Научная статья на тему 'Роль мотивации в изучении иностранного языка'

Роль мотивации в изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3286
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Т. С.

При отсутствии « естественной необходимости» под мотивацией понимается система побуждающих действий и учебных задач, которые носят субъективный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION ROLE IN THE FOREIGN LANGUAGE STUDY PROCESS

Motivation is considered as a system of inspiring subjective activities and training missions at “natural necessity” lack.

Текст научной работы на тему «Роль мотивации в изучении иностранного языка»

подсобных хозяйств на основе биологических знаний был создан элективный курс «Приусадебная пасека».

THE BIOLOGY BRINGS UP THE FUTURE WORKERS OF VILLAGE

Gazizova F.G.

Summary

Huge possibilities in business of education of the future workers of village natural-science disciplines, especially biology have. With a view of increase at rural pupils of interest to conducting personal part-time farms on the basis of biological knowledge the course «Priusadebnaja an apiary» has been developed.

УДК 370.153+378.98 (4 И анг.) РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Горбунова Т.С. - ст. преподаватель ФГБОУ ВПО КГАВМ

Ключевые слова: мотивация, необходимость, субъективность,

учебная задача.

Key words: motivation, necessity, subjectivity, training mission.

В современном мире значительно возрастает роль иностранного языка в процессе обучения. Изменения социокультурного контекста общественной жизни влечёт за собой изменение требований, предъявляемых обществом к образованию в целом, и к языковому обучению - в частности.

Так как в данной ситуации отсутствует «естественная необходимость» в иностранном языке, стимулирующим фактором является мотивация усвоения иностранного языка. Под мотивацией понимается система побуждающих действий, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранных языков, его совершенствования и стремления развивать потребности в познании иноязычной речи. Мотивация -важнейшее начало процесса овладения иностранным языком, обеспечивающее его результативность. Так же следует понимать, что мотивация - это сторона субъективного мира обучаемого, и она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями. Преподаватель может лишь опосредованно влиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у обучаемых

возникает личная заинтересованность в работе, т.е. для оптимальной организации учебного процесса важно знание мотивов учащихся и умение правильно выявлять и разумно управлять ими.

Согласно определению И. А. Зимней, «мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативные намерения выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планирую ту или иную форму воздействия на слушающего».

Сложность и многогранность вопроса повышения мотивации, сохранения и развития у обучаемого интереса к предмету «иностранный язык» подчёркивают многие методисты, и, в соответствии с этим, предлагаются различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связываются с:

1)Созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

2)Вовлечения эмоциональной сферы в процессе обучения;

3)Характером педагогических воздействий преподавателя, в частности наличием стимулов и подкреплений;

4)Использованием на уроках аудиовизуальных средств;

5)Использованием личностной индивидуализации.

Также можно отметить, что повышение мотивации идёт через:

1)Вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;

2)Проблемность заданий и ситуаций;

3)Контроль знаний умений и навыков;

4)Наличие страноведческого материала;

5) Доброжелательное отношение к учащимся.

Внутренняя мотивация определяет отношение обучаемых к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Когда обучаемому нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое - тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык», и обеспечены условия для достижения определённых успехов.

Содержание учебного материала должно быть доступно учащимся, должно исходить из уже имеющихся у них знаний и опираться на них, но в то же время материал должен быть трудным и сложным.

Изучение каждой темы учебной программы должно состоять из следующих трёх основных этапов: мотивационного; операциональнопознавательного; рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап помогает учащимся осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы.

2) Формулировка основной учебной задачи. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы.

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. Преподаватель сообщает время отпущенное на изучение темы, что нужно знать и уметь для её изучения.

На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание (ясна ли учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей для решения основной учебной задачи).

Рефлексивно-оценочный этап. Работу по подведению итогов изучения пройденного материала необходимо организовать так, что учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, удовольствие от познания нового материала. Целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием ( устный опрос, контрольную работу).

Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития)

- особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности

- организацией педагогического процесса

- спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка)

На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

- мотив достижения - вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;

- мотив самоутверждения - стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;

- мотив идентификации - стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации - стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами;

- мотив саморазвития - стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

- просоциальный мотив - связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» - это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен и меня не отчислят» - отрицательная.

А теперь обратимся к результатам опроса, проведенного в нашем вузе среди студентов неязыковых специальностей, с целью установить, какие же мотивы движут ими в изучении иностранного языка. Всего было опрошено 200 человек, применялся метод стихийной выборки. Ответы респондентов распределились следующим образом:

- «Учу, только потому, что это нужно по учебной программе» - 60%

- «Чтобы не отчислили» - 19%

- «Хочу устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру» - 10%

- «Чтобы путешествовать за границей, общаться с иностранцами» -

6%

- «Учу, потому что интересно» - 5%

Конечно, метод устного опроса не претендует на всеобъемлющий охват ситуации и раскрытие скрытых субъективных смыслов, но некоторые выводы определенно можно сделать: подавляющая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе движима просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»). То есть можно сказать, что процесс учебы для них - это либо привычное функционирование, либо вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения («построить успешную карьеру») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с

иностранцами»). И при этом лишь 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию - изучают иностранный язык, потому что это им нравится.

Главным же выводом служит то, что студентами в основном движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Это

представляет некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и, казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется предприятие действий, направленных на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).

ЛИТЕРАТУРА: 1. Зимняя И.А. « Психологические аспекты

обучения говорению на ин.яз.»- М. Просвещение 1978 г. 2. Назаренко

Н.С. « Психологические детерминанты овладения иностранным языком в вузе». - АКД М.1986 г. 3. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009. С. 122-127. 4. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003. 192 с.

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Горбунова Т.С.

Резюме

При отсутствии « естественной необходимости» под мотивацией понимается система побуждающих действий и учебных задач, которые носят субъективный характер.

MOTIVATION ROLE IN THE FOREIGN LANGUAGE STUDY PROCESS

Gorbunova T.S.

Summary

Motivation is considered as a system of inspiring subjective activities and training missions at “natural necessity” lack.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.