УДК 372.881.1
DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-8
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ
С. Н. Казначеева1*, В. А. Бондаренко2*
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: cnkaznacheeva@gmail. com Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация *e-mail: b14v@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Введение: В статье авторы обращаются к вопросу повышения мотивации к изучению иностранного языка, используя новые методы в процессе обучения. Одной из главных задач XXI века является повышение качества образования, в том числе и высшего. Кроме того, российское образование должно отвечать международным стандартам. Это означает, что должен происходить обмен знаниями, мобильность студентов и преподавателей, участие студентов в различных международных проектах. К сожалению, в настоящее время разработанные программы языкового образования для неязыковых направлений недостаточно полно отражают вопросы организации обучения иностранным языкам и роли практической реализации лингвокультуры как одного из главных факторов образования и воспитания студентов неязыковых направлений. Для развития познавательной активности в современном образовании необходимо использовать такие методы, которые бы заинтересовали студентов в получении знаний. В настоящее время существует различные методы обучения иностранным языкам: аудиолингвальный, метод «Silent Way», метод суггестопедии, методы с использованием интернет-ресурсов (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, веб-квест).
Материалы и методы: Исследование проводилось на базе факультета управления и социально-технических сервисов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В исследовании принимали участие студенты с 1 по 3 курсы, обучающиеся как по очной, так и по заочной форме обучения неязыковых направлений. Методы исследования определялись задачами решаемой проблемы. Нами применялись эмпирические методы (анкетирование); статистические методы (качественный и количественный анализ результатов).
Результаты исследования: Проведенное исследование позволило выявить частоту использования Интернета; наиболее популярные интернет-ресурсы; цели использования интернет-ресурсов; количества времени использования интернет-ресурсов; степень заинтересованности изучения иностранного языка с помощью сетевых ресурсов студентами неязыковых направлений.
Обсуждение и заключения: Использование сетевых ресурсов при изучении иностранного языка студентами неязыковых направлений является одним из эффективных методов обучения. Использование такого метода обучения дает ряд преимуществ: позволяет студентам выполнять задания по иностранному языку в то время, когда им удобно (особенно это актуально для студентов, обучающихся по заочной форме обучения); стимулирует студентов к развитию познавательной активности; взаимодействие между преподавателем и студентами происходит более оперативно; самостоятельное обучение перестает быть пассивным.
Ключевые слова: познавательная активность, иностранный язык, иноязычная познавательная активность, студенты неязыковых направлений, диагностика использования сетевых ресурсов.
Для цитирования: Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Исследование готовности студентов неязыковых направлений использовать сетевые ресурсы при обучении иностранным языкам // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. С. 8. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-62-8
INVESTIGATION OF READINESS OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES TO USE NETWORK RESOURCES WHEN STUDYING FOREIGN
LANGUAGES
1 2 S. N. Kaznacheeva *, V. A. Bondarenko *
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod,
Russian Federation
*e-mail: cnkaznacheeva@gmail. com
2
Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don,Russian Federation
*e-mail: b14v@yandex.ru
ABSTRACT
Introduction: In the article the authors address the issue of increasing the motivation to learn a foreign language, using new methods in the learning process. One of the main tasks of the 21st century is to improve the quality of education, including higher education. In addition, the Russian education must meet international standards. This means that there must be an exchange of knowledge, mobility of students and teachers, participation of students in various international projects. Unfortunately, currently developed language education programs for non-linguistic areas do not fully reflect the organization of teaching foreign languages and the role of practical realization of linguoculture as one of the main factors in the education and upbringing of students of non-linguistic specialties. To develop cognitive activity in modern education, it is necessary to use methods that would make the students interested in gaining knowledge. Currently, there are various methods of teaching foreign languages: audio-lingual, the method of "Silent Way", the method of suggestion, methods using Internet resources (hotlist, multimedia scrapbook, trick hunt, sample sampler, web quest).
Materials and methods: The study was conducted on the basis of the Faculty of Management and Social and Technical Services of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin. The study involved students from 1 to 3 courses, both in full-time and part-time studies of non-linguistic specialties. The methods of investigation were determined by the tasks of the problem being solved. We used empirical methods (questionnaire); statistical methods (qualitative and quantitative analysis of results).
Results of the study: The conducted research has allowed to reveal the frequency of use of the Internet; the most popular Internet resources; the purpose of using Internet resources; the amount of time to use Internet resources; degree of interest in learning a foreign language using network resources by students of non-linguistic specialties.
