УДК 341.24:341.4:343.412.2
Пунда А.В.,
ассистент кафедры государственного управления и местного самоуправления Хмельницкого университета управления и права (Украина, г. Хмельницкий)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
В статье проанализированы международные договоры по противодействию торговле людьми. Раскрыто содержание "Всеобщей декларации прав человека", которая определяет основные международно-правовые стандарты прав человека. Проанализирован "Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее", дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 2000 года. Отмечено, что Украина ратифицировала международные договоры по противодействию торговле людьми.
Ключевые слова: правовой анализ, права человека, международные договоры, торговля людьми, противодействие торговле людьми.
Постановка проблемы. В современном мире торговля людьми считается новой формой рабства и является одним из самых грубых массовых нарушений прав и свобод человека. Торговля людьми, как чрезвычайно опасный вид преступления, заключается в посягательстве на неотъемлемые права человека — право на уважение, свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и свободный выбор места жительства, а иногда и право на жизнь. В свою очередь, торговля людьми представляет значительную общественную опасность для женщин, мужчин и детей, которых продают с целью попрошайничества, сексуальной эксплуатации, использования в порнобизнесе и других незаконных видах деятельности, унижающих честь и достоинство человека. Итак, торговля людьми — это новая форма рабства, о чем ^ свидетельствует заявление специального О представителя ОБСЕ Марии Грации Джам- ^ маринаро. ш
Также 10 июня 2013 года на Конференции высокого уровня ОБСЕ в Киеве <
Координатор по борьбе с торговлей людьми Мария Грация Джаммаринаро в своем выступлении заявила: "Настало время признать, что торговля людьми получила ощутимое развитие от момента, когда международное сообщество и государства-участники впервые поняли и начали борьбу с этим преступлением. Следует подтвердить важность Плана действий ОБСЕ в этой области, одновременно проанализировав, насколько эффективной была наша совместная борьба с торговлей людьми, где мы потерпели неудачу, в чем наши усилия должны быть откорректированы, обновлены и усовершенствованы" [1].
Анализ последних исследований и публикаций. Похищения людей, торговля ими и использование рабского труда в последние десятилетия получили широкое распространение в России. Вопросам уголовной ответственности за эти преступления и аспектам борьбы с ними в российской правовой науке посвящено немало работ. В частности, проблемам уголовной ответственности за эти преступления посвящены статьи российских ученых И. Алихаджиева, Т. Долгоненко, О. Дмитриева, А. Дьяченко, В. Лебедева, А. Наумова, Т. Нуркаева, Д. Ситникова и других.
За период независимости Украины исследования данной проблемы содержатся в работах известных украинских ученых: Ю.В. Александрова, А.М. Бандурка, Ю.М. Га-лустяна, В.М. Куца, К.Б. Левченка, В.М. Пид-городинського, И.И. Серова, А.С. Сицинско-го и других. Международно-правовой аспект борьбы с торговлей людьми как нарушением прав человека исследуется также в работах Г.Л. Кохана и Н.В. Плахотнюк.
Имеющиеся работы ограничиваются или универсальными аспектами, или проблемами преодоления современных форм рабства в рамках отдельного государства. При этом международно-правовой анализ в сфере противодействия торговле людьми рассматривался поверхностно и остается без должного внимания.
Цель статьи — проанализировать международные договоры в сфере противодействия торговле людьми.
Изложение основного материала. Торговля людьми сама по себе является нару-
шением прав человека. Один из основных документов, определяющих права человека,
— «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в Париже. Этот документ и сейчас определяет основные международно-правовые стандарты прав человека, соблюдать нормы которой должно любое государство, если считает себя демократическим и желает вступить в Организацию Объединенных Наций. В ситуации с торговлей людьми нарушаются такие базовые права:
— запрет или ограничение в свободе передвижения — нарушает право человека на свободу и безопасность личности и свободу передвижения;
— жестокое и унизительное обращение
— как правило, включает физическое, сексуальное и психическое насилие, что составляет факт жестокого и унизительного обращения;
— запрет или ограничение права на свободу слова, доступ к информации и объединение — многим пострадавшим от торговли людьми отказывают в этих правах в рамках механизмов контроля, основанных на принуждении и с помощью которых торговцы людьми осуществляют их эксплуатацию;
— отказ или ограничение в праве на личную или семейную жизнь — во многих случаях пострадавших насильно или обманным путем забирают из семей и отказывают в желании иметь личную жизнь и семью;
— отказ или ограничение в праве на достойный уровень жизни, включая надлежащее питание, одежду и жилье, — во многих случаях, особенно при различных формах эксплуатации труда, пострадавшим постоянно отказывают в надлежащем уровне питания или проживания и часто содержат в затруднительном положении и опасных условиях жизни;
— отказ или ограничение в праве на стандарты здравоохранения — подавляющее большинство пострадавших подвергаются эксплуатации способом, который по своей природе является опасным для жизни, например предоставление сексуальных услуг без надлежащей защиты или
работа на опасных шахтах, фабриках и т.д., и, кроме того, им отказывают в доступе к медицинским учреждениям, что приводит к большому количеству серьезных травм и болезней, которыми они страдают вследствие непосредственной эксплуатации, как пострадавшие от торговли людьми;
— ограничения в праве на образование — много детей и подростков, пострадавших от торговли людьми, оторваны от семьи и не имеют доступа к образованию [2].
