Научная статья на тему 'Проблемы транснациональной организованной преступности в доктрине уголовного права России'

Проблемы транснациональной организованной преступности в доктрине уголовного права России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2230
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родионова Татьяна Александровна

Анализируется состояние научной разработанности проблем транснациональной организованной преступности в уголовно-правовой доктрине России. Рассматриваются основные научные подходы к изучению данной проблемы, выявляются основные тенденции ее развития в науке уголовного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Родионова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME IN CRIMINAL LAW DOCTRINE RUSSIA

Examines the state of scientific readiness of transnational organized crime in the criminal law doctrine of Russia. The basic scientific approaches to the study of the problem, identifies the main trends of development in the science of criminal law.

Текст научной работы на тему «Проблемы транснациональной организованной преступности в доктрине уголовного права России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 11 (302).

Право. Вып. 36. С. 99-102.

Т. А. Родионова

ПРОБЛЕМЫ

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ДОКТРИНЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИИ

Анализируется состояние научной разработанности проблем транснациональной организованной преступности в уголовно-правовой доктрине России. Рассматриваются основные научные подходы к изучению данной проблемы, выявляются основные тенденции ее развития в науке уголовного права.

Ключевые слова: транснациональный, организованная преступность, предупреждение преступности.

В современных условиях в контексте правовой глобализации традиционная проблема организованной преступности выходит на новый уровень, проявляясь в исследовании ее транснационального характера.

Вопросы транснациональной организованной преступности исследуются в теории отраслевых юридических наук, в том числе в науке уголовного права, криминологии, международном уголовном праве. При этом следует отметить, что основные работы, посвященные изучению данной проблемы в России, появились сравнительно недавно, на рубеже XX-XXI вв., в отличие от зарубежных научных публикаций1, освещающих тему транснациональной организованной преступности вот уже несколько десятилетий.

При этом в российской науке уголовного права de facto отсутствуют комплексные уголовно-правовые исследования данной проблемы на фоне все более активного проявления интереса криминологов к изучению количественных и качественных характеристик данного явления, мер по его предупреждению. Несмотря на значительное число исследований в отечественной науке по обозначенной проблеме в течение вот уже десятилетия особое место занимают докторские диссертации И. В. Годунова «Транснациональная организованная преступность в России. Пути и формы противодействия» (Рязань, 2002),

A. Л. Репецкой «Транснациональная организованная преступность» (Иркутск, 2001),

B. А. Яценко «Транснациональная организованная преступность: Криминологическая характеристика и предупреждение» (Ростов-на-Дону, 2003), в которых представлен комплексный криминологический анализ транснациональной организованной преступности. Также следует отметить две кандидатские диссертации — «Транснациональная организован-

ная преступность и сотрудничество правоохранительных органов российского Дальнего Востока и стран АТР в борьбе с ней: криминологические аспекты» (Владивосток, 2006) И. Н. Баранника и «Субъекты международноправового сотрудничества по противодействию транснациональной преступности» (Москва, 2010) В. А. Бояриновой.

После принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г., а в особенности в последнее десятилетие было опубликовано значительное число научных статей (И. Н. Баранник, Ю. А. Воронина, Г. М. Геворкян, Г. В. Игнатенко, А. Л. Репецкой,

A. Н. Сухаренко, Ю. В. Шабалиной, В. И. Шульга,

B. А. Яценко и др.), посвященных отдельным аспектам указанной проблемы. Сущность и природа транснациональной организованной преступности явилась предметом пристального внимания со стороны ученых. Многие обращают внимание на то, что транснациональная организованная преступность как общесоциальное негативное явление, с одной стороны, является продуктом объективного развития общества, мировой политики и экономики, с другой — порождена и обусловлена ими, в дальнейшем оказывает негативное влияние на тенденции эволюции организованной преступности в целом, на развитие как мирового, так и региональных криминальных рынков, а также правовых институтов государств.

Среди монографий следует отметить труд Ю. А. Воронина «Транснациональная организованная преступность» (Екатеринбург, 1997), совместный труд ученых Владивостокского центра исследования организованной преступности «Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность» (Владивосток, 2001), работу В. В. Меркушина «Борьба с транснациональной организованной преступностью»

(Минск, 2003), а также работы Я. А. Аминьевой, Г. М. Геворкян, Э. А. Иванова, В. В. Лунеева,

В. А. Номоконова, В. С. Овчинского, А. Л. Репецкой, В. Е. Эминова и др.

Так, Ю. А. Воронин в своей фундаментальной работе одним их первых обращает внимание на то, что деятельность преступных организаций стала международной и породила феномен транснациональной организованной преступности, которая обладает мощным потенциалом и развивается крайне динамично. Автор открыто указывает на то, что транснациональная организованная преступностная деятельность подрывает авторитет законной власти, ослабляет демократические институты, разрушает экономику многих государств2.

