Научная статья на тему 'Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета'

Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бондаренко Виктория Андреевна

В статье авторы обращаются к вопросу выявления мотивов при изучении иностранного языка. Авторы указывают на необходимость изучения иностранного языка, так как это обеспечивает максимально лучшее выполнение профессиональной деятельности. Выделяется мотивация как основная движущая сила в изучении иностранного языка, отмечается, что мотивы относятся к субъективному миру человека, которые определяются его внутренними побуждениями. Авторы рассматривают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для выявления мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета авторами были проведено наблюдение и анкетирование. Основными мотивирующими факторами при изучении иностранного языка выступили желание овладеть профессиональными компетенциями, предполагающими владение иностранным языком, и мотив самосовершенствования: преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бондаренко Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MOTIVATION LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY STUDENTS OF NOT LANGUAGE DIRECTIONS IN MININ UNIVERSITУ

The authors refer to the issue of identification of motifs in the study of a foreign language. The authors point to the need for learning a foreign language, as it provides the most best performance of professional activities. Provided motivation as the main driving force in learning a foreign language, it is noted that the motives related to the subjective world of the person, which is determined by its internal motives. The authors examine the external and internal motivation. To reveal the motives of learning a foreign language of students of not language directions in Minin University authors have conducted surveillance and questioning. The main motivating factors in learning a foreign language made by a desire to acquire professional competencies, suggesting foreign language, and the motive of self-improvement: the predominance of their own well-being of motives, the desire for personal superiority and prestige.

Текст научной работы на тему «Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета»

УДК 372.881.1

С.Н. КАЗНАЧЕЕВА1, В.А. БОНДАРЕНКО2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СПЕЦИФИКА МОТИВОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье авторы обращаются к вопросу выявления мотивов при изучении иностранного языка. Авторы указывают на необходимость изучения иностранного языка, так как это обеспечивает максимально лучшее выполнение профессиональной деятельности. Выделяется мотивация как основная движущая сила в изучении иностранного языка, отмечается, что мотивы относятся к субъективному миру человека, которые определяются его внутренними побуждениями. Авторы рассматривают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для выявления мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета авторами были проведено наблюдение и анкетирование. Основными мотивирующими факторами при изучении иностранного языка выступили желание овладеть профессиональными компетенциями, предполагающими владение иностранным языком, и мотив самосовершенствования: преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Ключевые слова: иностранный язык, внешняя и внутренняя мотивация, диагностика мотивации изучения иностранного языка, студенты неязыковых направлений.

S.N. KAZNACHEEVA1, V.A. BONDARENKO2

'Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation

SPECIFICS OF MOTIVATION LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY STUDENTS OF NOT LANGUAGE DIRECTIONS IN MININ UNIVERSITУ

Abstract. The authors refer to the issue of identification of motifs in the study of a foreign language. The authors point to the need for learning a foreign language, as it provides the most best performance of professional activities. Provided motivation as the main driving force in learning a foreign language, it is noted that the motives related to the subjective world of the person, which is determined by its internal motives. The authors examine the external and internal motivation. To reveal the motives of learning a foreign language of students of not language directions in Minin University authors have conducted surveillance and questioning. The main motivating factors in learning a foreign language made by a desire to acquire professional competencies, suggesting foreign language, and the motive of self-improvement: the predominance of their own well-being of motives, the desire for personal superiority and prestige.

Keywords: foreign language, external and internal motivation, motivation diagnosis of learning a foreign language, students of non-linguistic areas.

«Век полиглотов» - такую характеристику XXI веку даёт ЮНЕСКО. Это говорит о том, что знание одного или нескольких иностранных языков - это необходимое условие образованности в постиндустриальном обществе. Ряд исследователей проблемы обучения иностранным языкам в современной высшей школе указывают на следующие направления в образовании [14]:

- более глубокое осмысление образовательных уровней выступает как непрерывная цепочка образования;

- компьютеризация и технологизация обучения способствуют развитию деятельности обучающихся;

- внедрение активных методов и форм обучения, которые способствуют включению в деятельность обучающихся элементов научного поиска, самостоятельной работы;

- применение активных приемов обучения, которые способствуют стимуляции и организации общения, творческой и самостоятельной деятельности студентов;

- основное внимание при организации обучения уделяется коллективной, совместной деятельности преподавателя и студента, предполагающей использование интерактивных методов обучения.

На сегодняшний день выявлена проблема заинтересованности студентов неязыковых направлений в изучении иностранного языка, так как они полагают, что иностранный язык является необходимым в совершенствовании знаний для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности. В связи с этим мотивационный фактор становится первоочередным.

