Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ / МОТИВ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ / ЛИЧНОСТНАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царская Татьяна Сергеевна, Сергиенко Наталья Анатольевна, Кушнырь Любовь Александровна, Шукурова Инна Вячеславовна

Статья посвящена интерпретации анкетирования, проведенного среди студентов неязыковых направлений для выявления социальных, личностных и коммуникативных мотивов к изучению иностранного языка. Выявлены противоречия между личностными, социально-обусловленными потребностями студентов неязыковых направлений первого курса владеть иностранным языком и их иноязычными коммуникативным умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царская Татьяна Сергеевна, Сергиенко Наталья Анатольевна, Кушнырь Любовь Александровна, Шукурова Инна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVEALING MOTIVES OF NON-LINGUISTIC STUDENTS FOR MASTERING A FOREIGN LANGUAGE IN UNIVERSITY

The article is devoted to the analysis of the questionnaire conducted among students of non-linguistic faculties for revealing social, personal, communicative motives in learning a foreign language. Contradictions between personal and social needs of non-linguistic students (the first year) for mastering the foreign language and their foreign communicative skills are revealed

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

УДК 37.015.3

Царская Т. С., Сергиенко Н. А., Кушнырь Л. А., Шукурова И. В.

Tsarskaya T. S., Sergienko N. A., Kushnyr L. A. Shukurova I. V.

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

REVEALING MOTIVES OF NON-LINGUISTIC STUDENTS FOR MASTERING A FOREIGN LANGUAGE IN UNIVERSITY

Статья посвящена интерпретации анкетирования, проведенного среди студентов неязыковых направлений для выявления социальных, личностных и коммуникативных мотивов к изучению иностранного языка. Выявлены противоречия между личностными, социально-обусловленными потребностями студентов неязыковых направлений первого курса владеть иностранным языком и их иноязычными коммуникативным умениями.

The article is devoted to the analysis of the questionnaire conducted among students of non-linguistic faculties for revealing social, personal, communicative motives in learning a foreign language. Contradictions between personal and social needs of non-linguistic students (the first year) for mastering the foreign language and their foreign communicative skills are revealed.

Ключевые слова: студенты неязыковых направлений; мотив; анкетирование; социальная, личностная, коммуникативная мотивация.

Keywords: non-linguistic students, motive, questionnaire, social, personal, communicative motivation.

На протяжении многих лет интерес ученых к проблеме мотивации в различных сферах деятельности не ослабевает. Роль мотивации обусловлена ее значимостью и особенностью, которая заключается в том, что она предшествует достижениям людей, является показателем результативной социально-производственной и коммуникативной деятельности человека.

Любая эффективная деятельность человека обусловлена высокой мотивацией. Мотивация (от лат. moveo - двигаю) является общим названием для процессов, методов, средств, побуждающих человека к продуктивной деятельности. Мотивация -потребность, которая сводится к поиску нужного предмета, к формированию конкретного мотива той или иной сферы деятельности личности [1].

Проблемами мотивационной сферы и личности занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леотьев, А. Маслоу, З. Фрейд, П. Фресс, П. М. Якобсон, Р. С. Немов, Е. П. Ильин.

Мотивационная сфера человека многообразна. На неё могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества, и характер деятельности как таковой.

Мотив - это внутренний психологический источник целенаправленной деятельности человека, её предмет, который организует и направляет деятельность на достижение цели [2]. Мотив - внутреннее основание для совершаемого человеком действия или поступка [1]. Мотивы - это внутренние силы, побуждающие человека к деятельности [3].

Деятельность студентов является учебной, поэтому можно констатировать тот факт, что побудителем учебной деятельности студентов являются мотивы, которые

включают в себя их познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, а также профессиональные запросы будущих специалистов.

В системе обучения существуют разные подходы к классификации мотивов в зависимости от их критериев. В целом в учебной деятельности обучающихся мотивы можно определить как отношение к дисциплине, как направленность на эту деятельность [4; 5].

