МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
УДК 343.412.2 Т.А. Ханов
ББК 67.408.112 доктор юридических наук, доцент,
Научно-исследовательский институт экономических и правовых исследований Карагандинского экономического университета,
А.В. Борецкий
Инновационный Евразийский университет
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
В статье рассматривается механизм международного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан при расследовании транснациональных преступлений, связанных с торговлей людьми. С учетом анализа международно-правовых актов в сфере противодействия торговли людьми авторами предложены основные направления правовой политики в борьбе с торговлей людьми, использование которых позволит обеспечить действенное взаимодействие компетентных органов Российской Федерации и Республики Казахстан.
Ключевые слова: международно-правовое сотрудничество в области торговли людьми, расследование преступлений, торговля людьми, транснациональные преступления.
T.A. Khanov
Doctor of Law, Associate Professor, Research Institute Economic and Legal Studies Karaganda University of Economics,
A.V. Boretsky
Innovative University of Eurasia
interaction of the Russian federation
AND the republic OF KAZAKHsTAN-RELATED CRIME TRAFFICKING
The article discusses the mechanism of international cooperation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the investigation of transnational crimes related to human trafficking. An analysis of the international legal instruments in the field of anti-trafficking guidelines proposed by the authors of legal policy in the fight against human trafficking, the use of which will ensure the effective interaction of the competent authorities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan.
Key words: international legal cooperation in trafficking in persons, investigate crime, human trafficking and transnational crime.
На современном этапе развития мирового представляющей реальную угрозу для функ-
сообщества в условиях глобальной экономиче- ционирования политических, экономических,
ской, политической и культурной интеграции культурных и других процессов. Транснацио-
все большее внимание уделяется преступно- нальная преступность характеризуется следу-
сти, имеющей транснациональный характер и ющими чертами: 1) совершением преступления
более чем в одном государстве; 2) совершением преступления в одном государстве, при этом основная (существенная - substantial) часть подготовки, планирования, организации (управления, руководства - direction) или контроля которого осуществляется в другом государстве; 3) совершением преступления в одном государстве, но в рамках деятельности организованной преступной группы, вовлеченной в преступную деятельность в более чем одном государстве; 4) совершением преступления в одном государстве и возникновением существенных (substantial) последствий (effects) в другом государстве1.
Согласно классификации ООН, транснациональные преступления подразделяются на 17 групп, среди которых отдельно выделена торговля людьми2. Торговля людьми оценивается нормами международного права как уголовная деятельность, контролируемая транснациональными преступными организациями, влекущая за собой серьезные последствия для безопасности личности, общества и государства, грубые нарушения прав человека, приносящая преступникам значительные нелегальные доходы. Так, эксперты ООН констатируют, что людей продают в рабство (похищают, завлекают обманом и т.п.) в 127 странах мира, в 137 государствах эксплуатируются иностранные жертвы торговцев людьми. В большинстве случаев используются в качестве места транзита современных рабов преимущественно восемь государств: США, Израиль, Турция, Италия, Япония, Германия, Греция, Арабские Эмираты.
По оценкам международных организаций, ежегодно в мире покупаются, продаются или удерживаются в неволе от 700 тысяч до 4 млн. человек. В 2005 г., по оценке ООН, каждый год в рабство попадают около 700 тыс. человек. Организация «Human Rights Watch» считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тыс. человек. По оценкам Центра безопасности человека (Human Security Centre), ежегодно в рабство продается до 4 млн. человек3.
Торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо4. Анализ международно-правовых актов
показывает, что рассматриваемые преступления получили закрепление и в национальных законодательствах Республики Казахстан и Российской Федерации. В российском уголовном законе, например, данные преступления представлены двумя уголовно-правовыми нормами - ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми» и ст. 127.2 УК РФ «Использование рабского труда», тогда как в Уголовном кодексе Республики Казахстан имеется лишь одна норма об ответственности за подобные преступления - ст. 128 УК РК «Торговля людьми».
Вместе с тем необходимо сказать, что до настоящего времени данная категория преступлений продолжает иметь латентный характер, а эффективность их раскрытия и дальнейшего расследования, к сожалению, оставляет желать лучшего как в России, так и в Казахстане. Согласно статистике КПСиСУ Генеральной прокуратуры РК, в Республике Казахстан в период с 2005 г до настоящего времени было зарегистрировано 130 преступлений по ст. 128 УК РК. Из них в 34,5 % случаев уголовные дела были прекращены по различным основаниям5. Сходная картина наблюдается и в Российской Федерации, где, согласно статистике, за аналогичный период было зарегистрировано 571 преступление, предусмотренное ст. 127.1 УК РФ, и 98 случаев использования рабского труда (ст. 127.2 УК РФ). При этом количество прекращенных уголовных дел в России несколько меньше, нежели в Казахстане, и составляет порядка 25-26 % от общего числа возбужденных дел6.