Мотивация является внутренней психологической характеристикой личности, находящей своё выражение во внешних проявлениях, в человеческом отношении к миру вокруг, разнообразным видам деятельности. Укажем на факторы, оказывающие влияние на формирование у обучающихся мотивации [17], которые выражаются в:

- личном отношении преподавателя к предмету обучения;

- правильной организации процесса обучения;

- методах обучения;

- компетентности преподавателя.

Ряд исследователей придерживаются мнения о необходимости изучения иностранного языка, так как это обеспечивает максимально лучшее выполнение профессиональной деятельности и повышение квалификации (М.Г. Горкун, Н.А. Довгалевская, Г.В. Иванова). По мнению ряда исследователей, иностранный язык выступает в качестве «средства углубления и совершенствования профессиональных знаний» [3, С.6].

Актуальность исследования вызвана противоречием между потребностями общества, предъявляемыми к специалистам со сформированной коммуникативной иноязычной компетенцией, и ограниченными возможностями практики преподавания иностранного языка на неязыковых направлениях.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о необходимости создания благоприятных условий для эффективной языковой подготовки студентов, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно-методического характера, реализуемых в учебных программах. Одной из поставленных задач является формирование мотивации к изучению иностранных

языков, которая рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития личности студента. Формирование интереса к учебной деятельности зависит от содержания и организации педагогических условий учебной деятельности студентов. Эта деятельность должна быть организована педагогически и психологически так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию, управлять ею, тогда как мотивация это есть, по А.Н. Леонтьеву, «мотор деятельности».

Сегодня большинство выпускников неязыковых направлений могут читать литературу со словарем, воспроизводить заученные темы, но испытывают значительные трудности в изложении собственных мыслей, взглядов на иностранном языке, что приводит, в свою очередь, к существенным коммуникативным сбоям в профессиональном деловом общении.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) - вуз с богатыми традициями: учительский институт был основан в нашем городе в 1911 году. Мининский университет ведет подготовку в области психологии, педагогики, менеджмента, сервиса, экономики, логистики. Сегодня Мининский университет активно развивается, чтобы соответствовать современным требованиям и образовательным стандартам, удовлетворять потребности личности в непрерывном обучении, отвечать актуальным задачам общественного и государственного развития. Вуз реализует ряд проектов: построение комплексной системы гарантий качества образования, открытие новых направлений и программ подготовки, информатизация деятельности вуза. Расширяет международное сотрудничество: в университете учатся студенты из 27 стран мира (Турция, Сирия, Нигерия и другие).

В настоящее время в структуру Мининского университета входят 6 факультетов: факультет гуманитарных наук; факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий; факультет естественных, математических и компьютерных наук; факультет психологии и педагогики; факультет управления и социально-технических сервисов; факультет физической культуры и спорта. Сегодня в университете обучается 5000 студентов, из которых 3000 на бюджетной основе. Расширение международного сотрудничества и международных контактов требует более глубокого владения иностранным языком. Общепризнанно, что при изучении иностранных языков залогом успеха обучения выступает сильная мотивация. Это объясняется тем, что студент должен иметь определенную базу и коммуникативные способности. Иногда студенты испытывают трудности, что влечет за собой исчезновение мотивированности.

Мы будем рассматривать мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, отмечая, что мотивы относятся к субъективному миру человека, которые определяются его внутренними побуждениями. Следовательно, человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть, будет замотивирован.

Учебная мотивация делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

- мотив достижения - вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка;

- мотив самоутверждения - стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;

- мотив идентификации - стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации - стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами;

- мотив саморазвития - стремление к самосовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

- просоциальный мотив - связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т.п.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности. Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» - это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен и меня не отчислят» - отрицательная.

Цель нашего исследования - выявить мотивы изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений.

Объектом исследования выступили студенты неязыковых направлений Мининского университета.

Предмет исследования - мотивы изучения иностранного языка.

Для решения поставленной цели использовались наблюдение и анкетирование.

Среди студентов второго и третьего курса было проведено анкетирование, целью которого было определение уровня сформированности мотивации на изучение иностранного языка, в частности, английского. Вопросы в анкете формулировались таким образом, чтобы выявить ключевые мотивы студентов при изучении английского языка. В анкетировании приняли участие студенты, обучающиеся по направлениям «Туризм» и «Менеджмент» по 10 человек от каждого направления. Результаты анкетирования выглядят следующим образом.

зд

45 40

35 Ю 25 Ю 15 10

О

Рисунок 1 - Вопрос 1 «Полученные знания иностранного языка необходимы мне для...»

