УАК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ В СВЕТЕ ФГОС ДО
© Н. В. Наумова © О. Г. Макарова © О. Г. Шарахова
Наумова
Наталья Валентиновна кандидат психологических наук
заведующая кафедрой обшей и социальной психологии; научный руководитель Лаборатории нравственно-этического воспитания дошкольника Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы актуальности ранней профориентаиионной леятельности с летьми лошкольното возраста, описываются основные приниипы, положения и структура комплексной протраммы профориентаиии лошкольников; лаПтся перечень психолото-лиатностических метолик лля сопровожления реализаиии протраммы; приволятся прелполатаемые результаты профессиональното просвещения лошкольников.
Ключевые слова: психолого-педагогические принципы, ранняя профориентация, профессиональные компетенции, старшие дошкольники, труд взрослых, психологическая диагностика.
Актуальность и необходимость комплексной психолого-педагогической работы с детьми по формированию основ трудового воспитания и ознакомлению с миром профессий взрослых очевидна. Профпросвещение и ранняя профориентация являются современным запросом правительства РФ, который прописан в Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования [5, п. 4].
Реализация данного направления на дошкольном уровне не простая задача. Говорить о формировании профессиональных компетенций у дошкольников не приходиться, так как в столь раннем возрасте могут сформироваться только предпосылки. Но, именно ранняя профориен-тационная деятельность формирует эти предпосылки таким образом, что в подростковом и юношеском возрасте человек не будет испытывать проблем в самоопределении.
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 2 (20)
Макарова Ольга Григорьевна заведующая МАДОУ «Детский сад №172» г.о. Самара
e-mail: elochka [email protected]
Шарахова
Оксана Геннадьевна старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №172» г.о. Самара
e-mail: [email protected]
То, что ребёнок испытывает через игру и взаимодействие в целенаправленной деятельности со взрослыми в дошкольном детстве, закладывается в долговременную память через непроизвольное восприятие и яркие эмоции, и может быть извлечено в любом возрасте на протяжении всей жизни, как одно из самых ярких и приятных воспоминаний. На этом и основывается утверждение о необходимости раннего ознакомления детей с профессиями взрослых [4, с. 41].
Ранняя профориентация осуществляется через познавательное, речевое, художественно-творческое, музыкальное развитие детей. Работа ДОУ в этом направлении, строится с учетом следующих принципов:
• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
• принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• принципа развивающего образования (системности и последовательности);
• принципа новизны (использование новейших информационных технологий.
Данная работа организуется через следующие виды деятельности:
1. Совместная деятельность взрослого с детьми:
— образовательная деятельность с детьми (занятия), осуществляемые в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
— образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игроваяой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
2. Самостоятельная деятельность детей.
При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:
— организованная образовательная деятельность;
— совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
— самостоятельная деятельность ребенка;
— познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
— наблюдения за трудом взрослых;
— коммуникативная деятельность;
— чтение художественной литературы;
— художественно-творческая деятельность;
— игровая деятельность;
— моделирование;
— целевые прогулки и экскурсии;
— культурно-досуговая деятельность;
— экскурсии и встречи с людьми популярных профессий;
— встречи с людьми редких профессий;
— живой пример окружающих взрослых.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии людей [1, с. 12].
В своей работе дошкольное образовательное учреждение использует различные методы работы:
— карточки-символы (пиктограммы, помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме,
— моделирование педагогической ситуации,
— игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые),
— карусель детских вопросов.
Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому, необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых — наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Знакомство с профессиями, в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить в непосредственной образовательной деятельности, также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Решение педагогических ситуаций
может перерасти в проектную форму работы с детьми. Вызывает живой отклик и интерес у детей проведение доступных исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности), что способствует развитию познавательной и творческой активности детей, формированию и систематизации знаний о труде людей [3, с. 56].
Центральное место в педагогической работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Коллективом ДОУ была разработана программа-путеводитель для старших дошкольников по профессиям, на основе классификации Е. А. Климова [2, с. 24].
«Человек — Человек». Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения; люди разного возраста. Примеры — продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, инспектор ГИБДД, учитель.
«Человек — художественный образ». Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это такие профессии, как артист, художник, музыкант, режиссёр, дизайнер модной одежды.
«Человек — техника». Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они создают и поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные материалы.
