Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая политика / расследование / транснациональные преступления / криминалистика / криминалистическая стратегия / legal policy / investigation / transnational crimes / forensics / forensic strategy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. А. Астахова

в статье анализируются состояние и перспективы качества расследования транснациональных преступлений и правовая политика в данной сфере. Автор приходит к выводу о том, что современное состояние правовой политики в сфере повышения качества расследования транснациональных преступлений оставляет желать лучшего и эта проблема заслуживает пристального внимания. В статье раскрываются наиболее актуальные направления правовой политики и перспективные направления повышения качества следственной деятельности. Цель статьи – выявить современные направления правовой политики РФ в сфере повышения качества расследования транснациональных преступлений. Методологической основой выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. Сделан вывод о том, что на современном этапе борьбы с транснациональной преступностью необходим комплекс мер: проведение аналитических исследований проблем, совершенствование законодательства, принятие организационных мер в соответствии с условиями расследования транснациональных преступлений, активизация профилактической работы следователей, взаимодействия с общественностью и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY IN THE FIELD OF QUALITY IMPROVEMENT TRANSNATIONAL CRIME INVESTIGATION

the article analyzes the state and prospects of the quality of the investigation of transnational crimes and the legal policy in this area. The author comes to the conclusion that the current state of legal policy in the field of improving the quality of transnational investigations leaves much to be desired and this problem deserves close attention. The article reveals the most relevant areas of legal policy and promising areas for improving the quality of investigative activities. The purpose of the article is to identify the modern directions of the legal policy of the Russian Federation in the field of improving the quality of the investigation of transnational crimes. The set of the universal method of cognition, general scientific, special scientific and special methods acts as a methodological basis. It is concluded that at the present stage of the fight against transnational crime, it is necessary to take a set of measures: conducting analytical studies of problems, improving legislation, taking organizational measures in accordance with the conditions of investigating transnational crimes, activation of preventive work of investigators, interaction with the public and some others.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Е.А. Астахова, E.A. Astakhova,

младший научный сотрудник Junior Researcher of the Saratov branch Саратовского филиала Института of the Institute of State and Law

государства и права of the Russian Academy of Sciences Российской академии наук orhideya-katerina@mail.ru

DOI:

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация: в статье анализируются состояние и перспективы качества расследования транснациональных преступлений и правовая политика в данной сфере. Автор приходит к выводу о том, что современное состояние правовой политики в сфере повышения качества расследования транснациональных преступлений оставляет желать лучшего и эта проблема заслуживает пристального внимания. В статье раскрываются наиболее актуальные направления правовой политики и перспективные направления повышения качества следственной деятельности. Цель статьи - выявить современные направления правовой политики РФ в сфере повышения качества расследования транснациональных преступлений. Методологической основой выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. Сделан вывод о том, что на современном этапе борьбы с транснациональной преступностью необходим £ комплекс мер: проведение аналитических исследований проблем, совершенствование g законодательства, принятие организационных мер в соответствии с условиями | расследования транснациональных преступлений, активизация профилактической 3 работы следователей, взаимодействия с общественностью и др. |

Ключевые слова: правовая политика, расследование, транснациональные а преступления, криминалистика, криминалистическая стратегия. о

LEGAL POLICY IN THE FIELD OF QUALITY IMPROVEMENT I TRANSNATIONAL CRIME INVESTIGATION g

Ф

Abstract: the article analyzes the state and prospects oof the quality oofthe investigation T

oftransnational crimes and the legal policy in this area. The author comes to the conclusion g

е

that the current state of legal policy in the field of improving the quality of transnational investigations leaves much to be desired and this problem deserves close attention. The article reveals the most relevant areas of legal policy and promising areas for improving the quality of investigative activities. The purpose of the article is to identify the modern directions of the legal policy of the Russian Federation in the field of improving the quality of the investigation of transnational crimes. The set of the universal method of cognition, general scientific, special scientific and special methods acts as a methodological basis. It is concluded that at the present stage of the fight against transnational crime, it is necessary to take a set of measures: conducting analytical studies of problems, improving legislation, taking organizational measures in accordance with the conditions of investigating transnational crimes, activation of preventive work of investigators, interaction with the public and some others.