На второй вопрос анкеты «Мне нравится, когда на уроке английского языка меня хвалят за...» ответы распределились следующим образом:

- 70 % опрашиваемых по обоим направлениям ответили за «знания»;

- 30 % опрашиваемых по обоим направлениям ответили «хорошо сделанную работу».

На вопрос №3: «Моя цель на уроке английского языка» - обе группы по 60% выбрали ответ: «получение твердых знаний». А оставшиеся 40% каждой группы распределились в соотношении 3: 1 на ответы «узнать что-нибудь интересное» и «сидеть тихо, чтобы преподаватель меня не спросил».

На вопрос №4: «Я изучаю материал добросовестно, если.», - результаты в группах незначительно расходятся (рисунок 2).

Рисунок 2 - Вопрос 4 «Я изучаю материал добросовестно, если.»

Из диаграммы видно, что 49% студентов, обучающихся по направлению «Туризм», изучают иностранный язык, так как он им интересен, и 39% считают, что он пригодится им в будущей профессиональной деятельности. Студенты, обучающие по направлению «Менеджмент», иностранный язык изучают, так как заинтересованы в получении положительной оценки (18%), и 8% опрошенных студентов изучают английский, потому что их заставляют, в то время как студенты по направлению «Туризм» только 2% выбрали данный вариант ответа.

На вопрос №5: «Учить английский язык лучше меня побуждает.», - группы респондентов дали достаточно интересный результат. Результаты приведены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Вопрос 5 «Учить английский язык лучше меня побуждает.»

Анализ ответов на данный вопрос имеет следующий вид:

- у студентов направления «Туризм» в качестве побудителя к изучению иностранного языка выступает «желание стать образованным человеком» и «желание общаться с иностранцами» 35% и 28 % соответственно;

- у студентов направления «Менеджмент» в качестве основного побудителя к изучению иностранного языка выступает «желание стать образованным человеком» 48%.

На вопрос №6: «Насколько сильно я хочу изучать английский язык» - средний показатель для направления «Туризм» 4.8 из 5 возможных, а для направления «Менеджмент» 3.9 из 5 возможных.

Студенты в свободной форме отвечали на вопрос №7 «Я изучаю английский язык, потому что ...». Проиллюстрируем полученные результаты фрагментами ответов студентов: «Иностранный язык мне необходим, если я хочу добиться успеха в будущей профессии» (Галина Е.), «Иностранный язык поможет мне свободно общаться с иностранцами» (Марк К.), «Изучать иностранный язык просто интересно» (Елена В.), «надеюсь, что иностранный язык пригодится в будущем» (Татьяна М.)

Результаты анкетирования позволяют сделать выводы об уровне сформированности образовательной мотивации и основных мотивах изучения английского языка у студентов.

У студентов направления «Менеджмент» основными мотивами являются: мотив достижения и мотив самосовершенствования. Мотивация опирается на результаты учебной деятельности и на эффективность процесса учебной деятельности. Можно сказать, что студенты самостоятельно понимают важность изучения английского языка для своей дальнейшей жизни и профессии, поэтому стремятся достичь наивысших результатов в ходе обучения, чтобы получить твердые знания и возможность дальнейшего развития в этой области. Уровень сформированности образовательной мотивации на изучение английского языка высокий, практически не требуется стимулирования для эффективной учебной деятельности.

У студентов, обучающихся по направлению «Туризм», спектр мотивов гораздо шире и гибче. Так, присутствует мотив саморазвития, мотив аффилиации и мотив достижения. Мотивация в равной степени опирается на желание получить отличную оценку, желание развить и укрепить свои знания в области английского языка для практического применения в будущем и желания обойти неприятности, которые могут возникнуть при неудачной сдаче экзаменов по английскому языку. Уровень сформированности образовательной мотивации на изучение английского языка имеет среднее значение, педагогу необходимо произвести диверсификацию учебной программы для того, чтобы удовлетворить ожидания каждого студента от занятий английским языком. Под диверсификацией учебной программы понимается расширение видов образовательной деятельности с учетом необходимости удовлетворения различных потребностей учащихся.

В ходе анализа результатов были выявлены различия в целеполагающих мотивах, мотивации и общем уровне развития мотивационной сферы у представителей разных образовательных программ, что обусловливается различным отношением к занятиям английским языком, а также степенью стимулирования, которое необходимо предоставить для эффективного усвоения предмета. На этом основании можно сделать вывод о том, что студентам различных образовательных программ требуется различный подход для изучения английского языка; наибольшую сложность в изучении испытывают представители

непрофильных направлений в силу наличия среднего уровня сформированности образовательной мотивации и большого спектра мотивов, которые достаточно трудно удовлетворить, используя единственный подход.

