Научная статья на тему 'Субъектно-событийная общность детей и взрослых как условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности'

Субъектно-событийная общность детей и взрослых как условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / PARTIAL PROGRAM OF THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PERSONALITY-ORIENTED INTERACTION / СОБЫТИЙНОСТЬ / EVENTFULNESS / СУБЪЕКТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА / SUBJECTIVITY OF A PRESCHOOLER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / EDUCATIONAL EVENT / СУБЪЕКТНО-СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / SUBJECTIVE AND SOCIAL COMMUNITY OF CHILDREN AND ADULTS / DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Галина Анатольевна, Серых Лариса Викторовна

В рамках проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»), стартовавшего в 2015 году в Белгородской области, была разработана парциальная программа познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!». В основе указанной программы концепция субъектно-событийной общности детей и взрослых, интегрирующая идеи С.Л. Рубинштейна и Л.Н. Селивановой, В.А. Петровского и В.И. Слободчикова. В данной статье, во-первых, показана актуальность событийного подхода для современного дошкольного образования (со-бытие трактуется как подлинное проживание образовательной ситуации, при этом настоящее противопоставляется «понарошкиному миру»); во-вторых, раскрываются ведущие идеи, которые легли в основу указанной авторской программы, созданной с учетом требований ФГОС дошкольного образования и ориентированной на поддержку разнообразия детства, реализацию принципов субъектности и сотрудничества, на утверждение дошкольника в качестве субъекта образовательной деятельности; в-третьих, описываются инновационные педагогические технологии познавательного развития дошкольников, используемые в авторской парциальной программе «Здравствуй, мир Белогорья!», и составляющие дидактико-методическое обеспечение развития субъектно-событийной общности детей и взрослых применительно к познавательной деятельности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репринцева Галина Анатольевна, Серых Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE AND SOCIAL COMMUNITY OF CHILDREN AND ADULTS AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN COGNITIVE ACTIVITY

The partial program of cognitive development of preschool children “Hello, world of Belogoriya!” was created as a part of the project “Creation of a regional system of personal development of students in the conditions of implementation of the Federal state educational standard of the preschool education” (“preschooler of Belogoriya”), which started in 2015 in the Belgorod region. The concept of subjective events community of children and adults integrates the ideas of S.L. Rubinstein, L.N. Selivanova, V.A. Petrovskyanm, V.I. Slobodchikov and forms the basis of the program. There are many good things in this article. At first, the topicality of event approach for the modern preschool education is shown in this article (genuine educational situation is opposed to the so called ‘artificial' world). Secondly, the important ideas, that formed the basis of the author's program, are designed in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of preschool education and are focused on supporting the implementation of divinity of childhood and the principles of subjectivity and cooperation for the approval of preschool children as a subject of educational activity. Thirdly, the article dwells upon innovative pedagogical technologies in cognitive development of preschool children which are used in the author's partial program “Hello, world of Belogoriya!” and form the didactic and methodological support for the development of subjective and social community of children and adults in the sphere of cognitive preschool activity.

Текст научной работы на тему «Субъектно-событийная общность детей и взрослых как условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности»

Репринцева Галина Анатольевна, Серых Лариса Викторовна

СУБЪЕКТНО-СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК УСЛОВИЕ ..

УДК 37.015.31+372.3/.4

СУБЪЕКТНО-СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2016

Репринцева Галина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психолого-педагогическое и специальное образование» Серых Лариса Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

«Дошкольное и начальное образование» Белгородский институт развития образования, Белгород (Россия)

Аннотация. В рамках проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»), стартовавшего в 2015 году в Белгородской области, была разработана парциальная программа познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!». В основе указанной программы - концепция субъектно-событийной общности детей и взрослых, интегрирующая идеи С.Л. Рубинштейна и Л.Н. Селивановой, В.А. Петровского и В.И. Слободчикова. В данной статье, во-первых, показана актуальность событийного подхода для современного дошкольного образования (со-бытие трактуется как подлинное проживание образовательной ситуации, при этом настоящее противопоставляется «понарошкиному миру»); во-вторых, раскрываются ведущие идеи, которые легли в основу указанной авторской программы, созданной с учетом требований ФГОС дошкольного образования и ориентированной на поддержку разнообразия детства, реализацию принципов субъектности и сотрудничества, на утверждение дошкольника в качестве субъекта образовательной деятельности; в-третьих, описываются инновационные педагогические технологии познавательного развития дошкольников, используемые в авторской парциальной программе «Здравствуй, мир Белогорья!», и составляющие дидактико-методическое обеспечение развития субъектно-событийной общности детей и взрослых применительно к познавательной деятельности дошкольников.

