УДК 159.923-053.4 Кузовкова Юлия Сергеевна
психолог детского сада № 74 г. Йошкар-Олы «Родничок» [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Kuzovkova Yulia Sergeevna
Psychologist, Municipal Kindergarten № 74 “Rodnichok”, Yoshkar-Ola [email protected]
VOCATIONAL AND PERSONALIZED SELF-DETERMINATION IN THE PRESCHOOL AGE
Аннотация:
В статье рассматривается распространение терминологического аппарата предметной области «профессиональное и личностное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптацию к нему посредством игры. Представлены результаты проведенного формирующего эксперимента, авторские модификации и разработки методов диагностики и психологического механизма активизации профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте.
Ключевые слова:
дошкольный возраст, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, сюжетно-ролевая игра, профессионально-ролевая игра.
Summary:
The article considers expansion of the nomenclature of the “vocational and personalized selfdetermination" field in the context of the preschool age and its adaptation to this age by means of a game. The author presents results of the undertaken experiment, the original alternations and developments of the methodology for diagnostics and psychological mechanism of energizing the vocational and personalized self-determination during the preschool age.
Keywords:
preschool age, personalized self-determination, vocational self-determination, role-playing game, vocational role-playing game.
Общеизвестно, что профессиональное и личностное самоопределения являются одними из основных психологических новообразований подросткового и старшего школьного возраста. Однако, как правило, результат самоопределения во многом определяется условиями развития человека в более раннем возрасте. Мы полагаем, что для успешности профессионального и личностного самоопределения необходима целенаправленная, опережающая работа, направленная на познание своих возможностей, на формирование у человека готовности стать субъектом своего выбора и начинать эту работу, на наш взгляд, необходимо в дошкольном возрасте. Происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций, и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности. Важно создать разумное равновесие между свободным развитием дошкольника как подрастающего субъекта деятельности и руководство этим развитием.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом разрабатываются различные подходы к обучению, ориентированные на индивидуализацию профессионального и личностного самоопределения человека. О необходимости изучения в дошкольном возрасте свидетельствуют работы Э.Ф. Зеер [1], Е.А. Климова [2], В.П. Кондрашова [3], Н.С. Пряжникова [4], В.И. Тютюнник [5]. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов говорит о том, что термин «профессиональное самоопределение» применим не только к функционирующему - «готовому» - но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда [6]. Дошкольный возраст, по мнению Э.Ф. Зеера, является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания [7].
Проблема изучения и формирования профессионального самоопределения в дошкольном возрасте является актуальной. Однако данный вопрос еще не в полной мере изучен отечественными и зарубежными психологами: не исследованы закономерности и механизмы формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте; не разработаны методы диагностики и активизации профессионального самоопределения в дошкольном возрасте.
На протяжении 2010-2013 учебных гг. осуществлялась исследовательская работа на базе МБДОУ Детский сад № 74 «Родничок». В исследовании участвовали дошкольники в возрасте 5-7 лет, в количестве 50 человек. В качестве цели было научное обоснование и экспериментальная проверка роли сюжетноролевой игры в профессиональном и личностном самоопределение детей старшего дошкольного возраста.
Под профессиональным самоопределением дошкольников мы понимаем некий сознательный выбор ребенком интересующей его сферы деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевых играх. В основе понятия «профессиональное самоопределение» детей дошкольного возраста лежит безусловное понимание ими общественного значения труда вообще и профессионального труда в частности, которое достигается путем длительной и сложной работы и является, своего рода, предэтапом профессионального выбора. Направленность личности детей дошкольного возраста трактуется нами как выраженная склонность к определенной группе ролей, которые в свою очередь относятся к одному из пяти типов профессий (Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Знак, Человек-Природа, Человек-Художественный образ).
Для реализации поставленной цели был использован широкий спектр эффективных методов и приемов. Среди них, в качестве диагностики, применялись следующие: профориентационный опросник, составленный по принципу дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова; авторская методика «Выбор роли, содержащийся в игре»; методика исследования самооценки личности детей дошкольного возраста, составленная по принципу методики Дембо-Рубинштейн; анкета «Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых»; анкета для родителей «Профессиональное и личностное самоопределение детей дошкольного возраста». Для активации профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте были выбраны основные методы (профессионально-ролевые игры) и дополнительные (беседы о профессиях, дискуссии, психогимнастические упражнения). На наш взгляд, данные методы являются наиболее эффективными, так как позволяют формировать у детей соответствующие знания, умения и навыки по профессиональному и личностному самоопределению. Через дискуссии и беседы о профессиях у дошкольников формируются необходимые для самоопределения знания о себе, своих способностях, склонностях; знания об окружающем мире и мире профессий; знания об окружающих людях. Психогимнастические упражнения в свою очередь использовались для развития основополагающих психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, а также эмоционально-волевой и двигательной сферы детей. Ведь чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее, полнее и разностороннее будет его умственное, личностное и профессиональное развитие. Профессионально-ролевые игры позволяют активировать умения и навыки успешного самоопределения дошкольников. Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем сюжетно-ролевую игру, которая характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, возникает эмоциональная профессиональная идентификация. Именно в игре дошкольник в состоянии формировать представления и выбирать привлекающую его сферу профессиональной деятельности взрослых на уровне эмоциональной идентификации, проявлять интерес, устремления, склонности и способности в определенных сферах профессиональной деятельности. В числе умений и навыков, определяющих эффективность самореализации, были выделены: самопонимания и самооценки, саморазвитие; умения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. На наш взгляд, если ориентировать детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме «профессионально-ролевой игры», включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитируя эту деятельность, то формируются и развиваются индивидуальнопсихологические основы эффективного профессионального и личностного самоопределения и саморазвития детей старшего дошкольного возраста.
