Научная статья на тему 'Актуальные вопросы государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности'

Актуальные вопросы государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / КРИМИНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / TRANSNATIONAL CRIME / CRIMINAL ASSOCIATIONS / CRIMINAL ACTIVITY / COUNTERACTION / ENSURING NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пихов Аслан Хазрет-алиевич

Выделяются актуальные вопросы государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности. Определяются вызовы и угрозы государственной и общественной безопасности Российской Федерации, возникающие вследствие транснациональной преступной деятельности, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual issues of state policy in the field of combating transnational crime

Highlighted current issues of state policy in the field of combating transnational crime. The challenges and threats to the state and public security of the Russian Federation that arise as a result of transnational criminal activity, as well as the goals, main directions and tasks of state policy in the field of combating transnational crime are determined.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10396 © А.Х.-А. Пихов, 2019

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аслан Хазрет-Алиевич Пихов, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях, доктор юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Выделяются актуальные вопросы государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности. Определяются вызовы и угрозы государственной и общественной безопасности Российской Федерации, возникающие вследствие транснациональной преступной деятельности, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности.

Ключевые слова: транснациональная преступность, преступные объединения, криминальная деятельность, противодействие, обеспечение национальной безопасности.

ACTUAL ISSUES OF STATE POLICY IN THE FIELD OF COMBATING

TRANSNATIONAL CRIME

Aslan Kh.-A. Pikhov, the chief of department of activity of Department of Internal Affairs in special conditions, doctor of legal sciences, associate professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. Highlighted current issues of state policy in the field of combating transnational crime. The challenges and threats to the state and public security of the Russian Federation that arise as a result of transnational criminal activity, as well as the goals, main directions and tasks of state policy in the field of combating transnational crime are determined. Keywords: transnational crime, criminal associations, criminal activity, counteraction, ensuring national security.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пихов А.Х.-А. Актуальные вопросы государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):161-4.

Транснациональная преступность представляет собой одну из наиболее острых и сложных проблем, вставших перед мировым сообществом в настоящее время. Она оказывает значительное негативное влияние на все сферы общественной жизни, нарушает нормальное функционирование социально-экономических институтов, и представляет собой новую серьезную угрозу самому существованию суверенных государств. Противоправная деятельность транснациональных преступных объединений, связанная с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиче-

ских средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности [1]. Такая деятельность может быть направлена на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Последствия транснациональной преступности

выражены не только с негативном воздействии на отношения в социальной, экономической и социальной сферах, но и с увеличением масштабов криминальной деятельности, особенно организованной ее части, появлением у членов организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) новых возможностей по диверсификации своих противоправных действий и увеличению числа их членов, быстрому перераспределению численности и активности по территориям различных государств. Для эффективного противодействия транснациональным преступлениям и транснациональной преступности в целом важно иметь в виду, что таковые могут быть связаны с преступной деятельностью не только организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), но с действиями групп лиц по предварительному сговору и даже единоличным их осуществлением [2, с. 252-257]. В связи с этим противодействие транснациональной преступности в качестве одного из приоритетных направлений должно иметь осуществление мер по недопущению перерастания соответствующей преступной деятельности в организованную.

Серьезную угрозу представляет повышение активности использования информационно-телекоммуникационных сетей для совершения преступлений самой разной направленности, распространение в Интернет-пространстве экстремистской, террористической и иной антисоциальной идеологии, разжигающей ненависть и вражду в обществе, пропагандирующей насильственную и иную противоправную деятельность организованных, в том числе транснациональных преступных объединений [3, с. 256-263, 6]. Современные транснациональные преступные объединения могут быть охарактеризованы как преимущественно высокоорганизованные, сплоченные преступные группы, функционирующие на долгосрочной основе, имеющие возможность непрерывного превращения из гибких организаций одной сети в жесткие корпоративные структуры, а также сочетающие в себе структурированные элементы управления в центре с гибкой системой взаимоотношений на более низких уровнях.

Значимым генерирующим фактором, преступлений, связанных с транснациональной организованной террористической деятельностью, является существование крупных международных террористических организаций («Исламское государство» и др.). Для расширения сферы своего влияния и выхода на транснациональный уровень они используют и стимулируют сепаратистские, повстанческие

и иные конфликты и движения внутри различных стран, ориентируясь, прежде всего, на государства, территории которых граничат с зонами их преступной активности и (или) население которых в той или иной части может воспринимать религиозные и геополитические составляющие идеологии таких организаций, а также прибегают к материальной заинтересованности вовлекаемых в организацию лиц, что особенно эффективно в периоды локальных и общемировых экономических кризисов. Развитие современного терроризма способствует транснационализации насильственной преступности в целом, механизм которой включает в себя:

а) выход террористических преступлений за территорию отдельно взятого государства;

б) распространение идеологии терроризма за счет интенсификации информационного взаимодействия в мире;

в) формирование транснациональных, в том числе сетевых, террористических организаций;

г) стимулирование миграционных потоков из зон террористической активности и рост преступности мигрантов в благополучных странах;

д) активацию ответной реакции на исходящие от мигрантов угрозы в форме преступной деятельности ультраправых объединений внутри европейских стран.

В современных условиях организованная преступность диверсифицирует свои криминальные доходы, выходит за рамки своей преступной «специализации», что наиболее ярко проявляется в международном терроризме, когда террористические организации наряду со своей основной криминальной деятельностью совершают иные уголовно наказуемые деяния, приносящие им прибыль, в том числе возмездно обеспечивают безопасность преступной деятельности других объединений, занимающихся производством, контрабандой и распространением наркотиков, оружия.

