Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/71PDMN217.pdf Статья опубликована 26.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Бадмаева Е.С., Семенова М.В. Метод анализа потребностей обучаемых при изучении иностранного языка в вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/71PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 372.881.1
Бадмаева Елена Содномовна
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Россия, Улан-Удэ1 Старший преподаватель кафедры «Иностранных языков»
Кандидат филологических наук E-mail: [email protected]
Семенова Мария Владимировна
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Россия, Улан-Удэ
Доцент кафедры «Иностранных языков» Кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Метод анализа потребностей обучаемых при изучении иностранного языка в вузе
Аннотация. В статье представлены результаты исследования потребностей в изучении английского языка студентов-первокурсников неязыковых направлений подготовки бакалавриата Педагогического института Бурятского государственного университета. Обосновывается необходимость проведения подобного исследования в вузе, поскольку оно способствует выявлению основных целей, мотивов, приемов эффективного овладения иностранным языком.
Особое внимание уделяется особенностям применения метода анализа потребностей обучаемых в изучении иностранного языка. Дана поэтапная инструкция с примерами анкеты-опросника по диагностике потребностей в изучении иностранного языка, а также образец карты студента.
Авторами доказано, что у студентов неязыковых направлений подготовки отмечается низкий уровень мотивации в изучении иностранного языка, поскольку внешние мотивы превалируют, а такие важные мотивы, как познавательно-образовательные и интеллектуально-развивающие занимают второстепенное место. Отмечается также слабая способность студентов в определении целей изучения иностранного языка.
Проведенное авторами исследование имеет практическую значимость и помогает преподавателям выстроить траекторию обучения иностранному языку, как группы, так и отдельного студента.
1 670000, Россия, Республика Бурятия, ул. Смолина 24а
Ключевые слова: мотивация; потребности в изучении иностранного языка; метод анализа потребностей; индивидуальный дневник обучаемого; мотивы; профессиональная деятельность; карта студента; образовательный процесс
Иностранный язык играет значительную роль в жизни представителя современного общества, поскольку его изучение непосредственно связано с развитием культурного уровня человека, совершенствованием его как личности. Кроме того, владение иностранным языком является одним из ключевых компонентов успешной профессиональной деятельности современного, конкурентоспособного специалиста для эффективного решения профессиональных задач в условиях динамично меняющихся реалий. Современная действительность такова, что студенты неязыковых направлений демонстрируют неоднозначное отношение к предмету «Иностранный язык». У значительной части обучающихся мотивационно-эмоциональный дефицит в отношении иностранного языка начинает формироваться ещё в школе и переносится в последующем на процесс его изучения в вузе, так как данная дисциплина зачастую не связана непосредственно с жизненными планами учащихся. Нередко у студентов преобладает негативное отношение к этому предмету как очень трудному, практически не поддающемуся освоению. Учитывая это, необходимо рассмотреть вопрос о формировании мотивации овладения иностранным языком у студентов неязыковых направлений подготовки с целью повышения эффективности учебной деятельности по этой дисциплине и улучшения профессиональной подготовки в целом. Следует отметить, что данная проблема достаточно хорошо освещена в зарубежной методике преподавания английского языка для специальных целей [6, 8, 9, 10]. В отечественной науке подобное исследование представлено, например, у О.Г. Полякова, который считает, что анализ потребностей студентов позволяет установить тематику предметного языкового содержания профильно-ориентированного обучения английскому языку в высшей школе [3]. В работе Г.В. Шваловой представлены результаты опроса студентов Томского политехнического университета, направленного на выявление мотивации при изучении профессионального иностранного языка
[5].
Наряду с мотиваций необходимо на наш взгляд тщательно исследовать и потребности студентов. Анализ потребностей представляет собой процесс, состоящий из двух этапов. В ходе первого этапа проводится сбор информации об обучаемых, на основании которой, на втором этапе, определяются цели и методы обучения иностранному языку [7]. Таким образом, метод анализа потребностей студентов является важнейшей составляющей процесса изучения иностранного языка. Учащиеся ставят перед собой разные цели и имеют различные потребности, например, научиться говорить по телефону, вести деловые переговоры, читать специальную литературу, смотреть фильмы на английском языке. Если их цели и потребности не удовлетворяются на занятии, то скорее всего они будут вести себя пассивно, пропускать занятия, выражая тем самым свое недовольство. Поэтому использование метода анализа потребностей обучаемых актуально на протяжении всего освоения языковой программы.
