Научная статья на тему 'Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте'

Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
855
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / PRESCHOOL AGE / PERSONALIZED SELF-DETERMINATION / VOCATIONAL SELF-DETERMINATION / ROLE-PLAYING GAME / VOCATIONAL ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузовкова Юлия Сергеевна

В статье рассматривается распространение терминологического аппарата предметной области «профессиональное и личностное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптацию к нему посредством игры. Представлены результаты проведенного формирующего эксперимента, авторские модификации и разработки методов диагностики и психологического механизма активизации профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational and personalized self-determination in the preschool age

The article considers expansion of the nomenclature of the “vocational and personalized selfdetermination" field in the context of the preschool age and its adaptation to this age by means of a game. The author presents results of the undertaken experiment, the original alternations and developments of the methodology for diagnostics and psychological mechanism of energizing the vocational and personalized self-determination during the preschool age.

Текст научной работы на тему «Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте»

УДК 159.923-053.4 Кузовкова Юлия Сергеевна

психолог детского сада № 74 г. Йошкар-Олы «Родничок» dom-hors@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Kuzovkova Yulia Sergeevna

Psychologist, Municipal Kindergarten № 74 “Rodnichok”, Yoshkar-Ola dom-hors@mail.ru

VOCATIONAL AND PERSONALIZED SELF-DETERMINATION IN THE PRESCHOOL AGE

Аннотация:

В статье рассматривается распространение терминологического аппарата предметной области «профессиональное и личностное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптацию к нему посредством игры. Представлены результаты проведенного формирующего эксперимента, авторские модификации и разработки методов диагностики и психологического механизма активизации профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте.

Ключевые слова:

дошкольный возраст, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, сюжетно-ролевая игра, профессионально-ролевая игра.

Summary:

The article considers expansion of the nomenclature of the “vocational and personalized selfdetermination" field in the context of the preschool age and its adaptation to this age by means of a game. The author presents results of the undertaken experiment, the original alternations and developments of the methodology for diagnostics and psychological mechanism of energizing the vocational and personalized self-determination during the preschool age.

Keywords:

preschool age, personalized self-determination, vocational self-determination, role-playing game, vocational role-playing game.

Общеизвестно, что профессиональное и личностное самоопределения являются одними из основных психологических новообразований подросткового и старшего школьного возраста. Однако, как правило, результат самоопределения во многом определяется условиями развития человека в более раннем возрасте. Мы полагаем, что для успешности профессионального и личностного самоопределения необходима целенаправленная, опережающая работа, направленная на познание своих возможностей, на формирование у человека готовности стать субъектом своего выбора и начинать эту работу, на наш взгляд, необходимо в дошкольном возрасте. Происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций, и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности. Важно создать разумное равновесие между свободным развитием дошкольника как подрастающего субъекта деятельности и руководство этим развитием.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом разрабатываются различные подходы к обучению, ориентированные на индивидуализацию профессионального и личностного самоопределения человека. О необходимости изучения в дошкольном возрасте свидетельствуют работы Э.Ф. Зеер [1], Е.А. Климова [2], В.П. Кондрашова [3], Н.С. Пряжникова [4], В.И. Тютюнник [5]. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов говорит о том, что термин «профессиональное самоопределение» применим не только к функционирующему - «готовому» - но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда [6]. Дошкольный возраст, по мнению Э.Ф. Зеера, является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания [7].

Проблема изучения и формирования профессионального самоопределения в дошкольном возрасте является актуальной. Однако данный вопрос еще не в полной мере изучен отечественными и зарубежными психологами: не исследованы закономерности и механизмы формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте; не разработаны методы диагностики и активизации профессионального самоопределения в дошкольном возрасте.

На протяжении 2010-2013 учебных гг. осуществлялась исследовательская работа на базе МБДОУ Детский сад № 74 «Родничок». В исследовании участвовали дошкольники в возрасте 5-7 лет, в количестве 50 человек. В качестве цели было научное обоснование и экспериментальная проверка роли сюжетноролевой игры в профессиональном и личностном самоопределение детей старшего дошкольного возраста.

Под профессиональным самоопределением дошкольников мы понимаем некий сознательный выбор ребенком интересующей его сферы деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевых играх. В основе понятия «профессиональное самоопределение» детей дошкольного возраста лежит безусловное понимание ими общественного значения труда вообще и профессионального труда в частности, которое достигается путем длительной и сложной работы и является, своего рода, предэтапом профессионального выбора. Направленность личности детей дошкольного возраста трактуется нами как выраженная склонность к определенной группе ролей, которые в свою очередь относятся к одному из пяти типов профессий (Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Знак, Человек-Природа, Человек-Художественный образ).

