1. Akbieva Z. S., Ternovskaya O. P., Shneider L. B. Psihologiya kar'ery i professional'no-relevantnoe povedenie specialista [Psychology of career and professional-relevant behavior of the specialist]. Moscow, Voronezh, 2008, 327 p.
2. Kamyshanov A. A., Klimova E. M. Razvitie kar'ernyh orientacij kursantov kak pokazatel' stanovleniya professionala [The development of career orientations of the cadets as an indicator of professional formation]. Scientific and Educational Problems of Civil Protection, 2016, no. 4 (31), pp. 101-106. (In Russian).
3. Shane E. Organizacionnaya kul'tura i liderstvo: Postroenie. Evoly-uciya. Sovershenstvovanie [Organizational Culture and Leadership: Construction. Evolution. Perfection]. St. Petersburg, 2002, 336 p. (In Russian).
4. Egorova U. G. Kar'ernye orientacii v studencheskom vozraste [Career orientation in student age]. Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Medicobio-logicalSciences, 2017, vol. 19, no. 6, pp. 26-30. (In Russian).
5. Kotenev I. O. Soderzhanie, formy i metody psihologicheskoj raboty s sotrudnikami organov vnutrennih del, sostoyashchimi v kadrovyh rezervah, v processe obucheniya po individual'nym programmam [The content, forms and methods of psychological work with employees of internal affairs bodies, consisting in personnel reserves, in the process of training on individual programs]. Psychological work in the system of moral and psychological support of operational and service activities of personnel: state, problems and solutions. Collection of materials of the First International Scientific-Practical Conference. Moscow, 2018, pp. 100-105. (In Russian).
УДК/UDC 37.048.45 EDN MMMAKH
Фурсова Яна Сергеевна
методист центра профориентации, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Междуреченск
Хвалевко Наталья Геннадьевна
кандидат педагогических наук, заместитель главы Междуреченского городского округа по социальным вопросам, администрация Междуреченского городского округа, г. Междуреченск
Ненилин Сергей Николаевич
начальник Муниципального казенного учреждения «Управление образованием Междуреченского городского округа», г. Междуреченск
Fursova Yana S.
Methodologist, Career Guidance Center, Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, Mezhdurechensk
Khvalevko Nataliya G.
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Mezhdurechensk City District on Social Matters, Administration of Mezhdurechensk City District, Mezhdurechensk
Nenilin Sergey N.
Head of the Municipal State Institution,
Department of Education of Mezhdurechensk City District,
Mezhdurechensk
РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ1
IMPLEMENTATION OF THE MUNICIPAL SYSTEM OF CAREER GUIDANCE FOR PRESCHOOLERS
Введение. Проблема ранней профориентации стала актуальной в последние десятилетия и все чаще рассматривается с самого первого уровня образования - дошкольного. В соответствии с требованиям ФГОС дошкольного образования при создании необходимых условий социализации дошкольников в дошкольных учреждениях специалисты знакомят с профессиями, воспитывают уважительное отно-
шение к труду, формируют элементарные трудовые навыки.
Цель статьи - теоретическое обоснование экспериментальной апробации муниципальной системы профориентации детей дошкольного возраста.
Методология. Исследование осуществлялось на базе организаций Междуреченского городского округа в статусе базовых учреждений Кузбасского
1 В статье отражены результаты работы базовых учреждений КРИРПО в г. Междуреченске по теме «Разработка и реализация системы ранней профориентации дошкольников» с 2018 по 2020 г.
регионального института развития профессионального образования (КРИРПО). В эксперименте участвовали 352 человека: от 3 дошкольных образовательных организаций и Управления муниципальным образованием. В исследовании использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, мониторинг результативности муниципальной системы профориентации дошкольников.
Результаты. Определены структурные компоненты муниципальной системы профориентации детей дошкольного возраста, осуществлен подбор критериев и показателей мониторинга результативности муниципальной системы профориентации дошкольников. По итогам мероприятий муниципальной системы профориентации дошкольников выявлена положительная динамика сформированности профессионального самоопределения дошкольников в соответствии с возрастом. Экспериментально подтверждена результативность мероприятий муниципальной системы профориентации дошкольников по критериям: планово-прогностическому, организа-ционно-деятельностному, результативно-обобщающему.
