Нгуен Ван Чуен Nguyen Van Chuyen
кандидат юридических наук, заместитель начальника Главного управления IV
Министерство общественной безопасности Вьетнама (Вьетнам, Ханой, Кау Жаи, Чан Куок Хоан, 80)
candidate of juridical sciences, deputy head of Main Department IV
Ministry of Public Security of Vietnam (80 Tran Quoc Hoan, Cau Giay, Ha Noi, Viet Nam)
E-mail: [email protected]
Ву Куанг Хуан Vu Quang Huan
аспирант кафедры конституционного и муниципального права
Волгоградский государственный университет (400062, Волгоград, пр. Университетский, 100).
postgraduate student of department of constitutional and municipal law Volgograd state university (100 Universitetsky av., Volgograd, 400062)
E-mail: [email protected]
Об основных тенденциях организованной преступности в современном Вьетнаме
On the main trends of organized crime in modern Vietnam
В статье рассматриваются некоторые особенности развития организованной преступности во Вьетнаме в последнее время. Авторы указывают причины распространения и условия, создающие трудности при борьбе с этой преступностью во Вьетнаме, дают прогноз развития организованной преступности и рекомендуют некоторые пути ее устранения.
Ключевые слова: организованная преступная группа, организованная преступность, тенденции организованной преступности, предупреждение преступности, борьба с преступностью, Вьетнам.
The article addresses some features of the development of organized crime in Vietnam recently. The authors point the reasons for their dissemination and conditions that create difficulties in the fight against this crime in Vietnam, given the forecast of development of organized crime and recommend some ways to fix it.
Keywords: organized criminal group, organized crime, trends in organized crime, crime prevention, fight against crime, Vietnam.
В последние годы Вьетнам в процессе глобализации активно изменяется. Реформы продолжаются во всех областях общественной жизни, и Вьетнам широко открыт миру. Вместе с достигнутым успехом тенденция развития преступности в общем и организованная преступная деятельность в частности также изменяется. Организованная преступность идет по пути увеличения количества и численности преступных групп. Увеличиваются организованные преступные группы, использующие огнестрельное оружие, осуществляющие грабежи, разбои, торговлю людьми, отмывание денег, вымогательство имущества, протекцию и организацию нелегальных азартных игр, футбольных тотализаторов и организованной проституции, контрабанду и т. д.
Особенность организованной преступности отражается в направленности сговора, объединения субъектов, которые приехали из других провинций и городов центрального назначения, даже с вьетнамцами, проживающими в зарубежных странах,
иностранцами и т. д. Формируются межпровин-циальные, межгородские, транснациональные, подвижные организованные преступные группы. Организованные преступные группы, действующие по типу «черного сообщества», формируются и существуют в некоторых местностях, особенно в провинциях южного Вьетнама. Организованные преступные группы занимаются не только совершением конкретных преступлений, но и осуществляют постоянный контроль определенного района. Меж-провинциальные, межгородские организованные преступные группы чаще всего вводят своих членов, проживающих в одной провинции (городе), в иные провинции (города) для осуществления преступлений, затруднения их расследования и выявления, создания трудностей в управлении субъектами сил общественной безопасности. Организованные преступные группы действуют мобильно, нередко путем перемещения на самолетах из северного Вьетнама в город Хошимин на юг Вьетнама для
Нгуен Ван Чуен, Ву Куанг Хуан. Об основных тенденциях организованной преступности в современном Вьетнаме
Нгуен Ван Чуен, Ву КуангХуан. Об основных тенденциях организованной преступности в современном Вьетнаме
осуществления преступлений и немедленного возвращения обратно [1]. Деятельность преступников смешивается и принимает характер общеуголовной, экономической, наркотической и прочей преступности. Субъекты, совершающие преступления, все более и более решительно и умышленно с применением огнестрельного оружия сопротивляются оперативным силам, исполняющим свои задачи, особенно силам по предупреждению и борьбе с наркотическими преступлениями.
Организованные преступные группы чаще всего умышленно причиняют потерпевшим травмы с варварским, жестоким, опасным и господствующим характером во избежание наказания по закону. Структурные организованные преступные группы, преступные сообщества во Вьетнаме обычно состоят из трех уровней: руководящий уровень, командующий уровень и уровень непосредственного исполнения преступлений. Дисциплина преступных организаций обусловлена неписаным законом молчания. Лидер преступной организации обычно осуществляет единоличное руководство через командиров. Командиры — руководство «нижестоящими уровнями» через начальников групп исполнительного звена. Начальники этих групп непосредственно руководят преступной деятельностью категорически безоговорочно по требованию «вышестоящего уровня», а не интересуются поводом и целью. Следовательно, во многих уголовных делах правоохранительные органы могут изловить только исполнителей — начальников групп и членов, непосредственно осуществивших преступления [2].
