Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швейд Елена Николаевна, Михайлова Надежда Леонидовна, Повзун Вера Дмитриевна

Освоение различных сторон социальной жизни человека является необходимым условием для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Формирование опыта трудовой деятельности - неотъемлемая часть данного процесса. Именно в дошкольном возрасте закладывается первичный интерес к труду и формируются начальные трудовые навыки. О необходимости ознакомления дошкольников с трудом взрослых было опубликовано достаточно много исследований, как теоретических, так и практических. Однако в современном мире постоянно возникают новые факторы, которые влияют непосредственно на процесс трудового воспитания дошкольников. Ознакомление с миром профессий является одним из направлений ранней профессиональной ориентации. Отсутствие системного подхода к профориентационным мероприятиям, фрагментарные знания педагогов о современных задачах ранней профориентации дошкольников обозначили необходимость изменения и структуризации имеющихся подходов в работе с дошкольниками в этом направлении. В статье раскрыты основные определения и содержание ранней профессиональной ориентации в дошкольном возрасте. В рамках работы было проведено социологическое исследование, касающееся внедрения единой системы профориентационной работы в дошкольных учреждениях Сургутского района ХМАО-Югры. В анкетировании приняли участие 36 специалистов, курирующих вопросы профориентации обучающихся, 420 воспитателей и 1893 родителя. Проведенное исследование позволило подтвердить актуальность вопроса о ранней профориентации старших дошкольников. В результате был проведен сравнительный анализ полученных данных для дальнейшей корректировки работы по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. В заключении были предложены рекомендации по изменению существующего подхода. Авторами были обозначены основные направления, требующие внимания и внесения изменений. По итогам работы по этим направлениям можно будет говорить об эффективности профориентационных мероприятий в дошкольной образовательной организации. Эффективная работа по ранней профориентации позволит сформировать ценностное отношение дошкольников к трудовой деятельности, и сформировать широкий спектр знаний о профессиях и профессиональных качествах работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швейд Елена Николаевна, Михайлова Надежда Леонидовна, Повзун Вера Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY VOCATIONAL GUIDANCE OLDER PRESCHOOL CHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Mastering various aspects of a person's social life is a prerequisite for the positive socialization of preschool children. The formation of work experience is an integral part of this process. Primary interest in work and initial work skills are laid at preschool age. Quite a lot of studies, both theoretical and practical, have been published on the need to familiarize preschoolers with the work of adults. However, in the modern world, new factors are constantly emerging that directly affect the process of labor education of preschoolers. Familiarization with the world of professions is one of the directions of early vocational guidance. The lack of a systematic approach to vocational guidance activities, fragmentary knowledge of teachers about the modern tasks of early vocational guidance of preschoolers indicated the need to change and structure existing approaches to working with preschoolers in this direction. The article reveals the main definitions and content of early vocational guidance in preschool age. We conducted a sociological study concerning the introduction of a unified system of vocational guidance in preschool organizations of the Surgut district of KhMAO-Ugra. The survey was attended by 36 specialists in charge of vocational guidance of preschoolers, 420 educators and 1,893 parents. The study made it possible to confirm the relevance of the issue of early vocational guidance for older preschoolers. As a result, a comparative analysis of the data obtained was carried out to further adjust the work on early vocational guidance of older preschool children. In conclusion, we proposed recommendations to change the existing approach. The authors identified the main areas that require attention and changes. Based on the results of work in these areas, it will be possible to talk about the effectiveness of vocational guidance activities in a preschool educational organization. Effective work on early vocational guidance will help to form the value attitude of preschoolers to work, and to form a wide range of knowledge about the professions and professional qualities of employees.

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

goals. As a result of such interaction, it is possible to achieve much better results in a fairly short period of time than alone. In a well-functioning team, all responsibilities are clearly divided between the coworkers: some generate ideas for further development, others develop expansion plans for territories not yet covered, others establish contacts with potential partners or customers, and the fourth inspire the workers to "exploits". Thus, complementing each other, people create a single balanced team, in which everyone is engaged in what he knows how to do best, and the shortcomings of skills are compensated by collegiality.

The pedagogical condition that we realized is necessary to form the readiness of construction specialties students to teamwork. It allows construction specialties students to make an idea of a group of students, gain knowledge about teamwork, understand its purpose and importance for professional activity, determine personal potential in the team, realize their abilities to implement certain team roles and rules.