Keywords: legal policy, investigation, transnational crimes, forensics, forensic strategy.

43

Одним из приоритетных направлений правовой политики РФ является укрепление законности и правопорядка в стране, неукоснительное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правовых норм.

Уголовная политика представляет собой «совокупность целей, направлений, норм, методов и принципов деятельности государства, специфическим институтом которого является система уголовной юстиции в области уголовно-правовой защиты общественных отношений» [1, с. 247]. Она устанавливает наиболее актуальные направления борьбы с преступностью. Многие исследователи отмечают кризис в осуществлении уголовной политики, который развивается и углубляется [2, с. 54]. Это справедливо и по отношению к уголовной политике в сфере противодействия транснациональной преступности, особенно ее организованным формам. «Главная задача - убедить руководство „о страны осуществлять борьбу с организованной преступностью не иначе как на уровне общенационального проекта с соответствующим организационным, социально-правовым и социально-экономическим а обеспечением», - отмечает В.Е. Эминов [3, с. 9]. Способы крими-§ нальной деятельности организованных преступных формирований § постоянно совершенствуются. Среди транснациональных способов: 2 незаконное перемещение товаров через границы государств, сокрытие их от таможенных органов; незаконное вмешательство в информационные системы и базы данных без нарушения физических границ

§ государств; совершение удаленных преступлений с помощью высоких с

технологий и т.п.

Эффективное противодействие транснациональной преступности - насущное требование нашего времени. Ее отличает масштабность деятельности, транснациональные связи между преступными

I

о формированиями, способность угрожать стабильности государств, ^ интеграция в государственный аппарат.

С Как отмечает эксперт-криминолог, президент российской секции Международной полицейской ассоциации, генерал-лейтенант 44 полиции, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Юрий Жданов, «по сведениям МВД России о состоянии преступности за (V 7 месяцев 2021 года, до 14 343 возросло количество преступлений, ® совершенных в составе организованной группы либо преступного ^ сообщества. Прирост составил 20,5 процента. Число участников ОПГ, совершивших эти преступления, - 7643. Это на 24,2 процента больше - почти на четверть, чем в прошлом году в тот же период» [4]. На сайте МВД России отмечается, что в первом квартале 2021 г. увеличилось количество зарегистрированных преступлений, совер-

шенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий [5].

Транснациональная преступность - системное социальное явление глобального масштаба, а потому и борьба с ней - сложная,

многогранная деятельность, носящая межотраслевой характер. Это "2

обусловлено разнообразием правовых средств, обеспечивающих ее |

существование. Основная тяжесть в борьбе с транснациональной *

преступностью в современном мире лежит во внутригосударственной |

области. Для преодоления и минимизации транснациональной пре- |

ступности необходим комплексный государственный подход. ™

Адекватна ли уголовно-правовая политика в сфере борьбы с транс- а

национальной преступностью в Российской Федерации? Формально §

основу государственной правовой политики РФ в сфере борьбы "

I

с транснациональной преступностью составляют законы, регулиру- ®

ющие деятельность тех органов, которые участвуют в расследовании |

преступлений, имеющих транснациональный характер. В первую |

очередь это УПК РФ. Далее - законы, регулирующие деятельность 2

Министерства внутренних дел РФ, Прокуратуры РФ, Федеральной |

таможенной службы, Федеральной службы безопасности и др. §

Важнейшую роль в борьбе с транснациональной преступно- §

стью государство отводит Следственному комитету РФ. В частно- |

сти, в Федеральном законе «О Следственном комитете Российской О

Федерации» определены следующие задачи данного органа: 1) опе- Ц

ративное и качественное расследование преступлений в соответствии |

с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным §

законодательством РФ; 2) обеспечение законности при приеме, §

регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении ?

