Научная статья на тему 'Международно-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с торговлей женщинами и детьми'

Международно-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с торговлей женщинами и детьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2455
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЖЕНЩИНАМИ / ТОРГОВЛЯ ДЕТЬМИ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОСТИТУЦИИ ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ / ДЕТСКАЯ ПОРНОГРАФИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВА РЕБЕНКА / TRAFFICKING IN WOMEN / TRAFFICKING IN CHILDREN / EXPLOITATION OF PROSTITUTION / PORNOGRAPHY / TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / RIGHTS OF A CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебединец Инна Николаевна

В статье дается характеристика торговле женщинами и детьми с двух позиций эксплуатации их труда как формы рабства и эксплуатации проституции указанных категорий населения третьими лицами. Анализируются международно-правовые документы, направленные на борьбу с торговлей женщинами и детьми с целью их сексуальной эксплуатации (в частности, Международная конвенция о пресечении торга женщинами 1910 г., Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г., Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.). Дается понятие «детская проституция», рассматриваются причины торговли женщинами и детьми с целью их сексуальной эксплуатации как преступления международного характера, относящегося к категории преступлений, посягающих на личные права человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COOPERATION AMONG STATES IN COMBATING TRAFFICKING IN WOMEN AND CHILDREN

This article describes the trafficking in women and children from two standpoints trafficking for exploitation of their labour as a form of slavery and for prostitution of these categories of the population by a third party; it also analyses international legal instruments aimed at combating trafficking in women and children for sexual exploitation (in particular, the International Convention on the Suppression of the White Slave Traffic, 1910; International Convention for the Suppression of the Traffic in Women and Children, 1921; Convention for the Suppression of the Traffic in Persons and of the Exploitation of the Prostitution of Others, 1949; the Optional Protocol to the UN Convention on the Rights of the Child of 1989 on the Sale of Children, Child Prostitution and Child Pornography, the Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons, Especially Women and Children, Supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime, 2000). The author defines the concept of "child prostitution", discusses the causes of trafficking in women and children for sexual exploitation as international crimes relating to the categories of crimes, which violate the personal rights of a person.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с торговлей женщинами и детьми»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

И. Н. Лебединец*

Международно-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с торговлей женщинами и детьми

Аннотация. В статье дается характеристика торговле женщинами и детьми с двух позиций — эксплуатации их труда как формы рабства и эксплуатации проституции указанных категорий населения третьими лицами. Анализируются международно-правовые документы, направленные на борьбу с торговлей женщинами и детьми с целью их сексуальной эксплуатации (в частности, Международная конвенция о пресечении торга женщинами 1910 г., Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г., Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.). Дается понятие «детская проституция», рассматриваются причины торговли женщинами и детьми с целью их сексуальной эксплуатации как преступления международного характера, относящегося к категории преступлений, посягающих на личные права человека.

Ключевые слова: торговля женщинами, торговля детьми, эксплуатация проституции третьими лицами, детская порнография, транснациональная организованная преступность, права ребенка.

001: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.186-195

Торговлю женщинами и детьми как преступление международного характера можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны — это продажа женщин и детей в рабство, т.е. фактически это разновидность или одна из форм такого преступления международного характера как рабство и работорговля. С другой стороны — продажа женщин и детей для занятия проституцией, использование их в секс-индустрии. Вторая форма представля-

ет собой самостоятельный состав преступления. Торговля людьми, особенно женщинами и детьми, является актуальной проблемой для всего мира. При этом дети относятся к самой уязвимой категории населения.

Само понятие торговли людьми (применительно и к торговле детьми) содержится в ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего

© Лебединец И. Н., 2016

* Лебединец Инна Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) assot1@yandex.ru

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности1. Оно означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.

Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. При этом согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных выше. Кроме того, торговлей людьми считается вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации2 .

Рассмотрим такое преступление международного характера, как торговля женщинами. «Неужели люди могут покупать и продавать женщин, и это сходит им с рук? Иногда я сижу и спрашиваю себя: произошло ли это со мной на самом деле, если это вообще могло произойти?»3

Торговлю женщинами в широком смысле слова можно определить как действие, которое включает в себя перемещение лиц женского пола внутри государственных границ или через них для целей сексуальной эксплуатации, т.е. для занятия проституцией.

