УДК 159.9
АРХИПОВА Мария Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) г. Нижний Новгород, Россия
ЖЕРНОВАЯ Оксана Романовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского г. Нижний Новгород, Россия
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье исследуется проблема формирования мотивации подростков при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе. Необходимость совершенствования процесса преподавания обусловливает экспериментальное изучение и выяснение психологических механизмов развития мотивации современных школьников в процессе изучения иностранного языка. В исследовании анализируется эмоциональное отношение, интерес, эмоциональное самочувствие, преобладающий мотив изучения иностранного языка. Рассматриваются особенности иностранного языка как учебной дисциплины, психофизиологические особенности учащихся, способствующие снижению мотивации, определяется понятие мотивации изучения иностранного языка, представлен анализ особенностей учебной мотивации у современных школьников. На основе результатов научного исследования даны рекомендации по оптимизации учебного процесса. Полученные данные показали, что проблема поиска наиболее действенных приемов, способствующих повышению мотивации к изучению иностранного языка, является актуальной. Проведенное исследование психологических условий формирования и усиления мотивации учащихся при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе может использоваться педагогами, психологами, методистами в целях повышения качества преподавания иностранных языков.
Ключевые слова: образование, мотивация, учебная мотивация, иностранный язык, школьный возраст, эмоциональное состояние, интерес.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-177-179 Maria V. ARKHIPOVA
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) Nizhniy Novgorod, Russia
Oksana R. ZHERNOVAYA
Nizhny Novgorod State University named after
N.I. Lobachevsky Nizhniy Novgorod, Russia
EXPERIMENTAL RESEARCH OF STUDENTS' MOTIVATION WHILE LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL
The article presented deals with the problem of up-to-date means motivating students to learn foreign languages at schools. The necessity of improving teaching methods supposes the experimental organization, deep investigation and analysis of motivation, its psychological mechanisms and development in the process of education. The research analyses emotional attitude, interest, emotional state, dominating motives to learn a foreign language. The features of foreign language as a school subject, psycho physiological students' characteristics contributing to motivation decrease are described. The term «motivation of learning foreign languages» having been defined, the structure, criteria and levels of developing students' motivation to learn a foreign language are offered. It is emotions that motivate and create positive attitude. The idea of using different means creating emotionally comfortable atmosphere during lessons, thus making educational process more efficient, is noted. The article presents the analysis of characteristic features of motivation in juvenile age. Recommendations of optimization an educational process are given on the basis of the received results.
Keywords: education, motivation, educational motivation, foreign languages, school age, emotional state, interest
Проблема мотивации учения возникает с первых шагов обучения в школе, является важной проблемой в современной психологии и педагогике. Можно отметить огромное количество ученых, обращающихся к проблеме мотивации (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, В.Г. Леонтьев, В.С. Ильин, А.К. Маркова, J.W. Atkinson, S.P. Grossman, K.B. Madsen, G. Merphy, E. Resenfeld и др.). Необходимость определения мотивационных детерминант у подростков указывается исследователи, так как. именно в этом возрасте складывается иерархия мотивов, приобретают устойчивость доминирующие мотивы [1; 2; 3; 4; 5]. Для того чтобы найти наиболее действенные приемы для использования при обучении иностранному языку современных школьников, необходимо изучить компоненты и особенности учебной мотивации.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей мотивации школьников, изучающих иностранный язык.
Проведя наше исследование, мы определили круг следующих задач: 1) подобрать и применить комплекс методик для изучения мотивации учения в школе и на уроках иностранного языка; 2) определить характерные уровни учебной мотивации; 3) проанализировать особенности компонентов мотивационной сферы: цели, мотивы, интересы, эмоциональное отношение.
В исследовании приняли участие учащиеся 5-9-х классов средней общеобразовательной школы, без углубленного изучения иностранных языков. В нашем исследовании мотивация учения определялась системой следующих показателей: 1) уровнем заинтересованности изу-
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
чения отдельных учебных предметов; 2) проявляемыми эмоциями к процессу и содержанию иностранного языка как учебного предмета; 3) определяемыми целями изучения иностранного языка; 4) соотношением социальных и познавательных мотивов учения; 5) соотношением доминирования внешней или внутренней учебной мотивации; 6) уровнем учебной мотивации.
Выделение показателей изучения мотивационной сферы учащихся при овладении иностранным языком позволило провести диагностику особенностей учебной мотивации подростков с использованием следующего психодиагностического комплекса: 1. Определение уровня интереса подростков к изучаемому предмету проводилось с помощью первого раздела методики Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (2003); 2. Эмоциональное отношение к изучаемому предмету выявлялось вторым разделом методики Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (2003); 3. Для определения целей изучения иностранного языка подростками был также использован второй раздел методики Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (2003); 4. На исследование соотношения социальных и познавательных мотивов учения были направлены третий раздел методики Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (2003) и «Методика изучения мотивов учения школьников» А.А. Реана и В.А. Якунина (2003); 5. С целью изучения направленности на доминирование внешней или внутренней мотивации нами был применен «Тест-опросник направленности учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой (2002); 6. Для выявления уровня школьной мотивации при изучении иностранного языка подростками использовался модифицированный опросник Н.Г.Лускановой «Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся». Опросник был модифицирован с целью возможности его использования на примере иностранного языка с учащимися подросткового возраста.
Анализ результатов эксперимента, проводимого с целью определения учебной мотивации школьников при изучении иностранного языка, позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень интереса, проявляемого школьниками к изучению иностранного языка, невысок. Только 9,8% школьников выделяют английский язык как наиболее предпочтительный, в то время как каждый десятый школьник - как наименее привлекательный. Отсутствие интереса является фактором, негативно влияющим на любую деятельность, в том числе и учебную. Соответственно, отсутствие интереса к изучаемому предмету не может привести к успешности обучения.
