Научная статья на тему 'Применение технологий стратегического менеджмента в противодействии транснациональной преступности'

Применение технологий стратегического менеджмента в противодействии транснациональной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предупреждение / противодействие / транснациональная преступность / транснациональные преступления / стратегическое планирование / технологии стратегического менеджмента / prevention / counteraction / transnational crime / transnational crimes / strategic planning / technologies of strategic management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аслан Хазрет-алиевич Пихов

Противодействие транснациональной преступности рассматривается с позиции стратегического планирования данной деятельности. Автор обращается к имеющимся технологиям стратегического менеджмента, исследуя их через призму организации противодействия данному виду преступности. На этой основе формулируются предложения по повышению эффективности управления в рассматриваемой сфере на глобальном, региональном и национальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TECHNOLOGIES OF STRATEGIC MANAGEMENT IN COUNTERACTING TRANSNATIONAL CRIME

In the article the counteraction to transnational crime is considered from the position of strategic planning of this activity. The author refers to the existing technologies of strategic management, exploring them through the prism of organizing counteraction to this type of crime. On this basis, proposals are made to improve the management effectiveness in the sphere under consideration at the global, regional and national levels.

Текст научной работы на тему «Применение технологий стратегического менеджмента в противодействии транснациональной преступности»

УДК 343 ББК 67.4

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аслан Хазрет-Алиевич Пихов,

начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Противодействие транснациональной преступности рассматривается с позиции стратегического планирования данной деятельности. Автор обращается к имеющимся технологиям стратегического менеджмента, исследуя их через призму организации противодействия данному виду преступности. На этой основе формулируются предложения по повышению эффективности управления в рассматриваемой сфере на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Ключевые слова: предупреждение, противодействие, транснациональная преступность, транснациональные преступления, стратегическое планирование, технологии стратегического менеджмента.

APPLICATION OF TECHNOLOGIES OF STRATEGIC MANAGEMENT IN COUNTERACTING TRANSNATIONAL CRIME

Aslan Khazret-Alievich Pikhov,

Head of the Department of Internal Affairs in special conditions Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of jurisprudence, associate professor

Abstract. In the article the counteraction to transnational crime is considered from the position of strategic planning of this activity. The author refers to the existing technologies of strategic management, exploring them through the prism of organizing counteraction to this type of crime. On this basis, proposals are made to improve the management effectiveness in the sphere under consideration at the global, regional and national levels.

Keywords: prevention, counteraction, transnational crime, transnational crimes, strategic planning, technologies of strategic management.

Современной преступности вообще и транснациональной преступности, в особенности, свойственна тенденция к расширению сфер криминальной активности с одновременным усложнением организации преступных объединений, а равно их взаимодействия между собой и с институтами государства и общества. Преступность как явление социальное «идет в ногу» с развивающимися общественными отношениями и нередко опережает в своем прогрессе правоохранительные и иные органы, призванные оказывать всесторонне противодействие криминалитету [1, с. 20—25]. Сегодня преступные объединения, ориентированные на постоянное или как минимум длительное осуществление противоправной деятельности, стремятся мимикрировать за счет придания внешнего сход-

ства с легально существующими организациями, а равно проникать в них или иным образом участвовать в их деятельности, как правило, имеющей явную или завуалированную экономическую направленность.

Конечно же, были и остаются преступные группы маргинального типа, группы, создаваемые для совершения одного или нескольких преступлений, в том числе вследствие стечения случайных обстоятельств, ищущие сиюминутную выгоду от противоправных деяний либо подпавшие под влияние экстремистской или иной «модной» преступной идеологии, однако не они определяют вектор развития преступности. В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что общие тенденции преступности проистекают из противоправной де-

ятельности крупных транснациональных преступных объединений, возникших в условиях глобализации и технического прогресса. Существование и развитие таких криминальных структур происходят на фоне политической разобщенности государств, особенно крупных стран, отсутствия эффективного взаимодействия по линии предупреждения транснациональной преступности, прежде всего, в направлении ликвидации соответствующих преступных объединений.

