Научная статья на тему 'Борьба с торговлей людьми в Совете Европы и законодательстве Азербайджанской Республики'

Борьба с торговлей людьми в Совете Европы и законодательстве Азербайджанской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1337
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / HUMAN TRAFFICKING / INTERNATIONAL CONVENTION / COUNCIL OF EUROPE / CRIMINAL LEGISLATION / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанов Рагим Ташакюл Оглы

Данная статья посвящена вопросам борьбы с торговлей людьми в Совете Европы и законодательстве Азербайджанской Республики. Автором была исследована конвенция (в частности, Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми) и решения Совета Европы по борьбе с торговлей людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUGGLE AGAINST HUMAN TRAFFIC IN THE COUNCIL OF EUROPE AND THE LEGISLATION OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC

This article is devoted to the issues of the fight against human trafficking in Council of Europe and legislation of Republic of Azerbaijan. Author has been investigated convention and decisions (especially Council of Europe Convention on Action Against Trafficking in Human Being) of the Council of Europe on fight against human trafficking.

Текст научной работы на тему «Борьба с торговлей людьми в Совете Европы и законодательстве Азербайджанской Республики»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

БОРЬБА С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ В СОВЕТЕ ЕВРОПЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Р. Т. ГАСАНОВ

Данная статья посвящена вопросам борьбы с торговлей людьми в Совете Европы и законодательстве Азербайджанской Республики. Автором была исследована конвенция (в частности, Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми) и решения Совета Европы по борьбе с торговлей людьми.

Ключевые слова: торговля людьми; права человека; Международная конвенция; Совет Европы, уголовное законодательство.

Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, нарушение прав человека, являющееся преступлением как против личности, так и против государства. Это необходимо признать и наказывать за совершение данного преступления законодательными средствами. Критически важно то, что торговля людьми является преступлением против безопасности человека так же, как и против безопасности государства; как таковые меры, принимаемые в целях предупреждения торговли людьми, уголовного преследования лиц, виновных в совершении данного преступления, и защиты пострадавших, должны быть ориентированы на обеспечение личной безопасности человека, а не только исключительно на безопасности государства. Торговля людьми является одной из форм насилия в отношении ее наиболее частых жертв: женщин и детей. Она также является одной из форм противоправного вмешательства в сферу международного семейного права, поскольку отдельные виды торговли людьми связаны с искажением или недобросовестным использованием законных семейных порядков. Некоторые виды обычной практики, которые в определенных кругах рассматриваются как по сути своей наносящие ущерб правам и достоинству человека, также могут способствовать распространению торговли людьми.

Анализ современного состояния и структуры транснациональной организованной преступности свидетельствует о том, что отдельные виды ее преступной деятельности развиваются довольно активно. Особое место в иерархии подобной деятельности занимает осуществление торговли людьми, которая в настоящее время превратилась в выгодный бизнес, и составляет основной источ-

ник дохода транснациональных организованных преступных групп, что подтверждается исследованиями специалистов зарубежных государств. Так, немецкий ученый Лео Кайдел в результате проведенного научного исследования пришел к выводу, что торговля людьми является одним из основных видов деятельности преступных групп и занимает пятое место в иерархии криминальной активности [10].

Одно из первых социологических исследований по проблеме торговли женщинами и женской трудовой миграции проведено Е. В. Тюрюкановой и М. М. Малышевой. В нем анализируется современная женская трудовая миграция, ее компоненты, структура, направленность, что катализирует, а что тормозит процессы поиска работы за рубежом, приводится сравнение законодательных баз миграционных процессов, государственной политики как в России, так и в зарубежных странах в отношении перемещений трудовых ресурсов, в том числе и притока рабочих рук из-за рубежа [5].

В современной науке уголовного права и криминологии до последнего времени практически отсутствовали фундаментальные работы о торговле людьми, полностью охватывающие тематику проблемы. Среди имеющихся в первую очередь стоит упомянуть известный доклад Всемирной сети за выживание «Купленные и проданные» [7].