Метод анализа потребностей может служить основой для разработки рабочей программы дисциплины «Иностранный язык», практических занятий, а также и внеаудиторной деятельности. Этот метод включает в себя определение целей, уровня владения, степени мотивации, ожиданий обучающихся от изучения иностранного языка в вузе и оценку предыдущего опыта овладения им.
Метод анализа потребностей строится, исходя из достижений и возможностей обучаемых, а не акцентирует их недостатки, позволяя студентам определить те знания и навыки, которые они приобрели в процессе изучения иностранным языком. Он характеризуется непрерывностью, так как осуществляется на протяжении всей программы дисциплины
Мир Науки
«Иностранный язык». В начале освоения программы метод анализа потребностей используется для определения уровня владения иностранным языком, подбора учебно-методического комплекса, дополнительных материалов, образовательных технологий, а также позволяет преподавателю сопоставить потребности и цели обучаемых с целями практических занятий и своевременно вносить коррективы в план своей работы. В конце освоения программы анализ потребностей помогает преподавателю подвести итоги, выявить изменения в целях и потребностях обучаемых, а также определить будущую стратегию овладения иностранным языком для данной группы обучаемых, а самое важное проследить прогресс развития языковых навыков и умений обучаемых.
Процесс планирования включает в себя следующие шаги.
• Целеполагание, т.е. какая информация вам необходима для создания рабочей программы курса.
• Определение и подбор различных приемов и способов: будете ли вы использовать анкетирование, метод наблюдения, проводить беседу, групповой опрос, давать задание написать эссе или нарисовать схему, рисунок, ленту-времени (см. таблицу 1). При выборе метода получения информации необходимо учитывать возраст обучаемых, направление подготовки (языковой или неязыковой факультет). Для получения наиболее полной картины рекомендуется использовать комплекс разнообразных методов.
• Выбор формы применения, времени проведения, способа анализа полученных данных.
• Определение языка (родной или иностранный), который вы будете использовать. Данный шаг зависит от уровня владения языком конкретной группы.
• Разработка программы.
Таблица 1
Основные приемы метода анализа потребностей обучаемых (составлено/разработано авторами)
Приемы метода анализа потребностей Пример
Анкетирование Анкетирование может включать следующие разделы: • личные данные; • список тем, интересующих обучаемых; • определение уровня владения иностранным языком; • мотивы; • цели изучения иностранного языка. Обучаемые отмечают то, что они знают или хотели бы знать, ставя галочку в нужном окне или отмечают/подчеркивают на шкале (1-2-34-5) по степени важности (см. приложение 1).
Мир Науки
Мир Науки
Приемы метода анализа потребностей Пример
Беседа/интервью/ групповой опрос Преподаватель составляет для себя опросный лист. Опросный лист должен включать вопросы открытого типа, предполагающие расширенный ответ в свободной форме. Например: • What do you read in English? • Что вы читаете на английском языке? Преподаватель фиксирует полученные данные. Беседа/интервью/групповой опрос призваны выявить следующую информацию: • языковые знания обучающихся; • интересы и мотивы обучающихся; • стиль освоения иностранного языка. Данный метод может проводится как на иностранном языке, так и на родном языке.
Эссе Эссе в свободной форме о: • предыдущем опыте изучения иностранного языка; • трудностях и успехах; • планах и целях; • ожиданиях от предстоящего курса изучения; • будущих планах использования.
Схема, рисунок, лента времени Преподаватель задает тему для схемы или рисунка и просит раскрыть ее на листе бумаги. Например: • мой предыдущий опыт изучения иностранного языка; • мои ожидания от курса; • как я планирую использовать иностранный язык в будущем. На ленте времени учащиеся отмечают: • предыдущий опыт; • текущие цели; • будущие планы использования.