Так, в последние годы в качестве значимого генерирующего фактора преступлений, так или иначе связанных с транснациональной организованной террористической деятельностью, выступает существование крупных международных террористических организаций («Исламское государство» и др.). Ими постоянно предпринимаются попытки расширить сферы своего влияния и выйти на транснациональный уровень, для чего используются и стимулируются сепаратистские, повстанческие и иные конфликты и движения внутри различных стран. Такие преступные организации ориентируются, прежде всего, на те государства, территории которых граничат с зонами их криминальной активности и (или) население которых в той или иной части может воспринимать религиозные и геополитические составляющие идеологии данных объединений.

При этом они активно используют материальную заинтересованность вовлекаемых лиц, что особенно эффективно в периоды локальных и общемировых экономических кризисов. Экспансивная преступная деятельность таких террористических организаций является обстоятельством, трансформирующим качество самой транснациональной преступности и ее социальных последствий, превращая таковую в фактор не только криминологической, но и геополитической, военной угрозы международного характера. Между тем борьба с «Исламским государством» и другими международными террористическими организациями ведется преимущественно точечно при существенно различающихся характере и степени участия, казалось бы, заинтересованных в этом государств, не говоря уже о разобщенности их усилий и фактическом преследовании большинством из них не столько глобальных, сколько своих национальных интересов.

Полагаем, что сейчас одним из наиболее острых вопросов в области противодействия транснациональной преступности является согласование и объединение усилий государств по осуществлению такой деятельности на международном, региональном и национальном уровнях, в том числе на основе ее стратегического планирования.

Изучение международных договоров и иных документов, относящихся к избранной теме, позволило сделать вывод о том, что на глобальном, общемировом уровне стратегическое планирование в области предупреждения транснациональной преступности имеет преимущественно декларативный, рекомендательный характер. Основное содержание международных договоров, касающихся противодействия транснациональной преступности в целом и ее отдельным разновидностям, в частности, посвящено понятийному аппарату, вопросам криминализации и уголовного преследования, тогда как проблема предупреждения и стратегии ее решения либо вовсе не затрагиваются, либо рассматриваются в общих чертах [2, с. 97—100].

Вместе с тем в последние десятилетия на уровне ООН вопросы предупреждения преступности неизменно входят в число наиболее актуальных и проблемных, имеющих большое значение для всего мирового сообщества [9]. Подтверждением этому служат документы, подготавливаемые по результатам проводимых Конгрессов ООН по предупреждению преступности, обращению с правонарушителями и уголовному правосудию и содержащие исходные начала для формирования стратегий превентивного воздействия на преступность, в том числе с учетом ее транснационализации. Данные Конгрессы подготавливают основу для декларативных документов ООН, содержащих основные принципы предупреждения преступности, базируются на данных принципах и развивают их.

Так, в Декларации принципов и в программе действий программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия 1991 г. [10], сформированных на основе обобщения результатов восьми Конгрессов по указанным вопросам, приводится ряд положений, которые можно использовать при разработке современных стратегий предупреждения транснациональной преступности: признание

и обозначение соответствующих проблем (приобретение многими уголовными правонарушения международного характера, рост интернационализации преступности, ослабление пограничного контроля, необходимость новых соразмерных ответных действий, а равно оказания государствам-членам помощи в разработке соответствующих стратегий); указание на необходимость активизации комплексного международного сотрудничества включая создание эффективной программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; формы такого сотрудничества (научные разработки, регулярные международные обзоры, обмен информацией, подготовка и повышение квалификации кадров, техническая помощь, в том числе консультативные услуги и др.); обозначение роли ООН в рамках этой программы (непосредственное участие в указанных формах сотрудничества либо действия в качестве координатора или посредника); определение общих целей и первоочередных задач программы, роли и направлений деятельности и взаимодействия ее участников, в том числе Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и т.д.

По итогам таких форумов формулируются рекомендации, относящиеся к стратегическому планированию предупреждения транснациональной и иной преступности. Например, на Десятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Вена, 10— 17 апреля 2000 г.) была принята Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века [11], в п. 25 которой указано, что всеобъемлющие стратегии предупреждения преступности на международном, национальном, региональном и местном уровнях должны затрагивать коренные причины и факторы риска, связанные с преступностью и виктимизацией, посредством проведения соответствующей политики в социально-экономической области, а также в области здравоохранения, образования и правосудия. Подчеркивается необходимость разработки таких стратегий с учетом признанных успехов инициатив в области предупреждения во многих государствах, и выражается уверенность в том, что масштабы преступности могут быть сокращены с помощью применения коллективного опыта и обмена им.