Discussion and conclusions: The use of network resources in the study of a foreign language by students of non-linguistic directions is one of the effective methods of teaching. The use of this method of training gives a number of advantages: students will be able to fulfill assignments in a foreign language at a time when it is convenient for them (especially for students studying by correspondence courses); stimulates students to develop cognitive activity; interaction between the teacher and students is more rapid; independent learning ceases to be passive.
Keywords: cognitive activity, foreign language, foreign cognitive activity, students of non-linguistic specialties, diagnostics of the use of network resources.
For citation: Kaznacheeva S.N., Bondarenko V.A. Investigation of readiness of students of non-linguistic specialities to use network resources when studying foreign languages // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. Р. 8. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-8
Введение
Одной из главных задач XXI века является повышение качества образования, в том числе и высшего. Кроме того, российское образование должно отвечать международным стандартам. Это означает, что должен происходить обмен знаниями, мобильность студентов и преподавателей, участие студентов в различных международных проектах. Актуальность изучения данного вопроса усиливается еще тем, что выпускники вузов должны быть готовы работать в совершенно новых условиях. К сожалению, в настоящее время разработанные программы языкового образования для неязыковых направлений недостаточно полно отражают вопросы организации обучения иностранным языкам и роли практической реализации лингвокультуры как одного из главных факторов образования и воспитания студентов неязыковых направлений. Иностранный язык в высших учебных заведениях носит многоцелевой характер. Изучение иностранного языка позволяет достичь следующих целей [34]:
— практическая, т.е. обучение иноязычному общению;
— образовательная, т.е. расширение кругозора обучающихся;
— воспитательная, т.е. готовность будущих специалистов налаживать межкультурные связи, уважительно относиться к культуре других стран.
Согласно исследованиям Глубрехта, чтобы достичь высоких результатов при обучении иностранному языку, нужно принимать во внимание тот факт, что в памяти студента остается 90% того, что он проделал самостоятельно, 70% - что студент проговорил, 50% - что увидел и услышал, 30% - только услышал, 10% - что студент прочитал [19].
Выпускники лингвистических факультетов по окончании вуза чаще всего сосредотачиваются на улучшении знаний одного иностранного языка, в то время как выпускники непрофильных направлений, работая в организациях, могут реализовывать свои профессиональные умения и навыки, используя знания нескольких иностранных языков. Поэтому работодатели заинтересованы в приеме сотрудников, которые владеют не только одним языком, а двумя и более. Исследования, которые были проведены аналитиками компании АВЕНИР, показывают, что если человек знает хотя бы один иностранный язык, то у него увеличиваются шансы получить более высокую заработную плату. Например, уровень дохода в месяц руководителей высших уровней управления, которые владеют иностранным языком, выше на 17%, специалистов - на 21% (по сравнению с аналогичными сотрудниками без знания языка). По данному критерию у руководителей среднего уровня управления разница составляет 44%. Заработок менеджеров по продажам, по работе с клиентами и логистов на 10-20% выше, чем у специалистов без отличного знания английского языка [10].
В настоящее время знать один иностранный язык (английский) на хорошем разговорном уровне - норма, специализированный - необходимость, знать два и более языка - дополнительное конкурентное преимущество [10].
С другой стороны, у нелингвистических вузов нет четкого понимания, как формировать такого специалиста. Прежде всего, каким образом мотивировать студента изучать несколько иностранных языков, не снижая качества образования.
Обучение иностранному языку в неязыковом вузе имеет свои особенности [11]:
— иностранный язык является общеобразовательным предметом;
— студенты первого курса отличаются друг от друга по уровню довузовской подготовки;
— обучение имеет предметную направленность.
Обзор литературы
Для повышения мотивации к изучению иностранного языка необходимо использовать новые методы в процессе обучения. С точки зрения психологов, познавательная активность обучающихся может как развиваться, так и снижаться. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе и развитие иноязычной познавательной активности неразрывно связано с профессиональной деятельностью будущего специалиста.
В трудах ученых К.Д. Ушинского, А.К. Марковой, М.И. Лисиной, А.М. Матюшкиной и др. представлены исследования познавательной активности обучающихся. Кроме того, ученых всегда интересовала проблема активизации познавательной деятельности (А.А. Вербицкая, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.). Активные методы обучения - это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и позволяющие ускорить процесс усвоения изучаемого материала, а также применение знаний при решении практических задач.