Ключевые слова: познавательное развитие дошкольников, личностно-ориентированное взаимодействие, событийность, субъектность дошкольника, образовательное событие, субъектно-событийная общность детей и взрослых, парциальная программа познавательного развития дошкольников.

SUBJECTIVE AND SOCIAL COMMUNITY OF CHILDREN AND ADULTS AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

IN COGNITIVE ACTIVITY

© 2016

Reprintseva Galina Anatolievna, candidate of psychological sciences, associate professor of «Psycho-pedagogical and special education» Serykh Larisa Victorovna, candidate of pedagodical sciences, associate professor of «Preschool and Primary Education» Belgorod Institute of Education Development, Belgorod (Russia)

Abstract. The partial program of cognitive development of preschool children "Hello, world of Belogoriya!" was created as a part of the project "Creation of a regional system of personal development of students in the conditions of implementation of the Federal state educational standard of the preschool education" ("preschooler of Belogoriya"), which started in 2015 in the Belgorod region. The concept of subjective events community of children and adults integrates the ideas of S.L. Rubinstein, L.N. Selivanova, V.A. Petrovskyanm, V.I. Slobodchikov and forms the basis of the program. There are many good things in this article. At first, the topicality of event approach for the modern preschool education is shown in this article (genuine educational situation is opposed to the so called 'artificial' world). Secondly, the important ideas, that formed the basis of the author's program, are designed in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of preschool education and are focused on supporting the implementation of divinity of childhood and the principles of subjectivity and cooperation for the approval of preschool children as a subject of educational activity. Thirdly, the article dwells upon innovative pedagogical technologies in cognitive development of preschool children which are used in the author's partial program "Hello, world of Belogoriya!" and form the didactic and methodological support for the development of subjective and social community of children and adults in the sphere of cognitive preschool activity.

Keywords: development of subjectivity of preschool children, personality-oriented interaction, eventfulness, subjectivity of a preschooler, educational event, subjective and social community of children and adults, partial program of the cognitive development of preschool children.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время проблемы дошкольного образования стали более актуальны в связи с признанием дошкольного образования в качестве уровня образования, имеющего специфические задачи, и призванного обеспечить полноценное проживание ребенком детства. Все фундаментальные человеческие способности (познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к людям, целенаправленность, творческое воображение и другое), которые могут сформироваться в дошкольном возрасте, не возникают сами по себе как следствие возраста ребенка, требуется непременное участие взрослого. От условий дошкольного образования в значительной степени зависит успешность человека в обществе [1, 2, 3 и многие другие]. Ориентация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на поддержку разнообразия детства, реализацию принципов субъект-ности и сотрудничества, утверждение дошкольника в качестве субъекта образовательной деятельности на-

целивает на внедрение и реализацию соответствующих образовательных моделей и технологий. Современные требования к содержанию и условиям дошкольного образования, утвержденные ФГОС ДО, позволяют каждому педагогическому коллективу выбирать те образовательные программы и педагогические технологии, которые в большей степени соответствуют запросам родителей дошкольников и возможностям дошкольной образовательной организации [4], «педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей» [5]; более того - коллективы детских садов могут реализовать авторские образовательные программы и технологии, максимально учитывающие социокультурный контекст, региональные особенности и традиции воспитания детей [4, 5]. В рамках проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного об-

Репринцева Галина Анатольевна, Серых Лариса Викторовна СУБЪЕКТНО-СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК УСЛОВИЕ ...

