УДК 343.721
DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10039 Эдуард Юрьевич Пороховой,
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Аннотация. В статье рассматриваются принципы борьбы с преступностью, признанные международным сообществом. Отмечена роль ООН в вопросах борьбы транснациональной организованной преступностью. Исследованы положения международных нормативных правовых актов в сфере противодействия транснациональной преступности, а также современное состояние международной преступности. Отмечена динамика совершения преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, преступлений с использованием персональных данных. Определены ключевые факторы, способствующие транснациональной организованной преступности.
Ключевые слова: международное сотрудничество, транснациональная преступность, наркоторговля, киберпреступность, экологические преступления, незаконный оборот наркотиков, торговля человеческими органами, изменения, законодательство.
Eduard Yurievich Porokhovoy,
Lecturer at the of the Department of Operative Search Activity and Special Technology in the internal Affairs bodies of the East-Siberian Institute of the MIA of the Russia
SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST TRANSNATIONAL CRIME
Abstract. The article discusses the principles of fight against crime, recognized by international community. The role of the UN in the fight against transnational organized crime is noted. The statements of the international regulatory acts in countering transnational crime, as well as the current state of international crime are examined. The author notes the dynamics of commission of a crime in information technology and crimes using personal data. The key factors contributing to transnational organized crime are identified.
Keywords: international cooperation, transnational crime, drug trafficking, cybercrime, environmental crimes, drug trafficking, trafficking in human organs, changes, legislation.
На данном этапе развития человеческой цивилизации одной из основных задач мирового сообщества является обеспечение мира, глобальной и региональной стабильности. В Уставе ООН в качестве основополагающей цели закреплено осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В данном контексте правонарушения, признанные в большинстве стран мира как преступления, рассматривается как угроза правам и свободам человека и опасность для фундаментальных основ государственности. Одной из таких угроз являются транснациональные преступные организации (сообщества). Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — это специфическая деятельность государств и других участников международного общения в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями [1, с. 114].
Транснациональные преступные организации (сообщества) следуя тенденциям развития современного общества, все активнее используют передовые информационно-телекоммуникационные технологии, позволяющие создавать многонациональные союзы, обеспечивать контроль за рынками, которые приносят многомиллиардную прибыль. Указанные процессы детерминированы всеобщей глобализацией, на фоне процессов размывания границ многих стран мира, проблем в экономике и невозможностью контроля государственных органов стран мира за деятельностью киберпреступности на просторах сети «Интернет» и в особенности его теневой части DarkNet.
В связи с этим возникают объективные процессы, характерные для общества в XXI в., создающие уникальные условия для появления новых, ранее неизвестных форм транснациональной преступности, усугубления её организованности и профессионализации. ООН определила их как «правонарушения, охватывающие в аспектах, связанных с планированием, совершением и (или) прямыми или косвенными последствиями, более чем одну страну».
Анализ принятых международных документов в рамках универсальных и региональных международных организаций, чья деятельность непосредственно связана с противодействием преступности, свидетельствует о признании международным сообществом принципов, стратегий и механизмов противодействия.
В современных условиях человеческой цивилизации, преступность, стремительно расширила сферы своего влияния и напрямую противодействует созданию благоприятных условий для дальнейшего социального экономического развития, обеспечения безопасности и укрепления правопорядка. Данные факты обусловили дальнейшую эволюцию сотрудничества государств в вопросе борьбы с организованной формой преступности и объективно является одной из наиболее востребованных областей взаимодействия
стран мира с учетом всего спектра современных криминальных вызовов и угроз.
Несмотря на всеобщую активизацию усилий международного сообщества в борьбе с такими распространенными видами преступлений, как незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ, оружия, экстремизм и терроризм, нелегальная миграция и торговля людьми эффективность противодействия преступности имеет динамику к ее снижения. Наличие данных проблем и появление новых форм транснациональной организованной преступности были обозначены на XIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Катар, 12—19 апреля 2015 г.) [2]. Это такие виды преступлений, как киберпреступность, преступления с использованием личных данных, преступления в сфере спорта (проведение договорных матчей и организация нелегальных тотализаторов), морское пиратство, экологические преступления (включая торговлю видами дикой флоры и фауны), незаконный оборот наркотиков, торговля человеческими органами и поддельными медицинскими препаратами и др. Перечень подобных преступлений не является окончательным. Особое место среди них занимают преступления в сфере информационных технологий, которые достаточно многообразны1.
Российская Федерация, как постоянный член Совета Безопасности ООН, однозначно подтвердила свою приверженность верховенству права [3, с. 62].
По общему правилу международное сотрудничество государств в различных сферах деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами, действующими между заинтересованными государствами. Но наличие общей цели (эффективное противодействие преступности) понуждает государства к взаимодействию и при отсутствии соответствующего межгосударственного соглашения. В данном случае заинтересованное государство может выступить с просьбой о совершении каких-либо действий, связанных с противодействием преступлениям транснационального характера. Юридической основой для такого обращения выступают как общие принципы международного права (равенства и сотрудничества государств), так и специальные принципы, выработанные в процессе сотрудничества государств, в борьбе с транснациональной преступностью. К ним следует отнести принцип верховенства права и принцип взаимности [4, с. 71].