Международно-правовую базу дополняет ряд региональных соглашений, направленных на борьбу с торговлей людьми. В их число входят:

Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г. В то время как в ней предпринимается попытка обеспечить большую защиту и помощь жертвам торговли людьми,

Конвенция «не затрагивает прав и обязанностей, вытекающих из других международных инструментов, участниками которых являются или станут Стороны, и содержащих положения, относящиеся к областям регулирования настоящей Конвенции» (п. 1 ст. 40). Конвенция открыта для подписания не только государствами - членами Совета Европы, но также государствами - членами Европейского сообщества и государствами, не являющимися членами Совета Европы, которые принимали участие в ее разработке. Другим государствам, не являющимся членами Совета Европы и не охваченным настоящим положением, может быть предложено присоединиться к Конвенции.

Рабочая группа Организации Объединенных Наций по современным формам рабства составила перечень нарушений прав человека, которые она считает формами современного рабства. В этот перечень входят:

- купля-продажа детей;

- детская проституция;

- детская порнография;

- детский труд;

- сексуальный туризм;

- использование детей в вооруженных силах;

- эксплуатация трудящихся-мигрантов;

- незаконное усыновление;

- торговля людьми;

- торговля органами человека;

- эксплуатация проституции других лиц;

- насилие в отношении женщин;

- принуждение к вступлению в брак;

- долговая кабала;

- принудительный труд.

В настоящее время интенсивно развивается межгосударственное сотрудничество в борьбе с торговлей людьми, что обусловлено увеличивающимся количеством потерпевших - жертв такой торговли, деятельностью в этой области транснациональных организованных преступных групп, угрозой национальной безопасности государств. Этим объясняется активный кодификационный процесс, направленный на противодействие торговле людьми как на универсальном, так и на региональном уровнях. 3 мая 2005 г. Комитетом министров Совета Европы была принята Конвенция о противодействии торговле людьми (далее - Конвенция) открытого характера. Указанный документ при всей своей значимости не был еще объектом научного исследования и поэтому заслуживает детального анализа [8].

Причиной разработки Конвенции стала необходимость создания на региональном уровне та-

кого юридически обязательного документа, который был бы направлен на защиту прав жертв, уважение человеческой личности и регламентировал вопросы, касающиеся прав человека и уголовного преследования лиц, занимающихся противоправной деятельностью (п. 29). Конвенция не конкурирует с другими актами, принятыми на универсальном и региональном уровнях, но улучшает предоставляемую ими защиту и раскрывает содержащиеся в них стандарты. Будучи направленной на предупреждение и противодействие торговле людьми, преследование и наказание виновных лиц, защиту и помощь жертвам, а также на стимулирование международного сотрудничества в указанных областях, Конвенция предусматривает меры по снижению спроса на услуги потерпевших от торговли людьми. Область применения Конвенции шире по сравнению с Протоколом. Конвенция применима ко всем формам национальной и транснациональной торговли людьми как связанной, так и не связанной с организованной преступностью. Конвенция расширяет определение торговли людьми, данное в Протоколе, и формулирует понятие жертвы для последующего его единообразного и точного применения. Согласно Конвенции, «жертва - это любое физическое лицо, подвергающееся торговле людьми» (п. (е) ст. 4). В Конвенции акцентируется внимание на различных формах превентивной деятельности государств с целью предупреждения торговли людьми, в частности, рекомендуется усиление координации между различными органами, ответственными за предупреждение и борьбу с данным явлением, проведение исследований, образовательных и информационных кампаний для лиц, составляющих группу риска с соблюдением при этом прав человека, интересов детей, равенства между мужчинами и женщинами (ст. 5). Конвенция обязывает участников принимать необходимые меры, в частности путем распространения соответствующими органами достоверной информации об условиях, позволяющих законно эмигрировать, а равно иммигрировать. Весьма важно, чтобы лица обладали точной информацией о легальных возможностях по миграции, устройству на работу, их правах и обязанностях. Новшеством Конвенции по сравнению с Протоколом и другими актами является закрепление целого комплекса мер по усилению защиты и обеспечению прав жертв торговли людьми. В частности, она требует от государств принять специальные процедуры по установлению потерпевших (ст. 10), в то время как в Протоколе ничего не сказано о выявлении таковых. Установление

жертвы торговли людьми содействует признанию ее основных прав, оказанию своевременной помощи, а также помогает избежать ситуации, когда с жертвами обращаются как с преступниками или нелегальными мигрантами. Более широк по сравнению с Протоколом предусмотренный Конвенцией список мер по оказанию помощи жертвам (ст. 12), включающий предоставление жертве тридцатидневного периода для реабилитации (ст. 13), выдачи вида на жительство (ст. 14) [9].