Не исключено, что организованные преступные группировки осуществляли и продолжают сращивание с сотрудниками законодательных, правотворческих органов (законотворцы, правотворцы, депутаты, служащие-помощники и т. д.), чтобы разрабатывать и принимать правовые положения, с помощью которых возникают временные пробелы в правовых актах, позволяющие преступным организациям осуществлять бизнес, торговлю, проникать через юридические лазейки, чтобы реализовывать крупные проекты с получением максимальной прибыли [3].
В настоящее время члены организованных преступных формирований занимаются серийным совершением как однородных, так и разнородных преступлений. Чаще всего совершение преступлений сопровождается занятием легальной и полулегальной предпринимательской деятельностью. Организованные преступные формирования нередко создают подпольные организации, имеющие законную оболочку для управления преступной деятельностью, такие как: заведование ресторанами, гостиницами, трудовыми коллективами, компаниями и предприятиями, даже благотворительными организациями для публичного создания престижа. Зачастую преступные сообщества связываются с некоторыми продажными, двуличными государственными должностными лицами и сотрудниками, чтобы привлечь в преступную деятельность, содей-
ствовать и способствовать прикрытию преступной деятельности или сокрытию результатов преступлений [4].
Для создания благоприятных условий осуществления своей деятельности организованные преступные формирования проявляют повышенный интерес к проникновению в органы власти и управления и установлению коррупционных связей, которые, вероятно, будут являться основной фоновой тенденцией современной вьетнамской организованной преступности, определяющей ее специфику. Члены организованного преступного формирования, как правило, стремятся к установлению и поддержке связи с должностными лицами правоохранительных органов и органов государственной власти, причем связи долгосрочной и прочной, чаще всего на материальной основе, реже — на основе дружеских отношений или шантажа. Коррупционные связи могут использоваться организованной преступностью в нескольких основных направлениях: а) для создания условий, благоприятствующих безнаказанности преступных организаций при реализации ими своих операций; б) для нейтрализации как отдельных лиц, так и целых учреждений; в) для получения информации коммерческого характера или создания условий для совершения сверхприбыльных сделок; г) для получения информации о предпринимаемых государственными органами мерах по борьбе с такими действиями и их нейтрализации [5, с. 18].
Транснационализацию организованной преступной деятельности, то есть ее выход за границы национальной территории одного государства, в настоящее время можно рассматривать как международный процесс, «один из высших уровней криминальной эволюции» [6, с. 35]. Воспользовавшись политикой «открытых дверей» и международной интеграцией экономики, многие правонарушители (в том числе преступники) переместились во Вьетнам для совершения преступной деятельности и покушения на нее. Миграционные потоки оказывают заметное влияние на социально-демографическую и криминогенную обстановку в стране. Иностранцы появляются под вымышленными именами и различными предлогами, такими как инвестиции, бизнес, семейные посещения, туризм, учеба и пр. Некоторые из иностранцев стали вести преступную деятельность по всей стране. Имеет место сращивание вьетнамских и иностранных организованных преступных формирований.
Например, 3 января 2014 года Народный суд провинции Куанг Ниня принял решение по уголовному делу о незаконном наркобизнесе, незаконным обороте и употреблении более 12 тонн героина, сотен килограммов метамфетаминов и миллионов таблеток синтетических наркотиков и приговорил к смертной казни 30 осужденных, к пожизненному заключению 13 осужденных, к 20 годам лишения свободы 9 осужденных, к 15 годам лишения свободы 8 осужденных, 29 остальных — к различным категориям наказаний. Это преступление является
самым крупным в истории предупреждения и борьбы с наркотиками сил общественной безопасности Вьетнама. Его осуществило транснациональное преступное сообщество во главе с женщиной, действовавшей под видом трейдера, которое состояло из 4 сложных крупных организованных преступных групп и действовало на обширной территории: во Вьетнаме (20 провинциях, городах) и различных зарубежных странах (Китай, Мьянма, Лаос, Камбоджа, Таиланд) [7]. В последнее время вновь активизируются организованные преступные группы в форме «черного сообщества» зарубежных стран во Вьетнаме, особенно группы из Тайваня, Китая, Кореи, Филиппин [8, с. 108—113].
