Научная статья на тему 'Проблемные вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью'

Проблемные вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1087
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СУЩНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / ESSENCE TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / DEVELOPMENT TRENDS TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / DETERMINANTS TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / PREVENTION OF TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / PROBLEMATIC ISSUES STRUGGLE OF TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жиров Руслан Михайлович

В статье рассматриваются проблемные вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью: ее сущность, тенденции развития, система социальных, политических, экономических и иных факторов, детерминирующих транснациональную организованную преступность, особенности профилактики и социального контроля над транснациональной организованной преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жиров Руслан Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of concern in the fight against transnational organized crime

This article addresses the problematic issues of combating transnational organized crime: its essence, development trends, the system of social, political, economic and other factors determining transnational organized crime, peculiarities of prevention and social control of transnational organized crime.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10196

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Руслан Михайлович ЖИРОВ, доцент кафедры уголовного права и криминологии ИПЭиФ Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, кандидат юридических наук E-mail: dzhir-ruslan@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью: ее сущность, тенденции развития, система социальных, политических, экономических и иных факторов, детерминирующих транснациональную организованную преступность, особенности профилактики и социального контроля над транснациональной организованной преступностью.

Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, сущность транснациональной организованной преступности, тенденции развития транснациональной организованной преступности, детерминанты транснациональной организованной преступности, профилактика транснациональной организованной преступности, проблемные вопросы транснациональной организованной преступности.

Annotation. This article addresses the problematic issues of combating transnational organized crime: its essence, development trends, the system of social, political, economic and other factors determining transnational organized crime, peculiarities of prevention and social control of transnational organized crime.

Keywords: transnational organized crime, essence transnational organized crime, development trends transnational organized crime, determinants transnational organized crime, prevention of transnational organized crime, problematic issues struggle of transnational organized crime.

Необходимо отметить, с начала XXI в. беспрецедентно возросли интенсивность и динамика мировых глобализационных процессов, сопровождающихся размыванием государственных границ, ростом экономических рынков несмотря на продолжающийся экономический кризис, трансмиссией ценностных ориентиров и образа жизни. Эти вполне объективные процессы обусловливают увеличение масштабов и уровня опасности глобализо-ванной преступности, являются причиной возникновения новых, ранее не известных форм транснациональной преступности, повышения ее профессионализации и вредоносности.

В результате изменений в структуре экономической деятельности и финансов, развития свободы перемещения людей, товаров и информации преступность выходит за пределы национальных границ, выступая, наряду с товарами и

технологиями, предметом экспорта, используя глобализационные факторы для расширения собственной сферы деятельности и прибыли.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Конвенции ООН от 15 ноября 2000 г. против транснациональной организованной преступности международным считается преступление, совершенное:

1) более чем в одном государстве;

2) в одном государстве, однако значительная его часть (подготовка, планирование, руководство или контроль) происходит в ином государстве;

3) в одном государстве, однако с участием организованной преступной группы, чья преступная деятельность осуществляется более чем в одном государстве;

4) в одном государстве, однако существенные его последствия наступают в ином государстве [2].

№ 4/2019

Отметим, что на 13-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Доха, 12—19 апреля 2015 г.) была отмечена необходимость учета новых форм проявления транснациональной преступности и концентрации усилий сотрудничающих государств на конкретных направлениях противодействия такому виду криминалитета [3].

Транснациональная организованная преступность в настоящее время является глобальной проблемой, подрывающей национальную безопасность суверенных государств и наносящей огромный ущерб социальным и экономическим институтам страны из-за притока колоссальных сумм денег, полученных незаконным путем, а именно, незаконным оборотом наркотиков, торговлей оружием и людьми, подделкой и распространением фальшивых банкнот, незаконной перевозкой мигрантов, кражей и контрабандой автомобилей, совершением компьютерных преступлений, терроризма и др.

Вышеуказанное обстоятельство нашло отражение и в утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В пункте 43 данного документа отмечается, что «деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми... разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам... [а также] коррупция. [относятся к числу] основных угроз государственной и общественной безопасности» [6].

Вместе с тем транснациональную преступность следует изучать не только с точки зрения влияния на мировые процессы, но и с позиции отдельно взятого государства с учетом того, в каких пределах и в каком качестве его территория используется для осуществления транснациональной преступной деятельности.