Заключение. В ходе экспериментальной деятельности базовыми учреждениями разработана и реализована муниципальная система профориентации дошкольников. Авторы отмечают, что созданные в муниципалитете организационно-педагогические условия способствовали формированию положительной динамики сформированности профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, а именно: ценностного отношения воспитанников к собственному труду и труду других людей, развитию у детей интереса к профессиям, мотивации к трудовой деятельности и конкретной профессии.
Introduction. The problem of early career guidance has become relevant in recent decades and is increasingly being considered from the very first level of education: preschool education. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of preschool education, when creating necessary conditions for the socialization of preschoolers in preschool institutions, specialists introduce them to professions, cultivate a respectful attitude to work, and help them build basic work skills. The purpose of the article is a theoretical substantiation and experimental implementation of the municipal system of career guidance for preschool children
Methodology. The study was carried out on the basis of organizations of the Mezhdurechensk urban district with the
status of basic institutions of Kuzbass Regional Institute for Vocational Education Development. 352 people participated in the experiment: they were from three preschool educational organizations and municipal Education Management establishment. The following methods were used in the study: analysis of psychological and pedagogical literature related to the problem of research, testing, monitoring the effectiveness of the municipal system of vocational guidance for preschoolers.
Results. Structural components of the municipal system of vocational guidance for preschool children have been determined; the selection of criteria and indicators for monitoring the effectiveness of the municipal system of vocational guidance for preschoolers has been accomplished. Based on the results of the implementation of measures of the municipal system of vocational guidance for preschoolers, a positive dynamic in the formation of professional self-determination of preschoolers in accordance with age has been revealed. The effectiveness of the activities of the municipal system of vocational guidance for preschoolers was experimentally confirmed according to the following criteria: planning and prediction, organization and activity, results and generalization.
Conclusion. In the course of experimental activities taking place, basic institutions have developed and implemented a municipal system of vocational guidance for preschoolers. The authors note that organizational and pedagogical conditions created in municipal organizations contributed to the formation of positive dynamics of the formation of professional self-determination for preschool children, namely: the value attitude of pupils to their own work and one of other people, the development of children's interest in professions, motivation for work and a specific profession.
Ключевые слова: профориентация, дошкольные образовательные организации, дошкольники, система профориентации, мониторинг системы профориентации.
Keywords: vocational guidance, preschool educational organizations, preschoolers, vocational guidance system, monitoring of the vocational guidance system.
Введение
Профессиональная ориентация воспитанников, обучающихся - это важная задача системы образования. В дошкольном детстве ребенок осваивает первоначальные представления социального характера. Важной составляющей социализации воспитанника является профессиональное самоопределение. Создание условий для позитивной социализа-
ции ребенка дошкольного возраста указано во ФГОС дошкольного образования [1].
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Теоретико-методологическая основа исследования базировалась на концептуальных положениях, выработанных философией, социологией, педагогикой, психологией, методологией системного подхода. В изучении данной темы мы опирались на имеющиеся работы по проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста, профориентации дошкольников.
Значение труда заключается в воспитательном воздействии на личность ребенка. Необходимость профессиональной ориентации дошкольников отмечали в своих исследованиях Е. Гинзберг, Н. Н. Захаров, Д. Сьюпер, Е. А. Климов, С. Н. Чистякова и др.
Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста, среди которых - ознакомление детей с профессиями (в соответствии с возрастными особенностями), привитие любви к трудовым усилиям, формирование интереса дошкольников к труду и элементарных трудовых умений в некоторых областях трудовой деятельности [2].
Е. А. Климов, В. А. Бодров указывают, что именно в дошкольном возрасте (от 3 до 6-8 лет) происходит активное формирование личности, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности [20].
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) [3].
М. В. Крулехт [4] и В. И. Логинова [5; 6] делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова [7], рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий, развивать ценностное отношение к труду [8].
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации выступают воспитание и инфор-
мирование [9]. Содержанием профессионального воспитания является формирование познавательного интереса к труду, трудолюбия, уважительного отношения к человеку труда и результатам его профессиональной деятельности. Содержание профессионального информирования заключается в создании информационного пространства, позволяющего ребенку освоить мир профессий во всем многообразии.