Проведя анкетирование студентов, мы пришли к выводу, что для респондентов характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Основными мотивирующими факторами при изучении иностранного языка выступили желание овладеть профессиональными компетенциями, предполагающее владение иностранным языком, и мотив самосовершенствования: преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян Л.Г. Коммуникативный метод преподавания иностранного языка в неязыковом ВУЗе [Электронный ресурс] URL: http://artlib.osu.ru/konf06/66.pdf (дата обращения 19.09.2016).

2. Алеева Ю.В. Развитие познавательной активности студентов в целостном педагогическом процессе // Сибирский педагогический журнал. 2011. №5. C. 56-64.

3. Андронкина Н.М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности // Обучение языкам в школе и вузе. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 190 с.

4. Бессмельцева Е.С. Межпредметная интеграция в обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-v-obuchenii-studentov-neyazykovyh-fakultetov-inostrannomu-yazyku (дата обращения 07.03.2015).

5. Гитман Е.К. Концентрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе: монография / Е.К. Гитман, М.А. Хлыбова; федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего проф. образов. «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова». Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2014. 135 с.

6. Запорожченко Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. 2011. №8. С. 241-246.

7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

8. Казначеева С.Н. К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. №4 (16). С. 34-38.

9. Казначеева С.Н., Репина Р.В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4. №1. С.11.

10. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Интеграция иностранного языка и специальных дисциплин в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №4-3 (35). С. 9-12.

11. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Репина Р.В., Агаев Н.Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. №4. С. 103-108.

12. Самойлова Е.В., Назарова О.В., Корнилецкая Н.С. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода // Интеграция образования. 2014. №2. С. 117-123.

13. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2009. 26 с.

14. Сметанина Е.В., Калянова Л.М. Значимость владения иностранным языком для будущих специалистов технических ВУЗов [Электронный ресурс]. URL: http://nauchforum.ru/ru/node/4775 (дата обращения 13.06.2015).

15. Толстова Н.М. Стиль познавательной активности субъекта как условие успешного изучения иностранного языка // Вектор науки ТГУ. 2012. №2 (20). С.119-124.

16. Шаповалова М.С. Сравнительный анализ сформированности уровня познавательной активности студентов высшей школы при обучении информационным дисциплинам [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sformirovannosti-urovnya-poznavatelnoy-aktivnosti-studentov-vysshey-shkoly-pri-obuchenii-informatsionnym (дата обращения 13.06.2015).

17. Ширинян М. Формирование познавательного интереса при изучении иностранных языков у студентов-медиков [Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.ru/2015/01/formationinteres-iyastuding/#more-19742 (дата обращения 13.06.2015).

18. Щербина Л.Д. Функции обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/?gfe_rd=cr&ei=1Qc2VezroenywA001oDQBA#newwindow=1&q=2.%09 (дата обращения 07.03.2015).

19. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

20. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.

REFERENCES

1. Akopyan L.G. Kommunikativnyj metod prepodavanija inostrannogo jazyka v nejazykovom VUZe [The communicative method of teaching foreign language in not language university]. Available at: http://artlib.osu.ru/konfD6/66.pdf (accessed 19.09.2016) (in Russian)

2. Aleeva Yu.V. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti studentov v celostnom pedagogicheskom processe [Development of informative activity of students in a holistic pedagogical process]. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal, 2011, no. 5, pp. 56-64. (In Russian)

3. Andronkina N. M. Problemy obuchenija inojazychnomu obshheniju v prepodavanii inostrannogo jazyka kak special'nosti [Problems of teaching foreign language communication in the teaching of a foreign language as a specialty]. Obuchenie jazykam v shkole i vuze [Language studies in schools and universities]. St. Petersburg, RGPU Publ., 2001. 190 p. (In Russian)

4. Bessmeltseva E.S. Mezhpredmetnaja integracija v obuchenii studentov nejazykovyh fakul'tetov inostrannomu jazyku [Interdisciplinary integration in the training of students of not language faculties of foreign language]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-v-obuchenii-studentov-neyazykovyh-fakultetov-inostrannomu-yazyku (accessed 07.03.2015) (in Russian).