Проблема транснациональной организованной преступности освещена также на уровне академической литературы. Сегодня центр внимания традиционных дискуссий об организованной преступности сместился с местного и национального уровня на международный. Так, ряд современных изданий, выходя за рамки традиционного уголовно-правового и криминологического изучения организованной преступности, рассматривают также вопросы влияния глобализации на становление и развитие данного преступного феномена, объективной многочисленности круга ее субъектов, а также видов преступной деятельности, выявления общих и специфических тенденций развития транснациональной организованной преступности (учебники под редакцией А. И. Долговой, Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева).

Особого внимания заслуживает уникальный спецкурс «Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью», разработанный доктором юридических наук, профессором Ю. А. Ворониным. Он отражает сущность, тенденции развития данного явления, раскрывает обусловленные качественными и количественными характеристиками транснациональной организованной преступности основные проблемы борьбы с ней, а также анализирует стратегию борьбы с транснациональной организованной преступностью на национальном и международном уровнях.

Как ответ на вызовы организованной преступности XXI в. был создан Центр по изучению транснациональной преступности и коррупции (Вашингтон) в целях информирования, исследования, обучения и формулировки решений для борьбы с последствиями транснациональ-

ной преступности, терроризма и коррупции. Образованный в 1998 г., он успешно реализует основные направления научных исследований, в том числе в России. Так, созданы региональные исследовательские центры во Владивостоке, Саратове, Ставрополе, Челябинске.

Основные результаты фундаментальных научных исследований транснациональной организованной преступности отражены на страницах специальных научных изданий, как российских, так и зарубежных, в частности в научном журнале «Тенденции организованной преступности»3 издательства «Спрингер».

Исследования ученых подтверждают много -аспектность и сложность изучения транснациональной организованной преступности — не только как правового, но и исторического4, социального5, философского6 явления и т. д.

Отсутствие официальных данных7, раскрывающих реальные масштабы преступной деятельности транснациональных организованных сообществ как в России, так и за рубежом, бессистемность, пробельность международного и внутригосударственного уголовного законодательства, недоступность данных о тенденциях международной организованной преступности, отсутствие единого научного подхода к определению понятия «транснациональная организованная преступность», ее признаков, структуры и других характеристик во многом обусловливают и создают благоприятный климат для ее развития.

Действительно, до сих пор ни правовой наукой, ни практикой не разработано единого определения понятия «транснациональная организованная преступность», что бесспорно негативно влияет на эффективность противодействия данному виду преступности. Попытки определить это явление предпринимались не раз, однако каждая авторская дефиниция отнюдь не приближала теорию уголовного права и криминологию к решению указанной проблемы. Коллекция таких определений основана на понимании транснациональной организованной преступности как преступности, выходящей за границы одного государства. Во многом это обусловлено признаками, указанными в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности:

- преступление совершено более чем в одном государстве;

- совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования,

руководства или контроля имеет место в другом государстве;

- совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве;

- совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве (ч. 2 ст. 3).

В целом соглашаясь с указанными признаками, глубоко убеждена, что понятие «транснациональная организованная преступность» не есть только лишь примитивно территориальная характеристика организованной преступности, а, напротив, представляет собой модель организации преступной деятельности, высокоуровневую систему преступного поведения.

Осознание острой необходимости в нормативно-правовом обеспечении противодействия транснациональной организованной преступности обусловило создание целого ряда международно-правовых актов, в том числе относящихся к отдельным разновидностям международных преступлений и преступлений международного характера. К ним относятся Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и безопасности морского судоходства, с дополняющими их протоколами и многое другое. Особое место среди указанных документов занимает Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. До ее принятия Г. В. Игнатенко справедливо отмечал очевидную потребность в конвенции, в которой бы универсальность участия государств дополнялась и обогащалась универсальностью предмета регулирования, имея в виду, прежде всего, последовательный, рассчитанный на разумную перспективу переход к целостной и многопрофильной конвенции, включающей в себя единые принципы и стандарты межгосударственного сотрудничества в предотвращении и пресечении транснациональных преступлений как комплексного феномена8. Комплекс указанных международных актов бесспорно обеспечит

правовую основу сотрудничества государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Однако в этом смысле реализация указанных международных актов обусловлена в определенных случаях национально-правовой регламентацией соответствующих отношений. Действительно, международные акты лишь определяют, какие преступные деяния образуют транснациональную организованную преступность, и обязывают государства — участников соглашений внести соответствующие изменения во внутригосударственное уголовное законодательство. Именно эффективность национального уголовного законодательства является необходимым элементом реализации всех международных положений.

Следует также отметить, что с учетом активизации деятельности транснациональных преступных сообществ Российская Федерация участвует в разработке стратегических планов и методологии их реализации в международных отношениях, которые происходят под эгидой ООН и ее основных центров и институтов (например, Центра по международному предупреждению преступности ООН, Межрегионального научноисследовательского института ООН по вопросам преступности и правосудия, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию ООН и др.).