С учетом специфики дошкольного возраста оба эти процесса предполагают ведущую роль педагога, однако очень важно сохранять субъектную позицию ребенка, учитывать его опыт и интересы, ориентироваться на профессии его родителей и близкого окружения как значимых для дошкольника субъектов профессионального самоопределения [10]. Важное значение имеет включение в эту деятельность родителей [11; 12].
В период дошкольного детства у ребенка формируются конкретно-наглядные представления о профессии как основе развития дальнейшего профессионального самосознания [13; 14].
В системе образования Междуреченского городского округа уделяется должное внимание организации деятельности по ознакомлению с профессиями взрослых, приобщению к труду детей дошкольного возраста с целью реализации ФГОС дошкольного образования в направлении создания условий для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста в рамках содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Однако, в 2017 году по итогам опроса выявлено, что 80 % родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста 5-6 лет Междуреченского городского округа не рассказывали детям о своих профессиях и сфере деятельности, только около 5 % брали их с собой на работу в связи с территориальной близостью к месту проживания. Из бесед с детьми выявлено, что только половина из них могут назвать, где и кем работают их родители. Представление о занятости взрослых у детей размыто.
Значимость организации ранней профориентации воспитанников подчеркивает наличие следующих проблем:
- не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- недостаточно используются современные формы, методы ранней профориентации;
- не учитывается состояние современного регионального и муниципального рынков труда;
- недостаточная заинтересованность родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Решение вышеперечисленных проблем требовало определения сущности ранней профориентации детей дошкольного возраста, разработки и апробации муниципальной системы профориентации воспитанников ДОО, нормативной базы, обеспечивающей взаимодействие ДОО, муниципального органа управления, предприятий и организаций всех форм собственности в направлении профориентации дошкольников муниципалитета, критериев и показателей результативности апробации данной системы.
По результатам анализа состояния профориентации дошкольного образования было принято решение применения системного подхода к организации ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы [15; 16]: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин). Необходимо отметить основные принципы системного подхода, на основе которых выстроена наша система [17]: целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность.
В современных условиях изменяющегося мира и появления все новых и новых профессий актуален вопрос выработки действенной системы профориентации на уровне муниципального образования. В первую очередь необходима система дошкольной профориентации, так как в рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, а значит и первой ступенью в формировании у дошкольников положительного отношения к миру профессий, уважительного отношения к трудящемуся человеку, к результатам профессиональной деятельности [17]. Организация качественного допрофессио-нального самоопределения способствует вхождению ребенка в мир социальных отношений и становится основой развития дальнейшего профессионального самосознания [14].
Методология
Экспериментальная работа осуществлялась на базе управления образованием Междуреченского городского округа и дошкольных образовательных организаций в статусе базовых учреждений ГБУ ДПО
«КРИРПО»: МБДОУ «Детский сад № 28 «Вишенка», МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея», МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки» [20].
В исследовании приняли участие 352 человека:
- участники образовательных отношений ДОО в статусе базовых учреждений ГБУ ДПО «КРИРПО»: 63 педагогических работника, 136 родителей (законных представителей) и 149 воспитанников старшего дошкольного возраста;
- сотрудники управления муниципальным образованием - 4 человека.
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, мониторинг.
Исследование осуществлялось в четыре этапа:
- подготовительный этап: январь 2018 - август
2018 г.;
- констатирующий этап: сентябрь 2018 - декабрь
2019 г.;
- формирующий этап: январь 2019 - июнь 2020 г.;
- заключительный этап: сентябрь 2020 - декабрь
2020 г.
На подготовительном этапе изучались и анализировались психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, опыт работы по организации профессиональной ориентации в Кузбассе, в муниципалитетах и дошкольных образовательных организациях [17-20], формулировалась гипотеза, определялись цель и задачи исследования, разрабатывалась методика экспериментальной работы. Разработана и утверждена концепция ранней профориентации воспитанников ДОО Междуреченского городского округа. Определены методологические подходы к организации и внедрению ранней профориентации в практику дошкольных образовательных организаций и ключевые принципы. Описаны основные направления и способы решения задач ранней профориентационной работы с дошкольниками [18].
В концепции представлено рекомендуемое обеспечение предметно-пространственной среды в ДОО для организации ранней профориентации воспитанников.