Представляют интерес диссертационные исследования, связанные с проблемами изучения познавательной активности студентов вуза (И.А. Боброва, И.Н. Мещерякова, И.З. Шагивалеева и др.), условий развития познавательной активности студентов на примере изучения иностранного языка (Н.М. Михайлова), а также формирования познавательной активности в процессе изучения иностранного языка (И.Л. Саввина, Ж.Г. Симонова, О.Г. Шишкова).
С точки зрения Ж.Г. Симоновой, «погружение студентов в иноязычный контекст будущей профессиональной деятельности нередко приводит, во-первых, к потере интереса у студентов с низким уровнем языковой подготовки к изучению иностранного языка; во-вторых, к снижению мотивации к изучению иностранного языка у студентов, не планирующих связывать свою будущую профессиональную деятельность с иностранным языком» [30, с. 12-13].
Поэтому для развития познавательной активности необходимо использовать такие методы, которые бы заинтересовали студентов неязыковых направлений в получении знаний. Под методом обучения понимается упорядоченная деятельность, которая обеспечивает эффективное руководство преподавателя работой обучающихся по овладению знаниями.
В настоящее время существуют различные методы обучения иностранным языкам. Длительное время в обучении языку преобладал аудиолингвальный метод. Затем появился метод «Silent Way» (молчаливый метод), который был разработан Калебом Гатеньо. Особенностью данного метода является то, что 10% учебного времени отводится на говорение преподавателя, а 90% - на речевую деятельность обучающихся. Данный метод широко известен на Западе. В 70-е годы XX века Георгий Лозанов разработал метод с включением в образовательный процесс музыки, создавая атмосферу релаксации (метод суггестопедии). В атмосфере непринужденного общения исчезает психологический барьер, который связан с боязнью ошибиться.
Эффективность данного метода заключается в нижеследующем [13]:
— усвоение очень большого количества информационных единиц;
— умение использовать информационный запас в профессиональном общении;
— умение гибко варьировать свое общение;
— умение переносить усвоенные информационные единицы в другие ситуации;
— создание чрезвычайно мощной мотивации обучения;
— снятие психологических барьеров (стеснения, страха, скованности).
В связи с развитием информационных технологий появляется интерес к интернет-ресурсам. Сетевые ресурсы рассматриваются как материал для реализации инновационных педагогических технологий. В настоящее время интернет-ресурсы достаточно многообразны, поэтому они способны удовлетворить требования любого пользователя. Одним из плюсов данного ресурса является то, что он позволяет связаться с носителями языка, в то время как присутствие носителя языка на занятиях иностранного языка непрофильных направлений невозможно в силу объективных причин.
Выделяются следующие виды интернет-материалов:
1. Hotlist (хотлист) - составляется список сайтов с материалами в виде текстов по изучаемой теме.
2. Multimedia scrapbook (мультимедиа скрэпбук) - набор ссылок на текстовые файлы, аудиофайлы, видеоклипы.
3. Treasure hunt (трежа хант) - набор ссылок на сайты по изучаемой теме и вопросы по содержанию каждого сайта. По окончании выполнения задания обучающимся задается один общий вопрос.
4. Subject sampler (сабджект сэмпла) - набор ссылок на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы
обучающийся должен ответить на поставленные вопросы, но вопросы направлены не на фактическое изучение материала (как в предыдущем случае), а на обсуждение дискуссионных тем.
5. Webquest (веб-квест) - в 1995 году профессор Берни Додж разработал такой метод, как веб-квест. Используя данный метод, студенты разного уровня знаний могут принимать участие в выполнении определенного задания. При этом применяются заранее подготовленные интернет-ресурсы [16]. «Веб-квест - это специально организованный исследовательский проект, основанный на идеях проблемно-проектного и исследовательского обучения, интегрирующий определенный набор форм, методов и приемов, способствующих развитию информационно-аналитических умений, и осуществляемый преимущественно посредством интернет-ресурсов» [32, с. 7]. Защита квест-проекта по иностранному языку может проходить с использованием презентации Power Point.
Многие исследователи полагают, что социальные сети имеют большой педагогический потенциал для обучения. Они меняют традиционную модель освоения иностранного языка студентами непрофильных направлений. Во многих вузах Интернет используется как обучающая площадка для непрерывного самообразования. Обучение иностранному языку через Интернет происходит посредством обмена текстовых сообщений, через видеочаты и др. При изучении языка с социальной сетью может конкурировать только пребывание в стране, которая является носителем языка.
