Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна, Крежевских Ольга Валерьевна, Колмогорова Ирина Владимировна, Скоробогатова Наталья Владимировна

Проблема и цель. Ранняя профориентация должна начинаться с дошкольного возраста в силу особой роли данного периода для формирования основ мировоззрения ребенка, но ее реализация зависит от многих условий, в том числе - от готовности педагогов к данной деятельности. Цель настоящей статьи - изучение готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации. Методы. Основным методом исследования выступило анкетирование, содержащее вопросы, определяющие понимание воспитателями сущности проблемы ранней профориентации и необходимости ее реализации в дошкольных образовательных организациях. В анкетировании приняли участие 78 воспитателей из детских садов №9 «Росинка» (40 человек) и №16 «Колокольчик» (38 человек) города Шадринска Курганской области (Российская Федерация). Результаты. Большинство воспитателей детских садов (71%) осознают важность и необходимость работы по ранней профориентации детей (когнитивный компонент), но лишь 61,54% педагогов готовы к реализации данной деятельности в ДОО. Педагогам необходима поддержка со стороны администрации ДОО (25,64%), помощь со стороны родителей (23,08%), и собственная мотивация - 23,08%. На важность развивающей предметно-пространственной среды в формировании представлений о мире профессий и труде взрослых указали 74,36% воспитателей, чуть меньше подчеркивали значимость включения в план работы педагога регулярных занятий с детьми по ранней профориентации (61,54%). Педагоги также отмечают, что им хотелось бы познакомиться с новыми программами и технологиями по ранней профориентации» (51,28%) и пройти курсы повышения квалификации (33,33%). Заключение. Педагоги проводят определенную работу по ранней профориентации дошкольников, однако, она не носит системного характера, а является эпизодической, и, этот факт, делает ее малоэффективной. При этом воспитатели нуждаются в повышении квалификации, что позволит им решать профессиональные задачи по организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации на более высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна, Крежевских Ольга Валерьевна, Колмогорова Ирина Владимировна, Скоробогатова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHERS FOR THE ORGANIZATION OF EARLY CAREER GUIDANCE IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The problem and the goal. Early career guidance should begin with preschool age due to the special role of this period for the formation of the foundations of the child's worldview, but its implementation depends on many conditions, a significant role belongs to the readiness of teachers for this activity. The purpose of this article is to study the readiness of teachers to organize early career guidance in a preschool educational organization. Methods. The main method of research was a questionnaire containing questions that determine the understanding by educators of the essence of the problem of early career guidance and the need for its implementation in preschool educational organizations. 78 educators from kindergartens No. 9 "Rosinka" (40 people) and No. 16 "Kolokolchik" (38 people) of the city of Shadrinsk, Kurgan region (Russian Federation) took part in the survey. Results. The majority of kindergarten teachers (71%) are aware of the importance and necessity of early career guidance for children (cognitive component), but only 61.54% of teachers are ready to implement this activity in preschool. Teachers need support from the preschool administration (25.64%), help from parents (23.08%), and their own motivation - 23.08%. 74.36% of educators pointed to the importance of a developing subject-spatial environment in the formation of ideas about the world of professions and adult work, slightly less emphasized the importance of including regular classes with children on early career guidance in the teacher's work plan (61.54%). Teachers also note that they would like to get acquainted with new programs and technologies for early career guidance" (51.28%) and take advanced training courses (33.33%). Conclusion. Teachers carry out some work on early career guidance for preschoolers, however, it is not systemic in nature, but is episodic, and this fact makes it ineffective. At the same time, educators need advanced training, which will allow them to solve professional tasks of organizing early career guidance in a preschool educational organization at a higher level.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Дата поступления: 15.12.2022 Дата публикации: 30.04.2023

Л. И. Пономарева, О. В. Крежевских, И. В. Колмогорова, Н. В. Скоробогатова

Выявление готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации

Проблема и цель. Ранняя профориентация должна начинаться с дошкольного возраста в силу особой роли данного периода для формирования основ мировоззрения ребенка, но ее реализация зависит от многих условий, в том числе - от готовности педагогов к данной деятельности. Цель настоящей статьи - изучение готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации.

Методы. Основным методом исследования выступило анкетирование, содержащее вопросы, определяющие понимание воспитателями сущности проблемы ранней профориентации и необходимости ее реализации в дошкольных образовательных организациях. В анкетировании приняли участие 78 воспитателей из детских садов №9 «Росинка» (40 человек) и №16 «Колокольчик» (38 человек) города Шадринска Курганской области (Российская Федерация).

Результаты. Большинство воспитателей детских садов (71%) осознают важность и необходимость работы по ранней профориентации детей (когнитивный компонент), но лишь 61,54% педагогов готовы к реализации данной деятельности в ДОО. Педагогам необходима поддержка со стороны администрации ДОО (25,64%), помощь со стороны родителей (23,08%), и собственная мотивация - 23,08%. На важность развивающей предметно-пространственной среды в формировании представлений о мире профессий и труде взрослых указали 74,36% воспитателей, чуть меньше подчеркивали значимость включения в план работы педагога регулярных занятий с детьми по ранней профориентации (61,54%). Педагоги также отмечают, что им хотелось бы познакомиться с новыми программами и технологиями по ранней профориентации» (51,28%) и пройти курсы повышения квалификации (33,33%).

Заключение. Педагоги проводят определенную работу по ранней профориентации дошкольников, однако, она не носит системного характера, а является эпизодической, и, этот факт, делает ее малоэффективной. При этом воспитатели нуждаются в повышении квалификации, что позволит им решать профессиональные задачи по организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации на более высоком уровне.

Ключевые слова: профориентация, подготовка педагогов, компоненты готовности педагогов

Ссылка для цитирования:

Пономарева Л. И., Крежевских О. В., Колмогорова И. В., Скоробогатова Н. В. Выявление готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 677-692. сЫ: 10.32744^е.2023.2.40

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Accepted: 15 December 2022 Published: 30 April 2023

L. I. PONOMAREVA, O. V. KREZHEVSKIKH, I. V. KOLMOGOROVA, N. V. SkOROBOGATOVA

Preparation of teachers for the organization of early career guidance in a preschool educational organization

The problem and the goal. Early career guidance should begin with preschool age due to the special role of this period for the formation of the foundations of the child's worldview, but its implementation depends on many conditions, a significant role belongs to the readiness of teachers for this activity. The purpose of this article is to study the readiness of teachers to organize early career guidance in a preschool educational organization.

