Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ СРЕДЫ / КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галущинская Юлия Олеговна

В статье рассматривается проблема готовность педагога к проектированию образовательной профориентационной среды как необходимое условие оптимизации процесса ранней профориентации детей дошкольного возраста. Автором обозначены два основных вектора исследования проблемы. В первую очередь автор определяет содержание понятия «профориентационная среда дошкольной образовательной организации». Особое внимание при этом уделяется характеристике структурных компонентов профориентационной среды. Грамотное проектирование компонентов среды описывается в статье как одно из определяющих условий ранней профориентации детей дошкольного возраста. При этом процесс ранней профориентации дошкольников предполагает формирование представлений о мире профессий, ценностное отношение к трудовой деятельности взрослых. Готовность педагога дошкольной образовательной организации к ранней профориентации дошкольников через проектирование образовательной среды рассматривается в качестве второго вектора изучения обозначенной проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил автору выделить три основные компонента готовности: теоретический, практический и мотивационный. В качестве критериев готовности педагога выделены: оценочно-рефлексивный, когнитивный, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный. Оценка каждого из критериев проводится по описанным в статье индикаторам готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галущинская Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE CRITERIA FOR THE READINESS OF A TEACHER TO DESIGN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON EARLY VOCATIONAL GUIDANCE OF PRESCHOOL CHILDREN

The article addresses the problem of the teacher's readiness to design an educational career guidance environment as a necessary condition for optimizing the process of early career guidance for preschool children. The author has identified two main approaches of the study of the problem. First of all, the author defines the content of the concept of «career guidance environment of a preschool educational organization». Particular attention is paid to the characteristics of the structural components of the career guidance environment. Competent design of the components of the environment is described in the article as one of the defining conditions for the early career guidance of preschool children. At the same time, the process of early career guidance for preschoolers involves the formation of ideas about the world of professions, a value attitude to the work of adults. The readiness of a teacher of a preschool educational organization for early career guidance of preschoolers through the design of the educational environment is considered as the second approaches of studying the designated problem. An analysis of the psychological and pedagogical literature allowed the author to identify three main components of readiness: theoretical, practical and motivational. The criteria for the readiness of the teacher are: evaluative-reflexive, cognitive, motivational-value, operational-activity. The assessment of each of the criteria is carried out according to the readiness indicators described in the article.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

себе игровые, интерактивные и развивающие компоненты. Универсальность квеста позволяет использовать его в большинстве тематических разделов по данной учебной дисциплине, интегрируя их в виде различных игровых заданий, имманентных большей части студенческой молодежи.

Как представленный в статье, так и многие другие возможные способы внедрения квестов в курс БЖ способны стать компонентами единой безопасной среды вуза, пользуясь которой студенты смогут развивать такие личные качества как решительность, бесстрашие, альтруизм. В тоже время подготовка квестов сопряжена с выделением определенных ресурсов: временных, кадровых, финансовых, что оказывается возможным только при поддержке административно-управленческого звена вуза.

Литература:

1. Авдеева, И.Ю. Квест-игра как одна из форм адаптационного мероприятия для студентов первого курса учреждений СПО / И.Ю. Авдеева, С.Ю. Ланина // Вопросы педагогики. - 2021. - № 12-1. - С. 18-21

2. Александрова, Н.А. Краеведческий квест как форма организации внеурочной деятельности / Н.А. Александрова // Марийское краеведение: опыт и перспективы развития. - 2020. - Т. 1. - № 1. - С. 115-116

3. Ахмедова, Б.С. Интерактивные методы обучения / Б.С. Ахмедова // Вестник Института развития образования. -2018. - № 1 (21). - С. 71-73

4. Бравкова, И. КВЕСТ? КВЕСТ... КВЕСТ! / И. Бравкова // Пралеска. - 2019. - № 3 (331). - С. 74-77

5. Бурканова, О.П. Технология веб-квест как средство формирования навыков самостоятельной работы студентов в условиях цифровизации образования / О.П. Бурканова // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 10 (127). - С. 36-40

6. Внукова, Н.В. Использование квест-технологии на занятиях как фактор повышения мотивации обучающихся / Н.В. Внукова // Инновационная наука. - 2017. - № 12. - С. 152-153

7. Прасолова, О.В. Интерактивные методы обучения основам безопасности жизнедеятельности как средство личностного развития учащихся / О.В. Прасолова, А.М. Мусаев, О.А. Волкова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2012. - № 7-8 (27-28). - С. 80-83

8. Реутова, В.В. Активизация познавательной деятельности студентов посредством использования интерактивных методов обучения / В.В. Реутова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 6.

