DOI 10.24411/1813-145X-2019-10414
УДК 373.2
Н. В. Иванова https://orcid.org/0000-0003-3012-5579 М. А. Виноградова https://orcid.org/0000-0003-2243-7820
Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста
Работа выполнена по гранту «Научно-методическое сопровождение организации образовательной деятельности в разновозрастной группе дошкольных образовательных организаций различных видов» АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», № 836 от 28.08.2018
Позитивная социализация детей дошкольного возраста связана с освоением различных сторон социальной жизни человека, одной из которых является освоение опыта трудовой деятельности. Интерес к труду, трудовые навыки закладываются в дошкольном возрасте. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых - достаточно раскрытая проблема, как в теории, так и в практике. Однако на современном этапе возникают новые факторы, влияющие как в целом на процесс трудового воспитания дошкольников, так и на их ознакомление с миром профессий как одного из направлений ранней профессиональной ориентации.
Актуализация проблемы ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста обозначила необходимость трансформации имеющихся подходов в работе с дошкольниками в этом направлении. В статье представлен анализ теоретических взглядов к раскрытию определения и содержания ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте.
В рамках экспериментальной работы определен подход к выбору диагностического инструментария по выявлению ранней профессиональной направленности у дошкольников. Проведенное исследование позволило сделать сравнительный анализ эмпирических данных по проявлению ранней профессиональной направленности у детей среднего и старшего дошкольного возраста и выделить основные преемственные линии в работе с целью развития субъектной позиции ребенка в процессе ознакомления с профессиями. В статье конкретизированы принципы, условия, содержание, формы и технологии организации ранней профессиональной направленности в дошкольной образовательной организации. При определении перечня профессий, с которыми необходимо знакомить дошкольников, выделены следующие группы: общий перечень профессий, современные профессии и профессии региона. Результатом ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста выступает целостная система, включающая в себя эмоционально положительное отношение к трудовой деятельности, широкий спектр знаний о профессиях и профессиональных качествах, а также комплекс умений, проявляющихся как в игровой, так и в посильной трудовой деятельности. Обобщение теоретических выводов и практических разработок представлено в структурно-содержательной модели профориентационной работы с дошкольниками в детском саду.
Ключевые слова: ранняя профессиональная направленность, дошкольный возраст, структурно-содержательная модель, профориентационная работа с дошкольниками.
N. V. Ivanova, M. A. Vinogradova
Theoretical and Practical Aspects of Preschool Children's Early Career Guidance
Positive socialization of preschool age children is associated with the development of various aspects of human social life, one of which is the development of work experience. Interest in work, labor skills are laid in the preschool years. Acquaintance of preschool children with the adults' work is a sufficiently disclosed problem, both in theory and in practice. However, at the present stage, new factors are emerging that affect both the whole process of pre-school child labor education and pre-school children's familiarization with the world of professions as one of the areas of early vocational guidance.
Actualization of the problem of early professional orientation of preschool age children highlighted the need to transform the existing approaches in work with preschool children in this direction. The article presents an analysis of theoretical views on the disclosure of the definition and content of early professional orientation in preschool age.
As a part of the experimental work, an approach to the choice of diagnostic tools to identify early professional orientation in preschool children was determined. The study made it possible to make a comparative analysis of empirical data on the manifestation of early professional orientation in middle and elder preschool age children and to identify the main successive lines in the work, with the aim of developing the subjective position of the child in the process of familiarization with the professions. The article specifies principles, conditions, content, forms and technologies of organizing early professional orientation in a pre-school educational organization. In determining the list of professions with which preschoolers should be introduced, the following groups of professions are identified: a general list of professions, modern professions and professions of the region. The result of the early vocational orientation of preschool age children is a holistic system that includes an emotionally positive attitude to work, a wide range of knowledge about professions and professional skills, as well as a set of skills that manifest themselves in both play and feasible work. A synthesis of theoretical conclusions and practical developments is presented in the structural and informative model of career guidance work with preschoolers in kindergarten.
Keywords: early professional orientation, preschool age, structural and informative model of vocational guidance work with preschoolers.
© Иванова Н. В., Виноградова М. А., 2019
1. Введение
Целевые установки Федерального государственного образовательного стандарта ориентированы на создание условий для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Профессиональное самоопределение является одной из важнейших составляющих процесса социализации подрастающего поколения. Дошкольный возраст - сензитивный период для формирования направленности ребенка в сфере труда человека. На основе ведущего вида деятельности - игры, и ее связи с трудовой деятельностью можно определить пространство профессиональной ориентации дошкольников, которая не только станет основой для дальнейшего профессионального определения, но и введет ребенка в мир социальных отношений. Это возможно благодаря тому, что в дошкольном возрасте происходит объединение важных составляющих «образа мира» у ребенка, а именно представлений о предметном мире, который является продуктом человеческого труда и мира человеческих взаимоотношений.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и формирования положительного отношения к труду обоснована во ФГОС дошкольного образования и включена в содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Выявление ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте необходимо для построения индивидуальных маршрутов социализации ребенка, раскрытия его потенциальных способностей и задатков, которые будут развиваться на следующих ступенях образования.
