УДК 159.923-053.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Ю.С.Кузовкова
В данной работе рассматривается личностное и профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста посредством игры. Так как в процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольников возникает первоначальное избирательное отношение к профессиям, то оно в дальнейшем будет влиять на их профессиональный выбор.
Ключевые слова: дошкольный возраст, личностное и профессиональное самоопределение, сюжетно-ролевая игра.
Развитие личностного и профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности. На наш взгляд, работу в этом направлении необходимо начинать в дошкольном возрасте, ведь создание условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и успешно. Процессы профессионального и личностного самоопределения являются предметом научного интереса многих исследователей. О необходимости изучения профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте свидетельствуют работы Э.Ф.Зеер, Е.А.Климова, В.П.Кондрашова, Н.С.Пряжникова, В.И.Тютюнник. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов пишет, что, термин «профессиональное самоопределение» применим не только к функционирующему, «готовому», но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда. «Более того, нас интересует именно многолетняя психолого-педагогическая «предыстория» (онтогенез) человека как субъекта труда, профессионала»...» формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». Выбор профессии осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Профессиональное самоопределение - не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного
развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание [2, с. 57].
В известных периодизациях развития человека как субъекта труда, предложенных Е.А.Климовым, В.А.Бодровым дошкольному возрасту (от 3 до 6-8 лет), отводится вторая стадия, где основным способом профессионального самоопределения являются профессионально-ролевые игры, благодаря которым происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца...). Именно в дошкольном возрасте (3-7 лет) происходит активное формирование личности, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности. Дошкольный возраст, по мнению Э.Ф.Зеера, является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания [1, с. 106].
В данной работе под профессиональным самоопределение дошкольников мы понимаем некий сознательный выбор ребенком интересующей его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевых играх. В основе понятия профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста лежит понимание ими общественного значения труда вообще и профессионального труда в частности, которое достигается путем длительной и сложной работы и является, своего рода, предэтапом профессионального выбора. Профессиональная направленность личности детей дошкольного возраста трактуется нами как выраженная склонность к определенной группе ролей, которые в свою очередь относятся к одному из пяти типов профессий: «Человек - Человек» («Ч-Ч»), «Человек - Техника» («Ч-Т»), «Человек - Знак» («Ч-З»), «Человек - Природа» («Ч-П»), «Человек -Художественный образ» («Ч-Х»).
Работа по профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте, на наш взгляд, заключается в специально организованном информировании дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, которая создает у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения. Педагог-психолог организует в процессе игры ориентацию ребенка в явлениях общественной жизни, существенным звеном которых оказывается труд и профессиональная деятельность взрослых. У дошкольников тем самым создаются упорядоченные, детальные и разнообразные представления о мире профессий и различных видах труда взрослых. Так складывается возможность формирования профессионального и личностного самоопределения дошкольников.
В игровой деятельности, беря на себя ту или иную роль (шофера, воспитателя, летчика) и начиная действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, а избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Если ориентировать детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме «профессионально-ролевой игры», включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитируя эту деятельность, то создаются следующие возможности: возникают условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающие профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; форсируются представления о назначении и содержании отдельных профессий; возникают и проявляются ранние профессиональные устремления детей. Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем сюжетно-ролевую игру, которая характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная среда, профессиональное поведение, возникает эмоциональная профессиональная идентификация.
Проблема изучения и формирования профессионального самоопределения в дошкольном возрасте является актуальной. Однако данная проблема ещё не в полной мере изучена отечественными и зарубежными психологами: отсутствует общая концепция воспитания и развития человека как субъекта труда в те периоды жизни, когда начинают складываться личностные образования; не изучены закономерности и механизмы формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в детских возрастах; не разработаны методы диагностики и активизации профессионального самоопределения в дошкольном возрасте.
