Бурдо Е. П., Гаранина И. Г.
E. P. Burdo
MEDICAL EXAMINATION OF MARRYING PERSONS
In this work medical conditions of marriage, legal and theoretical foundations of the functioning of this law are discussed.
Key words: medical examination, marrying persons, registration of the marriage.
BURDO Evgeniy Petrovich - Candidate of Law at the Mari El Mari State University, Representative under the Head of the Republic of Mari El on children's rights in the Administration of the Head of the Republic of the Mari El, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 342.721
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СЕКС-ТОРГОВЛЯ»
В МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ
Бурдо Евгений Петрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка.
E-mail: [email protected]
Гаранина Инна Геннадьевна,
кандидат юридических наук, PhD, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола E-mail: [email protected]
Данная статья раскрывает толкование определений «секс-торговля» и «торговля людьми» с точки зрения международного права прав человека. Авторы в статье анализируют буквальное толкование понятия «сексторговля», данное в Палермском протоколе. Авторы проводят компаративный анализ законодательства ряда государств на соответствие требованиям, сложившимся в международном праве в отношении запрета сексторговли людьми.
Ключевые слова: секс-торговля, торговля людьми, проституция, сексуальное принуждение, права человека.
До 2000 года международное сообщество в силе политических разногласий или просто при отсутствие политической воли не давало международнопризнанного определения понятию «секс-торговля». Это не означает, однако, что международное сообщество не интересовала указанная проблема. На самом деле даже до 2000 года многочисленные международно-правовые документы призвали к отмене сексторговли. Проблема была в том, что никто из них не предложил определение того, что должно было быть отменено. Таким образом, несмотря на широкое согласие, что что-то должно быть сделано с сексторговлей, оказалось, что нет согласия о том, что именно считать секс-торговлей.
Дебаты в отношении определения секс-торговли якобы начались в 2000 году с принятием Организацией Объединенных Наций Конвенции против транснациональной организованной преступности, Протокола
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми (так называемый Палермский протокол) и его последующей ратификацией 146 государствами [3]. Статья 3 Палермского протокола устанавливает четкое определение торговли людьми, и в соответствии с ним государства-участники обязаны установить уголовную ответственность за торговлю людьми. Учитывая эти обязательства, можно было бы ожидать, что будет единообразие в определении торговли людьми в национальных уголовных законах государств-участников Палермского протокола.
По истечении более десяти лет после принятия Палермского протокола определение «секс-торговля людьми», изложенное в Протоколе, получило широкую международную поддержку. Из 192 стран - членов ООН 147 ратифицировали Протокол. И что примечательно, ни одно из государств не сделало
49
Гражданское право и процесс
оговорку в отношении статьи 3, в которой дается определение. Кроме того, определения статьи 3 Палермского Протокола в отношении торговли людьми были использованы международными правоохранительными органами, например, Интерполом, и многочисленными международными организациями, включая, в частности, Совет Европы и др.
Однако для того, чтобы гарантировать, что определение, данное в статье 3 Протокола, будет действительно работать, государства-участники должны принять такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для признания в качестве уголовно наказуемых деяний, указанных в статье 3 настоящего Протокола.
Несмотря на их обязательства по Палермскому протоколу привлекать к уголовной ответственности за секс-торговлю, как это определено в статье 3, многие государства-участники не смогли.
Определение в соответствующей части гласит следующее: «Торговля людьми означает наем, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем предоставления или получения платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо, в целях эксплуатации. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации ... ».
Как видно из таблицы 1, Палермский протокол определяет секс-торговлю как соответствие трех элементов: содеянного, предполагаемого торговца, с помощью которого это деяние совершается, и объекта, для которого это деяние совершено. Эти элементы соответствуют трем ключевым направлениям, где определение Палермского протокола секс-торговли расходится с определениями, принятыми некоторыми государствами-участниками.