Государства — «поставщики», «транзите-ры», «потребители», «укрыватели», «легализа-торы» и т.д. — по-разному заинтересованы в инициировании и осуществлении уголовного преследования транснациональных преступлений, что служит значимым и в современных условиях непреодолимым криминогенным фактором, поддерживающим и стимулирующим транснациональную преступность.

Структурно-географический анализ транснациональной преступности и ее отдельных видов свидетельствует о том, что Россия способна одновременно играть одну или несколько ролей: быть страной, из которой исходит, где частично протекает или оканчивается преступная активность. Процессы модернизации транснациональной преступности существенно трансформируют представления о ее географии, которой в настоящее время свойственны: пространственный разрыв между локализацией преступной деятельности и местоположением преступника; расширение «пространства преступления» за счет физического и виртуального пересечения не одной, а множества государственных границ; выраженное криминальное заражение местности и устойчивая криминальная специализация региона.

Современные транснациональные преступные организации могут быть охарактеризованы как высокоорганизованные, сплоченные преступные группы, функционирующие на долгосрочной основе, имеющие возможность непрерывного превращения из гибких организаций одной сети в жесткие корпоративные структуры, а также сочетающие в себе жестко структурированные элементы управления в центре с гибкой системой взаимоотношений на более низких уровнях. Отсутствие соподчиненности связано с распространением информационных технологий, которые позволяют из многочисленных и внешне независимых элементов относительно легко выстраивать любую по численности, структуре, профессиональным навыкам и прочим параметрам конфигурацию преступной группы в зависимости от текущих криминальных потребностей, что дает возможность свести связанные с участием в преступной группе риски к минимуму и существенно расширяет свободу и возможности криминальной деятельности.

Тенденция транснационализации может быть определена как одна из ведущих в характеристике всех высокодоходных видов преступности.

Согласимся с А.Х.-А. Пиховым, отмечающим, что транснациональный характер носят 39% преступлений в сфере незаконного оборота оружия, 34% преступлений террористического характера, 32% преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, 28% преступлений, связанных с нарушением авторских прав, 25% преступлений экстремистской направленности, 23% преступлений, связанных с посягательством на объекты животного мира, 23% экономических преступлений, 21% коррупционных преступлений [4, с. 16—17].

№ 4/2019

С учетом данных о латентности преступности, ценности нарушаемых ею общественных отношений, ее масштабах и последствиях транснациональную преступность можно признать значимой угрозой национальной безопасности страны.

Транснационализация экономической преступности, которая обусловливается и поддерживается стремлением преступных организаций к максимизации криминальных доходов, в качестве одной из причин и закономерного следствия имеет расширяющееся использование глобальной легальной экономики в интересах увеличения преступного капитала. В связи с этим возрастает роль легализации доходов, которая превращается в транснациональный механизм конверсии прибылей от транснациональных преступлений, выступая для транснациональной преступности значимым самоподдерживающим фактором.

Развитие современного терроризма способствует транснационализации насильственной преступности в целом, механизм которой включает:

а) «перенос» террористических преступлений с территории одного государства в другое;

б) распространение идеологии терроризма за счет интенсификации информационного взаимодействия в мире;

в) формирование транснациональных, в том числе сетевых, террористических организаций;

г) стимулирование миграционных потоков из зон террористической активности и рост преступности мигрантов в благополучных странах;

д) активацию ответной реакции на исходящие от мигрантов угрозы в форме преступной деятельности ультраправых объединений внутри европейских стран.

Транснациональный характер насильственной преступности предопределяет наличие экстремистской мотивации, основанной на расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражде.

В общей системе детерминант транснациональной преступности целесообразно дифференцировать причины и условия, непосредственно генерирующие сами преступления, а также факторы, которые ослабляют и препятствуют эффективной работе по противодействию им. Последние являются относительно самостоятельным феноменом, формируемым по преимуществу обстоятельствами экономического и политического характера.

Экономические факторы в настоящее время связаны с кризисными процессами в экономике России и других государств, особенно зави-

сящих от цен на энергоресурсы; и в этом отношении выступают объективными ограничителями предупредительных стратегий.