На современном этапе в ситуации быстроменяющегося спектра профессий необходимо актуализировать вопросы выбора содержания, форм, методов ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями и определить стратегии развития ранней профессиональной направленности у дошкольников.
2. Обзор литературы
Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение - это понятия, которые отражают разные стороны одного явления. Профессиональная ориентация выступает как целенаправленный процесс, результатом которого является профессиональное самоопределение, начинающееся уже в дошкольном возрасте.
Период дошкольного детства можно связать с первыми двумя этапами профессионального самоопределения, в рамках которых не происходит выбора и освоения какой-то деятельности в области той или иной профессии. Содержание данных этапов, которые часто называют «допрофессиональным самоопределением», что предполагает организацию работы по ознакомлению детей с трудом как видом деятельно-
сти, имеющим свои компоненты, развитие у ребенка внутренней готовности осознанно и самостоятельно проектировать и реализовывать свой путь профессионального становления.
На данном этапе у ребенка формируются конкретно-наглядные представления о профессии как основе развития дальнейшего профессионального самосознания. Важным на данном этапе является формирование у дошкольников положительного отношения к миру профессий, уважительного отношения к трудящемуся человеку, к результатам профессиональной деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир профессий по принципу «от близкого к далекому». Первоначально для него понятны профессии, которые он видит каждый день и результаты труда которых для него значимы (врач, водитель, воспитатель). Постепенно дошкольники осваивают представления о профессиях, отдельные области которых, например, содержание деятельности и взаимоотношения, ребенок может представить на основе наглядных образов. На данном этапе важно, чтобы впечатления, полученные как наглядно-действенным, так и наглядно-образным способом, были переведены в символическое пространство сюжетно-ролевой игры.
Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека (любого возраста) для оказания ему помощи в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути [4, 5, 9, 10, 15].
Структурные компоненты процесса профессиональной ориентации составляют единый цикличный процесс и включают
- диагностический компонент, предполагающий оценку индивидуальных способностей и направленности познавательных интересов ребенка;
- информационный компонент, предполагающий организацию целенаправленной работы по формированию у детей системы знаний о профессиях и ценностного отношения к труду, миру профессий и трудящемуся человеку;
- консультационный этап, предполагающий сопровождение ребенка в процессе освоения мира профессий.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации выступают воспитание и информирование. Формирование познавательного интереса к труду, трудолюбия, уважительного отношения к человеку труда и результатам его профессиональной деятельности является содержанием профес-
сионального воспитания. Создание информационного пространства, позволяющего ребенку освоить мир профессий во всем многообразии, определяет содержание профессионального информирования.
С учетом специфики дошкольного возраста оба эти процесса предполагают ведущую роль педагога, однако, очень важно сохранять субъектную позицию ребенка, учитывать его опыт и интересы, ориентироваться на профессии его родителей и близкого окружения как значимых для дошкольника субъектов профессионального самоопределения. Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста выступают составляющими ранней профориентации, цель которой - допрофессиональное самоопределение дошкольников [22, 23]. При этом очень важно вовлекать в этот процесс родителей.
Таким образом, ранняя профориентация в дошкольном возрасте направлена на создание условий для реализации детьми своих интересов и возможностей в доступных видах деятельности, что позволит на следующих возрастных этапах анализировать разные сферы профессиональной деятельности человека, более осознанно и уверенно чувствовать себя в выборе профессии.
В сфере отечественного дошкольного образования представлены теоретические и прикладные аспекты проблемы трудового воспитания и организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, определены особенности детского труда, разработаны и описаны технологии приобщения дошкольников к труду:
- технология формирования активности дошкольников в трудовой деятельности;
- технология интеграции «я» ребенка в реальные трудовые взаимоотношения;
- технология индивидуализации дошкольников в трудовой деятельности;
- технология организации досуговой деятельности дошкольников в процессе организации разных видов детского труда и др.) [3, 5, 6, 7, 9, 16, 18, 19, 21, 24, 25].
Психологические основы развития трудовой деятельности детей представлены работами Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н. А. Коротковой, В. С. Мухиной, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина и др. Общий вывод психологических исследований говорит о том, что в дошкольном возрасте еще невозможно говорить о полноценной трудовой деятельности, так как дошкольник не может получить общественно значимых и полезных продуктов труда.