Двенадцатый Конгресс ООН по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия (Сальвадор, Бразилия, 12—19 апреля 2010 г.), был посвящен, в частности, проблеме обеспечения действенности руководящих принципов ООН в области соответствующей превенции [12]. По результатам данного форума, в частности, были сформулированы требования, которым должны соответствовать стратегии предупреждения (предотвращения) преступности: необходимость скоординированного и межсекторального подхода для предотвращение преступности; направленность стратегий на устранение причин на основе результатов обобщения существующих концепций предупреждения преступности; наличие у национальных правительств обязанности по установлению стандартов, принятию и постоянному осуществлению мер социального и ситуативного предупреждения преступности; необходимость использования подхода, основанного на знаниях, в том числе полученных в ходе опросов населения и т.д.

На Тринадцатом конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Доха, 12—19 апреля 2019 г.) особо была подчеркнута необходимость разработки «всеобъемлющего и сбалансированного подхода» к противодействию транснациональной и иной преступности с учетом новых форм их проявления и с концентрацией усилий на четко определенных направлениях [13].

Изучение документов Конгрессов ООН по указанным вопросам привело нас к выводу о том, что предупреждение транснациональной преступности в них рассматривается в качестве элемента предотвращения преступности в целом, что предполагает разработку и реализацию единой стратегии предупреждения преступности, учитывающей все ее виды. Такой подход основывается на системном видении проблемы, и может быть эффективен тогда, когда в структуре преступности существенно не выделяется та или иная подсистема, обладающая спецификой и требующая выработки соответствующего комплекса мер предупреждения. Вместе с тем, с нашей точки зрения, более эффективным является разработка не только общей, но и частных стратегий предупреждения преступности, когда последние касаются противодействия отдельным видам крими-

налитета, например, организованной, транснациональной преступности.

Кроме того, на международном уровне речь идет о декларациях, руководящих принципах, программах, которые не в полной мере можно назвать именно стратегиями предупреждения преступности. Полагаем, что при формировании стратегии предупреждения преступности следует четко представлять смысл этого термина и не смешивать его с планом, программой и т.п.

Учеными-лингвистами слово «стратегия» толкуется как наука о ведении войны, искусство ведения войны; искусство руководства общественной, политической борьбой [3, с. 818], тогда как в современном стратегическом менеджменте стратегия характеризуется как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее к достижению ее целей.

При таком понимании стратегии исключается детерминизм в поведении организации, поскольку стратегия, хотя и определяет направление в сторону конечного состояния, тем не менее, оставляет свободу выбора в условиях изменяющейся ситуации. То есть стратегия здесь предстает в качестве выбранного направления, пути дальнейшего поведения в среде, способного привести организацию к достижению поставленных перед ней целей.

В современных условиях, характеризующихся постоянными и интенсивными изменениями, при построении и реализации стратегий противодействия транснациональной преступности целесообразно учитывать актуальные технологии стратегического менеджмента, представляющего собой постоянно воспроизводимую управленческую деятельность, направленную на формирование оптимального интегрированного комплекса (набора) определенных действий в масштабах всей компании с целью создания для нее устойчивых конкурентных преимуществ [4]. В контексте противодействия транснациональной преступности речь идет о масштабах всего объединения субъектов данной деятельности и успешном конкурировании с противостоящим ему организованным криминалитетом.

Главными требованиями, учитываемыми в данном менеджменте при разработке стратегий, являются их основанность на ресурсах, которыми располагает организация и условиях, в которых она функционирует, а также движимость стратегий имеющимися амбициями компании [5]. Соотнося это с нашей темой, можно говорить о тех же требованиях, где амбиции будут состоять в стремлении создать эффективную систему противодействия транснациональной преступности, достичь такого состояния социальной среды, при котором угрозы транснациональной преступности не будут создавать ощутимых препятствий для социального развития, безопасности и господства права на национальном, региональном и международном уровнях.

Подчеркнем, что стратегия не является планом, но служит основой для разработки такового. Если стратегия указывает цель и путь к ней, то план детализирует последние, и учитывает изменяющиеся условия, в которых реализуются положения стратегии. Поэтому план целесообразно разрабатывать на ограниченный период времени.