Политические факторы в значительной степени подвержены субъективным настроениям и связаны с отсутствием у стран, пораженных транснациональной преступной активностью, единой политической воли, направленной на консолидацию усилий в борьбе с транснациональными преступлениями, устранении их причин и условий. Политические детерминанты стимулируются кризисом международного сотрудничества, нестабильностью политических режимов, коррумпированностью государственной службы, геополитической нестабильностью, активным использованием информационных технологий для формирования образа «внешнего врага».

Широкому распространению транснациональной организованной преступности способствуют следующие факторы:

1) появление мировых рынков сбыта как законной, так и незаконной продукции;

2) расширение международных экономических и социальных связей;

3) формирование мировых финансовых сетей;

4) повышение открытости границ национальных государств;

5) неспособность, иногда нежелание отдельных государств бороться с проявлениями транснациональной преступности; и др.

Необходимо подчеркнуть, что мировым сообществом для эффективной борьбы с преступностью, в том числе и транснациональной организованной преступностью, изданы многочисленные нормативные акты и созданы международные организации [7, с. 147]:

1. Межправительственная организация Financial Action Task Force (FATF), занимающаяся проблемами легализации средств, полученных преступным путем.

2. ВОЗ — по противодействию преступному наркобизнесу.

3. Международная организация миграции — по противодействию нелегальной миграции и торговле людьми.

4. Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

5. Международная морская организация (ИМО).

6. ЮНЕСКО.

7. Арабский Совет Министров внутренних дел и др.

Отметим, что среди них особое место занимает глобальная, международная, межправительственная организация, в которую входит 188

№ 4/2019

стран мира, — Интерпол, специально созданный для борьбы с международной преступностью, в том числе и с транснациональной организованной преступностью. В России данное направление борьбы с международной преступностью осуществляется Национальным центральным бюро (НЦБ) Интерпола МВД России.

Международная правовая основа противодействия транснациональной преступности представляет собой многоуровневую систему различных по своей юридической силе международных актов, регламентирующих общие условия и конкретные направления взаимодействия государств в сфере предупреждения транснациональных преступлений и реализации ответственности за их совершение. В силу того, что значимость унифицированных подходов к профилактике тем выше, чем ближе интересы государств, противодействующих транснациональной преступности, наиболее эффективным, с учетом геополитических, экономических, историко-культурных, криминологических факторов, видится региональный уровень международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью. Для Российской Федерации он связан с возможностями, которые предоставляют СНГ, ОДКБ, ЭЕС, ШОС, СЕ.

Противодействие транснациональной преступности необходимо осуществлять на основе стратегического планирования на трех взаимосвязанных уровнях: международном, региональном и национальном.

Глобальный план противодействия организованной транснациональной преступности включает следующие разделы:

а) проблемы и опасности, создаваемые транснациональной преступностью;

б) руководящие принципы в отношении законодательных и иных мер;

в) международное сотрудничество на уровне следствия, уголовного преследования и судебного разбирательства;

г) методы и ориентиры международного сотрудничества на региональном и международном уровнях;

д) целесообразность разработки международных документов, включая конвенции, о борьбе с отдельными видами транснациональной преступности;

е) практическую реализацию и контроль.

Региональный (на уровне СНГ) план должен

учитывать локальные и национальные особенности, в том числе необходимость формирования двух- и многосторонних договоров по вопросам противодействия транснациональной пре-

ступности, унификации соответствующего национального законодательства и четкого распределения компетенции по организации и осуществлению такого противодействия между органами и структурами СНГ и отдельно взятых государств.

Полностью согласимся с А.Х.-А. Пиховым, считающим, что для эффективной борьбы с транснациональной организованной преступностью в России необходимо принятие следующих нормативных актов:

1. Стратегии противодействия транснациональной организованной преступности.

2. Плана противодействия транснациональной организованной преступности.

3. Федерального закона «О противодействии транснациональной организованной преступности» [4, с. 21].

В процессе совершенствования структуры и организации работы подразделений полиции РФ по предупреждению транснациональных преступлений целесообразно использовать положительный опыт аналогичных структур в иностранных государствах, в частности: создание специализированных подразделений, подчиненных задачам предупреждения отдельных видов транснациональных преступлений; установление жесткой вертикали в их подчиненности центру; наличие системы ведомственных преимуществ по оперативной работе перед иными подразделениями полиции; особую систему оценки результативности деятельности; защиту от уголовного преследования специальных агентов, внедренных в преступную группу; специальные принципы привлечения к сотрудничеству средств массовой информации.

