Научная статья на тему 'Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка'

Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2984
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ МОТИВЫ / ДИАГНОСТИКА / HIGHER EDUCATION / NON-LINGUISTIC MAJOR / FOREIGN LANGUAGE LEARNING / MOTIVE / MOTIVATION / SECOND LANGUAGE (L2) MOTIVATION / INSTRUMENTAL MOTIVES / INTEGRATIVE MOTIVES / DIAGNOSTICS METHOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна

Мотивация считается одним из ключевых факторов, влияющих на успех в изучении иностранного языка. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка. Цель исследования заключается в выявлении типа и уровня мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых специальностей. В исследовании принимали участие 62 студента-первокурсника Нижегородского государственного педагогического университета (Мининского университета). Диагностика проводилась с помощью анкеты, разработанной на основе опросника для оценки мотивации к изучению иностранного языка (Attitude/Motivation Test Battery) Р. Гарднера. Авторы исследования ставили своей целью определить уровень интереса студентов к иностранным языкам в целом и отношение к изучению английского языка в частности, ведущие мотивы (инструментальные / интегративные) учащихся, а также наличие сложностей, возникающих при изучении иностранного языка. Результаты диагностики зафиксировали средний уровень мотивации у большинства студентов. Кроме того, инструментальная направленность изучения иностранного языка преобладает над интегративной направленностью. Данный факт позволяет говорить о том, что инструментальная мотивация является важным мотивирующим фактором, воздействующем на процесс учебной деятельности студентов по изучению английского языка. Исследование позволило определить доминирующие мотивы инструментальной направленности: профессиональные, академические, узко-личностные, коммуникативные. Аудирование и письмо диагностируются как самые сложные речевые умения в восприятии студентов. Полученные результаты могут иметь значение для оптимизации учебного процесса и эффективного обучения студентов неязыковых специальностей английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLORING MOTIVATION FOR STUDYING FOREIGN LANGUAGES AMONG STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DISCIPLINES

Motivation has long been recognized as one of the driving forces in the process of mastering a foreign language which greatly influences the learning outcomes. In order to improve the efficiency of teaching English, the teacher needs to know the level of students’ motivation to learn a foreign language, as well as the dominant kinds of motivation. In addition, it is necessary to identify the main factors and conditions that can adversely affect the educational motivation of students. The aim of the research is to find out types and levels of motivation among students of non-linguistic disciplines. The participants of the study were 62 first-year students of the State pedagogical university of Nizhny Novgorod (Minin University). The method of the analysis was Attitude/Motivation Test Battery test by Gardner P. The authors of the paper aimed at exploring the level of students’ interest towards foreign languages in general and attitude towards studying the English language in particular. Besides, the focus of the research was on dominant motives (integrative/ instrumental) in students’ activity and the challenges the students face when studying a foreign language. The research revealed an average level of motivation among the students. In addition, instrumental motives were reported to be dominant in comparison with integrative motives. These findings prove the importance of instrumental kind of motivation for students of non-linguistic specialization. The research has helped identify the dominant motives of instrumental motivation: professional, academic, motives of prestige, communicative motives. Listening and reading are the most challenging skills for students. The findings can have an impact on optimization of learning processes and effective teaching students of non-linguistic disciplines.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка»

УДК 372.8

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© 2018

Минеева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Ляшенко Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, улица Челюскинцев, 9, e-mail: mslyashenko@mail.ru)

Аннотация. Мотивация считается одним из ключевых факторов, влияющих на успех в изучении иностранного языка. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка. Цель исследования заключается в выявлении типа и уровня мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых специальностей. В исследовании принимали участие 62 студента-первокурсника Нижегородского государственного педагогического университета (Мининского университета). Диагностика проводилась с помощью анкеты, разработанной на основе опросника для оценки мотивации к изучению иностранного языка (Attitude/Motivation Test Battery) Р. Гарднера. Авторы исследования ставили своей целью определить уровень интереса студентов к иностранным языкам в целом и отношение к изучению английского языка в частности, ведущие мотивы (инструментальные / интегративные) учащихся, а также наличие сложностей, возникающих при изучении иностранного языка. Результаты диагностики зафиксировали средний уровень мотивации у большинства студентов. Кроме того, инструментальная направленность изучения иностранного языка преобладает над интегративной направленностью. Данный факт позволяет говорить о том, что инструментальная мотивация является важным мотивирующим фактором, воздействующем на процесс учебной деятельности студентов по изучению английского языка. Исследование позволило определить доминирующие мотивы инструментальной направленности: профессиональные, академические, узко-личностные, коммуникативные. Аудирование и письмо диагностируются как самые сложные речевые умения в восприятии студентов. Полученные результаты могут иметь значение для оптимизации учебного процесса и эффективного обучения студентов неязыковых специальностей английскому языку.