В настоящее время иностранный язык выступает как одно из основных средств профессионального общения, позволяющее специалистам из разных стран обмениваться опытом. В связи с этим необходимо уделять внимание обучению иностранному языку не только студентов-лингвистов, но и студентов неязыковых направлений. При этом подход к этим группам различный. Если при работе со студентами языковых направлений, изучающими иностранный язык, преподаватель в большей степени использует аксиологический подход, то, преподавая иностранный язык студентам неязыковых направлений, он в большей степени будет использовать индивидуально-дифференцированный подход.
Материалы и методы
Для исследования были привлечены студенты очной и заочной форм обучения первого, второго и третьего курсов факультета управления и социально-технического сервиса (ФУСТС) Мининского университета, обучающиеся по направлениям «Менеджмент», «Туризм». Для данных студентов иностранный язык не является профильным. По окончании вуза эти студенты будут работать в туристской сфере или в сфере управления человеческими ресурсами. Знание иностранного языка открывает перед студентами новые возможности: чтение литературы по направлению своей деятельности в оригинале, ведение бесед на профессиональные темы. Студенты на этих курсах изучают такие дисциплины, как «Иностранный язык», «Практика перевода иностранных источников», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык по специальности».
Методы исследования были определены, исходя из задач решаемой проблемы. Мы использовали статистические методы, такие как качественный и количественный анализ; эмпирические методы (анкетирование).
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) выявление частоты использования Интернета;
2) выявление наиболее популярных интернет-ресурсов;
3) выявление цели использования интернет-ресурсов;
4) выявление количества времени использования интернет-ресурсов;
5) выявление степени заинтересованности изучения иностранного языка с помощью сетевых ресурсов.
Результаты исследования
В исследовании приняло участие 35 человек, из которых 20 женщин и 15 мужчин. Все участники являлись студентами неязыковых направлений в возрасте от 18 лет до 35 лет. Состав студентов был неоднороден, поэтому в дальнейшем процесс изучения иностранного языка необходимо выстраивать, учитывая возрастные особенности.
Первым этапом исследования было выявление частоты использования Интернета. Результаты анкетирования распределились следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1 - Частота использования Интернета (%) Figure 1 - Frequency of Internet use (%)
Результаты исследования показывают, что подавляющее большинство (89%) опрошенных студентов пользуются Интернетом каждый день. 11% в качестве ответа на вопрос анкеты выбрали вариант «несколько раз в неделю». За последние несколько десятков лет Интернет уже перестал быть просто развлечением. Он стал частью культуры и повседневной жизни человека независимо от страны проживания. Кроме того, Интернет дает возможность людям найти нужную информацию в короткие сроки, помогает делать бизнес и иногда сближает людей.
Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление наиболее популярных интернет-ресурсов, так как наиболее популярный интернет-ресурс может быть использован при изучении иностранного языка (рисунок 2).
Рисунок 2 - Наиболее популярные интернет-ресурсы (%) Figure 2 - The most popular Internet resources (%)
Полученные данные говорят о том, что для возрастной категории от 18 до 30 лет характерно использование социальной сети ВКонтакте (78%), а студенты старше 30 лет предпочитают пользоваться Одноклассниками (16%). 6% опрошенных студентов пользуются такими социальными сетями как Instagram.
Социальная молодежная российская сеть ВКонтакте, основанная в 2006 году, обеспечивает различные мультимедийные возможности, в частности просмотр видео и прослушивание музыки.
На третьем этапе исследования нами были получены данные относительно цели использования интернет-ресурсов (рисунок 3).
57
■ работа/учеба/work / study
■ общение/communion
■ развлечения/entertainment
Рисунок 3 - Цели использования интернет-ресурсов (%) Figure 3 - Goals of using Internet resources (%)
Результаты показывают, что большинство опрошенных студентов проводят время в социальных сетях для общения друг с другом (57%). На втором места (27%) стоит учеба и работа. 16% опрошенных студентов используют социальные сети для развлечений.
Следующий вопрос позволил выявить количества времени использования интернет-ресурсов (рисунок 4).
Рисунок 4 - Количество времени использования интернет-ресурсов (%) Figure 4 - Amount of time of use of Internet resources (%)
На диаграмме, представленной на рисунке 4, видно, что практически все опрошенные студенты проводят большую часть своего дня в социальных сетях. Такой высокий процент обусловлен тем, что в настоящее время существует возможность входа в Интернет через мобильное устройство. 5% опрошенных студентов, которые проводят менее 25% своего времени в социальных сетях, объясняют это тем, что социальные сети отнимают у них большое количество времени, некоторые сети не обеспечивают защиту их персональных данных, и часть студентов просто потеряли интерес к общению в социальных сетях.