й

уголовных дел, производстве предварительного расследования и су- .а

дебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и граж- о

данина; 3) осуществление процессуального контроля деятельности §

следственных органов Следственного комитета и их должностных | лиц; 3.1) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных

45

в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; ^

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий вы- ь

явления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, о

принятие мер по устранению таких обстоятельств; 5) осуществление §

|

в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; 7) совершенствование норматив-

но-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 8) определение порядка формирования и предоставления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, процессуальном контроле [6].

Как видим, первоочередной задачей Следственного комитета является оперативное и качественное расследование. Выполняется ли это требование? Анализ материалов судебной практики показывает низкий уровень раскрываемости транснациональных преступлений, переквалификацию деяний в суде вплоть до полного ухода от уголовной ответственности. Эффективность выполнения задач по борьбе с транснациональной преступностью зависит от своевременности и полноты решения проблем, возникающих в ходе расследования преступлений.

Основной причиной низкой эффективности расследования „о транснациональных преступлений является неиспользование всех имеющихся возможностей для получения ориентирующей инфор-^ мации, собирания доказательств, наиболее полного исследования обстоятельств дела. Изучение материалов уголовных дел показывает,

что недостаточно активно ведется организационная работа по вы-

8

со явлению потерпевших, свидетелей, а также соучастников трансна-2 циональных преступлений. Взаимодействие следователя с другими ^ правоохранительными органами, особенно иностранными, оставляет — желать лучшего. Неэффективно используются автоматизированные § информационно-поисковые системы.

5 Качество производства первоначальных следственных действий § вызывает тревогу, некоторые следственные действия практически не ^ проводятся (следственный эксперимент, предъявление для опознания). Слабо выработаны алгоритмы производства удаленных следственных

00

о действий. Упрощенный подход к расследованию транснациональных ^ преступлений приводит к их недорасследованию, а лица (особенно С находящиеся за рубежом) уходят от уголовной ответственности.

Рассматривая вопросы качества расследования, исследователи 46 часто останавливаются на проблеме совершенствования его тактических и методических приемов. Однако ограничиваться этим не СЧ следует. Качество расследования во многом зависит от руководства ® деятельностью следственных подразделений. Такое руководство ^ представляет собой целенаправленную, организующую и координирующую деятельность, основанную на законах и иных нормативных актах, воздействующую на систему правоохранительных органов и его субъектов в целях эффективного решения задач уголовного судопроизводства. Таким образом, деятельность правоохрани-

тельных органов, в частности следственных отделов, направлена на максимальное достижение поставленных перед следственным аппаратом целей посредством методов и средств, определенных