Торговля людьми, расставляющая ловушки своим жертвам, представляет собой современную форму всемирной работорговли. Люди рассматриваются как простой предмет купли - продажи, который заставляют работать, главным образом, в индустрии секса, а также, например, в сельскохозяйственном секторе или в мастерских, как подпольных, так и легальных, за мизерную зарплату или просто даром. Большинство идентифицированных жертв торговли составляют женщины, однако ими также могут становиться и мужчины. Кроме того многие жертвы молоды и даже зачастую являются детьми. Все они безнадежно ищут средств к существованию, а взамен получают жизнь, разрушенную эксплуатацией и жаждой наживы.

Палермский протокол содержит впервые согласованное на международном уровне юридически обязывающее определение (воспринятое и Конвенцией Совета Европы) понятия «торговля людьми» (см. далее комментарий к ст. 4 Конвенции). На данном этапе важно подчеркнуть, что торговля людьми отличается от «незаконного ввоза мигрантов». Последний составляет объект регулирования отдельного протокола к Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности). В то время, как целью незаконного ввоза мигрантов является их транспортировка через границу для извлечения, прямого или косвенного, финансовой либо иной материальной выгоды, целью торговли людьми является эксплуатация. Кроме того, торговля людьми не обязательно включает в себя трансграничный элемент, будучи возможной на сугубо национальном уровне. Имеющийся опыт в данной области свидетельствует о том, что применение на региональном уровне соответствующих юридических инструментов существенно способствует усилению действий, предпринимаемых в мировом масштабе.

В рамках Европы Рамочное решение Совета Европейского союза от 19 июля 2002 г. о борьбе с торговлей людьми и Директива Совета Европейского союза 2004/81/СЕ от 29 апреля 2004 г. относительно вида на жительство, выдаваемого гражданам третьих стран, являющимся жертвами торговли людьми или воспользовавшимся услугами в целях нелегальной иммиграции, и которые сотрудничают с компетентными властями, регулируют некоторые вопросы, относящиеся к торговле людьми. Рамочное решение Совета Европейского союза от 15 марта 2001 г. о статусе жертв в рамках уголовного судопроизводства также затрагивает вопросы из области торговли людьми.

Следует упомянуть недавний проект, направленный на поддержку реформы уголовного законодательства в Юго-Восточной Европе с целью способствовать предупреждению торговли людьми и борьбе с ней (проект ЛАРА), запущенный в июле 2002 г., который завершился в ноябре 2003 г. Этот проект, осуществлявшийся в рамках Группы по вопросам противодействия торговле людьми Пакта стабильности, позволил участвовавшим в нем странам усовершенствовать и пересмотреть свое национальное законодательство в сфере борьбы с торговлей людьми. Почти все эти страны приняли у себя всеобъемлющие национальные планы действий по борьбе с торговлей людьми, включающие вопросы предупреждения, преследования торговцев и защиты жертв. Мероприятия по привлечению внимания к проблеме позволили установить юридические рамки для ведения борьбы с торговлей людьми. Совет Европы разработал два юридических документа, специально посвященных торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации, жертвами которой становятся в большинстве своем женщины и дети. Речь идет о следующих рекомендациях:

- рекомендация № R (2000) 11 Комитета министров государствам-членам о борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации;

- рекомендация Rec (2001) 16 Комитета министров государствам-членам о защите детей от сексуальной эксплуатации.

Торговля людьми представляет собой деятельность, которая может вестись организованными преступными группами, нередко использующими коррупционные связи с целью обойти закон и отмывание капиталов с целью скрыть доходы от совершаемых ими деяний, но она может также осуществляться вне такого контекста. Поэтому другие юридические инструменты, разработанные Советом Европы, применимы также

к данному вопросу, в особенности те из них, которые имеют целью защиту прав человека, прав ребенка, социальных прав, прав жертв, персональных данных, а также борьбу с коррупцией, отмыванием капиталов, киберпреступностью и договоры о международном сотрудничестве в уголовно-правовой сфере. Таким образом, следующие конвенции Совета Европы могут внести свой вклад в противодействие торговле людьми и в защиту ее жертв:

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;

- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и дополнительные протоколы к ней;

- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и дополнительные протоколы к ней;

- Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г. и Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г.;

- Европейская конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г.;

- Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.;

- Европейская конвенция об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г.;

- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенция о гражданской ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г.;

- Конвенция по киберпреступности от 23 ноября 2001 г.