При ответе на последний вопрос анкеты по выявлению степени заинтересованности изучения иностранного языка с помощью сетевых ресурсов были получены следующие результаты (рисунок 5).
27
39
заинтересован/ interested
не заинтересован/not interested
I затрудняюсь ответить/difficult to answer
Рисунок 5 - Степени заинтересованности в изучении иностранного языка с помощью
сетевых ресурсов в (%) Figure 5 - Degrees of interest in learning a foreign language using network resources in (%)
Несмотря на то, что только 39% опрошенных студентов заинтересованы в изучении иностранного языка с помощью сетевых ресурсов, данный ответ стоит на первом месте. 27%
опрошенных затруднились ответить. Для того, чтобы иметь более полную картину о готовности изучения иностранного языка средствами сетевых ресурсов, мы дополнительно спросили, сколько времени они готовы уделять изучению иностранного языка в сети Интернет. Большинство студентов (58%) готовы тратить в среднем 20-30 минут в день. 19% - остановили свой выбор на 30-45 минут.
Обсуждение и заключения
Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы. В целом студенты Мининского университета готовы обучаться с использованием социальных сетей. Использование такого метода обучения дает ряд преимуществ: позволяет студентам выполнять задания по иностранному языку в то время, когда им удобно (особенно это актуально для студентов, обучающихся по заочной форме обучения); стимулирует студентов к развитию познавательной активности; взаимодействие между преподавателем и студентами происходит более оперативно; самостоятельное обучение перестает быть пассивным.
Список использованных источников
1. Алтухова М.А. Формирование информационных компетенций как фактор развития познавательной активности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2. С. 84-87.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛОЛГУ им. А.А. Жданова, 1968. 340 с.
3. Ахметгалиев Ф.Н. Развитие у студентов учебно-познавательной активности // Символ науки. 2017. №04-2. С. 119-120.
4. Барышникова Г.В. Технологии подготовки студентов-заочников неязыкового вуза к самостоятельной работе в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Пенза, 2006. 250 с.
5. Болохонцева Н.М. К вопросу о повышении мотивации на занятиях по иностранному языку// Наука и практика. 2014. №3(60). С. 184-187.
6. Булыгина Т.Ф. Развитие познавательной активности и самостоятельности средствами ИКТ в курсе изучения иностранных языков в техническом вузе // Научные труды SWorld. 2014. Т.14, №1. С. 24-26.
7. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых М.: Изд-во МСХА, 1993. 164 с.
8. Давыдова Л.П. Организация самостоятельной работы студентов-заочников младших курсов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 212 с.
9. Евсенкова А.А. Педагогические условия развития познавательной активности иностранных студентов. URL: http://vuzirossii.ru/publ/pedagogicheskie_usloviia_razvitiia_poznavatelnoi_aktivnosti_inostran nykh studentov/15-1-0-4349 (дата обращения: 10.03.2018).
10. Знание хотя бы одного иностранного языка увеличивает шансы получать более высокую заработную плату. URL: http://english-exam.ru/city-guilds/218.html#ixzz4taKHz7Za (дата обращения: 15.03.2018).
11. Зырянов Н.И., Мартьянова Е.Н. Педагогическое обеспечение успешного изучения иностранного языка студентами непрофильного вуза. URL: http://www.emissia.ors/offline/2006/1107.htm (дата обращения: 15.03.2018).
12. Иванова С.М. Повышение познавательной активности студентов // Наука и мир. 2014. Т. 2, №10(14). С. 58-59.
13. Изучаем иностранный язык. Метод Лозанова. URL: http://para.by/articles/text/izuchem-inostrannye-yazyki-metod-lozanova (дата обращения: 15.03.2018).
14. Казначеева С.Н. К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири MagisterDixit. 2014. №4(16). С. 34-38.
15. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С.1.
16. Казначеева С.Н., Репина Р.В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов // Мир науки. 2016. Т.4, №11. С. 11.
17. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Интеграция иностранного языка и специальных дисциплин в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №4-3(35). С. 9-12.
18. Кириллова Н.В., Пушкин А.А., Зайцева Е.Л. Негативные факторы, влияющие на формирование у студентов компетенций в процессе изучения ими иностранного языка в вузах неязыкового профиля // Успехи современного естествознания. 2015. №9-1. С. 155158. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35550 (дата обращения: 10.03.2018).