Сравнительный анализ задач трудового воспитания дошкольников, представленный в трудах отечественных ученых в области дошкольного воспитания, позво-
ляет сделать вывод о том, что неотъемлемой частью трудового воспитания в дошкольном возрасте является ознакомление с трудом взрослых.
М. В. Крулехт и В. И. Логинова [8, 17] делают акцент на формировании представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова [12] делают акцент на знакомстве с человеком труда, включая компонент отношения к трудовой деятельности, а также формирования представлений о социальной значимости разных профессий (педагог - учит, повар - готовит, водитель -подвозит пассажиров). Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова подчеркивают региональную составляющую при выборе перечня профессий, с которыми необходимо знакомить ребенка.
Во многих современных исследованиях указывается на необходимость модернизации традиционных подходов к проблеме трудового воспитания, обусловленную, во-первых, возрастающей степенью технологизации всех сфер человеческой деятельности, а во-вторых, особенностями экономического развития и их влиянием на социальную составляющую жизнедеятельности человека [1, 2, 3, 13, 14, 25].
На современном этапе педагогический тезаурус пополнился таким понятием в области социализации и нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения, как «ранняя профориентация дошкольников».
М. В. Антонова, И. В. Гришняева, Л. П. Карпушина подчеркивают значимость ранней профориентации дошкольников для социализации, а также формирования социально значимых качеств.
Социальная адаптивность, сформированность таких социально-важных качеств, как ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, выступают результатом ранней профессиональной ориентации и обуславливают успешность социальной деятельности человека в дальнейшем [2, 4, 5, 11].
Н. Н. Захаров определяет цель ранней профессиональной ориентации ребенка через формирование у него эмоционально положительного отношения к миру профессий и создание условий для актуализации субъектного опыта ребенка, развитие его способностей в доступных для него видах деятельности. В связи с этим к задачам ранней профессиональной ориентации он относит ознакомление детей с профессиями в соответствии с возможностями возраста, развитие у дошкольников положительной мотивации к трудовой деятельности и желания прилагать усилия в преодолении трудностей, формирование познавательного интереса к трудовой деятельности и,
конечно, развитие элементарных трудовых умений в разных видах детского руда [10].
Н. Н. Колмогорцева акцентирует внимание на необходимости формирования представлений о личностных чертах человека как «ориентировочной основы», что выступает доминирующим фактором выбора профессии [13].
В контексте дошкольного образования данная идея трансформируется в целенаправленную и содержательную работу по формированию позитивного образа профессионала (стереотипа, профессионального типажа) и эмоционально позитивного отношения к нему.
Таким образом, дошкольный возраст связан формированием когнитивного процесса ранней профессиональной ориентации и предполагает целостную, системную и целенаправленную работу по формированию у детей целостной картины мира, включающей представления о себе и своей деятельности, о других людях и мире профессий (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) [13].
Безусловно, к концу дошкольного возраста ребенок еще не способен осуществить осознанный выбор будущей профессии, однако сформировнность системы знаний о профессиях, базирующаяся на устойчивом познавательном интересе к профессиональному миру, станет основой для дальнейшего профессионального самоопределения.
3. Методы исследования
Для выявления особенностей проявления ранней профессиональной направленности было проведено микроисследование с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Диагностическая программа включала следующие методы: Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых»; Рисуночный тест на определение первичной профнаправленности, наблюдение за профессиональными предпочтениями детей в сюжетно-ролевой игре. В эксперименте участвовали 40 детей среднего и 40 детей старшего дошкольного возраста.
4. Результаты и дискуссия
Беседа с детьми среднего дошкольного возраста по диагностической методике Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых» позволила определить следующие особенности:
- Ориентированность на ближний круг профессий. Большинство детей называли самые простые и распространенные профессии, доступные для непосредственного восприятия: педагог, врач, кассир, продавец.
- Однонаправленность названных профессий. Дети не называли профессий, связанных
с профессиональной деятельностью в сельском хозяйстве, сфере обслуживания и производства.
- Ориентированность на профессии родителей. Первоначально большинство детей называли их профессии.
- Отсутствие целостности представлений о профессиях. Дети испытывали затруднения при конкретизации орудий труда. Некоторые дети смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с рассказать о сопутствующих им орудиях; 35 % детей затруднились назвать результат труда; у 42 % детей возникли сложности при обозначении личностных качеств, необходимых для той или иной профессии.