Так, в развитие международных норм и положений Всеобщей декларации прав человека был разработан целый ряд международно-правовых актов, среди них:
— Конвенция о политических правах женщин от 1952 года;
— Декларация прав ребенка от 1959 года;
— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1965 года;
— Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 года;
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года;
— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 1979 года;
— Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения от 1984 года;
— Конвенция о правах ребенка от 1989 года.
Сегодня главным инструментом международного права, который содержит определение преступления о торговле людьми и является основой для разработки национального законодательства по противодействию торговле людьми, является "Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее", дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года, известный как "Палермский протокол" [3]. Так, согласно статье 2 "Палермского протокола", государства, которые ратифицируют этот Протокол, обязаны:
— предупреждать торговлю людьми и бороться с ней;
— защищать и помогать пострадавшим от такой торговли;
— поощрять сотрудничество между государствами-участниками.
Украина ратифицировала "Палермский протокол" 21 мая 2004 года и по международным правам обязана выполнять эти положения.
Что касается деятельности правоохранительных органов в этой сфере, то ключевым положением Протокола является статья 3, которая содержит определение преступления торговли людьми, в частности: "торговля людьми" — это осуществляемая в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо [3].
Хочется подчеркнуть, что при глубоком анализе статьи "Палермского протокола" выявлены важные моменты, на которые мы обратили внимание, а именно в определении:
— указываются фактически все формы торговли людьми, что не ограничивается только торговлей с целью сексуальной эксплуатации, а также включает другие формы эксплуатации, такие как принудительный труд, обычаи, сходные с рабством, и изъятие органов;
— не ограничивается пострадавшими от торговли только людьми женского пола, а признает, что лица любого пола и возраста — женщины, девушки, мужчины и парни — могут стать пострадавшими от торговли людьми;
— пересечение международной границы пострадавшим не является необходимым. Признается наличие внутренней торговли людьми, при которой пострадавших перевозят из одного региона в другой в пределах одной страны.
Также, за исключением случаев торговли детьми, "Палермский протокол" требует наличия нарушения свободного и осознанного согласия жертвы в определенной форме, например, путем применения силы, обмана или злоупотребления властью,
что делает согласие жертвы юридически действительной. Чтобы квалифицировать нарушение по статье 3 "Палермского протокола", в преступлении должны присутствовать три следующих элемента:
1) действия — вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение;
2) средства — угроза применения силы или ее применение или других форм принуждения и т.п.;
3) цель — одна из форм эксплуатации, определенных выше.
Итак, для нарушения Протокола необходимо, чтобы действия осуществлялись с помощью одного или более средств и были направлены на достижение цели эксплуатации. При отсутствии хотя бы одной из этих трех составляющих условия для квалификации преступления по статье 3 являются недостаточными. Исключением из этого правила являются дети, которые пострадали от торговли людьми.
Также, учитывая роль Украины как члена Совета Европы, "Конвенция Совета Европы о мерах по противодействию торговле людьми" 2005 года является чрезвычайно важной в сфере международного права [4]. Украина ратифицировала "Конвенцию Совета Европы о мерах по противодействию торговле людьми" 21 сентября 2010 года, целями которой являются:
— предотвращение и борьба с торговлей людьми, обеспечение Тендерного равенства;
— защита прав лиц, пострадавших от торговли людьми, разработка надлежащих механизмов защиты и помощи пострадавшим и свидетелям, обеспечение Тендерного равенства, а также обеспечение эффективного расследования и уголовного преследования;
— содействие международному сотрудничеству в борьбе с торговлей людьми.
Конвенция применяется ко всем формам торговли людьми, внутригосударственным или транснациональным, связанным или не связанным с организованной преступностью, и дает определение торговли людьми идентично статье 3 "Палермского протокола". Также Конвенция добавляет один важный пункт в положение "Палермского протокола", что дает
определения "жертвы": это любое физическое лицо, являющееся объектом торговли людьми, как это определено в Конвенции.
