создания проекта, отталкиваясь от запросов детей; уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей; объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
Таким образом, как один из педагогических методов метод проектов основывается на интересах детей, способствует формированию самостоятельности, развитию творческих и интеллектуальных и других способностей ребенка. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варенцова, Н.С. Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности /
Н.С. Варенцова // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2011. - № 5. - С. 38-41.
2. Веракса, Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2008. - № 2.
3. Рюмина, Ю.Н. Основы социального проектирования : учеб. пособие / Ю.Н. Рюмина. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - 182.
УДК 373.21
Е.А. Шанц, г. Сургут
Роль игровой деятельности в ознакомлении дошкольников с
трудом взрослых
В статье обосновывается проблема ранней профилизации детей дошкольного возраста; раскрывается роль сюжетно-ролевой игры при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.
Профилизация, профессиональное самоопределение, профориентация, труд взрослых, игра, сюжетно-ролевая игра.
E.A. Schantz, Surgut
Role plays activities to familiarize preschoolers with the adults
The article explains the problem of early specialization of children ofpreschool age; the role ofpretend play when reading with preschoolers with adults.
Keywords: Specialization, professional self-determination, career guidance, adults, game, role-playing
game.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте [1].
Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования, однако к этому необходимо готовить уже со старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что профессиональное самоопределение
тесно сплочено с развитием личности на всех возрастных этапах, и именно данные возрастные периоды можно рассматривать как подготовительные, закладывающие основы для профессионального самоопределения в будущем. И от того, насколько взвешено и последовательно ведется работа по профориентации детей, зависит, будут ли они испытывать трудности при выборе профессии в будущем.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение представлений дошкольников об окружающем мире, открытие своего «Я». Чем раньше происходит знакомство с различными видами человеческой деятельности, тем шире становится общий кругозор ребенка, а так же, что особенно важно, открываются возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей (А.И. Кочетов).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин,
B.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд - это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд - не самоцель, а его значение - в воспитательном воздействии на личность ребенка.
О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская,
C.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми [2]. Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с
другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:
- получение сведений о профессиях от родителей;
- от воспитателей детского сада;
- от сверстников и детей более старшего возраста;
- из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т.д.) [3].
Воспитателю необходимо создать такие условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий на профессиональном поприще.
Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, целенаправленный процесс социализации ребенка дошкольного возраста в окружающем мире.
Организуя работу по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, педагог должен учитывать особенности сведений о труде взрослых, которые дают возможность формировать представления о трудовой деятельности (см. схему 1).
Схема 1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ
Конкретные сведения
Трудовые действия и трудовые процессы Материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов Конечные результаты труда Отношение человека к труду Качество действий человека Характер взаимоотношений людей в труде
Обобщены ле сведения
Значение труда каждого человека
Свобода выбора профессии
и работы, возможность проявить свои творческие способности
Почетность и важность любой работы и профессии
I
Общие сведения
Труд как основа жизни людей Труд как основа развития страны Труд как основа благосостояния каждого человека и общества в целом Труд как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации
В профессиональном самоопределении развиваются представления о себе, своих качествах и возможностях, мире профессий, формируется понимание важности трудовой деятельности, а также уважительное отношение к труду взрослых. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры - подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее - с формированием у ребенка определенных личностных качеств. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее, и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям.
Во второй младшей группе продолжается развитие игр, связанных с трудовой деятельностью с отражением жизни и деятельности людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур-стетоскоп у «врача» для прослушивания больного, но он может быть и телефоном. Развивая у детей интерес к труду взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, дорожки на участке расчищены.
Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. В этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр: напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений, например, субординационных. Здесь
впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога - вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.
В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.
Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамовских, Н.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Концепт. - 2015. - Спецвып. № 17. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2015/75230.htm.
2. Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учеб. пособие [Текст] / С.М. Зырянова [и др.]. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. - 2006. - 184 с.
3. Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями / Е.И. Шаламова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 208 с.