Научная статья на тему 'Проблема торговли людьми как преступления против личной свободы'

Проблема торговли людьми как преступления против личной свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ / ПРИЧИНЫ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ / HUMAN TRAFFICKING / CRIMES AGAINST PERSONAL FREEDOM / THE CAUSES OF TRAFFICKING / THE FIGHT AGAINST CRIMES AGAINST PERSONAL FREEDOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насимов Г. А.

Статья посвящена проблемам торговли людьми как преступлению против личной свободы. В статье проанализированы основные причины торговли людьми, нормативно-правовые акты Российской Федерации, направленные на борьбу с подобного рода преступлениями, а также международные нормативно-правовые акты, противодействующие торговле людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMAN TRAFFICKING AS A CRIME AGAINST PERSONAL LIBERTY

This article focuses on problems of human trafficking as a crime against personal liberty. The paper analyzed the main causes of trafficking, legal and regulatory acts of the Russian Federation aimed at combating such crimes, as well as international legal instruments against trafficking human beings.

Текст научной работы на тему «Проблема торговли людьми как преступления против личной свободы»

репутация и наличие страховки профессиональной ответственности страховщика.

Пройдя этап регистрации, страховые компании обязаны подавать в Управление по финансовым услугам ежегодные отчеты в установленной форме, которые включают в себя информацию об использовании активов; о неразработанной премии; о непроизошед-ших рисках; о неоплаченных претензиях (включая резерв произошедших, но не заявленных убытков); информацию о брутто- и нетто-ставки перестрахования, а также об основных перестрахователях. Анализ такого отчета дает возможность органу надзора сделать выводы о финансовом состоянии компании, в частности о ее платежеспособности.

С выходом на международный страховой рынок Великобритания не только укрепила свои позиции в качестве лидера страхования. Почти четверть общего дохода страховые компании Великобритании получают от договоров страхования, заключенных за рубежом [12]. Кроме этого, новое законодательство позволило британским гражданам страховать имущество, находящееся за рубежом, у себя на родине. Дело в том, что многие британцы активно приобретают недвижимость в других странах ЕС, например во Франции, Греции, Португалии. Однако они более заинтересованы в приобретении страховки у себя в стране из-за опасения языковых и культурных барьеров [13].

Литература

1. Daykin С., Cresswell С. The Regulation of Non-life Insurance in Great Britain. London, 2005. C. 9.

2. Victoria Robb. The Genesis of Regulation.

3. http : //www.bankofengland.co.uk/publications/ fsr/1997/art4(Issue%203).pdf.

4. The International Insurance Market Overview http://europa. eu.int/comm/internal_market/insurance/overview_en.htm.

5. 73/239/ЕЕС (24 июля 1973 г.).

6. Birds' Modern Insurance Law. 7th edition. Sweet&Maxwell, 2007. P. 23.

7. UK insurers call for smarter regulation as the EU market grows in importance 2002 // http://www.abi.org.uk/ Newsreleases/viewNewsRelease.asp?nrid=7138.

8. 2002/13/EC (5 марта 2002 г.).

9. Insurance: Commission proposes to strengthen protection of policyholders by amending solvency margin requirements. 2000. // http://europa.eu.int/rapid/ pressReleasesAction.do?reference=IP/00/1233&format= HTML&aged=1&language=EN&guiLanguage=en.

10. 88/357/EEC (22 июня 1988 г.).

11. http://europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/l24028a.htm.

12. 92/49/EEC (18 июня 1992 г.).

13. http://www.abi.org.uk/BookShop/ResearchReports/ Key%20facts%202005_LR.pdf.

14. CEA Annual Report 2004-2005 http://wwwcea.assur. org/cea/download/publ/article226.pdf.

ПРОБЛЕМА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ

Г.А. НАСИМОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права

и криминологии РПА Минюста России

Аннотация. Статья посвящена проблемам торговли людьми как преступлению против личной свободы. В статье проанализированы основные причины торговли людьми, нормативно-правовые акты Российской Федерации, направленные на борьбу с подобного рода преступлениями, а также международные нормативно-правовые акты, противодействующие торговле людьми.

Ключевые слова: торговля людьми, преступления против личной свободы, причины торговли людьми, борьба с преступлениями против личной свободы.