Methods. The main method of research was a questionnaire containing questions that determine the understanding by educators of the essence of the problem of early career guidance and the need for its implementation in preschool educational organizations. 78 educators from kindergartens No. 9 "Rosinka" (40 people) and No. 16 "Kolokolchik" (38 people) of the city of Shadrinsk, Kurgan region (Russian Federation) took part in the survey.

Results. The majority of kindergarten teachers (71%) are aware of the importance and necessity of early career guidance for children (cognitive component), but only 61.54% of teachers are ready to implement this activity in preschool. Teachers need support from the preschool administration (25.64%), help from parents (23.08%), and their own motivation - 23.08%. 74.36% of educators pointed to the importance of a developing subject-spatial environment in the formation of ideas about the world of professions and adult work, slightly less emphasized the importance of including regular classes with children on early career guidance in the teacher's work plan (61.54%). Teachers also note that they would like to get acquainted with new programs and technologies for early career guidance" (51.28%) and take advanced training courses (33.33%).

Conclusion. Teachers carry out some work on early career guidance for preschoolers, however, it is not systemic in nature, but is episodic, and this fact makes it ineffective. At the same time, educators need advanced training, which will allow them to solve professional tasks of organizing early career guidance in a preschool educational organization at a higher level.

Keywords: career guidance, teacher training, components of teacher readiness

For Reference:

Ponomareva, L. I., Krezhevskikh, O. V., Kolmogorova, I. V., & Skorobogatova, N. V. (2023). Preparation of teachers for the organization of early career guidance in a preschool educational organization. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 62 (2), 677-692. doi: 10.32744/pse.2023.2.40

_Введение

роблема повышения качества образования в настоящее время выдвинута как ключевая стратегия ЮНЕСКО. С этой целью приоритетным является решение о создании на государственном уровне центров (коллабораций), осуществляющих помощь в выборе профессии, в соответствии с интересами и возможностями каждой личности, переориентации профессиональной деятельности с учетом потребностей региона, оказание содействия в трудоустройстве [39].

История служб профессиональной ориентации и профориентации в регионе всегда тесно связана с социальными и экономическими изменениями, включая структуру и потребности рынка труда, а также меняющуюся миссию обучения и образования [30]. Этот процесс основан на формировании мировоззрения личности ребенка, которое наиболее интенсивно протекает в период дошкольного детства, и поэтому, ошибочно думать, что выбор жизненного пути начинается с момента школьной жизни или поступления в вуз. Многие исследователи склоняются к мнению, что это происходит еще задолго до окончания школы - на первой ступени образования - дошкольном детстве. Именно поэтому ранней профориентации детей отводится весьма существенная роль в выборе будущей профессии.

Анонсируя суть самого явления ранней профориентации, следует понимать, что речь не идет о выборе профессии дошкольниками. Ранняя профориентация предусматривает ознакомление детей с миром профессий (М. Куиджперс, Ф. Мейерс [11], имеет развивающий характер [37], способствует развитию их познавательного потенциала [34] и становлению детских видов деятельности [31]. В то же время в этом процессе определяющую роль играют многие факторы, ключевым из которых можно назвать уровень подготовленности педагогов к проведению профориентаци-онной работы, что сказываются на её качестве [16], включая продуцирование образовательных инноваций [26] и способность поддерживать инициативу детей в этом вопросе (А. Драайсма, Ф. Мейерс и М. Куиджперс [3]). Исходя из этого, цель настоящей статьи - изучение готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации.

Достижение данной цели возможно при использовании метода анкетирования, включающего вопросы определяющие понимание воспитателями сущности проблемы ранней профориентации и необходимости ее реализации в дошкольных образовательных организациях, а также умения и навыки её проведения с учетом специфики познания и деятельности детей на этапе дошкольного детства. Зная особенности, «сильные» и «слабые» позиции в сфере готовности педагогов к профессиональной ориентации, можно будет спроектировать курсы повышения квалификации педагогов более адресно, применяя технологию персонализации образования.

_Анализ литературы

Государственная важность и социально-экономическая значимость проблем, связанных с самоопределением молодёжи, вызвали большую активность учёных и практиков различных областей знаний, работающих над изучением аспектов про-фориентационной работы.

Основоположником теоретических основ профориентации считают исследования А. Бине, который впервые разработал процедуру измерения интеллекта в виде тестов [17].

Ф. Гальтоном также были разработаны психологические тесты, которые позволяли не просто выявлять интеллект человека, но и способствовали определению предрасположенности профессиональной деятельности человека [6].

Особо следует отметить работы ученых, которые обосновали роль диагностики в определении предрасположенности к той или иной профессии. Наибольшую ценность представляет научные изыскания Г. Мюнстерберга, Л. Термена, которые впервые разработали психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека. Содержательно наполненный ими банк диагностических заданий служит основой многих современных диагностических методик [25].

Философские и социальные аспекты становления образа «Я», определяющие будущую профессиональную ориентацию представлены в работах И.С. Кона [23]. Физиологическим и психологическим основам в самоопределении личности посвящены труды В.В. Небылицина [10]; изучению методологических основ профориентации посвящены исследования С.Н. Чистяковой [21].

Историко-логический анализ психолого-педагогических исследований позволил определить профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по оказанию помощи в выборе профессии. Она рассматривается как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности общества в специалистах. Теория профориентации - это совокупность положений, отражающих в концентрированной форме взгляды, представления и идеи о формах и методах осуществления эффективной профориентационной деятельности.

Разработка теоретических вопросов профориентационной работы началась в конце XIX - начале XX вв. [2]. Основателем профориентации называют американского социолога Ф. Парсонса, который впервые придал конкретную и устойчивую форму организации руководства выбором профессии. Он сформулировал три основных положения выбора профессии: будущему работнику необходимо ясное понимание самого себя, своих способностей, умений, интересов, притязаний, возможностей, ограничений и их причин; знание требований и условий для достижения успеха, преимуществ и недостатков, размеров вознаграждения, возможностей и перспектив в различных направлениях работы; правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов. Его знаменитая работа «Выбор профессии», изданная в 1909 году (уже после его смерти) послужила основой организации профессиональной деятельности во многих странах, в том числе, России [29].