Парламентская ассамблея вернулась к этому вопросу в 2003 г. в своей Рекомендации 1610 (2003) о миграции, связанной с торговлей женщинами и проституцией. В этой рекомендации Парламентская ассамблея рекомендовала Комитету министров:

a) как можно скорее приступить к разработке конвенции Совета Европы по вопросу о торговле людьми, которая дополняла бы другие международные инструменты в силу своей специальной направленности на права человека и защиту жертв и включения понятия равноправия;

b) обеспечить, чтобы конвенция Совета Европы по вопросу о торговле людьми содержала положения, предусматривающие:

1) включение преступления торговли людьми в уголовное законодательство государств-членов Совета Европы;

2) гармонизацию наказаний, применимых к торговле людьми;

3) обеспечение установления эффективной юрисдикции в отношении лиц, подозреваемых в торговле людьми, в частности, путем облегчения процедур выдачи и применения принципа aut dedere aut judicare ко всем делам, касающимся торговли людьми.

Прямое или косвенное признание торговли людьми в качестве нарушения прав человека содержится во многих международных декларациях и юридических инструментах.

Рекомендация Rec (2002) 5 Комитета министров государствам-членам о защите женщин от насилия определяет насилие в отношении женщин как включающее в себя торговлю и провозглашает, что насилие в отношении женщин посягает на их права человека и их основные свободы, а также создает препятствие для их полной или частичной реализации. Межамериканская Конвенция о предупреждении, наказании и искоренении насилия в отношении женщин провозглашает в своей преамбуле, что насилие в отношении женщин представляет собой нарушение прав человека и основных свобод. Определение насилия в отношении женщин, содержащееся в ст. 2 этой конвенции, включает торговлю людьми в число форм насилия в отношении женщин. Европейский союз в своем Рамочном решении Совета Европейского союза от

19 июля 2002 г. о борьбе с торговлей людьми устанавливает, что «торговля людьми является серьезным нарушением основных прав личности и человеческого достоинства...» (параграф 3). Договорные контрольные органы ООН, в частности, Комитет по правам человека и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин также рассматривают торговлю людьми в качестве нарушения прав человека [2; 3].

Торговля людьми стала настоящим бедствием в Европе. Этот феномен, затрагивающий мужчин, женщин и детей, достиг беспрецедентных масштабов, так что стало возможно говорить о новой форме рабства. Статья 4 ЕКПЧ запрещает рабство и принудительный труд, предусматривая, что:

«1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии;

2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду [...]» Определение «торговли людьми», воспринятое в ст. 4 настоящей Конвенции, специально содержит ссылку на «рабство» (см. ниже комментарии к статье 4).

В заключении, «добавленная стоимость» этой новой Конвенции Совета Европы по отношению к другим действующим международным юридическим инструментам может быть резюмирована следующим образом:

- признание торговли людьми в качестве нарушения прав человека;

- особое внимание, уделяемое оказанию помощи жертвам и защите их прав;

- всеобъемлющая сфера применения, охватывающая:

- все формы торговли людьми: национальную или транснациональную, связанную или не связанную с организованной преступностью;

- всех жертв торговли людьми: Конвенция применяется ко всякому лицу, являющемуся жертвой торговли людьми, будь то женщина, ребенок или мужчина;

- установление комплексных юридических рамок для обеспечения защиты жертв и свидетелей, предусматривающих принятие обязывающих мер;

- учреждение эффективного и независимого механизма контроля. Как показывает опыт, в областях, где существуют такие механизмы (например, борьба с пытками или обеспечение прав национальных меньшинств), они пользуются большим доверием со стороны государств-участников, которые охотно и с пониманием идут на сотрудничество с ними.

Возвращение жертвы торговли людьми не всегда является для нее безопасным. Поэтому составители Конвенции сочли необходимым внести в него уточнение о том, что возвращение жертвы должно быть осуществлено при должном учете вопросов обеспечения прав, безопасности и достоинства этого лица. Данное положение применяется как в отношении Стороны, которая содействует возвращению этого лица и принимает его, так и в соответствии с п. 2 в отношении Стороны, которая возвращает жертву другой Стороне. Упомянутые права включают, в частности, право не подвергаться жестокому или бесчеловечному обращению, право на защиту личной и семейной жизни и защиту своей личности. Возвращение жертвы должно также учитывать характер любого производства по делу, связанного с тем обстоятельством, что это лицо стало жертвой, с целью ненанесения ущерба правам, которыми жертва могла бы воспользоваться в ходе указанного производства, а также самому этому производству.