Организованные преступные группы, действующие профессионально, чаще всего имеют тенденцию к расширению по структуре, особенностям, численности и сфере влияния. За три года (09.2010—10.2013) исполнения плана № 143, по всей стране силами общественной безопасности ликвидировано 12 579 организованных преступных групп с 41 670 членами, в том числе в 18 ключевых провинциях, городах центрального назначения — 7 849 организованных преступных групп с 23 710 членами. По сравнению с предудыщими тремя годами, по всей стране число уголовных дел увеличилось на 10,5%, число преступников увеличилось на 12,8%. Высокую долю составляют ликвидированные организованные преступные группы, такие как профессиональные кражи (4 869 групп — 37,2%, 13 704 человека — 32,88%), жестокие хулиганы (2 355 групп — 18,7%, 8 964 человека — 21%). Кроме того, силами общественной безопасности расследовано 18 756 дел по азартным играм и футбольной ставке с 77 226 участниками и изъятием имущества более чем на 142,5 млрд вьетнамских донгов (7,125 млн долларов США), 2 199 фактов проституции с 8 454 участниками [9]. В настоящее время в стране существуют 142 организованные преступные группы, в том числе 131 опасная группа, 11 групп по типу «черного сообщества». Кроме того, в стране действуют 508 простых организованных групп.
Организованная преступность во Вьетнаме усложняется, увеличивается из-за следующих основных причин: трудности экономики, банкротство многих предприятий, увеличение безработицы и возрастание деятельности теневого кредита, влекущего изъятие долгов наемными лицами, похищение людей, ухудшение состояния этики, воздействие преступной субкультуры и т. д. Некоторые структурные подразделения и сотрудники правоохранительных органов не уделяют должного внимания предупреждению и борьбе с данной преступностью, а занимаются формированием отчетов о достижениях. Управление пропиской в местах жительства и пребывания, и управление делами бизнеса, требующими особенных условий, расшатаны.
Кроме вышеперечисленных причин, способствующих деятельности организованной преступ-
ности, во Вьетнаме в настоящее время существуют объективные факторы, значительно усложняющие практику борьбы с организованной преступностью: коллизионность нормативных актов; недостатки в работе правоохранительных органов, которые объясняются слабой системой уголовной технической регистрации и криминалистического учета и нехваткой квалифицированных специалистов; недостаточной квалификацией сотрудников правоохранительных органов, борющихся с организованной преступностью; не отвечающим потребностям практики сотрудничеством с правоохранительными органами зарубежных стран в борьбе с преступностью; отсутствием эффективной программы защиты свидетелей; подкупом сотрудников правоохранительных органов и органов государственной власти и их негласным сговором с организованной преступностью; влиянием различных групп, имеющих общность интересов и состоящих из политиков, государственных служащих, особенно чиновников, программистов, предпринимателей и т. д., воздействующих на социально-экономическую сторону и на коррумпированных чиновников.
В ближайшие годы ситуация с организованной преступностью и транснациональной криминальной деятельностью группировок во Вьетнаме будет, возможно, еще сложнее. Они занимаются разнообразной преступной деятельностью, особенно в таких областях, как мошеннические коммерческие операции, легализация незаконных денежных средств, незаконный оборот наркотиков, вымогательство, торговля людьми, незаконная организация азартных игр и тотализаторов, контрабанда и т. д. Организованные преступные группы, преступные сообщества будут тесно связаны между районами, провинциями, сферами и будут вступать в сговор с продажными, развращенными госслужащими и сотрудниками правоохранительных органов, чтобы оградить преступную деятельность и скрыть совершенные преступления. Следует отметить, что члены международной организованной преступности будут проникать в число инвесторов, среды крупного бизнеса, туризма, даже дипломатической миссии, чтобы войти во Вьетнам для совершения преступлений или управления проживающими во Вьетнаме подчиненными членами преступной группировки. Организованные преступные формирования, вероятно, будут продолжать действовать под различными «законными» оболочками, более хитрыми способами совершать преступления и скрываться от преследования с помощью современных технологий.
Состояние организованной преступности во Вьетнаме, носящей национальный и транснациональный характер, требует дальнейшего совершенствования правоохранительных органов. К путям совершенствования следует, по нашему мнению, отнести следующие: 1) усиление взаимодействия оперативных и социальных мер предосторожности; 2) улучшение качества образования и перевоспитания заключенных; 3) разработка нормативной базы
Нгуен Ван Чуен, Ву КуангХуан. Об основных тенденциях организованной преступности в современном Вьетнаме
Нгуен Ван Чуен, Ву КуангХуан. Об основных тенденциях организованной преступности в современном Вьетнаме
для предупреждения и борьбы с организованной преступностью, в частности, увеличение сроков лишения свободы, конфискация незаконно добытого, принятие законов «О борьбе с организованной преступностью», «О защите свидетелей»; 4) совершенствование методики предупреждения и расследования указанных преступлений; 5) укрепление материально-технической оснащенности, материальное стимулирование сотрудников правоохранительных органов, участвующих в борьбе с организованной преступностью, с одновременным увеличением их ответственности; 6) подбор кадров, повышение уровня специальной подготовки указанных работников; 7) совершенствование структурных подразделений правоохранительных органов, непосредственно борющихся с организованной преступностью; 8) специализация судей по делам, отнесенным к организованным преступлениям; 9) усиление взаимосвязи между правоохранительными органами, в том числе постоянный обмен информацией об организованной преступности и транснациональных преступлениях между силами полиции и национальной безопасности, разведки, пограничных войск, таможни, прокуратуры и судов; 10) расширение международного сотрудничества в области взаимодействия, руководства, управления расследованием групповых преступлений; 11) сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах Вьетнама и зарубежных государств.