Если рассматривать торговлю женщинами с позиции международного уголовного права, рассматривать данное деяние как преступление, посягающее на личные права человека,

то речь, конечно же, идет о перемещении лиц женского пола через государственные границы для занятия проституцией.

Как социальное явление проституция известна с давних времен, она существовала на всех ступенях развития человеческой цивилизации. При рабовладении в качестве проституток выступали бесправные чужестранки или рабыни, в Средние века — как правило утратившие свое общественное положение лица, в дальнейшем — женщины из самых бедствующих слоев общества. И до сих пор проституцию называют древнейшей профессией.

Транснациональная торговля женщинами основывается на предложении и спросе поставляющих и принимающих стран. Страны с развитой секс-индустрией создают спрос и являются принимающими странами, тогда как страны, где торговцы могут легко завербовать женщин, являются поставляющими странами.

Точно оценить количество женщин, проданных с целью сексуальной эксплуатации, крайне сложно. Это обусловлено тайным характером торговли, принуждением женщин к молчанию, высоким риском получения информации.

Эксперты ООН оценивают объем мировой торговли женщинами как товаром для секс-индустрии в диапазоне от 7 до 12 млрд долл. в год4 .

По данным Международной организации по миграции, в настоящее время оборот международного бизнеса по незаконному перемещению людей достигает 6 млрд долл. в год.

Согласно оценкам ООН, четверть из 4 млн проданных людей ежегодно используются в секс-индустрии.

Вербовщики, торговцы и сутенеры, которые занимаются торговлей женщинами для целей сексуальной эксплуатации, разработали общие методы действий. Как показывает практика

1 СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3884.

2 Сапожников А. И. К вопросу о совершенствовании мер противодействия торговле людьми // Миграционное право. 2009. № 3.

3 Украинка, которую продали, избивали, насиловали и использовали в секс-индустрии в Израиле. Во время полицейской облавы ее задержали и поместили в тюрьму в ожидании депортации (см.: Спектер М. Новый товар для торговцев: наивные славянские женщины // Нью-Йорк Таймс. 11 янв. 1998 г.).

4 Официальные предупреждения ООН о появлении новых рабынь проституции. Ксинуа. 21 сентября 1999 г.

(и об этом неоднократно указывается в литературе, посвященной исследуемой проблеме), чаще всего используются следующие методы.

Первый, самый распространенный — объявления в газете. По оценкам, до 20 % вывезенных женщин были завербованы через объявления в прессе. Как правило, предлагается отличная работа за границей, не требующая высокой квалификации (официантки, няни, помощницы по хозяйству). Некоторые объявления предлагают хорошие заработки молодым привлекательным женщинам, которые согласятся работать танцовщицами или хозяйками5. Женщины вербуются через социальные мероприятия, такие как фотоконкурсы, конкурсы красоты местного значения. Процесс обычно сложный, обман детально продуман. Женщин убеждают, что возможность трудоустройства реальна.

Другой метод вербовки — так называемые брачные агентства, иногда именуемые «невеста-по-почте», или международные службы знакомств. Согласно данным Международной организации по миграции, все агентства «невеста-по-почте», предлагающие женщин из республик бывшего Советского Союза, находятся под контролем организованных преступных групп. Многие из этих агентств действуют через Интернет. Вербовщики используют «брачные агентства» как средство для поиска женщин, которые хотят путешествовать или эмигрировать. Этот путь в секс-индустрию существует в нескольких формах. Вербовщики могут быть торговцами или работать на тор-

говцев. Женщина может встретить мужчину, который обещает жениться. Мужчина может использовать женщину сам некоторое время, потом принуждает ее к порнографии и позже продает в секс-индустрию или прямо доставляет женщину в бордель.