Таблица 1
Палермо Протокол Определение секс торговле
Деяние Средства Объект
перемещение, набор (вербовка), передача, укрывательство или похищение людей угроза силой или ее применение; или другие формы принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения; либо путем предоставления или получения платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо в целях эксплуатации, проституции или иной сексуальной эксплуатации
В то время, как некоторые государства-участники Палермского протокола еще не внесли изменения в свое внутреннее уголовное право после ратификации, ряд других государств-участников приняли определения торговли людьми, которые соответствуют именно толкованию, данному в статье 3 Протокола. Болгария и Турция, например, дали определение сексторговли с использованием точно той же терминологии, как она сформулирована в Палермском протоколе [1]. Кроме того, небольшое количество государств-участников предпочло определение «секс-торговля» таким образом, что охватывает более широкий круг деяний, чем очерчены в статье 3 Протокола. Уголовное законодательство Узбекистана, Словении и Шри-Ланка, например, определило понятие «секс-
торговли» таким образом, что захватывает все «деяния» и «объекты», связанные с секс-торговлей, как указано в Палермском протоколе, но не потребовало доказательств какого-либо конкретного использования «средств» для того, чтобы деяние подпало под определение секс-торговли людьми. Скорее всего, использование незаконных средств, таких, как угроза или принуждение, не должно фигурировать в качестве обстоятельств, отягчающих, повышая потенциальный диапазон наказаний за преступления. Для сравнения, определение секс-торговли людьми в Уголовном кодексе Маврикии отслеживает язык, используемый в квалификации торговли людьми, расширяя ее рамки, указывая, что торговля усыновленными детьми явно подпадают под эти условия [5].
Другие государства-участники решили сформулировать свои собственные определения секс-торговли людьми, применяя более узкий диапазон поведения, чем определено в Протоколе.
Возможно, основное различие между определением Протокола и теми, что даются в национальном законодательстве, является согласие жертвы на свою сексуальную эксплуатацию. В соответствии со статьей 3 (б) Протокола, согласие жертвы к занятию проституцией считается неуместным, тогда как согласие жертвы остается главным вопросом во внутренней борьбе с секс-торговлей людьми во многих государ-ствах-участниках.
Протокол прямо устанавливает, что «согласие жертвы секс-торговли людьми на запланированную эксплуатацию, о которой говорится в подпункте (а) настоящей статьи, является недействительным, если любое из средств, указанных в подпункте (а), было использовано». Несмотря на принятые определения секс-торговли людьми, изложенные в статье 3 (а) Палермского протокола, положения статье 3 (б) не были приняты в уголовном законодательстве ряда госу-дарств-участников, в том числе Армении, Азербайджана, Дании, Молдовы, Португалии, России, Саудовской Аравии, Таиланда и некоторых других. Вместо того, чтобы принимать все определение, изложенное в статье 3 Протокола, некоторые государства-участники решили хранить молчание по вопросу
50
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Бурдо Е. П., Гаранина И. Г.
о том, имеет ли отношение согласие жертвы к определению того, было ли совершено преступление в форме торговли людьми [7].
В соответствии с принципами международного уголовного права, если принуждение, сила, угроза являются элементами уголовного преступления, то согласие жертвы будет считаться отрицанием совершения преступления. Суды, как правило, считают, что женщина не была жертвой секс-торговли, если она дала свое согласие на это. Скорее всего, если формулировка статьи 3 (б) будет имплементирована в национальные уголовные кодексы, как того требует статья 5 Протокола, суды должны будут рассматривать согласие жертвы как определение того, что доказан случай секс-торговли.
Деяния, которые составляют секс-торговлю, подпадающие под определение Протокола, включают «вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей». Однако некоторые государства-участники существенно сузили диапазон действий, перечисленных в статье 3 Протокола. Это сужение осуществляется двумя способами. Во-первых, по определению Протокола нет никаких требований, чтобы жертвы были перевезены через границу, и, действительно, любая транспортировка пострадавшего необходима, но требование пересечения границы не обязательно, в то время как многие государства включили такое требование в свои уголовные законы. Например, в Австралии, Австрии определение сексторговли требует либо трансграничное перемещение потерпевшего или, по крайней мере, движение в государственных границах. Без доказательств о пересечение границы или перевозки внутри границ уголовное преступление в форме секс-торговли людьми не может быть установлена [2].