9. Танцюра, И.О. Интерактивная технология «квест» как средство активизации познавательной деятельности / И.О. Танцюра // Вестник научных конференций. - 2018. - № 11-4 (39). - С. 154-155

10. Федулова, Ю.А. Организация внеурочной деятельности по ОБЖ средствами квест-технологий / Ю.А. Федулова, Н.В. Кузнецова, Я.А. Федулова // Наука и Образование. - 2021. - Т. 4. - № 4.

11. Чернявская, А.П. Персонализация обучения на основе технологии веб-квест / А.П. Чернявская // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 6 (117). - С. 30-39

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Галущинская Юлия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема готовность педагога к проектированию образовательной профориентационной среды как необходимое условие оптимизации процесса ранней профориентации детей дошкольного возраста. Автором обозначены два основных вектора исследования проблемы. В первую очередь автор определяет содержание понятия «профориентационная среда дошкольной образовательной организации». Особое внимание при этом уделяется характеристике структурных компонентов профориентационной среды. Грамотное проектирование компонентов среды описывается в статье как одно из определяющих условий ранней профориентации детей дошкольного возраста. При этом процесс ранней профориентации дошкольников предполагает формирование представлений о мире профессий, ценностное отношение к трудовой деятельности взрослых. Готовность педагога дошкольной образовательной организации к ранней профориентации дошкольников через проектирование образовательной среды рассматривается в качестве второго вектора изучения обозначенной проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил автору выделить три основные компонента готовности: теоретический, практический и мотивационный. В качестве критериев готовности педагога выделены: оценочно-рефлексивный, когнитивный, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный. Оценка каждого из критериев проводится по описанным в статье индикаторам готовности.

Ключевые слова: образовательная профориентационная среда, педагогическое проектирование, профессиональная готовность, готовность к проектированию профориентационной среды, компоненты и критерии готовности к проектированию профориентационной среды.

Annotation. The article addresses the problem of the teacher's readiness to design an educational career guidance environment as a necessary condition for optimizing the process of early career guidance for preschool children. The author has identified two main approaches of the study of the problem. First of all, the author defines the content of the concept of «career guidance environment of a preschool educational organization». Particular attention is paid to the characteristics of the structural components of the career guidance environment. Competent design of the components of the environment is described in the article as one of the defining conditions for the early career guidance of preschool children. At the same time, the process of early career guidance for preschoolers involves the formation of ideas about the world of professions, a value attitude to the work of adults. The readiness of a teacher of a preschool educational organization for early career guidance of preschoolers through the design of the educational environment is considered as the second approaches of studying the designated problem. An analysis of the psychological and pedagogical literature allowed the author to identify three main components of readiness: theoretical, practical and motivational. The criteria for the readiness of the teacher are: evaluative-reflexive, cognitive, motivational-value, operational-activity. The assessment of each of the criteria is carried out according to the readiness indicators described in the article.

Key words: educational career guidance environment, pedagogical design, professional readiness, readiness to design a career guidance environment, components and criteria for readiness to design a career guidance environment.

Данное исследование проведено в рамках исполнения государственного задания Министерства просвещения РФ на

прикладную НИР «Проектирование образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста»

№ 073-00095-22-03 от 30 мая 2022 года

Введение. Целевые установки ФГОС ДО ориентируют современную систему дошкольного образования (далее - ДО) на проектирование и организацию условий оптимальной социализации дошкольника. Одной из ведущих задач в таком случае является ознакомление с «миром» взрослых, в том числе с «миром» их профессионально-трудовой деятельности. Ценностное отношение к результатам труда взрослых, ознакомление с особенностями их взаимодействия в рамках профессионально-трудовой деятельности, формирование понимания дошкольниками социальной значимости трудового участия взрослых - все это аспекты актуальной проблемы современной дошкольной педагогики, а именно - проблемы ранней профориентации. Помочь ребенку сориентироваться в сложном, постоянно меняющимся мире профессий, способствовать проявлению и раскрытию интересов, способностей и предпочтений дошкольника, в том числе через ознакомление с миром профессий, а также через раннее участие в доступных видах труда, рассматривается на современном этапе как одно из приоритетных направлений деятельности педагога дошкольной образовательной организации (далее -ДОО).