Literature:

1. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1981. - 369 с.

2. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.

3. Гасаненко, Е.А. Формирование готовности студентов технического вуза к проектированию профессионального имиджа: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гасаненко Елена Алексанлровна. - Магнитогорск, 2019. - 192 с.

4. Гасаненко, Е.А. Перспективы глобальной гуманитаризации высшего образования / Е.А. Гасаненко // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования. Материалы I Национальной науч.-практ. конф. - 2020. -С. 168-171.

5. Ивлев, А.В. Условия и методика развития у студентов навыков работы в команде : учеб. пособие / А.В. Ивлев, Л.И. Савва. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 58 с.

6. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.А. Стерхова // Generaland Professional Education. - 2012. - №1. - С. 8-14.

7. Шахмаева, К.Е. Введение педагогической диагностики, как условие организации командной работы студентов вуза / К.Е. Шахмаева, Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко, Е.С. Щанкин // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1. -№ 4. - С. 87-90.

8. Шахмаева, К.Е. Модель развития навыков командной работы у студентов, обучающихся по направлению «Строительство» и ее структурные компоненты / К.Е. Шахмаева // Актуальные проблемы науки, техники и образования : материалы 73-й междунар. науч.-техн. конф. / под ред. В.М. Колокольцева. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. - Т. 2. - С. 53-56.

9. Gasanenko, E.A. Pedagogical bases of professional translators' training in the solution framework of the image formation problem / E.A. Gasanenko, N.V. Dyorina, Z.S. Akmanova // Problems of modern teacher education. - 2019. - № 64-3. - P. 69-72.

10. Results of experimental work at different stages of continuous education for estimation of the formation of research compenetnce of students Gladysheva M. / Somova Y., Ilina E., Kalchenko A., Koldin A., Gasanenko E., [and others] // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems.- 2019. - V.11. № 9. - P. 569-574.

Педагогика

УДК 37.047:373.2

аспирант Швейд Елена Николаевна

Бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет» (г. Сургут); аспирант Михайлова Надежда Леонидовна

Бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет» (г. Сургут); доктор педагогических наук, профессор Повзун Вера Дмитриевна

Бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет» (г. Сургут)

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Освоение различных сторон социальной жизни человека является необходимым условием для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Формирование опыта трудовой деятельности - неотъемлемая часть данного процесса. Именно в дошкольном возрасте закладывается первичный интерес к труду и формируются начальные трудовые навыки. О необходимости ознакомления дошкольников с трудом взрослых было опубликовано достаточно много исследований, как теоретических, так и практических. Однако в современном мире постоянно возникают новые факторы, которые влияют непосредственно на процесс трудового воспитания дошкольников. Ознакомление с миром профессий является одним из направлений ранней профессиональной ориентации. Отсутствие системного подхода к профориентационным мероприятиям, фрагментарные знания педагогов о современных задачах ранней профориентации дошкольников обозначили необходимость изменения и структуризации имеющихся подходов в работе с дошкольниками в этом направлении. В статье раскрыты основные определения и содержание ранней профессиональной ориентации в дошкольном возрасте. В рамках работы было проведено социологическое исследование, касающееся внедрения единой системы профориентационной работы в дошкольных учреждениях Сургутского района ХМАО-Югры. В анкетировании приняли участие 36 специалистов, курирующих вопросы профориентации обучающихся, 420 воспитателей и 1893 родителя. Проведенное исследование позволило подтвердить актуальность вопроса о ранней профориентации старших дошкольников. В результате был проведен сравнительный анализ полученных данных для дальнейшей корректировки работы по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. В заключении были предложены рекомендации по изменению существующего подхода. Авторами были обозначены основные направления, требующие внимания и внесения изменений. По итогам работы по этим направлениям можно будет говорить об эффективности профориентационных мероприятий в дошкольной образовательной организации. Эффективная работа по ранней профориентации позволит сформировать ценностное отношение дошкольников к трудовой деятельности, и сформировать широкий спектр знаний о профессиях и профессиональных качествах работников.

Ключевые слова: ранняя профориентация, социализация, анкетирование, дошкольники, дети старшего дошкольного возраста, непрерывность.