Результат беседы с детьми старшего дошкольного возраста по этой же методике показал, что у детей сформированы системные знания о труде взрослых: дошкольники назвали не только профессии ближайшего окружения, но и редко встречаемые для ребенка профессии (электрик, инженер, архитектор). При этом дети не только перечислили большее количество профессий, но и конкретизировали орудия труда, назначение профессии, результат трудовой деятельности. Следует отметить, что данные профессии не являются профессиями родителей опрашиваемых дошкольников. Однако 21 % детей затруднились назвать значимые пропессиональные качества.
Кроме того, чаще дошкольники интересуются процессом трудовой деятельности и ее социальной значимостью для общества.
Сравнительный анализ количественных показателей названных профессий и частота повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста позволяет сделать следующие выводы:
- в среднем дошкольном возрасте дети называют меньшее число профессий, чем в старшем;
- девочки обеих групп назвали в среднем больше профессий, чем мальчики;
- упоминание таких профессий, как врач, продавец, кассир, повар, часто встречается у детей обеих групп;
- в старшем возрасте дети назвали больше профессий современного мира, чем дети средней группы.
Таким образом, полученные результаты беседы с детьми среднего и старшего возраста показали, что в возрасте 4-5 лет было названо немного профессий, в старшем возрасте дети имеют более широкие представления о мире профессий. Ответы о процессе работы и орудиях труда у детей обеих групп не всегда полные. Наибольшие затруднения у детей обеих групп вызвал вопрос о качествах, необходимых для той или иной профессии. Дети среднего дошкольного возраста чаще соотносят профессию с конкретным человеком, в частности с родителем, в старшем возрасте называют
профессии разных сфер деятельности, не всегда находящихся в непосредственном восприятии ребенка.
Для комплексной оценки полученных результатов также был проведен рисуночный тест на определение первичной профнаправленности. Детям предлагалось нарисовать на листе бумаге свою будущую профессию.
Анализ данных показал, что в среднем возрасте 43 % детей нарисовали свою будущую профессию такой же, как у одного из родителей; в старшем - 6 %; 21 % детей среднего возраста представили себя «мамой», «принцессой», «роботом», то есть дети не соотнесли себя с профессиональной деятельностью, не проявили интереса и осознанности при выполнении задания. В старшем возрасте все дети нарисовали себя с профессиональной точки зрения, то есть имеют представления о труде взрослых и соотносят себя с ними. Дети старшего возраста проявляют больше сознательности при выборе профессии, выделяют ее существенные признаки, имеют представление о трудовом процессе выбранной профессии, в сравнении с детьми среднего возраста.
Следующий этап диагностики был связан с организацией наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре.
Результаты наблюдения показали, что в среднем и старшем дошкольном возрасте дети часто в течение дня играют в сюжетно-ролевые игры в ходе самостоятельной деятельности, но игры детей старшего возраста разнообразнее по содержанию, они берут на себя роли из разных профессий и проигрывают основное содержание игры в соответствии с выбранной профессией.
Выбор роли детьми среднего дошкольного возраста часто обусловлен атрибутикой: например, белый халат позволяет ребенку первоначально включиться в сюжет «больница» и, не закончив сюжетную линию, перейти в игровое взаимодействие по сюжету «кафе». То есть ребенок не соотнес свое поведение с исполняемой ролью.
Часто в среднем возрасте при выборе роли дети ориентируются на сверстника, особенного близкого в системе межличностных отношений, и предпочитают такую же роль.
Дети не в полной мере проявляют знания об орудиях труда той профессии, которую отражают в сюжетно-ролевой игре. При этом следует отметить: если ребенок среднего возраста принят в игровое сообщество старших дошкольников, он подражает их игровым действиям, что способствует развитию игровых умений и представлений о труде взрослых.
Дети старшего дошкольного возраста более сознательно подходят к выбору роли в игре, готовят атрибуты, исполняют роль в соответствии с поведением чело-
века данной профессии, но ролевая речь не всегда развернута, хотя и соответствует содержанию игры. Это может быть связано с тем, что в окружающей действительности, которая является основой содержания и ролевых диалогов, ребенок не слышит развернутой ролевой речи (например, в супермаркете, где возможно полное самообслуживание или при онлайн-покупке с доставкой курьером), что ограничивает социально-ролевое взаимодействие и коммуникацию.
Дети старшего дошкольного возраста, безусловно, предпочитают главные роли, но для сохранения игры готовы выступать на второстепенных позициях. При этом выбранную роль сохраняют на протяжении всей игры, она же определяет поведение ребенка в игре. Дети среднего дошкольного возраста принимают второстепенные роли, могут переключаться на другие роли.
Таким образом, результаты диагностики детей, наблюдения за ними в ходе игровой деятельности показали, что дети проявляют достаточный интерес к миру профессий. Понимают, что любая деятельность человека имеет результат, но не всегда его определяют. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей зависит от возраста.