2-11 кл. (в школе) бегло говорить общаться с друзьями
Обучающийся обсуждает с преподавателем план действий по достижению поставленных целей.
После проведения той или иной формы метода анализа потребностей преподаватель систематизирует полученные результаты с целью создания целостного портрета обучаемого и заносит полученные данные в карту студента (см. таблица 2). В данной карте преподаватель также фиксирует данные теста по определению уровня владения английским языком (Placement Test), который проводится заранее; записывает свои комментарии. Следует отметить, что чем ниже уровень владения иностранным языком, тем слабее познавательный интерес, а, следовательно, и уровень мотивации к изучению иностранного языка [4]. Далее проводится беседа с обучаемым в ходе, которой он знакомится с результатами, совместно с преподавателем разрабатывает индивидуальный план обучения. Индивидуальный план обучения структурирует работу студента, демонстрирует языковые знания учащегося, а также прогресс в достижении целей изучения иностранного языка.
Таблица 2
Карта студента (составлено/разработано авторами)
ФИО Иванова Светлана Ивановна
Институт/факультет Педагогический институт
Направление подготовки Педагогическое образование
Группа 07161
Ранее изучал(а) В средней школе
Уровень владения ИЯ Placement Test Самооценка
A2 Продолжающий
S L P W R V
3 3 3 4 4 4
Мотивы изучения английского языка
Познавательно-образовательные Интеллектуально-развивающие Социально значимые Прагматические Мотивы избегания неудачи Мотив долга без личной значимости
1 2 8 1 4 2 5 5 15 3 3 3
2 1 14 1 10 1 7 2 18 2 9 3
6 3 16 3 11 1 17 2 24 1 19 2
12 1 23 1 13 1 20 4 29 3 21 2
22 2 28 1 27 1 25 1 32 4 30 5
26 1 35 4 33 4 31 1 36 2 34 5
Средний балл 1,67 Средний балл 1,84 Средний балл 1,67 Средний балл 2,5 Средний балл 2,5 Средний балл 3,34
Ц ели изучении английского языка студента неязыковой специальности ВУЗа
Наиболее значимые (5 б.): 1-5, 12, 13, 19, 25-30 Вторые по значимости (4 б.): 8-10, 14, 16, 17, 20-22 Другое:
Эссе «Мои планы применения английского языка в профессиональной деятельности»
Комментарии преподавателя:
Для апробации разработанных нами анкеты диагностики потребностей в изучении иностранного языка (см. приложение 1), карты студента был проведен опрос студентов первого курса Педагогического института Бурятского государственного университета. В исследовании участвовало 26 человек.
Второй раздел анкеты наиболее значимый, так как по его результатам проводится анализ мотивов овладения иностранным языком. В психологии мотивация определяется как побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность совершать действия с целью удовлетворения своих потребностей [1]. Таким образом, понятие потребности тесно связано с мотивацией и является определяющим в учебной деятельности студента.
Мир Науки
Качественный анализ всех видов мотивации показал, что первое место по среднему баллу получили мотивы избегания неудачи, на втором месте стоят прагматические мотивы. Далее следуют познавательно-образовательные мотивы, которые занимают третье место. Интеллектуально-развивающие и мотив долга без личной значимости находятся на четвертом месте, так как различия результатов в этих двух видах мотивации не значительны. На последнем месте находится социально-значимые мотивы (см. таблица 3, рис. 1).
Таблица 3
Распределение мотивов овладения студентами английским языком (составлено/разработано авторами)
Мотивы Средний показатель Место
познавательно-образовательные 2,8 3
интеллектуально-развивающие 2,6 4
прагматические 2,9 2
мотив долга без личной значимости 2,6 4
мотивы избегания неудачи 3,2 1
социально-значимые 2,1 5
3,5 3 2,5
3 2
4 ч
Я 1 £■ И 1,5
1
0,5 0
Ряд1
Мотивы избегания неудачи Прагматические Познавательно-образовательные Интеллектуально -развивающие Мотив долга без личной значимости Социально значимые
3,2 2,9 2,8 2,6 2,6 2,1
Рисунок 1. Распределение мотивов изучения английского языка (составлено/разработано авторами)
Как видно из приведенных данных первые места занимают внешние мотивы овладения иностранным языком, тогда как внутренние мотивы, а именно: познавательно-образовательные и интеллектуально-развивающие находятся на третьем и четвертом местах.