Некоторые торговцы используют подлинные документы и визы для легального въезда женщин в страну назначения. Женщина может перевозиться сутенерами из страны в страну, используя легальные туристские визы. В других случаях женщины получают фальшивые документы. Тогда женщина еще более уязвима после приезда в страну назначения, поскольку она там находится нелегально. Действует психологический фактор: денег нет, документов нет, языка государства пребывания не знает, местных законов не знает, находится на территории страны нелегально и зачастую в данном государстве сам факт занятия проституцией является преступным деянием. В случае обнаружения ее полицией следует арест и в лучшем случае депортация.

Независимо от метода вербовки большинство женщин не ожидает сексуальной эксплуатации и насилия. После того как женщина прибыла в страну назначения, торговец или сутенер сообщает ей, что она не будет работать официанткой, няней или кем-либо еще, кем ей предлагали, а будет работать в проституции. Методы, используемые для контроля над женщинами после прибытия в страну назначения, включают: конфискацию документов, насилие,

5 Наиболее часто встречающийся вариант предлагаемых женщинам рабочих мест — бары, гостиницы, публичные дома, замаскированные под массажные салоны, а то и просто бордели. Иногда, правда, встречаются предложения работы в качестве домработниц. Как убеждают некоторые газеты, в Китае в последнее время стало «модно заводить русскую прислугу». Но, как считает бывший руководитель миграционной службы Амурской области Т. В. Ярополова, подобные предложения сомнительны, поскольку «европейские страны предъявляют особые требования в этой работе: знание языка, стаж работы и высокий профессионализм. Поэтому туда никто не едет». В случаях же предложений, поступающих из Китая, никаких требований, кроме наличия самой женщины, не предъявляется. Следовательно, предложения работы домработницей в Китае она считает «одним из прикрытий для занятий проституцией». Самыми крупными и престижными районами работы считаются города Шанхай и Харбин. Другой локальной точкой продажи женщин является Макао, ставший в последние годы популярным местом проведения воскресных дней и отпусков для обеспеченных жителей Китая, Гонконга и зарубежных туристов. Отправку сотен женщин из Владивостока в Макао и Гонконг для занятий проституцией под видом массажисток, топ-моделей, танцовщиц и горничных признают как представители силовых структур (Интерпол, УВД), так и независимые исследователи. По некоторым неофициальным сведениям в борделях Макао работают сотни российских женщин, доставленных туда российскими организованными преступными группировками.

угрозы причинить вред членам семьи и долговую кабалу. Даже женщина, добровольно выезжающая для занятий проституцией, не ожидает того уровня манипуляций, обмана и принуждения, которому она будет подвергнута.

В современном мире нелегальная проституция перестала быть проблемой отдельных государств. Наряду с криминальным секс-бизнесом на уровне отдельного региона или государства, широкое развитие получил вывоз женщин за границу с целью использования их как проституток. В современном законодательстве подавляющего большинства государств продажа людей для последующей сексуальной эксплуатации трактуется как одна из форм торговли людьми. Долгое время поставку женщин для нелегальной секс-индустрии осуществляли в основном азиатские страны (прежде всего Таиланд и Филиппины). В 1990-е гг. главными поставщиками женщин для секс-индустрии начали выступать постсоциалистические страны, особенно бывшие республики СССР (в большей степени Украина и Россия). Так, в конце 1990-х гг. в Германии около 90 % женщин, привезенных для эксплуатации в секс-бизнесе, приехали из Восточной Европы, в том числе около 15 % из Украины и около 10 % из России. Общее число женщин из Центральной и Восточной Европы, которые в конце 90-х занимались проституцией в странах Западной Европы, составляло порядка 500 тыс. человек.

В рамках международного секс-бизнеса начала XXI в. ежегодно продают и покупают примерно 1—2 млн женщин. Примерно треть этой торговли приходится на страны Юго-Восточной Азии, еще четверть — на страны Восточной Европы. В мире практически нет стран, которых так или иначе не коснулась бы проблема торговли людьми. 127 стран являются поставщиками «живого товара», 98 — странами транзита и 137 — пунктом назначения. Среди поставщиков «живого товара» лидируют Беларусь, Молдова, Россия и Украина. За ними следуют Армения, Грузия, Казахстан и Узбекистан. Основной транзитной страной и страной назначения торговли людьми является США. Ежегодно для сексуальной эксплуатации в Соединенные Штаты ввозится около 50 тыс. женщин и детей.

