УДК 343.9.018 ББК 67.511
Нгуен Тат Тхань
Институт общественной безопасности, г. Хошимин, Вьетнам
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ, ВО ВЬЕТНАМЕ
В статье исследуется проблема борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми, во Вьетнаме. Актуальность настоящей статьи определяется тенденциями развития данного вида преступлений, сложной криминальной обстановкой, вызывающей угрозу общественной безопасности не только во Вьетнаме, но и во всем южно-восточном регионе и в целом в мире. Сопоставляя материалы Министерства общественной безопасности Вьетнама, автор обращает внимание на то, что за период с 2005 по 2013 г. количество преступлений, связанных с торговлей людьми, увеличилось в 1,5 раза, а количество их жертв - в 3 раза по сравнению с периодом 1997-2005 гг. При этом в 2012 и 2013 гг. зарегистрировано около 700 преступлений с участием более 1 100 преступников, по которым в десяти южных провинциях Вьетнама возбуждено 184 уголовных дела. Проводя анализ последних статистических данных, автор выделил некоторые особенности торговли людьми, маршруты их перемещения и основные причины роста числа таких преступлений во Вьетнаме. Установлено, что 60 % преступлений совершено через северную границу с Китаем с дальнейшим перемещением людей в Тайвань, Южную Корею, Малайзию, Гонконг и другие страны, 10 % - в Камбоджу, 30 % - в остальные государства, такие как Россия, Лаос, Чехия, Великобритания, Канада, Ангола и др. По итогам оценки криминальной обстановки, связанной с данной темой, предложены некоторые рекомендации по борьбе с исследуемым видом преступлений, в том числе социально-экономические и законодательные, а также по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов, особенно органов предварительного расследования.
Ключевые слова: преступление; торговля людьми; маршруты перемещения людей; борьба с преступлениями, связанными с торговлей людьми, во Вьетнаме.
CURRENT PROBLEMS OF HUMAN TRAFFICKING-RELATED CRIMES'
The author studies problem of human trafficking-related crimes' counteraction in Vietnam. Due to this type of crimes' development, complicated criminal situation dangerous for security both in Vietnam and South-east region and world in a whole the topic is quite important. Having analysed Ministry of public security of Vietnam data, the author concludes that since 2005 till 2013 human trafficking-related crimes increased by 50 % and its victims number increased 3 times comparing to period 1997-2005. In 2012 and 2013 approximately 700 crimes involving 1100 offenders were registered and 184 cases were initiated in Southern provinces of Vietnam. Analysing the latest statistics, the author revealed certain aspects of human trafficking, its routes and main reasons of its increase. The author defined that 60 % of the crimes were committed through the Northern border with China and further human trafficking to Taiwan, South Korea, Malaysia, Hongkong and other countries: 10% to Cambodia, 30 % to other countries (i.e. Russia, Laos, Czech Republic, UK, Canada, Angola etc.). Basing on analysis of related criminal situation, the author suggests recommendations on human trafficking-related crimes' counteraction, including social, economical and legislative. The author also provides suggestions on law-enforcement agencies activity improvement, especially preliminary investigation bodies.
Key words: crime; human trafficking; human displacement rouetes; human trafficking-related crimes' counteraction in Vietnam.
Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law. 2014. № 2
Nguen Tat Than'
Public security institute, Ho Chi Minh, Vietnam
COUNTERACTION IN VIETNAM
На сегодняшний день торговля людьми является современной формой рабства, по-прежнему оставаясь глобальной проблемой, которая затрагивает жизни миллионов людей практически в любой стране мира. Одновременно с глубокой интеграцией Вьетнама в мировую общественно-политическую жизнь в стране осложняется криминальная обстановка, связанная с торговлей людьми. Вьетнам, как и ряд государств, является страной происхождения, транзита и, в редких случаях, назначения для лиц, ставших жертвами торговли людьми. Своими усилиями Вьетнам проводил различные программы по предупреждению данной преступной деятельности в течение многих лет, но результат данных мер вызывал у многих сомнения в их эффективности.