разования» («Дошкольник Белогорья»), стартовавшего в 2015 году в Белгородской области, была поставлена задача разработки и внедрения комплекса парциальных программ (по физическому, познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и речевому развитию дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования). Ведущей целью проекта стало внедрение в дошкольное образование региона наиболее перспективных идей воспитания и обучения дошкольников, «обогащение» программ дошкольного образования за счет регионального компонента. Таким образом, проблема обновления и модернизации дошкольного образования, приведение его в соответствие требованиям ФГОС ДО применительно к аспекту обеспечения условий для познавательного развития дошкольников на основе социокультурных традиций Белгородчины актуальна в научно-теоретическом и практическом плане.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Идеи субъектной педагогики С.Л. Рубинштейна [6], развитые Л.Н. Селивановой [7], положения В.А. Петровского [8, 9] о личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком, воззрения В.И. Слободчикова [10, 11, 12] на со-бытийную общность детей и взрослых формируют теоретико-методологический фундамент для проектирования отвечающих требованию ФГОС дошкольного образования программ. В исследованиях последних лет авторы (Т.В. Богутская [13], М.И. Болотова [14], Л.В. Боровикова [15], А.Г. Гогоберидзе [16], В.Б. Голоденко [17], О.Ю. Солопова [18], Е.А. Царегородцева [19], И.Ю. Шустова [20] и другие) всё настойчивее проводят мысль о том, что социокультурные ценности не могут быть переданы напрямую через воспитательное мероприятие, для освоения социокультурного опыта ребенку необходимо соответствующее переживание, ощущение сопричастности, акцентируют внимание на уникальности дошкольного возраста, его деятельностной природе и специфической субъектности дошкольника. Общепризнанным можно считать утверждение о том, что культура народа, преданность Отчизне, гордость за свою страну не транслируется посредством педагогических воздействий, требуется кропотливая тонкая работа по «выращиванию» патриотических чувств, что истоки высших человеческих эмоций такие, как любовь к Родине, «лежат в переживаниях раннего детства» (А.В. Запорожец) [21, с. 144]. В качестве условия воспитания начала патриотических чувств, необходимо соответствующее эмоционально-психологическое состояние, возникающее благодаря образовательным событиям и должной эмоционально-смысловой композиции образовательного процесса [18], поэтому ознакомление детей с малой Родиной, направленное на становления основ гражданской идентичности и патриотизма, целесообразно выстраивать как приобщение ребенка к социокультурным ценностям семьи, общества и государства посредством формирования и развития событийной общности детей и взрослых. Общетеоретические основы построения образовательной деятельности в дошкольном образовании описывают условия, пути и средства становления субъектности в образовательных процессах через развитие событийной общности детей и взрослых; при проектировании примерных парциальных образовательных программ дошкольного образования для конкретного региона России встает проблема конкретизации теоретических положений в концептуально-методическом ключе.

Формирование целей статьи (постановка задания). Чтобы современные дошкольники имели возможность познакомиться со своим родным краем, с настоящим и прошлым Белогорья, чтобы создать условия для восстановления преемственной связи поколений юных белго-родцев и членов их семей, чтобы расширить и обогатить

картину малой родины, необходим соответствующий психолого-педагогический подход для проектирования парциальной программы и адекватные ему педагогические технологии; в основу авторской парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» был положен субъектно-событийный подход, построенный с опорой на концептуальные идеи и положения С.Л. Рубинштейна, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова. С нашей точки зрения, именно проектирование образовательной дет-ско-взрослой общности или со-бытийной общности (по В.И. Слободчикову) и отбор соответствующих педагогических технологий может наиболее полно обеспечить учет потребностей дошкольников, их семей и традиций малой родины в системе дошкольного образования. В данной работе раскрывается и обосновывается авторский подход к проектированию условий познавательного развития дошкольников для освоения детьми социокультурных традиций Белгородской области.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для формирования и развития со-бытийной общности детей и взрослых в системе дошкольного образования Белгородской области, во-первых, необходимо было отобрать личностно-ориентированных воспитателей детских садов, готовых к реализации идей и технологий субъектной педагогики (Л.Н. Селиванова, 1998), в которой воспитание есть совместное бытие воспитателя и ребенка, нацеленное на рождение и развитие со-бытия.

