Научная статья на тему 'Познавательная мотивация студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку'

Познавательная мотивация студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / COGNITIVE MOTIVATION / ШИРОКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / BROAD COGNITIVE MOTIVES / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВЫ САМООБРАЗОВАНИЯ / MOTIVES OF SELF-EDUCATION / МОТИВЫ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ / INTERNAL AND EXTERNAL MOTIVES / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / NEGATIVE AND POSITIVE MOTIVES / ОПРОС МНЕНИЙ СТУДЕНТОВ / STUDENT SURVEY / EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова Елизавета Андреевна

Статья посвящена исследованию познавательной мотивации студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета при изучении английского языка. Представлены различные взгляды на определение мотивации, ее структуры и взаимосвязь с процессом обучения. Рассмотрены внешние и внутренние мотивы при изучении иностранного языка, проанализированы результаты опроса, проводившегося среди студентов первых курсов неязыковых специальностей. Дана оценка групповой деятельности, обеспечивающей повышение мотивации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE MOTIVATION OF POLYTECHNIC STUDENTS IN LEARNING ENGLISH

This article is devoted to the research of cognitive motivation in foreign language acquisition among the students of St. Petersburg State Polytechnic University. Different views on the definition of motivation, its structure and its concatenation with the process of learning are presented. The possible motives of foreign language acquisition are considered and the results of а survey among first-year polytechnic students are analyzed. Team activities are analyzed as essential for raising motivation.

Текст научной работы на тему «Познавательная мотивация студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку»

8. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. - Харьков.: Юго-Восток, 2001. - 122 с.

9. Ковалев А.Г. Психология личности. - М. : Просвещение, 1970. - 391 с.

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.

11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 477 с.

12. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Академия, 2002. - 272с.

13. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Наука, 1984. - 198 с.

14. Платонов К.К. Занимательная психология. - СПб.и др. : Питер Пресс, 1997. - 284 с.

15. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 256 с.

16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - 408с.

17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: корпорация «Логос», 1996. - 318 с.

Список использованных электронных ресурсов

1. Мир психологии [Электронный ресурс]. - СПб., 2013. - Режим доступа: http://persev.ru/motiv, свободный. - Загл. с экрана. - На рус. яз.

2. Опросник терминальных ценностей [Электронный ресурс]. - Спб., 2011. - Режим доступа: http://www.acme-alr.com/?p=386, свободный. -Загл. с экрана. - На рус. яз.

УДК 378.147.015.3:811.111

Кабанова Е.А.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ

Статья посвящена исследованию познавательной мотивации студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета при изучении английского языка. Представлены различные взгляды на определение мотивации, ее структуры и взаимосвязь с процессом обучения. Рассмотрены внешние и внутренние мотивы при изучении иностранного языка, проанализированы результаты опроса, проводившегося среди студентов первых курсов неязыковых специальностей. Дана оценка групповой деятельности, обеспечивающей повышение мотивации обучающихся.

Ключевые слова: познавательная мотивация; широкие познавательные мотивы; учебно-познавательные мотивы; мотивы самообразования; мотивы внутренние и внешние; отрицательные и положительные мотивы; опрос мнений студентов.

В связи с расширением международных контактов в настоящее время возникает большая потребность во владении иностранным языком, что является неотъемлемым свойством современного конкурентоспособного специалиста. По мнению исследователей, «возрастает роль личных контактов людей, а, следовательно, - вербальной коммуникации, в том числе

межнациональной, которая требует знания иностранного языка» [2: 122] Отсюда повышается интерес к изучению иностранного языка, и здесь понятие мотивации выходит на первый план.

Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Мотивация используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [3]. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Скаткин М. Н. выделяет следующие познавательные мотивы по уровням: широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация от самого процесса учения и его результатов, познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности), учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний) [5]. Первичное представление о преобладании и действии тех или иных познавательных мотивов можно составить, наблюдая отношение студентов к обучению. Оно обычно характеризуется активностью, в структуре которой выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебное задание, стремление к самостоятельной деятельности, сознательное выполнение заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень.

Изучая познавательные мотивы, исследователи пришли к выводу о существовании познавательной мотивации, то есть системы потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждение к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными умениями [4].

Учебная деятельность всегда полимотивирована. Среди мотивов познавательной мотивации выделяются мотивы внутренние и внешние. Примерами внутренних мотивов могут служить:

- мотив достижения, который вызван стремлением студента достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка, например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;

- мотив самоутверждения - это стремление утвердить себя, получить одобрение других людей: студент учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;

- мотив идентификации, то есть стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации, то есть стремление к общению с другими людьми: студент может учить иностранный язык, чтобы общаться с иностранцами;

- мотив саморазвития - это стремление к самоусовершенствованию: иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития;

- просоциальный мотив - связан с осознанием общественного значения деятельности: студент изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.

