Научная статья на тему 'Роль мотивации в изучении иностранного языка'

Роль мотивации в изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3554
774
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / демотивация / студент / процесс / motivation / demotivation / student / process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косинская Е.В.

В статье рассматриваются основные причиныдемотивации студентов в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the most important reasons of the student’s demotivation in the learning process of English.

Текст научной работы на тему «Роль мотивации в изучении иностранного языка»

Территория науки. 2015. № 5

Косинская Е.В.

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: мотивация, демотивация, студент, процесс.

Key words: motivation, demotivation, student, process.

Аннотация: В статье рассматриваются основные причины

демотивации студентов в процессе обучения иностранному языку.

Abstract: This article discusses the most important reasons of the student’s demotivation in the learning process of English.

В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов людей, следовательно, - вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом, к английскому языку. Теперь знание двух и более языков - это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком. Все вышеперечисленное существенно повышает престиж предмета "иностранный язык" в качестве образовательной дисциплины вуза. И здесь понятие мотивации выходит на первый план. Конечно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все

33

Территория науки. 2015. № 5

дело в особой специфике предмета, требующей от студента наличия определенной базы и коммуникативных способностей.

Поэтому, рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относятся к субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом.

Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная сфера человека и чем она характеризуется при учебной деятельности. Понятие "мотив" ученые трактуют по-разному: под мотивом понимается условие существования, морально-политические установки, соображение, по которому субъект должен действовать. Так или иначе, большинство сходится во мнении, что мотив - это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию нужно подходить комплексно, учитывая все возможные аспекты.

Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют, так называемую, учебную мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);

- особенностями преподавателя и его отношения к собственной педагогической деятельности;

- организацией всего педагогического процесса;

- спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка).

На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

- мотив достижения - вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д. ;

- мотив самоутверждения - стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;

- мотив идентификации - стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям

34

Территория науки. 2015. № 5

(например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации - стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами;

- мотив саморазвития - стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

- просоциальный мотив - связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» - это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен, и меня не отчислят» - отрицательная.

А теперь обратимся к результатам опроса, проведенного специалистами среди студентов неязыковых специальностей, с целью установить, какие же мотивы движут ими в изучении иностранного языка. Всего было опрошено 200 человек.

Ответы респондентов распределились следующим образом:

- «Учу, только потому, что это нужно по учебной программе» -60%

- «Чтобы не отчислили» - 19%

- «Хочу устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру» - 10%

- «Чтобы путешествовать за границей, общаться с иностранцами» -

6%

- «Учу, потому что интересно» - 5%

Конечно, метод устного опроса не претендует на всеобъемлющий охват ситуации и раскрытие скрытых субъективных смыслов, но некоторые выводы определенно можно сделать: подавляющая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе движима просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не

35

Территория науки. 2015. № 5

отчислили»). То есть, можно сказать, что процесс учебы для них - это либо привычное функционирование, либо вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения («построить успешную карьеру») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с иностранцами»). И при этом лишь 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию - изучают иностранный язык, потому что это им нравится.

Главным же выводом служит то, что студентами, в основном, движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Это представляет некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли, и, казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется предприятие действий, направленных на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная

(положительное отношение к языку) и инструментальная

(положительное отношение к различным видам работы).

Необходимо понимать, что существует разнообразные стратегии, помогающие усилить мотивацию в обучении иностранного языка. Вот некоторые из способов, позволяющих мотивировать студентов, изучающих иностранный язык:

• Признавать комплексность мотивации.

• Помнить как об инициировании мотивации, так и об ее удержании.

• Обсуждать со студентами полезность выполнения той или иной деятельности.

• Вовлекать студентов в принятие решений, связанных с изучением иностранного языка.

• Признавать индивидуальность студентов.

• Усилить внутреннюю мотивацию.

Можно выделить следующие демотивирующие факторы:

• Преподаватель (личность, преданность делу, компетенция, методы преподавания);

• Заниженная самооценка (опыт провала или недостаток успеха);

• Негативное отношение к изучению иностранного языка;

36

Территория науки. 2015. № 5

• Обязательность изучения иностранного языка;

• Вмешательство другого изучаемого иностранного языка;

• Негативное отношение к культуре страны изучаемого языка.

Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации и

демотивации являются главными силами побуждения человека в изучении иностранного языка. Однако следует помнить, что, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции. Необходимо найти тот оптимум, при котором высокая эффективность соседствует с получением радости от изучения иностранного языка.

Список литературы

1. Духновский С.В., Речкалова О.Л., Рахманский В.Л. Особенности интегральной индивидуальности субъектов с разным уровнем психологической устойчивости личности// Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 96-102.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

3. Косинская Е.В. Роль английского языка в бизнесе // Территория науки. 2014. № 6. С. 65-70.

4. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

5. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

Руднева Н.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «ШКОЛА-ТЕХНИКУМ-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ» ПРИ

ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профориентация, студенты, правовая культура, взаимодействие.

Key words: professional orientation, students, legal culture, interaction.

Аннотация: В статье рассматриваются уровни взаимодействия субъектов профориентации в многоуровневом образовательном комплексе «школа - техникум - вуз - предприятие» при формировании правовой культуры студентов вуза.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.