THE PROBLEM OF HUMAN TRAFFICKING AS A CRIME AGAINST PERSONAL LIBERTY

G.A. NASIMOV,

master of laws, associate professor of criminal law and criminology in law Academy of Justice Ministry in tht Russian Federation

The summary. This article focuses on problems of human trafficking as a crime against personal liberty. The paper analyzed the main causes of trafficking, legal and regulatory acts of the Russian Federation aimed at combating such crimes, as well as international legal instruments against trafficking human beings.

Key words: human trafficking, crimes against personal freedom, the causes of trafficking, the fight against crimes against personal freedom.

Торговля людьми, это сложный социальный феномен. Природа торговли людьми и эксплуатации человека тесно связана с распространением бедности, сегрегацией на рынке труда, ограниченностью доступа многочисленных контингентов населения к эффективной занятости, образованию, социальной защите и другим ресурсам. Неблагоприятная ситуация на рынке труда, ограниченные возможности занятости также служат благоприятной почвой для торговли людьми.

С конца 90-х годов стали появляться признаки оздоровления экономики. Это способствовало некоторому снижению уровня безработицы и напряженности на рынке труда, повышению уровня средней заработной платы. Однако, как показала историческая практика, экономический рост не приводит автоматически ни к снижению бедности, ни к ликвидации эксплуатации человека и торговли людьми. Так, улучшение социально-экономической ситуации во многих странах СНГ не повлекло за собой адекватного сокращения нелегальной трудовой миграции и не сократило масштабы работорговли. Наоборот, экономический рост, сопровождающийся усилением конкуренции в бизнесе, социального неравенства и дезинтеграции, стал в некотором роде катализатором распространения эксплуатации и рабства.

Есть несколько объяснений того, почему бедные группы населения наиболее уязвимы для торговцев людьми. Во-первых, люди в условиях крайней нужды и безысходности склонны к рисковым формам социального поведения. Это проявляется как на рынке труда при выборе работы, так и при осуществлении других социальных транзакций (при получении образования, обращении за медицинской помощью, на рынке жилья и др.). Такими моделями являются, например, нелегальная миграция, неформальная и маргинальная занятость (неформальная занятость на тяжелых работах в строительстве, сельском хозяйстве, лесозаготовках и других отраслях, проституция и виды работы, связанные с оказанием сексуальных услуг, различные подпольные производства контрафактной продукции (одежды, обуви, компакт-дисков, алкоголя и пр.)). В надежде вырваться из заколдованного круга нищеты люди часто сознательно или бессознательно идут на риск и оказываются жертвой обмана и различных манипуляций с целью их эксплуатации, становятся легкой добычей торговцев людьми.

Постепенно риск становится нормой для целых групп населения, искажаются критерии рационального поведения, что выражается в так называемых согласии на эксплуатацию или добровольном рабстве. Границы социальной нормы расширяются до неприемлемых с точки зрения прав человека и человеческого развития пределов.

Бедность по доходам тесно связана с так называемой бедностью возможностей, т.е. ограниченностью доступа к качественному образованию, эффективной занятости, медицине и другим ресурсам человеческо-

го развития. Ограниченность доступа к социальным ресурсам сама по себе является важным фактором маргинализации и уязвимости значительных групп населения для различных видов эксплуатации, в том числе и в результате торговли людьми. Так, недостаток общего образования и правовая неграмотность являются факторами, облегчающими манипулирование такими людьми и постановку их в зависимость и в условия эксплуатации.

Распространению различных форм эксплуатации человека также способствуют такие процессы, как кризис семьи, распространение насилия в семье, рост неблагополучных семей, социального сиротства, алкоголизма, и другие факторы. Около 14 миллионов российских детей растут в неполных семьях. Заботу о них несут в основном женщины. Уровень дохода в этих семьях существенно ниже, чем в семьях, где двое работающих родителей.

Общее неравенство, отсутствие равноправия в семье выражается в широком распространении домашнего насилия и семейного неблагополучия. Вместе с тяжелыми бытовыми условиями и жилищными проблемами, алкоголизмом и девальвацией семейных ценностей (распространение неформальных браков, сожительства и пр.) это также является корневыми причинами роста торговли людьми и уязвимости больших групп населения перед лицом разных форм криминальной эксплуатации.