Сложившаяся ситуация с выявлением и расследованием случаев торговли людьми и эксплуатации их труда в обоих государствах явно противоречит международной статистике, согласно которой в России и странах бывшего СССР ежегодно потерпевшими от подобного рода посягательств становятся от 20 тыс. до 700 тыс. человек7. Следует заметить, что в силу геополитического расположения обоих государств (граница РФ и РК составляет 7512,8 км.), находящихся в центре глобальных миграционных процессов между странами Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, РФ и РК представляют интерес для транснациональных преступных организаций не только как страны происхождения и назначения, но и как страны транзита «живого товара».
Данный фактор прямо указывает на то, что эффективное противодействие торговле людьми, совершаемой на территории Республики Казахстан и Российской Федерации, возможно, на наш взгляд, только в условиях «тесного» вза-
имодействия правоохранительных органов двух стран. Как показывает судебно-следственная практика, взаимодействие правоохранительных органов обоих государств в данном направлении имеет «разовый» характер, о чем свидетельствует анализ уголовных дел о торговле людьми на территории ряда областей Республики Казахстан, граничащих с Россией. Кроме того, проведенное нами анкетирование 78 следователей и оперативных работников ОВД РК, занимающихся раскрытием и расследованием рассматриваемых преступлений, показало, что свыше 94 % из них указали на недолжное взаимодействие с аналогичными органами РФ или отсутствие какого-либо взаимодействия вообще.
Проведенный опрос убедительно свидетельствует о необходимости разработки механизма взаимодействия (сотрудничества) компетентных органов Республики Казахстан и Российской Федерации при раскрытии и расследовании торговли людьми. Надо отметить, что термин «взаимодействие» в действующих законодательствах РФ и РК отсутствует. Законодательство обоих государств содержит нормативные предписания, регламентирующие общие основы взаимоотношений следователя, дознавателя и оперативно-розыскных подразделений в ходе расследования преступлений. Чтобы понять специфику сотрудничества, необходимо выяснить, что собой представляет взаимодействие вообще и как оно проявляется.
В самом общем плане под взаимодействием принято понимать «взаимную связь явлений; взаимную поддержку»8. Применительно к расследованию преступлений под взаимодействием, как правило, понимают согласованную деятельность субъектов расследования, направленную на быстрое и полное раскрытие преступлений. Следовательно, международное взаимодействие в борьбе с преступностью - это согласованная деятельность двух или более государств, в том числе России и Казахстана, имеющая своей целью быстрое и полное раскрытие и расследование транснациональных преступлений.
Сотрудничество в области борьбы с торговлей людьми должно всегда рассматриваться как этап международного сотрудничества государств, как институт, обеспечивающий реализацию правовых норм международных договоров. Вместе с тем сотрудничество всегда происходит в контексте общего культурного и экономического взаимодействия, например на фоне миграционных процессов различного характера. На современном этапе сотрудничество
Российской Федерации и Республики Казахстан в борьбе с торговлей людьми базируется на ряде международных соглашений и национальных законодательствах. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (Нью-Йорк, 21 марта 1950 г.)9, Конвенции ООН «Против транснациональной организованной преступности» (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.)10, протокола «Против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю, воздуху», дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.)11, протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее», дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.)12.
Имеется также ряд международных договоров и соглашений в рамках Содружества Независимых Государств. Внимания заслуживают Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск, 22 января 1993 г.)13, Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинёв, 7 октября 2002 г.)14, соглашение «О сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека» (Минск, 25 ноября 2005 г.)15, решение Совета глав государств «О Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011-2013 годы» (Москва, 10 декабря 2010 г.)16. Кроме того, с вступлением России и Казахстана в Таможенный союз особое значение приобретает соглашение «О правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» (Астана, 5 июля 2010 г.)17.
В юридической науке выделяют две основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью: договорная (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере); институциональная (сотрудничество в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального значения)18.
Международное сотрудничество в противодействии транснациональной преступности по-
зволяет решать ряд задач: пресечение сокрытия преступлений и результатов их совершения за рубежом; пресечение бегства преступников за рубеж; раскрытие преступлений, совершенных за рубежом; раскрытие преступлений, начавшихся в одном государстве и завершенных в другом. Страны Содружества Независимых Государств принимают комплексные совместные меры правового, социально-экономического, информационного и иного характера в борьбе с торговлей людьми, а также меры защиты жертв торговли людьми и их реабилитации. В частности, предусматривается осуществление сотрудничества правоохранительных органов в таких основных формах, как обмен оперативной, криминалистической, статистической и иной информацией, в том числе сведениями о готовящихся и совершенных преступлениях, легализации доходов от этих деяний и причастных к ним физических или юридических лицах; исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; планирование и осуществление скоординированных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий; обмен нормативными правовыми актами, публикациями и научно-методическими материалами; обмен опытом работы, проведение рабочих встреч, консультаций, совещаний, практических конференций и семинаров, а также совместных научных исследований; разработка и осуществление согласованных мер предупреждения и пресечения использования сети Интернет в целях торговли людьми; обмен опытом внедрения информационных систем паспортно-визового контроля, включая использование биометрических данных19.