Annotation. Mastering various aspects of a person's social life is a prerequisite for the positive socialization of preschool children. The formation of work experience is an integral part of this process. Primary interest in work and initial work skills are laid at preschool age. Quite a lot of studies, both theoretical and practical, have been published on the need to familiarize preschoolers with the work of adults. However, in the modern world, new factors are constantly emerging that directly affect the process of labor

education of preschoolers. Familiarization with the world of professions is one of the directions of early vocational guidance. The lack of a systematic approach to vocational guidance activities, fragmentary knowledge of teachers about the modern tasks of early vocational guidance of preschoolers indicated the need to change and structure existing approaches to working with preschoolers in this direction. The article reveals the main definitions and content of early vocational guidance in preschool age. We conducted a sociological study concerning the introduction of a unified system of vocational guidance in preschool organizations of the Surgut district of KhMAO-Ugra. The survey was attended by 36 specialists in charge of vocational guidance of preschoolers, 420 educators and 1,893 parents. The study made it possible to confirm the relevance of the issue of early vocational guidance for older preschoolers. As a result, a comparative analysis of the data obtained was carried out to further adjust the work on early vocational guidance of older preschool children. In conclusion, we proposed recommendations to change the existing approach. The authors identified the main areas that require attention and changes. Based on the results of work in these areas, it will be possible to talk about the effectiveness of vocational guidance activities in a preschool educational organization. Effective work on early vocational guidance will help to form the value attitude of preschoolers to work, and to form a wide range of knowledge about the professions and professional qualities of employees.

Key words: early vocational guidance, socialization, questionnaires, preschoolers, older preschool children, continuity.

Введение. Социально-экономическое положение региона, развитие регионального рынка труда, обеспечение занятости населения, ориентация подростков на освоение социально значимых профессий в соответствие с их интересами и возможностями [3, C. 5] - все это зависит от решения одной из важнейших социальных проблем - проблемы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста - это целенаправленный процесс по формированию у дошкольников осознанного отношения к миру профессий на основе системных знаний, включающих понимание назначения той или иной профессии, соотнесение орудий труда с профессиональной деятельностью, определение содержания труда и осознание профессионально важных качеств человека труда [5, C. 29].

Ранняя профессиональная ориентация - это система мер, направленных на выявление личностных особенностей, способностей и интересов ребенка и осуществление его сопровождения в освоении знаний о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути [6, C. 56].

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены [4, C. 745] целевые ориентиры завершающего этапа дошкольного образования, направленных на раннюю профориентацию дошкольников

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Изложение основного материала статьи. В целях повышения эффективной профориентационной работы в образовательных организациях Сургутского района был утвержден муниципальный проект, направленный на непрерывное сопровождение профессионального самоопределения детей и молодёжи. Проектом предусмотрено включение дошкольных организаций в профориентационные мероприятия, направленные на ознакомление с профессиями и профессиональными компетенциями детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Основным мероприятием для данной категории обучающихся является участие в муниципальном конкурсе «Мой профессиональный выбор - залог успеха района» в номинации «Профессии нашей семьи».

Также дошкольным образовательным организациям было необходимо внести изменения в календарный план воспитательной работы в части реализации модуля «Мир профессий», в том числе внедрение данного модуля в случае его отсутствия. Модуль «Мир профессий» должен быть размещен на сайте дошкольной образовательной организации в свободном доступе. Программа модуля должна включать в себя календарно-тематическое планирование с указанием мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся, а также ознакомление с компетенциями 10 профессий из Атласа профессий 3.0, что предусмотрено планом мероприятий муниципального проекта.

В феврале 2022 года нами был проведен мониторинг сайтов дошкольных образовательных организаций на предмет наличия данного модуля и структуры его оформления. В Сургутском районе 27 дошкольных учреждений, включая 5 филиалов. Из них всего 5 учреждений разместили информацию, удовлетворяющую требованиям. Еще пяти учреждениям департаментом образования были вынесены замечания по наполнению и оформлению модуля, а в 17 дошкольных учреждениях модуль «Мир профессий» отсутствовал.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что не все дошкольные образовательные организации оказались готовы к внедрению профориентационной работы, многие учреждения испытывают сложности организационного характера, в связи с чем, было принято решение провести анкетирование среди специалистов, курирующих вопросы профориентации обучающихся, воспитателей и родителей по вопросам ранней профориентации. В анкетировании были использованы как общие вопросы, которые касались всех категорий анкетируемых, так и специальные вопросы для каждой из категорий. Всего в опросе приняли участие 36 специалистов, курирующих вопросы профориентации обучающихся, 420 воспитателей и 1893 родителя из 13 сельских и городских поселений Сургутского района.