Ключевые слова: высшее образование, нелингвистическая специальность, иноязычная подготовка, мотив, мотивация, мотивация к изучению иностранного языка, инструментальные мотивы, интегративные мотивы, диагностика.

EXPLORING MOTIVATION FOR STUDYING FOREIGN LANGUAGES AMONG STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DISCIPLINES

© 2018

Mineeva Olga Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences,associate professor

of the department «Foreign language professional communication» Liashenko Maria Sergeyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Foreign language professional communication» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: mslyashenko@mail.ru)

Abstract. Motivation has long been recognized as one of the driving forces in the process of mastering a foreign language which greatly influences the learning outcomes. In order to improve the efficiency of teaching English, the teacher needs to know the level of students' motivation to learn a foreign language, as well as the dominant kinds of motivation. In addition, it is necessary to identify the main factors and conditions that can adversely affect the educational motivation of students. The aim of the research is to find out types and levels of motivation among students of non-linguistic disciplines. The participants of the study were 62 first-year students of the State pedagogical university of Nizhny Novgorod (Minin University). The method of the analysis was Attitude/Motivation Test Battery test by Gardner P. The authors of the paper aimed at exploring the level of students' interest towards foreign languages in general and attitude towards studying the English language in particular. Besides, the focus of the research was on dominant motives (integrative/ instrumental) in students' activity and the challenges the students face when studying a foreign language. The research revealed an average level of motivation among the students. In addition, instrumental motives were reported to be dominant in comparison with integrative motives. These findings prove the importance of instrumental kind of motivation for students of non-linguistic specialization. The research has helped identify the dominant motives of instrumental motivation: professional, academic, motives of prestige, communicative motives. Listening and reading are the most challenging skills for students. The findings can have an impact on optimization of learning processes and effective teaching students of non-linguistic disciplines.

Keywords: higher education, non-linguistic major, foreign language learning, motive, motivation, second language (L2) motivation, instrumental motives, integrative motives, diagnostics method

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Свободное владение иностранным языком значительно повышает конкурентоспособность, а иноязычная коммуникативная компетентность является важным компонентом профессиональной компетентности специалиста любого профиля, поэтому перед российскими вузами стоит задача осуществлять качественную языковую подготовку студентов и создавать психолого-педагогические условия, способствующие повышению результативности обучения. Однако выполнению данной задачи препятствует тот факт, что большинство студентов неязыковых профилей имеют низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка, от которой напрямую зависит успешность учебной деятельности студентов [1-4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современной психолого-педагогической литературе существует множество подходов к определению мотивации, пониманию природы этого явления, а также ее структуры (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.). Вопросы о роли и значении мотивации в процессе овладения иностранным языком нашли свое отражение в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, в том числе и в контексте изучения иностранных языков (И.А. Зимняя, Г.В. Рогова, С.Т. Григорян, G. Crookes, R.W. Schmidt, R. Gardner, W. Lambert, Z. Dörnyei и др.). Мотивация к

Mineeva Olga Aleksandrovna, Liashenko Maria Sergeyevna pedagogical

EXPLORING MOTIVATION FOR STUDYING ... sciences

изучению иностранного языка рассматривается как «совокупность самых различных побудителей, определяющих, стимулирующих, побуждающих к совершению действия» (И.А. Зимняя) [5, с. 99], и как «главная движущая сила процесса овладения иностранным языком, обеспечивающая его результативность (Г.В. Рогова) [6, с. 5]. Р. Парсонс, С. Хинсон и Д.Браун (R. Parsons, S. Hinson, D. Brown) рассматривают мотивацию как важный элемент учебного процесса: «обучение и мотивация имеют одинаковое значение для достижения цели. Обучение заставляет нас приобретать новые знания и навыки, а мотивация подталкивает или побуждает нас пройти через процесс обучения» [7]. Р. Гарденер (R. Gardner) в рамках социально-образовательной модели выделил три компонента в составе мотивации к изучению иностранного языка: усилие достичь цели (время, затраченное на изучение языка и настойчивость ученика), желание достичь цели (насколько велико желание ученика овладеть языком) и положительное отношение к цели (эмоциональные отношение к процессу изучения языка) [8].