Следует отметить, что на подготовительном этапе исследования были выделены основные критерии, по которым определяется эффективность сформированности профессионального и личностного самоопределения у детей дошкольного возраста: представления детей о профессиональной деятельности взрослых, которые включают: знакомство с основными смыслами человеческой деятельности, с разнообразными профессиями, орудиями труда и качествами, необходимыми для людей разных специальностей; устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий (Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Знак, Человек-Природа, Человек-Художественный образ), которая сопряжена с устойчивым выбором ребенка интересующей его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в профессионально-ролевой игре; самооценивание (самооценка); родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых.
Основной этап нашего исследования предусматривает проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработку и анализ эмпирического материала, проверку в ходе эксперимента основных положений гипотезы. Констатирующий эксперимент проводился по идентичной схеме в контрольной и экспериментальной группе, формирующий эксперимент - только в экспериментальной группе.
На начало проведения исследования результаты экспериментальной и контрольной группы по выделенным критериям: представления детей о профессиональной деятельности взрослых, особенности самооценки находились примерно в равных соотношениях. При сравнении результатов исследования устойчивости выбора в рамках определенных групп профессий в контрольной и экспериментальной группе мы видим, что в экспериментальной группе у 48 % испытуемых проявляется устойчивая склонность к определенным группам профессий, а в контрольной группе у 16 %. У остальных дошкольников интересы широки и не ярко выражены. Это свидетельствует о том, что их профессиональные склонности осознаются недостаточно.
После развивающей работы мы провели качественный и количественный анализ результатов исследования и отметили влияние развивающей программы, как метода создания условий для саморазвития, самопознания дошкольников и их личностного роста. Для обоснования имеющихся различий в экспериментальной и контрольной группах была проведена математическая обработка результатов эксперимента с использованием 11-критерия Мана-Уитни.
В первую очередь, при решении поставленной задачи, проверялось наличие значимых различий между контрольной и экспериментальной группами до воздействия по следующим показателям:
1. Представления детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых: 11Эмл = 254,5.
2. Определяем критические значения 11-критерия Мана-Уитни для уровней значимости р < 0,05 и р
< 0,01: и,р = 192 (р<0,01), = 227 (р < 0,05).
3. Полученное эмпирическое значение иЭмл = 254,5 находится в зоне неопределенности.
4. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий: 11Эмп = 212,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне неопределенности. Мы можем говорить о наличии тенденции к значимым различиям между контрольной и экспериментальной группами.
5. Особенности самооценки: 11Эмп = 292,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
6. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых: 11Эмл = 274. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
Таким образом, мы можем говорить об отсутствии значимых различий по указанным нами показателям между контрольной и экспериментальной группами, кроме показателя «устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий».
Таким же образом, применяя 11-критерия Мана-Уитни проверялось наличие побочных факторов, которые могли повлиять на результаты диагностики детей после экспериментального воздействия. Для этого проверялась гипотеза о наличии значимых различий в показателях контрольной группы до и после эксперимента по всем вышеперечисленным показателям:
1. Представления детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых: 11Эмл = 167. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
2. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий: 11Эмп = 275. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
3. Особенности самооценки: 11Эмп = 307,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
4. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых: 11Эмл = 145,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
Таким образом, динамика вышеперечисленных показателей, возникшая при проведении эксперимента, дала нам возможность говорить о том, что выбранный метод (профессионально-ролевая игра) позволяет формировать и развивать профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста. Чем раньше оно начнется, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие и профессиональный рост каждого человека в современном обществе.
Ссылки:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.
3. Кондратов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: дис ... канд. пед. наук. Саратов, 2001.
4. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999.
5. Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994.
6. Климов Е.А. Указ. соч.
7. Зеер Э.Ф. Указ. соч.