УДК 321.05
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Моисеенко Ю.0.1
Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: letter to my [email protected]
В статье отражены исследования мотивации в образовательной деятельности на примере студентов Самарского государственного технического университета. Автором проанализированы различные взгляды на определение мотивации, ее структуру и взаимосвязь с процессом обучения. При этом рассмотрены возможные мотивы обучающихся при изучении иностранного языка, проанализированы результаты опроса, проводившегося среди студентов неязыковых специальностей.
Ключевые слова: мотивация, процесс обучения, неязыковые специальности, взаимосвязь.
В эпоху трансформации образовательного пространства, которая предполагает интенсификацию сотрудничества с иностранными специалистами, проблема мотивации в изучении иностранных языков становится рельефной и чрезвычайно актуальной. В современной социальной реальности все более возрастает роль личностных контактов субъектов, а, следовательно, вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка [1, с. 122]. Иностранный язык выполняет содержательную роль в формировании личности и повышении уровня ее образования, ведь с его помощью можно получить непосредственный доступ к духовным ценностям зарубежных стран, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других этносов. Поэтому в последнее время в нашей стране существенно возрос интерес к иностранным языкам, главным образом к английскому. Знание двух и более языков является неотъемлемым атрибутом любого современного высокообразованного индивида. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, поскольку без него невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на возможности иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам [2, с. 3].
Все отмеченное выше существенно повышает престиж предмета «иностранный язык» в качестве образовательной дисциплины вуза, а содержание понятия «мотивация» выходит на первый план. Отметим, что проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка, что связано со спецификой предмета, требующей от студента наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относятся к субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Отсюда все трудности вызова мотивации с внешней стороны. Индивид сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован.
Попробуем разобраться в содержании мотивационной сферы человека и ее сущностных характеристиках при организации учебной деятельности. В трактовке содержания понятия «мотив» не существует терминологической определенности: К. Вилюнас понимает под мотивом «условия существования» [3; с. 88], Г.А. Ковалев - «морально-политические установки» [4; с. 187], а Ж. Годфруа - «соображение, по которому субъект должен действовать» [5; с. 221]. Так или иначе, большинство авторов сходится во мнении, что мотив - это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Потому к этому понятию нужно подходить комплексно и интегрированно, учитывая все возможные его аспекты.
1 Моисеенко Юлия Олеговна, преподаватель каф. иностранных языков.
Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную мотивацию, которая определяется рядом специфических факторов:
- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);
- особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности;
- организацией педагогического процесса;
- спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка).
На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:
- мотив достижения - вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;
- мотив самоутверждения - стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
- мотив идентификации - стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);
- мотив аффилиации - стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами;
- мотив саморазвития - стремление к самосовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;
- просоциальный мотив - связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.
Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.
Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» выражает положительную мотивацию. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен, и меня не отчислят» - отрицательную мотивацию.
А теперь обратимся к результатам опроса, проведенного в нашем вузе среди студентов неязыковых специальностей с целью установить, какие же мотивы движут ими при изучении иностранного языка. Всего было опрошено 200 человек, применялся метод стихийной выборки. Ответы респондентов распределились следующим образом:
- «Учу только потому, что это нужно по учебной программе» - 60%;
- «Чтобы не отчислили» - 19%;
- «Хочу устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру» - 10%;
- «Чтобы путешествовать за границей, общаться с иностранцами» - 6%;
- «Учу, потому что интересно» - 5%.
Безусловно, метод устного опроса не претендует на всеобъемлющий охват ситуации и раскрытие скрытых субъективных смыслов, но некоторые выводы определенно можно сделать: большинство студентов при изучении иностранного языка в вузе движимы просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»). То есть можно сказать, что процесс учебы для них - это либо привычное функционирование, либо вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения («построить успешную карьеру») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с иностранцами»). И при этом лишь 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию - изучают иностранный язык потому, что это им нравится.
Главным же выводом служит то, что студентами в основном движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Возникает некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни повысились и, казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется предпринять действия, направленные на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении
иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).
Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации являются главными силами побуждения человека к изучению иностранного языка. Однако следует помнить, что, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы снижается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции. Необходимо найти тот оптимум, при котором высокая эффективность соседствует с получением радости от изучения иностранного языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вилюнас К. Изучение мотивации в образовательном процессе. - М., 2009. - 229 с.
2. Готлиб Р.А. Социальная востребованность знания иностранного языка // Социологические исследования.
- 2009. - № 2. - С. 122-127.
3. Годфруа Ж. Как быть успешным? - М., 2010. - 444 с.
4. Ковалев Г.А. Мотивация и достижение успеха. - М.: Гардарики, 2008. - 390 с.
5. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М., 2003. -192 с.
Поступила в редакцию 15/Х/2011, в окончательном варианте - 17/Х/2011.
UDC 321.05
LEARNING THE LEVEL OF MOTIVATION IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING PROCESS OF STUDENTS OF NONLANGUAGE SPECIALITIES
J.O. Moeseyenko
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: letter to my [email protected]
In the article there is a motivation research in education described as an example of the Samara State Technical University students in learning a foreign language process. The author analyzed different points of view about motivation in education, its structure and interrelation with the teaching process. There is a variety of reasons analyzed for students to learn foreign languages, there is also a survey analyzed among students of nonlanguage specialities.
Key words: motivation, teaching process, nonlanguage specialities, interrelation.
Original article submitted 15/Х/2011, revision submitted - 17/Х/2011.
Julia O. Moeseyenko, Teacher of department of Foreign Language.