Каждое учреждение самостоятельно назначало ответственных за профориентационную работу в организации, в связи с этим из 27 дошкольных учреждений в анкетировании приняли участие 36 кураторов. Им было необходимо ответить на 14 вопросов, касающихся как организационного обеспечения процесса профориентации, так и касательно общей ситуации в целом.

По итогам анкетирования были получены следующие результаты. Большинство специалистов, курирующих профориентационную работу в учреждениях, считают деятельность по профориентации дошкольников важной, такой ответ выбрали 91,67% респондентов. 2,78% опрошенных считают эту работу не важной, 5,56% не хотели бы ей заниматься, но это входит в их трудовые обязанности.

Наиболее частым аргументом для ранней профориентации дошкольников респонденты выбрали «повышение интереса детей к различным профессиям» - 83,33%. В то же время причиной, почему кураторы не хотят заниматься работой по профориентации, они отмечают, что не имеют необходимой для данной работы подготовки или имеют трудности с реализацией - 38,88% и 16,66% соответственно.

Не только педагогическим работникам, но и специалистам, курирующим профориентационную работу, необходимо получение специальной подготовки с целью актуализации имеющихся знаний, ознакомления с современными формами и методами профориентационной работы для дальнейшего их применения в своем учреждении.

Наиболее эффективными формами работы специалистами, курирующими профориентационную деятельность, были выбраны «вовлечение в трудовую деятельность» - 75%, «организация игровой деятельности» - 72,22% и «экскурсии» - 58,33%.

Также 9 респондентов при ответе на следующий вопрос о наиболее значимых профориентационных мероприятиях, проведенных в организации, указали именно экскурсии (по детскому саду, на ближайшие объекты социальной сферы, виртуальные). Среди остальных ответов наиболее выделяются такие мероприятия, как игра-квест «Чем пахнут ремесла?», конкурс «Профессия моих родителей», акция «Добрые профессии», квест «Профессии Югорского края», квест «Путешествие в город мастеров» и видео-презентация «Виртуальный гость группы» о профессиях родителей.

В анкетировании воспитателей приняло участие 420 педагогов из 27 дошкольных учреждений Сургутского района. Для них было подготовлено 19 вопросов, касающихся как организационно-методического сопровождения, так и непосредственно образовательной деятельности.

75% опрошенных ответили, что являются участниками муниципального проекта и реализуют его в своих группах, а 25% воспитателей в проекте не задействованы, однако, проводят мероприятия по трудовому воспитанию в рамках воспитательного плана.

Деятельность по ранней профориентации дошкольников считают важной 93,1% респондентов, 1,9% не хотели бы этим заниматься, но это входит в их трудовые обязанности и 5% отметили, что важности в этой работе не видят.

Наиболее значимыми причинами организации ранней профориентации опрошенные воспитатели считают: повышение интереса детей к различным профессиям - 81,9%, углубление знаний детей о профессиях - 65,47%, возможность изучения особенностей своих воспитанников для дальнейшего использования этой информации в учебном процессе - 42,38%, а также 40,71% отметили, что это способствует расширению их собственного кругозора.

В качестве осложняющих работу факторов были выбраны: отсутствие необходимой подготовки - 36,19%, Трудности при реализации мероприятий - 20,24%, повышенные трудозатраты при подготовке к занятиям - 11,9%. Также 12,61% воспитателей отметили, что эта деятельность не дает ощутимых результатов.

Повышения квалификации педагогических работников по ранней профориентации дошкольников является необходимой мерой, ведь полученные знания, навыки, компетенции позволят расширить кругозор педагогических работников о важности, способах реализации ранней профориентации дошкольников в современном мире.

Касательно интереса воспитанников к знакомству с профессиями, то 82,38% педагогов считает, что интерес проявляют все обучающиеся или большинство из них. Число тех, у кого все дети в группе или большинство из них не проявляют интерес к занятиям составляет всего 5,72%.

В современном мире повышенный интерес детей к различным профессиям обусловлен их разнообразием [1, С. 12] что в свою очередь является важной составляющей разносторонней профориентационной работы, о чем свидетельствуют ответы респондентов.