Все вышеперечисленное служит основанием для проведения дальнейшей теоретико-экспериментальной работы по профессиональному и личностному самоопределению детей дошкольного возраста. В сентябре 2010 года была начата исследовательская работа на базе МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок». В исследование участвовали дошкольники в возрасте 5-7лет, в количестве 50 человек. Данная исследовательская работа проводилась в 3 этапа:
1 этап - подготовительный (ноябрь 2010 г. - июнь 2011 г.). Цель: обеспечение условий проведения эксперимента и выделение основных критериев определяющих профессиональное и личностное самоопределение у детей дошкольного возраста.
2 этап - основной (июль 2011 г. - октябрь 2012 г.). Цель: активация профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - обобщающий (ноябрь 2012 г. - 2013 г.). Цель: проанализировать и обобщить полученные в ходе исследования промежуточные и конечные результаты.
Целью нашего исследования было научное обоснование и экспериментальная проверка роли сюжетно-ролевой игры в профессиональном и личностном самоопределение детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели был использован широкий спектр эффективных методов и приемов, среди них, в качестве диагностики, применялись следующие: профориентационный опросник, составленный по принципу дифференциально-диагностического опросник (ДДО) Е.А. Климова; методика «Выбор роли содержащийся в игре»; методика исследования самооценки личности детей дошкольного возраста, составленная по принципу методики исследования самооценки личности Дембо-Рубинштейн; анкета «Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых»; анкета для родителей «Профессиональное и личностное самоопределение детей дошкольного возраста». Для активации профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте были выбраны: основные методы (профессионально-ролевые игры) и дополнительные (беседы о профессиях, дискуссии, психогимнастические упражнения). На наш взгляд, данные методы являются наиболее эффективными, так как позволяют формировать у дошкольников соответствующие знания, умения и навыки по профессиональному и личностному самоопределению. Через дискуссии и беседы о профессиях у дошкольников формируются необходимые для самоопределения знания о себе, своих способностях, склонностях; знания об окружающем мире и мире профессий; знания об окружающих людях. Профессионально-ролевые игры позволяют активировать умения и навыки успешного профессионального самоопределения дошкольников. В числе умений и навыков, определяющих эффективность самореализации, были выделены навыки самопонимания и самооценки, саморазвитие; умения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Ведь именно в игре дошкольник в состоянии формировать представления и выбирать привлекающую его сферу профессиональной деятельности взрослых на уровне эмоциональной идентификации, проявлять профессиональный интерес, профессиональные устремления, склонности и способности в определенных сферах профессиональной деятельности. Психогимнастические упражнения в свою
очередь использовались для развития основополагающих психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, а также эмоционально-волевой и двигательной сферы детей. Ведь чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее, полнее и разностороннее будет его умственное, личностное и профессиональное развитие.
Следует отметить, что на подготовительном этапе исследования были выделены основные критерии, по которым определяется эффективность сформированности профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста:
1. Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых, которые включают: знакомство с основными смыслами человеческой деятельности, с разнообразными профессиями, орудиями труда, с процессами труда и качествами, необходимыми для людей разных специальностей.
2. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий (Ч - Ч, Ч - Т, Ч - З, Ч - Х, Ч - П). Она сопряжена с постоянным устойчивым выбором ребенка интересующей его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевой игре.
3. Профессиональная направленность, как система устойчиво характеризующих побуждений ребенка (что хочет, к чему стремится, чего избегает) и устойчивой ориентировкой в своих интересах, желаниях, склонностях.
4. Самооценивание (самооценка). Это форма проявления самосознания, благодаря которому осознаются, соотносятся, осмысливаются и переживаются не только отдельные элементы сущностных сил и требования, предъявляемые к ребенку отдельными сферами жизни, жизнедеятельности в целом, но подвергается личностной переработке и переживанию все его бытие. Самооценка является важным фактором профессионального и личностного самоопределения, поскольку отражает степень уверенности человека в своих
профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему.
5. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых.
Основной этап нашего исследования предусматривает проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработку и анализ эмпирического материала, проверку в ходе эксперимента основных положений гипотезы. Констатирующий эксперимент проводился по идентичной схеме в контрольной и экспериментальной группе, формирующий эксперимент -только в экспериментальной группе.