В этой связи составители посчитали важным принять во внимание практику Европейского Суда по правам человека в отношении ст. 3 ЕКПЧ. Так, в деле «Серинг против Соединенного Королевства» (постановление от 7 июля 1989 г., Серия А, № 161) в контексте вопроса об экстрадиции Суд заключил, что «подобное решение может представлять собой нарушение ст. 3 и вследствие этого повлечь за собой ответственность государства

в соответствии с Конвенцией, если имелись веские основания полагать, что выданное лицо столкнется с реальным риском подвергнуться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию в стране, требующей его экстрадиции». В деле «Круз Вараз и другие против Швеции» (постановление от

20 марта 1991 г., Серия А, № 201) Суд постановил, что эти принципы применимы также к решениям о высылке. В постановлении по делу <Ю. против Соединенного Королевства» (постановление от 2 мая 1997 г., Сборник постановлений и решений, 1997 - III) он уточнил, что ответственность договаривающихся государств также наступает, жестокое обращение не исходит прямо или косвенно от публичных властей страны, в которую направляется высылаемое лицо. Ст. 32 устанавливает общие принципы, которые должны доминировать в международном сотрудничестве. В первую очередь стороны должны сотрудничать друг с другом «в максимально возможной степени». Данный принцип требует от них осуществлять всестороннее сотрудничество друг с другом и минимизировать преграды для свободного и быстрого международного распространения информации и доказательств.

Во-вторых, ст. 32 содержит общую часть обязанности сотрудничать: сотрудничество должно включать предотвращение и пресечение торговли людьми (первый абзац), защиту и оказание помощи жертвам (второй абзац), а также проведение расследования и осуществление производства по делам о преступлениях, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией (третий абзац), т. е. преступлениями, которые подпадают под действие ст.ст. 18, 20 и 21. Принимая во внимание принцип двойной уголовной преступности, такого рода сотрудничество может осуществляться по отношению к преступлению, предусмотренному в ст. 19, только между теми Сторонами, которые в своем внутреннем праве криминализируют действия, о которых идет речь в данной статье. Применение принципа двойной уголовной преступности ограничит сотрудничество в отношении преступлений, оговоренных ст. 19 настоящей Конвенции теми Сторонами, которые предусмотрели такое преступление в своем внутреннем праве. Стороны также обязаны сотрудничать друг с другом в соответствии с правовыми нормами настоящей Конвенции. Так, в отношении международного сотрудничества с целью защиты и помощи жертвам, ст. 33 предусматривает специальные меры в отношении лиц, которым угрожает опасность. Ст. 34(4) предусматривает

передачу любой информации, необходимой для обеспечения прав, установленных ст.ст. 13, 14 и 16 настоящей Конвенции. В том, что касается международного сотрудничества по уголовным делам для целей расследования или судебного разбирательства, общим принципом является то, что правовые нормы главы VI не отменяют и не заменяют правовые установления соответствующих международных или региональных инструментов по вопросам взаимной правовой помощи и экстрадиции, взаимных договоренностей между Сторонами в отношении таких инструментов, а также соответствующих норм внутреннего права, относящихся к международному сотрудничеству. В данной сфере релевантные международные инструменты включают Европейскую конвенцию об экстрадиции. В том, что касается государств-членов Европейского Союза, относимостью обладает также Европейский ордер на арест, введенный Рамочным решением Совета от 13 июня 2002 г. в отношении Европейского ордера на арест и процедуру передачи подозреваемых между госу-дарствами-участниками. В отношении сотрудничества в арестовывании доходов от торговли людьми, и, в частности, при идентификации, установлении места нахождения, замораживании счетов и конфискации активов, связанных с торговлей людьми и их последующим использованием, релевантна также Конвенция по отмыванию, поиску, аресту и конфискации доходов от преступления. Из сказанного следует, что уголовное сотрудничество по уголовным делам должно продолжаться при помощи указанных инструментов и иных двусторонних и многосторонних соглашений в отношении экстрадиции и взаимной помощи, применимых к уголовным делам. Взаимная помощь может также проистекать из договоренностей, базирующихся на унифицированном законодательстве либо основанных на принципе взаимности. Такой подход заложен в основу других конвенций Совета Европы, в частности Европейской конвенции об экстрадиции, в которой данный подход использовался, чтобы позволить Сторонам, имеющим экстрадиционную систему, основанную на «унифицированных законах», т. е. Скандинавским странам, либо странам с системой, базирующейся на принципе взаимности, т. е. Ирландии и Соединенному Королевству, регулировать свои взаимоотношения только на основе данной системы. Такую правовую норму пришлось принять, поскольку указанные страны не регулировали свои отношения по вопросам экстрадиции на основе международных соглашений, но делали либо делают это путем договорен-