Первое место мотива избегания неудачи сигнализирует о том, что студенты являются пассивными участниками образовательного процесса, не проявляют инициативу в получении знаний, избегают ответственности при выполнении заданий, затрудняются ставить перед собой цели и задачи освоения языка, имеют предыдущий отрицательный опыт в изучении иностранного языка.
Социально-значимые мотивы заняли последнее место. Можно предположить, что такие низкие показатели указывают, что изучение иностранного языка не поощряется и не культивируется в социальном окружении студентов. Отсутствуют интеграционные связи со страной изучаемого языка и ее представителями. Нет возможности живого языкового общения.
Из всех мотивов нас наиболее всего интересовали познавательно-образовательные и интеллектуально-развивающие, так как они являются наиболее важными внутренними
мотивами, побуждающими к деятельности по овладению иностранным языком и формированию, поддержанию на должном уровне этих мотивов необходимо уделить особое внимание. Наши показатели свидетельствуют о том, что познавательные и интеллектуальные потребности студентов удовлетворяются на занятиях иностранного языка не в должной мере.
Причины снижения мотивации можно разделить на две группы: причины, зависящие от преподавателя и причины, зависящие от студента. Среди причин, зависящих от преподавателя можно выделить: неправильный отбор учебного материала и методов обучения, низкий уровень владения современными методами обучения, неумение выстраивать отношения со студентами и организовывать их взаимодействие друг с другом, личностные особенности преподавателя. Причинами снижения мотивации, зависящей от студентов являются: низкий уровень знаний, отсутствие понимания собственных мотивов учебной деятельности и приемов самостоятельного приобретения знаний, не сложившиеся взаимоотношения в учебной группе.
Низкий уровень внешней мотивации указывает на существование мотивационного потенциала студентов, который необходимо актуализировать профессорско-преподавательскому составу в процессе изучения иностранного языка. Чем больше студенты воспринимают преподавателя как контролера и руководителя, тем менее внутренне мотивированными они становятся. И наоборот, восприятие своей автономности и свободы со стороны преподавателя увеличивает внутреннюю мотивацию студентов.
Комфортная атмосфера на занятии, занимательные задания, самоанализ и самооценка являются эффективными способами развития студенческой мотивации. Кроме того, свобода студента в выборе содержания заданий, методов, стиля обучения и целостная стратегия обучения приводят к усилению внутренней мотивации в изучении иностранного языка.
Преподаватели часто пользуются таким термином как само-мотивированный студент, обозначая им тех, кто внутренне мотивирован и не нуждается во внешнем подкреплении. Внутренне мотивированные обучающиеся могут достигнуть хороших результатов, если их учебная деятельность направлена на продуктивные цели. В определенном смысле перспективным представляется тот факт, что внутренняя мотивация - это не врожденная характеристика, скорее она приобретается в процесс получения опыта. Педагогам необходимо знать, что, обучая студентов применять побудительные стратегии поведения, они помогают развитию в них личностной внутренней мотивации. Такая мотивация полезна не только в учебном процессе, но и в выполнении различных задач вне занятия. При этом необходимо помнить о том, что слишком высокий уровень мотивации вызывает чрезмерную напряженность и приводит к снижению эффективности и отрицательным эмоциональным реакциям [2].
Необходимо отметить, что большая часть студентов (73%) затруднились в выборе собственных целей изучения иностранного языка, предложенных в третьем разделе анкеты. Данный результат показал - студенты не обладает достаточным уровнем автономности и сознательности в процессе изучения и предпочитают пассивный стиль обучения. Для решения данной проблемы преподаватель совместно со студентом определили личные цели изучения иностранного языка, способы их достижения и зафиксировали их в индивидуальном плане обучения.