19. Коробейникова Е.В., Аулова О.В. Учет психологических факторов, влияющих при усвоении знаний по иностранному языку при инновационном обучении студентов-медиков. URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=431 (дата обращения: 15.03.2018).
20. Крутова И.Ю. Методологический анализ познавательной активности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком // European Social Science Journal - Европейский журнал социальных наук. 2013. №8-2. С. 92-100.
21. Крутова И.Ю. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере медицинского вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Черкесск, 2017. 193 с.
22. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 190 с.
23. Мекеко Н.М. Теория и практика заочного обучения иностранному языку на основе компьютерных технологий: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. 37 с.
24. Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 3.
25. Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Рукосуева Т.В. Способы повышения познавательной активности студентов при изучении микробиологии в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2015. №2-26. С. 5925-5929. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38531 (дата обращения: 10.03.2018).
26. Романова С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2010. 249 с.
27. Саввина И.Л. Формирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2004. 21с.
28. Семина Л. В. Организация познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку // Педагогическое образование и наука. 2009. №11. С. 45-48.
29. Симеонова Н.М. Особенности развития иноязычной познавательной активности студентов в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2017. №6. С. 443-448.
30. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2009. 26 с.
31. Сиразеева А.Ф., Валеева Л.А., Морозова А.Ф. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17983 (дата обращения: 15.03.2018).
32. Современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: коллективная монография. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 92 с.
33. Толстова Н.М. Стиль познавательной активности субъекта как условие успешного изучения иностранного языка // Вектор науки ТГУ. 2012. №2(20). С. 119-124.
34. Уманец И.Ф. Технология обучения иностранному языку для осуществления гуманитаризации образования // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ».
2013. Т. 4, №4. С. 611-617.
35. Чуреева Л.А. Активизация познавательной деятельности студентов медицинского колледжа на практических занятиях профессионального модуля как условие успешности обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 424433.
36. Шабалина Е.П., Вебер Т.В. Формирование познавательной активности обучающихся как социально-значимого качества личности // Новые педагогические технологии. 2014. №XVIII. С. 16-18.
37. Шадова А.С., Комарова Е.В. Мотивация деятельности студентов при обучении иностранному языку в техническом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. №4. Ч. 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51651 (дата обращения: 15.03.2018).
38. Шоколова Т.Н. Самостоятельная работа студентов-заочников при изучении иностранного языка // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Омск, 2013. С. 309311.
39. Шумков А.Ю. Познавательная и творческая активность студентов // Молодой ученый.
2014. №2(61). С. 888-890.
40. Щекина Н.Б., Шварп Н.В. Приемы активизации познавательной деятельности студентов // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. №4(11). Новосибирск: Сибак, 2014. URL: https://sibac.info/conf/science/xi/37723 (дата обращения: 15.03.2018).
41. Bates A.W. Distance education in a knowledge-based society // A keynote address in the ICDE Conference on The Metamorphosis of Distance Education in the Third Millennium. Toluca, Mexico, 2007.
42. Byram M. Foreign language teaching and intercultural citizenship // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2013. Vol. 1, no. 3. Pp. 53-62.
43. Byram M. From Foreign Language Education to Education for Intercultural Citizenship: Essays and Reflections. Clevedon: Multilingual Matters, 2008. 272 p
44. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research Methods in Education. 7-th ed. London: Routledge Falmer, 2011. Available at: http://cw.routledge.com/textbooks/cohen7e/ (accessed: 10.03.2018).
45. Dervin F. Assessing intercultural competence in Language Learning and Teaching: a critical review of current efforts. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/c76d/032a17c70eb07a3a7d141ef6934e0b7590f3.pdf (accessed: 10.03.2018).
46. Dodge B. Some Thoughts AboutWebQuests. Available at: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (accessed: 10.03.2018).
47. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research // Language and Intercultural Communication. 2014. Vol. 14, no. 1. Pp. 1-6.
48. Language Learners as Ethnographers / C. Roberts [et al.]. Clevedon: Multilingual Matters; Buffalo; Toronto; Sydney, 2001. 267 p.
References
1. Altuhova M.A. Formation of information competences as a factor in the development of cognitive activity of students. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2014, no. 2, pp. 84-87 (in Russian).
2. Anan'ev B.G. Man as an object of knowledge. Leningrad, 1968. 340 p. (in Russian).
3. Ahmetgaliev F.N. Development of students in educational and cognitive activity. Simvol nauki, 2017, no. 04-2, pp. 119-120 (in Russian).
