Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки'

Педагогические условия формирования билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
билингвальная коммуникативная компетенция (БКК) / студенты медицинского направления / педагогические условия (организационные / психологические / дидактические) / bilingual communicative competence (BCC) / medical students / pedagogical conditions (organizational / psychological / didactic).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. С. Царская, Л. А. Кушнырь, М. А. Ставрук

В статье раскрывается проблема формирования билингвальной коммуникативной компетенции (далее – БКК) студентов медицинского направления подготовки, позволяющей обеспечить коммуникативный, профессионально-ориентированный подходы в процессе обучения иностранному языку, адаптировать студентов медицинского направления к условиям обязательного овладения иноязычной коммуникацией, предъявленным Государственным стандартом к студентам неязыковых направлений подготовки. На основе анализа базовых составляющих определения БКК, принимая во внимание изученную нами программу и содержание дисциплины «Иностранный язык», профильных дисциплин профессиональной подготовки врачей, уточнено понятие билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки. Результаты диагностики на предмет мотивации студентов к изучению иностранного языка позволили сформулировать педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию БКК студентов медицинского направления, отражающие специфику технологии билингвального обучения как фактора подготовки будущего врача к профессиональной деятельности. Для формирования БКК студентов медицинского направления рассмотрены следующие педагогические условия: организационные, психологические, дидактические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. С. Царская, Л. А. Кушнырь, М. А. Ставрук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING BILINGUAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN MEDICINE STUDENTS

The article reveals a problem of forming bilingual communicative competence (hereinafter-BCC) of medical students, which allows providing communicative, vocational-oriented approaches in the process of teaching a foreign language, to adapt medical students to the conditions of compulsory mastery of foreign language communication, presented by the State standard to non-linguistic students of training. The research is based on the analysis of the basic components of the definition of BCC. Taking into consideration the studied program and the content of the discipline “Foreign language”, specialized disciplines of vocational training of doctors, the researchers clarify the concept of bilingual communicative competence of medicine students. The diagnostic results for students’ motivation to learn a foreign language allow to formulate pedagogical conditions providing effective implementation of the BCC medical students, reflecting the special features of the technology of bilingual education as a factor of vocational training future doctors. To form BCC in the students the following pedagogical conditions are considered: organizational, psychological, and didactic.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки»

7. Каримова Л.Н. Интернет-урок английского языка с использованием программы Skype. Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: социокультурная компетенция учителя. Available at: https://ru.b-ok.cc/book/3112679/6efbf6

8. Варшауэр М., П. фон Уиттекер. Интернет для обучения английскому: Рекомендации для преподавателей. Методология преподавания иностранных языков: Антология существующей практики. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007: 119 - 127.

References

1. Schukin A.N. Metody i tehnologiiobucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2014.

2. Safonova E.P. Sovremennyj urok inostrannogo yazyka. Moskva: Uchitel', 2011.

3. Koval'chuk M.A. Diskussiya kak sredstvo obucheniya inoyazychnomu obscheniyu: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej inostrannyh yazykov. Moskva: Vysshaya shkola; Nauchno-obrazovatel'nyj centr «Shkola Kitajgorodskoj», 2008.

4. Harlamova M.V. Metodicheskie aspekty uspeshnogo provedeniya diskussii na uroke inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2014; № 12: 23 - 27.

5. E-mail-proekt dlya izucheniya anglijskogo yazyka k uchebniku «Anglijskij yazyk. English» za 11 klass. Available at: https://infourok.ru/email-proekt-dlya-izucheniya-angliyskogo-yazika-k-uchebniku-angliyskiy-yazik-englis-za-klass-tayapova-1918536.html

6. Gorbunova O.V. Ispol'zovanie tehnologii veb-kvestov v obrazovatel'nom processe. Available at: http: inshakovaox.jimdo.com/методические-рабсты/повышение квалификации /использование-технологии-веб-квест-в образовательном -процессе-вариативный-модуль-72-часа/

7. Karimova L.N. Internet-urok anglijskogo yazyka s ispol'zovaniem programmy Skype. Innovacionnye tehnologii v metodike prepodavaniya inostrannogo yazyka: sociokul'turnaya kompetenciya uchitelya. Available at: https://ru.b-ok.cc/book/3112679/6efbf6

8. Varshau'er M., P. fon Uitteker. Internet dlya obucheniya anglijskomu: Rekomendacii dlya prepodavatelej. Metodologiya prepodavaniya inostrannyh yazykov: Antologiya suschestvuyuschej praktiki. Kembridzh: Izdatel'stvo Kembridzhskogo universiteta, 2007: 119 - 127.