Далее на подготовительном этапе для реализации концепции ранней профориентации воспитанников ДОО Междуреченского городского округа были созданы необходимые организационно-педагогические условия. Для изучения состояния профориента-
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения старших дошкольников
Критерий Показатель Средство измерения
Когнитивный Знания о профессиях людей Опросник детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых» (Л. В. Куцакова) [11]
Мотивационный Интерес и отношение к труду, учебной и профессиональной деятельности Диагностическая методика «Индивидуальная беседа с ребенком «Что значит трудиться» (Е. И. Радиной) [12]
Деятельностно-практический Отражение в игровой деятельности, в процессе занятий сформированных понятий о профессиях Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера) (В. П. Кондрашов) (6-7 лет) [9]
ции детей дошкольного возраста в городе и осуществления организационно-управленческого механизма была разработана и утверждена муниципальная программа профориентации детей старшего дошкольного возраста «Все работы хороши» на 2018-2020 годы. Анализ наличия условий в базовых учреждениях для работы в направлении ранней профориентации обусловил разработку дополнительных общераз-вивающих программ ранней профориентации детей дошкольного возраста: «Профиград для дошколят» (МБДОУ «Детский сад № 28 «Вишенка»), «Карусель профессий» (МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея»), «Город Мастеров» (МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки»).
Для выявления результативности реализации программ по ранней профориентации воспитанников ДОО нами в ходе констатирующего этапа определены ряд критериев на основе показателей, отражающих уровень сформированности профессионального самоопределения старших дошкольников.
Диагностика уровня сформированности профессионального самоопределения старших дошкольников проводилась в соответствии со следующими критериями:
1. Когнитивный критерий определяется информированностью воспитанников о труде людей, мире профессий, о предметах труда профессий.
2. Мотивационный критерий выражается совокупностью интереса и отношения к труду, учебной и профессиональной деятельности.
3. Деятельностный критерий отражается в игровой деятельности, когда в процессе занятий можно определить наличие у воспитанников сформированных понятий о профессиях.
Все критерии профессионального самоопределения воспитанников рассматриваются в единстве и взаимосвязи.
Результативность реализации мероприятий профессиональной ориентации старших дошкольников
определялась по итогам диагностики воспитанников на начало и конец учебного года в соответствии с вышеперечисленными критериями. В таблице 1 представлены критерии, показатели и диагностический инструментарий для выявления уровня сфор-мированности профессионального самоопределения воспитанников ДОО.
На констатирующем этапе разработали муниципальную систему профориентации детей старшего дошкольного возраста и алгоритм взаимодействия дошкольных образовательных организаций, предприятий и организаций всех форм собственности в направлении профориентации дошкольников муниципалитета, осуществлен подбор критериев и показателей результативности апробации муниципальной системы профориентации детей дошкольного возраста (далее по тексту - система).
В основе системы профориентации лежит модель, которая имеет организационную структуру, представленную на рисунке 1.
Структурные компоненты модели:
- ядро - ресурсный центр профориентации дошкольников, в который вошли базовые учреждения ДОО и управление образованием, реализующие программы профориентационной направленности;
- образовательные проекты по направлениям: «Человек - человек», «Человек - природа», «Человек - техника», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ», появившиеся в ходе реализации программ профориентационной направленности;
- непосредственные исполнители деятельности по реализации программ и проектов и сетевые партнеры;
- система отношений (включая управление и распределение ответственности).
В основе управления работой по ранней профориентации лежит организационно-управленческий механизм координационного типа.
Рис. 1. Муниципальная модель профориентации дошкольников Междуреченского городского округа
Городской межведомственный координационный совет по подготовке профессиональных кадров (далее - координационный совет) является основным регулятором организационно-управленческого механизма, который направляет и координирует профориентационную деятельность в муниципалитете в целом, включая уровень дошкольного образования. Координационный совет является постоянно действующим совещательным органом, созданным для взаимодействия всех субъектов муниципалитета по подготовке профессиональных кадров, организует взаимодействие со всеми субъектами профориента-ционной работы города, вырабатывает единые подходы к работе по профориентации в условиях моногорода.