При выборе методов обучения и воспитания воспитатели отдают свое предпочтение следующим: беседы - 88,57%, сюжетно-ролевые игры - 84,52%, рассматривание картин и иллюстраций - 76,66%, чтение детской художественной литературы - 75,47%, дидактические игры - 72,61%.

Также были определены формы работы с дошкольниками, которые выбирают воспитатели для организации работы по ранней профориентации [8, С. 67]. 64,04% чаще всего вовлекают дошкольников в образовательную или игровую деятельность, 55,23% вовлекают детей в трудовую деятельность, 46,19% предпочитают организовать участие детей в конкурсной деятельности. Творческие мастерские и экскурсии отметили для себя 39,52% и 36,42% соответственно.

Наиболее важной задачей профориентационной работы [7, С. 124], по мнению специалистов, курирующих профориентационную работу, является «научить вычленять труд взрослых как особую деятельность», данный вариант указали 61,11% опрошенных. Воспитателей, считающих также, оказалось меньше, всего 45,95%. Большая часть воспитателей выбрали наиболее важной для себя задачу «формировать представление о видах производственного и обслуживающего труда» - 51,19% воспитателей против 47,22% выбравших данный вариант среди кураторов. Третьей по количеству выбранных вариантов была выявлена задача «формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы» - её отметили 52,78% кураторов и 41,43% воспитателей.

Далее разберем вопрос о проблемах по реализации задач ранней профориентации. 61,11% кураторов и 60,71% воспитателей считают, что проблем в реализации данных задач не имеют, либо указывают, что проблемы оперативно решаются совместно с администрацией учреждения. Однако, среди тех, кто выбрал другой вариант ответа, на первом месте стоит проблема отсутствия заинтересованности родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста - так считают 30,56% кураторов и 20,48% воспитателей. Недостаточно владеют знаниями по данной теме 8,33% кураторов и 9,76% воспитателей. Недостаточный уровень компетентности педагогов указали 11,11% кураторов и всего 8,81% воспитателей согласны с этим утверждением.

При ответе на вопрос «Чего вам не хватает в оснащении предметно-развивающей среды для достижения целей ранней профориентации?» 19,44% специалистов, курирующих профориентационную работу, и 19,76% воспитателей считают, что оснащение предметно-развивающей среды является достаточным и каких-либо трудностей не возникает. Однако, на нехватку готовых материалов для сюжетно-ролевых игр указали 36,11% кураторов и 30,24% воспитателей. Также 28,1% воспитателей хотели бы иметь готовую подборку видео- и мультфильмов, роликов, по теме «Профессии» и 26,67% готовую подборку литературы, энциклопедий по данной теме (25% и 13,89% среди кураторов соответственно). К тому же воспитатели отмечают недостаток готовой подборки демонстрационного материала - 24,29% (кураторы - 13,89%), и готовой подборки дидактических игр для ознакомления с профессиями - 20,48% (кураторы - 8,33%). По данному вопросу мы видим, что в принципе, администрации дошкольных образовательных организаций знакомы с проблемами, с которыми встречаются воспитатели в своей работе, однако, некоторым вопросам, возможно, стоит уделить больше внимания.

О необходимости дополнительной методической литературы по проблеме ранней профориентации дошкольников заявили 52,78% специалистов, курирующих профориентационную работу и 50,48% педагогов. В свою очередь, принять участие в бесплатных семинарах/курсах по организации процесса ранней профориентации изъявили желание 91,67% кураторов и 90,95% воспитателей. Данное несоответствие в ответах может быть вызвано нежеланием респондентов изучать данное направление работы самостоятельно, а также потребностью в получении обратной связи по обучению с возможностью задать интересующие их вопросы у преподавателя.

В анкетировании родителей (законных представителей) приняло участие 1893 человека из 13 городских и сельских поселений Сургутского района.

По результатам анкетирования было выявлено, что 74,38% родителей знают, что в детском саду проводят с детьми занятия и мероприятия по профориентации, не знает об этом 16,43% респондентов, 9.19% затрудняются ответить на данный вопрос.

Чаще всего родители получали данную информацию от воспитателя (62,49%), видели материал на сайте детского сада (29,21%) или в группе «Образование Сургутского района» (9,19%). Таким образом, мы можем сделать вывод что организация взаимодействия воспитателя и родителя является неотъемлемой частью воспитательной работы в дошкольном учреждении [2, С. 951, размещение информации на сайте или в социальных сетях не считается первичным источником получения информации для родителей.