Механизмы эксплуатации человека встраиваются в современный экономический строй. В условиях ограниченного доступа людей к ресурсам развития торговцы людьми часто используют «дыры» в официальных структурах и сервисах, предлагая человеку именно то, что ему нужно в данный момент и что он не может получить официальным путем. Так, старикам предлагаются пожизненное содержание и помощь, а в результате они «продаются» вместе с их квартирой; инвалидов используют для попрошайничества в обмен на «поддержку и защиту», которую они не могут получить у государства; молодым девушкам, ищущим заграничного партнера, предлагаются услуги «службы знакомств», которые приводят их в руки торговцев людьми; ищущим пути заработать предлагается помощь в «трудоустройстве», которое оборачивается трудовым рабством, и т.п. Предлагаемые торговцами услуги чаще всего образуются на месте вакуума официальной социальной инфраструктуры и официальных сервисов. Риск попадания в ситуацию торговли людьми особенно велик там, где поддержка уязвимых групп населения государством затруднена или ограничена.

Анализ корневых причин торговли людьми очень важен как для понимания самой проблемы, так и для организации превентивной работы, помощи жертвам, а также для выявления и расследования соответствующих преступлений. Так, превентивная работа, помимо снижения бедности, как таковой, должна быть на-

правлена на снижение рисков уязвимых групп людей при совершении различных социальных транзакций на рынке труда, образования, жилья и пр. Работа по помощи и социальной реабилитации жертв торговли людьми должна учитывать тот факт, что возвращение в условия крайней бедности повышает риск повторного попадания в ситуацию рабства и эксплуатации.

Торговля людьми в значительной степени обусловлена разницей в социальном положении различных слоев населения и в уровне доходов между различными регионами. В поисках лучшей жизни и просто работы люди вынуждены покидать постоянное место жительства, выезжать за пределы своего региона и даже страны.

В России есть множество объективных причин существования торговли людьми. Во-первых, это фактическая открытость границ Российской Федерации со странами СНГ; во-вторых, усиление миграционных потоков, как между государствами, так и внутри России; в-третьих, развитая внутренняя торговля людьми в России как одна из сфер бизнеса, в том числе с целью использования рабского труда; в-четвертых, глобализация организованной преступности, расширение возможностей криминальных групп в организации устойчивых каналов поставки «живого товара». Россия при этом рассматривается не только как поставщик, но и как страна назначения и транзита.

К способам борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации можно отнести: во-первых, Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (вступивший в силу с 1 января 2005 г.), которым предусмотрен комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц. Ими в соответствии с положениями ст. 2 закона могут быть заявители, очевидцы и жертвы преступления. Закон создает нормативно-правовую базу для защиты жертв торговли людьми и членов их семей путем их переселения на новое место жительства, замены документов, обеспечения личной охраны, охраны жилища и имущества, выдачи специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице; изменения места работы или учебы; временного помещения в безопасное место (ст. 6 Федерального закона). Во-вторых, в целях методического обеспечения предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконной миграции, торговли людьми и использования рабского труда в Следственном комитете при МВД России создано специализированное подразделение. В-третьих, в апреле 2007 г. в Департаменте по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Министерства внутренних дел РФ было создано специализированное подразделение по борьбе с похищениями и торговлей людьми. Помимо этого,

разработаны методические рекомендации по расследованию торговли людьми. В методике указаны уголовно-правовая квалификация торговли людьми, методы и способы раскрытия и расследования торговли людьми, вопросы взаимодействия, тактические особенности производства отдельных первоначальных следственных действий, последующий и заключительный этапы расследования.

В противодействии торговле людьми правоохранительные структуры Российской Федерации активно взаимодействуют с компетентными органами многих зарубежных государств, а также с российскими и международными неправительственными организациями, в том числе с Международной организацией по миграции.

Совет глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ) в ноябре 2006 г. разработал и принял Программу сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2007—2010 годы. Программа предусматривает проведение организационно-правовых и практических мероприятий, направленных на борьбу с торговлей людьми в странах Содружества.