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 378

Tsarskaya T.S., teacher, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: zts40@mail.ru

Kushnur L.A., senior teacher, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: lak2001@yandex.ru

Stavruk M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: marinastav-17@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING BILINGUAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN MEDICINE STUDENTS. The article reveals a problem of forming bilingual communicative competence (hereinafter-BCC) of medical students, which allows providing communicative, vocational-oriented approaches in the process of teaching a foreign language, to adapt medical students to the conditions of compulsory mastery of foreign language communication, presented by the State standard to non-linguistic students of training. The research is based on the analysis of the basic components of the definition of BCC. Taking into consideration the studied program and the content of the discipline "Foreign language", specialized disciplines of vocational training of doctors, the researchers clarify the concept of bilingual communicative competence of medicine students. The diagnostic results for students' motivation to learn a foreign language allow to formulate pedagogical conditions providing effective implementation of the BCC medical students, reflecting the special features of the technology of bilingual education as a factor of vocational training future doctors. To form BCC in the students the following pedagogical conditions are considered: organizational, psychological, and didactic.

Key words: bilingual communicative competence (BCC), medical students, pedagogical conditions (organizational, psychological, didactic).

Т.С. Царская, преп., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: zts40@mail.ru

Л.А. Кушнырь, ст. преп., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: lak2001@yandex.ru

М.А. Стаерук. канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: marinastav-17@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрывается проблема формирования билингвапьной коммуникативной компетенции (далее - БКК) студентов медицинского направления подготовки, позволяющей обеспечить коммуникативный, профессионально-ориентированный подходы в процессе обучения иностранному языку, адаптировать студентов медицинского направления к условиям обязательного овладения иноязычной коммуникацией, предъявленным Государственным стандартом к студентам неязыковых направлений подготовки. На основе анализа базовых составляющих определения БКК, принимая во внимание изученную нами программу и содержание дисциплины «Иностранный язык», профильных дисциплин профессиональной подготовки врачей, уточнено понятие билингваль-ной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки. Результаты диагностики на предмет мотивации студентов к изучению иностранного языка позволили сформулировать педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию БКК студентов медицинского направления, отражающие специфику технологии билингвального обучения как фактора подготовки будущего врача к профессиональной деятельности. Для формирования БКК студентов медицинского направления рассмотрены следующие педагогические условия: организационные, психологические, дидактические.

Ключевые слова: билингвальная коммуникативная компетенция (БКК), студенты медицинского направления, педагогические условия (организационные, психологические, дидактические).

В современных условиях модернизации и трансформации российского медицинского сообщества особую актуальность приобретает билингвальная коммуникативная компетенция, вызванная обращением врачей к мировому сотрудничеству.

Теперь успешным будет считаться специалист не только с высококачественным профессиональным «багажом» знаний, но и с достаточным уровнем владения билингвальной коммуникативной компетенцией для раскрытия потенциальных возможностей личности, обмена опытом работы, постижения и продвижения инновационных идей с зарубежными коллегами, выполнение профессиональных обязанностей через грамотно построенную ситуацию общения и т.д. [1 - 4].

Согласно ранее проведенному нами исследованию на предмет мотивации студентов 1-го курса неязыковых направлений (из них: 91 - студенты медицинского института 1-го курса Сургутского государственного университета по направлениям «Лечебное дело» и «Педиатрия») к изучению иностранному язык было выявлено, что большое количество студентов желают изучать его и владеть для личных целей - 94% и профессиональных - 81%, но в то же время желание об-

мениваться мнениями, делиться актуальными событиями на иностранном языке изъявили всего 38% опрошенных респондентов.

Общение на иностранном языке требует от студентов специальных языковых компетенций, соответственно, возникает потребность в формировании БКК, удовлетворяющая социально личностным, профессионально-ориентированным запросам студентов медицинского направления подготовки [5, с. 21; 6, с. 14].