В среднем возрасте преобладают профессии ближайшего окружения, а в старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать разнообразные профессии, в том числе на основе образного восприятия.
Современная действительность диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: эколог, программист, визажист, журналист, дизайнер, архитектор и др.
Полученные результаты исследования позволили выделить принципы, условия, формы и алгоритм работы по формированию у детей представлений о труде взрослых на современном этапе.
Обозначим принципы ранней профориентации дошкольников:
- личностно-ориентированное взаимодействие, связанное с учетом интереса ребенка к той или иной профессии, а также его индивидуально-личностных проявлениях в разных видах деятельности;
- доступность знаний (особенно это касается сложных для понимания ребенком профессий, таких как менеджер, менчендайзер и т. п.);
- диалогичность процесса (организация совместной трудовой деятельности, приглашение людей определенной профессии для общения с детьми);
- активное включение детей в деятельность (не только в трудовую, но и в игровую, которая позволяет детям проявить свою первоначальную профессиональную направленность);
- рефлексивность для формирования у ребенка субъектной позиции через первоначальное осознание мотивации собственной трудовой деятельности, а в дальнейшем освоение системы знаний о профессиях и развитие личностных качеств ребенка;
- принцип регионального компонента направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Условия ранней профориентации дошкольников включают
- построение развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на формирование у ребенка актуальных знаний в развитии современной технической, исследовательской проектной и конструкторской деятельности;
- организация пространства, инициирующего трудовую деятельность детей и поддерживающего их самостоятельность и активность в разных видах труда и разных формах продуктивной деятельности;
- использование активных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профессиональной ориентации дошкольников;
- организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций с образовательными центрами, предприятиями и другими заинтересованными партнерами;
- интегративность образовательных областей ФГОС ДО при планировании содержания работы по ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте.
Анализ научной литературы и опыта дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что необходима определенная логика в процессе ознакомления дошкольников с доступными профессиями по принципу от близкого к далекому.
При определении содержания профориентационной работы в дошкольном возрасте педагог должен ориентироваться на возрастные особенности детей, требования ФГОС и учитывать субъектный опыт ребенка (региональный аспект).
Принимая во внимание данные положения, отмечаем, что процесс ранней профориентации обязательно включает в себя освоение детьми дошкольного возраста разных видов деятельности:
- игровую деятельность как ведущий вид деятельности (она позволяет поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка в процессе проявления ранней профессиональной направленности);
- продуктивные виды детальности (способствуют формированию эмоционального компонента ранней профессиональной направленности);
- познавательная и исследовательская деятельность (например, опытно-экспериментальная и проектная деятельность в дошкольной образовательной организации) [3, 16].
Вышеперечисленные виды деятельности позволяют сформировать у детей знания в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Кроме того, развивается субъектная позиция ребенка в процессе приобщение к профессиям («проживание» профессии в игре, рисовании, конструировании и др.). В условиях группы использование данных видов деятельности позволит реализовать технологии коллективных способов обучения и будет способствовать «взаимообогащению» опытом детей разного возраста в процессе ранней профориентации.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными именно в реализации профориентаци-онного направления являются следующие технологии:
1. Технология проектной деятельности.
2. Технология исследовательской деятельности. Можно использовать следующие типы исследования:
- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений в процессе представления технологии изготовления продуктов производства, технологии выполнения профессиональных обязанностей представителями различных профессий;
- коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений, которые могут способствовать пониманию сущности каждой отдельно взятой профессии.
3. Педагогическая технология организации сюжет-но-ролевых игр.
4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Королупова и др.).
5. Информационно-коммуникационные технологии. Например, виртуальные экскурсии.
Для стимулирования активности ребенка в сфере выбора направления будущей профессиональной деятельности можно использовать
- мультимедийные презентации, раскрывающие содержание профессий, трудовые функции, орудия труда;
- виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников).
Можно использовать медиабиблеотеку (медиаре-сурсы библиотеки - изображений, презентаций, аудио-и видеофайлов), что будет способствовать эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности детей и позволит включить дошкольников
в «живой» процесс знакомства с профессиями.
Многие исследователи отмечают высокую эффективность таких технологических приемов, как алгоритм наблюдения за трудом взрослых, выдвижение гипотезы - что произойдет, если той или иной профессии не будет?
5. Заключение
Проведенное исследование позволило выделить особенности проявления ранней профессиональной направленности у детей дошкольного возраста и разработать обобщенный подход профориентацион-ной работы с дошкольниками ДОО.