Субъектная педагогика, вобравшая в себя педагогические идеи С.Л. Рубинштейна, исходит из следующих принципиальных позиций [7]:

Ребенок есть изначально индивидуальность. (Из чего следует признание педагогами самоценности детства и необходимость изучения и содействия раскрытию своеобразия личности каждого ребенка.)

Ребенок - это творец нового уровня способностей, мышления, психических процессов и др. (А, значит, детство - не только полноценный и значимый период социализации человека, но и период построения объективно нового уровня психической организации человека в процессе саморазвития.)

Основной способ воспитания - укрепление бытия воспитанника через становление его субъектности. (Потому «основными методами влияния на личность в субъектной педагогике являются не менторство, не нравоучения, не сообщение правил и норм поведения и даже не привитие таковых ребенку», а создание воспитывающих (образовательных) ситуаций, где пример взрослого и совместные действия с ним выступают отправной точкой (Л.Н. Селиванова). Эта идея разрабатывается в работах С.Л. Рубинштейна, о необходимости создания именно такой условий говорится в Концепции дошкольного образования (1986) [8] и в работе В.А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности» (1996) [9]. На наш взгляд, при определении содержания дошкольного образования важно принять во внимание позицию С.Л. Рубинштейна в отношении ведущей роли развития регулируемого общественными нормами поступка, понимаемого в качестве основополагающего приобретения или новообразования дошкольного периода. Не умаляя значения игры для развития психики ребенка и обогащения его духовной жизни, воспитателям необходимо позаботиться о воспитании ребенка в неигровой повседневной бытовой деятельности, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива [22].

Эти положения могут быть гармонично дополнены следующим: Со-бытие как источник развития детей и взрослых. Движущие силы развития личности дошкольника следует искать в сфере не просто взаимодействия или общения ребенка и взрослого, а в их духовной общности, в совместном бытие, в разделенных переживаниях, ценностях и смыслах (С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков), как следствие - воспи-

Репринцева Галина Анатольевна, Серых Лариса Викторовна педагогические

СУБЪЕКТНО-СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК УСЛОВИЕ ... науки

тание есть всегда самовоспитание педагога.

Все эти концептуальные идеи реализуются через личностно-ориентированное взаимодействие ребенка и взрослых (воспитателей, родителей, других белгород-цев), т.к. прежде всего взрослые выступают носителями смыслов и традиций малой Родины, а «полем» для таких взаимоотношений становится субъектно-событийная общность детей и взрослых.

Познавательное развитие дошкольников согласно ФГОС дошкольного образования предполагает «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [4]. Развитие субъектности дошкольников в познавательной деятельности возможно благодаря поддержке инициативы детей в совместной (со взрослым или с другими детьми) и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности. По А.Г. Гогоберидзе, ребёнок как субъект детских видов деятельности проявляет себя через самостоятельность и творчество в процессе выбора содержания деятельности и средств её осуществления, а также - через эмоционально-положительное общение и сотрудничество в детском сообществе [16, с. 33]. От игровых ситуаций ребенок старшего дошкольного возраста способен перейти к школьно-игровым ситуациям, содержание которых «нацелено на развитие у дошкольников субъектности в действиях: умений формировать замысел, планировать и реализовать действия, оценивать результаты; на формирование иерархии мотивов, внутренних этических инстанций, произвольности поведения; на развитие способностей понимать и различать разные позиции взрослого, выделять и понимать позицию взрослого как учителя; на овладение знаково-символическими формами мышления, на освоение ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира)» [12, с. 265]. Со-бытие означает и обеспечивает наполненность совместной деятельности общим смыслом, подлинное проживание образовательной ситуации, настоящее как альтернативу «понарошкиному миру» [17]. «Событийная общность может быть проявлена для участников общности как жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельно-сти...Событийная общность может быть смоделирована педагогом, она включает взрослых и детей в общий ход взаимодействия, как со-бытия, который разворачивается благодаря замыслу и плану группы организаторов. Но развиваясь стихийно, она не может иметь жестко заданных обязательных форм проживания со-бытия, определена лишь возможная их вариативность. Поэтому важна ориентация педагога на настроения и интересы воспитанников в проживании образовательной ситуации» [20, с.28]. «Педагогическое мастерство воспитателя состоит в том, чтобы создать естественную среду жизни для детей, насытить её знаниями и смыслами, соразмерными природе детства, которые соединятся с общечеловеческими ценностями взрослого мира» [15, с.11].