Если любая компетенция формируется за счет средств содержания образования [7, с. 54.], то, следовательно, необходимо обусловить формирование билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки посредством применения и варьирования различных средств содержания образования для достижения желаемого уровня ее владения выпускниками медицинского вуза.

Прежде чем перейти к рассмотрению педагогических условий формирования БКК студентов медицинского направления, авторам следует уточнить определение данной компетенции в контексте профессиональной подготовке, проанализировать базовые составляющие понятия БКК.

Оксфордский толковый словарь дает определение слова компетенция как способность делать что-либо хорошо (competence - the ability to do smth well) [8, с. 1817]. В отечественной педагогике с точки зрения компетентностного подхода А.В. Хуторской определяет данное проявление индивида совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [7, 9, 10].

Теперь обратимся к обзорному анализу термина «билингвизм», значение которого определяет сущность билингвальной коммуникативной компетенции.

Термин «билингвизм» имеет не один десяток толкований и значений в зависимости от области научного изучения феномена билингвизма. Проблемой билингвизма занималась плеяда выдающихся ученых, таких как Э. Хауген, Гумбольдт фон В., В.Ю. Розенцвейг, У Вайнрайх, Гм. Вишневская, Л. Витгенштейн, Ф.С. Усманова, Ю.Д. Дешериев, И.Ф. Протченко, В.А, Аврорин, У.Ф. Макки, М. Сигуан, Б. Гавранек, В.Г Костомаров, Е.М. Верещагин, В.В. Сафонова, Ю.С. Блажевич, Я.М. Колкер, РК. Миньяр-Белоручев, А.Л. Пумпянский, С.Г Владимирова, Н.Т. Ерчак, А.Ю. Жинкин, И.А. Зимняя, Т.А. Знаменская, ГВ. Колшанский, Л.П. Крысин, С.Е. Прокопьева и другие. Общее, что объединяет и чем постулируются ученые из разных сфер при формулировании определения термина «билингвизм», - это факт признания билингвизма как явления, при котором индивид владеет двумя языками и попеременно применяет их или две языковые системы [11, 12, 13]. При этом степень и уровень владения билингва двумя языками может разниться в зависимости от типа билингвизма (субордина-тивного, медиального, координативного) [14 - 18].

Принимая во внимание уточненные нами определения «коммуникативная компетенция», «билингвизм», в нашем исследовании под билингвальной коммуникативной компетенцией студентов медицинского направления мы будем рассматривать способность и готовность студентов осуществлять эффективное межкультурное, профессиональное вербальное, письменное общение как на родном, так и на иностранном языке [19, с. 158].

Теперь обратимся к вопросу отбора адекватных педагогических условий формирования БКК студентов медицинского направления.

Ю.К. Бабанский отмечает, что эффективность любого педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает [20, с. 3]. Определение «педагогическое условие» зависит от искомого определения понятия «условие», которое понимается как: 1) отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать; 2) обстоятельство, от которого что-то зависит; обстановка, в которой что-то происходит; основа, предпосылка для чего-либо; среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления [21, с. 80].

При этом О.В. Галкина в своей статье, ссылаясь на В.М. Лизинского, отмечает, что необходимым условием существования предмета или явления, осуществления любой деятельности является ее ресурсная обеспеченность. Она поясняет необходимость актуализации уже имеющихся и потенциальных ресурсных обеспечений для эффективной деятельности педагогов и (или) обучаемых в педагогической действительности, определив их возможное количество и качество, и вывести условия в разряд реальных предпосылок, обстановок и требований, соответствующих задачам образовательного процесса [22, с. 35].

Педагогические условия, как трактует В.И. Андреев, выступают «обстоятельствами процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [23, с. 56].

А.Я. Найн определяет педагогические условия совокупностью объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных педагогических задач [24, с. 46].

О.В. Штеймарк под педагогическими условиями понимает обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, способствующих эффективному решению поставленных задач [25, с. 211].

Н.М. Яковлева, описывая опыт работы в высшей школе, дополняет определение А.Я. Найна и указывает на совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, который обеспечивает достижение студентами высшего уровня деятельности [26, с. 38].