По мнению специалистов, принцип верховенства права выступает основой обеспечения безопасности, правосудия и прав человека, а также опре-
1 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/-delc_conv/conventions/orgcrim.shtml (дата обращения: 05.04.2020)
деляющим условием в укреплении законности и упрочении системы национального и международного уголовного правосудия.
Разделяя позицию Нигматуллина Р. В., отметим, что «в науке международного права принцип взаимности понимается как один из фундаментальных принципов международного сотрудничества. Принцип взаимности является проявлением (продолжением) принципов равенства и сотрудничества государств, закрепленных в ст. 2 Устава ООН. Равенство государств предполагает уважительное отношение друг к другу, выражающееся в оказании взаимной помощи в различных сферах международного сотрудничества» [5, с. 361]. По способу закрепления принципа взаимности в нормативных документах выделяют «прямое» и «косвенное». «Прямое» предполагает, что при отсутствии международного договора взаимодействие государств осуществляется на началах взаимности, если иное не предусмотрено соответствующим законодательством. «Косвенное» часто используется в большинстве международных договоров. Например, в соглашениях об оказании правовой помощи используется формулировка «государства берут на себя обязательства совершать те или иные действия на взаимной основе».
Тем не менее проблемы реализации принципа взаимности возникают в самых различных сферах международного сотрудничества: вопросах разоружения, противодействии экономическим преступлениям, преступлениям в сфере высоких технологий и т. д. Этим обусловлено выяснение нами содержания норм о взаимности их применения в различных ситуациях и поэтому имеет существенное практическое значение в деятельности правоохранительных органов стран мира.
Анализ практики применения норм о взаимности в сфере противодействия преступности показывает, что взаимность в первую очередь рассматривается не как принцип международного права, а как юридическая основа взаимодействия между двумя государствами. По этой причине имеют место случаи, когда государство, руководствуясь общими интересами, по политическим либо идеологическим соображениям вводит какие-либо ограничения по исполнению обязательств. Подобные проявления недружественного поведения не являются нарушениями норм международного права, т. к. предоставление взаимности не считается обязанностью государства. На наш взгляд, вследствие этого существенно снижается эффективность противодействия современным вызовам и угрозам человечества.
Следует отметить, что научно-технический прогресс способствует быстрому развитию информационных технологий, новых систем телекоммуникаций и компьютерных сетей, что сопровождается злоупотреблением данными технологиями в преступных целях.
Специалистами в сфере противодействия транснациональным преступлениям отмечаются тенденции к трансформации криминальных вызовов и угроз. Они становятся не только более агрессивными, изощренными, нау-
коемкими и реализуются с применением высоких информационно-телекоммуникационных технологий, но и остаются «белыми пятнами» в виду отсутствия однородного законодательного регулирования в странах мира. Так же в последнее время наметилась тенденция использования транснациональными преступными организациями информационного оружия для совершения хищений денежных средств [6, c. 275].
На этом фоне транснациональные преступные организации все активнее используют современные финансовые инструменты, как способ легализации денежных средств, вырученных от торговли наркотиками, оружием, людьми и т. п.
Законодательное регулирование криптовалюты в зарубежных странах не отличается единообразием, характеризуется своими особенностями. Их изучение позволило прийти к выводу о том, что нормативная база складывается в основном только на уровне гражданского законодательства.
Подобное стало возможным ввиду противоречий в трактовке процессов, которые протекают на фоне экономических проблем. Вот пример. В январе 2019 г. на официальном сайте ООН размещен доклад, посвященный обзору мирового экономического и социального положения в 2018 г., где сделан вывод о том, что криптовалюты и Blockchain «стали важной частью глобальной финансовой системы», они могут избавить мир от необходимости доверять централизованным финансовым институтам, создать новые бизнес-модели и существенно повысить эффективность управления. Помимо этого, криптовалюту рассматривают как «новый рубеж в области цифровых финансов».
ООН открывает фонд для финансирования цифровыми токенами1, а его подразделение «Чрезвычайный фонд защиты детей ООН» (далее — ЮНИСЕФ) начинает принимать пожертвования в девяти криптовалютах: Bitcoin, Bitcoin Cash, Ethereum, Litecoin, XRP, EOS, Monero, Dash и Stellar. В соответствии с международной программой «Цели устойчивого развития» предлагается решать такие глобальные проблемы, как бедность, неравенство, климатические изменения, ухудшение состояния окружающей среды и т. д. Для реализации указанной программы создан фонд, который планирует привлечь несколько сотен миллионов долларов и разместить их как в фи-атном, так и в цифровом формате на Blockchain. Фонд станет первой структурой в составе программы ООН, которая сможет принимать и работать со всеми видами цифровых активов. Известно, что управлять фондом будет децентрализованная платформа кредитования Celsius Network, а запускать проект стането поставщик финансовых услуг Fifth Element. Более того,
1 Токен — это форма цифрового актива, который располагается поверх блокчейна; криптовалюта — это цифровая или виртуальная валюта, которая шифруется (защищена) с помощью криптографии.