Во-вторых, определение Протокола не затрагивает вопросы получения денег или других ценных предметов. В то время, как определение секс-торговли людьми, данное в статье 3 Протокола, не толкует торговлю в плане покупки, продажи, обмена, несколько государств-участников, в том числе Франция, Грузия, Германия, Венгрия указали получение денежного вознаграждения как обязательный элемент сексторговли [4].
Таким образом, по каждому уголовному преследованию за секс-торговлю людьми, прокурору в этих национальных судебных органах необходимо будет доказать, что ответчик занимается каким-то обменом или заключает сделку в отношении потерпевшего. Простая вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека без обмена или сделки просто создает преступления.
Можно утверждать, что средства, которые дают больше возможностей, охватываются термином «с помощью». Следовательно, определение Протокола по секс-торговле людьми может быть признано, даже если один из этих двух способов является единственным незаконным средством, с помощью которых
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
торговля осуществляется. Поэтому неправильно утверждать, что определение Протокола секс-торговли основывается на различии между случаями, в которых используются угрозы или сила, и случаями, когда не используются именно эти средства. Скорее всего, список запрещенных средств является гораздо более обширным. Многие государства-участники приняли более ограничительный перечень средств, в результате чего сузили определение секс-торговли людьми, чем сформулированное в Протоколе. Отметим, что некоторые государства-участники пошли в противоположном направлении, выбирая расширенную сферу толкования секс-торговли в своем внутреннем законодательстве. Государства-участники, в том числе Белоруссия, Колумбия, Словения и др., приняли определения секс-торговли людьми, где не указаны конкретные средства, с помощью которых секс-торговля осуществляется, тем самым позволяя значительно более широкое применение.
В определениях, принятых такими государствами-участниками, как Беларусь, Люксембург, Российская Федерация, не требуется, чтобы любые конкретные средства были использованы для того, чтобы считать секс-торговлю людьми преступлением, здесь любое использование средств рассматривается как отягчающее обстоятельство [1].
Чем можно объяснить разрыв между определением Протокола о секс-торговле людьми и определениями, содержащимися в национальных уголовных законах многочисленных государств-участников, указанных выше? Есть пять возможных объяснений, но ни одно из этих объяснений не даст удовлетворительного ответа для примирения этих противоречий. Таким образом, государства-участники, указанные выше, определив секс-торговлю в более узком смысле, чем это определено в статье 3 Протокола, являются на первый взгляд нарушителями своих обязательств по Протоколу. Учитывая явные пробелы между своими международными обязательствами и их национальными законами, эти государства-участники должны быть призваны к объяснению своих определений.
Литература
1. Integration of the Human Rights of Women and the Gender Perspective: Violence Against Women: Report of the Special Rapporteur on Violence Against Women, Its Causes and Consequences, U.N. Doc. E/CN.4/2000/68 (Feb. 29, 2000) (by Radhika Coomaraswamy).
2. Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women, opened for signature Mar. 1, 1980, 1249 U.N.T.S. 13; Convention for the Suppression of the Traffic in Persons and of the Exploitation of the Prostitution of Others (with Final Protocol), opened for signature Mar. 21, 1950, 96 U.N.T.S. 271 [hereinafter 1949 Convention]; Protocol To Amend the Convention for the Suppression of the Traffic in Women and Children and the Convention for the Suppression of the Traffic in Women of Full Age, done Nov. 12, 1947, 53 U.N.T.S. 13; International Convention for the Suppression of the Traffic in Women and Children, opened for signature Sept. 30, 1921, 9
51
Верхолётов М. А.