5. Gitman E.K. Koncentrirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku v nejazykovom vuze [Concentrated learning a foreign language in not language high school]. Perm, IPTs «Prokrost» Publ., 2014. 135 p. (In Russian)

6. Zaporozhchenko L.I. Pedagogicheskaja model' razvitija poznavatel'noj aktivnosti [The pedagogical model of the development of cognitive activity]. Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy [Socio-economic phenomena and processes]. Tambov, 2011, no. 8, pp. 241-246. (In Russian)

7. Zimnyaya I.A. Psihologija obuchenija inostrannym jazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages at school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 222 p. (In Russian)

8. Kaznacheeva S.N. K voprosu ob innovacionnoj aktivnosti kak sredstvu razvitija poznavatel'noj aktivnosti studentov [On the issue of innovation activity as a means of development of informative activity of students]. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri Magister Dixit., 2014, no. 4 (16), pp. 34-38. (In Russian)

9. Kaznacheeva S.N., Repina R.V. Integracija inostrannogo jazyka s drugimi disciplinami na osnove lichnostno-dejatel'nostnogo podhoda s cel'ju razvitija poznavatel'noj aktivnosti studentov [The integration of a foreign language with other disciplines on the basis of personal-activity approach for the development of cognitive activity of students]. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2016, t. 4, no. 1, pp. 11. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A. Integracija inostrannogo jazyka i special'nyh disciplin v vysshih uchebnyh zavedenijah [The integration of a foreign language and special disciplines in higher education]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2015, no. 4-3 (35), pp. 912. (In Russian)

11. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A., Repina R.V., Agaev N.F. Rol' treningov v razvitii poznavatel'noj aktivnosti studentov v ramkah professional'nogo samoopredelenija [The role of training in the cognitive activity of students in the framework of the development of professional self-determination]. Diskussiya, 2015, no. 4, pp. 103-108. (In Russian)

12. Samoylova E.V., Nazarova O.V., Korniletskaya N.S. Aktual'nye problemy i perspektivy prepodavanija inostrannogo jazyka studentam nejazykovyh special'nostej vuzov v ramkah integrirovannogo podhoda [Actual problems and prospects of teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties of universities in the framework of an integrated approach]. Integracija obrazovanija, 2014, no. 2, pp. 117-123. (In Russian)

13. Simonova Zh.G. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov-kul'turologov v processe izuchenija inostrannogo jazyka na osnove jepistemicheskogo podhoda. Diss. kand. ped. nauk [Formation of informative activity of students in cultural studies in the process of learning a foreign language on the basis of the epistemic approach. Cand. ped. sci. diss.]. Kursk, 2009. 26 p. (In Russian)

14. Smetanina E.V., Kalyanova L.M. Znachimost' vladenija inostrannym jazykom dlja budushhih specialistov tehnicheskih VUZov [The importance of language skills for future professional technical universities]. Available at: http://nauchforum.ru/ru/node/4775 (accessed 13.06.2015 ) (in Russian).

15. Tolstova N.M. Stil' poznavatel'noj aktivnosti sub#ekta kak uslovie uspeshnogo izuchenija inostrannogo jazyka [The style of cognitive activity of the subject as a condition for the success of learning a foreign language]. Vektor nauki TGU, 2012, no. 2 (20), pp.119-124. (In Russian)

16. Shapovalova M.S. Sravnitel'nyj analiz sformirovannosti urovnja poznavatel'noj aktivnosti studentov vysshej shkoly pri obuchenii informacionnym disciplinam [A comparative analysis of the level of formation of informative activity of students of high school for teaching the disciplines of information]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sformirovannosti-urovnya-poznavatelnoy-aktivnosti-studentov-vysshey-shkoly-pri-obuchenii-informatsionnym (accessed 13.06.2015) (in Russian).

17. Shirinyan M. Formirovanie poznavatel'nogo interesa pri izuchenii inostrannyh jazykov u studentov-medikov [Formation of informative interest in the study of foreign languages in medical students]. Available at: http://iyazyki.ru/2015/01/formationinteres-iyastuding/#more-19742 (accessed 13.06.2015 ) (in Russian).

18. Shcherbina L.D. Funkcii obuchenija inostrannomu jazyku studentov nejazykovyh vuzov v sovremennyh uslovijah [Foreign language teaching functions of students of not language high schools in modern conditions]. Available at: https://www.google.ru/?gfe_rd=cr&ei=1Qc2Vezf0enywA001oDQBA#newwindow=1&q=2.%09 (accessed 07.03.2015) (in Russian).

19. Shchukina G.I. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja v uchebnom processe [Activation of cognitive activity of students in the learning process]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1979. 160 p. (In Russian)

20. Shchukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovanija poznavatel'nyh interesov uchashhihsja [Pedagogical problems of formation of informative interests of pupils]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 208 p. (In Russian)

© Казначеева С.Н., Бондаренко В.А., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Казначеева Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of innovation management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Бондаренко Виктория Андреевна - доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Bondarenko Victoria Andreevna - doctor of economic sciences, assistant professor of marketing and advertising Rostov State Economic University (RINE), Rostov-on-Don, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.