Определение
Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста - это целенаправленный процесс по формированию у дошкольников осознанного отношения к миру профессий на основе системных знаний, включающих понимание назначения той или иной профессии, соотнесение орудий труда с профессиональной деятельностью, определение содержания труда и осознание профессионально важных качеств человека труда. Ранняя профессиональная ориентация - это система мер, направленных на выявление личностных особенностей, способностей и интересов ребенка и осуществление сопровождения в освоении знаний о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути. Результатом ранней профессиональной работы является первоначальная профессиональная направленность.
Компоненты
- Диагностический (выявление у детей дошкольного возраста уровня представлений о профессиях в соответствии с возрастом, направленности познавательных интересов дошкольника)
- Информационный (формирование у детей представлений о профессиях на основе системного и деятельностного подходов)
- Консультационный (в дошкольном возрасте реализуется частично и связан с выявлением индивидуальных особенностей ребенка, которые могут служить основанием для профессиональной ориентации и сопровождением ребенка в процессе освоения мира профессий).
Направления
- Профессиональное воспитание, в дошкольном возрасте - трудовое воспитание.
- Профессиональное информирование, в дошкольном возрасте - ознакомление с трудом взрослых.
Задачи
- обогащать и актуализировать представления детей о профессиональной деятельности человека (общие профессии и профессии региона), воспитывать интерес к промышленным (аграрным и иным) предприятиям родного города (населенного пункта);
- формировать положительное отношение к профессиональной деятельности человека и результатам его труда;
- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- развивать у детей умение проявлять в разных видах деятельности представления о профессиях (общие профессии и профессии региона);
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
Содержание
Перечень профессий, с которыми знакомят детей дошкольного возраста в разновозрастной группе:
- Общий перечень профессий.
- Современные профессии.
- Профессии региона.
Технологии
1. Технология проектной деятельности.
2. Технология исследовательской деятельности.
3. Педагогическая технология организации сюжет-но-ролевых игр.
4. Технология интегрированного обучения.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
Результаты
Отношение
Эмоционально положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом и результатам труда.
Знания
- назначение труда в жизни человека;
- разнообразие техники и материалов в трудовой деятельности взрослых и их назначения;
- профессии разных сфер экономики;
- существенные признаки профессий;
- профессионально важные качества представителей разных профессий;
- структура трудового процесса (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат).
Деятельность
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- принимает посильное участие в трудовой деятельности взрослых;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Библиографический список
1. Антонова, М. В. Организация процесса психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] / М. В. Антонова // Педагогическая наука и образование. -2016. - Т. 8. - № 2. - С. 29-39.
2. Антонова, М. В. Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 2. - С. 93-96.
3. Антонова, М. В. Региональный технопарк: профессиональная ориентация с детьми младшего возраста [Электронный ресурс] / М. В. Антонова // Платформа-навигатор развитие карьеры. - URL: http://platforma-navigator.ru/2018/09/30/regionalnyj-tehnopark-professionalnaja-orientacija-s-detmi-mladshego-vozrasta/ (дата обращения 18.03.2019г.)
4. Баранов, А. А. Формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослым [Текст] /
A. А. Баранов, А. Р. Елганов // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2(22). - С. 7-9.
5. Баранова, Н. А., Гугуман, Т. В., Попова, В. Ф., Рома-ненко, О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 731-734.
6. Буре, Р. С., Михайленко, Н. Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) [Текст] / Р. С. Буре, Н. Я. Михайленко. - М., 1998. - 254 с.
7. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 136 с.
8. Дошкольная педагогика [Текст] / Т. Н. Доронова : в 2-х ч. / под ред. В. И. Логиновой, И. Г. Саморуковой. -Т. 2. - М., 1986. - 256 с.
9. Залялилева, Д. Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе [Текст] / Д. Р. Залялилева, Л. И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2015. - № 5. -С. 18-19.
10.Захаров, Н. Н., Симоненко, В. Д. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н. Захаров,
B. Д. Симоненнко. - M. : Просвещение, 1989. - 192 с.
11.Карпушина, Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Л. П. Карпушина, Н. Ф. Пупкова // Гуманитарные науки и образование. -2016. - № 1(25). - С. 42-46.
12.Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - M. : Академия, 1998. - 37 с.
13.Колмогорцева, Н. Н., Володина, К. А. Соотношение понятий «образ мира», «профессиональная составляющая образа мира» и «образ профессии» [Текст] /
Н. Н. Колмогорцева, К. А. Володина // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 3(11). - С. 86-93.
14.Коломийченко, Л. В. Организация сетевого взаимодействия педагогических инициатив в социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко // Сибирский педагогический журнал. -2010. - № 9. - С. 179-186.
15.Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] / В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. - URL: http://eduidea.ru/file/document/521 (Дата обращения: 17.02.2018 г.)