Кроме того, международными договорами в совокупности предусмотрены следующие виды взаимной правовой помощи: получение показаний и заявлений от отдельных лиц (включая обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и др.); содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований; вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток; производство обысков и выемок; производство осмотров, в том числе судебных; предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые; установление личности и местонахождения лиц; производство экспертиз; определение или выявление доходов,
собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов; оказание любой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства; использование технологий видеоконференцсвязи при расследовании и рассмотрении уголовных дел; проведение трансграничных обысков и изъятия информации, передаваемой по телекоммуникационным сетям; принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма, и др. Следует отметить также, что ценными, на наш взгляд, являются предложения ученых и практиков, связанные с созданием Евразийских полицейских организаций в рамках СНГ20 и ТТТОС21
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие государств по вопросам противодействия транснациональной преступности, в том числе торговле людьми, должно предусматривать: 1) частичную передачу компетенции; 2) совместное расследование по уголовным делам (участие представителя иностранного государства при исполнении запроса либо создание совместных следственно-оперативных групп). Сотрудничество правоохранительных органов Российской Федерации и Республики Казахстан при расследовании транснациональных преступлений может выражаться в следующих формах: 1) подача и исполнение запроса о правовой помощи в производстве допроса, обыска, опроса свидетелей, судебной экспертизы и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РК и УПК РФ; 2) запрос информации, касающейся наличия доказательственных фактов или других связанных с ними вопросов, перед подачей официального письменного ходатайства; 3) подача и исполнение запроса о предоставлении такой оперативной помощи, как наблюдение, перехват, задержание и т.д.; 4) создание совместных следственно-оперативных групп между заинтересованными государствами; 5) уголовное преследование; 6) экстрадиция, т.е. выдача лица для уголовного преследования. Таким образом, использование вышеперечисленных форм международного сотрудничества позволит обеспечить действенное взаимодействие компетентных органов России и Казахстана в противодействии транснациональной преступности, в частности торговле людьми.
1 United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC) «Trafficking in Persons Global Patterns». - URL: http://www. unodc.org/pdf/traffickinginpersons_report. - P. 1115.
2 Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. - Омск: ОмГУ, 2000. - С. 179.
3 Информационные материалы по проблеме торговли людьми и нелегальной миграции. - URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-287430.html.
4 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой: 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1983. - С. 75.
5 Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 г - URL: http://tsouz.ru/ MGS/MGS11/Pages/P2_50.aspx.
6 В 2011 году в суды России поступило около 1300 дел, связанных с торговлей людьми. - URL: http://crimerussia. ru/index.php/gromkie-dela/50763; Военная Т.А. Посягательства на свободу человека, связанные с его эксплуатацией (По законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2010. - С. 4-5.
7 Протокол № 1 против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю, воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г - URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1030987. С. 5.
8 Орцханова Т.М. Уголовно-правовое противодействие использованию рабского труда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - С. 5.
9 Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 г. - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id =1050978.
10 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г - URL: http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=1025333.
11 Протокол № 2 о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1030978.
12 Решение Совета глав государств «О Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011-2013 годы» от 10 декабря 2010 г - URL: http://pravo.by/ world_of_law/text.asp?RN=N91000079.
13 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция) от 22 января 1993 г - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1009674.
14 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишиневская конвенция) от 7 октября 2002 г. - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1034672.
15 Токалов Т.Б. Теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007. - С. 45.
16 Сведения о зарегистрированных преступлениях по ст. 128 УК РК на территории Республики Казахстан за период с 2005 по 2011 гг. - URL: http://service.pravstat.kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat.
17 Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 г. - URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/ view/text?doc-1901.
18 Айтуарова А.Б. Использование возможностей Национального Центрального Бюро Интерпола в раскрытии и расследовании международных уголовных преступлений и уголовных преступлений, носящих международный характер: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Караганда, 2001. - С. 15; Encyclopedia of Law Enforcement // Thousand Oaks: Sage Publications. - 2005. - Vol. 3. - P. 13.
19 Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 г. - URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/ view/text?doc-1901.
20 Еркенов С.Е. Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ при раскрытии и расследовании транснациональных преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2000. - С. 25.
21 Феоктистова Е.Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуальные и криминалистические аспекты: дис. . канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 45.