Так на начало проведения исследования результаты экспериментальной и контрольной группы по выделенным критериям находились примерно в равных соотношениях, кроме показателя устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий. При сравнении результатов исследования устойчивости выбора в рамках определенных групп профессий в контрольной и экспериментальной группе мы видим, что в экспериментальной группе у - 48% испытуемых проявляется устойчивая склонность к определенным группам профессий, а в контрольной группе у -16%, у остальных дошкольников интересы широки и не ярко выражены, это свидетельствует о том, что их профессиональные склонности осознаются недостаточно.
Далее на этапе формирующего эксперимента нами проводилась стимуляция профессионального и личностного самоопределения дошкольников, через реализацию развивающей программы: «Личностное и профессиональное самоопределение в дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры», которая предусматривает ознакомление детей с 88 профессиями (при 2-12 по традиционной программе ДОУ). В программу введены профессионально-ролевые игры, отражающие современные социально-экономические отношения и новые профессии.
После развивающей работы, мы провели качественный и количественный анализ результатов исследования и отметили влияние развивающей программы,
как метода создания условий для саморазвития, самопознания дошкольников и их личностного роста. Для обоснования имеющихся различий в экспериментальной и контрольной группах была проведена математическая обработка результатов эксперимента с использованием Ц-критерия Мана-Уитни.
В первую очередь, при решении поставленной задачи, проверялось наличие значимых различий между контрольной и экспериментальной группами до воздействия по следующим показателям:
1. Представления детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых: Цэмп =254,5.
Определяем критические значения Ц-критерия Мана-Уитни для уровней значимости р< 0,05 и р< 0,01: Цкр= 192 (р<0,01), Цкр= 227 (р<0,05).
Полученное эмпирическое значение иэмп = 254,5 находится в зоне неопределенности.
2. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий: Цэмп = 212,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне неопределенности. Мы можем говорить о наличии тенденции к значимым различиям между контрольной и экспериментальной группами.
3. Особенности самооценки: Цэмп = 292,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
4. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых: Цэмп = 274. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
Таким образом, мы можем говорить об отсутствии значимых различий по указанным нами показателям между контрольной и экспериментальной группами, кроме показателя «устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий».
Далее, таким же образом, применяя Ц-критерия Мана-Уитни проверялось наличие побочных факторов, которые могли повлиять на результаты диагностики детей, после экспериментального воздействия. Для этого,
проверялась гипотеза о наличии значимых различий в показателях контрольной группы до и после эксперимента по всем вышеперечисленным показателям:
1. Представления детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых: иэмп = 167. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
2. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий: иэмп = 275. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
3. Особенности самооценки: иэмп = 307,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
4. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых: иэмп = 145,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что на такие показатели как «представления детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых» и «родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых» оказал влияние неучтенный фактор. На наш взгляд этот фактор связан, с влиянием на детей контрольной группы со стороны родителей, которые в свою очередь в процессе эксперимента общались с родителями детей экспериментальной группы и делились друг с другом своими знаниями. В процессе исследования не было возможности ограничить общение контрольной и экспериментальной группы.
Далее для проверки основной гипотезы, нами сравнивались результаты контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента по всем вышеперечисленным показателям (как мы уже выяснили, до эксперимента значимых различий между этими группами не было, кроме показателя «устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий»):
1. Представления детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых: иэмп = 108,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
2. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий: Цэмп = 162,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
3. Особенности самооценки: Цэмп = 158,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
4. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых: Цэмп = 66. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
Таким образом, мы можем говорить о подтверждении гипотезы. Между контрольной и экспериментальной группой существуют значимые различия по фактору профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста. Динамика вышеперечисленных показателей, возникшая при проведении эксперимента, дала нам возможность говорить о том, что выбранный метод (профессионально-ролевая игра) позволяет формировать и развивать профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы и интерпретация:
1. Как показало наше исследование выделенные критерии (представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых, устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий, профессиональная направленность, самооценивание (самооценка), родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых) позволили объективно оценить эффективность сформированности профессионального и личностного самоопределения у детей дошкольного возраста.