В структуре парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» [23] в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела (целевой, содержательный, организационный). Определены задачи, содержание и ожидаемые результаты в реализации вариативной части образовательной области «Познавательное развитие» на основе данной программы. 144

В содержательном разделе парциальной программы познавательного развития «Здравствуй, мир Белогорья!» выделено 12 самостоятельных модулей: «Мой детский сад», «Моя семья - мои корни», «Я - белгородец», «Природа Белогорья», «Мир животных и растений Белогорья», «Мир профессий и труда Белогорья». «Народные промыслы и ремесла Белогорья», «Белгородчина православная», «Герои Белогорья», «Деятели культуры и искусства Белогорья», «Замечательные места Белогорья» (архитектура, производство, спортивные и культурные объекты, заповедники и зоопарки), «Замечательные места Белогорья» (природа, живые и неживые объекты).

Содержание программы «Здравствуй, мир Белогорья» вариативно. Оно обеспечивает право выбора для каждого из субъектов образовательной деятельности, соответствует возрастным возможностям, интересам, потребностям детей и отвечает запросам родителей, сезону, условиям дошкольной организации и может изменяться по желанию субъектов образовательного процесса. Возможно использование отдельных модулей или замена модулей на авторские.

Организационный раздел парциальной программы включает описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами, информационное сопровождение программы. Отбор содержания учитывает климатические особенности региона, периоды года, традиционные события, праздники, мероприятия. В программе «Здравствуй, мир Белогорья!» приводятся примеры организации совместной проектной деятельности детей и взрослых по основным модулям программы.

Таким образом, достигается интеграция содержания обязательной части образовательной программы и части, формируемой по выбору дошкольной образовательной организации. Это обеспечивает целостность и комплексность всего образовательного процесса.

С целью становления субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, первоначального овладения дошкольниками знаково-системными формами мышления [24] в образовательном процессе используются следующие методы и приемы [25]:

- исследовательские проекты «Во саду ли, в огороде», «Стригуновский лук от семи недуг», «Ими гордится наш край», «Здания бывают разные.», «Родники родного края», «Литераторы Белгородчины - детям», «Царь почв - чернозем - богатство Белгородской земли», «Во поле, во широком, уродился наш хлебушек», «История моего рода», «Вслед за магнитной стрелкой», «Семь чудес Белгородчины»;

- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами: «Экспериментируем с водой», «Вот он какой - наш белый мел», «Сельскохозяйственный труд людей в Белгородской области», «Чем богата Белгородская земля»;

- коллекционирование (классификация): коллекция полезных ископаемых, глиняных игрушек, гербарий;

- путешествие по карте «Животные и растения Белгородской области», «Замечательные места в нашем городе (поселке, селе) и районе», виртуальное путешествие по карте России «Наши соседи», «Белгородчина и города-побратимы»;

- путешествие по «Ленте времени»: «Мой город (поселок, село) в прошлом и настоящем Белогорья», «Мир профессий и труда Белогорья в прошлом и настоящем», «История детского сада», «Семьи Белогорья вчера и сегодня»: «Белгородская область: знаковые даты истории», «Как ухаживали за животными в древности и сейчас», «Сельское хозяйство и промышленность Белгородчины: вчера и сегодня»;

- экскурсии: «Детям о профессиях: кто делает молочные продукты?» (посещение молокозавода), «Можно ли вырастить овощи зимой?» (экскурсия в теплицу), «Художники Белогорья о природе родного края» (экскурсия в художественную галерею), «Я живу на улице

Репринцева Галина Анатольевна, Серых Лариса Викторовна СУБЪЕКТНО-СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК УСЛОВИЕ ...

героя!» (ближайшее окружение детского сада); виртуальные экскурсии: «С. М. Буденный: история Красной Армии на Белогорье», «О ком рассказывают памятники Белогорья» (памятники воинской славы), музей-мастерская «Творчество художника С.С. Косенкова»;

- изготовление интерактивной тематической папки (лэпбук): «Природа Белогорья», «Профессии Белогорья»;

- реконструкции исторического прошлого: «Реконструкция многопоколенной сельской и городской семьи», «Как наши предки выращивали хлеб», «Профессии в прошлом нашего края»;

- игра - моделирование «Защитники крепости Белгородской», «Белгородская кругосветка».