Гражданское право и процесс
L.N.T.S. 415; Convention for the Suppression of the White Slave Traffic, done May 4, 1910, 211 Consol. T.S. 45; International Agreement for the Suppression of the «White Slave Traffic», done May 18, 1904, 1 L.N.T.S. 83; Fourth World Conference on Women, Beijing, China, Sept. 4-15, 1995, Report of the Fourth World Conference on Women, Annexes I, II, U.N. Doc. A/CONF.177/20 (Oct. 17, 1995); World Conference on Human Rights, June 14-25, 1993, Vienna Declaration and Programme of Action, U.N. Doc. A/CONF.157/23 (July 12, 1993).
3. Convention Against Transnational Organized Crime, Protocol To Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons, Especially Women and Children, done Nov. 15, 2000, T.I.A.S. 13127 [Palermo Protocol].
4. Special Representative & Co-ordinator for Combating Trafficking in Human Beings, Org. for Sec. & Co-operation in Eur., Combating Trafficking as Modern-Day Slavery: A Matter of Rights,
Freedoms and Security 21 n.69 (2015), available at
http://www.osce.org/cthb/74730
5. Summary of Regional and Sub-regional Structures and Initiatives To Counter Trafficking in Persons 20 (2014), http://www2.ohchr.org/english/issues/trafficking/docs/Dakar_summ ary_structures_en.pdf
6. Special Rapporteur on the Human Rights Aspects of the Victims of Trafficking in Persons, Especially Women and Children, Integration of the Human Rights of Women and a Gender Perspective: Report of the Special Rapporteur on the Human Rights Aspects of the Victims of Trafficking in Persons, Especially Women and Children, 32-33, U.N. Doc. E/CN.4/2006/62 (Feb. 20, 2006) (by Sigma Huda)
7. United Nations Inter-agency Project on Human Trafficking, Human Trafficking Laws: Legal Provisions for Victims (2014), available at http://www.no-trafficking.org/reports_docs/ legal_prov_vics.pdf
E. P. Burdo, I. G. Garanina
PROBLEMS OF THE DEFINITION AND INTERPRETATION OF THE CONCEPT «SEX TRAFFICKING»
IN THE INTERNATIONAL AND NATIONAL LAW
This article reveals the interpretation of the definition of «sex trafficking» and « human trafficking » in the point of view of the international human rights. The authors of the article analyze the literal interpretation of the term «sex trafficking» given in the Palermo Protocol. The authors carries out a comparative analysis of several states' legislation for compliance which developed under International Law on the prohibition of sex trafficking.
Key words: sex trafficking, human trafficking, prostitution, sexual abuse, human rights.
BURDO Evgeny Petrovich - Candidate of Law, the Mari State University, Representative under the Head of Republic of Mari El on children's rights in the Administration of the Head of the Republic of Mari El, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
GARANINA Inna Gennadievna - Candidate of Law, PhD, Associate Professor of the Department of Private Law of Russia and Foreign Countries, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 347
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ
ДОМЕННЫХ ИМЕН
Верхолётов Максим Анатольевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В данной работе автор рассматривает проблемы, связанные с реализацией процедуры регистрации доменных имен в Российской Федерации, а также предлагает пути совершенствования существующей системы регистрации доменных имен и изменения законодательства в данной области.
Ключевые слова: доменное имя, исключительное право на доменное имя, регистрация доменных имен, система государственной регистрации доменных имен, прекращения правовой охраны доменных имен, недействительность регистрации доменного имени, срок правовой охраны доменного имени.
Как показывает практика, регистрация доменных имен в Российской Федерации имеет ряд существенных правовых проблем, затрагивающих, прежде всего, саму процедуру регистрации. В настоящее время действующие правила регистрации доменных имен в
доменах RU, РФ, практически не содержат положений, касающихся осуществления регистрации. Более того, в теории также отсутствует единый подход для решения процедурных вопросов регистрации, поскольку отсутствует единая система норм, опреде-
52
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015