ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
Аккаева Х.А. Манукян А.Р.
8.23. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ
Аккаева Халимат Алиевна, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технических дисциплин. E-mail: [email protected] Манукян Алинэ Романовна, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Торговля людьми - реальность современного мира. В связи с участившимися случаями совершения данного преступления, торговля людьми стала насущной проблемой всего мирового сообщества. Несмотря на то, что в настоящее время с целью противодействия торговле людьми действует целый ряд международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов, отдельные проблемы правового регулирования борьбы с указанным преступлением и применения специализированных механизмов по-прежнему возникают как в отдельных государствах, так и в международных отношениях.
Ключевые слова: торговля людьми, защита жертв торговли людьми, противодействие торговле людьми.
COUNTERACTION TO HUMAN TRAFFICKING: INTERNATIONAL AND INTERSTATE ASPECTS
Akkaeva Khali mat Alievna, PhD at law, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of MIA Russia. Department: special technics disciplines chair. E-mail: [email protected] Manukyan Aline Romanovna, PhD at law, associate professor, police colonel. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Ranch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Human trafficking - reality of the modern world. Due to become frequent cases of commission of this crime, human trafficking became a pressing problem of all world community. In spite of the fact that now for the purpose of counteraction to human trafficking a number of the international and interstate normative legal acts, separate problems of legal regulation of fight against the specified crime works and use of specialized mechanisms still arises both in the certain states, and in the international relations.
Keywords: human trafficking, protection of the victims of human trafficking, counteraction to human trafficking.
Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, весьма прогрессивно влияют на развитие международных отношений и даже отдельных стран и регионов. Однако развитие и совершенствование происходит не только в тех сферах, в которых заинтересованы государства. Одним из негативных фак-
торов, сопровождающих современную мировую глобализацию, является активное развитие и совершенствование форм преступной деятельности. Вызовом XXI века стали международный терроризм, транснациональная организованная преступность и другие преступления, разрушительные последствия которых затрагивают целые регионы. За последние 5 лет особые масштабы приобретает распространенность торговли людьми. Так, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности в 2016 году жертвы торговли людьми по меньшей мере из 127 стран сообщают о том, что их эксплуатировали в 137 государствах [1]. В Российской Федерации за первое полугодие 2017 года полиция выявила 144 преступления, которые связаны с торговлей людьми. Важно отметить, что этот показатель более чем вдвое превышает статистику 2016 года [2].
В соответствии с Конвенцией Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 года торговля людьми означает осуществление в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо [3]. Российское законодательство также закрепляет понятие «торговля людьми» в ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, под которым понимается купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение. Таким образом, в Конвенции Совета Европы указанное понятие закрепляется гораздо шире, нежели в Уголовном кодексе Российской Федерации. По нашему мнению подробная регламентация способов получения людей при их купле-продажи является важным элементом анализируемого преступления. Безусловно, международные договоры являются частью российской правовой системы, однако на практике риск неверной квалификации торговли людьми весьма высок. Все это связано не только с деятельностью правоохранительных органов, но и со сложным психологическим состоянием жертвы, которая не всегда способна оценивать собственное тяжелое положение.
Торговля людьми стала самой быстроразвивающей-ся и очень прибыльной деятельностью для транснациональной организованной преступности. Огромные доходы, получаемые от торговли людьми, продолжают вовлекать все большее количество людей в международные преступные сообщества. Об этом свидетельствуют и такие факты, что отдельные транснациональные преступные группировки, отказавшись от торговли наркотиками, перешли к этой сфере. По оценкам международных экспертов, общий оборот рынка по торговле людьми на сегодняшний день составляет 9,5 млрд. долларов, По данным международной организации труда, ежегодно торговцы людьми отмывают порядка 150 миллиардов долларов [4].