На вопрос о необходимости знакомства детей с разными профессиями в детском саду ответили «Да» 97,41% родителей и 95,40% хотели бы, чтобы воспитатели в детском саду расширяли представление ребенка о разных профессиях, что свидетельствует об их заинтересованности в разностороннем развитии детей. 93,56% самостоятельно беседуют со своим ребенком о разных профессиях, о своей профессии рассказывают 88,33% респондентов.

По мнению родителей в детском саду необходимо знакомить с самыми распространенными профессиями (доктор, водитель, учитель, пожарный, и т.д.) - 36,56%, за знакомство с современными профессиями выступили 4,65% анкетируемых, профессии будущего отметили всего 2,69%. Однако, большинство родителей считают, что детей необходимо знакомить со всеми вышеперечисленными профессиями - этот вариант выбрали 56% человек.

Далее хотелось бы вернуться к проблемам, с которыми сталкиваются кураторы и воспитатели. Напомним, что на первое место педагоги ставят проблему отсутствия заинтересованности родителей - так считают 30,56% кураторов и 20,48% воспитателей. Однако, данные мониторинга показали, что 85,74% родителей хотели бы больше узнать о вопросе ранней профориентации дошкольников и 79,03% готовы принять активное участие в профориентации ребенка. Данные результаты могут свидетельствовать об отсутствии системной работы педагогов с родителями, незнании ими реальных потребностей семей воспитанников. Следовательно, необходимо вести речь об изменении форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников в вопросах организации профориентационной работы, расширять их представления о будущем рынке труда и профессиях будущего, а для этого апробировать новые формы взаимодействия, в том числе в дистанционном формате.

Выводы. Полученные результаты исследования позволили выявить существующие проблемы организации профориентационной работы в детском саду, наметить дальнейшие пути изменения существующей ситуации.

Анализ результатов анкетирования и опыта дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что при планировании мероприятий профориентационной направленности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо сформировать четкую последовательность действий в процессе ознакомления воспитанников с профессиями, подобрать инструментарий для диагностики полученных результатов, организовать курсовую подготовку воспитателей и специалистов, курирующих профориентационную работу в учреждении, пополнить предметно-развивающую среду. При комплексной работе по этим четырем направлениям можно будет говорить об эффективности профориентационных мероприятий в дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Алябьева, Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 176 с.

2. Антонова, М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М.В. Антонова, И.В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 2. -С. 93-96.

3. Белова, Е.Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте / Е.Е. Белова, Т.Г. Ханова // Педагогический вестник. - 2020. - № 16. - С. 4-6.

4. Евдокимова, В.М. Проблема развития профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста / В.М. Евдокимова // Наука и образование: Новое время. - 2017. - № 3. - С. 744-747.

5. Иванова, Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3. - С. 38-46.

6. Михайлова, Н.Л. Сущность и типология культурных практик ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Н.Л. Михайлова, Е.Н. Швейд // Современные технологии: тенденции и перспективы развития: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 18 ноября 2021 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. - С. 55-62.

7. Нуриева, А.Р. Ранняя профориентационная работа с детьми в дошкольных образовательных организациях / А.Р. Нуриева, Р.Ф. Миннуллина, А.И. Черняховская // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№71-3. - С. 123-126.

8. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. - 2018. - №10. - С. 64-69.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент кафедры №7 Шевцова Светлана Валерьевна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации Российской Федерации (г. Москва); адъюнкт Баранюк Надежда Михайловна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации Российской Федерации (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ

УЧИЛИЩАХ

Аннотация. В статье представлены результаты диссертационного исследования - педагогические пути и условия совершенствования процесса военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах. Авторы подтверждают гипотезу исследования результатами реализации целевой педагогической программы в воспитательном процессе довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: педагогические пути, военно-патриотическое воспитание, суворовские военные училища, военно-мемуарная литература, информационно-техническое обеспечение.

Annotation. The article presents the results of the dissertation research - pedagogical ways and conditions for improving the process of military-patriotic education in Suvorov military schools. The authors confirm the hypothesis of the study by the results of the implementation of the target pedagogical program in the educational process of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.