По данным структурных подразделений Министерства общественной безопасности Вьетнама, в период с 2005 по 2013 г зарегистрировано более 3 200 уголовных дел (5 600 преступников) [2]. При этом в 2012 и 2013 гг. совершено около 700 преступлений с участием более 1 100 преступников, по которым в десяти южных провинциях Вьетнама зарегистрировано 184 уголовных дела (480 преступников), в том числе Тэйнинь - 52 дела, Хошимин - 45, Донгтхап - 32, Киензянг - 26, Хаузянг - 16, Кантхо - 15 [3]. За данный период число жертв преступлений составило 7 тыс. человек, среди которых 80 % - женщины и дети. Нашли самостоятельный путь возвращения во Вьетнам 60 % жертв торговли людьми, 19 % освобождены силами правоохранительных органов Вьетнама, 21 % выдан компетентными органами зарубежных стран.
Сравнение преступлений, связанных с торговлей людьми, совершенных во Вьетнаме в указанный период, с преступлениями, совершенными в 1997-2005 гг., дало нам очень интересную динамику преступлений. Обратим внимание на то, что с 2005 г. началась реализация Государственной программы от 14 июля 2004 г. № 130/2004^0 по интенсивной борьбе с преступлениями, связанными с торговлей женщинами и детьми. Естественно, предполагалось снижение числа таких преступлений, однако ситуация оказалась обратной. Сопоставление данных за два периода показало, что число преступлений и их жертв после введения в действие программы увеличилось соответственно в 1,5 и 3 раза.
Сложная ситуация с торговлей людьми во Вьетнаме обусловливается прежде всего особенностями совершения таких преступлений. Эти преступления во Вьетнаме, как и в других странах, в основном носят транснациональный характер (примерно 80 % случаев) [2]. Обычно они совершаются группой лиц, в которой вьетнамцы чаще всего являются исполнителями, а иностранные граждане - соучастниками. Преступниками оказываются лица с ранней судимостью, хулиганы, которые совместно создают закрытую цепочку для совершения преступной деятельности. В последние годы выявлены многочисленные преступные группировки из Тайваня, Китая, Камбоджи, Южной Кореи, Малайзии, которые под видом брачных агентств совершают преступления, связанные с торговлей людьми. По этим направлениям (65-70 % общего количества дел) людей обманным путем либо насильно перемещают через государственную границу, ставят в долговую зависимость, совершают в отношении них физическое, психическое, сексуальное насилие либо заставляют заниматься проституцией.
Также понятно, что некоторые вьетнамцы, находящиеся в других государствах, таких как Россия, Чехия, Великобритания, Канада, Ангола (30 % количества дел), в составе иностранных преступных группировок, используя неэффективность механизма контроля рынка экспорта труда, находят возможность осуществлять торговлю людьми. Торговцы людьми ищут мужчин и женщин в возрасте 17-30 лет и продают их как рабочую силу в швейные мастерские, кафе, увеселительные заведения. Конечно, эти предприятия обычно работают нелегально. У людей обманным путем отбирают документы, лишают их свободы передвижения и принуждают на рабских условиях к работе [1, с. 96-97]. В некоторых случаях мужчин-жертв заставляют участвовать в преступной деятельности по культивированию растений, содержащих наркотические вещества, в незаконном сбыте наркотических средств, а женщин - заниматься проституцией [5].
В процессе расследования, раскрытия и предупреждения преступлений, связанных с торговлей людьми, силами Министерства общественной безопасности и пограничных подразделений Вьетнама определено 54 маршрута возможного перемещения людей, в частности
Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2
пять международных: Вьетнам - Китай; Вьетнам - Лаос; Вьетнам - Камбоджа; Вьетнам -Южная Корея, Малайзия, Гонконг, Тайвань; в морском направлении - из провинций Куанг-нинь, Хайфон в Гонконг, Тайвань. Кроме международных направлений, существуют и внутригосударственные маршруты: 1) северный маршрут - в пограничных с Китаем провинциях Куангнинь, Лангшон, Каобанг, Лаокай, Ха-зянг (65 % количества дел); 2) центральный - в пограничных с Лаосом провинциях Тханьхоа, Нге Ан, Хатинь, Куангчи (6,3 %); 3) южный -в провинциях Тэйнинь, Анзянг, Донгтхап, Ха-узянг, Киензянг (10 %) [4].