В состав координационного совета входят: заместитель главы Междуреченского городского округа по социальным вопросам, представители органов местного самоуправления, начальник управления образованием, представители предпринимательских и финансовых кругов, средств массовой информации, общественных объединений, ассоциаций, фондов, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности.
Ядро модели представляет собой ресурсный центр профориентации дошкольников (далее -ресурсный центр) в составе дошкольных образовательных учреждений города - базовых учреждений ГБУ ДПО «КРИРПО» и управление образованием (дошкольный отдел).
Ресурсный центр выступает оператором взаимодействия различных ведомственных структур, реализует модель взаимодействия с различными образовательными учреждениями, предприятиями, социальными партнерами по ранней профориентации; разрабатывает и реализует план организационных мероприятий по профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста.
Работа по ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях города осуществляется через реализацию образовательных программ профориентационной направленности, профориента-ционные проекты и систему мероприятий в рамках плана работы по профориентации, принятого на муниципальном уровне.
Механизм реализации включает:
- выход за границы существующей системы профориентации, переход к использованию образовательных ресурсов городского округа (сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, музейных и библиотечных комплексов, ресурсов предприятий и организаций-партнеров разных форм собственности);
- реализацию открытого информационного пространства в виде сайта на базе одного из дошкольных образовательных учреждений города;
- наличие действующих ресурсно-образовательных инициативных сред в системе дошкольного образования, обеспечивающих понимание ценности обучающей развивающей среды для личностного развития;
- реализацию инфраструктурно-сетевых проектов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей, выполнение запланированных задач ранней профориентации.
Реализация согласованности действий между всеми субъектами, участвующими в организации ранней профориентации способствует достижению желаемого результата - реализация действующей системы профориентационной работы с дошкольниками в муниципальной системе образования.
Для муниципалитета, образовательных организаций важно иметь оперативную, объективную и полную информацию о состоянии профориентации, результативности сопровождения профессионального самоопределения воспитанников с целью своевременного анализа, корректировки, прогноза и методической поддержки данного процесса.
Для изучения результатов апробации муниципальной системы профориентации дошкольников использовались критерии и показатели, апробированные в работе федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся» на базе ГБУ ДПО «КРИРПО» [20]. Критерии и показатели были адаптированы коллективом базовых учреждений Междуреченского городского округа к изучению результатов деятельности муниципальной системы профориентации дошкольников.
Используются следующие критерии результативности муниципальной системы профориентации дошкольников:
1. Планово-прогностический критерий выражается в планировании работы, где необходимым условием являются наличие планов, программ по профориентации воспитанников, координационного совета по кадровой политике, договоров/соглашений о социальном партнерстве у субъектов организационной структуры и отчетной документации по реализации системы, мониторинга профориентации и др.
2. Организационно-деятельностный критерий включает количественные показатели, отражает целенаправленный и последовательный процесс реализации структуры, определяет вовлеченность и согласованность действий всех субъектов организационной структуры, направленных на сопровождение профессионального самоопределения воспитанников.
3. Результативно-обобщающий критерий подразумевает количественное подведение итогов, анализ,
коррекцию дальнейшей работы по профессиональной ориентации воспитанников.
Критерии включают качественные данные о проф-ориентационной работе, отражающие содержание, процесс, взаимоотношения участников профессиональной ориентации дошкольников, результативность их деятельности и количественные показатели, которые определяют наличие определенных видов деятельности, которые отражают содержание работы профессиональной ориентации детей дошкольного возраста и являлись основанием для проведения мониторинга результативности апробации муниципальной системы профориентации детей дошкольного возраста.
На формирующем этапе (январь 2019 - июнь 2020) апробировались модель взаимодействия ДОО, предприятий и организаций всех форм собственности в направлении ранней профориентации дошкольников муниципалитета, порядок и алгоритмы взаимодействия образовательных организаций; проведен формирующий этап эксперимента по профориентации дошкольников. В целях формирующего воздействия базовыми учреждениями разработаны и реализованы дополнительные общеразви-вающие программы ранней профориентации детей дошкольного возраста: «Профиград для дошколят» (МБДОУ «Детский сад № 28 «Вишенка»), «Карусель профессий» (МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея»), «Город Мастеров» (МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки»).