Отметим, что исходные нормативные положения, регламентирующие подготовку соответствующих документов, содержатся в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В частности, в ст. 3 данного Закона определено стратегическое планирование, включающее такие этапы, как целе-полагание, прогнозирование, планирование и прогнозирование социально-экономического развития, основанные на результатах необходимых научных исследований. В ходе рассматриваемой деятельности в обязательном порядке осуществляются мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования.

Данный Закон определяет стратегию социально-экономического развития Российской Федерации, под которой понимается документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития России. Исходя из этого определения, национальную стратегию противодействия транснациональной преступности можно определить как до-

кумент стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на предупреждение транснациональной преступности и обеспечение защищенности интересов личности, общества и государства от транснациональных преступлений.

В отличие от стратегии, план должен включать в себя детализированные цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности участников соответствующей деятельности на среднесрочный период и предусматривать обеспечение реализации стратегии.

В Российской Федерации отсутствует официально утвержденная стратегия предупреждения (противодействия) преступности в целом, однако имеется пример стратегии противодействия специфическому антисоциальному явлению — коррупции, включающему в себя не только коррупционную преступность, но и иные служебные правонарушения соответствующей направленности. Речь идет о Национальной стратегии противодействия коррупции, которая была утверждена вместе с Национальным планом такого противодействия на 2010—2011 годы Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460. В данном Указе, в частности, говорится о том, что такое решение принято в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции». То есть стратегия обозначена в качестве инструмента управления, основанного на законе и способствующего организации взаимодействия различных субъектов в направлении достижения определенной цели.

Структура Национальной стратегии противодействия коррупции в целом согласуется с изложенными выше рекомендациями Конгрессов ООН и включает в себя следующие разделы: 1) общие положения; 2) цель и задачи стратегии; 3) ее основные принципы; 4) основные направления реализации

стратегии и 5) механизм ее реализации. Данные положения нашли свою детализацию в Национальном плане противодействия коррупции.

С нашей точки зрения, в рассматриваемом случае сложилась оптимальная модель (система) регулирования деятельности по предупреждению отдельного вида преступности и взаимосвязанных с ним правонарушений. В этой системе имеются три основных, неразрывно взаимосвязанных элемента: 1) Федеральный закон «О противодействии коррупции», основанный на международных договорах, в которых участвует Россия; 2) Национальная стратегия противодействия коррупции и 3) Национальный план противодействия коррупции. Закон содержит необходимые правовые положения для противодействия коррупции, стратегия обозначает цели и задачи этой деятельности и общие предпосылки для организации ее осуществления, а план, утверждаемый на определенный период времени, исходит из конкретных условий, в рамках которых необходимо реализовать положения Закона и стратегии. Взаимодействие этих элементов придает организующее начало противодействию коррупции, позволяет учесть специфику последней и консолидировать усилия субъектов такого противодействия.

Сходную структуру имеет и Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 28 ноября 2014 г., Пр-2753), однако в ней одновременно содержатся и положения, относящиеся к планированию реализации данной Стратегии в три последовательных этапа, первый их которых состоит в разработке соответствующего плана.

Выделенные стратегии взаимосвязаны с более общей Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683). Вместе с тем, как справедливо отмечает В.В. Милинчук, все российские стратегические документы, относящиеся к противодействию преступности, не обладают необходимой полнотой, что препятствует решению задач стратегического планирования, в том числе по разработке механизмов обеспечения национальной безопасности, адекватно учитывающих новые стратегические риски для устойчивого развития России [6, с. 355— 357]. Одним из таких рисков и является существо-

вание транснациональной преступности, особенно с ее стремлением к экспансии и повышению уровня опасности ее проявлений.

Применительно к предупреждению транснациональной преступности, к которой, в частности, относятся и отдельные проявления коррупции и экстремизма, на наш взгляд, необходимо исходить из того, что соответствующая деятельность не может быть эффективной без постоянного и интенсивного международного сотрудничества [7]. Для организации последнего и придания деятельности по предупреждению транснациональной преступности целенаправленного и системного характера считаем необходимым разработать не только национальные стратегии и планы по такому предупреждению в сотрудничающих странах, но и придать им относительно унифицированный характер за счет разработки Международной стратегии противодействия транснациональной преступности и основанных на ней планов данной деятельности. Исходные предпосылки для этого уже есть.

