Научная статья на тему 'Развитие субъектности дошкольников в трудовой деятельности'

Развитие субъектности дошкольников в трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1741
157
Поделиться
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / СУБЪЕКТНОСТЬ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ / PRESCHOOL CHILD / SUBJECTIVITY / WORK / SUBJECT OF WORK / TECHNOLOGY OF WORK INCLUSION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шанц Евгения Альфридовна

В данной статье рассматривается проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности. Автором выделяются и описываются характерные особенности дошкольников, позволяющие осуществлять трудовое воспитание именно в данный возрастной период. Проведенный автором ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопросы организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста теоретически достаточно хорошо разработаны. Однако данные диагностического исследования показали, что при существующей поливариативности образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных организациях, при организации трудовой деятельности детей главным остается стремление педагогов осуществить программные требования, добиться, чтобы дети усвоили сумму знаний и умений, которые определены часто без учета реального уровня развития детей, тогда как трудовая деятельность обеспечивает воспитательное воздействие на личность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в совместной деятельности. В статье автором приведен анализ взглядов современных исследователей и обосновывается идея о необходимости переосмысления имеющейся теории и практики в области развития субъектности дошкольников в трудовой деятельности. По мнению исследователей, позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труда. Автор обобщает теоретический и практический опыт применения различных технологий приобщения дошкольников к трудовой деятельности на основе субъект-субъектных отношений между участниками воспитательного процесса и приходит к выводу о необходимости обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника

DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN WORKING LIFE

The problem of work inclusion of children of the advanced preschool age is studied in the article. The author allocates and describes the characteristics of preschool children that allow carrying out labor education during this age period. The retrospective analysis of philosophical, psychology and pedagogical literature, which is carried out by the author, demonstrates that the questions of the organization of work of children of the advanced preschool age are given great attention in theoretical works. However the data of a diagnostic testing have shown that in spite of the existing polyvariability of the educational programs used in preschool educational organizations, the aspiration of teachers to carry out program requirements, to achieve the goal of acquisition of the sum of knowledge and abilities, which are defined often without any regard to the real level of development of children, prevails over the desire to provide educational impact on the identity of a child, satisfaction of the needs of a child for joint activity. The analysis of views of modern researchers is provided and the idea about need of reconsideration of the available theory and practice in the field of development of subjectivity of preschool children in the course of work is proved by the author in this article. According to the researchers the position of the subject of child labor is shown in ability to an independent goal-setting and motivation to work, ability to operate the mastered ways of the elementary labor processes, independently controlling and estimating results of the work. The author generalizes theoretical and practical experience of application of various technologies of work inclusion of preschool children on the basis of the subject-subject relationship between participants of educational process and comes to a conclusion about the need of updating of the approaches to the definition of the role of an adult in management of children’s work, focusing on the construction of the subject-subject interaction with the child, on the search of actual means and methods of the organization of work of a preschool child.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности дошкольников в трудовой деятельности»

УДК 372.364 ББК Ч410.053

ГСНТИ 14.23.07

Код ВАК 13.00.02

Шанц Евгения Альфридовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет; 628400, ХМАО-

Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60, к. 145; e-mail: shants.eva@mail.ru

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дошкольник; субъектность; трудовая деятельность; субъект трудовой деятельности; технологии приобщения к труду.

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматривается проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности. Автором выделяются и описываются характерные особенности дошкольников, позволяющие осуществлять трудовое воспитание именно в данный возрастной период. Проведенный автором ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопросы организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста теоретически достаточно хорошо разработаны. Однако данные диагностического исследования показали, что при существующей поливариативности образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных организациях, при организации трудовой деятельности детей главным остается стремление педагогов осуществить программные требования, добиться, чтобы дети усвоили сумму знаний и умений, которые определены часто без учета реального уровня развития детей, тогда как трудовая деятельность обеспечивает воспитательное воздействие на личность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в совместной деятельности. В статье автором приведен анализ взглядов современных исследователей и обосновывается идея о необходимости переосмысления имеющейся теории и практики в области развития субъектности дошкольников в трудовой деятельности. По мнению исследователей, позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труда. Автор обобщает теоретический и практический опыт применения различных технологий приобщения дошкольников к трудовой деятельности на основе субъект-субъектных отношений между участниками воспитательного процесса и приходит к выводу о необходимости обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.