законодательством. ^

Перспективными целями являются обеспечение законности, 1

предупреждение правонарушений, ликвидация преступности |

и устранение ее причин. Текущие цели: быстрое и полное раскрытие *

преступлений; выявление причин и условий, способствовавших со- О

вершению преступлений, и принятие мер к их устранению; изобли- |

чение виновных; обеспечение возмещения материального ущерба, ™

причиненного преступлением, и др. Все указанные цели определяют 1о

основное содержание как следственной работы, так и деятельности §

по руководству следственным аппаратом, обусловливают характер |

и объем его функций. |

Все эти вполне «традиционные» следственные проблемы воз- |

никают из-за отсутствия в работе следователей криминалистической |

стратегии борьбы с транснациональной преступностью, а она может 2

существовать на практике лишь при условии совершенствования всей Ц

системы управления расследованием преступлений. В науке принято §

классифицировать стратегию на выбранную и текущую [7, с. 62; 8, §

с. 18]. Выбранная стратегия может в итоге не реализоваться, а теку- 1

щая реально осуществляется. Использование стратегического метода О

позволяет достичь объективного познания действительности, направ- |

ленного на решение задач как в настоящем, так и в будущем [8, с. 34]. |

Криминалистическая стратегия, по мнению А.В. Дулова, характери- §

зуется общими рекомендациями организации процесса расследования §

и созданием общих моделей расследования преступлений [9, с. 27]. |

Структурную модель организации процесса расследования пре- а ступления предложил В.Д. Зеленский. Она состоит из ряда последо- О вательных стратегически важных этапов: 1) организация получения § исходной информации и возбуждения уголовного дела; 2) определение | целей расследования, определение предмета расследования и конкретизация предмета доказывания; 3) планирование расследования; 47 4) создание оптимальных условий для следственных и иных дей- ^ ствий; 5) мобилизация участников расследования для качественного Ь выполнения ими своих функций; 6) организация следственных дей- О ствий и тактических операций; 7) координация действий участников § расследования; 8) взаимодействие с органами дознания и иными | органами и должностными лицами, участвующими в расследовании; 9) принятие решений организационного характера; 10) контроль за содержанием, своевременностью, активностью и результативностью

действий всех участников расследования, учет действий участников; 11) организация завершающего этапа расследования [10, с. 42-43].

Такой общий алгоритм процесса расследования ничуть не устарел и подходит для организации расследования транснациональных преступлений. Однако на основе этого алгоритма в целях повышения эффективности раскрываемости транснациональных преступлений целесообразно разработать методические рекомендации (методическое письмо), которые были бы обязательны к применению в следственной работе во всех регионах РФ.

Чтобы рекомендации были подготовлены и дошли до адресата (следователя), требуется реформирование уголовной и криминалистической политики государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальные направления повышения качества расследования можно разделить на несколько групп: .а 1. Информационно-аналитическая работа. Изучение зарубежен ного и отечественного опыта противодействия транснациональной преступности, определение наиболее эффективных форм межве-№ домственного и международного сотрудничества. Активизация о5 научных исследований по вопросам расследования транснациональ-§ ных преступлений. Проведение совместных научно-практических 2 конференций и практико-ориентированных научных исследований ^ по совершенствованию методов противодействия транснациональной — преступности и ее отдельным формам. Внедрение результатов науч-§ ных исследований в учебный процесс юридических учебных заведе-^ ний и курсы повышения квалификации следователей. Активизация § информационно-аналитической работы следователя, которая пред-^ ставляет собой «собирание, хранение, систематизацию и анализ доказательственной и ориентирующей информации в целях принятия о оптимальных уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и такти-^ ческих решений, а также обеспечения взаимодействия следователя С с органами дознания» [11, с. 7].

2. Совершенствование законодательства. В науке совершенствование законодательства рассматривается как «комплексное мероприятие, включающее в себя меры не только технического совершен-(V ствования принимаемых актов, но и направленные на исследование ® реальных потребностей общества в контексте возможностей права ^ и перспектив общественного развития» [12, с. 123]. В соответствии с этим в содержание данного мероприятия должны входить: определение и закрепление в конвенциях и иных международных договорах наиболее общих современных и перспективных путей борьбы с транснациональной преступностью в международном масштабе;

48

принятие на государственном уровне концепции или стратегии борьбы с транснациональной преступностью; внесение изменений в действующее законодательство, его унификация в соответствии с принятыми

Российской Федерацией международными обязательствами. При ^

разработке нормативно-правовых документов необходимо учитывать Ц

0)

возможность совершения транснационального преступления лицом, 2|

не являющимся членом организованного преступного формирования. *

3. Организационная работа. Организационная работа тесно О

связана с руководством следственными аппаратами и следователя- |

ми. Ее можно рассматривать в нескольких аспектах: социально-по- ™

литическом, правовом и организационно-техническом [13, с. 112]. 1о

Социально-политический аспект управления выражается в оценке *§

проблем руководства следственным аппаратом и принятия решений |

в соответствии с уголовной политикой государства. Правовой аспект |

заключается в том, что к управлению следственным аппаратом нужно |

подходить с позиций закона. Организационно-технический аспект |

управления в современном понимании - технология управления. О2

В целях повышения эффективности работы следственных ап- |

паратов по расследованию транснациональных преступлений есть §

необходимость в создании постоянной межведомственной комиссии §

правоохранительных органов России для координации взаимодей- ||

ствия, в формировании единого информационного пространства О

на базе межведомственного информационного центра правоохрани- |

тельных органов РФ [14, с. 139], осуществляющих борьбу с транс- |

национальными преступлениями, в формировании организационных §

основ расследования транснациональных преступлений. |§

По отношению к вопросу улучшения кадрового потенциала |

необходима организация повышения квалификации сотрудников а

правоохранительных органов России, осуществляющих борьбу О

с транснациональными преступлениями, совершенствование мето- §

дологии деятельности правоохранительных и правоприменительных |

государственных органов, рационализация использования рабочего времени и алгоритмизация трудовых процессов.