По утверждению А. Барбарига, наиболее разработанной составной частью подготовки школьников к трудовой деятельности является система профориентации, цель которой - познакомить учащихся с различными профессиями, изучить их склонности и способности, помочь сделать выбор профессии. Однако в основе профориентационной работы в английской школе лежала социальная интеллектуальная селекция, проводимая с помощью различных средств отбора [12]. В Англии функционирует национальный информационный центр по профориентации, который готовит и издает методические материалы профориентационного характера. В этой работе принимают участие также несколько крупных центров, которые совместно с другими заинтересованными организациями подготавливают и выпускают различные пособия по профориентации [1].

Российское направление профессиональной ориентации целенаправленно стало развиваться в 1912 году, когда была сделана попытка введения некоторых её элементов в курс школьной программы. Уже в послереволюционной России, провозгласив гуманистические идеи педагогики, создаются бюро профессиональных консультаций, помогающие молодежи с профвыбором [18].

Значительный вклад в теоретическое обоснование советской концепции профориентации внесли А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. [2].

Второй подъем интереса к проблеме профориентации и актуализации в связи с необходимостью подготовки кадров для новой экономики, Россия переживает в девяностых годах прошлого столетия.

Появляются исследования, доказывающие важность ранней профориентации как условия успешной социализации и необходимого фактора в профессиональном становлении личности. Так, в исследовании А.К. Марковой устанавливаются этапы и признаки самоопределения. Под профессиональным становлением ученый понимает овладение личностью новыми качествами, необходимыми для профессиональной деятельности, а также изменение уже сложившихся соотношений этих качеств для решения профессиональных задач [15].

Э.Ф. Зеер определяет рассматриваемый нами процесс как «прогрессивное изменение личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление» [4; 5].

Следуя логике авторов, профессиональное становление личности можно описать как процесс поэтапного развития субъекта профессионального пути, в ходе которого решающее значение играет профессиональная активность самого субъекта. Детерминантами профессионализации являются внешние и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести социально-экономические условия в стране, ведущую учебную или профессиональную деятельность, осуществляемую субъектом, технологический уровень деятельности, систему стимулирования профессиональной деятельности, случайные обстоятельства и жизненно-важные события. К внутренним факторам - психические и физиологические особенности человека, социальную и профессиональную активность, мотивы выбора профессии и профессиональной деятельности, потребности в реализации своего потенциала, кризисы профессионального становления [8].

Как уже отмечалось профессиональное становление - это длительный и сложный процесс - от зарождения профессиональных интересов до прекращения профессиональной деятельности. На примере онтогенетического развития человека можно утверждать, что и в своем профессиональном становлении субъект также проходит определенные этапы. Это подтверждают и имеющиеся в психологической и педагогической науке периодизации развития.

В настоящее время в Законе «Об образовании в РФ» предусмотрены следующие уровни профессионального образования и обучения: допрофессиональное трудовое обучение и воспитание, обеспечивающее мотивационную готовность и операциональную подготовленность к труду и выбору профессии; начальное, среднее, высшее профессиональное образование [27]. На каждой из этих ступеней в той или иной мере должна решаться задача формирования личности специалиста (его мотивации, профессиональных ценностей) и задача вооружения необходимыми действиями, операциями, умениями и навыками, тактиками (анализ полного технологического процесса), стратегиями (способность ориентироваться во всей системе производства); послеву-

зовское профессиональное образование как повышение квалификации, профессиональный тренинг и дополнительное образование, которое желательно осуществлять как использование широкой гибкой системы мер по всесторонней профессионализации населения, которая может стать важным средством его психологической защищенности. Со временем ныне действующая система профессионального образования может изменяться с учетом запросов общества.

Очевидно, что профессиональное становление нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Это было убедительно показано в работе Ш. Бюлер, отметившей, что большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития [14]. Дальнейшие разработки Н.С. Пяжникова в этой области позволили сделать два основных вывода: в психологии разработано несколько периодизаций профессионального пути человека; при анализе этих периодизаций обращает на себя внимание частичное совпадение выделенных в них этапов с этапами общего возрастного развития, предложенными и в классификациях общей и возрастной психологии. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии [22].

Е.А. Климов обосновал профессионально ориентированную периодизацию человека как субъекта труда. Исходя из предмета нашего исследования, интересовать нас будут только первые два этапа:

1) Стадия предыгры (до 4 лет) - освоение функций восприятия, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

2) Стадия игры (5-8 лет) - овладение «основными смыслами» человеческой деятельности [8].

Также одним из критериев профессионального становления личности является выделение этапов становления профессионального самосознания.

Профессиональное самосознание проходит определенные стадии становления:

I. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

Рассматривая дошкольное образование как первый уровень системы непрерывного образования, необходимо отметить, что профориентационная работа должна начинаться именно на этом этапе. Основой ранней профориентации дошкольников являются представления детей о профессиях и труде взрослых. В.И. Логинова в своих исследованиях отмечала, что труд считается основой социального прогресса, в нем происходит удовлетворение духовных и материальных потребностей [13].

От того, как прошла допрофессиональная психологическая подготовка в детском саду и семье, зависит эффективность прохождения человеком дальнейших этапов профессионального пути - выбора профессии, профессионального обучения [9].

Процесс профессиональной ориентации, в условиях модернизации современного образования, входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем ярче и привлекательнее для него становится мир труда [19].

Ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также предполагает совместное обсуждение опыта ребенка, приобретенного им в каких-либо видах труда. При этом важно понимать, что дошкольный период является благоприятным для формирования любознательности, это позволяет воспитывать у детей активный интерес к профессиям.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. При этом особый акцент сделан на возрастной группе 3-8 лет и таком виде деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

• дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

• сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

• предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно [20].

Подготовка будущих педагогов к организации ранней профориентации исследовалась М. Magee, М. Кицре^, Р. Runhaar, авторы показали, что педагоги предоставляют учащимся опыт работы, навыки принятия решений и ведут диалоги по профориентации, однако были обнаружены различные взгляды на профориентацию со стороны педагогов [33; 36].

Для организации профориентации необходимы содержательные диалоги, так называемая «диалогическая рабочая среда», на которую указывали А. Драайсма, Ф. Мейерс и М. Куиджперс [32; 33]. Педагогов важно готовить к реализации образования диалогического по своей природе, предоставляющего учащимся возможность высказывать свое мнение при принятии решений, когда речь идет о форме и содержании их собственного обучения и личностного развития [28].

В то же время готовность педагогов к профориентации зависит от таких их личностных качеств как ответственность, осмысленность и активность в этом вопросе [7].

Подготовка педагогов влияет на реализацию профориентации, в том числе на интерес детей к сфере профессий [11].