По видам выделяются личностные, социальные, познавательные и коммуникативные мотивы, по уровням - внутренние и внешние.

Основным признаком внутренней мотивации считается самостоятельная активность обучающегося [6]. Внутренне мотивированное поведение осуществляется ради него самого. Внешняя же мотивация связана с целями и объектами, находящимися вне индивида, в окружающей среде [7].

При изучении иностранного языка выделяют следующие виды внешней и внутренней мотивации: 1) коммуникативная, обеспечивающая речевое намерение и ситуативный интерес обучающихся; 2) операционно-инструментальная, благодаря которой появляется процессуальный интерес обучающихся; 3) познавательная, которая оказывает влияние на познавательный интерес к предмету [8; 9].

Развитие внутренней и стимулирование внешней мотивации студентов неязыковых направлений к изучению иностранного языка невозможно без выявления интересов обучающихся в личностно-социальной, коммуникативной видах мотивации, связанных с процессом изучения иностранного языка.

Чтобы оценить, какая мотивация - внутренняя или внешняя - доминирует у студентов неязыковых направлений, им можно предложить разработанный вопросник.

Из предложенных вариантов каждого суждения опрашиваемый утверждает вариант, соответствующий его мнению.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление социальных, личностных, коммуникативных мотивов студентов неязыковых направлений первых курсов обучения к изучению иностранного языка.

Программа исследования. Метод исследования базировался на опросе в виде анкеты, содержащей вопросы на выявление социальной, личностной, коммуникативной мотивации.

Всего в исследовании приняли участие 398 студентов в возрасте от 16 до 20 лет. Референтами являлись:

• 211 совершеннолетних студентов 1-го курса Сургутского нефтяного техникума следующих направлений подготовки среднего профессионального образования: «Переработка нефти и газа», «Бурение нефтяных и газовых месторождений», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»;

• 94 студента 1-2 курса филиала Тюменского индустриального университета в городе Сургуте направлений «Нефтегазовое дело», «Автомобильное хозяйство»;

• 91 студент 1-го курса Сургутского государственного университета направлений «Лечебное дело и Педиатрия» (медицинское направление), «Экономика и Бухгалтерский учет» (экономический профиль), «Гражданское, уголовное право» (направление «Юриспруденция»).

Мотивационный блок заданий включает в себя потребности студентов, их идеалы, мотивы, установки, интересы, влечение к иноязычной культуре.

Компонентный состав мотивации студентов к изучению иностранного языка нагляднее представить в виде систематизированной таблицы, которая включает в себя описание разделения мотивов на социальные, личностные и коммуникативные (см. табл. 1).

Таблица 1

Компонентный состав сферы мотивов учения

Виды мотивации изучения иностранного языка Мотивы, составляющие тот или иной вид мотивации

ВНЕШНЯЯ

Социальная мотивация 1. Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. (Варианты: изучаю для общего развития; этот язык один из самых распространенных в мире, и его надо знать). 2. Иностранный язык знают в семье, и это побуждает меня изучать его. 3. Изучаю потому, что иностранный язык стоит в программе обучения курса (хочу, чтобы оценка по иностранному языку была такой же высокой, как и по другим предметам, хочу иметь хороший средний балл в аттестате). 4. Хочу знать иностранный язык не хуже своих сокурсников.

Мотивация, связанная с перспективным развитием личности 1. Изучаю, потому что иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни, профессии. 2. Хочу поехать за границу. 3. Человек, владеющий иностранным языком, приносит больше пользы семье и ее бюджету. 4. Хочу владеть иностранным языком на хорошем (высоком/продвинутом) уровне для своей будущей профессиональной деятельности.

ВНУТРЕННЯЯ

Коммуникативная мотивация 1. Интересно общаться со сверстниками на занятиях: обмениваться впечатлениями, высказывать свое мнение, обсуждать актуальные события на иностранном языке. 2. Иностранный язык служит средством удовлетворения моих внеучебных интересов.

