Научная статья на тему 'Сотрудничество между странами - важная роль в борьбе с торговцами людьми на международном уровне'

Сотрудничество между странами - важная роль в борьбе с торговцами людьми на международном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ПОРНОГРАФИЯ / ВЫДАЧА ЛИЦА / МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЕМ / ДВОЙНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ / ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ / HUMAN TRAFIC / SEXUAL OPERATION / A PORNOGRAPHY / DELIVERY OF THE PERSON / A MEASURE ON STRUGGLE AGAINST A CRIME / DOUBLE CRIMINALITY / THE ORGANIZED CRIME / THE STATES-PARTICIPANTS / A PRINCIPLE OF TERRITORIAL TH JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олимпиев А. Ю.

Рассмотрены меры по борьбе с преступностью в сфере торговли людьми на международном уровне. Проанализированы юрисдикция при взаимной правовой помощи между странами по вопросу противодействия торговле людьми, а также расследование этого вида преступления. Изучены международные нормативные правовые акты, препятствующие торговле людьми. Изложены меры по борьбе с преступностью в сфере торговли людьми на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN THE COUNTRIES - AN IMPORTANT ROLE IN STRUGGLE AGAINST DEALERS PEOPLE AT THE INTERNATIONAL LEVEL

Measures on struggle against criminality in human trafic sphere at the international level are considered. Are analysed jurisdiction at mutual legal assistance between the countries concerning counteraction to human trafic, and also investigation of this kind of a crime. The international standard legal certificates interfering human trafic are studied. Measures on struggle against criminality in human trafic sphere at the international level are stated.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество между странами - важная роль в борьбе с торговцами людьми на международном уровне»

-^jjjj^.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тивным актом, криминализованы такие деяния, как вовлечение в проституцию и принуждение к занятию проституцией, предоставление помещений несовершеннолетним лицам для проституции, сутенерство4.

Зарубежное уголовное законодательство разнообразно в уголовно наказуемых деяниях, связанных с проституцией. Необходимо выделить следующие виды преступлений, такого рода:

• вовлечение в занятие проституцией;

• принуждение к проституции, сводничество;

• организация или содержание притонов для занятий проституцией;

• предоставление помещений для занятий проституцией;

• сутенерство;

• торговля людьми в целях использования их в проституции.

4 Уханова Н.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, способствующих проституции: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2002. С. 85.

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ СТРАНАМИ — ВАЖНАЯ РОЛЬ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЦАМИ ЛЮДЬМИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

А.Ю. ОЛИМПИЕВ,

доктор исторических наук, кандидат юридических наук, научный сотрудник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: Olimpiev_ [email protected]

Аннотация. Рассмотрены меры по борьбе с преступностью в сфере торговли людьми на международном уровне. Проанализированы юрисдикция при взаимной правовой помощи между странами по вопросу противодействия торговле людьми, а также расследование этого вида преступления. Изучены международные нормативные правовые акты, препятствующие торговле людьми. Изложены меры по борьбе с преступностью в сфере торговли людьми на международном уровне.

Ключевые слова: торговля людьми, сексуальная эксплуатация, порнография, выдача лица, меры по борьбе с преступлением, двойная преступность, организованная преступность, государства-участники, принцип территориальной юрисдикции.

COOPERATION BETWEEN THE COUNTRIES — AN IMPORTANT ROLE IN STRUGGLE AGAINST DEALERS PEOPLE AT THE INTERNATIONAL LEVEL

A.JU. OLIMPIEV,

doctor of historical sciences, candidate of law sciences, the research assistant of the All-Russia institute of improvement of professional skill of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Measures on struggle against criminality in human trafic sphere at the international level are considered. Are analysed jurisdiction at mutual legal assistance between the countries concerning counteraction to human trafic, and also investigation of this kind of a crime. The international standard legal certificates interfering human trafic are studied. Measures on struggle against criminality in human trafic sphere at the international level are stated.

Keywords: human trafic, sexual operation, a pornography, delivery of the person, a measure on struggle against a crime, double criminality, the organized crime, the states-participants, a principle of territorial th jurisdiction.

Поскольку торговля людьми нередко имеет транснациональный аспект, для эффективной борьбы с ней необходимы меры транснационального характера. В Рекомендуемых принципах и руководящих положениях Управление верховного комиссара по правам человека

по вопросу о правах человека и торговле людьми говорится: «Торговля людьми является региональным и глобальным явлением, с которым не всегда можно эффективно бороться на национальном уровне: активные меры на национальном уровне могут привести к

тому, что торговцы людьми переместятся в другие места. Международное, многостороннее и двустороннее сотрудничество может сыграть важную роль в борьбе с торговцами людьми. Такое сотрудничество является особенно важным между странами, в которых осуществляются различные этапы цикла торговли людьми».