За последние 10 лет наблюдается существенное увеличение международной и внутригосударственной нормативной базы противодействия торговле людьми. Борьба с указанным преступлением становится предметом специальных открытых и закрытых международных договоров, большинство государств мира во исполнении международных норма вносят изменения
4'2018
Пробелы в российском законодательстве
в национальное уголовное законодательство в части введения специальных статей. Так, в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и дополняющем ее Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми был обозначен целенаправленный вектор по снижению спроса на дешевую рабочую силу и сексуальные услуги, преследование организаторов этого преступного бизнеса и защита их жертв [5]. В рамках указанной Конвенции были созданы международные контрольные органы и система национальных механизмов противодействия торговле людьми, благодаря которым в настоящее время осуществляется тесное международное сотрудничество в правоохранительной сфере, что, в свою очередь, положительно влияет на раскрываемость преступлений.
В ООН противодействие торговле людьми относится к компетенции Управления по наркотикам и преступности, которое активно содействует разработке комплексных внутригосударственных стратегий борьбы с торговлей людьми и осуществляет практическую помощь в отдельных ситуациях. Одним из распространенных механизмов деятельности данного Управления является специализированная помощь государствам в форме развития специальных знаний сотрудников национальных органов и организация международного сотрудничества при расследованиях и уголовных преследованиях.
Отметим также, что для эффективной борьбы с торговлей людьми важное значение имеет не только деятельность международных организаций общей компетенции, но и создание специализированных механизмов. Так, в рамках деятельности ОБСЕ в 2003 году было создано Бюро Специального представителя и координатора по борьбе с торговлей людьми. Целью указанного Бюро также является укрепление сотрудничества на региональном и международном уровне, однако в отличие от других организаций Бюро уделяет особое внимание защите прав жертв.
Выделяя отдельные международные органы и организации, осуществляющие активную деятельность по борьбе с торговлей людьми, следует выделить Цен-тральноазиатский региональный информационный координационный центр (ЦАРИКЦ), на площадке которого осуществляется координация противодействия торговле людьми в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.
Еще одним международным механизмом по борьбе с данной категорией преступлений является Интерпол (а также Национальные Бюро в странах-участниках). Особо эффективным в рамках деятельности данного органа является информационное сотрудничество. Этот орган предоставляет информацию о совершенном преступлении, международных преступных группах, занимающихся торговлей людьми и использованием рабского труда. Национальные бюро Интерпола, в свою очередь, делятся между собой всей необходимой информацией, создают определенные каналы и направления для более тесного сотрудничества. По данным НЦБ, государства-члены Интерпола обязаны осуществлять наблюдение за лицами, подозреваемыми в преступной торговле людьми для пресечения их деятельности.
Важно отметить, что создание международных механизмов борьбы с торговлей людьми и развитие внутригосударственных механизмов противодействия является весьма эффективным. Анализ статистиче-
ских данных ООН и Совета Европы позволяет сделать вывод о том, что за последние несколько лет количество лиц, привлеченных к ответственности за торговлю людьми, существенно увеличивается. Таким образом, параллельно с тенденцией увеличения масштабов распространения в мире анализируемого преступления наблюдается эффективная деятельность правоохранительных органов по расследованию и преследованию лиц, их совершивших.
Говоря о совершенствовании международных и внутригосударственных механизмов борьбы с торговлей людьми, следует отметить, что из-за сложного состава данного преступления представляется целесообразным обратить пристальное внимание на устранение факторов, влияющих на увеличение масштабов торговли людьми, и на ликвидацию причин, побуждающих жертв указанного преступления оказаться в данной ситуации. Безусловно, в большинстве случаев торговля людьми происходит без согласия данных лиц. Однако, как правило, указанные лица сами создают ситуации, в которых они становятся жертвами.
По нашему мнению на подобное поведение потерпевших существенно влияет, в первую очередь, тяжелое материальное положение, связанное с высоким уровнем безработицы, из-за которой люди вынуждены прибегать к любым источникам заработка, не обладая иными перспективами выхода из сложной материальной ситуации. В большинстве случаев, если человек проявляет заинтересованность к миграции с целью трудоустройства в другой стране, он становится потенциальной жертвой торговцев людьми. Связано это, прежде всего, с ограниченностью легальных каналов трудоустройства, слабостью развития официальной инфраструктуры трудовой миграции (особенно, в государствах, имеющих низкий социально-экономический уровень развития).