Мотивация, порождаемая преимущественно самой учебной деятельностью (операционно-инструментальная мотивация) 1. Интересуюсь иностранным языком как таковым: нравится отгадывать значение новых слов, выводить грамматические правила, выполнять различные упражнения, ощущать успех в обучении [8].

Методика проведения анкетирования и требования к выполнению содержательной части отмечаются (отличаются) быстротой тестирования и простотой подсчета баллов. Участникам анкетирования предлагалось поставить знак «+», если он (она) согласен(на) с вопросом-утверждением и знак «-», если он(она) не согласен(на) с вопросом-утверждением. За каждый ответ со знаком «+» испытуемый получал по 1 баллу, соответственно за ответ со знаком «-» участнику анкетирования присваивается 0 баллов. Диагностическим показателем результатов исследования является процентное выражение соотношения утвердительных вопросов со знаком «+» к общему числу опрашиваемых участников анкетирования.

По компонентам мотивационного блока были получены следующие результаты: социальная мотивация - 76%; личностная - 81%; коммуникативная - 42% (см. рис.). Примеры ответов студентов с данными в процентном соотношении:

1. Язык является ценностью для меня (94%).

2. Человек, владеющий иностранным языком, приносит больше пользы себе

(70%).

3. Человек, владеющий иностранным языком, приносит больше пользы обществу и государству (64%).

4. Человек, владеющий иностранным языком, приносит больше пользы семье и ее бюджету (64%).

5. Я интересуюсь культурой, фактами, событиями страны изучаемого языка, так как это расширяет мой кругозор (45%).

6. Изучая иноязычную культуру, я сравниваю ее с культурой своей страны

(56%).

7. Мне нравится, что государство требует внимательного отношения к национальным языкам, носители которых проживают на территории страны (58%).

8. Помимо родного и иностранного языка, имеющего статус международного значения (английский), я бы хотел(ла) изучать язык этнических групп России (31%).

9. Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. (Варианты: изучаю для общего развития; этот язык один из самых распространенных в мире, и его надо знать) (67%).

10. Иностранный язык знают в семье, и это побуждает меня изучать его (63%).

11. Изучаю потому, что иностранный язык стоит в программе обучения курса (хочу, чтобы оценка по иностранному языку была такой же высокой, как и по другим предметам, хочу иметь хороший средний балл в аттестате) (74%).

12. Хочу знать иностранный язык не хуже своих сокурсников (76%).

13. Изучаю, потому что иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни, профессии (81%).

14. Хочу владеть иностранным языком на хорошем (высоком/продвинутом) уровне по своей профессиональной специальности (72%).

15. Хочу поехать за границу (86%).

16. Интересно общаться со сверстниками на занятиях: обмениваться впечатлениями, высказывать свое мнение, обсуждать актуальные события на иностранном языке (38%).

17. Иностранный язык служит средством удовлетворения моих внеучебных интересов (42%).

18. Вообще интересуюсь иностранным языком как таковым: нравится отгадывать значение новых слов, выводить грамматические правила, выполнять различные упражнения, ощущать успех в обучении (48%).

Показатели результатов компонентов мотивационного

блока

социальная мотивация личностная мота вацнаммун и ката иная мотивация

■ Ряд1 76 81 56

■ Ряд 2 74 72 48

■ Ряд 3 64 70 48

■ Ряд 4 63 64 42

■ Ряд 1 ■ Ряд 2 я Ряд 3 ■ Ряд 4

Рис. Показатели результатов компонентов мотивационного блока

Общую матрицу из числа заданий, количества респондентов и процентных показателей, ориентированных на выявление социальных, личностных, коммуникативных мотивов студентов неязыковых направлений к изучению иностранного языка, можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Таблица 2

Показатели мотивации студентов к изучению иностранного языка

Мотивация № Количество респондентов, Процентные показатели к

задании ответивших со знаком «+» числу опрошенных (398 чел.)