На заключительном этапе (сентябрь 2020 -декабрь 2020) проведено теоретическое обобщение результатов и уточнение выводов формирующего эксперимента, представление результатов на заседаниях ученого совета ГБУ ДПО «КРИРПО», подготовка научного отчета.
Результаты
Для определения динамики изменения уровня сформированности профессионального самоопределения старших дошкольников в ходе экспериментальной работы были проведены 2 диагностики: на констатирующем этапе (КЭ) для изучения стартовых характеристик воспитанников и на заключительном этапе (ЗЭ) после проведения мероприятий формирующего воздействия.
По итогам реализации организационно-педагогических мероприятий муниципальной системы профориентации дошкольников выявлена следующая положительная динамика по всем критериям профессионального самоопределения дошкольников: зна-
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности профессионального самоопределения старших дошкольников на констатирующем и заключительном этапах эксперимента
Показатели по уровням Когнитивный критерий Мотивационный критерий Деятельностно-практический критерий Общий результат
КЭ,% ЗЭ,% КЭ,% ЗЭ,% КЭ,% ЗЭ,% КЭ,% ЗЭ,%
Высокий уровень 10 42 12 28 18 38 13 36
Средний уровень 48 54 52 68 40 58 47 60
Низкий уровень 42 4 36 4 42 4 40 4
ния детей о профессиях людей увеличились на 38 %, низкий уровень составил 4 %; интерес и отношение к труду, учебной и профессиональной деятельности увеличились на 32 %, низкий уровень составил 4 %; отражение в игровой деятельности, в процессе занятий сформированных понятий о профессиях выросло на 38 %, низкий уровень составил 4 %.
Для изучения результатов апробации муниципальной системы профориентации дошкольников использовались критерии и показатели, апробированные в ходе федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся» на базе ГБУ ДПО «КРИРПО» [20]. Критерии и показатели результативности модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся были адаптированы коллективом базовых учреждений Междуреченского городского округа к изучению результатов деятельности муниципальной системы профориентации дошкольников.
Используются следующие критерии результативности муниципальной системы профориентации дошкольников: планово-прогностический, организационно-дея-тельностный, результативно-обобщающий.
1. Планово-прогностический критерий выражается в планировании работы, где необходимым условием являются наличие планов, программ по профориентации воспитанников ДОО, координационного совета по кадровой политике/ресурсного центра профориентации, договоров/соглашений о социальном партнерстве у субъектов организационной структуры и отчетной документации по реализации системы, мониторинга профориентации и др.
2. Организационно-деятельностный критерий включает количественные показатели, отражает
целенаправленный и последовательный процесс реализации структуры, определяет вовлеченность и согласованность действий всех субъектов организационной структуры, направленных на реализацию ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОО.
3. Результативно-обобщающий критерий подразумевает количественное подведение итогов, анализ, коррекцию дальнейшей работы по профессиональной ориентации воспитанников ДОО.
Критерии включают качественные данные о проф-ориентационной работе, отражающие содержание, процесс, взаимоотношения участников профессиональной ориентации дошкольников, результативность их деятельности и количественные показатели, которые определяют наличие определенных видов деятельности, которые отражают содержание работы по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста и являлись основанием для проведения мониторинга результативности апробации муниципальной системы профориентации детей дошкольного возраста.
Обобщенные данные по каждому критерию позволяют выявить уровень результативности реализации муниципальной системы ранней профориентации дошкольников. Определены три уровня результативности: низкий (0-6 баллов), средний (7-12 баллов), высокий (13 и более баллов).
Согласно результатам проведенного мониторинга, в базовых учреждениях на завершающем этапе эксперимента отмечен высокий уровень результативности реализации муниципальной системы ранней профориентации: МБДОУ № 28, МБДОУ № 45, МБДОУ № 54. В этих ДОО отлажено межведомственное взаимодействие образовательных организаций и предприятий, проводятся совместные мероприятия по профориентации воспитанников, педагоги активно участвуют в федеральных конкурсах, проектах, семинарах, конференциях.
В Междуреченском городском округе разработан и реализуется раздел профориентации дошкольников на мобильном портале «ДОМ: Дошкольное Образование Междуреченска» (http://dom.mkuuo.ru/) как интерактивной площадки взаимодействия всех участников дошкольного образования Междуреченского городского округа.
