮрИнфоР, 2002. - 176 с.

4. Пихов, А.Х.-А. Актуальные вопросы государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности / А.Х.-А. Пихов // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 9. - С. 161-164.

5. Сокол, В.Ю. Криминалистическая политика / В.Ю. Сокол // Общество и право. - 2012. - № 5 (42). - С. 200-204.

6. Документ ACONF.169.15.ADD.1. - URL: https://www.asc41.com/UN_ Congress/Russian /9R%20Devyat'yi%20Kongress/A_raNF169_15_ADD1.pdf

7. Тимченко, В.А. Использование учетно-экономической (бухгалтерской) информации для обнаружения признаков преступлений и доказывания по уголовным делам / В.А. Тимченко. - Нижний Новгород, 2014. - 187 с.

8. Галенская, Л.Н. Международная борьба с преступностью / Л.Н. Галенская. - М. : Международные отношения, 1972. - 168 с.

9. Хижняк, Д.С. О проекте Стратегии противодействия транснациональной криминальной деятельности в Российской Федерации / Д. С. Хижняк // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2016. - № 6 (29). - С. 17-30.

10. Пихов, А.Х.-А. Теоретические основы противодействия транснациональной преступности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.Х.-А. Пихов. - Краснодар, 2018. - 56 с.

ь -I

е -к1

О э

с S

£ и

U S

J= ?

S t

0 S 2 с

Si о

п о

-О S.

ft> А.

St

с

S S

61

ГТ1

Ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.