Каждый из обозначенных методов и приемов, работая в целом на познавательное развитие дошкольников, создает наиболее благоприятные условия для реализации развивающих задач.

Организации общения и взаимодействия взрослого и детей способствуют игровые персонажи - куклы Белогор и Белогорочка. Эти персонажи выполняют роль внешней формы проявления самосознания дошкольника: ребенок разговаривает с куклами, которые отвечают на вопросы воспитателя, разговаривают между собой.

Результативность деятельности педагогов в большой степени зависит от единства подходов дошкольной образовательной организации и семьи. Поэтому проблемы познавательного развития дошкольников на основе социокультурный ценностей Белгородской области рассматриваются в рамках родительского просвещения (семейные клубы, выставки, стенды) и активного взаимодействия с родителями (совместные проекты, викторины, экскурсии).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Ведущей идеей проектирования и реализации примерной парциальной образовательной программы познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!» выступает субъектно-событийная общность детей и взрослых как интегративный принцип современного дошкольного образования и условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности. Данная идея является концептуальной при проектировании и апробации парциальных образовательных программ дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию «Мир Белогорья, я и мои друзья», художественно-эстетическому развитию «Цветной мир Белогорья», речевому развитию «По речевым тропинкам Белогорья». Перспективным направлением, на наш взгляд, представляется разработка технологий и методик организации образовательной деятельности на основе принципов субъектной педагогики и со-бытийной общности детей и взрослых в контексте данных парциальных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рабочая концепция одаренности. Москва, 2003. 94с.

2. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Проектирование образовательной деятельности дошкольников на основе вариативно-модельного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 5-7.

3. Смолонская А.Н. Преемственность детского сада и школы в контексте формирования жизненных компетенций у детей // European Social Science Journal. 2015. № 8. С. 236-241.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.

5. Комментарии к ФГОС дошкольного образования / Письмо Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. № 08-249.

6. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) / Научный архив // Вопросы психологии. 1986.

№ 4. С.101-108._

7. Селиванова Л.Н. Педагогические взгляды С.Л. Рубинштейна: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.01. Смоленск, 1998. 182 с.

8. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В. А. , Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1989. № 3. С.22-31.

9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

10. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.

11. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. № 1. С.4-13.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования / Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. С.258-266.

13. Богутская Т.В. Понимание воспитания как события // Мир науки, культуры, образования. 2009. №5 (17). 233-236.

14. Болотова М.И. Со-бытие как основа воспитания // Философия образования. 2008. №1. С. 219-227.

15. Боровикова Л.В. Со-бытийная общность как источник развития детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольного учреждения // Детский сад: теории и практика. 2011. №7. С.6-13.

16. Гогоберидзе А.Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2009. №100. С.29-37.

17. Голоденко В.Б. Возможно ли формирование основ гражданской идентичности у детей дошкольного возраста? // Известия Южного федерального университета. 2015. №2. С.87-93.

18. Солопанова О.Ю., Целковников Б.М. Эмоционально-смысловая организация образовательного процесса: сущность и специфика // Успехи современной науки и образования. 2015. №3. С.71-75.

19. Царегородцева Е.А. Возможности образовательных ситуаций в индивидуализации процесса образования дошкольников // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. г. Новосибирск, 2016. С.30-32.

20. Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и ее событийные характеристики // Новые ценности образования. 2010. № 1. С.21-33.

21. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М., 2008. С.122-147.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.:Питер, 2007. 713с. (Серия «Мастера психологии).

23. Серых Л.В., Репринцева Г.А. Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие»). Белгород: Издательский центр БелИРО, 2015. 36с.

24. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Современный образовательный процесс в ДОУ: тезаурус педагога // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 3. С. 70-81.

25. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»: парциальная программа/ Л.В. Серых, Г.А. Махова, Е.А. Мережко, Ю.Н. Наседкина, Белгород: издательство ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2015. 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.