Боровская С.В. раскрывает понятие «педагогические условия» через комплекс взаимосвязанных мер учебно-воспитательного процесса, которые способствуют переходу студентов на более высокий уровень профессиональной деятельности [27, с. 14]. При этом к ним относятся только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе [21, с. 81].

Ипполитова Н., Стерхова Н., проанализировав разные подходы ученых к понятию «педагогические условия», в своей работе пришли к выводу, что педагогические условия необходимо рассматривать как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие [28, с. 11].

Существует и такое определение: «педагогические условия - планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверить результаты научно-педагогического исследования» [29, с. 102].

Таким образом, условия в педагогическом процессе рассматриваются учеными с точки зрения разноаспектных подходов и представлены как среда, обстоятельства, меры, предпосылки, обстановки, требования, компоненты педагогической системы, которые, по мнению авторов, предполагают их соотнесение с педагогической действительностью и должны быть необходимыми и достаточными для существования или изменения изучаемого предмета или явления [22, 30].

В нашей исследовательской работе по формированию БКК студентов медицинского направления подготовки педагогические условия должны быть нацелены преимущественно на формирование билингвальной компетенции и развитие коммуникативной ее составляющей, наряду с научно-исследовательской, информационной и предметно-профессиональной.

Поэтому, принимая во внимание вышеизложенные точки зрения разных ученых об общих понятиях «условие», «педагогические условия», к педагогическим условиям формирования БКК студентов медицинского направления подготовки следует отнести такие условия, которые сознательно и специально создаются в процессе формирования билингвального обучения языку и должны обеспечить наиболее эффективное протекание этого процесса и контроль.

Исходя из того, что педагогические условия должны быть необходимыми и эффективными для повышения уровня коммуникативного владения родным и неродным языком и достаточными для формирования БКК студентов медицинского направления подготовки нами были обозначены следующие педагогические условия: организационные, психологические, дидактические.

М.И. Шалин в ходе своего исследования разработал следующее понятие организационных условий: организационные условия - это совокупность условий, обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль над образовательным процессом [31, с. 47].

Ипполитова Н. и Стерхова Н. в своей работе дополняют определение М.И. Шалина, указывая на организационные условия взаимодействия субъектов педагогического процесса, которые также влияют на результат целенаправленного, планируемого конструирования и применения элементов содержания образования для достижения цели педагогической деятельности [28, с. 11].

Интересное определение организационных условий в процессе образовательной деятельности с точки зрения системной педагогики дает О.В. Галкина: «Организационно-педагогические условия (уровни: институциональный, управленческий, технический) - совокупность взаимосвязанных информационных комплексов, которые необходимо (целесообразно) создавать субъекту-руководителю на управленческом уровне для обеспечения управления педагогами и их профессиональной деятельностью, а также обучаемыми и их деятельностью по достижению определенных педагогических целей, в отличие от организационных условий, создаваемых субъектом, - руководителем на институциональном уровне и обеспечивающих управление педагогической организацией в целом, и педагогических условий, создаваемых субъектом-педагогом на техническом уровне и обеспечивающих управление деятельностью обучаемых по достижению определенных педагогических целей» [22, с. 35].

Если детерминировать данные высказывания о организационно-педагогических условий к нашему исследованию, то можно вывести следующее определение организационных условий: это совокупность взаимосвязанных информационных комплексов, которые необходимо создавать субъекту для обеспечения управления деятельностью педагогов, обучающихся по достижению определенных образовательных целей, а именно: взаимосвязанные и взаимозависимые составляющие средства, формы и методы обучения иностранному языку, нацеленные на эффективное взаимодействие двухсторонних участников процесса обучения и высокий уровень формирования БКК студентов медицинского направления подготовки.

Под информационными ресурсами мы понимаем программное содержание учебно-методическое, информационное, мультимедийное обеспечение, направленное на формирование и совершенствование билингвальных коммуникативных знаний, умений и навыков, использование веб-ресурсов и возможностей Интернет-сети, способствующие эффективному развитию коммуникативных умений в процессе межкультурного, профессионального общения.