Решая задачу раннего самоопределения личности, педагог ДОО сталкивается с проблемой проектирования такой образовательной среды, которая бы способствовала формированию интереса к профессиональной деятельности взрослого, стимулировала бы ребенка на дальнейшее познание окружающего мира, развивала бы его любознательность и исследовательские качества. На наш взгляд грамотная, педагогически выверенная, технологически и методически обоснованная проектировочная деятельность в профориентационном направлении возможна при одном важном условии -готовности педагога дошкольной образовательной организации к ее реализации. Следовательно, проблема определения структуры и критериев готовности педагогов ДОО к данному виду деятельности может рассматривается в качестве одной из значимых исследовательских проблем современного дошкольного образования.

Изложение основного материала статьи. При исследовании проблемы определения критериев готовности педагогов ДОО к проектированию образовательной среды по ранней профориентации можно выделить два основных вектора.

В первую очередь возникает необходимость в определении образовательной профориентационной среды ДОО как феномена и понятия. При этом, мы должны исходить из того, что в общепринятом значении под «средой» (как одной из ключевых дефиниции в нашем случае) понимается все то, что окружает человека и воздействует на процесс его социализации. В понятие «среды» заложены бытовые, образовательные, политические, экономические, производственные, этнокультурные, экологические и прочие факторы, предполагающие большую или меньшую степень участия в них других индивидуумов, способствующих процессу социализации личности. При этом в учебной и справочной литературе всегда указывается на побуждающий характер влияния среды на личность в позитивном или негативном плане.

Под термином «профориентация», также в самом широком значении, можно понимать ознакомление обучающихся образовательных учреждений разного уровня с многообразием мира профессий, с помощью определенных технологий, методик, приемов и пр., с целью дальнейшего выбора обучающимися конкретного вида своей будущей профессиональной деятельности, то есть с целью их профессионального самоопределения.

Таким образом, под «образовательной профориентационной средой» (далее ОПС) надо понимать часть специально организованного образовательного пространства, направленного на профессиональное самоопределение обучающегося, с целью формирования предоставления о возможной вариативности осознанного выбора обучающимся будущей профессии, как способа реализации своих личностных потребностей и способностей. В качестве основного критерия эффективности ОПС можно рассматривать наличие у обучающихся профессионально значимых качеств, становление их профессионального идеала. На это направлены, в конечном итоге, усилия по созданию ОПС педагогов, родителей и иных участников образовательного процесса.

В исследованиях В.И. Блинова [4], С.Н. Чистяковой [6], Н.Н. Колмогорцевой [3], И.С. Сергеева [4] описана система ОПС, которую, по мнению авторов, можно представить в виде двух взаимосвязанных подсистем: внешней и внутренней. При этом внешнюю подсистему составляют образовательные организации разного уровня, родительская общественность, учреждения дополнительного образования, промышленные организации и предприятия, центры профессиональной ориентации, СМИ и Интернет-ресурсы, и пр. Внутренняя подсистема включает всю совокупность направлений, видов и форм воспитательной работы образовательной организации; деятельность кружков и факультативов по интересам, спортивных секций; заключается в организации и проведении олимпиад, конкурсов, научных и практических конференций и пр. Как отмечается в исследовании И.К. Шалаева любая образовательная организация, изучив собственный потенциал внешней и внутренней подсистем, способна грамотно спроектировать оригинальную и уникальную ОПС [7].

Что касается профориентационной деятельности ДОО, определении ее целей, задач, направлений работы и пр., то, с учетом возрастных возможностей дошкольника, необходимо рассматривать в таком случае потенциал ДОО в предпрофпрофориентации или так называемой ранней профориентации личности.

При работе с дошкольником по ранней профориентации не может быть и речи о формировании профессионального самоопределения, стойких профессиональных предпочтений или о выработке устойчивой направленности на получение профессионального образования в той или иной отрасли. Но у ребенка-дошкольника происходит не менее важный процесс - интеграция представлений о «мире предметов», который является результатом труда человека, и представлений о «мире взрослых людей» и их профессионально-трудовом взаимодействии.