Важную роль играет и материально-техническое обеспечение следственной деятельности. Необходима организация финансиро- Ь вания расследований сложных транснациональных преступлений, улучшение условий труда следственных работников, обеспечение их автоматизированным рабочим местом.

4. Работа следователя с общественностью. Термин «общественность» рассматривается в юридической науке как совокупность граждан, принимающих участие в уголовном судопроизводстве в силу

&

49

предоставленных уголовно-процессуальным законодательством полномочий. Участие общественности в борьбе с преступностью подразделяют на два вида: 1) помощь или содействие следователю либо оперативному работнику по инициативе представителей общественности; 2) помощь общественности, оказываемая по инициативе органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания [15, с. 4-5].

При расследовании транснациональных преступлений участие общественности ограничено законом. Однако повышать эффективность участия общественности в расследовании транснациональных преступлений необходимо. Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что взаимодействие следователя с общественностью, являясь одним из эффективных способов повышения качества расследования, позволяет также снизить нагрузку на следователя. Необходимость привлечения общественности обусловлена „о такими факторами, как ограниченность осведомленности следователя относительно условий, мест совершения преступлений и лиц, вовлеченных в криминальную деятельность; потребность участия многих № лиц в выполнении отдельных процессуальных и непроцессуальных § действий [16, с. 148-149]; противодействие расследованию со стороны § обвиняемых, подозреваемых.

2 Содействие и помощь органам следствия могут оказываться как ^ отдельными лицами или группой лиц, не являющихся представите— лями общественных организаций, так и их представителями. При § расследовании транснациональных преступлений это могут быть 5 представители международных общественных организаций (часто -§ при расследовании торговли людьми и других преступлений, с ней ^ связанных). Практика знает примеры сотрудничества работников воскресных школ (при расследовании преступлений, совершенных о с использованием компьютерных технологий) и ряда других обще-^ ственных организаций.

С В целях повышения эффективности использования общественных помощников в расследовании транснациональных преступлений 50 следует разрабатывать алгоритмы взаимодействия с указанием прав

и обязанностей представителей общественности. (V 5. Активизация профилактической деятельности следователей. ® Профилактика преступлений в целом - одно из направлений уголовной ^ политики РФ. В содержание профилактической работы следователей входит: полное раскрытие преступления и обеспечение неотвратимости наказания; предотвращение, пресечение преступления, о котором следователю стало известно в связи с рассмотрением заявления или сообщения о преступлении либо в связи с расследованием другого

преступления [17, с. 83]; изучение причин и условий, способствовавших совершению преступления; обобщение уголовных дел в целях выявления криминогенных факторов; участие в правовой пропаганде,

использование средств массовой информации; участие в комплексных а

профилактических операциях, организуемых штабными подразде- |2

лениями органов внутренних дел [18, с. 127-128]; осуществление |

общепрофилактических мероприятий, обеспечивающих снижение *§

преступности на обслуживаемом следователем участке. Важную роль О

играют профилактические меры по оконченным делам. 3

Конечный результат профилактической деятельности следователя о - снижение количества совершаемых транснациональных преступлений на территории города (области, района и т.п.). о

Резюмируя изложенное, можно сказать, что эффективность рас- | следования транснациональных преступлений напрямую зависит |