Во-первых, созданы необходимые правовые предпосылки в виде Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности и других международных договоров о противодействии отдельным разновидностям транснациональной преступности. Во-вторых, Конгрессами ООН по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия сформирована обширная база рекомендаций по противодействию транснациональной преступности, на основе которых может быть разработана соответствующая международная стратегия и связанные с ней планы. В-третьих, в структуре ООН имеются органы и подразделения, наделенные необходимыми функциями по разработке подобных документов и имеющими соответствующий опыт.

Особую актуальность для Российской Федерации имеет разработка документов стратегического планирования противодействия транснациональной преступности на пространстве СНГ. Как и на уровне ООН, здесь видится целесообразным формирование системы взаимосвязанных документов в виде договора между странами СНГ о совместном противодействии транснациональной преступности, а также соответствующих стратегии и плана.

Если же говорить о национальном уровне, то мы поддерживаем высказанное ранее предложение о разработке трех документов: 1) Федеральный закон «О противодействии транснациональной преступности»; 2) Стратегия противодействия транснациональной преступности; 3) План противодействия транснациональной преступности, утверждаемый на каждые 2 года.

Отметим, что предложение о принятии федерального закона «О противодействии транснациональной организованной преступности» уже высказывалось в отечественных научных исследованиях [8, с. 195], тогда как разработка стратегии и плана, взаимосвязанных с таким законом, предлагается впервые.

При разработке данных документов необходимо учитывать положения международных нормативных и других актов, посвященных предупреждению транснациональной преступности, в том числе принятых до Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности.

В частности, еще в середине 90-х годов XX века представителями правительств государств-членов ООН были разработаны и приняты Неапольская политическая декларация и глобальный план действий против организованной транснациональной преступности [14, с. 238—247], положения которых могли бы составить основу международной стратегии противодействия (предупреждения) транснациональной преступности. В данном документе, в частности, указывается, что между различными странами продолжают иметь место расхождения в понимании и оценке явления транснациональной организованной преступности и, как следствие, в выборе ими политики в области борьбы с ним. Именно на преодоление этих расхождений и должны быть направлены такие международные документы, призванные четко обозначить опасность транснациональной преступности и направления ее предупреждения и борьбы с ней.

Глобальный план противодействия организованной транснациональной преступности включает в себя ряд разделов, структурирующих направления совершенствования данной деятельности, в том числе относительно международного сотрудничества в рамках следствия, уголовного преследования

и судебного разбирательства, предупреждения и борьбы с отмыванием денег и использованием преступных доходов.

На уровне СНГ и отдельных государств-участников соответствующие стратегия и план должны учитывать региональные и национальные особенности, в том числе необходимость формирования двух- и многосторонних договоров по вопросам противодействия транснациональной преступности, унификации соответствующего национального законодательства и четкого распределения компетенции по организации и осуществлению такого противодействия между органами и структурами СНГ и отдельно взятых государств.

Важно учитывать складывающиеся и меняющиеся условия, в которых планируется и будет осуществляться противодействие транснациональной преступности. Основываясь на положениях стратегического менеджмента, следует объединять аналитические методов с процессами и инструментами, которые способны обеспечить креативность, динамизм и заинтересованное отношение к общей деятельности, включенных в нее органов и подразделений, а также их сотрудников. Важно понимать, что речь идет о непрерывном процессе управления изменениями, базирующемся на сбалансированной системе критериев, на «инновационном менеджменте», предполагающем постоянную перестройку субъектов противодействия транснациональной преступности в целях реализации соответствующих стратегий.

Правоохранительная система и присущая ей деятельность представляют собой относительно консервативные категории, однако современные условия требуют и от них динамизма и инноваций, без которых эффективность противодействия преступности будет только снижаться. Безусловно, внедрение в такую деятельность современных технологий стратегического менеджмента не может состоять в их полном заимствовании. Речь идет об их критическом анализе и соотнесении со спецификой такого противодействия и субъектов, его осуществляющих, с тем, чтобы при сохранении устоявшихся методов средств предупреждения преступности и борьбы с ее проявлениями, формировались и претворялись в жизнь новые, инновационные подходы, позволяющие противостоять современным крими-

нальным угрозам, в том числе транснационального характера.