Примечания
1. Dinh Thao. Toi pham long hanh, dp uy phai chju trach nhiem. URL: http://docbao.vn/tin-tuc/09-12-2013/Toi-pham-long-hanh-cap-uy-phai-chiu-trach-nhiem/29/208376/
2. Trin Hrn ling. D§u tranh phong, ch6ng toi pham co t6 ch^c va toi pham xuyen qu6c gia trong hoi nhap kinh tl. URL: http://www.hvcsnd.edu.vn/vn/Acedemy/Phap-luat/84/799/Dau-tranh-phong-chong-toi-pham-co-to-chuc-va-toi-pham-xuyen-quoc-gia-trong-hoi-nhap-kinh-te.aspx
3. Le Minh Giam. D§u tranh phong, ch6ng toi pham co t6 ch^c trong thai ky d6i mai. URL: http://www.baomoi.com/ Dau-tranh-phong-chong-toi-pham-co-to-chuc-trong-thoi-ky-doi-moi/104/7771039.epi
4. Ai Nhan. Quylt liet ch6ng toi pham co t6 ch^c. URL: http://phapluattp.vn/201 31206110327524p0c1013/quyet-liet-chong-toi-pham-co-to-chuc.htm
5. Номоконов B.A. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности // Государство и право. 2002. № 3.
6. Кулик В.Б. Организованная преступность как социальное и правовое явление. М., 2005.
7. Н6 Phuong, Ngoc Son. Quang Ninh: Xet xi> vu an ma tuy Ian nhlt ni^ac. URL: http://congan.com.vn/?mod=detnews&cat id=703&id=510389
8. Ву Куанг Хуан. Некоторые особенности, влияющие на предупреждение и борьбу с преступлениями, имеющими транснациональный характер во Вьетнаме // Современное состояние и проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, юридической психологии. Секция «Уголовно-процессуальное право» и «Юридическая психология»: материалы Международной научнопрактической конференции (Волгоград, 13—14 декабря 2012 г.) / сост.: И .С. Дикарев, А.В. Боровков, Е.И. Елфимо-ва. Волгоград, 2012.
9. T6ng kit 3 nam tlwc hien Кё hoach v! <3§u tranh vai toi pham co t6 ch^c gay an nghiem trong, toi pham co ylu t6 nmjc ngoai tai 18 dja phu'O’ng trong dilm: Bao cao cua Bo Cong an. 12.12.2013. № 5102/BC-BCA-C41.
Notes
1. Dinh Thao. Party committees should be responsible for the level of widespread crime. URL: http://docbao.vn/ tin-tuc/09-12-2013/To i-pham-long-hanh-cap-uy-phai-chiu-trach-nhiem/29/20 8376/
2. Tran Huu Ung. Struggle against organized crime and transnational crime in economic integration. URL: http://www. hvcsnd.edu.vn/vn/Acedemy/Phap-luat/84/799/Dau-tranh-phong-chong-toi-pham-co-to-chuc-va-toi-pham-xuyen-quoc-gia-trong-hoi-nhap-kinh-te.aspx
3. Le Minh Giam. Struggle against organized crime in the reform era. URL: http://www.baomoi.com/Dau-tranh-phong-chong-toi-pham-co-to-chuc-trong-thoi-ky-doi-moi/1 04/7771 039.epi
4. Ai Nhan. Fiercely against of organized crime. URL: http://phapluattp.vn/20131206110327524p0c1013/quyet-liet-chong-toi-pham-co-to-chuc.htm5. Nomokonov V.A. Administrative and legal problems of the prevention of corruption and organized crime // State and law. 2002. № 3.
6. Kulik V.B. Organized crime as a social and legal phenomenon. Moscow, 2005.
7. Ho Phuong, Ngoc Son. Quang Ninh: The trial in the drug largest of country’s. URL: http://congan.com.vn/?mod=detne ws&catid=703&id=510389
8. Vu Quang Huan. Some features of influencing preventing and combating crimes with a transnational character in Vietnam // Current state and problems of criminal law and criminal procedural law and of juridical psychology. Section «Criminal Law Proceedings» and «Juridical Psychology»: Materials of the International scientific-practical. conf. (Volgograd, 13—14 December, 2012) / the drafters: I.S. Dikarev, A.V. Borovkov, E.I. Elfimova. Volgograd, 2012.
9. Summarizing 3 years of implementation of the Plan for combating organized crime of serious, criminal with elements foreign in 18 local key: Report of the Ministry of Public Security of Vietnam. 12.12.2013. № 5102/BC-BCA-C41.