2. Результаты эксперимента показали, что разработанные методы диагностики и активизации профессионального самоопределения, а именно, профориентационная сюжетно-ролевая игра оказала значительное влияние на развитие личностных характеристик дошкольников, на их самопознание, саморазвитие и в целом способствует развитию социальной одаренности ребенка.
Можно констатировать, что в процессе сюжетно - ролевой игры возникает первоначальное избирательное отношение к профессиям, которое в дальнейшем будет влиять на профессиональный выбор ребенка. А постепенное наслоение, усложнение связей, опосредующих взаимодействие ребенка с окружающим миром, приводит к активному формированию профессионального и личностного самоопределения и чем раньше оно начнется, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, и профессиональный рост каждого человека в современном обществе.
Источники:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вуза М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. М.: АНО «Центр «Развивающее образование» Московский городской психолого-педагогический институт, 1999.
4. Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 349 с.
References:
1. Zeer E\F. Psihologiya professiy: uchebnoe posobie dlya studentov vuza M.: Akademicheskiy proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003. 336 s.
2. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2004. 304 s.
3. Pryajnikov N.S. Teoriya i praktika professional'nogo samoopredeleniya / N.S. Pryajnikov. M.: ANO «Centr «Razvivayusch'ee obrazovanie» Moskovskiy gorodskoy psihologo-pedagogicheskiy institut, 1999.
4. Tyutyunnik V.I. Nachal'ny'y e'tap ontogeneza sub'ekta tvorcheskogo truda: dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 1994. 349 s.
Зарегистрирована: 03.07.2013
\
LI*
шеи
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Рецензия на статью Кузовковой Юлии Сергеевны на тему:
"Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте"
Проблема профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте является важной и актуальной. По мнению Кузовковой Юлии Сергеевны, данная проблема ещё не в полной мере изучена отечественными и зарубежными психологами: не изучены закономерности и механизмы формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте; не разработаны методы диагностики и активизации профессионального самоопределения в дошкольном возрасте.
В статье Кузовкова Юлия Сергеевна раскрывает особенности профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте и отмечает, что если ориентировать детей в явлениях общественной жизни, проводимое в форме игры, включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитируя эту деятельность, тем самым: создаются условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающих профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; форсируется появление представлений о назначении и содержании отдельных профессий; возникает и проявляется раннее профессиональное самоопределение детей. Возникшая динамика, при сопоставление результатов констатирующего и формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах подтвердила данную гипотезу.
Стиль изложения - хороший, не требует правки, сокращения.
Статья актуальна, обладает научной и практической новизной, рекомендуется для печати.
Рецензент: Попов Леонид Михайлович, доктор психологических наук, профессор Казанского (Приволжского) Федерального Университета, e-mail: [email protected]
Дата Of* /3
Подпись
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
от 24 июня 2013 г. №14 заседания кафедры психологии и педагогики
Председатель: Шишкина.О.В. Секретарь: Бабынина Е.В.
Присутствовали: Игумнова Г.В., Шишкина О.В., Царегородцева С.А., Калмыкова
0.В., Губин М.В., Курапова H.A., Заболотских О.П., Андреева С.Н., Загайнов И.А., Блинова М.Л., Закирова Т.Н.
Повестка дня:
О рекомендации статьи Кузовковой Ю.С., аспиранта 3 года очного обучения «Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте» к публикации в журнале ВАК.
Слушали:
Кузовкову Ю.С., аспиранта 3 года очного обучения о содержании статьи «Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте».
Вопросы дли обсуждения:
1. Каковы особенности профессионального самоопределения в дошкольном возрасте? (Шишкина О.В., к.п.н., доцент)
2. Какие приемы использовались для помощи дошкольникам в самоопределении? (Игумнова Г.В., к.п.н., профессор)
3. Какие выводы получены в результате проведенного исследования? (Губин М.В.) Решили:
Рекомендовать статью ВАК Кузовковой Ю.С. «Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте» к публикации в журнале ВАК.
Зав. кафедрой психологии и педагогики
Секретарь
Выписка верна Секретарь
24. 06. 2013