16.Костикова, Д. А. Понятие опыта трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д. А. Костикова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-5. - С. 137-145.
17.Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М. В. Крулехт. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. -160 с.
18.Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] / Н. П. Кабайчук // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь : Меркурий, 2015. - 144 с.
19.Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет [Текст] / Л. В. Куцакова. -М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 128 с.
20.Профессиональная педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В. И. Блинова : в 2 ч. - M. : Изд-во Юрайт, 2017. - Ч. 1. - 374 с.; Ч. 2. - 350 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : письма и приказы Минобрнауки. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
22.Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект [Текст] / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. - 2015 - № 6. -С. 2-7.
23.Чистякова, С. Н. Оценка состояния и перспективы развития профессионального самоопределения как важнейшая составляющая воспитания и обучения подрастающего поколения в современных условиях [Текст] / С. Н. Чистякова // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2016. - № 11. - С. 22-25.
24.Чистякова, С. Н., Родичев, Н. Ф. О готовности учителя к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях [Текст] / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2(22). - С. 15-18.
25.Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М. : Гном, 2013. - 96 с.
Reference List
1. Antonova, M. V. Organizacija processa psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoo-predelenija obuchajushhihsja cherez prizmu professional'nogo standarta pedagoga = The organization of process of psychology and pedagogical support of students' professional self-determination o f through a prism of the teacher professional standard [Jelektronnyj resurs] / M. V. Antonova // Pedagog-icheskaja nauka i obrazovanie. - 2016. - T. 8. - № 2. - S. 29-39.
2. Antonova, M. V. Grishnjaeva, I. V. Rannjaja profori-entacija kak jelement social'no-kommunikativnogo i pozna-vatel'nogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta = Early career guidance as an element of social and communicative and in-
formative development of preschool age children [Tekst] / M. V. Antonova, I. V. Grishnjaeva // Sovremennye naukoemkie tehnologii. - 2017. - № 2. - S. 93-96.
3. Antonova, M. V. Regional'nyj tehnopark: professional'na-ja orientacija s det'mi mladshego vozrasta = Regional science and technology park: vocational guidance with younger age children [Jelektronnyj resurs] / M. V. Antonova // Platforma-navigator razvitie kar'ery. - URL: http://platforma-navigator.ru/2018/09/30/regionalnyj-tehnopark-professionalnaja-orientacija-s-detmi-mladshego-vozrasta/ (data obrashhenija 18.03.2019g.)
4. Baranov, A. A. Formirovanie navykov social'no bezopas-nogo povedenija u starshih doshkol'nikov v processe sovmestnoj dejatel'nosti so vzroslym = Formation of social and safe behavior skills at the senior preschool children in the course of joint activity with the adult [Tekst] / A. A. Baranov, A. R. Elganov // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2015. - № 2(22). - S. 7-9.
5. Baranova, N. A., Guguman, T. V., Popova, V. F., Roma-nenko, O. G. Znakomstvo doshkol'nikov s professional'noj deja-tel'nost'ju vzroslyh = Introduction of preschool children to adults' professional activity [Tekst] / N. A. Baranova, T. V. Guguman, V. F. Popova, O. G. Romanenko // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 7. - S. 731-734.
6. Bure, R. S., Mihajlenko, N. Ja. Vospitanie detej v dosh-kol'nyh uchrezhdenijah sela (v uslovijah raznovozrastnoj grup-py) = Education of children in rural preschool institutions (in conditions of the uneven-age group) [Tekst] / R. S. Bure, N. Ja. Mihajlenko. - M., 1998. - 254 s.
7. Bure, R. S. Doshkol'nik i trud. Teorija i metodika tru-dovogo vospitanija = Preschool child and work. Theory and technique of labor education [Tekst] / R. S. Bure. - M. : Mozai-ka-Sintez, 2012. - 136 s.
8. Doshkol'naja pedagogika = Pre-school pedagogy [Tekst] / T. N. Doronova : v 2 h ch. / pod red. V. I. Loginovoj, I. G. Samorukovoj. - T. 2. - M., 1986. - 256 s.
9. Zaljalileva, D. R. Realizacija proforientacionnoj pro-grammy v detskom sadu kak pervaja stupen' k opredeleniju svoego mesta v sovremennom obshhestve = Implementation of the professional orientation program in kindergarten as the first step to define the place in modern society [Tekst] / D. R. Zaljalileva, L. I. Shafikova // Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. - 2015. - № 5. - S. 18-19.
10.Zaharov, N. N., Simonenko, V. D. Professional'naja orientacija shkol'nikov = Vocational guidance of school students [Tekst] / N. N. Zaharov, V. D. Simonennko. - M. : Prosvesh-henie, 1989. - 192 s.