По мнению М.А. Виноградовой, Н.В. Ивановой [2] ранняя профориентационная деятельность по проектированию образовательной среды ДОО должна реализовываться в двух основных направлениях: первое направление предполагает ознакомление детей с разнообразием «мира профессий», с учетом их приближенности к образовательному социуму детства и современных реалий (в том числе с учетом современных трансформаций профессиональных видов деятельности, а также регионального компонента и пр.). Второе направление предусматривает формирование у дошкольников трудовых навыков и умений в различных доступных им видах труда (самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе и пр.).

Таким образом под проектированием ОПС в условиях ДОО мы можем рассматривать организацию образовательного процесса ДОО, ориентированного на реализацию детьми дошкольного возраста своих личностных потребностей и интересов в различных доступных видах деятельности, включающих ознакомление с трудом взрослых, а также формирование навыков трудового взаимодействия и пр. Это позволит в детям дальнейшем, на следующих возрастных этапах, расширять круг представлений о различных сферах профессиональной деятельности, анализировать их, подходить к выбору будущей профессиональной деятельности более осознанно и уверено.

Опираясь на исследования М.А. Виноградовой, Н.В. Ивановой [2], можно выделить основные структурные компоненты деятельности педагога ДОО по организации педагогического процесса ранней профориентации следующим образом: диагностический (выявление индивидуальных склонностей, способностей, потребностей и познавательных

интересов дошкольника); информационный (проектирование целенаправленной работы по формированию представлений о профессионально-трудовой деятельности взрослых, ценностного отношения к труду и его результатам, самому человеку труда и пр.); консультационный (педагогическое сопровождение дошкольника в ознакомлении с разнообразием мира профессий).

Для достижения максимальной результативности и эффективности вышеперечисленных структурных компонентов деятельности педагога ДОО необходимо, на наш взгляд, соблюдение главного условия, а именно - наличия готовности педагога к такому виду педагогической деятельности. Определение структуры готовности педагога ДОО к проектированию ОПС составляет еще один исследовательский вектор.

Категория «готовность» в психолого-педагогических трудах рассматривалась: как психическое и психологическое состояние человека (В.В. Давыдов, Н.Д. Левитов, А.А. Понукалин); в качестве уровня личностной ориентации (В.А. Ядов) и установки личности на тот или иной вид деятельности (М.В. Левченко); как условие успешного выполнения разнообразных видов деятельности (А.С. Белых, М.И. Дьяченко); как личностное качество и как мотивация к деятельности в различных ситуациях (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.А. Котик).

Полученные этими и другими исследователями данные позволяют заключить, что личностную готовность к конкретному виду деятельности можно рассматривать как обладание человеком необходимыми компетенциями (знаниями в области теории, а также навыками и умениями по их применению в конкретной ситуации), позволяющими достаточно успешно выполнять профессиональные функциональные обязанности, достигать цели и решать задачи в какой-либо профессиональной области [1].

В структуру профессиональной готовности, по мнению ряда исследователей, могут быть включены такие ее компоненты как теоретическая и практическая. Теоретическая готовность предполагает обладание профессиональными знаниями, а также представлениями о профессионально значимых качествах и о личностном им соответствии. Практическая готовность заключается в способности к применению «теории» в профессиональной практической деятельности в условиях постоянно меняющийся ситуации. В данном случае происходит формирование профессиональных компетенций в самостоятельной практической профессиональной деятельности через синтез «теории и практики», что подтверждает единство выделенных выше компонентов.

Необходимо также остановиться еще на одном важном компоненте в структуре профессиональной готовности. Еще Н.Д. Левитов [5] профессиональную готовность описывал через отношение человека к условиям трудовой деятельности, указывая на значение взаимозависимости осознанной мотивации и удовлетворенных потребностей и продуктивности деятельности в рамках профессии. И.К. Шалаев [7] так же отмечал необходимость включения мотивационной готовности в структуру готовности профессиональной, так как в содержании профессиональной готовности находит отражение ценностное отношение личности к предстоящей профессиональной деятельности, выражающееся в потребностях и желаниях (в карьерном росте, в признании, в повышении результативности труда, в его эффективности, и пр.).