С учетом высокой латентности данного вида преступлений крайне затруднительным является определение их истинных масштабов6 .

Что касается Российской Федерации, то стремительно растет вывоз женщин из Приморского края в Китай и в страны Юго-Восточной Азии с целью их дальнейшей сексуальной эксплуатации, о чем было упомянуто выше. Финансовая доступность путешествия (автобусами через пограничные пункты Гродеково и Полтавка) и обещания высоких заработков местными вербовщиками делают Китай притягательным местом работы для многих российских женщин. Они выезжают за рубеж для трудоустройства (наиболее часто встречающийся вариант предлагаемых рабочих мест — бары, гостиницы), но в большей части основная цель вербовщиков и работодателей — вовлечение женщин в секс-бизнес. Девушек доставляют в Китай сначала в приграничные с Приморским краем северные китайские провинции, а потом — в южные (самыми престижными районами работы считаются Шанхай, Харбин и Макао) либо обманным путем, либо с применением угроз и насилия заставляют заниматься проституцией и порнографией.

При торговле людьми для секс-индустрии прибыль превышает расходы в 5—20 раз. Доходы от современного криминального секс-бизнеса сравнимы с доходами от торговли оружием и наркотиками.

Рассмотрим международно-правовые основы борьбы с торговлей женщинами.

Итак, проблема проституции волновала не только прогрессивно мыслящих людей, но и государства. В XIX в. — расцвет проституции именно за счет многочисленных фактов продажи женщин побудил некоторые государства заключить двусторонние соглашения в целях борьбы с этим негативным явлением.

Усилиями общественных деятелей в 1899 г. в Лондоне созывается Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата. Неутешительные статистические данные побудили участников Конгресса обратиться с призывом к правительствам о заключении соглашения по совместной борьбе с эксплуатацией проституции третьи-

6 Кубов Р. Х. Торговля людьми как вид транснациональной преступности // Российский следователь. 2008. № 1.

ми лицами. Конференция отметила устрашающие размеры этого явления и обратилась к государствам с рекомендацией повсеместно создать национальные комитеты по борьбе с проституцией. Такие комитеты были созданы во многих странах, в том числе и в России в 1900 г. — «Российское общество защиты женщин». В задачу комитета входило «содействие предохранению девушек от опасности быть вовлеченными в разврат и возвращению падших женщин к честной жизни; устройство приютов Св. Магдалины; распространение здоровых понятий о нравственности и вреде разврата».

В 1902 г. правительство Франции предложило провести всемирную конференцию по борьбе с «белым рабством». Конференция состоялась в Париже в 1904 г. Одним из итогов конференции, в которой приняли участие представители Франции, Великобритании, Германии, России, Италии, Бельгии, Испании, Швеции, Норвегии, Дании и Швейцарии, стал проект конвенции по борьбе с торговлей женщинами, который лег в основу Международной конвенции о пресечении торга женщинами, подписанной в 1910 г.

В Конвенции был сформулирован ряд составов преступлений, в частности склонение или вовлечение в разврат несовершеннолетних и совершеннолетних женщин и девушек, даже если отдельные действия, являющиеся частями этого преступления, были совершены в разных странах. В отношении совершеннолетних женщин указанные действия считались преступными, если имел место обман, насилие, угрозы, злоупотребление властью или иной способ принуждения.

Важное значение имела норма, согласно которой лица, виновные в преступлениях, предусмотренных Конвенцией, должны быть наказуемы лишением свободы и выдаваться по требованию других государств. Государства обязались оказывать друг другу взаимную помощь в борьбе с этими преступлениями: сообщать о существующих законах в этой области, передавать отдельные поручения, сообщать выписки из приговоров. Самым главным было то, что преступник теперь должен был подвергаться преследованию, даже если криминаль-

ные действия, вменяемые ему в вину, были совершены в разных странах. Так, если бы в США поймали сутенера, перевозившего девушку, похищенную в Венгрии, приобщенную к проституции в Париже, а затем проданную в Канаду, то ему не удалось бы уйти от наказания7 .