В целях повышения эффективности механизмов международного сотрудничества законодателям следует сосредоточить внимание на вопросах установления юрисдикции, в том числе на экстерриториальной основе, выдачи преступников, взаимной правовой помощи и сотрудничества правоохранительных органов, включая обмен информацией. Что касается международного сотрудничества по уголовным делам (по вопросам выдачи и взаимной правовой помощи), то в силу принципа «двойной преступности», требующего, чтобы преступление, в связи с которым испрашивается выдача, считалось уголовно наказуемым в соответствии с нормами внутреннего права обоих государств, исключительно важно, чтобы торговля людьми была криминализована всеми государствами.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. требует от государств-участников установления юрисдикции в отношении расследования всех преступлений, признанных таковыми в соответствии с положениями Конвенции и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее 2000 г., а также преследования в уголовном порядке и наказания за их совершение (ст. 15). Очевидно, что подсудность должна быть установлена в отношении всех преступлений, совершенных в пределах территориальной юрисдикции соответствующей страны, включая ее морские и воздушные суда. Это называется принципом территориальной юрисдикции.

Однако Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности также поощряет установление юрисдикции на экстерриториальной основе, хотя и не требует этого. Экстерриториальная юрисдикция означает правоспособность правительства осуществлять свою власть за пределами своих обычных границ. Если национальные законы государства запрещают выдачу своих граждан, необходимо также установить юрисдикцию в отношении правонарушений, совершенных такими гражданами, в любой точке земного шара. Это позволяет государству выполнить свои договорные обязательства в отношении уголовного пресле-

дования преступников, которые не могут быть выданы по запросу другого государства в силу их гражданства.

Экстерриториальная юрисдикция может осуществляться в отношении дел, по которым граждане того или иного государства проходят как жертвы и как исполнители преступления.

Основанием для установления юрисдикции в отношении преступлений, совершенных против граждан соответствующего государства, служит принцип пассивной правосубъектности. Основанием для установления юрисдикции в отношении преступлений, совершенных гражданами данного государства, является принцип активной правосубъектности.

В ст. 31 Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г. предусматривается, что «каждая Сторона принимает такие законодательные и другие меры, которые могут потребоваться для установления своей юрисдикции в отношении любого уголовно наказуемого деяния, признанного в качестве такового в соответствии с настоящей Конвенцией, в случаях, когда это деяние совершено:

a) на ее территории; или

b) на борту судна, плавающего под флагом этой Стороны; или

^ на борту летательного аппарата, зарегистрированного в соответствии с законами этой Стороны; или

d) ее гражданином или лицом без гражданства, которое обычно проживает на ее территории, если это деяние подлежит наказанию в соответствии с уголовным правом там, где оно было совершено, или если оно не подпадает под территориальную юрисдикцию никакого государства;

e) в отношении ее гражданина».

Внутреннее законодательство должно следовать этим международным руководящим принципам.

Граждане той или иной страны, поведение которых за рубежом может привести к сознательному использованию ими услуг жертвы торговли людьми, аналогичным образом должны привлекаться к ответственности на основании экстерриториальной юрисдикции. Так, детский сексуальный туризм, который нередко связан с использованием преступником детей, ставших объектами торговли, должен считаться преступлением, в отношении которого применяется экстерриториальная юрисдикция.

Торговля людьми должна быть признана в качестве преступления, могущего быть основанием для

выдачи преступника, в любом действующем договоре о выдаче преступников (п. 3 ст. 16 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности). Государства — участники Конвенции обязуются включать торговлю людьми в каждый договор о выдаче, который будет заключен между ними. Государствам-участникам, которые обусловливают выдачу наличием договорной основы, настоятельно рекомендуется обратиться к Конвенции, в п. 4 ст. 16 которой говорится: «Если Государство-участник, обусловливающее выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другого Государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, оно может рассматривать настоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи в связи с любым преступлением, к которому применяется настоящая статья».

Государства-участники, которые не обусловливают выдачу существованием договора, должны между собой признавать торговлю людьми в качестве преступления, могущего служить основанием для выдачи преступника. Оказывая друг другу взаимную правовую помощь, страны происхождения, транзита и назначения обеспечивают себе возможность принятия эффективных мер, гарантирующих расследование деятельности торговцев и их судебное преследование, а также предоставление защиты и помощи жертвам в целях сделать борьбу с торговлей людьми максимально эффективной.

Договоры о взаимной помощи по уголовным делам должны являться частью любого транснационального комплекса правовых мер по борьбе с торговлей людьми, поскольку для задержания торговцев, расследования дел о торговле людьми и уголовного преследования преступников требуется сотрудничество между странами происхождения, транзита и назначения. В соответствии с положениями Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности взаимная правовая помощь может запрашиваться в целях:

«а) получения свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц;

b) вручения судебных документов;

c) проведения обыска и производства выемки или ареста;

d) осмотра объектов и участков местности;

e) предоставления информации, вещественных доказательств и оценок экспертов;

предоставления подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов,

включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы;

g) выявления или отслеживания доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания;

^ содействия добровольной явке соответствующих лиц в органы запрашивающего Государства-участника;

О оказания любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого Государства-участника» (ст. 18).