социальная 9 284 64%

10 282 63%

11 320 74%

12 322 76%

личностная 2 316 70%

4 284 64%

13 318 72%

14 336 81%

коммуникативная 5 257 48%

6 268 56%

17 249 42%

18 257 48%

Обсуждение результатов исследования. Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что большое количество студентов неязыковых факультетов желают изучать иностранный язык и владеть им для личностных целей. На вопросы: «Язык является ценностью для меня» утвердительный ответ дали 94% опрошенных. «Человек, владеющий иностранным языком, приносит больше пользы для себя» - 70 %. «Изучаю, потому что иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни, профессии» - 81%. 72% респондентов ориентированы на дальнейшее развитие иноязычных умений и навыков с целью профессионального овладения иностранным языком. В то же время большое количество студентов отметили, что им неинтересно общаться со сверстниками на занятиях, обмениваться впечатлениями, высказывать свое мнение, обсуждать актуальные события на иностранном языке (положительно ответили всего 38%). Малая доля процента, на наш взгляд, является результатом низкого уровня языковой подготовки абитуриента к дальнейшему практическому иноязычному усвоению, так как предполагается, что способность обмениваться впечатлениями, высказывать свое мнение, обсуждать актуальные события на иностранном языке требует от студентов специальных языковых умений.

Таким образом, в связи с полученными данными анкетирования среди студентов первого года обучения перед преподавателями возникает задача создания специальных условий, обеспечивающих повышение коммуникативной мотивации студентов для развития иноязычных умений, отвечающих и удовлетворяющих социально-личностным, профессионально-ориентированным запросам студентов неязыковых направлений [10; 11; 12].

Литература

1. Немов Р. С. Общая психология : в 3 т.Т. I. Введение в психологию: учебник для бакалавров. 6-е изд. М. : Изд-во Юрайт, 2014. 726 с.

2. Леонтьев А. А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности // Теория речевой деятельности». М. : Наука, 1968. 361 с.

3. Рассказов Ф. Д. Психология в модулях. Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. 101 с.

4. Подласый И. П. Новый курс. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.: ил.

5. Кушнырь Л. А. Мотивация студентов-биологов как средство формирования билингвизма. Мир науки, культуры, образования. 2016. №2. URL: https: // elibrary. ru/item.asp?id=25935018 (дата обращения: 12.11.2018).

6. Ерчак Н. Т. Иностранные языки: психология усвоения. Минск : Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2016. 336 с.

7. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 129-138.

8. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. М. : Просвещение, 1985. 208 с.

9. Kushnyr L. A. Motivation as Instrument of Students-Biologists' Bilingualism Formation During Foreign Language Teaching // International Conference on Research Paradigsm Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). URL: http: // dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.82 (дата обращения: 12.11.2018).

10. Ставрук М. А., Симонова О. А. Совершенствование языковых компетенций преподавателей и студентов для интернационализации научно-образовательной деятельности вуза // Материалы Всероссийской научной конференции «Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: эксклюзивные компетенции преподавателя» : сборник материалов Всероссийской научной конференции (20-22 апреля 2017 г.) / под ред. И. В. Слесаренко. Томск : Изд-во ТПУ, 2017. С. 135-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шукурова И. В. Развитие речевой активности у студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку // Психология и Педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения : сборник материалов IV-й международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. М. Мосолова. 2014. URL : https://elibrary.ru/contents.asp?id=34417803&selid=28306539 (дата обращения: 12.11.2018).

12. Грамма Д. В., Шукурова И. В. Организация самостоятельной работы студентов средствами инфокоммуникационных технологий в процессе изучения иностранного языка. Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2. URL : https://elibrary.ru/contents.asp? id=34417803&selid=28306539 (дата обращения: 12.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.