Проведенный нами методический эксперимент показал, что метод анализа потребностей положительно повлиял на обоих участников образовательного процесса. Так, студенты стали лучше понимать себя, свои сильные и слабые стороны, а также то, для чего они изучают иностранный язык, научились ставить реалистичные цели, определили какими языковыми навыками и умениями они владеют, а какие необходимо развивать, возросла ответственность, самостоятельность и активность. Наиболее важным достижением стало то, что студенты стали более мотивированным, видя заинтересованность преподавателя и его поддержку.
Мир Науки
Таким образом, на наш взгляд, существует необходимость в проведении процедуры анализа потребностей в изучении иностранного языка в вузе, что позволяет преподавателю грамотно разработать рабочую программу дисциплины «Иностранный язык» и план внеаудиторной деятельности, включающий языковые конкурсы, научно-практические конференции, олимпиады разного уровня. Кроме того, понимая потребности каждого обучаемого, быть более гибким в выборе форм, методов и приемов обучения, оказывать необходимую помощь в преодолении трудностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
2. Косинская Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Территория науки. - 2015. - №5. URL: http://cyberlenmka.m/artide/n/rol-motivatsii-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka-1 (дата обращения: 22.09.2016).
3. Поляков О.Г. Аспекты профильно-ориентированного обучения иностранному языку в высшей школе. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. - 192 с.
4. Стрекалова И.В. О значении интереса к изучению иностранных языков в вузе и стимулах его формирования // Вестник Брянского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - №1. - С. 140 - 145.
5. Швалова Г.В. Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка // Концепт. - 2012. - №11. URL: http://www.covenok.ru/concept/2012/12152.htm (дата обращения 17.08.2016).
6. Brown J. The elements of language curriculum: A systematic approach to program development. - New York: Heinle & Heinle Publishers, 1995. - 262 p.
7. Duddley-Evans T., St John M.J. Development in English for Specific Purposes: A Multidisciplinary Approach. - Cambridge: Cambridge University press, 2009. - 301 p.
8. Scrivener J. Learning teaching. The essential guide to English language teaching. -Third edition. Oxford: Macmillan Education, 2011. - 416 p.
9. Stern H.H. Fundamental concepts of language teaching. - Oxford: Oxford University press, 1983. - 582 p.
10. Westerfield K. An overview of needs assessment in English for specific purposes // Best practices in ESP: E-teacher course. Oregon: University of Oregon, 2010.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Badmaeva Elena Sodnomovna
Buryat state university, Russia, Ulan-Ude E-mail: [email protected]
Semenova Maria Vladimirovna
Buryat state university, Russia, Ulan-Ude E-mail: [email protected]
Method of learner's needs analysis in the process of foreign language acquisition at university
Abstract. The article presents the results of the research of learner's needs analysis in the process of the English language acquisition of first-year students at the Pedagogical Institute of the Buryat State University. The necessity of conducting such a study in the university is justified, as it helps to identify the main goals, motives, and methods of efficient foreign language learning.
Particular attention is paid to the peculiarities of implementing the method of student's needs analysis. There is a step-by-step instruction with examples of a questionnaire for diagnosing the needs for learning a foreign language, as well as a sample of the student's card.
The authors have proved that students have a low level motivation in learning a foreign language, because external motives prevail, and such important motives as cognitive-educational and intellectual-developing occupy a secondary place. There is also a weak ability of students to determine the goals of learning a foreign language.
The research carried out by the authors has practical significance and helps teachers to find a direction of teaching a foreign language, both to a group and an individual student.
Keywords: motivation; learner's needs analysis; method; learning a foreign language; individual student's diary; professional activity; student's card; education
Приложение 1
Анкета диагностики потребностей в изучении иностранного языка (составлено/разработано авторами)
Личные данные
ФИО:_
ИНСТИТУТ/ФАКУЛЬТЕТ:_
НАПРАВЛЕНИЕ:_
ГРУППА:_
Где вы изучали английский язык до поступления в университет? Выберите верный вариант ответа (возможно несколько вариантов):
О в средней школе
О на дополнительных курсах английского языка
О с репетитором
О участвовал в международной программе
О другое_
1. Определите уровень владения английским языком, поставив галочку (V). Например, продолжающий V. Далее отметьте, насколько хорошо вы владеете языковыми и речевыми навыками, по шкале от 1 - плохо владею до 5 - владею свободно. Например, говорение 1 2 3 4 5.