На профориентацию существенное влияние оказывает учебная среда, образовательные программы, основанные на практике и запросах, а также беседы по профориента-

ции [38]. При этом ранняя профориентация детей или их обучение развитию карьеры может способствовать более целостному взгляду на рекурсивную взаимосвязь обучения, развития и опыта в детстве. Обучение развитию карьеры может носить как непреднамеренный (неформальный), так и преднамеренный (формальный) характер [37].

Именно в детстве, в период интенсивного развития мозга, дети должны получать больше разнообразных стимулов для получения информации о карьере, что будет способствовать развитию их познавательного потенциала [34]. В то же время этот процесс в дошкольном детстве имеет свою специфику: мероприятия по развитию карьеры должны соответствовать возрасту и включаться в естественный образовательный процесс в ходе сюжетно-ролевых игр и исследовательской деятельности, визитов родителей, приглашенных людей, в процессе экскурсий и участия в волонтерской деятельности [31].

Проблемы, связанные с подготовкой педагогов к проведению профориентацион-ной работы, сказываются на качестве этой работы [16]

Поскольку внедрение работы по ранней профориентации предполагает, по мнению Л.А. Тейлора, в определенной степени образовательные инновации, то на этот процесс накладывают отпечаток проблемы, которые лежат за пределами педагогического образования, отчасти потому, что учителя могут не представлять себя исследователями [26].

Педагогическое образование должно формировать профессиональных педагогов, готовых к профориентационной работе, предлагать курсы профессиональной переподготовки, на что указывают и зарубежные Lu, Ц. Jia) [35] и российские ученые (Э. Зеер и др.) [5].

Исходя из вышеизложенного, встает вопрос подготовки педагогов ДОО к реализации ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации. На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей [24].

_Материалы и методы

С целью определения готовности воспитателей детских садов к организации профориентационной работы было проведено анкетирование, которое включало специальные вопросы, определяющие понимание воспитателями сущности проблемы ранней профориентации и необходимости ее реализации в дошкольных образовательных организациях.

В анкетировании приняли участие 78 воспитателей из детских садов №9 «Росинка» (40 человек) и №16 «Колокольчик» (38 человек) города Шадринска Курганской области. Приведем некоторые общие данные, характеризующие педагогов, принявших участие в опытно-поисковом исследовании.

Распределение педагогов по возрастным категориям представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение по возрастам педагогических работников ДОО

ДОО 25-29 лет 30-34 лет 35-39 лет 40-44 лет 45-49 лет 50-54 лет свыше 55 лет

№ 9 2 (5%) 3 (7,5%) 4 (10%) 4 (10%) 11 (27,5%) 9 (22,5%) 7 (17,5%)

№16 3 (7,9%) 3 (7,9%) 5 (13,2%) 4 (10,4%) 12 (31,6%) 8 (21,1%) 3 (7,9%)

Всего: 5 (6,5%) 6 (7,7%) 9 (11,5%) 8 (10,2%) 23 (29,6%) 17 (21,8%) 10 (12,7%)

Преимущественную возрастную категорию составляют педагоги в возрасте от 45 лет и старше. Молодых специалистов, начинающих свою профессиональную деятельность после педагогических вузов, к сожалению, немного, что отмечают и руководители ДОО, подтверждая острую нехватку в кадрах (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение по стажу (педагогической деятельности)

ДОО 25-29 лет 30-34 лет 35-39 лет 40-44 лет 45-49 лет 50-54 лет свыше 55 лет

№ 9 2 (5%) 3 (7,5%) 4 (10%) 4 (10%) 11 (27,5%) 9 (22,5%) 7 (17,5%)

№16 3 (7,9%) 3 (7,9%) 5 (13,2%) 4 (10,4%) 12 (31,6%) 8 (21,1%) 3 (7,9%)

Всего: 5 (6,5%) 6 (7,7%) 9 (11,5%) 8 (10,2%) 23 (29,6%) 17 (21,8%) 10 (12,7%)

Исходя из данных видно, что наблюдается достаточный уровень стабильности педагогического коллектива. Стабильным является количество педагогов со стажем работы свыше 10, что говорит о работоспособности и профессионализме коллектива. При этом руководящий состав ДОО именно на молодых делает ставку в реализации инновационных технологий. Молодые специалисты, после адаптационного периода, (на который методисты ДОО отводят, в среднем полгода), проявляют себя в качестве педагогов инициативных, целеустремленных, мотивированных на достижение результатов в образовательной деятельности.

_Результаты исследования

Для выявления готовности педагогов ДОО к проектированию образовательной среды по ранней профориентации детей дошкольного возраста нами были выделены компоненты и разработаны индикаторы готовности педагогов по данным компонентам. Опишем полученные результаты опытно-поисковой работы, согласно выделенным критериям.

Когнитивный компонент. Оценка данного компонента готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации ранней профориентации детей предполагала выявление понимания сущности данного термина с их стороны и осознание роли личной инициативы педагога в этом процессе. Из 78 опрошенных педагогов под ранней профориентацией в ДОО понимают ориентацию в мире профессий и развитие у дошкольников понимания значимости труда в жизни человека 71,79%, в то же время также большая часть анкетируемых данный термин определяют в классическом варианте как выбор жизненного пути, определение в выборе будущей профессии - 28,21%.

Таблица 3

Компоненты и индикаторы готовности педагогов ДОО к проектированию образовательной среды по ранней профориентации

Компоненты Индикаторы готовности

Когнитивный • обладание профессионально-педагогическими знаниями в области ранней профориентации дошкольников; • осознание целей ранней профориентации детей, решение которых приводит к выполнению поставленных задач; • опенка реальных условий, в которых будут осуществляться планируемые действия по ранней профориентации, • актуализация опыта, связанного в прошлом с решением схожих по смыслу задач; • определение оптимальных способов решения задач на основе имеющегося опыта и точной оценки предстоящих условий деятельности.

Мотивационно-ценностный • наличие внутренней мотивации на проведение ранней профориентационной деятельности; • творческая направленность педагогической деятельности по ранней профориентации; • ангажированность (искреннее желание участвовать в ранней профориентационной деятельности, внутренняя включенность, заинтересованность); социальная активность.