ностей о принятии унифицированных либо основанных на принципах взаимности внутренних законов [11].

Для установления правовых и организационных основ профилактики торговли людьми, борьбы с торговлей людьми, а также правового статуса жертв торговли людьми в Азербайджанской Республике регулирования вопросов защиты жертв торговли людьми и оказания им помощи 28 июня 2005 г. был принят Закон Азербайджанской Республики «О борьбе с торговлей людьми». В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О борьбе с торговлей людьми» и в целях результативного выполнения указанных в Национальном плане деятельности обязанностей, обеспечения безопасности жертв торговли людьми, оказания им профессиональной помощи, сосредоточения и хранения данных в сфере борьбы с торговлей людьми со стороны прошедших специальное обучение профессиональных сотрудников полиции и полицейской структуры, снабженной необходимым оборудованием, в структуре Министерства Внутренних Дел была создана специальная полицейская структура. В ст. 1 Закона Азербайджанской Республики «О борьбе с торговлей людьми» раскрываются нижеследующие понятия:

- торговля людьми - вербовка, получение, удержание, укрывательство, перевозка, передача либо получение людей в целях эксплуатации путем угрозы применения насилия либо применения насилия, угрозы либо других средств принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления возможностями влияния либо уязвимостью положения либо путем предоставления или получения материальных и других ценностей, льгот или уступок для получения согласия лица, контролирующего другое лицо (вербовка, получение, удержание, укрывательство, перевозка, передача, либо получение ребенка в целях эксплуатации считается торговлей людьми и без использования указанных в настоящей статье способов);

- эксплуатация людей - принудительный труд (услуги), половая эксплуатация, рабство, сходные с рабством обычаи и вытекающее из них подневольное состояние, незаконное изъятие органов и тканей человека, проведение над человеком незаконных биомедицинских исследований, использование женщины в качестве суррогатной матери, вовлечение в незаконную, в том числе преступную деятельность (в случае если торговля людьми совершается указанными в ст. 1.0.1 способами, согласие жертвы торговли людьми на эксплуатацию не учитывается);

- принудительный труд (услуги) - незаконное принуждение лица к выполнению определенной работы (оказанию услуги);

- половая эксплуатация - использование лица в занятии проституцией, сексуальном рабстве и производстве порнографических материалов, получение выгоды от половой эксплуатации других лиц;

- рабство - полное или частичное осуществление в отношении человека полномочий, присущих праву собственности;

- сходные с рабством обычаи - обычаи и институты, указанные в ст. 1 Дополнительной Конвенции об Упразднении Рабства, Работорговли и Институтов и Обычаев, сходных с Рабством, принятой 30 апреля 1956 г.;

- лица, осуществляющие торговлю людьми -физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с торговлей людьми;

- жертва торговли людьми - лицо, предположительно или пострадавшее от торговли людьми;

- ребенок - лицо, не достигшее 18 лет [1].

Проведены основные мероприятия в области

борьбы с торговлей людьми в Азербайджанской Республике 6 мая 2004 г. в Азербайджанской Республике, был утвержден План Национального Действия по борьбе с торговлей людьми. В соответствии с этим Национальным Планом Деятельности был принят Закон Азербайджанской Республики «о борьбе с торговлей людьми», были произведены соответствующие добавления и поправки в Уголовный Кодекс Азербайджанской Республики. Также в связи с борьбой с торговлей людьми, Кабинетом Министров Азербайджанской Республики были приняты некоторые нормативно-юридические акты:

- «Правила создания, определения, деятельности специальных учреждений для жертв торговли людьми, также контроля над их деятельностью»;

- «Правила немедленной и безпрепятствен-ной сдачи жертв торговли людьми в специальный орган полиции»;

- «Правила осуществления социальной реабилитации жертв торговли людьми»;

- «Постановление об определении суммы пособий, выплачиваемых жертвам торговли людьми в период реинтеграции»;

- «Положение о Фонде помощи жертвам торговли людьми».