2. Проводимое исследование выявило следующие причины, отрицательно влияющие на эмоциональное отношение школьников, изучающих иностранный язык, - трудность в усвоении и отсутствие интереса к предмету со стороны товарищей. Исследования показывают, что 20,5 % подростков отрицательно относятся к изучению английского языка вследствие того, что одноклассники не интересуются данным предметом. Результаты эксперимента свидетельствуют, что школьники осознают важность владения иностранным языком в современном мире, необходимость владения им при устройстве на работу, однако большинство из них испытывают негативные эмоции при изучении предмета.
3. Следующий компонент мотивационной сферы - цель изучения иностранного языка школьники связывают с пониманием значимости предмета для профессиональной деятельности. 60,2% школьников указывают на необходимость изучения данного предмета для поступления в высшие учебные заведения, достижения желаемой карьеры, успеха в жизни.
4. Преобладающими в учебной деятельности подростков являются социальные мотивы учения. Невысокий процент подростков ориентирован на получение глубоких и прочных знаний, самостоятельную работу в ходе учебной деятельности. Познавательные мотивы составляют лишь 24,6%, что, безусловно, неблагоприятным образом сказывается на результатах обучения подростков иностранному языку.
5. Доминирование внешней мотивации наблюдается при изучении иностранного языка учащимися. Несмотря на то, что высокий процент подростков осознает важность английского языка, возникающие трудности снижают интерес к предмету.
6. Средний уровень с доминированием внешней мотивации является преобладающим при изучении иностранного языка. Низкий уровень мотивации наблюдается у 35,6%, при этом число учащихся, имеющих высокий уровень мотивации при изучении английского языка, составляет менее одного процента.
Полученные данные показали, что проблема поиска наиболее действенных приемов, способствующих повышению мотивации к изучению иностранного языка, таких как создание ситуации успеха (Oxford J, 1994), организация коллективного обучения (Dornyei Z., 1994), использование яркого лингвострановедческого материала [6], использование музыки на уроках иностранного языка (Шутова Н.В., Архипова М.В. и др.) [7], строение учебного процесса на основе совместной деятельности (Перевозчикова В.Н., 2005) и др., является актуальной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского Университета. - 2016. - № 3. - C. 1.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
3. Минаева И.Б. Мотивация успеха - необходимое условие овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 42-44.
4. Рыжов В.В. Иноязычные способности. - Н. Новгород: НГЛУ, 2001. - 193 с.
5. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4 (117). - С. 168-171.
6. Саланович В.А. Проблема мотивации и роль упражнений при обучении французскому языку в старших классах // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 1. - С. 15-18.
7. Архипова М.В., Шутова Н.В. К проблеме использования специально организованного музыкального воздействия в учебном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т.7. - № 3. - С. 171.
REFERENCES
1. Kaznacheeva S.N., Bondarenko V.A. Specifika motivov izuchenija inostrannogo jazyka studentami nejazykovyh naprav-lenij mininskogo universiteta. [Specifics of motivation learning a foreign language by students of not language directions in Minin Univers^]. Minin University Bulletin. 2016. № 3. P. 1 (in Russ.).
2. Zimnjaja I.A. Psihologija obuchenija inostrannym jazykam v shkole. [The Psychology of teaching foreign languages at school]. M.: Prosveshhenie. 1991. 222 p. (in Russ.).
3. Minaeva I.B. Motivacija uspeha - neobhodimoe uslovie ovladenija inostrannym jazykom. [Success motivation as a necessary condition of learning foreign languages].Foreign Languages at School. 2009. № 2. Pp. 42-44 (in Russ.).
4. Ryzhov V.V. Inojazychnye sposobnosti. [Foreign Languages Skills]. Nizhnij Novgorod, NGLU, 2001. 193 p. (in Russ.).
5. Smolovik O.V., Shutova N.V. Sravnitel'nyj analiz motivov izuchenija inostrannogo jazyka u sovremennyh studentov. [Comparative analysis of the motives of learning a foreign language by students]. Kazanskij Pedagogical Journal. 2016. № 4 (117). Pp. 168-171 (in Russ.).
6. Salanovich V.A. Problema motivacii i rol' uprazhnenij pri obuchenii francuzskomu jazyku v starshih klassah. [The problem of motivation and the role of exercises in teaching the French language in senior school]. Foreign Languages at School. 1998. № 1. Pp. 15-18 (in Russ.).
7. Arhipova M.V., Shutova N.V. K probleme ispol'zovanija special'no organizovannogo muzykal'nogo vozdejstvija v uchebnom processe. [The problem of using specific musical compositions in educational process]. Historical and social-educational idea. 2015. T.7. № 3. P.171 (in Russ.).
Информация об авторе
Архипова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводи-дактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия агЫроупп @уа п d ex.ru
Жерновая Оксана Романовна, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков и лингвокультурологии, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия [email protected]
Получена: 17.11.2016
Для цитирования статьи: Архипова М. В., Жерновая О. Р. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-177-179.
Information about the author
Maria V. Arkhipova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguistic Didactics, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Nizhniy Novgorod, Russia arhipovnn @ya n d ex.ru
Oksana R. Zhernovaya, Candidate of Philological Sciences, Head of Department of Foreign Languages and Cultural Linguistics, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhniy Novgorod, Russia [email protected]
Received: 17.11.2016
For article citation: Arkhipova M.V., Zhernovaya O.R., Jeksperimental'noe issledovanie osobennostej uchebnoj motivacii sovremennyh shkol'nikov pri izuchenii inostrannogo jazyka. [Experimental research of students' motivation while learning a foreign language at school]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-177-179.