Операционально-деятельностный • готовность к реализации основных направлений ранней профориентаций дошкольников: диагностического (владение батареей методик, направленной на выявление у детей уровня представлений о профессиях в соответствии с возрастом; направленности их познавательных интересов); информационного (владение различными (в том числе инновационными) технологиями формирования у детей представлений о профессиях); консультативного (сопровождение ребенка в процессе освоения мира профессий; способность к разработке стратегий и способов воздействия на личность ребенка и его родителей); • умение структурировать свою педагогическую деятельность, приводить ее в систему соответственно с планом профориентационной работы; • способность к коммуникации с детьми, родителями и пр.

Оценочно-рефлексивный • способность к мобилизации своих интеллектуальных и эмоционально-волевых ресурсов в рамках деятельности по ранней профориентации дошкольников; • рефлексия достигнутых результатов в области ранней профориентации дошкольников; • открытость изменениям в профориентационной деятельности; способность к коррекции своих действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дополнение к данному вопросу в анкете содержался вопрос относительно результата работы по ранней профориентации детей. Было выявлено, что с точки зрения педагогов таким результатом является создание интереса к миру профессий и понимание значимости результата труда, на что указали 53,85% опрошенных; «определение будущей профессии, понимание своего предназначения в профессиональном мире» - ответили 28,21% педагогов, и небольшая часть опрошенных рассматривают в качестве результата по ранней профориентации детей привлечение ребенка к трудовой деятельности - 17,95%.

Следует отметить, что определение будущего профессионального пути в качестве предназначения ранней профориентации больше имеет отношение к этапу юношеского возраста и не соответствует современной концепции ранней профориентации дошкольников.

Анкетирование также показало, что некоторая часть опрошенных педагогов понимают свой существенный вклад в организацию среды по ранней профориентации детей (25,64%), в то же время аналогичное количество отметили роль родителей в данном процессе, чуть меньше указали на значимость деятельности администрации

детского сада - 20,51%. Небольшую, но все же значимую роль, опрошенные педагоги отвели психологу, социальному педагогу - 15,38% и специалистам ДОО (музыкальному руководителю, инструктору по физическому воспитанию) - 12,82%.

Мотивационно-ценностный компонент. Для оценки мотивационно-ценностного компонента в анкете предусматривались вопросы, отражающие наличие внутренней мотивации на проведение ранней профориентационной деятельности, творческую направленность педагогической деятельности по ранней профориентации, ангажированность - искреннее желание участвовать в ранней профориентационной деятельности.

Было выявлено, что большинство педагогов считают проблему ранней профориентации в ДОО важной (69,23%) и аналогичное количество - интересной лично для себя. В то же время 10,26% самостоятельно не инициируют данную деятельность, считая ее прерогативой руководства. Из результатов анкетирования было выявлено, что большинство педагогов (61,54%) рассматривают себя как инициатора деятельности по ранней профориентации дошкольников, 23,08% - наоборот, видят себя пассивным участником и 15,38% хотели бы занять роль новатора, то есть разработчика технологий, новых форм работы с детьми и родителями, что говорит о наивысшем уровне желания педагогов, их внутренней включенности, заинтересованности и социальной активности в вопросах ранней профориентации детей.

Операционально-деятельностный компонент. Оценка результатов по данному блоку вопросов отражает готовность педагогов к реализации основных направлений ранней профориентаций дошкольников, включая применение разнообразных методов.

При ответе на вопрос о том, что из перечисленного даст лучший результат при организации работы по ранней профориентации детей, педагогам необходимо было указать не более 3-х вариантов ответа. Роль развивающей предметно-пространственной среды подчеркнули 74,36% воспитателей, чуть меньше указали на важность включения в план работы педагога регулярных занятий с детьми по ранней профориентации (61,54%), такой метод работы как «встречи с интересными людьми» выделили 58,97%. Значение родительских собраний и консультаций по повышению родительской компетентности отметили 38,46% участников анкетирования. Значительная часть опрошенных указали на важность интеграции содержания образовательных областей - 38,46% и чтения художественной литературы -23,08%. Некоторая часть опрошенных выделили интересные формы работы, среди которых - промышленный туризм - 15,38%, а также «кратковременные образовательные практики знакомства с профессией».

В отношении социальных партнёров (не работающих в дошкольной образовательной организации), которых педагоги привлекают к решению задач ранней профориентации, педагоги отметили приглашенных людей с предприятий города, села (для беседы о своей профессии) - 61,54%, педагогов других ДОО или организаций дополнительного образования - 25,64%, детские и юношеские движения и объединения

- 25,64%. Часть опрошенных, имея возможность выбрать или прописать несколько вариантов ответов, указали вузовских работников и студентов педагогического вуза

- 15,38%. В то же время существенная часть опрошенных не привлекают социальных партнеров к организации работы по ранней профориентации - 15,38%, значительно ограничивая эффективность подобной работы.

Оценочно-рефлексивный компонент. В рамках данного блока опросов педагогам необходимо было проанализировать условия для проведения ранней профориентации детей, в том числе ресурсную обеспеченность дошкольной образовательной ор-

ганизации. Отвечая на данный вопрос, педагогам нужно было оценить каждый ресурс ДОО из предложенных по 5-балльной шкале. На самую высокую оценку педагоги оценили поддержку со стороны администрации ДОО - 25,64%, помощь со стороны родителей - 23,08%, уровень мотивации педагогов, занимающихся ранней профориентацией детей - 23,08%, наличие тематических программ (проектов, технологий) -20,51%, наличие социальных партнёров - 15,38%. Самые низкие оценки этих же ресурсов дали от 15,38% - 23,08% педагогов, что говорит о разности и неоднородности ресурсов образовательных организаций для реализации профориентационного направления в детском саду.

Оценка результатов работы по ранней профориентации со стороны педагогов тоже производилась по пятибалльной шкале. Достаточно высокую оценку получили: «Влияние образовательной организации на социальное окружение» - 30,77%, «содержание проводимых мероприятий» - 28,21%, работа с социальными партнёрами - 25,64%, привлечение учащихся к профессиональной деятельности - 20,51%. Низкие оценки по этим же критериям поставили от 10,26% до 15,38% педагогов, то есть значительно меньшая часть.

Свой собственный уровень готовности осуществлять работу по ранней профориентации в ДОО как достаточный оценили 51,28%, но им «хотелось бы познакомиться с новыми программами и технологиями по ранней профориентации», недостаточность для реализации данной деятельности и необходимость прохождения курсов повышения квалификации отметили 33,33% педагогов. Высоко оценивают свой уровень в вопросах проведения профориентационной работы 12,82% опрошенных, они ответили: «мой профессионализм позволяет осуществлять данный вид работы без дополнительных условий».