Министерством Внутренних Дел Азербайджанской Республики был принят «Устав «Горячей линии», обслуживающей лиц, пострадавших от торговли людьми и потенциальных жертв торговли людьми».

Для обеспечения основ организации борьбы с торговлей людьми был назначен ответственный по борьбе с торговлей людьми - Национальный Координатор. С целью создания единой системы сотрудничества участников Плана Национальной Деятельности и обеспечения между ними обмена информацией была создана рабочая группа из представителей центральных органов исполнительной власти [4].

В 2004 г. на базе Главного Управления по Борьбе с Организованной Преступностью Министерства Внутренних Дел было создано Управление по борьбе с торговлей людьми (в дальнейшем «Управление по борьбе с торговлей людьми»), с 2006 г. это управление действует как независимое учреждение в структуре министерства.

С целью сбора, обобщения и анализа информации о преступлениях, связанных с торговлей людьми, лицах совершивших преступление, жертвах торговли людьми, в Управлении по борьбе с торговлей людьми, была создана центра-лизированная информационная база, секретность информации обеспечивается.

Приступила к деятельности телефонная служба «Горячая линия», оказывающая та территории страны бесплатные услуги жертвам торговли людьми и потенциальным жертвам, и общественность была проинформирована об этом.

Приступил к деятельности безопасный приют для жертв торговли людьми, в приюте жертвам торговли людьми и предполагаемым жертвам (в дальнейшем «жертвы и предполагаемые жертвы») оказывается медицинская, психологическая, юридическая и другие помощи, обеспечивается безопасность и конфиденциальность прибывающих здесь лиц. Все органы, борющиеся с торговлей людьми, осуществляют свою деятельность, руководствуясь общими принципами, определенными Планом Национальной Деятельности. Определенные Планом Национальной Деятельности общие обязанности по борьбе с торговлей людьми:

- предотвращение пристрастного отношения в обществе к жертвам торговли людьми;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение безопасности и вежливого обращения к жертвам торговли людьми;

- неизбежность наказания торговли людьми;

- осуществление профилактических мероприятий юридического, политического, социальноэкономического и организационного характера;

- привлечение представителей гражданского общества к борьбе с торговлей людьми;

- развитие международного сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми.

В сфере борьбы с торговлей людьми был предпринят ряд важных шагов:

- утверждено «Положение Управления по борьбе с торговлей людьми» МВД (04.06.04);

- принят «Закон Азербайджанской Республики о борьбе с торговлей людьми» (28.06.05),

Президент Азербайджанской Республики подписал соответствующий Указ о применении данного Закона (04.08.05);

- принят «Закон Азербайджанской Республики о внесении дополнений в некоторые законодательные акты в связи с применением Закона Азербайджанской Республики о борьбе с торговлей людьми» (30.12.05), Президент Азербайджанской Республики подписал Указ о применении данного Закона (23.01.06), и в соответствии с этим отдан приказ по МВД (28.01.06);

- Кабинет Министров Азербайджанской Республики принял Решение об утверждении «Правил о создании, финансировании, деятельности специальных учреждений для жертв торговли людьми, а также контролирования их деятельности» (09.11.05), решение было объявлено соответствующим приказом МВД (26.11.05);

- Кабинет Министров Азербайджанской

Республики принял Решение об утверждении «Положения фонда помощи жертвам торговли людьми» (12.01.06), решение было объявлено соответствующим приказом МВД (09.02.06);

- По приказу МВД Азербайджанской Республики был утвержден «Устав об убежищах для временного проживания жертв торговли людьми» (17.02.06);

- Кабинет Министров Азербайджанской

Республики принял Решение об утверждении «Правил осуществления социальной реабилитации жертв торговли людьми» (06.03.06), и это Решение было объявлено соответствующим приказом МВД (24.03.06).