Дисциплина «Иностранный язык» по своей сути является интерактивной, лишена лекционного блока. Поэтому одним из важных, на наш взгляд, организационным условием формирования билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления в рамках программного выполнения содержания дисциплины «Иностранный язык» является адекватное применение различных практических традиционных и инновационных форм организации занятий студентов, таких как деловые, ролевые игры, коллоквиумы, диспуты, групповые беседы, конференции, дебаты.

Определенная трудность формирования билингвальной составляющей коммуникативной компетенции заключается в способности и готовности индивида-билингва своевременно переключаться с одного языка на другой. Период переключения или переход построения речевого оборота (высказывания) из одной языковой системы на другую и наоборот вызывает затруднения у студентов в

процессе обучения. Данные затруднения в момент ожидания или готовности собеседников «высвободить» речь на неродном языке или же наоборот, воспринять и перевести на родной язык, используя при этом адекватные языковые средства, называются «языковым» барьером.

Одно из дидактических условий, обеспечивающих эффективное разрешение или снятие языковых трудностей формирования БКК студентов медицинского направления подготовки, являются квазиситуации реального профессионального общения.

Учитывая, что дидактические условия включают выбор приемов, методов, средств, сконструированных в результате целенаправленного отбора элементов содержания образования и применяемых для обеспечения эффективного решения конкретных образовательных задач [28, 30, 33], то квазиситуации реального профессионального общения в нашей работе являются эффективным приемом формирования БКК студентов медицинского направления подготовки.

Искусственно созданные ситуации общения студентов медицинского направления подготовки, обусловленные профессионально-ориентированным подходом, организованы в коммуникативной иноязычной среде, реализуются посредством выполнения системы коммуникативных заданий, выполняемых в определенной последовательности и предназначенных для формирования и развития билингвальных речевых монологических и диалогических высказываний. Они профессионально, ситуативно обусловлены, коммуникативно мотивированы, направлены на использование пройденного материала в различных ситуациях общения в соответствии с темой общения и речевой интенцией говорящего.

Кроме того, квазиситуации обеспечивают высокую познавательную активность в овладении коммуникативными знаниями и билингвальными умениями в иноязычном образовательном процессе.

Квазиситуации представлены в виде коммуникативных заданий профессиональной окраски и реализуются через следующие виды работ: 1) составление реплик аргументированных вопросов и ответов; 2) проведение различных диалогических высказываний по определенной профессиональной тематике; 3) включение в различные коммуникативные, ролевые, деловые, познавательно-дидактические игры; 4) проведение дискуссий, дебатов, коллоквиумов (бесед); 5) беседа за круглым столом [34, с. 136].

Таким образом, данное дидактическое условие реализуется на протяжении всего процесса обучения, оказывая влияние не только на формирование БКК, но и на личностные качества студентов, умения работать в команде, коммунициро-вать, их познавательную, исследовательскую активность, деятельность которой ярко проявляется в период подготовки и проведения конференций в условиях двуязычия [35, с. 7].

Еще одним из педагогических условий, определяющих эффективность формирования БКК студентов медицинского направления подготовки, является ее психологическая сторона, или, как ее называют, психолого-педагогические условия.

Библиографический список

Психолого-педагогические условия призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов, участников педагогического процесса и их эффективное взаимодействие, нацеленные на результативность образовательного процесса с преобразующими характеристиками развития, воспитания и обучения личности - воздействие на личностный аспект [36], [37].

Преобразующие личностные и межличностные характеристики развития личности при формировании БКК студентов медицинского направления подготовки происходят за счет парных, групповых, командных форм работы в деловых, ролевых, дидактических и иных играх, где студенты получают опыт совместного сотрудничества, навыки коммуницировать с собеседником, командно определять стратегии для решения поставленных в игровой форме задач. Следует добавить, что данное условие в нашей работе позволяет распределить функциональные обязанности всем участникам, которые им предстоит выполнять в своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, грамотно акцентированные психолого-педагогические условия формирования БКК студентов медицинского направления подготовки посредством применения различных методов игровых технологий позволяют сохранить личностно ориентированный подход, создают атмосферу комфортности и доверительного общения, способствуют снятию коммуникативного и психологического барьеров, формированию профессиональной готовности студентов к будущей деятельности специалиста в области медицины.