_Обсуждение результатов

Результаты настоящего исследования показывают проблемы в области готовности педагогов к ранней профориентации, что также продемонстрировано в работе М. Magee и соавт. [36], где указывалось на различность взглядов в отношении профориентации со стороны педагогов и исследовании Ф.Ф. Миттендор и соавт. [16]. Те педагоги, которые не проявляют интерес к реализации профориентационного направления, слабо реализуют его, не проявляя ответственности, осмысленности и активности в этом вопросе, что также совпадет с результатами исследования Э. Кетелаар и соавт. [7] и М. Куиджперс, Ф. Мейерс [11].

Настоящее исследование показывает необходимость поиска эффективных средств по ранней профориентации, что также подчеркивается в работе Г Меце^, М. Кицре^ [38]; процесс профориентации должен строиться на инновационной основе, что аналогично выводам Л.А. Тейлора [26].

В целом, необходима направленность подготовки будущих педагогов на профориен-тационную работу, на что также указано в исследованиях L. Lu, Ц. Jia [35] и Э. Зеера [5].

В то же время, в отличие от имеющихся работ в этой области, в настоящей работе продемонстрировано, что ранняя профориентация должна начинаться уже в дошкольном возрасте, но она имеет свою специфику и отличия от более поздних этапов, что должно найти отражение в подготовке будущих педагогов и курсах повышения их квалификации.

_Заключение

Проведенное исследование позволяет констатировать, что несмотря на понимание большинством воспитателей детских садов (71%) важности и необходимости работы по ранней профориентации детей (когнитивный компонент), лишь 61,54% воспитателей готовы к реализации данной деятельности в ДОО (мотивационно-ценностный компонент). Оценка операционально-деятельностного компонента показала, что воспитатели примерно в равных пропорциях выбирают условия, необходимые для организации профориентационной среды: поддержку со стороны администрации ДОО (25,64%), помощь со стороны родителей (23,08%), мотивацию педагогов, занимающихся ранней профориентацией детей - 23,08%, наличие тематических программ (проектов, технологий) - 20,51%. Значимым для нашего исследования считаем данные, полученные при изучении операционально-деятельностного компонента - роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании представлений о мире профессий и труде взрослых подчеркнули 74,36% (от общего количества опрошенных) воспитателей, чуть меньше указали на важность включения в план работы педагога регулярных занятий с детьми по ранней профориентации (61,54%). Оценочно-рефлексивный компонент готовности к реализации ранней профориентации в ДОО нами оценен как достаточный. При этом педагоги отмечали: «хотелось бы познакомиться с новыми программами и технологиями по ранней профориентации» (51,28%), необходимость прохождения курсов повышения квалификации отметили 33,33% педагогов.

Таким образом, следует резюмировать, что педагоги проводят определенную работу по ранней профориентации дошкольников, однако, она не носит системного характера, а является эпизодической, и, этот факт, делает ее малоэффективной. При этом, педагоги ДОО нуждаются в повышении квалификации, что позволит им решать профессиональные задачи по организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбарига А.А. Проверка и оценка результатов обучения в английской средней школе // Советская педагогика. 1982. № 8. С. 115-118.

2. Богуславский М.В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности // Педагогика. 2009. № 6. С. 84-96.

3. Драайсма А., Мейерс Ф., Куиджперс М. Описание процесса ориентированного на диалог вмешательства для улучшения политики профориентации в трех школах // Австралийский журнал развития карьеры. 2018. 27 (1), 40-53. https://doi.org/10.1177/1038416217744217

4. Зеер Э.Ф. Процесс становления личности инженера педагога. Свердловск: Изд. Уральского университета, 1988. 118 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория и практика: коллективная монография. Екатеринбург: Издательство Ростовского государственного профессионально-педагогического университета, 2011. 159 с.

6. Кадневский В.М., Лемиш В.В. Ф. Гальтон - учёный-энциклопедист, один из создателей научного метода тестов (к 190-летию со дня рождения) // Вестник Омского университета. 2012. № 4. С. 276-280.

7. Кетелаар Э., Бейард, Д., Ден Брок, П. Дж., Бошуизен, Х. П. А. Реализация роли тренера учителями // Европейский журнал психологии образования. 2013. 28(3). С. 991-1006. https://doi.org/10.1007/s10212-012-0150-5

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia, 2004. 304 с.

9. Козлова С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. М.: Педагогика, 2012. 272 с.

10. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб., 2007. С. 373-374.

11. Куиджперс М., Мейерс Ф. Повышение профессионализма учителей в диалоге о карьере: эффективное исследование // Британский журнал руководства и консультирование. 2017. № 45 (1). С. 83-96. https://doi.or g/10.1080/03069885.2015.1121203

12. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. 2003. № 4. С. 50-62.

13. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. М.: Педагогика, 2009. С. 157.

14. Маляров Н.А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С. 8-21.

15. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

16. Миттендор Ф.Ф., Ден Брок П., Бейяард Д. Беседы о карьере в профессиональных учебных заведениях // Британский журнал руководства и консультирование. 2010. №38 (2). С. 143-165. https://doi. org/10.1080/03069881003601007

17. Олейникова, А.М. Особенности психолого-педагогического процесса в работах Альфреда Бине // СевероКавказский психологический вестник. 2010. № 8/3. С. 5-7. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-protsessa-v-rabotah-alfreda-bine

18. Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. Самара: Изд-во ЦПО, 2013. 45 с.

19. Пономарева Л.И. Педагогические условия реализации профориентации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении // Образовательный Вестник «Сознание». 2022. Том. 24. № 9. С. 12-21. https://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-9-12-21

20. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1. URL: http:// zakonbase.ru/content/base/19378.

21. Проект. Концепция подготовки педагогов общего и профессионального образования к эффективной работе по профориентации обучающихся в условиях изменяющихся региональных рынков труда. / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, И.И. Соколова // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2016. №10. С.3-32.

22. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 480 с.

23. Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Райгородского Д.Я. М.: Изд-во: Бахрам-М, 2020. С. 57-96.

24. Семенова Л. А. Ранняя профориентация и социализация дошкольников через этнокультурное наследие // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2010. № 10. С. 28-38.

25. Таточенко, Е.В. Специфика организации профориентационной работы в старших классах в системе «школа-вуз». автореф. кан. пед. наук. Ставрополь, 2005. С. 9-11.