ЮНИСЕФ уже применяет вычислительные мощности компьютеров для сбора пожертвований с помощью майнинга криптовалюты Monero [7].
Ряд стран уже информировал международное сообщество об использовании Blockchain и криптовалюты. Так, премьер-министр Республики Мальта (далее — Мальта) Джозеф Мускат посвятил свое выступление на Генеральной Ассамблее ООН именно этой проблеме. В своем докладе он раскрыл перспективы и представил цифры экономических достижений, которые принесли плоды криптолиберализации национального законодательства, поскольку здесь официально разрешен выпуск токенов на ICO и уравнены в правах цифровые и фиатные валюты. Более того, привлечена биржа Bi-nance, чьи 200 000 000 долларов квартальной прибыли превысили показатели крупнейшего оператора рыночных торгов традиционными активами NASDAQ. Мальта получила практически мгновенный эффект от принятия регулирующих цифровые активы законов, что особенно важно для бедных государств, лишенных традиционных источников прибыли в виде полезных ископаемых. На примере интеграции Blockchain в госуправление Мальта показала, как этот процесс может снизить коррупционные риски и эффективно управлять различными сферами — от здравоохранения и до утилизации отходов [8].
Анализ международного законодательства привел к формулированию тезиса о том, что в настоящее время на международном уровне недостаточно базовых документов, которые могут быть положены в основу формирования нормативных правовых актов, направленных на противодействие преступной деятельности с использованием «виртуальной валюты» (криптовалюты). Имеющаяся правовая база в сфере киберпространства и противодействия ки-берпреступности в полной мере не отвечает современным угрозам и требует консолидации мирового сообщества в принятии единых правовых подходов как в повседневном использовании криптовалюты, так и в противодействии преступлениям, связанным с ее криминальным оборотом.
Эффективное сотрудничество государств в противодействии транснациональной преступности возможно на основе не только международных, но и региональных договоров, а также двусторонних межведомственных соглашений и договоренностей. Анализ практики такого сотрудничества показывает, что государствами не в полной мере реализован потенциал основных международных соглашений в сфере противодействия транснациональной преступности.
Раскрытие и расследование преступлений — это сложный процесс, осуществляемый на основе соответствующей уголовно-правовой, процессуальной, оперативно-розыскной и криминалистической информации и знаниях определенных частных закономерностей [9, с. 27].
Считаем, что применение в практике международных отношений положений, вытекающих из содержания принципа взаимности, станет еще од-
ним эффективным правовым средством не только борьбы с преступностью, но и средством преодоления межгосударственных противоречий, обусловленных, как видится, более политическими и идеологическими факторами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Клименко Т. М., Третьякова Е. И. Международное сотрудничество в области противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств / Т. М. Клименко, Е. И. Третьякова // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2015. — С. 114—119.
2. Пихов А. Х. Транснациональная преступность в контексте современных криминогенных процессов / А. Х. Пихов // Российский криминологический взгляд. — 2013. — № 3 (35). — C. 252—257.
3. Тимофеев С. В. Особенности предупреждения сбыта наркотиков, осуществляемого с использованием информационно-телекоммуникационных технологий / С. В. Тимофеев // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2020. — 1 (92). — С. 192—199.
4. Саенков А. В. Принцип взаимности и принцип национального режима в международном гражданском процессуальном праве / А. В. Саенков // Бизнес в законе. — 2012. — № 3. — С. 71—73.
5. Нигматуллин Р. В. Стратегия ООН в борьбе с транснациональной организованной преступностью / Р. В. Нигматуллин, Р. Р. Сулейманова // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10. — № 2. — С. 358—368. DOI: 10.17150/1996-7756. 2016. 10 (2). С. 358—368.
6. Родивилина В. А., Родивилин И. П. Информационное оружие / В. А. Родивилина, И. П. Родивилин // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск, 2018. — С. 275—278.
7. Криптовалюты «пришли» в ООН [Электронный ресурс]. — URL: https://cryp-tor.net/news/kriptovalyuty-prishli-v-oon-2060 (дата обращения: 10.04.2020).
8. ООН и ЮНИСЕФ принимают криптовалюты [Электронный ресурс]. — URL: https://cryptofeed.ru/news/oon-i-yunisef-prinimayut-kriptovalyuty/ (дата обращения: 05.04.2020).
9. Варданян А. В., Грибунов О. П. Современная доктрина методико-криминалисти-ческого обеспечения расследования отдельных видов преступлений / А. В. Варданян, О. П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. — № 2 (81). — С. 23—35.