Поэтому психолого-педагогическому условию, как и упомянутому выше дидактическому, следует придерживаться не только в период формирования БКК, но и на протяжении всего процесса профессионального обучения студентов медицинского направления подготовки.

Проанализировав различные подходы к определению понятия «условие» в педагогической науке, нами были выявлено, что в современных исследованиях нет определенного, точного определения данного явления. Многие ученые относят педагогические условия к мерам, обстоятельствам педагогической действительности [20, 21, 23, 26]. Иные постулируют педагогические условия как предпосылки, обстановки, требования, предъявляемые к участникам образовательного процесса [22, 25, 29, 31].

Выявленные нами в ходе исследования категории педагогических условий (организационные, психологические, дидактические) выводят нас на размышление о педагогических условиях как обязательном компоненте педагогической системы образования в высшей школы; игнорирование каждой категории не представляется возможным.

Безусловно, несомненным компонентом педагогического условия эффективного формирования БКК студентов является сам процесс обучения студентов медицинского направления подготовки иностранному языку, который зависит от мер, взаимодействия, воздействия, обстановки, требований, исходя из педагогической действительности, а также от сознательной, специально созданной организационной системы всего образовательного процесса вуза, где они профессионально обучаются.

1. Худобина О.Ф. Профессиональная подготовка билингвального преподавателя высшей школы. Акмеология: научно-практический журнал 2013; № 1 (45): 81 - 85.

2. Хабарова Л.П. Билингвальное образование в высшей школе: зарубежный и отечественный опыт Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского. 2011; № 24: 846 - 852.

3. Ludi G. Diversity and multilingual challenges in academic settings. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2017; № 21 (1): 1 - 16. Available at: http://dx.doi. org/10.1080/13670050.2017.1308311

4. Сарапулова А.В., Теплякова О.В. Коммуникативные навыки студентов медицинского вуза: опыт наблюдения на кафедре поликлинической терапии. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016; № 1 (21): 60 - 67.

5. Царская Т.С., Сергиенко Н.А., Кушнырь Л.А., Шукурова И.В. Выявление мотивов студентов неязыковых направлений подготовки к изучению иностранного языка в вузе. Северный регион: наука, образование, культура. 2018; № 3 (39): 17 - 22.

6. Пичуева А.В. Анализ потребностей обучающихся иностранному языку: история вопроса. Северный регион: наука, образование, культура. 2018; № 3 (39): 13 - 16.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования. Народное образование. 2003; № 2: 54.

8. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English A.S. Hornby. OXFORD University Press.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции-новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; № 3: 34 - 42.

10. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002.

11. Weinreich U. Languages in contact: finding und problems. New York, 1953: 18 - 19.

12. Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты: Лингвистическая проблематика. Ленинград, 1972.

13. Прокопьева С.Е. Формирование межкультурной компетенции студентов-билингвов на основе дисциплины практикум по межкультурной коммуникации. Молодежный научный вестник: электронный научно-практический журнал, 2016.

14. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (Ббилингвизма). Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2014.

15. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 1996: 7 - 8.

16. Барановская Т. А. Роль языкового сознания при формировании билингвизма. Опыт преподавания иностранных языков в России: тезисы докладов. Москва, 1999.

17. Бастинович Е.В. Феномен интерференции в системе лингвокультурных исследований. Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы Международной научной конференции. Екатеринбург, 2014: 25 - 28.

18. Кушнырь Л.А., Царская Т.С., Чеснокова Н.Е. Особенности формирования билингвизма при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений. Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Международная научно-практическая конференция. Белгород: ООО «ГиК», 2019: 40 - 43.

19. Царская Т.С., Рассказов Ф.Д. Сущность, понятие билингвальной коммуникативной компетенции. Наука и инновации XXI века: материалы IV-й Всероссийской конференции молодых ученых. Сургут, 2017: 156 - 159.

20. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект). Москва: Педагогика, 1982: 3.

21. Козелова Н.А. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов агроинженерного вуза. Вестник ФГОУВПО МГАУ. 2011; № 3: 80 -83.

22. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008: 30 - 36.

23. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988.

24. Hайн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований. Педагогика. 1995; № 5: 44 - 49.

25. Штеймарк О.В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе. Научный потенциал: работы молодых ученых. 2008; № 1: 211 - 215.