Для реализации поставленной цели был использован широкий спектр эффективных методов и приемов. Среди них, в качестве диагностики, применялись следующие: профориентационный опросник, составленный по принципу дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова; авторская методика «Выбор роли, содержащийся в игре»; методика исследования самооценки личности детей дошкольного возраста, составленная по принципу методики Дембо-Рубинштейн; анкета «Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых»; анкета для родителей «Профессиональное и личностное самоопределение детей дошкольного возраста». Для активации профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте были выбраны основные методы (профессионально-ролевые игры) и дополнительные (беседы о профессиях, дискуссии, психогимнастические упражнения). На наш взгляд, данные методы являются наиболее эффективными, так как позволяют формировать у детей соответствующие знания, умения и навыки по профессиональному и личностному самоопределению. Через дискуссии и беседы о профессиях у дошкольников формируются необходимые для самоопределения знания о себе, своих способностях, склонностях; знания об окружающем мире и мире профессий; знания об окружающих людях. Психогимнастические упражнения в свою очередь использовались для развития основополагающих психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, а также эмоционально-волевой и двигательной сферы детей. Ведь чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее, полнее и разностороннее будет его умственное, личностное и профессиональное развитие. Профессионально-ролевые игры позволяют активировать умения и навыки успешного самоопределения дошкольников. Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем сюжетно-ролевую игру, которая характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, возникает эмоциональная профессиональная идентификация. Именно в игре дошкольник в состоянии формировать представления и выбирать привлекающую его сферу профессиональной деятельности взрослых на уровне эмоциональной идентификации, проявлять интерес, устремления, склонности и способности в определенных сферах профессиональной деятельности. В числе умений и навыков, определяющих эффективность самореализации, были выделены: самопонимания и самооценки, саморазвитие; умения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. На наш взгляд, если ориентировать детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме «профессионально-ролевой игры», включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитируя эту деятельность, то формируются и развиваются индивидуальнопсихологические основы эффективного профессионального и личностного самоопределения и саморазвития детей старшего дошкольного возраста.

Следует отметить, что на подготовительном этапе исследования были выделены основные критерии, по которым определяется эффективность сформированности профессионального и личностного самоопределения у детей дошкольного возраста: представления детей о профессиональной деятельности взрослых, которые включают: знакомство с основными смыслами человеческой деятельности, с разнообразными профессиями, орудиями труда и качествами, необходимыми для людей разных специальностей; устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий (Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Знак, Человек-Природа, Человек-Художественный образ), которая сопряжена с устойчивым выбором ребенка интересующей его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в профессионально-ролевой игре; самооценивание (самооценка); родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых.

Основной этап нашего исследования предусматривает проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработку и анализ эмпирического материала, проверку в ходе эксперимента основных положений гипотезы. Констатирующий эксперимент проводился по идентичной схеме в контрольной и экспериментальной группе, формирующий эксперимент - только в экспериментальной группе.

На начало проведения исследования результаты экспериментальной и контрольной группы по выделенным критериям: представления детей о профессиональной деятельности взрослых, особенности самооценки находились примерно в равных соотношениях. При сравнении результатов исследования устойчивости выбора в рамках определенных групп профессий в контрольной и экспериментальной группе мы видим, что в экспериментальной группе у 48 % испытуемых проявляется устойчивая склонность к определенным группам профессий, а в контрольной группе у 16 %. У остальных дошкольников интересы широки и не ярко выражены. Это свидетельствует о том, что их профессиональные склонности осознаются недостаточно.

После развивающей работы мы провели качественный и количественный анализ результатов исследования и отметили влияние развивающей программы, как метода создания условий для саморазвития, самопознания дошкольников и их личностного роста. Для обоснования имеющихся различий в экспериментальной и контрольной группах была проведена математическая обработка результатов эксперимента с использованием 11-критерия Мана-Уитни.

В первую очередь, при решении поставленной задачи, проверялось наличие значимых различий между контрольной и экспериментальной группами до воздействия по следующим показателям:

1. Представления детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых: 11Эмл = 254,5.

2. Определяем критические значения 11-критерия Мана-Уитни для уровней значимости р < 0,05 и р

< 0,01: и,р = 192 (р<0,01), = 227 (р < 0,05).

3. Полученное эмпирическое значение иЭмл = 254,5 находится в зоне неопределенности.

4. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий: 11Эмп = 212,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне неопределенности. Мы можем говорить о наличии тенденции к значимым различиям между контрольной и экспериментальной группами.

5. Особенности самооценки: 11Эмп = 292,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.

6. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых: 11Эмл = 274. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.

Таким образом, мы можем говорить об отсутствии значимых различий по указанным нами показателям между контрольной и экспериментальной группами, кроме показателя «устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий».

Таким же образом, применяя 11-критерия Мана-Уитни проверялось наличие побочных факторов, которые могли повлиять на результаты диагностики детей после экспериментального воздействия. Для этого проверялась гипотеза о наличии значимых различий в показателях контрольной группы до и после эксперимента по всем вышеперечисленным показателям:

1. Представления детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых: 11Эмл = 167. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.

2. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий: 11Эмп = 275. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.

3. Особенности самооценки: 11Эмп = 307,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.

4. Родительская оценка уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых: 11Эмл = 145,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.

Таким образом, динамика вышеперечисленных показателей, возникшая при проведении эксперимента, дала нам возможность говорить о том, что выбранный метод (профессионально-ролевая игра) позволяет формировать и развивать профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста. Чем раньше оно начнется, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие и профессиональный рост каждого человека в современном обществе.

Ссылки:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.

3. Кондратов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: дис ... канд. пед. наук. Саратов, 2001.

4. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999.

5. Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994.

6. Климов Е.А. Указ. соч.

7. Зеер Э.Ф. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.