Таким образом, внутренняя мотивация связана непосредственно с самим предметом, а не с внешними обстоятельствами. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, вознаграждений и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

В системе мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельности [6]. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованиям преподавателя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего, либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым. Внутренние и внешние мотивы, в свою очередь, можно подразделить на отрицательные и положительные.

Асеев В. Г. считает, что важной особенностью мотивации человека [1] является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность — поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности, с одной стороны, и в необходимости, с другой.

Таким образом, в случае прогнозирования возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоциональные переживания, в случае же планирования деятельности как объективно заданной необходимости (в силу жестких обстоятельств, социального требования, обязанности, долга, волевого усилия над собой) могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания. К примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» - это

положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен, и меня не отчислят» - отрицательная.

При изучении вопроса познавательной мотивации нами был проведен опрос среди студентов первых курсов неязыковых специальностей СПбГПУ с целью выявления мотивов в процессе изучения английского языка. Было опрошено 150 студентов, в качестве способа опроса был выбран метод случайной выборки. Ответы студентов оказались следующими:

«Хочу устроиться на хорошую работу, иметь успешную карьеру» - 37 %

«Учу, чтобы общаться с иностранцами во время путешествий» - 26 %

«Учу, потому что интересно» - 17 %

«Учу, только потому, что это нужно по учебной программе» - 10 %

«Учу, чтобы не отчислили» 10 %

Как видно из результатов опроса, подавляющая часть студентов показала наличие мотива самоутверждения («Хочу устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру») и аффилиации («Учу, чтобы общаться с иностранцами во время путешествий»). Из этого можно сделать вывод о том, что основная часть студентов имеет положительную мотивацию, связанную с потребностью получить приятные эмоциональные переживания (построить успешную карьеру, общаться с иностранцами). Небольшая часть студентов имеет внутреннюю мотивацию - изучают английский язык, потому что это им интересно. И лишь малая часть показала мотив просоциальный («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»). Данный мотив входит в разряд отрицательной мотивации, т.к. несет неприятные эмоциональные переживания.

Таким образом, возникает вопрос о повышении уровня познавательной мотивации у той части студентов, которые изучают предмет в силу социальных обстоятельств.

Очень часто студенты первых курсов, обучающиеся в одной группе, обладают разным уровнем знаний, что влияет на отношение к процессу обучения. Как правило, те студенты, которые изучают предмет ради зачета или сдачи экзамена, имеют более низкие знания, чем остальные и поэтому чувствуют отрицательные эмоциональные переживания, что в дальнейшем сказывается на процессе усвоения и на общем отношении к предмету. У таких студентов наблюдается мотив необходимости, он не может привести к успехам в учении, и его осуществление требует насилия над собой, что при слабом развитии волевой сферы приводит к нерегулярному посещению занятий, поэтому повышение уровня положительной мотивации очень важно для успешного обучения студента.

Для формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности необходимо учитывать следующие факторы:

— содержание учебного материала;

— организация учебной деятельности;

— коллективные формы учебной деятельности;

Содержание обучения выступает для студентов в первую очередь в виде той информации, которую они получают от преподавателя и из учебной

литературы. Поэтому, давая учебный материал (например, тему для обсуждения), нужно учитывать имеющиеся у студента данного возраста потребности и знания (например, не стоит обсуждать тему, связанную с работой в организации или поиске работы, со студентами первых курсов, т.к. не все имеют представление о данном вопросе.) Также материал должен быть достаточно иллюстрированным, обладать мотивирующей силой, способствующей пробуждению интереса к учению.

Организация учебной деятельности играет немаловажную роль в процессе обучения. Необходимо четко сформулировать поставленные перед студентом задачи, чтобы избежать недопонимания и впоследствии боязни потерпеть неудачу.Что касается коллективной (групповой) формы деятельности, то она создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных студентов, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись осуждению со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

Отсюда можно прийти к выводу, что необходимо подбирать учебный материал и способы работы с ним, учитывая факторы, влияющие на познавательную мотивацию. И тогда можно будет повысить уровень познавательной мотивации всех групп студентов: с положительными и отрицательными мотивами обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность. // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974. - 122 с.

2. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка // Социологические исследования. - 2009. - № 2, -С. 122-127.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - М.,2000. - 512 с.

4. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможность формирования. - Ульяновск-Томск, 2003. - 64 с.

5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.:Педагогика 1980.-90 с.

6. Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. - С.69-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.