_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 373.24
Э. Р. Кильсенбаев
Студент 4 курса факультета философии и социологии Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация Ф. Р. Кильсенбаева Старший воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко» с. Исянгулово, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье приводятся несколько трактовок профессионального самоопределения. Раскрывается сущность профессионального самоопределения дошкольников. Описывается роль профессионально-ролевых игр в процесс профессионального самоопределения дошкольников.
Ключевые слова
Профессиональное самоопределение, дошкольник, профессионально-ролевая игра
Профессиональное самоопределение рассматривается различными авторами:
а) как специальная деятельность в ответ на проблемную ситуацию, как процесс, имеющий собственную динамику и содержание (И.Ю Кузнецов, Ю.П. Поваренков, Е.А. Залученова);
б) как один из критериев успешности профессионального становления, заключающийся в адекватности профессионального выбора (Кудрявцев Т.В.);
в) как психологический механизм профессионального развития личности, обеспечивающий разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания (Л.М. Митина, О.А. Леонова, Е.М. Борисова) [2, с. 121].
Исходя из названных определений, можно сказать, что профессиональное самоопределение сводится к выбору будущей профессии.
Кузовкова Ю. С. под профессиональным самоопределением дошкольников понимает некий сознательный выбор ребенком интересующей его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в сюжетно- ролевых играх. В основе понятия профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста лежит понимание ими общественного значения труда вообще и профессионального труда в частности, которое достигается путем длительной и сложной работы и является, своего рода, предэтапом профессионального выбора. Работа по профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте, заключается в специально организованном информировании дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, которая создает у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения. Педагог-психолог организует в процессе игры ориентацию ребенка в явлениях общественной жизни, существенным звеном которых оказывается труд и профессиональная деятельность взрослых. У дошкольников тем самым создаются упорядоченные, детальные и разнообразные представления о мире профессий и различных видах труда взрослых. Так складывается возможность формирования профессионального и личностного самоопределения дошкольников. Профессиональная направленность личности детей дошкольного возраста трактуется нами как выраженная склонность к определенной группе ролей, которые в свою очередь относятся к одному из пяти типов профессий: «Человек - Человек» («Ч-Ч»), «Человек - Техника» («Ч- Т»), «Человек - Знак» («Ч-З»), «Человек - Природа» («Ч-П»), «Человек - Художественный образ» («Ч-Х») [1].
Другими словами в зависимости от того, какую роль ребенок возьмет на, себя играя в игры, можно определить его склонность к тому или иному типу профессии.
В игровой деятельности, беря на себя ту или иную роль (шофера, воспитателя, летчика) и начиная
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х
действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, а избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Если ориентировать детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме «профессионально-ролевой игры», включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитируя эту деятельность, то создаются следующие возможности: возникают условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающие профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; форсируются представления о назначении и содержании отдельных профессий; возникают и проявляются ранние профессиональные устремления детей. Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем сюжетно-ролевую игру, которая характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная среда, профессиональное поведение, возникает эмоциональная профессиональная идентификация [1].
Таким образом, можно сказать, что профессиональное самоопределение сводится к выбору будущей профессии. В зависимости от того, какую роль ребенок возьмет на, себя играя в игры, можно определить его склонность к тому или иному типу профессии. Исполняя роли представителей определенных профессий, у ребенка закладываются первые представления о тех или иных видах деятельности.
Список использованной литературы:
1. Кузовкова Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 3 (98). - С. 98-105.
2. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности и профессионального самоопределения: монография. - М., 2013. - С. 200.
© Кильсенбаев Э. Р., Кильсенбаева Ф. Р., 2017
УДК 376.37
Колодовская Елена Анатольевна
канд. пед. наук, доцент СмолГУ, Бендус Кристина Евгеньевна
студентка СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: [email protected]
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье представлена процедура проведения эксперимента, целью которого явилась диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста. Для получения нужных и наиболее точных результатов использовался прием игры, поэтому используемый диагностический материал носит игровую форму.
Ключевые слова
Стимуляция речевого развития, ранний возраст, речь, аграмматизм, интонационная выразительность,
активный словарь, грамматический строй речи
В соответствии с методическими указаниями к логопедическому обследованию вначале нашего исследования мы ознакомились с соответствующей медицинской и педагогической документацией. К ней относятся данные врачей-специалистов о физическом и психическом здоровье ребенка, состоянии его анализаторов, типе нервной системы, особенностях поведения; характеристика воспитателя; продукты