Вместе с тем нужно отметить, что Конвенция 1910 г. имела ряд существенных недостатков. Например, она ничего не говорила о необходимости наказания за такое преступление, как задержание девушек и женщин против их воли в домах терпимости. Кроме того, несмотря на название Конвенции, она не предусматривала наказуемости именно самого факта продажи женщины. Между тем акт купли-продажи практически уже означает втягивание женщин в занятие проституцией.

В 1921 г. заключается новая конвенция — Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми. Прогрессивное значение данной конвенции заключается в том, что она впервые указала на необходимость наказания не только сводничества, но и непосредственно торговлю женщинами и детьми. В качестве контрольного механизма за соблюдением положений Конвенции 1921 г. при Лиге Наций был создан специальный Совещательный комитет по борьбе с торговлей женщинами и детьми.

В 1933 г. государства одобрили еще одну Конвенцию, которая распространяла нормы Конвенции 1921 г. на торговлю женщинами, осуществляемую с их согласия. Кроме того, Конвенция 1933 г. предусматривала обмен между государствами-участниками информацией о профессиональных торговцах женщинами и детьми.

В 1937 г. под эгидой Лиги Наций был разработан проект Конвенции о пресечении и наказании лиц, содержащих публичные дома и эксплуатирующих проституцию других, а равно торговлю людьми. Но воплощению этого проекта в жизнь помешала Вторая мировая война.

После Второй мировой войны сотрудничество государств в борьбе с этими преступлениями продолжилось в рамках ООН. 2 декабря 1949 г., на IV сессии Генеральной Ассамблеи

7 Принятие конвенции стало последней крупной победой Уильяма Тома Стида, известного английского журналиста, затеявшего борьбу с «белым рабством» в далеком 1885 г. В 1912 г. знаменитый журналист решил отправиться в Новый Свет с комфортом и купил билет на злополучный «Титаник».

ООН, принимается Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Конвенция заменила собой все ранее действовавшие документы.

По Конвенции преступлениями международного характера признаются следующие деяния:

а) сводничество, склонение или совращение в целях проституции другого лица, даже с его согласия;

б) эксплуатация проституции другого лица, даже с его согласия;

в) содержание дома терпимости или управление им, а также сознательное финансирование и участие в финансировании дома терпимости;

г) сдача в аренду или наем здания или другого места, или части такового, зная, что они будут использоваться в целях проституции третьими лицами;

д) покушение на совершение вышеуказанных действий, а также подготовка к ним;

е) умышленное соучастие в этих действиях. Таким образом, как видно из этого перечня,

Конвенция 1949 г. расширила число деяний, которые государства согласились считать преступными. Конвенция 1949 г. впервые говорит о противоправности эксплуатации проституции и содержании домов терпимости. Составы преступлений, перечисленных в Конвенции, являются экстрадиционными. В случае отсутствия соглашения о выдаче между государствами настоящая Конвенция служит основанием для выдачи (ст. 8).

Вместе с тем нельзя не отметить, что Конвенция 1949 г. не содержит ни одной статьи, устанавливающей наказуемость за сам факт торговли женщинами в целях проституции, хотя это логично следует из самого названия Конвенции. Кроме того, как показывает анализ ст. 6, государства — участники Конвенции не считают преступлением занятие проституцией и высказывают намерение отменить дискриминационные меры (особые документы, особую регистрацию) в отношении лиц, занимающихся проституцией.

15 ноября 2000 г. резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН был принят Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организован-

ной преступности. Данный Протокол призван способствовать принятию эффективных мер по предупреждению торговли людьми, особенно женщинами и детьми и борьбе с ней через систему всеобъемлющего международного подхода в странах происхождения, транзита и назначения, включающую меры, направленные на предупреждение такой торговли, наказание занимающихся ее лиц и защиту жертв такой торговли, в том числе путем защиты их международно-признанных прав человека.

В РФ занятие проституцией является административным правонарушением, влекущим соответствующую административную ответственность. Уголовно наказуемыми являются вовлечение лица в занятие проституцией против его воли (ст. 240 УК РФ) и организация или содержание притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК РФ).