11.Karpushina, L. P. Formirovanie social'no znachimyh kachestv u mladshih shkol'nikov kak psihologo-pedagogicheskaja problema = Formation of younger school students' socially important qualities as a psychology and pedagogical problem [Tekst] / L. P. Karpushina, N. F. Pupkova // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2016. - № 1(25). -S. 42-46.
12.Kozlova, S. A., Kulikova, T. A. Doshkol'naja pedagogi-ka = Pre-school pedagogy [Tekst] / S. A. Kozlova, T. A. Kulikova. - M. : Akademija, 1998. - 37 s.
13.Kolmogorceva, N. N., Volodina, K. A. Sootnoshenie ponjatij «obraz mira», «professional'naja sostavljajushhaja obra-za mira» i «obraz professii» = Ratio of the concepts «image of the world», «professional component of the world image» and «image of profession» [Tekst] / N. N. Kolmogorceva, K. A. Volodina // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. - 2012. - № 3(11). - S. 86-93.
14.Kolomijchenko, L. V. Organizacija setevogo vzai-modejstvija pedagogicheskih iniciativ v social'nom razvitii i
vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta = The organization of network interaction of pedagogical initiatives in social development and education of preschool children age [Tekst] / L. V. Kolomijchenko // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2010. - № 9. - S. 179-186.
15.Koncepcija soprovozhdenija professional'nogo samoo-predelenija obuchajushhihsja v uslovijah nepreryvnosti obra-zovanija = The concept of students' professional self-determination support in the conditions of education continuity [Jelektronnyj resurs] / V. I. Blinov, I. S. Sergeev i dr. - URL: http://eduidea.ru/file/document/521 (Data obrashhenija: 17.02.2018 g.)
16.Kostikova, D. A. Ponjatie opyta trudovoj dejatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta = Concept of advanced preschool age children's work experience [Tekst] / D. A. Kostikova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. - 2017. - № 55-5. - S. 137-145.
17.Kruleht, M. V. Doshkol'nik i rukotvornyj mir = Preschool child and man-made world [Tekst] / M. V. Kruleht. - SPb. : DETSTVO-PRESS, 2003. - 160 s.
18.Kubajchuk, N. P. Voprosy rannej proforientacii detej doshkol'nogo vozrasta = Questions of early career guidance of preschool age children [Tekst] / N. P. Kabajchuk // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija : materialy = VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2015 g.). - Perm' : Merkurij, 2015. - 144 s.
19.Kucakova, L. V. Trudovoe vospitanie v detskom sadu. Sistema raboty s det'mi 3-7 let = Labor education in kindergarten. System of work with 3-7 year old children [Tekst] / L. V. Kucakova. - M. : Mozaika-Sintez, 2013. - 128 s.
20.Professional'naja pedagogika = Professional pedagogics [Tekst] : ucheb. posobie dlja vuzov / pod obshh. red. V. I. Blinova : v 2 ch. - M. : Jurajt, 2017. - Ch. 1. - 374 s.; Ch. 2. - 350 s.
21.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija = Federal state educational standard of preschool education [Tekst] : pis'ma i prikazy Minobrnauki. -M. : TC Sfera, 2015. - 96 s.
22.Chistjakova, S. N. Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt = Professional self-determination: a modern aspect [Tekst] / S. N. Chistjakova // Professional'noe obrazovanie. Stolica. - 2015 - № 6. - S. 2-7.
23.Chistjakova, S. N. Ocenka sostojanija i perspektivy razvitija professional'nogo samoopredelenija kak vazhnejshaja sostavljajushhaja vospitanija i obuchenija podrastajushhego pokolenija v sovremennyh uslovijah = Assessment of a state and the prospect of professional self-determination development as the most important component of education and training of younger generation in modern conditions [Tekst] / S. N. Chistjakova // Prilozhenie k zhurnalu «Professional'noe obrazovanie. Stolica». - 2016. - № 11. - S. 22-25.
24.Chistjakova, S. N., Rodichev, N. F. O gotovnosti uchitelja k resheniju problem professional'nogo samoopredeleni-ja obuchajushhihsja v sovremennyh uslovijah = About readiness of the teacher for the solution of problems of students' professional self-determination in modern conditions [Tekst] / S. N. Chistjakova, N. F. Rodichev // Professional'noe obra-zovanie v Rossii i za rubezhom. - 2016. - № 2(22). - S. 15-18.
25.Shorygina, T. A. Professii. Kakie oni? Kniga dlja vospi-tatelej, guvernerov i roditelej = Professions. What are they? The book for tutors, family tutors and parents [Tekst] / T. A. Shorygina. - M. : Gnom, 2013. - 96 s.