В муниципалитете созданы новые развивающие центры профориентирования, оснащены кабинеты ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях, разработаны и реализованы открытые образовательные проекты, в основу которых было положено межведомственное взаимодействие с 15 социальными партнерами (участвовали более 120 старших дошкольника). В сотрудничестве с учреждениями города коллективами детских садов разработаны и реализованы городские образовательные мероприятия по ранней профориентации: городская практическая конференция среди дошкольников «Мои практические результаты деятельности в области профессии», городской конкурс «Волшебный фонарик» среди театральных коллективов дошкольных образовательных учреждений, городской конкурс виртуальных экскурсий по ранней профориентации детей дошкольного возраста и др.
В Междуреченском городском округе в январе 2020 года состоялся городской конкурс для детей старшего дошкольного возраста профориентаци-онной направленности «ПрофСтарт», где воспитанники смогли соотнести свой природный и накопленный потенциалы с требованиями практической деятельности определенных сфер труда. С 2021 года Междуреченск стал опорным центром проведения чемпионата для дошкольников «ПрофиДети» в рамках Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills.
Мы считаем возможным констатировать, что на уровне муниципалитета сопровождение ранней профориентации воспитанников организовано системно, разработан и осуществляется план проф-ориентационной деятельности муниципалитета. Базовые ДОО участвуют в реализации регионального и муниципального планов по профориентации. Налажено взаимодействие с разными типами образовательных организаций и предприятиями (разработан алгоритм взаимодействия, заключены договоры о сотрудничестве и т. д.), проводятся совместные мероприятия по профориентации, назначены специалисты, ответственные за реализацию проф-ориентационной работы в ДОО, прошедшие курсы повышения квалификации по данному направлению.
Представители муниципалитета активно участвуют в региональных и федеральных конкурсах, проектах, семинарах по профориентации. В муниципалитете созданы методические разработки и рекомендации по ранней профориентации обучающихся.
Педагоги базовых учреждений активно делятся опытом на уровне муниципалитета и региона. К настоящему времени можно констатировать, что более 80 % всех дошкольных образовательных организаций Междуреченского городского округа в той или иной степени вовлечены в реализацию муниципальной системы и осуществляют профориентационную деятельность не формально, а с применением современных технологий, форм и форматов профориентации с учетом современных реалий.
Заключение
В ходе экспериментальной деятельности базовыми учреждениями разработана и апробирована муниципальная система профориентации дошкольников. Считаем возможным констатировать, что реализованная в муниципалитете система способствовала формированию положительной динамики сфор-мированности профессионального самоопределения детей дошкольного возраста. Реализованные программы профориентационной направленности способствовали развитию ценностного отношения воспитанников к собственному труду и труду других людей, развитию у детей интереса к профессиям, мотивации к трудовой деятельности и конкретной профессии.
Отработанная система ранней профориентации в городе успешно реализуется на уровне дошкольного образования, теперь положительный опыт активно диссеминируется и передается коллегам следующих уровней образования Междуреченского городского округа и Кузбасса, в первую очередь для учета преемственности.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
2. Захаров Н. Н., Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников. М. ; Ростов-на-Дону, 1999. 408 с.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.,1998. 37 с.
4. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб., 2003. 160 с.
5. Логинова В. И., Мишарина Л. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. 1978. № 10. С. 93-99.
6. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, И. Г Саморуковой. М., 1986. 256 с.
7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. М., 2019. 336 с.
8. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб., 2019. 352 с.
9. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов, 2004. 52 с.
10. Иванова Н. В., Виноградова М. А. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 38-46.
11. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М., 2013. 128 с.
12. Радина Е. И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде. М., 1994. 325 с.
13. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985. 272 с.
14. Кузовкова Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте // Казанская наука. 2013. № 8. C. 127-129.
15. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969. 48 с.
16. Фейджин Р. Е., Холл А. Д. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем : сборник переводов с польского и английского. М., 1969. С. 252-286.
17. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. М., 2014, 38 с.
18. Хвалевко Н. Г Опыт реализации муниципальной системы ранней профориентации дошкольников // Образование. Карьера. Общество. 2018. № 4 (59). С. 43-45.