Дети знакомятся с такими профессиями, как строитель, инженер, слесарь-сборщик, автомеханик, изобретатель.
«Человек — природа». Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом смысле этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда. Они создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и
управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей.
Детям даются представления о профессиях, например, связанных с сельским хозяйством: тракторист-машинист, агроном, ландшафтный дизайнер, животновод, лесник, флорист, зоотехник, ветеринар.
Руководствуясь психолого-педагогическим принципом «от простого к сложному», учитывая возрастные и психологические особенности детей, рекомендуется соблюдать следующую последовательность при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых.
В младшей группе детей знакомят с профессиями людей ближайшего окружения: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач, повар, продавец). Знания детей закрепляются через сюжетно-ролевую игру, беседы, наблюдения за выбором игр и игрушек малышами. В средней группе — шофер, почтальон, врач и профессии родителей. В старшей группе — учитель, работник сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли. Труд людей творческих профессий — художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства. В активный словарь детей вводятся такие понятия как «Программист», «Дизайнер», «Агроном».
В подготовительной к школе группе к предыдущим профессиям добавляются популярные и редкие профессии, востребованные в родном крае. Это согласуется с территориальным и краевым компонентом, включённым в ООП.
При реализации программы профессионального просвещения дошкольников очень важным компонентом является сравнительная психологическая диагностика. В данном случае подобрана батарея диагностического инструментария, который помогает достоверно исследовать динамику знаний, навыков, умений и компетенций в определенных профессиях взрослых. В этот психодиагностический комплекс вошли следующие методики:
1) дифференциально диагностический опросник Е. И. Климова (модификация профессиональной ориентации старших дошкольников);
2) детский опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых», 3) детский опросник В. П. Кондрашова «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера);
4) авторский опросник «Что за профессия?» (по серии картинок);
5) ТАС — тест апперцепции символов, А. П. Афанасьевой.
Данный диагностический комплекс должен применяться перед началом реализации программы и по её окончании. После чего проводиться сравнительный анализ, объективно показывающий динамику знаний, навыков, умений и профессиональных компетенций у детей.
При планомерном психолого-педагогическом сопровождении старших дошкольников в развитии предпосылок их профессиональной компетентности, можно ожидать следующие результаты:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, труде, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
— ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных делах;
— способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстникам;
— обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
— ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, работа по формированию ранней профориентационной компетентности дошкольников является актуальной, своевременной, плодотворной и перспективной. При наличии программы ранней профориентации, сопровождающей психологической диагностики и специально подготовленных педагогических кадров, её стоит рекомендовать для реализации в дошкольных учреждениях на регулярной основе, как части в структуре основной образовательной программы и в системе дополнительного образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Н. М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Москва : Просвещение, 2005.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону,
2006.
3. Козлова С. А. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников. Москва, 2002.
4. Кондратов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Москва : Изд-во «Николаев», 2004.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
REFERENCES
1. Aleshina N. M. Oznakomlenie doshkol'nikov s okruzhajushhej i social'noj dejstvitel'nost'ju [Acquaintance of preschool children with the surrounding and social reality]. Moscow: «Prosveshhenie», 2005 (in Russian).
2. Klimov E. A. Psihologijaprofessional'nogo samoopredelenija [Psychology of professional self-determination]. Rostov n/D, 2006 (in Russian).
3. Kozlova S. A. Nravstvenno-trudovoe vospitanie doshkol'nikov [Moral and labor education of preschool children]. Moscow, 2002 (in Russian).
4. Kondrashov V. P. Vvedenie doshkol'nikov v mir professij [Introduction of preschool children into the world of professions]. Moscow: Izd-vo «Nikolaev», 2004 (in Russian).
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [The federal state educational standard of preschool] (utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155) (in Russian).
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS OF FORMATION IN PRESCHOOL CHILDREN IDEAS ABOUT THE WORLD OF PROFESSIONS IN THE LIGHT OF GEF DO
N. Naumova, O. Makarova, O. Sharakhov
The article discusses the relevance of early career guidance activities to pre-school children, describes the main principles, regulations and structure of the comprehensive program of vocational guidance for preschool children; A list of psycho-diagnostic methods is provided to accompany the implementation of the program; The expected results of professional education of preschool children are given.
Key words: psychological and pedagogical principles, early career guidance, professional competences, senior preschoolers, adult work, psychological diagnostics.