Начинающий □ Продолжающий □ Средний □ Продвинутый □
Говорение 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Аудирование 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Произношение 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Письмо 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Чтение 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Словарный запас 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
2. Отметьте насколько вы заинтересованы в изучении английского языка. Прочтите утверждения, описывающие отношение к овладению иностранным языком. Каждому утверждению выставите одну из следующих оценок:
5 - Данное утверждение является главным в моем стремлении к овладению английским языком.
4 - Я часто руководствуюсь данным утверждением при овладении английским языком.
3 - Иногда я руководствуюсь подобным утверждением.
2 - Почти никогда, изучая английский язык, не руководствуюсь подобным утверждением.
1 - Никогда не руководствуюсь подобным соображением.
Оценка
0 Изучаю английский язык, чтобы читать классическую литературу в оригинале. 1 2 3 4 5
1 Изучение английского языка необходимо мне для путешествий. 1 2 3 4 5
2 Люблю смотреть фильмы и читать книги, журналы, газеты, интернет статьи в оригинале (на английском языке). 1 2 3 4 5
3 Моя семья/родители считают, что образованный человек должен владеть иностранными языками. 1 2 3 4 5
4 Изучение английского языка поощряется в нашей стране/обществе. 1 2 3 4 5
5 Владение английском языком поможет мне в дальнейшем образовании (магистратура, аспирантура). 1 2 3 4 5
6 Я думаю, изучение английского языка поможет мне лучше узнать иноязычную страну, культуру. 1 2 3 4 5
7 Изучение английского языка важно для меня, так как я планирую учиться дальше заграницей. 1 2 3 4 5
8 Мне необходим английский язык для общения с друзьями из других стран. 1 2 3 4 5
9 Я должен изучать английский язык, чтобы не разочаровать своих родителей и получить одобрение семьи. 1 2 3 4 5
10 Изучение английского языка необходимо мне, чтобы завоевать уважение сверстников. 1 2 3 4 5
11 Изучение английского языка необходимо мне, чтобы другие люди меня уважали за то, что я владею иностранным языком. 1 2 3 4 5
12 Мне нравятся ТВ программы, сделанные в Великобритании, США (других англоязычных странах). 1 2 3 4 5
13 Я изучаю английский язык, потому что мои друзья считают это важным. 1 2 3 4 5
14 Могу представить себя выступающим перед публикой с речью на английском языке. 1 2 3 4 5
15 Изучение английского языка важно для моей успеваемости. 1 2 3 4 5
16 Мне действительно нравится сам процесс изучения английского языка. Мне интересен сам английский язык. 1 2 3 4 5
17 Я изучаю английский язык, чтобы достигнуть своей личной цели (участие в международной программе и т.п.). 1 2 3 4 5
18 Усердно изучаю английский язык, чтобы владеть им в совершенстве. 1 2 3 4 5
19 Изучаю английский язык, чтобы получить одобрение преподавателей. 1 2 3 4 5
20 Изучение английского языка может изменить мою жизнь, если я хорошо овладею им. 1 2 3 4 5
21 Мое желание овладеть английским языком совпадает с желанием моих родителей. 1 2 3 4 5
22 Мне очень нравится музыка на английском языке. 1 2 3 4 5
23 Я могу представить, как веду бизнес с англоязычными партнерами и, как в будущем веду дискуссию на английском языке с ними 1 2 3 4 5
24 Изучение английского языка снимает трудности, если вы много путешествуете. 1 2 3 4 5
25 Изучение английского языка необходимо мне, чтобы сдать международный экзамен. 1 2 3 4 5
26 Изучение английского языка - это мое хобби. 1 2 3 4 5
27 Считаю важным изучение английского языка, так как люди, мнение которых я уважаю, думают также. 1 2 3 4 5
Оценка