При этом проблема торговли женщинами с целью их эксплуатации в секс-индустрии остается неразрешенной. Вывоз российских женщин за рубеж представляет, на сегодняшний день, хорошо отлаженный бизнес, криминальное деяние, тесно связанное с такими преступлениями международного характера как коррупция, контрабанда, легализация преступных доходов. Проблема игнорируется большинством властных структур. Торговля женщинами в правоприменительной практике редко выделяется в качестве самостоятельного состава преступления. Чаще речь идет о нелегальной миграции. Таким образом, торговля женщинами остается практически безнаказанной. Кроме того, в правоохранительных структурах отсутствуют специальные подразделения, которые могли бы заниматься борьбой с торговлей людьми в различных ее проявлениях.

Так как торговля людьми имеет многоплановый характер, отличается разнообразием форм, для решения этой проблемы недостаточно ограничиваться локальными и национальными мерами. Бороться с транснациональными преступными группировками, да еще и в условиях коррупции только такими средствами, неэффективно. Необходимо объединение усилий не только внутригосударственных структур различных стран, но и координация действий всего мирового сообщества, для предотвращения и борьбы с последствиями торговли людьми необходимо международное сотрудничество государств.

Проблема международного сотрудничества в борьбе с незаконным вывозом и эксплуатацией за рубежом женщин имеет несколько аспектов. Это в первую очередь выявление проблем российского законодательства по преодолению незаконного вывоза и эксплуатации женщин, определение его плюсов и минусов, а также причин столь опасного явления и мер по его предупреждению. И второй аспект — нужно криминализировать сам факт вербовки женщин для последующего занятия проституцией. А для этого необходим тщательный анализ законодательства в этой области других государств, опыта в борьбе с посягательствами на жизнь и здоровье женщин, на общественную нравственность.

Что касается торговли детьми, то в современном мире она приобрела характер быстро развивающейся и прибыльной деятельности, которая контролируется транснациональными преступными группировками.

«Главная стратегия борьбы с сексуальной эксплуатацией детей должна заключаться в том, чтобы невидимое делать видимым. Реализация любой возможности изменить данную ситуацию должна начинаться с выведения ее на всеобщее обозрение и восприятия как современной формы рабства»8 .

Осознавая необходимость защиты физического и нравственного здоровья детей в сфере сексуальных отношений, государства-участники взяли на себя обязательства принимать для этого все необходимые меры. В 2000 году Конвенция дополнилась вторым факультативным Протоколом, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В нем мировое сообщество не только показало крайнюю обеспокоенность значительными и растущими масштабами международной контрабандной перевозки детей для целей торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, предложило ряд конкретных рекомендаций правового и организационного характера по предупреждению подобных явлений, но и дало дефиниции детской проституции и детской порнографии. Понятие «детская проституция» дается в ст. 2 Протокола и определяется как «использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение

или любую иную форму возмещения». Думается, что данное определение представляется не вполне удачным, поскольку «использование в деятельности сексуального характера» более широкое понятие, чем «проституция».

Проституцию можно рассматривать именно как деятельность сексуального характера, которой присущи следующие черты: систематичность, внебрачность, возмездный характер, общедоступность предоставляемых услуг. Таким образом, проституция может быть определена как сексуальное поведение физических лиц, характеризующееся систематическим вступлением их во внебрачные сексуальные отношения за плату, являющуюся одним из источников средств существования. Детская проституция — одна из самых негативных форм рассматриваемого явления, так как здесь речь идет не о внебрачных отношениях, да и в выгоде финансового характера заинтересован не столько сам ребенок, сколько лицо, его эксплуатирующее.

Итак, с проституцией тесно связаны и такие понятия, как содействие проституции и эксплуатация проституции. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г. в числе подлежащих криминализации действий четко называет поведение тех, кто:

• сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица;

• эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица;

• содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости;

• сдает в аренду или снимает здание или другое место или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.

Таким образом, эксплуатация проституции представляет собой извлечение прибыли от занятия проституцией третьими лицами, в то время как содействие проституции — это организаторская, подстрекательская и пособническая деятельность, направленная на обеспечение занятия проституцией третьими лицами.