При определении структуры, компонентов и критериев готовности педагогов ДОО к проектированию ОПС, важными для нас так же являются идеи, изложенные в трудах М.И. Дьяченко [1], Н.Д. Левитова [5]. Готовность определяется авторами и как состояние личности, предшествующее профессиональной педагогической деятельности; и как интегративное качество личности. При этом авторы указывают на необходимость включения в структуру готовности таких характеристик как педагогическую направленность на овладение профессионально значимыми компетенциями; как ценностное отношение к своей профессиональной; как наличие определенного уровня развития педагогических способностей и личностных качеств, свидетельствующих о профессиональной пригодности педагога и пр.

Изучение теоретических оснований проблемы готовности педагога к профессиональной педагогической деятельности позволило нам определить готовность педагога к проектированию ОПС и как интегративное личностное качество педагога, и как потенциальное состояние его личности, позволяющее осуществлять раннюю профориентационную деятельность с детьми дошкольного возраста. В его структуру входят такие компоненты как теоретический (обладание знаниями в области ранней профориентации), мотивационный (ценностное отношение к проблеме ранней профориентации дошкольников), практический (планирование и реализация на практике технологий и методов ранней профориентации).

Основными критериями готовности педагога ДОО к проектированию ОПС являются: мотивационно-ценностный, обуславливающий заинтересованность педагога в процессе и результате ранней профориентации дошкольников; когнитивный - состоящий в наполнении процесса ранней профориентации инновационным и научным содержанием; операционально-деятельностный - обуславливающий технологичность процесса ранней профориентации; оценочно-рефлексивный - обеспечивающий оценку достигнутых результатов в области ранней профориентации дошкольников, своевременную коррекцию профессионально-педагогической деятельности.

Каждому из критериев соответствуют индикаторы готовности. Так, оценочно-рефлексивный критерий предполагает наличие у педагога ДОО способности к мобилизации своих интеллектуальных и эмоционально-волевых ресурсов в рамках деятельности по ранней профориентации дошкольников (далее - РПД); рефлексию достигнутых результатов в области РПД; открытость к изменениям в профориентационной деятельности; способность к коррекции своих действий.

Когнитивный критерий предполагает: обладание профессионально-педагогическими знаниями в области РПД; осознание целей РПД, достижению которых способствует решение поставленных задач; оценку условий ДОО, в котором будут реализовываться планируемые действия по РПД; анализ имеющегося у педагога опыта, связанного с решением аналогичных задач в области РПД; выбор оптимальных способов решения задач в области РПД на основе имеющегося у педагога опыта и адекватной оценки условий предстоящей профориентационной деятельности.

Мотивационно-ценностный критерий включает в себя: наличие внутренней мотивации на проведение РПД; социальную активность; творческую направленность педагогической деятельности; ангажированность (искреннее желание участвовать в РПД, внутреннюю включенность, заинтересованность).

Операционально-деятельностный критерий составляет: готовность к реализации основных направлений РПД: диагностического (владение батареей методик, позволяющей выявить у дошкольника уровень представлений о профессиях и труде взрослых, в соответствии с возрастом; определить характер и направленность его интересов; выявить уровень владения трудовыми навыками, умениями и пр.); информационного (владение различными (в том числе инновационными) технологиями формирования у детей представлений о профессиях, развития умений и навыков и пр.); консультативного (сопровождение ребенка в процессе освоения мира профессий, формирования трудовых умений и навыков; способность к разработке стратегий и способов воздействия на личность ребенка и его родителей); умение структурировать свою педагогическую деятельность, приводить ее в систему соответственно с планом / программой ранней профориентации; способность к коммуникации с детьми, родителями и пр.