Выделяют различные виды мотивации к изучению иностранного языка. М. Райхельт (M. Reichelt) выделяет два типа мотивов: внешние (extrinsic) и внутренние (intrinsic). Внешние мотивы связаны с потребностями учащегося во внешнем благополучии, а также стремлении избежать наказания. К числу внешних мотивов изучения иностранного языка относится мотив оценки и успеха (работа выполняется ради получения хорошей отметки), благополучия (работа выполняется из-за давления родителей и с целью избегания неприятностей), самоутверждения (завоевания престижа и уважения в глазах окружающих). Внутренние мотивы связаны с отношением учащегося к учебному материалу и к учебному процессу. Это означает, что учащийся осознанно и без принуждения овладевает теми знаниями и умениями, которые имеют для него значение и ценность [9, с. 97]. Р. Гарденер (R. Gardner) определяет два вида мотивационной направленности изучения иностранного языка: инструментальную мотивацию, связанную с практической причиной изучения иностранного языка, и интегративную мотивацию, связанную с интересом к культуре языка и желанием общаться с людьми, говорящими на изучаемом языке [10]. Следует отметить взаимодополняющую роль внешних и внутренних мотивов, когда внутренние мотивы привносят личностный смысл в деятельность, в то время как внешние побуждают к деятельности [11, 12]. При формировании видов мотивации (интегративной и инструментальной) следует учитывать комплекс внешних и внутренних мотивов, влияющих на условия формирования успешной деятельности учащихся [13].

Важность формирования мотивации к изучению иностранного языка подчеркнута многими учеными [14-19]. Достаточно глубоко и всесторонне изучены вопросы формирования мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка, предлагаются пути повышения [20-28]. Однако встает вопрос об исследовании специфики мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка [29-32]. При этом необходимо диагностировать: 1) интерес студентов к иностранным языкам в целом и отношение к изучению английского языка в частности; 2) ведущие мотивы (инструментальные / интегративные) учащихся; 3) наличие сложностей, возникающих при изучении иностранного языка.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является выявление типа и уровня мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых специальностей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В нашем исследовании представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления типа и уровня 270

мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых специальностей. В исследовании принимали участие 61 студент-первокурсник Нижегородского государственного педагогического университета (Мининского университета). Методика исследования мотивации состояла из трех частей и была направлена на получение следующей информации: 1. общие сведения об участниках (пол, возраст, специальность и профиль обучения); 2. наличие интереса к иностранным языкам и отношение к изучению английского языка; 3. ведущий тип (инструментальный / интегративный) и уровень мотивации; 4. наличие сложностей, возникающих при изучении иностранного языка и влияющих на мотивацию.

Мониторинг ведущих типов и уровня мотивации проводился с помощью анкеты, разработанной на основе опросника для оценки мотивации к изучению иностранного языка (Attitude/Motivation Test Battery) Р. Гарднера [33]. Анкета включала в себя 26 вопросов, разделенных на три части: наличие интереса к иностранным языкам и отношение к изучению английского языка (вопросы 1-8) интегративная мотивация (вопросы 9-17), инструментальная мотивация (вопросы 18-26). Участникам необходимо было оценить простые утверждения по шестибалльной шкале, исходя из своего личного представления. Ответы согласно шкале Ликерта имели варианты «полностью не согласен», «не согласен», «отчасти не согласен», «отчасти согласен», «согласен» и «полностью согласен». Данная шкала была использована с целью определения уровня согласия или несогласия.

В результате исследования были получены следующие данные, которые были разделены на три основные группы: 1. общая информация об участниках исследования; 2. интерес и мотивация студентов к изучению английского языка; 3. данные о сложностях, возникающих при изучении английского языка.