19. Наумова М. В. Муниципальная система профессиональной ориентации школьников и молодежи города (на примере города Ханты-Мансийска) // Вестник Югорского государственного университета. 2017. Т. 13, № 1-1. C. 62-68.
20. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Preschool Education]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on October 17, 2013 № 1155. (In Russian).
2. Zakharov N. N., Chistyakova S. N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov [Professional orientation of schoolchildren]. Moscow, Rostov-on-Don, 1999, 408 p. (In Russian).
3. Kozlova S. A., Kulikova T. A. Doshkol'naya pedagogika [Preschool pedagogy]. Moscow, 1998, 37 p. (In Russian).
4. Krulekht M. V. Doshkol'nik i rukotvornyj mir [Preschooler and the man-made world]. St. Petersburg, 2003, 160 p. (In Russian).
5. Loginova V. I., Misharina L. A. Formirovanie predstavlenij o trude vzroslyh [Formation of ideas about the work of adults]. Preschool Education, 1978, no. 10, pp. 93-99. (In Russian).
6. Doshkol'naya pedagogika [Preschool pedagogy]. Ed. V. I. Loginova, I. G. Samorukova. Moscow, 1986, 256 p. (In Russian).
7. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovacionnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya [From birth to school. An innovative preschool education program]. Ed. N. E. Veraksy, T. S. Komarova, E. M. Dorofeeva. Moscow, 2019, 336 p. (In Russian).
8. Babaeva T. I., Gogoberidze A. G., Solntseva O. V. et al. Komplek-snaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [Complex educational program of preschool education "Childhood"]. St. Petersburg, 2019, 352 p. (In Russian).
9. Kondrashov V. P. Vvedenie doshkol'nikov v mir professij [Introduction of preschoolers into the world of professions]. Balashov, 2004, 52 p. (In Russian).
10. Ivanova N. V., Vinogradova M. A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty rannej proforientacii detej doshkol'nogo vozrasta [Theoretical and practical aspects of preschool children's early career guidance]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 3 (108), pp. 38-46. (In Russian).
11. Kutsakova L. V. Trudovoe vospitanie v detskom sadu. Sistema raboty s det'mi 3-7 let [Labor education in kindergarten. System of work with children 3-7 years old]. Moscow, 2013, 128 p. (In Russian).
12. Radina E. I. Oznakomlenie detej s trudom vzroslyh. Vospitanie doshkol'nikov v trude [Familiarization of children with the work of adults. Education of preschoolers in labor]. Moscow, 1994, 325 p. (In Russian).
13. Mukhina V. S. Detskaya psihologiya [Children's psychology]. Moscow, 1985, 272 p. (In Russian).
14. Kuzovkova Yu. S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredele-nie v doshkol'nom vozraste [The professional and personal self-determination in the preschool age]. Kazan Science, 2013, no. 8, 127-129. (In Russian.)
15. Blauberg I. V., Sadovsky V. N., Yudin E. G. Sistemnyj podhod: pred-posylki, problemy, trudnosti [Systematic approach: prerequisites, problems, difficulties]. Moscow, 1969, 48 p. (In Russian).
16. Feigin R. E., Hall A. D. Opredelenie ponyatiya sistemy [Definition of the concept of a system]. Research on general systems theory. Collection of translations from Polish and English. Moscow, 1969, pp. 252-286. (In Russian).
17. Blinov V. I., Sergeev I. S. et al. Koncepciya organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya [The concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of continuous education]. Moscow, 2014, 38 p. (In Russian).
18. Khvalevko N. G. Opyt realizacii municipal'nojsistemy rannej proforientacii doshkol'nikov [Experience in the implementation of the municipal system of early career guidance for preschoolers]. Education. Career. Society, 2018, no. 4 (59), pp. 43-45. (In Russian)
19. Naumova M. V. Municipal'naya sistema professional'noj orient-acii shkol'nikov i molodezhi goroda (na primere goroda Hanty-Mansijska) [Municipal system of professional orientation of schoolchildren and youth of the city (on the example of the city of Khanty-Mansiysk)]. Yugra State University Bulletin, 2017, vol. 13, no. 1-1, pp. 62-68. (In Russian).
20. Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004, 304 p. (In Russian.)