4. Baryshnikova G.V. Technologies for preparing part-time students of a non-language high school for independent work in the process of studying a foreign language: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Penza, 2006. 250 p. (in Russian).
5. Bolohonceva N.M. On the issue of increasing motivation in the classroom on foreign language. Nauka ipraktika, 2014, no. 3(60), pp. 184-187 (in Russian).
6. Bulygina T.F. Development of cognitive activity and independence by means of information and communication technologies in the course of studying foreign languages in a technical university. Nauchnye trudy SWorld, 2014, vol. 14, no. 1, pp. 24-26 (in Russian).
7. Gromkova M.T. Pedagogical Foundations of Adult Education. Moscow, 1993. 164 p. (in Russian).
8. Davydova L.P. Organization of independent work of students-external students: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Moscow, 1985. 212 p. (in Russian).
9. Evsenkova A.A. Pedagogical conditions for the development of cognitive activity of foreign students. Available at: http://vuzirossii.ru/publ/pedagogicheskie_uslovija_razvitija_poznavatelnoj_aktivnosti_inostran nykh_studentov/15-1-0-4349 (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
10. Knowledge of at least one foreign language increases the chances of earning a higher salary. Available at: http://english-exam.ru/city-guilds/218.html#ixzz4taKHz7Za (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
11. Zyryanov N.I., Mart'yanova E.N. Pedagogical support of a successful study of a foreign language by students of a non-core institution. Available at: http://www.emissia.org/offline/2006/1107.htm (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
12. Ivanova S.M. Increase of cognitive activity of students. Nauka i mir, 2014, vol. 2, no. 10(14), pp. 58-59 (in Russian).
13. We study a foreign language. The Lozanov method. Available at: http://para.by/articles/text/izuchem-inostrannye-yazyki-metod-lozanova (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
14. Kaznacheeva S.N. To the question of innovative activity as a means of developing cognitive activity of students. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri MagisterDixit, 2014, no. 4(16), pp. 34-38 (in Russian).
15. Kaznacheeva S.N., Bondarenko V.A. Specificity of the motives for learning a foreign language by students of non-linguistic directions of the University of Minin. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 3(16), pp. 1 (in Russian).
16. Kaznacheeva S.N., Repina R.V. Integration of a foreign language with other disciplines on the basis of the personality-activity approach for the purpose of developing cognitive activity of students. Mir nauki, 2016, vol. 4, no. 11, pp. 11 (in Russian).
17. Kaznacheeva S.N., CHelnokova E.A. Integration of a foreign language and special disciplines in higher educational institutions. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, 2015, no. 4-3(35), pp. 9-12 (in Russian).
18. Kirillova N.V., Pushkin A.A., Zajceva E.L. Negative factors affecting the formation of students' competencies in the process of studying a foreign language in universities of a non-linguistic profile. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015, no. 9-1, pp. 155-158. Available at: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35550 (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
19. Korobejnikova E.V., Aulova O.V. Accounting for psychological factors influencing the mastering of knowledge of a foreign language in the innovative education of medical students. Available at: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=431 (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
20. Krutova I.YU. Methodological analysis of cognitive activity of medical students in the process of mastering a foreign language. European Social Science Journal - Evropejskij zhurnal social'nyh nauk, 2013, no. 8-2, pp. 92-100 (in Russian).
21. Krutova I.YU. Formation of cognitive activity of students in the process of teaching a foreign language (on the example of a medical university): the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Cherkessk, 2017. 193 p. (in Russian).
22. Markova A.K. i dr. Forming the motivation of learning: a book for the teacher. Moscow: Education, 1990. 190 p. (in Russian).
23. Mekeko N.M. Theory and practice of correspondence instruction in a foreign language on the basis of computer technologies: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.02. Moscow, 2009. 37 p.
24. Mineeva O.A., Eremeeva O.V. Psihologo-pedagogical conditions of increase of motivation of students to studying of a foreign language. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 3(16), pp. 3 (in Russian).
25. Podgrushnaya T.S., Protasova I.N., Rukosueva T.V. Ways to increase the cognitive activity of students in the study of microbiology in a medical college. Fundamental'nye issledovaniya, 2015, no. 2-26, pp. 5925-5929. Available at: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38531 (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
26. Romanova S.P. Organizational and pedagogical accompaniment of the health-saving activity of the teacher of physical culture: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Kemerovo, 2010. 249 p. (in Russian).
27. Savvina I.L. Formation of cognitive activity of students in the process of studying a foreign language: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Yakutsk, 2004. 21 p. (in Russian).