В исследовании приняли участие 62 студента-первокурсника Нижегородского государственного педагогического университета (Мининского университета), обучающихся по специальности «Педагогическое образование» профиль подготовки «Технология и экономика» (15 чел.); по специальности «Профессиональное обучение» профиль подготовки «Экономика и управление» (9 чел.), «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» (3 чел.) и «Правоведение и правоохранительная деятельность» (15 чел.); по специальности «Экономика» профиль подготовки «Финансы и страхование» (6 чел.); по специальности «Дизайн» профиль подготовки «Графический дизайн» (6 чел.); по специальности «Философия» профиль подготовки «Социальное управление» (8 чел.). 56 участников (90,3%) составили студенты женского пола и 6 участников (9,7%) исследования были студенты мужского пола. Количество участников в возрасте от 17-18 лет составило 58 человек (93,5%), в возрасте 19-21 год - 4 человека (6,5%).

Результаты исследования интереса и мотивации студентов к изучению английского языка представлены в таблицах 1-3.

Как можно видеть большинство студентов в целом испытывают интерес к изучению иностранных языков. С утверждением «мне бы хотелось свободно владеть несколькими иностранными языками» полностью согласны 24,2%, согласны 24,2% и отчасти согласны 29% опрошенных. В то время как меньшинство студентов 3,2% полностью не согласны, 3,2% не согласны и 16,1% отчасти не согласны с данным утверждением. Также о наличии интереса к иностранным языкам свидетельствует тот факт, что большинство опрошенных согласились с утверждением, что если они поедут в другую страну, то постараются хотя бы немного изучить язык. Положительные ответы распределились следующим образом: 12,9% отчасти согласны, 33,9% согласны и 33,9% полностью согласны с утверждением. Немного больше студентов оказались полностью несогласными (6,5%) и не согласными (16,1%) с утверждением, "мне бы хоте-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

лось читать газеты и журналы на нескольких иностранных языках". Можно предположить, что причина этого кроется не в отсутствии интереса к иностранным языкам, а может быть объяснения наступлением системного кризиса чтения. Тем не менее, 24,2% опрошенных все таки отчасти соглашаются, а 22,6% соглашаются с тем фактом, что им бы хотелось читать газеты и журналы на иностранных языках.

Таблица 1 - Интерес к иностранным языкам в целом и отношение к изучению английского языка в частности

Утверждение ю не согласе не согласен н ю

1. Мне бы хотелось свободно владеть несколькими иностранными языками. 3,2% ЗД% 16,1% 29% 24,2% 24,2%

2. Мне бы хотелось читать газеты и журналы на нескольких иностранных 6,5% 16,1% 16,1% 24,2% 22,6% 14,5%

3. Если я поеду в другую страну, я постараюсь хотя бы немного изучить 3=2% 4,8% 11,3% 12,9% 33,9% 33,9%

4. Я предпочитаю смотреть англоязычные фильмы в оригинале. 27,4% 15,5% 32,3% 14,5% 6,5% 4,8%

5. Я с большим удовольствием изучаю другими предметами. 12,9% 17,7% 19,4% 27,4% 17,7% 4,8%

6. Я хочу выучить английский язык как можно лучше. 3,2% 4,8% 8Д% 16,1% 25,8% 41,9%

7. Мне нравится учить английский язык. 4,8% 14,5% 11,3% 30,6% 21% 17,7%

8. Когда я закончу изучение курса английского языка в университете, я продолжу изучать английский язык. 8,1% 12,9% 12,9% 24,2% 24,2% 17,7%

языка и английской культуры. Самый высокий процент ответов находится в диапазоне «отчасти не согласен» (22,6% и 21%) и «отчасти согласен» (29% и 25,8%).

Таблица 2 - Интегративная направленность мотивации

Утверждение полно сть ю не не согласе отчасти не отчасти согласен согласе полно С1Ь ю

9. Владение английским языком необходимо мне, чтобы легче общаться с англоговорящими друзьями/коллегами. 8,1% 16,1% 8,1% 21% 33,9% 12,9%

10. Я изучаю английский, чтобы общаться с большим количеством люден из разных 9,7% 11,3% 17,7% 35,5% 17,7% 8,1%

11. Я интересуюсь культурой и традициями англоговорящих стран. 8,1% 22,6% 25,8% 25,8% 9,7% 8,1%

12. Мне бы хотелось иметь больше англоговорящих друзей'коллег. 8,1% 12,9% 21% 14,5% 29% 14,5%