Далее приведем некоторые статистические данные об успешной борьбе с транснациональной организованной преступностью в России.

С начала 2017 г. правоохранительные подразделения таможенных органов изъяли из незаконного оборота свыше 2,5 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе около 6 кг героина, более 300 кг гашиша, около 8 кг кокаина, 10 кг марихуаны, 3 кг новых психоактивных веществ, свыше 20 кг иных наркотических средств и 13 кг сильнодействующих веществ [8, с. 6].

Основными способами контрабанды крупных и особо крупных партий наркотических средств являются:

1) автомобильные перевозки;

2) авиационные перевозки;

3) перевозки при помощи морского транспорта;

№ 4/2019

4) перевозки на гужевом транспорте или при помощи вьючных животных;

5) международные почтовые отправления;

6) «муллинг» — внутриполостной способ сокрытия наркотиков, когда они перевозятся внутри человеческого тела и др.

В качестве подтверждения приведем несколько примеров.

В январе 2017 г. сотрудники Домодедовской таможни при проведении таможенного контроля пассажиров, прибывших рейсом Пунта-Кана — Москва, задержали граждан России, которые пытались ввезти на территорию России кокаин. Наркотик общим весом 6 кг был спрятан в чемоданах методом «двойного дна».

Сотрудниками Псковской таможни совместно с сотрудниками Северо-Западной оперативной таможни в ноябре 2016 г. была задержана крупная партия гашиша — 400 кг, который был спрятан в специально оборудованном для этого тайнике грузового автомобиля.

В 2012 г. ГУЭБиПК России совместно с ФСБ России пресечена деятельность международной преступной группы, участники которой организовали каналы поставки поддельных денежных купюр номиналом 100, 200 и 500 евро на территорию Российской Федерации с целью их последующего сбыта. Члены преступной группировки планировали организовать сбыт на территории Российской Федерации более 2 млн поддельных евро [1, с. 23].

Для повышения качества и эффективности борьбы правоохранительных структур разных стран мира с транснациональной организованной преступностью необходимы [5, с. 271]:

1) четкая координация и взаимодействие спецслужб;

2) своевременный и оперативный обмен интересующей стороны значимой информацией;

3) тщательное планирование совместных действий;

4) совместные завершающие мероприятия с целью задержания членов организованных преступных формирований и др.

Обобщая вышеизложенное, сделаем основные выводы:

Транснациональная организованная преступность в настоящее время является глобальной проблемой, подрывающей национальную безопасность суверенных государств и наносящей огромный ущерб социальным и экономическим институтам стран.

В общей системе детерминант транснациональной организованной преступности целесообразно дифференцировать причины и условия,

непосредственно генерирующие сами преступления, а также факторы, которые ослабляют и препятствуют эффективной работе по противодействию им.

Противодействие транснациональной организованной преступности необходимо осуществлять на основе стратегического планирования на трех взаимосвязанных уровнях: международном, региональном и национальном.

При совершенствовании структуры и организации работы подразделений полиции РФ по предупреждению транснациональных преступлений целесообразно использовать положительный опыт аналогичных структур в иностранных государствах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Иванов ПИ., Журавлев АВ. Международное сотрудничество в борьбе с фальшивомонетничеством // Закон и право. 2018. № 7. С. 20—24.

2. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Иор-ке 15.11.2000 г.) // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.

3. Офиц. сайт ООН // URL: http://www. unodc.org/ documents/ congress/Documen-tation/ Discussion_Guide/ACONF222_PM1-r-V13853 691.pdf (Дата обращения: 28.09.2018)

4. Пихов А.Х.-А. Теоретические основы противодействия транснациональной преступности: Дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2017. 488 с.

5. Тишкин ДН. Уголовно-правовая политика современного Российского государства в контексте борьбы с транснациональной организованной преступностью // Актуальные проблемы применения уголовного законодательства. Сб. науч. тр. участников Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н.С. Сорокун. 2018. С. 269—274.

6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Рос. газ. Федер. вып. 2015. 31 дек.

7. Щербакова А.В. Актуальные проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью // European Research сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 145—151.

8. URL: http://www. customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=25409:2017-06-22-14-00- 17&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid= 1835 (Дата обращения: 22.10.2018)

№ 4/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.