8 Сессия Рабочей группы, 2003 г., выступление представителя Гватемалы. Современные формы рабства. Целевой фонд добровольных взносов ООН по современным формам рабства // URL: www.un.org.

Второй факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, четко разграничивает сексуальную эксплуатацию несовершеннолетнего и проституцию несовершеннолетнего (а в последнем случае — содействие проституции несовершеннолетних и эксплуатацию проституции). Сексуальная эксплуатация может быть и не связана с проституцией, например, эксплуатация имеет место при покупке несовершеннолетнего для совершения действий сексуального характера. Например, использование ребенка в производстве порнографических материалов.

Производство, распространение, потребление, хранение детской порнографии запрещено Конвенцией Совета Европы «О киберпреступно-сти» 2003 г.9, Факультативным протоколом ООН к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии10, а также Рамочным постановлением Совета ЕС о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией11 . Принятие данных нормативных актов было вызвано тем, что в последнее время широкое распространение получили случаи торговли детьми с целью использования их в порнобизнесе, достижения которого пользуется оглушительным успехом в развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Австрия, Германия, Швейцария, США, Италия, Израиль, Греция, Турция).

Вторым факультативным протоколом понятие детской порнографии определяется как «любое изображение, какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях». Предлагаемая Протоколом дефиниция указывает на ряд основных признаков, позволяющих отнести предмет к порнографическому: откровенно сексуальный характер изображения, отсутствие медицин-

ской, иной научной, художественной или культурной ценности, оскорбление общественной нравственности.

Резолюция 58/157 «Права ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 марта 2004 г., указывает на следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные факторы, которые определяют состояние и динамику сексуальной эксплуатации детей. К ним относятся:

• недостаточное развитие, нищета, экономические диспропорции,неравноправные социально-экономические структуры;

• наличие неблагополучных семей;

• низкий уровень образования;

• миграция между городами и сельской местностью;

• дискриминация по признаку пола;

• вредные виды традиционной практики;

• безответственное сексуальное поведение взрослых;

• вооруженные конфликты;

• торговля детьми.

Кроме всего прочего, распространению детской порнографии и предоставлению сексуальных услуг несовершеннолетних объективно способствует развитие глобальной сети Интернет и отсутствие должного контроля над потоками информации в ней.

Детская порнография в Интернете представляет собой проблему мирового масштаба. Не случайно Конвенцией Совета Европы о кибер-преступности 2003 г. распространение онлайновой детской порнографии отнесено к преступлению международного характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие педопорнографии в Интернете на сегодняшний день становится весьма прибыльной индустрией, мировой рынок которой оценивается в миллиарды долларов.

В мае 2009 г. на двенадцатой сессии Совета по правам человека ООН Специальным докладчиком по вопросам торговли детьми, детской проституции и детской порнографии г-жой Нажат Маалла-М'жид был представлен

9 Council of Europe. Convention on Cybercrime. Budapest, 23.XI.2001 // URL: http://conventions.coe.int/ Treaty/EN/Treaties/Html/185.htm.

10 Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии // URL: http://www.inpravo.ru/data/base313/text313v680i517.htm.

11 Рамочное решение 2004/68/ПВД [1] Совета Европейского Союза от 22 декабря 2003 г. «О борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией» // URL: http://www.r-komitet.ru/media/law/ razdel/22122003.

доклад на тему «Эффективные стратегии для предотвращения онлайновой детской порно-графии»12. В докладе, в частности, отмечалось, что распространению детской порнографии в Интернете способствует разработка новых технологий, которые значительно расширяют возможности для приобретения, распространения и продажи этого преступного материала.

По мнению докладчика, и с этим нельзя не согласиться, детскую порнографию в Интернете с учетом тяжести этого преступления с законодательной точки зрения должно рассматривать в качестве тяжкого преступления. Не должен учитываться возраст для согласия на вступление в сексуальные отношения, поскольку ребенок моложе 18 лет не в состоянии дать согласие на сексуальную эксплуатацию, такую как педопорнография. Должны наказываться любые ее формы; применяемые санкции должны быть жесткими; должно гарантироваться уважение частной жизни пострадавшего ребенка; должны применяться адекватные меры защиты и сопровождения, которые также адаптированы к потребностям и особенностям детей.