13. Изучение английского языка позволит понять мне образ жизни носителей языка. 8,1% 17,7% 22,6% 29% 14,5% 8,1%

14. потому что я смогу более легко взаимодействовать с англоговорящими людьми. 3,2% 4,8% 8,1% 19,4% 40,3% 24,2%

15. Владение английским языком позволяет мне поддерживать связь с иностранными 11,3% 16,1% 21% 29% 14,5% 8,1%

16. Знание английского языка помогает мне понимать английскую культуру. 11,3% 16,1% 21% 25,8% 16,1% 9,7%

17. Знание английского языка позволяет мне читать книги, смотреть фильмы в оригинале. 11,3% 9,7% 14,5% 14,5% 25,8% 24,2%

Что касается отношения к изучению английского языка как иностранного, то здесь можно говорить о среднем уровне мотивации студентов. С одной стороны большое количество студентов в той или иной степени (41,9% полностью согласны,25,8% согласны, и 16,1% отчасти согласны с утверждением) хотели бы выучить английский язык как можно лучше, а также многие из опрошенных хотели бы продолжить изучение английского языка после окончания университета (17,7% полностью согласны, 24,2% согласны, и 24,2% отчасти согласны с утверждением), с другой стороны значительная доля студентов не согласны с утверждением, что «я с большим удовольствием изучаю английский язык по сравнению с другими предметами»: 12,9% полностью не согласны, 17,7% не согласны и 19,4% отчасти не согласны с данным утверждением. Кроме того, большая доля студентов не согласна с утверждением «я предпочитаю смотреть англоязычные фильмы в оригинале». Мы предполагаем, что данный показатель связан с тем фактом, что 37% опрошенных считают аудирование самым сложным аспектом работы над английским языком.

В таблице 2 представлены результаты исследования уровня интегративной мотивации к изучению иностранного языка. Наибольшую значимость для студентов имеет английский язык как средство, позволяющее читать книги и смотреть фильмы в оригинале (вопрос 17). Большинство респондентов в той или иной степени согласны с данным утверждением. Кроме этого, самое большое количество студентов (40%) согласны с утверждением, что «изучение английского языка важно, потому что я смогу более легко взаимодействовать с англоговорящими людьми» (вопрос 14). Большой процент ответов «согласен» на вопросы 9 и 12 (33,9% и 29% соответственно) позволяет нам судить о том, что достаточно большое количество студентов рассматривают английский язык как средство общения с носителями языка.

Что же касается интереса и к традициям и культуре англоговорящих стран, то в данном случае большинство дали отрицательный ответ, не согласившись (22,6%), отчасти не согласившись (25,8%) или отчасти согласившись (25,8%) с утверждением «я интересуюсь культурой и традициями англоговорящих стран». Средние показатели были зафиксированы в выборе ответов на утверждения 13 и 16 о взаимосвязи изучения английского

Анализ полученных результатов позволяет нам говорить о среднем уровне интегративной направленности изучения английского языка у большинства студентов.

Таблица 3 - Инструментальная направленность мотивации

Утверждение ю не согласе и не н и н н ю

18. Знание английского языка делает меня более образованным человеком. 3,2% 6,5% 8,1% 19,4% 29% 33,9%

19. Сейчас трудно найти хорошую работу, если не знаешь английский язык. 11,3% 4,8% 4,8% 21% 25,8% 32,3%

20. Человек, знающий английский язык, достоин уважения. 6,5% 1,6% 19,4% 19,4% 30,6% 22,6%

21. Знание английского языка необходимо мне для продолжения учебы по спе цнально стн. 9,7% 6,5% 21% 24,2% 24,2% 14,5%

22. Знание английского языка необходимо мне, потому что мне бы хотелось жить /' учиться за границей. 14,9% 11,3% 16,1% 9,7% 33,9% 14,5%

23. Я должен учть английский язык, потому что без экзамена по английскому я не получу диплом. 11,3% 12,9% 21% 16,1% 24,2% 14,5%

24. Я должен учить английский язык, потому что не хочу получать плохие оценки по этому предмету. 8,1% 4,8% 21% 30,6% 19,4% 16,1%

25. Я считаю, что иностранный язык — очень важная часть университетской программы. 3,2% 3,2% 16,1% 25,8% 32,3% 19,4%