Запрет принудительной проституции и эксплуатация для проституции других лиц содержится в "Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" 1979 года, ратифицирована Украиной 12 марта 1981 года. Конвенция требует от государств-участников принять соответствующие законодательные и другие меры для запрещения всех форм торговли женщинами и эксплуатации проституции других лиц [5].
Сегодня международное право запрещает рабство и работорговлю, что является особенно уместным в контексте торговли людьми, поскольку есть разные варианты преступления со способом действий, который включает приобретение, продажу, перевозку и заключение потерпевших, и полностью соответствует элементам определения рабства. Этот запрет является частью международного обычного права, что означает, что оно касается всех государств, независимо от того, ратифицировали ли они разнообразные международные договоры, запрещающие рабство. Рабство и работорговля получили такое определение в международном праве в статье 1 "Конвенции о рабстве" 1926 года, где указано, что "рабство" — это положение лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности, а "раб" означает лицо, которое находится в таком положении [6]. Украина ратифицировала Конвенцию о рабстве 27 января 1959 года. Под работорговлей понимают все действия, связанные:
— с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство;
— с приобретением раба с целью его продажи или обмена;
— с продажей или обменом лица, приобретенного с этой целью;
— с торговлей или перевозкой рабов любыми транспортными средствами.
Доказано, что принудительный труд является постоянной характеристикой способа осуществления многих форм торговли людьми, особенно в таких сферах, как
сельское хозяйство, горная промышленность, предприятия с тяжелыми условиями труда, работа домашней прислугой и т.д. Она запрещена международным правом, за исключением довольно строгих ограничений (военная служба или общественные обязанности). Принудительный труд получил такое определение в статье 2 "Конвенции о принудительном или обязательном труде" от 1930 года: принудительный или обязательный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг [7]. Украина ратифицировала «Конвенцию о принудительном или обязательном труде» 10 августа 1956 года.
По международному праву долговая кабала является незаконной и определена в статье 1(а) Конвенции о рабстве от 1957 года: положение, возникающее вследствие залога должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определенная стоимость выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен. Также следует обратить внимание на то, что любые контракты, которые предусматривают долговую кабалу, также являются незаконными [8]. Украина ратифицировала Конвенцию о рабстве от 1957 года 3 декабря 1958 года.
Ключевые международные правовые рекомендации относительно запрета торговли человеческими органами можно найти в положениях "Конвенции Совета Европы о правах человека и биомедицине" от 1997 года и Дополнительном протоколе к Конвенции 1997 года [9]. В частности, указано:
Статья 5. Общее правило относительно согласия. Любое вмешательство в сферу здоровья может осуществляться только после добровольного и сознательного согласия на него соответствующего лица. Такому лицу заранее предоставляется соответствующая информация о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках.
Статья 21. Запрещение извлечения финансовой выгоды. Тело человека и его
части не должны быть источником получения финансовой выгоды.
Украина подписала Конвенцию 1997 года 22 марта 2002 года, а также подписала 26 июня 2006 года Дополнительный Протокол, однако эти документы в настоящее время до сих пор не ратифицированы.
Что касается вопросов противодействия торговле детьми, то здесь подписан Факультативный протокол Организации Объединенных Наций к "Конвенции о правах ребенка», касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, торговли детьми, детской проституции и детской порнографии" [10]. В частности, указано:
Статья 2 Факультативного протокола дает определение понятиям "торговля детьми", "детская проституция", "детская порнография".
Статья 3 уточняет статью 2, отмечая, что государства должны обеспечить, чтобы следующие деяния и виды деятельности были охвачены его криминальным или уголовным правом независимо от того, были ли эти преступления совершены на национальном или транснациональном уровне или в индивидуальном или организованном порядке. Украина ратифицировала Факультативный протокол 3 июля 2003 года.
Статья 4 отмечает, что "...вооруженные группы, отличные от Вооруженных сил государства, ни при каких обстоятельствах не должны вербовать или использовать в военных действиях лиц, не достигших 18-летнего возраста". Украина ратифицировала Протокол о вооруженных конфликтах 11 июля 2005 года.
Следующим международным документом является "Конвенция о запрещении и немедленных мерах по ликвидации наихудших форм детского труда" от 1999 года [11]. Этот международно-правовой акт четко определяет формы использования детей с целью эксплуатации. В частности, в статье 3 определен термин "наихудшие формы детского труда". Украина ратифицировала эту Конвенцию 14 июня 2000 года.
Проанализировав все вышеперечисленные международные документы в сфере торговли детьми, заметим, что все они четко охвачены законодательством по
определениям, содержащимся в этих документах.