Выводы. Таким образом, имеющиеся в психолого-педагогической науке представления о содержании ранней профориентации дошкольников, о направлениях работы педагогов по организации процесса ранней профориентации детей и проектировании образовательной среды, о готовности к определенным видам педагогической деятельности и пр.,

позволяют нам рассматривать готовность педагогов ДОО к проектированию образовательной профориентационной среды как личностное качество, включающее комплекс профессиональных, знаний, умений и навыков, поддающихся критериальной оценке. Что дает снование рассматривать данный вид готовности с позиции личностно-ориентированной парадигмы в качестве важнейшей образовательной компетенции профессионала. Необходимо также отметить, что в современных условиях любая структура, в том числе личностная структура готовности педагогов ДОО к проектированию образовательной профориентационной среды, трансформируется, совершенствуется и изучается, в связи с чем, дальнейшим направлением нашей деятельности является определение диагностического инструментария по выявлению описанных ранее компонентов.

Литература:

1. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 175 с.

2. Иванова, Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108). - С. 38-46

3. Колмогорцева, Н.Н. Соотношение понятий «образ мира», «профессиональная составляющая образа мира» и «образ профессии» / Н.Н. Колмогорцева, К.А. Володина // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 3(11). -С. 86-93

4. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / авт.-сост. В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др. - URL: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 17.10.2022).

5. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. - 2-е изд. - Москва: Учпедгиз, 1956. - 365 с.

6. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 6. - С. 2-7

7. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография / И.К. Шалаев. - Барнаул: Изд-во АлтГПА, 2010. - 203 с.

Pedagogy

UDC 378.172

candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor Gasanenko Elena Aleksandrovna

Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Nosov Magnitogorsk State Technical University» (Magnitogorsk); candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor Akmanova Zoya Sergeyevna

Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Nosov Magnitogorsk State Technical University» (Magnitogorsk)

INTERACTIVE ENGLISH LANGUAGE TEACHING METHODS OF COMPUTER SCIENCE AND ECONOMICS

STUDENTS

Annotation. The article deals with the actual methods of teaching English to computer science and economics students. The authors consider in detail the essence of interactive teaching methods and their place in the system of modern teaching English methods. During the study the authors used the theoretical analysis method of scientific and methodical literature, methods of generalization, synthesis and comparison. It was found that the most effective methods of interactive learning in higher education are: business and simulation games, the method of cases, the method of role-playing, the method of projects. The rules and requirements for the organization of interactive lessons are described. The results of the study confirm the important role of interactive methods in the process of learning English. The researched methods can be used in the organization of students' learning process of both technical and humanities specialties.

Key words: communication skills, technical university student, professional image, general professional competences, technical university, professional English language.

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные методики обучения английскому языку студентов обучающихся по специальности «информатика и экономика». Авторы подробно рассматривают сущность интерактивных методов обучения, которые и их место в системе современных методов обучения английскому языку. В ходе исследования авторами использовался метод теоретического анализа научной и методической литературы, методы обобщения, синтеза и сравнения. Установлено, что наиболее эффективными методами интерактивного обучения в высшей школе выступают: деловая и имитационные игры, метод кейсов, метод ролевой игры, метод проектов. Описаны правила и требования для организации интерактивных занятий. Результаты исследования подтверждают важную роль использования интерактивных методов в процессе обучения английскому языку. Исследуемые методы могут быть использованы при организации процесса обучения студентов как технических, так и гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: интерактивные методы, метод кейсов, игровые методы, работа в группах, командная работа, имитационные игры, студенты направления «информатика и экономика», английский язык.

Introduction. In today's rapidly changing world, with its transforming technologies and demands on workers, one cannot get a profession once and for the entire life, such a specialist will be in little demand in the market, will not be able to join the work collective of a modern enterprise, and his/her career trajectory will be limited to one workplace and a position corresponding to the narrow specialization he/she has mastered in the university. Changing the vector of the educational process from knowledge-based approach to practice-oriented approach to the results of the educational process inevitably led to the problem of learning technologies and methods, which will achieve this practice-oriented approach.

Active and interactive forms and methods of learning play a primary role in achieving these goals. The tasks of the university today are to teach students to learn, to be flexible in the educational field and in their professional environment. Employers value communication and analytical skills, teamwork, technical skills and work etiquette in employees. Such a specialist will not only quickly join any workforce, but also quickly learn any functionality necessary in the given conditions, and this qualitatively affects the work of the organization and its final profit.

The purpose of the article. The purpose of this research work is to consider and analyze the actual interactive methods of teaching English to computer science and economics students, identify the essence of interactive teaching methods and their place in the system of modern methods of teaching English and determine the most effective methods of interactive teaching English in higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.