В соответствии с Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее государства должны усиливать свои режимы пограничного контроля и следить за транспортными средствами, чтобы не допускать их противоправного использования (ст. 11), принимать необходимые меры для обеспечения защищенности и надежности документов на въезд (выезд) или удостоверений личности (ст. 12) и проводить по просьбе других государств-участников проверку их действительности (ст. 13).

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности требует от государств-участников тесно сотрудничать друг с другом в целях повышения эффективности правоприменительных мер для борьбы с торговлей людьми. На национальном уровне должны быть приняты меры для установления и (или) укрепления каналов связи между их компетентными органами, а также для облегчения надежного и быстрого обмена информацией между ними (п. 1 ст. 27).

В Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее предписывается, что государствам-участникам надлежит сотрудничать между собой, чтобы иметь возможность определять:

«а) являются ли лица, пересекающие или пытающиеся пересечь международную границу без документов на въезд/выезд или с такими документами, принадлежащими другим лицам, торговцами людьми или жертвами такой торговли;

b) виды документов на въезд/выезд, которые использовали или пытались использовать такие лица для пересечения международной границы с целью торговли людьми; и

c) средства и методы, применяемые организованными преступными группами с целью торговли людьми, в том числе вербовку и перевозку жертв, маршруты и связи между занимающимися такой торговлей отдель-

ными лицами и группами, а также связи внутри таких групп и возможные меры по их выявлению» (п. 1 ст. 10).

Сотрудничество и обмен информацией также необходимы для оказания помощи и защиты жертвам торговли людьми, особенно для облегчения и ускорения репатриации жертв в страны их происхождения, которая, предпочтительно, должна быть добровольной.

В 2005 г. правительства Бенина и Нигерии подписали Соглашение о сотрудничестве в деле предупреждения и пресечения торговли людьми и наказания за нее. Особое внимание было уделено торговле женщинами и детьми. Целью Соглашения является создание единого фронта для защиты, реабилитации и реинтеграции жертв торговли людьми и содействие развитию дружественного сотрудничества между двумя странами для достижения этих целей. Соглашения такого рода не должны противоречить другим нормам международного права.

Странам происхождения и назначения надлежит заключить соглашения и принять программы, направленные на устранение факторов, делающих людей, особенно женщин и детей, уязвимыми и способствующих их превращению в предмет торговли, включая нищету, недостаточное образование и отсутствие равенства возможностей.

В Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее предусмотрено, что государства-участники «принимают или совершенствуют, в том числе путем двустороннего или многостороннего сотрудничества, меры, направленные на смягчение воздействия таких факторов, обусловливающих уязвимость людей, особенно женщин и детей, с точки зрения торговли людьми, как нищета, низкий уровень развития и отсутствие равных возможностей» (ст. 9).

«Президент выдвигает и осуществляет международные инициативы в целях предоставления потенциальным жертвам торговли людьми расширенных экономических возможностей в качестве одного из методов сдерживания торговли людьми. Такие инициативы могут включать:

1) программы микрокредитования, обучение методикам развития бизнеса, обучение навыкам труда и консультирование по вопросам трудоустройства;

2) программы по расширению участия женщин в принятии решений по экономическим вопросам;

3) программы по удержанию детей, особенно дево-

чек, в начальной и средней школе и по организации обучения лиц, оказавшихся жертвами торговли людьми;

4) разработку учебных программ по разъяснению опасностей торговли людьми; и

5) предоставление субсидий неправительственным организациям в целях ускорения развития женщин, а также повышения роли и расширения возможностей участия женщин в политической, экономической и социальной жизни и в образовательной деятельности в своих странах» (ст. 106 Закона США о защите жертв торговли людьми и насилия 2000 г.).

Таким образом, на международном уровне для борьбы с торговлей людьми необходимо:

• выработать надлежащее законодательство, создающее комплексные юрисдикционные основы для ведения расследований и уголовного преследования по делам о торговле людьми;

• провести обзор внутреннего законодательства и совокупности дву- и многосторонних договоров по вопросам выдачи преступников и взаимной правовой помощи в целях обеспечения того, чтобы они в достаточной мере охватывали торговлю людьми и чтобы механизмы международного сотрудничества по уголовным делам были эффективными и отвечали современным требованиям;

• рассмотреть возможность признания Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности в качестве юридического основания для выдачи преступников и взаимной правовой помощи;

• разработать и ратифицировать, по мере необходимости, дву- и многосторонние соглашения о взаимной правовой помощи и выдаче преступников; такими соглашениями должно предусматриваться сотрудничество в ведении расследований и уголовного преследования по делам о торговле людьми;

• разработать и ратифицировать дву- и многосторонние соглашения в целях предоставления защиты и помощи жертвам торговли людьми и их репатриации;

• разработать и ратифицировать дву- и многосторонние соглашения в целях содействия налаживанию сотрудничества между правоохранительными органами в борьбе с торговлей людьми;

• обеспечить обязательное включение норм, касающихся международно-признанных трудовых прав, в любые одобряемые соглашения о свободной торговле;

• разработать и ратифицировать дву- и многосторонние соглашения в целях устранения причин торговли людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.