1 United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC) «Trafficking in Persons Global Patterns». - URL: http://www. unodc.org/pdf/traffickinginpersons_report. - P. 1115 .
2 Bekryashev A.K., Belozerov I.P., Bekryasheva N.S. The shadow economy and economic crime. - Omsk Omsk State University, 2000. - P. 179.
3 Information materials on human trafficking and illegal migration. - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-287430.html.
4 Ozhegov S.I. Russian dictionary / ed. Dr. Philology. Sci.NY Shvedova, 14 th ed. Stereotype. - M. Eng. lang., 1983. - P. 75.
5 Agreement on legal assistance and cooperation of customs authorities states - members of the customs union in criminal cases and cases on administrative offenses on July 5, 2010 - URL: http://tsouz.ru/MGS/MGS11/Pages/P2_50.aspx.
6 In 2011, the courts of Russia has received about 1,300 cases of human trafficking. - URL: http://crimerussia.ru/ index.php/gromkie-dela/50763 ; Military TA Encroachment on the freedom of man, associated with its use (According to the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan): Author. dis. ... Candidate. jurid. Science. -Chelyabinsk, 2010. - Pp. 4-5.
7 Minutes № 1 against the Smuggling of Migrants by Land, Sea, Air, supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime of 15 November 2000 - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1030987. - P. 5.
8 Ortshanova T.M. Criminal law countering the use of slave labor: Author. dis. ... Candidate. jurid. Science. - M., 2012. - P. 5.
9 Convention for the Suppression of the Traffic in Persons and of the Exploitation of the Prostitution of Others of March 21, 1950 - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id = 1050978.
10 United Nations Convention against Transnational Organized Crime of 15 November 2000 - URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=1025333.
11 Minutes № 2 to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons, especially Women and Children, Women and Children, supplementing the UN Convention against Transnational Organized Crime of 15 November 2000 - URL: http:// online.zakon.kz/Document/? doc_id = 1030978.
12 Decision of the Council of Heads of State «On the Program of cooperation of the Commonwealth of Independent States in Combating Human Trafficking for 2011-2013» dated December 10, 2010 - URL: http://pravo.by/world_of_law/ text.asp?RN = N91000079.
13 Convention on legal assistance and legal relations in civil, family and criminal matters (Minsk Convention) on January 22, 1993 - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1009674.
14 Convention on legal assistance and legal relations in civil, family and criminal matters (Kishinev Convention) on October 7, 2002 - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1034672.
15 Tokalov T.B. Theoretical, legal, organizational and management issues operatively-search activity ATS Republic of Kazakhstan in the fight against crime: Author. dis. ... Dr. jurid. Science. - M., 2007. - P. 45.
16 Information on registered crimes under Art.128 of the Criminal Code in the Republic of Kazakhstan for the period from 2005 to 2011gg. - URL: http://service.pravstat.kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat .
17 Agreement on cooperation of the CIS member states in the fight against human trafficking, human organs and tissues of 25 November 2005. - URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html # reestr / view / text? Doc-1901.
18 Aytuarova A.B. Harnessing the power of the National Central Bureau of Interpol in the detection and investigation of international crimes and criminal offenses of an international character: Author. dis. ... Candidate. jurid. Science. -Karaganda, 2001. - S. 15; Encyclopedia of Law Enforcement / / Thousand Oaks: Sage Publications. - 2005. - Vol.3. - P. 13.
19 Agreements on cooperation of the CIS member states in the fight against human trafficking, human organs and tissues of 25 November 2005. - URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html # reestr / view / text? Doc-1901.
20 Erken S.E. The interaction of law enforcement agencies of the CIS countries in the detection and investigation of transnational crime: Author. dis. ... Dr. jurid. Science. - M., 2000. - P. 25.
21 Feoktistov E.E. International cooperation of the preliminary investigation in criminal cases: procedural and forensic aspects: Dis. ... Candidate. jurid. Science. - M., 2006. - P. 45.
Сведения об авторах:
Ханов Талгат Ахматзиевич - доктор юридических наук, доцент, директор Научно-исследовательского института экономических и правовых исследований КЭУ Казпотребсоюза, Республика Казахстан, Караганда; e-mail: [email protected]
Борецкий Алексей Владимирович - старший преподаватель кафедры юриспруденции Инновационного Евразийского университета, Республика Казахстан, Караганда.
About the authors:
Khanov Talgat Ahmatzievich - Doctor of Law, Associate Professor, Direktor Research Institute of Economic and Legal Studies Kazpotrebsoyuz, Republic of Kazakhstan, Karaganda; e-mail: [email protected]
Boretsky Alexey Vladimirovich - lecturer of the department «Jurisprudence» Innovative University of Eurasia, the Republic of Kazakhstan, Karaganda.