26. Тейлор Л. А. Как учителя становятся учителями-исследователями: повествование как инструмент формирования личности учителя. Преподавание и педагогическое образование. 2017. № 61. С. 16-25. https://doi.org/10.1016/J.TATE.2016.09.0

27. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012 г. 31 декабря.

28. Хьюз, Д., Ло, Б., и Мейерс, Ф. Новая школа для старой школы: профориентация и консультирование в сфере образования // Британский журнал руководства и консультирования. 2017. 45 (2), 133-137. https://doi.org/1 0.1080/03069885.2017.1294863

29. Gale A. Watts. Frank Parsons: Promoter of a progressive Era // Journal of Career Development, 1994, vol. 20, рр. 265-286. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/BF02106300 (accessed 8 January 2023)

30. Borbely-Pecze T.B., Hlouskova L. & Sprlak T. Career/lifelong guidance systems and services: continuous transformations in a transition region. Int J Educ Vocat Guidance 22, 67-91 (2022). https://doi.org/10.1007/ s10775-021-09473-4

31. Cahill M. and Furey E. (2017) Te Early Years: Career Development for Young Children A Guide for Educators. Published by: CERIC Foundation House Suite 300, 2 St. Clair Avenue East Toronto https://cica.org.au/wp-content/ uploads/The-Early-Years-Career-Development-for-Young-Children-Educators-Guide-0ctober-2017.pdf

32. Draaisma A., Meijers F. & Kuijpers M. Process description of a dialogue-focused intervention to improve career guidance policy in three schools. Australian Journal of Career Development, 2018, vol. 27, pp. 40-53. DOI: 10.1177/1038416217744217.

33. Draaisma Aniek & Meijers Frans & Kuijpers Marinka. The development of strong career learning environments: the project 'Career Orientation and Guidance' in Dutch vocational education. Journal of Vocational Education & Training. 2017. 70. 1-20. 10.1080/13636820.2017.1392995.

34. Hidayat Dede & Ningrum Wahyu (2017). Career Guidance at Kindergarten, Is It Neccessary? 10.2991/ icece-16.2017.20

35. Lu, Lei & Jia, Qiuhong. Do college students with future work self-salience demonstrate higher levels of career adaptability? From a dual perspective of teachers and students // Frontiers in Psychology. 2022. №13. 1011447.10.3389/fpsyg.2022.1011447

36. Magee Martha & Kuijpers Marinka & Runhaar Piety. (2021). How vocational education teachers and managers make sense of career guidance. British Journal of Guidance & Counselling. 50. 1-17. 10.1080/03069885.2021.1948970

37. Mary McMahon & Mark Watson (2022) Career development learning in childhood: a critical analysis, British Journal of Guidance & Counselling, 50: 3,345 -350, DOI: 10.1080 / 03069885.2022.2062701

38. Meijers F., & Kuijpers M. Обучение карьере и условия обучения карьере в голландском высшем образовании // Прикладные исследования в сфере высшего образования. 2014. №6 (2). С. 295-313. https://doi.org/10.1108/ JARHE-06-2013-002

39. UNESCO Global Reports. Investing in career guidance (rus), 2021. https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/ pf0000378215_rus

REFERENCES

1. Barbariga A.A. Verification and evaluation of learning outcomes in English secondary school. Soviet Pedagogy, 1982, no. 8, pp. 115-118. (in Russ.)

2. Boguslavsky M.V. History of national pedagogy of the twentieth century: the unity of continuity and discreteness. Pedagogy, 2009, no. 6, pp. 84-96. (in Russ.)

3. Draaysma A., Meyers F., Kuijpers M. Describing a dialogue-oriented intervention process to improve career guidance policies in three schools. Australian Journal of Career Development, 2018, vol. 27 (1), pp. 40-53. DOI: 10.1177/1038416217744217

4. Zeer E.F. The process of formation of the personality of an engineer teacher. Sverdlovsk, Ural University Publ., 1988. 118 p. (in Russ.)

5. Seeer E.F. Psychology of Professional Development: Methodology, Theory and Practice. Yekaterinburg, Rostov State Pedagogical University Press, 2011. 159 p. (in Russ.)

6. Kadnevsky V.M., Lemish V.V. F. Galton - scientist-encyclopedist, one of the creators of the scientific method of tests (to the 190th anniversary of his birth). Bulletin of Omsk University, 2012, no. 4, pp. 276-280. (in Russ.)

7. Ketelaar E., Bayard, D., Den Brock, P. J., Boshuizen, H. P. A. The implementation of the role of the coach by teachers. European Journal of Educational Psychology, 2013, vol. 28(3), pp. 991-1006. DOI: 10.1007/s10212-012-0150-5

8. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Moscow, Academia Publ., 2004. 304 p. (in Russ.)

9. Kozlova S. A. Moral and labor education of preschool children. Moscow, Pedagogy Publ., 2012. 272 p. (in Russ.)

10. Kondakov I.M. Psychology. Illustrated dictionary. Saint-Petersburg, 2007, pp. 373-374. (in Russ.)

11. Kuijpers M., Meyers F. Professionalization of teachers in career dialogue: an effective study. British Journal of Leadership and Counseling, 2017, no. 45 (1), pp. 83-96. DOI: 10.1080/03069885.2015.1121203

12. Lerner P.S. Model of self-determination of graduates of profile classes of secondary general education school. School Technologies, 2003, no. 4, pp. 50-62. (in Russ.)

13. Loginova V. I. Preschool pedagogics. Moscow, Pedagogy Publ., 2009, p. 157. (in Russ.)

14. Malyarov N.A. Life path of a person: definition and content of the concept. Personality in the changing world: Health, adaptation, development, 2013, no. 2, pp. 8-21. (in Russ.)

15. Markova A.K. Psychology of professionalism. Moscow, International humanitarian fund Znanie, 1996. 312 p. (in Russ.)

16. Mittendor F.F., Den Brock P., Beyaard D. Career conversations in professional educational institutions. British Journal of Leadership and Counseling, 2010, no. 38 (2), pp. 143-165. https://doi.org/10.1080/03069881003601007

17. Oleinikova A.M. Features of psychological and pedagogical process in the works of Alfred Binet. North Caucasian Psychological Bulletin, 2010, no. 8/3, pp. 5-7. (in Russ.)

18. Pasechnikova T.V. Vocational guidance work in a preschool educational organization: Methodological handbook. Samara, Publishing house of CPO, 2013. 45 p. (in Russ.)