Высокий уровень преступности, связанной с торговлей людьми, во Вьетнаме обусловлен разными причинами, главной из которых является бедность. Бедность населения, особенно в экономически слабо развитых, а также в горных провинциях, имеет ряд последствий, таких как ограниченный доступ к качественному образованию и здравоохранению, безработица, более низкий уровень жизни и отсутствие доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям. Это, вместе с последними экономическими кризисами, толкает людей на необдуманные поступки, заставляет их использовать рискованные модели экономического поведения, соглашаться на нелегальную миграцию, эксплуатацию и рабские условия труда. Преступники, отличающиеся крайним цинизмом, используя беды людей, предлагают им лучшие условия, обещают рай в развитых странах, а на деле превращают их в рабов.
Второй основной причиной высокого уровня преступности, связанной с торговлей людьми, является плохое государственное управление в области предупреждения торговли людьми, а также неэффективная деятельность правоохранительных органов. Действующая в настоящее время во Вьетнаме система регистрации иностранных граждан и контроля над ними малоэффективна. Также ослаблена работа пограничной службы по контролю пересечения границ и обеспечению государственной безопасности. Недостаточно эффективна и деятельность органов предварительного расследования. Несвоевременные действия таких органов при разоблачении и раскрытии преступлений, связанных с торговлей людьми, свидетельствуют об отсутствии модели действий по выявлению подобных преступлений,
недостаточном опыте сотрудничества с правоохранительными органами других стран по совместному их расследованию. Большинство преступлений расследуется не иначе как по заявлению самого потерпевшего или членов его семьи. Следует обратить внимание на то, что процент «удачного» выявления преступлений, связанных с торговлей людьми, составляет только 10-15 % из практически совершенных дел, а в отношении возбужденных дел этот показатель составляет 87,4 % [1].
Недостаточная уголовно-правовая регламентация преступлений, связанных с торговлей людьми, в Уголовном кодексе Вьетнама также дает толчок к заметному увеличению доли таких деяний. Несмотря на последние изменения УК (2009 г.), в результате которых название ст. 119 «Торговля женщинами» заменено на название «Торговля людьми», содержание данной статьи остается неизменным. В ст. 119 УК Вьетнама рассматривается уголовная ответственность только за куплю и продажу людей, причем торговля людьми является процедурой, включающей их вербовку, перевозку, передачу, укрывательство и получение. Ни одно из названных деяний до сих пор не включено в УК, хотя 29 декабря 2011 г. Вьетнам ратифицировал Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми. Несвоевременное уголовно-правовое закрепление данных деяний создает трудности не только в выявлении, пресечении преступлений, но и в их доказывании. Доказывание деяний «купля» и «продажа» обычно заходит в тупик, потому что жертвы, которых подвергали многочисленным процедурам купли-продажи, даже не знали о своей «цене», либо не может быть собрано достаточное количество доказательств по делу. Кроме того, цель «эксплуатация» также не указана в законе, поэтому многие уголовные дела приходится переквалифицировать по другим статьям, что снижает эффективность уголовной нормы.