Таким образом, анализ современного международного и внутригосударственного регулирования противодействия торговле людьми позволяет выделить следующие проблемы:
Основная нацеленность деятельности международных органов и национальных механизмов на пресечение преступлений, а не на выявление и предотвращение их причин. Несмотря на то, что в последние годы были определены самые уязвимые сферы (миграционная политика, трудоустройство иностранцев и др.) не все государства принимают изменения, соответствующие международным рекомендациям.
Недостаточная регламентация восстановительных процедур в отношении жертв торговли людьми. К развитию указанных мер активно призывают все международные организации, однако национальные органы государств относятся к данному вопросу весьма скептически. Указанная проблема является весьма сложной в свете того, что некоторые лица, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, способны использовать статус жертв торговли людьми для переселения в другую страну в надежде улучшения уровня жизни.
Потребность в постоянном изучении факторов распространения торговли людьми в мире и совершенствование Программ международного сотрудничества в соответствии с актуальными проблемами. Динамичность развития современного мира требует постоянного контроля, в том числе и за новациями преступной деятельности. Представляется целесообразным создание региональных и международных информационных систем для быстрого обмена необходимыми данными.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
Аккаева Х.А. Манукян А.Р.
Для получения желаемого результата, а именно -снижения уровня преступности в сфере торговли людьми, государства должны обратить свою политику на налаживание политических и вооруженных конфликтов, установление баланса в экономике, уменьшение безработицы, увеличение легальных каналов трудоустройства и создание для этого необходимых условий, а также уменьшение спроса на дешевую рабочую силу и высокодоходные услуги нелегального характера.
Список литературы:
1. UNODC: Global Report on Trafficking in Persons 2016 [Электронный ресурс] // URL: https://www. unodc.org/documents/data-and-analysis/glotip/2016_ Global_Report_on_Trafficking_in_Persons.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
2. В МВД сообщили статистику по преступлениям в сфере торговли людьми за 2017 год [Электронный ресурс] // URL: https://sharij.net/91828 (дата обращения: 20.06.2018).
3. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Европы. URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommon Search Services/DisplayDCTMContent?documentId= 090000168047cd74 (дата обращения: 20.06.2018).
4. Абдрахманова М.А. Беспрецедентная миграция привела к росту торговли людьми [Электронный ресурс] // URL: http://khabar.kz/archive/ru/v-mire/item/47725 -bespretsedentnaya-migratsiya-privela-k-rostu-torgovli-lyudmi (дата обращения: 20.06.2018).
5. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Бюллетень международных договоров. 2005. №2. С. 3 - 33.
Рецензия
на статью «Противодействие торговле людьми: международный и внутригосударственный аспекты»
В соответствии с Конвенцией Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 года торговля людьми означает осуществление в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо [3]. Российское законодательство также закрепляет понятие «торговля людьми» в ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, под которым понимается купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение. Таким образом, в Конвенции Совета Европы указанное понятие закрепляется гораздо шире, нежели в Уголовном кодексе Российской Федерации.
В ООН противодействие торговле людьми относится к компетенции Управления по наркотикам и преступности, которое активно содействует разработке комплексных внутригосударственных стратегий борьбы с торговлей людьми и осуществляет практическую помощь в отдельных ситуациях. Одним из распростра-
ненных механизмов деятельности данного Управления является специализированная помощь государствам в форме развития специальных знаний сотрудников национальных органов и организация международного сотрудничества при расследованиях и уголовных преследованиях.
Интересным представляется вывод автора о том, что для получения желаемого результата, а именно -снижения уровня преступности в сфере торговли людьми, государства должны обратить свою политику на налаживание политических и вооруженных конфликтов, установление баланса в экономике, уменьшение безработицы, увеличение легальных каналов трудоустройства и создание для этого необходимых условий, а также уменьшение спроса на дешевую рабочую силу и высокодоходные услуги нелегального характера.
В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам, и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, старший лейтенант полиции Геляхова Л.А.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 73,11%