19. Ponomareva L.I. Pedagogical conditions for the implementation of career guidance for young children in a preschool educational institution. Educational Bulletin "Consciousness", 2022, vol. 24, no. 9, pp. 12-21. DOI: 10.26787/ nydha-2686-6846-2022-24-9-12-21 (in Russ.)

20. Resolution of the RF Ministry of Labor "On Approval of the Provision on Vocational Guidance and Psychological Support of the Population in the Russian Federation" from September 27, 1996 № 1. Available at: http://zakonbase. ru/content/base/19378. (in Russ.)

21. Project. The concept of training teachers of general and vocational education for effective work on career guidance of students in the changing regional labor markets. / S.N. Chistyakova, N.F. Rodichev, I.I. Sokolova. Appendix to the magazine "Vocational Education. Capital", 2016, no. 10, pp. 3-32. (in Russ.)

22. Pryazhnikov N.S. Psychology of Work and Human Dignity: Textbook for Students of Higher Education Institutions. Moscow, Academia Publishing Center, 2004. 480 p. (in Russ.)

23. Psychology of self-consciousness. Khrestomatiya / Ed. by Raygorodsky D.Y. Moscow, Publishing house Bahram-M, 2020, pp. 57-96. (in Russ.)

24. Semenova L. A. Early vocational guidance and socialization of preschool children through ethno-cultural heritage. Educator of preschool educational institution, 2010, no. 10, pp. 28-38. (in Russ.)

25. Tatochenko E. V. Specificity of the organization of vocational guidance work in high school in the system of "school-high school". Abstract Cand. Educ. Sci., Stavropol, 2005. pp. 9-11. (in Russ.)

26. Taylor L. A. How teachers become teacher researchers: Narrative as a tool for teacher identity construction. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 61, pp. 16-25. DOI: 10.1016/j.tate.2016.09.008.

27. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" from December 29, 2012 № 273-FZ. Rossiyskaya Gazeta, 2012, 31 December. (in Russ.)

28. Hughes, D., Lo, B., & Meyers, F. New school for the old school: career guidance and counselling in education. British Journal of Leadership and Counseling, 2017, vol. 45 (2), pp. 133-137. DOI: 10.1080/03069885.2017.1294863

29. Gale A. Watts. Frank Parsons: Promoter of a progressive Era. Journal of Career Development, 1994, vol. 20, pp. 265286. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/BF02106300 (accessed 8 January 2023)

30. Borbély-Pecze T.B., Hlouskova L. & Sprlak T. Career/lifelong guidance systems and services: continuous transformations in a transition region. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2022, vol. 22, 67-91. DOI: 10.1007/s10775-021-09473-4

31. Cahill M. and Furey E. Te Early Years: Career Development for Young Children A Guide for Educators, 2017. Published by: CERIC Foundation House Suite 300, 2 St. Clair Avenue East Toronto https://cica.org.au/wp-content/uploads/ The-Early-Years-Career-Development-for-Young-Children-Educators-Guide-0ctober-2017.pdf

32. Draaisma A., Meijers F. & Kuijpers M. Process description of a dialogue-focused intervention to improve career guidance policy in three schools. Australian Journal of Career Development, 2018, vol. 27, pp. 40-53. DOI: 10.1177/1038416217744217.

33. Draaisma Aniek & Meijers Frans & Kuijpers Marinka. The development of strong career learning environments: the project 'Career Orientation and Guidance' in Dutch vocational education. Journal of Vocational Education & Training, 2017, vol. 70, pp. 1-20. DOI: 10.1080/13636820.2017.1392995.

34. Hidayat Dede & Ningrum Wahyu. Career Guidance at Kindergarten, Is It Neccessary?, 2017. DOI: 10.2991/ icece-16.2017.20

35. Lu, Lei & Jia, Qiuhong. Do college students with future work self-salience demonstrate higher levels of career adaptability? From a dual perspective of teachers and students. Frontiers in Psychology, 2022, no. 13. DOI: 1011447.10.3389/fpsyg.2022.1011447

36. Magee Martha & Kuijpers Marinka & Runhaar Piety. How vocational education teachers and managers make sense of career guidance. British Journal of Guidance & Counselling, 2021, vol. 50. pp. 1-17. DOI: 10.1080/03069885.2021.1948970

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Mary McMahon & Mark Watson (2022) Career development learning in childhood: a critical analysis. British Journal of Guidance & Counselling, 2022, vol. 50: 3, pp. 345 -350. DOI: 10.1080/03069885.2022.2062701

38. Meijers F., & Kuijpers M. Career education and conditions of career education in Dutch higher education. Applied research in higher education, 2014, no. 6 (2), pp. 295-313. DOI: 10.1108/JARHE-06-2013-002

39. UNESCO Global Reports. Investing in career guidance (rus), 2021. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000378215_rus

Информация об авторах Пономарева Людмила Ивановна

(Россия, Шадринск) Доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования Шадринский государственный педагогический университет E-mail: ldm1020@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1502-5185

Крежевских Ольга Валерьевна

(Россия, Шадринск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования, ведущий научный сотрудник Шадринский государственный педагогический университет E-mail: MailOlga84@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-2227-4702

ResearcherID: ABF-4845-2020 Scopus Author ID: 57207945765

Колмогорова Ирина Владимировна

(Россия, Шадринск) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и практики германских языков, первый проректор Шадринский государственный педагогический университет E-mail: i-kolm@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-3166-4286 Scopus Author ID: 57210416721

Скоробогатова Наталья Владимировна

(Россия, Шадринск) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

Шадринский государственный педагогический университет E-mail: skor_nv@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7064-4595

Information about the authors Ludmila I. Ponomareva

(Russia, Shadrinsk) Dr. Sci. (Educ.), Professor, Department of Preschool and Social Education Shadrinsk State Pedagogical University E-mail: ldm1020@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1502-5185

Olga V. Krezhevskikh

(Russia, Shadrinsk) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of Preschool and Social Education Department, Leading Researcher Shadrinsk State Pedagogical University E-mail: MailOlga84@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-2227-4702 Researcher ID: ABF-4845-2020 Scopus Author ID: 57207945765

Irina V. Kolmogorova

(Russia, Shadrinsk) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Head of the Department of Germanic Languages Theory and Practice, First Vice-rector Shadrinsk State Pedagogical University E-mail: i-kolm@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-3166-4286 Scopus Author ID: 57210416721

Natalya V. Skorobogatova

(Russia, Shadrinsk) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of Correctional Pedagogy and Special Psychology Department Shadrinsk State Pedagogical University E-mail: skor_nv@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7064-4595

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.