Эта особенность и тенденция современной организованной преступности способствует ее транснационализации и постоянному расширению географии криминальной активности. Российская Федерация привлекает внимание транснациональных преступных объединений, осуществляющих контрабанду и торговлю людьми, вследствие ее географического положения, относительной прозрачности государственных границ на постсоветском пространстве, распространенности коррупционных преступлений, а равно служебных злоупотреблений в миграционной сфере [4, с. 10-16].

Данные негативные моменты обусловливают использование территории Российской Федерации для транзитного перемещения мигрантов, прежде всего из Центральной Азии, из Южной и Юго-Восточной Азии в государства Европейского Союза.

Транснационализация экономической преступности, которая обусловливается и поддерживается стремлением преступных организаций к максимизации криминальных доходов, в качестве одной из причин и закономерного следствия имеет расширяющееся использование глобальной легальной экономики в интересах преступного капитала. В связи с этим возрастает роль легализации доходов, которая превращается в транснациональный механизм конверсии прибылей от транснациональных преступлений, выступая для транснациональной преступности значимым самоподдерживающим фактором.

Особую тревогу вызывает снижение эффективности международного сотрудничества в области противодействия транснациональной преступности вследствие приверженности отдельно взятых стран сугубо национальным или региональным интересам, открытого или завуалированного содействия транснациональным преступных объединениям и воспрепятствование мерам предупреждения и уголовного преследования [5, с. 149-155].

Одним из наиболее значимых упущений в развитии международного правового регулирования в области противодействия транснациональной преступности следует признать недостаточное внимание, уделяемое разработке модельного законодательства, призванного, с учетом конституционных различий стран, способствовать единообразной регламентации соответствующих уголовно-правовых запретов и мер по их реализации в сфере противодействия преступности. Для организации деятельности национальных правоохранительных органов государств-участников СНГ в настоящее время назрела необходимость подготовки единого нормативного документа, содержащего правовые основы для консолидированного противодействия транснациональной преступности.

Исходя из вышеизложенного следует определить цель государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности — эффективная защита мира и безопасности человечества, основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод человека и гражданина от транснациональных преступлений.

Достижение указанной цели должно осущест-

вляться путем реализации на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия транснациональной преступности.

При этом основными задачами государственной политики в сфере противодействия транснациональной преступности являются:

• создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия транснациональной преступности;

• совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия транснациональной преступности;

• укрепление международного сотрудничества и консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия транснациональной преступной деятельности;

• реализация эффективных мер информационного противодействия распространению идеологии экстремизма, терроризма, пропаганды организованной, транснациональной преступной деятельности;

• разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения транснациональных преступлений, в том числе противоправной деятельности транснациональных преступных объединений.

Сама же государственная политика в сфере противодействия транснациональной преступности должна учитывать стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, определенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.

Правовую основу такой политики составляет Конвенция против транснациональной организованной преступности, принятая 15 ноября 2000 года Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (с изм. от 15.11.2000), другие международные нормативные правовые акты, ратифицированные Рос-

сийской Федерацией, Конституция Российской Фе- 5. дерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 6.

Таким образом, она (политика в сфере противодействия транснациональной преступности) является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности посредством организации и осуществления эффективного противодействия транснациональной преступности на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях. И призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной 1. власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и гражданского общества по обеспечению национальной безопасности посредством про- 2. тиводействия транснациональной преступности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. 3.

Литература

1. Пихов А.Х.-А. Транснациональная преступность: понятие, особенности, международно-правовые и уголовно-правовые

меры противодействия: монография. — 4. Краснодар: Просвещение-Юг, 2014.

2. Пихов А.Х. Транснациональная преступность в контексте современных криминогенных процессов. Российский криминологический взгляд. 2013. № 3. С. 252-257. 5.

3. Иванцов С.В. Средства массового информационного ресурса и противодействие преступности / Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Современные проблемы уголовной политики». Под редакцией А.Н. Ильяшенко. 2014. С. 256-263.

4. Иванцов С.В. Правовые проблемы контро- 6. ля над организованной преступностью: международный опыт и перспективы развития // Вестник Воронежского института

МВД России. 2009. № 3. С. 10-16.

Пихов А.Х.-А. Правовая оценка последствий отдельных видов транснациональных преступлений в контексте уголовной политики государства // Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного закона: Сборник материалов научно-практической конференции / Под ред. А.В. Бриллиантова и Ю.Е. Пудовочки-на. — М.: РГУП, 2015. С. 149-155 Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей: уголовно-правовые и криминологические аспекты: монография / под ред. профессора С.В. Иванцова. — М., Юрлитинформ, 2018.

References

Pikhov A.Kh.-A. Transnational crime: concept, features, international legal and criminal law countermeasures: monograph. — Krasnodar: Enlightenment-South, 2014. Pikhov A.Kh. Transnational crime in the context of modern criminogenic processes. Russian criminological view. 2013. No. 3. S. 252-257.

Ivantsov S.V. Means of mass informational resource and combating crime / Collection of materials of the V International scientific-practical conference "Modern problems of criminal policy." Edited by A.N. Ilyashenko. 2014.S. 256-263.

Ivantsov S.V. Legal problems of organized crime control: international experience and development prospects // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No. 3. S. 10-16. Pikhov A.Kh.-A. Legal assessment of the consequences of certain types of transnational crimes in the context of the state's criminal policy // Actual problems of the theory and practice of applying the criminal law: Collection of materials of a scientific and practical conference / Ed. A.V. Brilliantova and Yu.E. Pudovochkina. — M .: RPMU, 2015.S. 149-155 Counteraction to extremist crimes committed using the media or information and telecommunication networks: criminal law and criminological aspects: monograph / ed. professors S.V. Ivantsova. — M., Yurlitinform, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.