от уголовной политики государства. Однако современное положение |

уголовной политики в сфере противодействия транснациональной °

О

преступности далеко от идеала. Причина - отсутствие государ- 3

ственной концепции или стратегии борьбы с транснациональной о

преступностью. При создании такой концепции необходимо учесть Л

многочисленные наработки в этом направлении ученых-криминологов 2|

и криминалистов. В частности, следует обратить внимание на про- 3

екты, разработанные А.Х.-А. Пиховым [19] и Д.С. Хижняком [20]. |

|

г

Список литературы: §

1. Перминов, О.Г. Современные проблемы уголовной и уголовно-ис- | полнительной политики / О.Г. Перминов // «Черные дыры» в российском | законодательстве. - 2003. - № 2. - С. 246-262. 3

2. Ищенко, Е.П. Современная уголовная политика глазами криминалиста ^ / Е. П. Ищенко // Современные проблемы уголовной политики : материалы ^ III Международной науч.-практ. конф.: в 2 т. - Краснодар : Ун-т МВД России, | 2012. - Т. 1. - С. 54-55. |

3. Эминов, В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России / В.Е. Эминов. - М. : ТК Велби, Проспект, 2007. - 46 с.

51

4. Юрий Жданов: Организованная преступность оказывает услуги он- " лайн. - ЦКЬ: https://rg.ru/2021/10/14/organizovannaia-prestupnost-okazyvaet- ^ uslugi-onlajn.html (дата обращения: 01.11.2021). о

5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-сентябрь 2021

года. - иКЬ: https://мвд.рф/reports/ | кет/26421097/ (дата обращения: 01.11.2021).

6. О Следственном комитете Российской Федерации : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (в ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1, ст. 15; 2021. - № 18, ст. 3060.

7. Меланчик, Л.Ю. Оценка инновационности текущей стратегии предприятия / Л.Ю. Меланчик // Вестник Ивановского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 62-66.

8. Хижняк, Д. С. Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование: стратегические аспекты / Д.С. Хижняк; под ред. А.Г. Волеводза. - М. : Юрлитинформ, 2015. - 184 с.

9. Криминалистика : учеб. пособие / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин и др.; под ред. А.В. Дулова. - Минск, 1996. - 412 с.

10. Зеленский, В.Д. Организация расследования преступлений : криминалистические аспекты / В.Д. Зеленский. - Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1989. - 152 с.

11. Степура, Ю.И. Использование информационно-аналитической работы следователя в организации расследования преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю. И. Степура. - М., 2011. - 26 с.

12. Кирдяшова, Е.В. Совершенствование законодательства и развитие права / Е.В. Кирдяшова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. -2018. - № 4. - С. 118-123.

13. Организация работы следственного отдела (управления) МВД, УВД § / под ред. С.В. Мурашова. - М. : ВНИИ МВД СССР, 1977. - 172 с.

14. Жбанков, В.А. О повышении эффективности борьбы с таможенными а правонарушениями / В.А. Жбанков // Воронежские криминалистические § чтения : сб. науч. тр. / под ред. О.Я. Баева. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. § ун-та, 2007. - Вып. 8. - С. 137-140.

^ 15. Денежкин, Б.А. Взаимодействие органов предварительного рас-

С следования и общественности в борьбе с преступностью : учебное пособие ^ / Б.А. Денежкин; под ред. В.В. Степанова. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. ^ акад. права, 2003. - 40 с.

2£ 16. Павлов, Н.Е. Использование общественности в расследовании пре-

25 ступлений / Н.Е. Павлов // Вопросы организации и производства предвари-§ тельного следствия в органах охраны общественного порядка. - М., 1964. С 17. Организация работы следователя : пособие. -М. : ВНИИ МВД СССР,

1983. - 112 с.

о^ 18. Томин, В.Т. Взаимодействие следователей с профилактической служ-

оо бой / В. Т. Томин, В.С. Устинов // Проблемы предварительного следствия. 2 - Волгоград, 1978. - Вып. 7. - С. 123-127.

19. Пихов, А.Х.-А. Теоретические основы противодействия транснациональной преступности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.Х.-А. Пихов. -

52 Краснодар, 2018. - 56 с.

20. Хижняк, Д.С. О проекте стратегии противодействия транснациональ-^ ной криминальной деятельности в Российской Федерации / Д. С. Хижняк // О Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2016. - № 6 (29). - С. 17-30. «V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.