28 Могу представить, как в будущем в кафе я и мои друзья-иностранцы разговариваем на любые темы на английском языке. 1 2 3 4 5
29 Мне неприятно думать, что не смогу успешно использовать английский язык в будущем. 1 2 3 4 5
30 Мои родители будут рады тому, что я изучаю английский язык. 1 2 3 4 5
31 Английский язык важен для меня, так как я планирую в будущем много ездить заграницу. 1 2 3 4 5
32 Я должен изучать английский язык, так как не хочу получить неудовлетворительную оценку за курс иностранного языка. 1 2 3 4 5
33 Изучение английского языка важно для меня, так как каждый образованный человек должен владеть иностранным языком. 1 2 3 4 5
34 Мои родители хотят, чтобы я в будущем свободно владел английским языком. 1 2 3 4 5
35 Мне очень нравятся занятия английского языка. 1 2 3 4 5
36 Если я не буду хорошо владеть английским языком, я не смогу много путешествовать. 1 2 3 4 5
3. Определите ваши цели изучения иностранного языка. Прочтите цели изучения иностранного языка. Каждому утверждению выставите одну из следующих оценок: 1 2 3 4 5, где 1 - не значимо для меня, а 5 - очень значимо для меня. В последней строке можете указать свой вариант, если не нашли в предложенных.
Цели Оценка
0 Повторить грамматический материал. 1 2 3 4 5
1 Говорить бегло на английском языке. 1 2 3 4 5
2 Говорить грамотно (без ошибок) на английском языке. 1 2 3 4 5
3 Научиться свободно говорить с иностранцами на английском языке. 1 2 3 4 5
4 Научиться говорить по телефону на английском языке. 1 2 3 4 5
5 Научиться вести повседневные разговоры на английском языке. 1 2 3 4 5
6 Научится выступать на конференциях на английском языке. 1 2 3 4 5
7 Выступать с презентацией на английском языке. 1 2 3 4 5
8 Расширить базовый словарный запас на английском языке. 1 2 3 4 5
9 Расширить словарный запас профессиональной лексики на английском языке. 1 2 3 4 5
10 Научиться читать литературу по специальности на английском языке. 1 2 3 4 5
11 Научиться читать в оригинале художественную литературу на английском языке. 1 2 3 4 5
12 Научиться читать журналы, газеты на английском языке. 1 2 3 4 5
13 Научиться читать и понимать информацию на англоязычных Интернет-сайтах. 1 2 3 4 5
14 Овладеть навыками просмотрового, поискового, углубленного чтения на английском языке. 1 2 3 4 5
15 Овладеть навыками написания деловых писем на английском языке. 1 2 3 4 5
16 Овладеть навыками написания личных писем на английском языке. 1 2 3 4 5
17 Овладеть навыками написания электронных писем на английском языке. 1 2 3 4 5
18 Овладеть навыками написания записок, заметок на английском языке. 1 2 3 4 5
19 Овладеть навыками написания докладов, рефератов на английском языке. 1 2 3 4 5
20 Овладеть навыками написания реферативных текстов (аннотаций) на английском языке. 1 2 3 4 5
21 Овладеть навыками написания исследовательских работ на английском языке. 1 2 3 4 5
22 Овладеть навыками написания научных статей на английском языке. 1 2 3 4 5
Цели Оценка
23 Овладеть навыками перевода художественной литературы на английском языке. 1 2 3 4 5
24 Овладеть навыками перевода специальной (профессиональной) литературы на английском языке. 1 2 3 4 5
25 Научиться понимать на слух повседневную речь на английском языке. 1 2 3 4 5
26 Научиться понимать на слух инструкции на английском языке. 1 2 3 4 5
27 Научиться понимать на слух лекции на английском языке. 1 2 3 4 5
28 Научиться понимать на слух доклады, презентации на английском языке. 1 2 3 4 5
29 Научиться понимать на слух речь преподавателя на английском языке. 1 2 3 4 5
30 Научиться понимать на слух песни на английском языке. 1 2 3 4 5
Другое: 1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
4. Напишите небольшое эссе по теме «Мои планы применения английского языка в профессиональной деятельности».