28. Semina L.V. Organization of the cognitive activity of students in foreign language classes. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2009, no. 11, pp. 45-48 (in Russian).
29. Simeonova N.M. Peculiarities of the development of foreign-language cognitive activity of students in a non-linguistic university. Molodoj uchenyj, 2017, no. 6, pp. 443-448 (in Russian).
30. Simonova ZH.G. Formation of cognitive activity of students-culturologists in the process of studying a foreign language on the basis of the epistemic approach: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Kursk, 2009. 26 p. (in Russian).
31. Sirazeeva A.F., Valeeva L.A., Morozova A.F. Innovative technologies for teaching a foreign language at a university. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 3. Available at: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=17983 (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
32. Modern methods of teaching a foreign language in a non-linguistic university: a collective monograph. Tambov, 2017. 92 p. (in Russian).
33. Tolstova N.M. Style of the cognitive activity of the subject as a condition for the successful study of a foreign. Vektor nauki TGU, 2012, no. 2(20), pp. 119-124 (in Russian).
34. Umanec I.F. Technology of teaching a foreign language for the implementation of the humanitarization of education. EHlektronnoe nauchnoe izdanie «Uchenye zametki TOGU», 2013, vol. 4, no. 4, pp. 611-617 (in Russian).
35. CHureeva L.A. Activation of the cognitive activity of the students of the medical college in the practical sessions of the professional module as a condition for the success of training. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept», 2016, vol. 46, pp. 424-433 (in Russian).
36. SHabalina E.P., Veber T.V. Formation of cognitive activity of students as a socially significant quality of personality. Novye pedagogicheskie tekhnologii, 2014, no. XVIII, pp. 16-18 (in Russian).
37. SHadova A.S., Komarova E.V. Motivation of students' activity in teaching a foreign language in a technical college. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, 2015, no. 4, p. 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51651 (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
38. SHokolova T.N. Independent work of students-part-time students in studying a foreign language. Arhitektura. Stroitel'stvo. Transport. Tekhnologii. Innovacii: materialy Mezhdunarodnogo kongressa FGBOU VPO «SibADI». Omsk, 2013. Pp. 309-311 (in Russian).
39. SHumkov A.YU. Cognitive and creative activity of students. Molodoj uchenyj, 2014, no. 2(61), pp. 888-890 (in Russian).
40. SHCHekina N.B., SHvarp N.V. Methods of activating cognitive activity of students. Nauka vchera, segodnya, zavtra: sbornik statej po materialam XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2014, no. 4(11). Available at: https://sibac.info/conf/science/xi/37723 (accessed: 10.03.2018) (in Russian).
41. Bates A.W. Distance education in a knowledge-based society. A keynote address in the ICDE Conference on The Metamorphosis of Distance Education in the Third Millennium. Toluca, Mexico, 2007.
42. Byram M. Foreign language teaching and intercultural citizenship. Iranian Journal of Language Teaching Research, 2013, vol. 1, no. 3, pp. 53-62.
43. Byram M. From Foreign Language Education to Education for Intercultural Citizenship: Essays and Reflections. Clevedon: Multilingual Matters, 2008. 272 p
44. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research Methods in Education. 7-th ed. London: Routledge Falmer, 2011. Available at: http://cw.routledge.com/textbooks/cohen7e/ (accessed: 10.03.2018).
45. Dervin F. Assessing intercultural competence in Language Learning and Teaching: a critical review of current efforts. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/c76d/032a17c70eb07a3a7d141ef6934e0b7590f3.pdf (accessed: 10.03.2018).
46. Dodge B. Some Thoughts AboutWebQuests. Available at: http://webquest.sdsu.edu/about webquests.html (accessed: 10.03.2018).
47. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research. Language and Intercultural Communication, 2014, vol. 14, no. 1, pp. 1-6.
48. Language Learners as Ethnographers. C. Roberts [et al.]. Clevedon: Multilingual Matters; Buffalo; Toronto; Sydney, 2001. 267 p.
© Казначеева С.Н., Бондаренко В.А., 2018
Информация об авторах Казначеева Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: cnkaznacheeva@gmail. com
Бондаренко Виктория Андреевна - доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: b14v@yandex.ru
Information about the authors Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of innovation management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: cnkaznacheeva@gmail.com
Bondarenko Victoria Andreevna - doctor of economic sciences, assistant professor of marketing and advertising Rostov State Economic University (RINE), Rostov-on-Don, Russian Federation, email: b14v@yandex.ru