Учитывая все изложенное, отметим, что во Вьетнаме в ближайшее время число преступлений, связанных с торговлей людьми (особенно осуществляемых по традиционным маршрутам и направлениям), продолжит расти. Для эффективного противодействия преступлениям в данной сфере, по нашему
Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law. 2014. № 2
мнению, необходимо проводить следующие мероприятия: 1) продолжение реализации Государственной программы по интенсивной борьбе с преступлениями, связанными с торговлей женщинами и детьми, а конкретно -второго ее этапа (2013-2015 гг.), причем особое внимание следует обращать на борьбу с транснациональной организованной преступностью; 2) сокращение разрыва в социальном положении населения путем эффективной реализации третьего этапа Государственной социально-экономической программы развития отдаленных и горных населенных пунктов; 3) своевременные обзоры состояния преступности в данной сфере и информирование о причинах и способах торговли людьми, маршрутах их перемещения; 4) усиление взаимос-
вязи между правоохранительными органами Вьетнама и других стран для своевременного обмена информацией и проведения совместной деятельности по борьбе с торговлей людьми; 5) подготовка квалифицированных сотрудников, повышение эффективности выявления, раскрытия и расследования данного вида преступлений. При расследовании таких преступлений, учитывая их высокую латент-ность, необходимо рационально проводить сочетание оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; 6) внесение необходимых изменений в УК, в том числе криминализация таких деяний, как вербовка, перевозка, передача, укрывательство и получение людей с одновременным указанием цели совершения преступления.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нгуен Хкак Хай. Торговля людьми во Вьетнаме в период рыночных реформ / Нгуен Хкак Хай // Бизнес в законе. - 2007. - № 4. - С. 96-97.
2. О делении опытом в борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми в южных провинциях Вьетнама : материалы конф. Гл. упр. по борьбе с преступностью М-ва обществ. безопасности Вьетнама // Тэй-нинь. - 2013. - № 10.
3. Giang Phuang - Cong Nguyen. Toi pham buon nguoi - Ky 3: Kiem 32 ti moi nam [Электронный ресурс] / Giang Phuang - Cong Nguyen. - Режим доступа: http://www.thanhnien.com.vn/pages/20131120/toi-pham-buon-nguoi-ky-3-kiem-32-ti-usd-moi-nam.aspx.
4. Pham Thuc. Gia tang toi pham buon ban nguoi - Bai 2: Nang cao nhan thuc de phong tranh [Электронный ресурс] / Pham Thuc. - Режим доступа: http://www.sggp.org.vn/phongsudieutra/2012/12/305607.
5. The Secretary of State for the Home Department, First annual report of the Inter-Departmental Ministerial Group on Human Trafficking, Oct. 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dojni.gov.uk/index/ publications/publication-categories/pubs-policing-community-safety/idmg-report-18-october-2012.pdf .
REFERENCES
1. Nguen Hkak Haj. Human trafficking in Vietnam during market-type reforms. [Nguen Hkak Haj. Torgovlja ljud'mi vo V'etname v period rynochnyh reform]. Biznes v zakone - Business in Law, 2007, no. 4, pp. 96-97.
2. On sharing experience of human trafficking-related crimes fighting in southern provinces of Vietnam. Ministry of public security of Vietnam, Head department for crime counteraction Conference proceedings. [O delenii opytom v bor'be s prestuplenijami, svjazannymi s torgovlej ljud'mi v juzhnyh provincijah V'etnama : materialy konf. Gl. upr. po bor'be s prestupnost'ju M-va obshhestv. bezopasnosti V'etnama]. Tjejnin' - Tay Ninh, 2013, no. 10.
3. Giang Phuang - Cong Nguyen. Toi pham buon nguoi - Ky 3: Kiem 32 ti moi nam - Cong Nguyen, Available at: http://www.thanhnien.com.vn/pages/20131120/toi-pham-buon-nguoi-ky-3-kiem-32-ti-usd-moi-nam.aspx.
4. Pham Thuc. Gia tang toi pham buon ban nguoi - Bai 2: Nang cao nhan thuc de phong tranh Available at: http:// www.sggp.org.vn/phongsudieutra/2012/12/305607.
5. The Secretary of State for the Home Department, First annual report of the Inter-Departmental Ministerial Group on Human Trafficking, Oct. 2012 Available at: http://www.dojni.gov.uk/index/publications/publication-categories/pubs-policing-community-safety/idmg-report-18-october-2012.pdf.
Сведения об авторе
Нгуен Тат Тхань - старший преподаватель юридической кафедры Института общественной безопасности Министерства общественной безопасности, капитан полиции, г. Хошимин, Вьетнам; e-mail: [email protected].
Information about author
Nguen Tat Than' - Senior Professor of Law department of Public security institute, Ministry of public security of Vietnam, Police captain, Ho Chi Minh, Vietnam; e-mail: [email protected].
Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2