26. Яковлева H.M. Исследовательский метод в теории и практике обучения. Методы и их диалектические функции. Челябинск, 1978: 37 - 49.

27. Боровская С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск: ЧГПУ, 1999.

28. Ипполитова H. Стерхова H. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. Generaland Professional Education. 2012; № 1: 8 - 14.

29. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия». Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2001; № 2: 101 - 104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Савостьянова И.Л. Педагогические условия реализации методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавра-эконо-мистов. Фундаментальные исследования. 2014; № 12-7: 1545 - 1549; Available at: http:// www.fundamental- research.ru/ru/article/view?id=36401

31. Шалин M.K Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника. Теория и практика образования в современном мире: материалы III Mеждународной научной конференции. Санкт-Петербург: Реноме, 2013: 47 - 49. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/

32. Галкина О.В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки. Диссертация. кандидата педагогических наук, 2009.

33. Зверева ME. О понятии «дидактические условия». Новые исследования в педагогических науках. 1987; № 1: 29 - 32.

34. Царская Т.С., Потоцкая КП. Коммуникативные задания как условие создания квазиситуации профессионально-ориентированного общения на иностранном языке. Наука и инновации XXI века: сборник статей по материалам V Всероссийской конференции молодых ученых. Югры, 2018: 132 - 140.

35. Ставрук MA, Данилюк Л.Г., Король Е.В., Сергиенко HA Содержание и организация научно-исследовательской деятельности студентов и школьников (на материале работ на английском языке). Сургут, 2017.

36. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Mайкоп, 2005.

37. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры. Методология и методика естественных наук: сборник научных трудов. Омск: Издательство ОмГПУ 1999; Выпуск 4.

References

1. Hudobina O.F. Professional'naya podgotovka bilingval'nogo prepodavatelya vysshej shkoly. Akmeologiya: nauchno-prakticheskij zhurnal 2013; № 1 (45): 81 - 85.

2. Habarova L.P. Bilingval'noe obrazovanie v vysshej shkole: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt. Izvestiya PGPU imeni V.G. Belinskogo. 2011; № 24: 846 - 852.

3. Ludi G. Diversity and multilingual challenges in academic settings. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2017; № 21 (1): 1 - 16. Available at: http://dx.doi. org/10.1080/13670050.2017.1308311

4. Sarapulova A.V., Teplyakova O.V. Kommunikativnye navyki studentov medicinskogo vuza: opyt nablyudeniya na kafedre poliklinicheskoj terapii. Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. 2016; № 1 (21): 60 - 67.

5. Carskaya T.S., Sergienko N.A., Kushnyr' L.A., Shukurova I.V. Vyyavlenie motivov studentov neyazykovyh napravlenij podgotovki k izucheniyu inostrannogo yazyka v vuze. Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul'tura. 2018; № 3 (39): 17 - 22.

6. Pichueva A.V. Analiz potrebnostej obuchayuschihsya inostrannomu yazyku: istoriya voprosa. Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul'tura. 2018; № 3 (39): 13 - 16.

7. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; № 2: 54.

8. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English A.S. Hornby. OXFORD University Press.

9. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii-novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; № 3: 34 - 42.

10. Zeer 'E.F. Professional'no-obrazovatel'noeprostranstvolichnosti. Ekaterinburg, 2002.

11. Weinreich U. Languages in contact: finding und problems. New York, 1953: 18 - 19.

12. Rozencvejg V.Yu. Yazykovye kontakty: Lingvisticheskaya problematika. Leningrad, 1972.

13. Prokop'eva S.E. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii studentov-bilingvov na osnove discipliny praktikum po mezhkul'turnoj kommunikacii. Molodezhnyj nauchnyj vestnik: elektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal, 2016.

14. Vereschagin E.M. Psihologicheskaya i metodicheskaya harakteristika dvuyazychiya (Bbilingvizma). Moskva - Berlin: Direkt-Media, 2014.

15. Safonova V.V. Izuchenie yazykov mezhdunarodnogo obscheniya v kontekste dialoga kul'tur i civilizacij. Voronezh, 1996: 7 - 8.