Таким образом, противодействие транснациональной преступности целесообразно строить не просто на основе программно-целевого подхода, но и с применением технологий стратегического менеджмента. При этом стратегию предупреждения транснациональной преступности следует рассматривать как относительно независимую от детерминирующего влияния самого криминалитета модель поведения субъектов профилактики, ориентированного на достижение такого состояния социальной среды, при котором угрозы транснациональной преступности не будут создавать ощутимых препятствий для социального развития, безопасности и господства права.

В качестве основополагающих документов стратегического планирования требуется разработать стратегию и план противодействия транснациональной преступности с акцентом на предупреждение последней. Стратегия должна содержать систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на предупреждение транснациональной преступности и борьбу с ней, а план — включать в себя детализированные цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности участников соответствующей деятельности на среднесрочный период и обеспечивать реализацию стратегии.

Противодействие транснациональной преступности необходимо осуществлять на основе стратегического планирования на трех взаимосвязанных уровнях: международном, региональном и национальном.

При этом на национальном (российском) уровне требуется разработка и реализация, минимум, трех документов: Федерального закона «О противодействии транснациональной преступности», Стратегии противодействия транснациональной преступности и Плана противодействия транснациональной преступности.

Разумное использование современных технологий стратегического менеджмента, успешно реализуемых в экономической деятельности по всему миру, в построении и реализации стратегий противодействия транснациональной преступности

позволит создать предпосылки для повышения эффективности данной деятельности. Предпосылками к тому может стать соответствующее современным реалиям стратегическое планирование, при котором, в отличие от традиционного планирования, грядущее определяется не из прошлого, а из будущего, то есть не основывается исключительно на тенденциях предшествующего развития, а стремится к созданной и оформленной в стратегии планируемой модели.

Литература

1. Безлепкина Е.Е. Современные технологии стратегического менеджмента / Е.Е. Безлепкина // Сборник статей по результатам Межвузовской научно-практической конференции «Инновационные процессы в экономике и управлении: состояние, проблемы, тенденции» (Москва, 28 апреля 2011 г.). М.: Издательство ООО «АПР», 2011. С. 271—275.

2. Иванцов С.В. Использование международного опыта в системе контроля организованной преступности / Черные дыры в Российском законодательстве. 2010. № 6. С. 97—100.

3. Валеев ДММеждународно-правовые основы сотрудничества по борьбе с транснациональной организованной преступностью: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. 227 с.

4. Горелик С.ЛСовременные технологии стратегического менеджмента: бизнес-инжиниринг как средство управления изменениями / С.Л. Горелик // Сайт «Бизнес Инжиниринг Групп: URL: http:// bigc.ru/seminar/spbgturp_confer/sovr_tech_be_ing. php (дата обращения: 11.05.2017).

5. Жубрин Р. В. Организация предупреждения преступлений в современных условиях / Р.В. Жубрин // Мониторинг правоприменения. 2016. № 1. С. 20—25.

6. Ильичев И.Е. Актуальные проблемы теории национальной безопасности / И.Е. Ильичев // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 31—36.

7. Иванцов С.В. Оценочные признаки организованных форм преступной деятельности: вопросы квалификации // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 3.

8. Милинчук В.В. Актуальные вопросы совершенствования законодательного, стратегического и институционального обеспечения в Российской Федерации противодействия новым угрозам безопасности, связанным с транснациональной организованной преступностью и терроризмом // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 8. С. 355—362.

9. Доклад о работе двадцать пятой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию ООН (11 декабря 2015 г. и 23—27 мая 2016 г.); Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью и коррупцией: доклад, подготовленный для двадцать шестой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию ООН (22—26 мая 2017 г.) // Официальный сайт ООН: URL: http://www.unodc.org/documents/

10. Декларация принципов и программа действий программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 46/152 от 18 декабря 1991 г.) // Официальный сайт ООН, раздел «Декларации»: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/crime91. shtml

11. Официальный сайт ООН, раздел «Декларации»: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/vendec

12. Обеспечение действенности руководящих принципов Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности. Рабочий документ, подготовленный Секретариатом Двенадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Официальный сайт ООН: URL: http://www.unodc.org/documents/ crime-congress/12th-Crime-Congress/Documents/A_ C0NF.213_6/V1050758r.pdf

13. Официальный сайт ООН: URL: http://www. unodc.org/ documents/ congress/ Documentation/ Discussion_Guide/ ACONF222_PM1-r-V13853691. pdf

14. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.