В настоящее время Россия принимает участие в реализации таких разработанных в рамках ООН документов, как Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного правопорядка (1985), Программа ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию (1991), Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий, принятые Всемирной конференцией по борьбе с транснациональной организованной преступностью в Неаполе в ноябре 1994 г., и др.

Правовое регулирование противодействия транснациональной организованной преступности носит межсистемный, межотраслевой характер и представляет собой сложное многоаспектное явление. Поэтому необходимо разработать концептуальную основу международно-правового сотрудничества в области борьбы с транснациональной организованной преступностью,

а также совершенствовать деятельность имеющихся институтов9.

Таким образом, международное и национальное уголовное законодательство, а также правоприменительная практика ставят новые научноисследовательские задачи, требуя выхода за рамки традиционного рассмотрения транснациональной организованной преступности как вида организованной преступности. Речь идет о новой стороне данной проблемы. В сопряжении с идеей правовой глобализации и выхода преступной деятельности за пределы юрисдикции одного государства транснациональная организованная преступность проявляет совершенно новые качества и свойства, свидетельствуя о сложности и многоаспектности проблемы.

Следует отметить следующее: всеми без исключения отечественными и зарубежными учеными признается, что транснациональная организованная преступность в силу своих особенностей требует системного, комплексного исследования как криминологической, так и уголовно-правовой теорией. Вместе с тем современные подходы к анализу транснациональной организованной преступности в отечественной правовой литературе во многом отражают ставшие традиционными методологические установки и ориентиры научного исследования данного феномена, с точки зрения криминологической характеристики. Напротив, уголовно-правовая оценка данного явления носит фрагментарный, бессистемный характер. В основном такие работы ориентированы на изучение отдельного вида преступной деятельности, ограничены рассмотрением этнических преступных сообществ. За рамками научных интересов остаются вопросы комплексного изучения международной, межгосударственной и внутригосударственной особенностей транснациональной организованной преступности в целом.

В этой связи целостное уголовно-правовое исследование транснациональной организованной преступности представляется крайне актуальным как для теории уголовного права и криминологии, так и для практики.

Примечания

1 См. например: The United Nations and Transnational Organized Crime / ed. by P. Williams and E. Savona. Portland ; Oregon, 1996; Sheptycki, J. Transnational Crime and Transnational Policing’, Sociology Compass 1,

2007; Beare, M. Critical Reflections on Transnational Organized Crime, Money Laundering and Corruption. Toronto : Toronto University Press, 2003; Sheptycki, J. Transnational and Comparative Criminology / J. Sheptycki, A. Wardak. London; Edwards, A. Transnational Organized Crime: perspectives on global security / А. Edwards, Р. Gill // The Routledge Handbook of Transnational Organized Crime / А. Felia, S. Gilmour (Eds.). London : Routledge, 2012; Ciobanu, I. Транснациональная организованная преступность и формы ее проявления в Республике Молдова: дис. ... д-ра юрид. наук. Кишинев, 2000; Пшевичный, И. В. Организованная транснациональная преступность и роль правоохранительных органов в противодействии: дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 2000.

2 См. подробнее: Воронин, Ю. А. Транснациональная организованная преступность. Екатеринбург : Урал. гос. юрид. акад. 2007. 52 с.

3 Trends in Organized Crime [Electronic resource] / Bd.-in-Chief K. von Lampe. URL: http://link.springer. com/journal/12117

4 Яременко, В. С. Российская организованная преступность: история и современность : дис. ... канд. ист. наук. М., 2006.

5 Бааева, Н. В. Организованная преступность как социальный институт: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2002; Элязян, А. Ш. Организованная преступность и национальная безопасность в Российской Федерации : социологический аспект : дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.

6 Гроздецкий, В. Д. Организованная преступность как объект социально-философского анализа : дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1997.

7 Следует, однако, отметить, что Главным информационно-аналитическим центром МВД России публикуются сборники, в которых представлены материалы о состоянии транснациональной преступности как в России, так и за рубежом (например: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств — участников СНГ за 2007 г. : информ.-стат. сб. М., 2008; Транснациональная и этническая преступность. М., 1999).

8 Игнатенко, Г. В. Транснациональная преступность и коррупция: состояние и тенденции международноправового противодействия // Международное сотрудничество в сфере борьбы с транснациональной преступностью и коррупцией : материалы между-нар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 30-31 марта 2000 г. Екатеринбург, 2000. Вып. 1. C. 17-21.

9 См., например: Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств [Электронный ресурс] // Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. URL: http://www.iacis.ru/structure/komissii_mpa/obedinen-naya_komissiya_po_garmonizatsii_zakonodatelstva_v_ sfere_borby_s_terrorizmom_prestupnostyu_i_/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.