16. Baranovskaya T.A. Rol' yazykovogo soznaniya pri formirovanii bilingvizma. Opyt prepodavaniya inostrannyh yazykov v Rossii: tezisy dokladov. Moskva, 1999.

17. Bastinovich E.V. Fenomen interferencii v sisteme lingvokul'turnyh issledovanij. Politicheskaya kommunikaciya: perspektivy razvitiya nauchnogo napravleniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ekaterinburg, 2014: 25 - 28.

18. Kushnyr' L.A., Carskaya T.S., Chesnokova N.E. Osobennosti formirovaniya bilingvizma pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh napravlenij. Nauka i obrazovanie: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Belgorod: OOO «GiK», 2019: 40 - 43.

19. Carskaya T.S., Rasskazov F.D. Suschnost', ponyatie bilingval'noj kommunikativnoj kompetencii. Nauka i innovacii XXI veka: materialy IV-j Vserossijskoj konferencii molodyh uchenyh. Surgut, 2017: 156 - 159.

20. Babanskij Yu.K. Problemy povysheniya 'effektivnosti pedagogicheskih issledovanij (Didakticheskij aspekt). Moskva: Pedagogika, 1982: 3.

21. Kozelova N.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti studentov agroinzhenernogo vuza. Vestnik FGOU VPO MGAU. 2011; № 3: 80 - 83.

22. Galkina O.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya kak kategoriya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2008: 30 - 36.

23. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskojlichnosti. Kazan': Izd-vo KGU, 1988.

24. Najn A.Ya. O metodologicheskom apparate dissertacionnyh issledovanij. Pedagogika. 1995; № 5: 44 - 49.

25. Shtejmark O.V. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo ispol'zovaniya komp'yuternyh tehnologij v pedagogicheskom processe. Nauchnyj potencial: raboty molodyh uchenyh. 2008; № 1: 211 - 215.

26. Yakovleva N.M. Issledovatel'skij metod v teorii i praktike obucheniya. Metody iih dialekticheskie funkcii. Chelyabinsk, 1978: 37 - 49.

27. Borovskaya S.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti professional'no-tvorcheskoj samoobrazovatel'noj deyatel'nosti buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk: ChGPU, 1999.

28. Ippolitova N. Sterhova N. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. Generaland Professional Education. 2012; № 1: 8 - 14.

29. Kupriyanov B.V. Sovremennye podhody k opredeleniyu suschnosti kategorii «pedagogicheskie usloviya». Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 2001; № 2: 101 - 104.

30. Savost'yanova I.L. Pedagogicheskie usloviya realizacii metodicheskoj sistemy formirovaniya professional'noj informacionnoj kompetentnosti bakalavra-'ekonomistov. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 12-7: 1545 - 1549; Available at: http:// www.fundamental- research.ru/ru/article/view?id=36401

31. Shalin M.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya konkurentosposobnosti lichnosti starsheklassnika. Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Renome, 2013: 47 - 49. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/

32. Galkina O.V. Rol'imestoponyatiya «organizacionno-pedagogicheskie usloviya» v terminologicheskom apparatepedagogicheskojnauki. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk, 2009.

33. Zvereva M.V. O ponyatii «didakticheskie usloviya». Novye issledovaniya v pedagogicheskih naukah. 1987; № 1: 29 - 32.

34. Carskaya T.S., Potockaya N.P. Kommunikativnye zadaniya kak uslovie sozdaniya kvazisituacii professional'no-orientirovannogo obscheniya na inostrannom yazyke. Nauka i innovacii XXI veka: sbornik statej po materialam V Vserossijskoj konferencii molodyh uchenyh. Yugry, 2018: 132 - 140.

35. Stavruk M.A., Danilyuk L.G., Korol' E.V., Sergienko N.A. Soderzhanie i organizaciya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov i shkol'nikov (na materiale rabot na anglijskom yazyke). Surgut, 2017.

36. Lysenko A.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij buduschego uchitelya muzyki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2005.

37. Kozyreva E.I. Shkola pedagoga-issledovatelya kak uslovie razvitiya pedagogicheskoj kul'tury. Metodologiya i metodika estestvennyh nauk: sbornik nauchnyh trudov. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 1999; Vypusk 4.

Статья поступила в редакцию 09.12.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.