26. Я учу английский, чтоб комфортно путешествовать заграницу. 8,1% 8,1% 8,1% 19,4% 30,6% 25,8%

Как можно видеть из таблицы 3, большинство студентов имеют высокий уровень инструментальной мотивации к изучению английского языка. В числе самых значимых инструментальных мотивов можно выделить:

- профессиональные мотивы, свидетельствующие о том, что иностранный язык изучается, исходя из определенных прагматических выгод, таких как получение престижной работы в будущем, расширение возможностей карьерного роста: 21% опрошенных отчасти согласны, 25,8% - согласны и 32,3% - полностью согласны с утверждением, что сейчас трудно найти хорошую работу, если не знаешь английский язык;

- академические мотивы, связанные с желанием изучать английский язык с целью повышения своего профессионального уровня: 25,8% отчасти согласны, 32,3% согласны и 19,4% полностью согласны с утверждением, что английский язык является очень важной частью университетской программы; чуть меньшее количество

Mineeva Olga Aleksandrovna, Liashenko Maria Sergeyevna EXPLORING MOTIVATION FOR STUDYING ...

опрошенных связывают знание английского языка с продолжением учебы по специальности;

- узко-личностные мотивы, а именно мотив престижа, мотив самоутверждения и мотив достижения: больший процент студентов в разной степени согласны с утверждениями «знание английского языка делает меня более образованным человеком» (19,4% отчасти согласны, 29% согласны и 33,9% полностью согласны) и «человек, знающий английский язык, достоин уважения» (19,4% отчасти согласны, 30,6% согласны и 22,6% полностью согласны);

- коммуникативные мотивы, 19,4% отчасти согласны, 30,6% согласны и 25,8% полностью согласны, что английский язык необходим им как средство коммуникации для путешествий заграницу.

Важно отметить наличие и отрицательных мотивов изучения английского языка. В данном случае студенты признают, что вынуждены изучать английский язык, чтоб избежать неприятностей и наказания (мотивация избегания неприятностей). Так 16,1% опрошенных отчасти согласны, 24,2% - согласны и 14,5% - полностью согласны и признают, что изучают английский язык, т.к. без экзамена по английскому языку не смогут получить диплом в будущем. Кроме того, 30,6% опрошенных отчасти согласны, 19,4% - согласны и 16,1% - полностью согласны с утверждением, что должны учить английский язык, потому что не хотят получать плохие оценки по этому предмету.

Рисунок 1 - Данные о сложностях, возникающих при изучении английского языка

На рисунке 1 представлены аспекты работы над английским языком и их распределение согласно ответам респондентов по степени сложности работы над ними. Трудности с аудированием (23 чел.) оцениваются студентами как самая сложная проблема. Трудности с пониманием прочитанного возникают у трети опрошенных студентов (29 чел.). Аудирование и чтение остаются наиболее сложными речевыми умениями.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Общие результаты исследования зафиксировали средний уровень мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых специальностей на начальном этапе обучения в университете. Следует обратить внимание на сложности чтения иностранных источников, а также восприятие видеоконтента на иностранном языке, хотя студенты показывают высокий уровень интереса к данным видам деятельности.

Анализ результатов диагностики интегративной направленности позволяет сделать вывод о необходимости создания условий для иноязычного общения с носителями языка. В плане инструментальной направленности исследование помогло выделить группу доминирующих мотивов: профессиональные, академические, узко-личностные, коммуникативные.

Основываясь на сравнении и оценке, авторы статьи выяснили, что уровень инструментальной мотивации значительно выше, чем уровень интегративной мотивации, что свидетельствует о том, что для студентов в первую очередь важна практическая ценность изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, а также как инструмента, позволяющего расширять возможности карьерного роста или получения престижной работы. Полученные результаты могут иметь значение для оптимизации учебного процесса и эффектив-

ного обучения студентов неязыковых специальностей английскому языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Терновская О.В. Мотивация студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка // Альманах современной науки и образования. 2009. № 10-1. С. 123-125.

2. Горбунова Т.С. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2012. Т. 212. С. 467-471.

3. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

4. Guerrero M. Motivation in second language learning: A historical overview and its relevance in a public high school in Pasto, Colombia // HOW. 2015. № 22(1). Pp. 95-106.

5. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: теоретико-практическое методическое пособие. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

7. Parsons R., Hinson S., Brown, D. Educational Psychology: A Practitioner-Researcher Model of Teaching. Stamford, CT: Wadsworth Publishing. 2000. 560p.

8. Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, Mass.: Newbury House Publishers, 1972. 313 p.

9. Reichelt, M. Motivation und Fördurung von Lernleistung im universitären Fremdsprachenuntericht Melnitschuk, D.O. (Hrsg.): Wissenschaftliche Nachrichten der Serie „Pädagogik. Psychologie. Philosophie" der Pädagogischen Fakultät der Nationalen Universität für Bioressourcen und Umweltwissenschaften der Ukraine, Kiew. Kiew, 2013. Band 192 (2). S. 96-102.

10. Gardner, R. C., Lalonde, R. N., Moorcroft, R., & Evers, F. T. (1987). Second language attrition: The role of motivation and use // Journal of Language and Social Psychology. 1987. Vol 6. Issue 1. Pp. 29-47.

11. Васильев, И. А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Психологический журнал. 1998. №19 (4). С. 49-60.

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2013. 508 с.

13. Седова Е.А. Особенности интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей-студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижегор. гос. пед. университет, Нижний Новгород, 2012. 27с.

14. Кручинин В.А., Гуро-Фролова Ю.Р. Психолого-педагогические условия формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза: монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. 165 с.

15. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Козлова Е.А. Основные мотивы изучения иностранного языка // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2018. № 2 (44). С. 76-80.

16. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

17. Фурманова В.П., Шамов А.Н. Мотивация как основа успешного овладения иностранным языком в школе //Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2012. № 18. С. 177-188.

18. Shaaban K.A., Ghaith Gh. Student Motivation to Learn English as a Foreign Language //Foreign Language Annals. 2000. Vol. 33 (6). Pp. 632644 https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.2000.tb00932.x

19. Gonzales R. D. Differences in Motivational Orientation in Foreign Language Learning Context: Findings from Filipino Foreign Language Learners // The Assessment Handbook. 2011. Vol. 4(2). Pp. 19-42

20. Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка //Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 3

21. Шавина Д.И., Мухутдинова Л.Р., ДаричеваМ.В. Использование интернет-ресурсов и мобильных приложений как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе //Аллея науки. 2018. Т. 2. № 4 (20). С. 879-882.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Артамонова Г.В. Аутентичные видеоматериалы как средство повышения мотивации студентов к самостоятельной работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 51-54.

23. Ekiz S., Kulmetov Z. The Factors Affecting Learners' Motivation in English Language Education // Journal of Foreign Language Education and Technology. 2016. Vol. 1(1). Pp. 18-38.

24. Ляшенко М.С. Применение социальных медиа технологий в образовательной среде вуза //В сборнике: Язык и языковое образование в современном мире сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Беловой. 2016. С. 217-220.

25. Минеева О.А., Оладышкина А.А., КлоповаЮ.В. Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 125-128.

26. Бульдина И.А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 9-12.

27. Куликова И.В. Обучение студентов неязыкового вуза общению на иностранном языке //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 104-108.

28. Блиева Ж.М., Хосроева Н.И. Иностранный язык как предмет и речь при формировании поликультурного мировозрения студентов-экологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2016. Т. 5. № 4 (17). С. 74-78.

29. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Экспериментальное исследование отношения студентов к изучению иностранного языка на разных этапах обучения // Современные научные исследования и инновации.

2017. № 2. С. 673-677.

30. Бадмаева Е.С., Семенова М.В. Метод анализа потребностей обучаемых при изучении иностранного языка в вузе// Мир науки. 2017. Т. 5. № 2. С. 1.

31. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 1.

32. Смоловик О.В. Мотивация к изучению иностранного языка у студентов: эмпирические оценки //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-11. С. 329-336.

33. Gardner R.C. Attitude/Motivation Test Battery: International AMTB Research Project (English version). London, Ontario, Canada: The University of Western Ontario, 2004. http://hyxy.nankai.edu.cn/jingpinke/ buchongyuedu/Motivation%20measurement-AMTB.pdf (дата обращения: 05.11.2018)

Статья поступила в редакцию 02.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.