К сожалению, сегодня мы имеем попытки отдельных государств отождествить торговлю людьми с нелегальной миграцией. В рамках этого подхода формируются наиболее "простые" средства противодействия торговле людьми: жесткие визовые режимы на границах, криминализация нелегальной миграции. Украинские граждане уже ощутили на себе негативные последствия применения такого подхода со стороны стран Европейского союза, которые создают новый "европейский занавес", отделяясь от так называемых "третьих" стран мира. Такая политика затрудняет реализацию прав граждан на свободное передвижение.
Во многих случаях невозможно отличить торговлю людьми и незаконный ввоз мигрантов до завершения этапа перевозки и начала этапа эксплуатации. Международное определение незаконного ввоза мигрантов содержится во втором дополнительном Протоколе против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющем "Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности", принятом тогда же, что и "Палермский протокол" [3]. Статья 3 Протокола дает определение понятию "незаконный ввоз мигрантов" это обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство-участник какого-либо лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Ссылка на "финансовую или иную материальную выгоду" была включена как элемент определения для предсказания того, что действия лиц, которые оказывают помощь мигрантам на гуманных началах или на основе близких родственных связей, не подпадают под сферу этого преступления, описанного в Протоколе. Разница между этими двумя Протоколами заключается в том, против кого совершено преступление: Протокол о торговле людьми определяет действия, которые составляют преступление против личности, тогда как Протокол
о незаконном ввозе мигрантов определяет действия, которые являются нарушениями против государства.
Выводы. Сегодня в обществе все глубже укореняется осознание, что свобода и человеческое достоинство являются не только общечеловеческими ценностями, но и краеугольным камнем процессов развития цивилизованного государства, выработки и реализации его внешней и внутренней политики, политики национальной безопасности. В настоящее время права человека являются общечеловеческой ценностью. Они закреплены во многих международно-правовых документах, которые ратифицированы Украиной.
Торговля людьми — одна из наиболее актуальных проблем современности. Жертвами современных форм рабства во всем мире ежегодно становятся миллионы людей. Как видим, проблема остается актуальной, отношения в этой сфере — напряженными, а механизмов и мер борьбы, как оказывается, недостаточно. Это не удивительно, ведь проблема торговли людьми имеет глубокую и давнюю историю, в течение которой наблюдаем неодинаковое отношение общества к ней. Следовательно, большое значение приобретает полное и ответственное информирование общества об этой серьезной проблеме как одном из наиболее опасных преступлений против человека и гражданина.
Библиографический список
1. High-Level Conference «Strengthening the OSCE Response to Trafficking in Human Beings» http://www.osce.org/uk/ cio/102530.
2. Общая декларация прав человека от 1948 года.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 2000 года.
4. Конвенция Совета Европы о мерах по противодействию торговле людьми от 2005 года.
5. Конвенция об исключении всех форм дискриминации женщин от 1979 года.
6. Конвенция о рабстве от 1926 года.
7. Конвенция о принудительном или обязательном труде от 1930 года.
8. Конвенция о рабстве от 1957 года.
9. Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине от 1997 года.
10. Конвенция о правах ребенка относительно торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 2000 года.
11. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по ликвидации наихудших форм детского труда от 1999 года.
Referens
1. High-Level Conference "Strengthening the OSCE Response to Trafficking in Human Beings" http://www.osce.org/uk/ cio/102530.
2. The Declaration of human rights of 1948.
3. United Nations Convention against transnational organized crime of 2000.
4. The Council of Europe Convention on action against trafficking in human beings of 2005.
5. Convention on the elimination of all forms of discrimination against women of 1979.
6. Slavery Convention of 1926.
7. Convention concerning forced or compulsory labour of 1930.
8. Slavery Convention of 1957.
9. The Council of Europe Convention on human rights and biomedicine of 1997.
10. Convention on the rights of the child on the sale of children, child prostitution and child pornography in 2000.
11. Convention concerning the prohibition and immediate action for the elimination of the worst forms of child labour of 1999.
Punda A.V., e-mail: [email protected]
Is assistant of department of state administration and local self-government of the Khmel'nickogo university of management and right (Ukraine, Khmelnitsky)
INTERNATIONAL LEGAL ANALYSIS OF AGREEMENTS IN THE SPHERE OF COMBATING
HUMAN TRAFFICKING
The article analyzes the international treaties to combat human trafficking. Disclosure of the "Universal Declaration of Human Rights", which defines the basic international legal standards of human rights. Analyzed the "Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons, especially Women and Children, and Punish Trafficking in Persons", supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime of 2000. Noted that Ukraine has ratified international treaties to combat human trafficking.
Key words: legal analysis, human rights, international treaties, human trafficking, anti-traf-ficking.