Управление является специализированной

структурной частью, обеспечивающей предотвращение торговли людьми, унижающей честь и достоинство человека, борьбу с ней и защиту жертв торговли людьми, защиту прав и свобод человека от преступных посягательств в соответствии с Конституцией, законами Азербайджанской Республики и международных договоров, подписанных Республикой.

В Уголовном Кодексе Азербайджанской Республики предусмотрены соответствующие статьи, регулирующие борьбу с данным видом преступлений, принят ряд нормативно-юридических актов, направленных на защиту прав и свобод женщин и детей, считающихся потенциальными

субъектами преступления, это: ст. 106 (Рабство), ст. 137 (Купля-продажа человеческих органов и тканей), ст. 144-1 (Торговля людьми), ст. 144-2 (Принудительный труд), ст. 150-1 (перевозка пассажиров без документов), ст. 171 (Привлечение несовершеннолетних к проституции или к развратным действиям), ст. 244 (Содержание публичных домов), ст. 316-1 (Распространение конфиденциальной информации о лице, пострадавшем от торговли людьми). В ст. 15 Уголовного Кодекса нет прямых указаний на то, относится ли та или иная категория к статье Особенной части в целом (если статья имеет деление на части) или отдельно к каждой ее части. Дело в том, что максимальное наказание, предусмотренное в разных частях одной статьи, может по своему уровню служит основанием для отнесения предусмотренных в ней деяний к разным категориям.

Исходя из вышеуказанного:

- Ст. 171.1. - вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией, либо в другие развратные действия. Это положение относится к категории менее тяжких преступлений.

- Ст. 171.2 - сходные деяния, совершенные путем применения насилия или угрозы применения насилия, либо организованной группой, наказывается лишнием свободы сроком от четырех до восьми лет. Это положение квалифицируется как тяжкое преступление.

- Ст.ст. 144-1.1 и 144-1.2 квалифицируются как тяжкое преступление, а ст. 144-1.3. - особо тяжкое преступление [6].

Литература

1. Закон Азербайджанской Республики о борьбе с торговлей людьми Баку, 28 июня 2005 г. URL: http://www.base.spinform.ru.

2. О плане действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми от 24 июля 2003 года: решение №557 Постоянного совета ОБСЕ от 19-21 марта 2003 г. URL: http://www.humanrts.tj/public.

3. Об общественном здоровье и торговле людьми: Будапештская декларация от 19-21 марта 2003 г. URL: http://www.coe.int/t/dg2/trafficking.

4. План Национального Действия по борьбе с торговлей людьми Азербайджанской Республики мая 2004 г. URL: http://iadmi.gov.az.

5. Тюрюканова E. B., Малышева М. М. Женщина. Миграция. Государство. М., 2001.

6. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики: утв. Законом Азербайджанской республики от 30 дек. 1999 г.; вступил в силу с 1 сент. 2000 г. URL: http ://www. crime .v1.ru.

7. Caldwell G., Galster S., Steinzor N. Crime & Servitude: An Expose of the Traffic in Women for Prostitution

from Newly Independent States // Trends in Organized Crime. New Brunswick, Summer 1998. Vol. 3. № 4.

8. Council of Europe Convention on Action against Trafficking in Human Beings [Electronic resource] // Council of Europe. Mode of access: URL: http:// conven-tions.coe. int/T reaty/EN/T reatie s/Html/197. htm.

9. Explanatory Report to the Council of Europe Convention on Action against Trafficking in Human Beings [Electronic resource] // Council of Europe. Mode of access: URL: http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Reports/ Ht.ml/197.htm.

10. Keidel L. Menschenhandel als Phenomen Organi-sierter Kriminalitdt. Kriminalistik, no. 5, p. 325.

11. Trafficking in Human Beings [Electronic resource] // Council of Europe. Mode of access: URL: http:// conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/197.htm.

* * *

STRUGGLE AGAINST HUMAN TRAFFIC IN THE COUNCIL OF EUROPE AND THE LEGISLATION OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC

R. T. Gasanov

This article is devoted to the issues of the fight against human trafficking in Council of Europe and legislation of Republic of Azerbaijan. Author has been investigated convention and decisions (especially Council of Europe Convention on Action Against Trafficking in Human Being) of the Council of Europe on fight against human trafficking.

Key words: human trafficking, international convention, Council of Europe, criminal legislation, human rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.