Причины торговли людьми в других странах во многом совпадают с причинами данного преступления в РФ. Торговля людьми — преступление международного характера, и, вследствие этого, на внешнеполитическом и международном уровне существует мощная законодательная база по противодействию торговле людьми. В каждом отдельном государстве имеются свои методы борьбы с этим асоциальным явлением, что позволяет сделать вывод о том, что общество борется с рассматриваемой проблемой, однако масштабы данного преступления с каждым днем все больше возрастают, несмотря на принятые и принимаемые меры.

Итак, на международном уровне противодействуют торговле людьми следующие нормативно-правовые акты:

# Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

# Конвенция относительно рабства 1926 г. с изменениями, внесенными протоколом 1953 г.;

Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.;

# Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. с Заключительным протоколом;

# Конвенция о правах ребенка 1989 г.;

# Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и протокол к ней: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2000 г., дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Это основные нормативные акты, имеющие обязательную силу для стран, которые подписали и ратифицировали данные международно-правовые документы.

Наряду с вышеперечисленным перечнем существуют различные нормативные акты, например, таких организаций, как ОБСЕ, Совет Европы.

Международной Ассамблеей ООН принят в 2000 г. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (дополняющий Конвенцию против транснациональной организованной преступности).

Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств 3 апреля 2008 г. приняты два модельных закона: «Об оказании помощи жертвам торговли людьми» и «О противодействии торговле людьми».

Как видно, на международном уровне принято достаточно большое количество нормативно-правовых

актов, реализующих функции по борьбе с торговлей людьми. Все эти акты, бесспорно, направлены на создание и повышение эффективности системы оказания помощи жертвам торговли людьми посредством определения правовых и организационных основ государственной политики и международного сотрудничества государств в указанной сфере, установления правового статуса жертв торговли людьми, правовых гарантий, принципов и форм их защиты и поддержки, а также законодательной регламентации полномочий субъектов государственной системы оказания помощи жертвам торговли людьми, организационно-правовых основ их взаимодействия, а также с неправительственными организациями и институтами гражданского общества.

ОСОБЕННОСТИ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ КОРЕННЫХ СИБИРСКИХ НАРОДОВ В XIX ВЕКЕ

В.В. НАУМКИНА,

кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. На территории Сибири в XIX в. существовало две системы управления: традиционная и административная. Эти системы дополняли друг друга. Требования к должностным лицам определялись как обычаями, так и нормами права.

Ключевые слова: обычное право, система управления, сибирские народы, традиционные органы.

PECULIARITIES OF SUBSTITUTION OF POSTS IN THE BODIES OF

ADMINISTRATION OF NATIVE SIBERIAN PEOPLES IN XIX - TH CENTURY

V.V. NAUMKINA,

state Law Chair's University Reader of the Khakas State University after N.F Katanov, eandidate of Law Sciences

The summary. There were two systems of administration in the territory of Siberia in the XIX — th century: traditional and administrative. Those systems supplemented each other. The standards to the official functionaries were determined as by the customs so by the standards of law.

Key words: common law, system of administration, Siberian peoples, traditional bodies.

В дореволюционной России на национальных окраинах государства функционировало две системы управления: 1) для переселенцев (не отличилась от европейской системы управления); 2) для коренных народов (основанная на обычаях и традициях). Управление у кочевых инородцев делилось на частное (родовое) и общее (межродовое или племенное). Согласно Уставу «Об управлении инородцев» 1822 г.1 управление в кочевых племенах должно осуществляться на трех или двух уровнях: родовое (или улусное) управление; Инородная управа; Степная дума (были не у всех народов).

Родовое (улусное) управление было первым и обязательным уровнем власти, которое объединяло население по родовому (родственному) признаку. Улус

не был строго определенным пунктом оседлости и не являлся населенным пунктом. Территориальные границы улуса были условными и включали земли, которые использовал род для своей хозяйственной деятельности. Во главе улуса находился староста и один или два помощника. Староста избирался на ярмарках или наследовал эту должность по степным обычаям, если в данном роде было принято передавать должности по наследству. Помощники старосты выбирались на определенный или на неопределенный срок, в некоторых родах несмотря на указания Устава «Об управлении инородцев» помощников не было2, и староста обладал всей полнотой власти единолично.

Второй уровень управления — Инородная управа. Управа объединяла несколько улусов и состояла из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.