И наконец, необходимо укреплять международное сотрудничество в области борьбы с торговлей людьми, которое должно включать в себя прежде всего международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере выявления и предупреждения транснациональных преступных группировок, взаимодействие в пресечении преступлений, совершаемых в каждой стране и в изобличении виновных лиц. Государства, не ратифицировавшие международные документы по борьбе с торговлей людьми, должны сделать это незамедлительно.

К сожалению, и в Российской Федерации необеспеченность должной защиты детей от сексуального развращения и эксплуатации является в настоящее время одной из важнейших общественных и государственных проблем, нерешенность которой создает реальную угрозу для национальной, в том числе нравственно-духовной, безопасности страны. В современной России растление и коммерческая сексуальная эксплуатация детей приняли беспрецедентные масштабы, угрожающие здоровью, нравственности и духовности подрастающего поколения и нации в целом13 .

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Council of Europe. Convention on Cybercrime. Budapest, 23.XI.2001 // URL: http://conventions.coe.int/ Treaty/EN/Treaties/Html/185.htm.

2 . Кубов Р. Х. Торговля людьми как вид транснациональной преступности // Российский следователь. —

2008. — № 1. — С. 30—32.

3 . Сапожников А. И. К вопросу о совершенствовании мер противодействия торговле людьми // Мигра-

ционное право. — 2009. — № 3. — С. 39—41.

4 . Соловей Т. И. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным вывозом для сексуальной экс-

плуатации и растления несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. Критика и анализ. — 2007. — № 1 (10). — С. 33—36.

Материал поступил в редакцию 24 мая 2016 г.

12 URL: http://hrlibrary.ngo.ru/russian/hr-council/Rsprapporteur_children2009.html.

13 Соловей Т. И. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным вывозом для сексуальной эксплуатации и растление несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. Критика и анализ. 2007. № 1 (10).

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COOPERATION AMONG STATES IN COMBATING TRAFFICKING IN WOMEN AND CHILDREN

LEBEDINETS Inna Nikolaevna — PhD in Law, Associate Professor at the Department of International

Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

assot1@yandex.ru

123995, Russia, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9

Review. This article describes the trafficking in women and children from two standpoints - trafficking for exploitation of their labour as a form of slavery and for prostitution of these categories of the population by a third party; it also analyses international legal instruments aimed at combating trafficking in women and children for sexual exploitation (in particular, the International Convention on the Suppression of the White Slave Traffic, 1910; International Convention for the Suppression of the Traffic in Women and Children, 1921; Convention for the Suppression of the Traffic in Persons and of the Exploitation of the Prostitution of Others, 1949; the Optional Protocol to the UN Convention on the Rights of the Child of 1989 on the Sale of Children, Child Prostitution and Child Pornography, the Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons, Especially Women and Children, Supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime, 2000). The author defines the concept of "child prostitution ", discusses the causes of trafficking in women and children for sexual exploitation as international crimes relating to the categories of crimes, which violate the personal rights of a person.

Keywords: trafficking in women, trafficking in children, exploitation of prostitution, pornography, transnational organized crime, rights of a child.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Council of Europe. Convention on Cybercrime. Budapest, 23.XI.2001 // URL: http://conventions.coe.int/ Treaty/EN/Treaties/Html/185.htm.

2 . Kubov R. H. Torgovlja ljud'mi kak vid transnacional'noj prestupnosti // Rossijskij sledovatel'. — 2008. — № 1.

— S. 30—32.

3 . Sapozhnikov A. I. K voprosu o sovershenstvovanii mer protivodejstvija torgovle ljud'mi // Migracionnoe

pravo. — 2009. — № 3. — S. 39—41.

4 . Solovej T. I. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v bor'be s nezakonnym vyvozom dlja seksual'noj jekspluatacii

i rastlenija nesovershennoletnih. // Voprosy juvenal'noj justicii. Kritika i analiz. — 2007. — № 1 (10). — S. 33—36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.