Shants Evgenia Alfridovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Surgut State Pedagogical University

DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN WORKING LIFE

KEYWORDS: preschool child; subjectivity; work; subject of work; technology of work inclusion.

ABSTRACT. the problem of work inclusion of children of the advanced preschool age is studied in the article. The author allocates and describes the characteristics of preschool children that allow carrying out labor education during this age period. The retrospective analysis of philosophical, psychology and pedagogical literature, which is carried out by the author, demonstrates that the questions of the organization of work of children of the advanced preschool age are given great attention in theoretical works. However the data of a diagnostic testing have shown that in spite of the existing polyvariability of the educational programs used in preschool educational organizations, the aspiration of teachers to carry out program requirements, to achieve the goal of acquisition of the sum of knowledge and abilities, which are defined often without any regard to the real level of development of children, prevails over the desire to provide educational impact on the identity of a child, satisfaction of the needs of a child for joint activity. The analysis of views of modern researchers is provided and the idea about need of reconsideration of the available theory and practice in the field of development of subjectivity of preschool children in the course of work is proved by the author in this article. According to the researchers the position of the subject of child labor is shown in ability to an independent goalsetting and motivation to work, ability to operate the mastered ways of the elementary labor processes, independently controlling and estimating results of the work. The author generalizes theoretical and practical experience of application of various technologies of work inclusion of preschool children on the basis of the subject-subject relationship between participants of educational process and comes to a conclusion about the need of updating of the approaches to the definition of the role of an adult in management of children's work, focusing on the construction of the subject-subject interaction with the child, on the search of actual means and methods of the organization of work of a preschool child.

ентральным звеном знании о соци-^альной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач,

значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной

© Шанц Е. А., 2016

формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст - чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности [1].

Теоретический анализ трудов отечественных ученых, специалистов в области дошкольного образования (Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина, З. Н. Борисова, Р. С. Буре, Г. М. Киселева, М. В. Крулехт, Л. И. Сайгушева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шато-ва, В. И. Логинова, О. В. Мачехина, Я. З. Не-верович, А. Г. Тулегенова, Ю. А. Мичурина и др.) свидетельствует о том, что накоплен значительный теоретический материал и опыт практической деятельности в формировании трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста и некоторых ее качественных проявлений, таких как трудолюбие, положительное отношение к труду [3; 6; 7; 10]. При этом недостаточно внимания уделяется вопросам технологии приобщения ребенка к труду и развития субъектной позиции дошкольника.

Наблюдения за организацией и руководством трудовой деятельностью детей в дошкольных образовательных организациях показывают, что традиционная методика трудового воспитания способствует более развитию исполнительности, накоплению трудового опыта ребенка, нежели воспитанию радости труда, инициативности, актуализации имеющихся знаний о труде, трудовых умений и навыков, задействованию «Я» в доступных видах труда. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативно-правовых документах. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что необходимо поддерживать инициативы детей в различных видах деятельности. Здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально

активной личности. Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» предполагает «формирование у детей активной позиции - наличие собственного мнения, способности договариваться, спорить, обосновывать свою точку зрения, при необходимости бороться за нее».

Таким образом, актуальность проблемы приобщения дошкольников к труду, развития субъектности детей обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензетивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда как природосообразного и естественного средства личностного развития ребенка, является фактором успешной социализации дошкольника в современном мире.

В дошкольной педагогике и психологии нет однозначного мнения по поводу выделения трудовой деятельности как самостоятельной деятельности ребенка в силу специфичности конечного продукта.

Психологи утверждают, что трудового воспитания нет и быть не может, так как труд - это «физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство товаров и услуг» (В. А. Петровский). Также В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др. утверждают, что рано говорить о трудовой деятельности дошкольника как об особом самостоятельном виде деятельности.

Исследования педагогов и психологов (А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, В. Г. Нечаевой) убеждают, что к 5 годам ребенок может отличать труд как серьезное дело, от игры, старший дошкольник психологически готов к систематическому участию в простейших видах трудовой деятельности.

Трудами таких исследователей, как Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, А. А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Ее суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд - это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд - не самоцель, а его значение - в воспитательном воздействии на личность ребенка. По данным исследований Б. Г. Ананьева, к 5-6 годам ребенок может полностью охватить весь процесс

деятельности от постановки цели до получения результата. Это позволяет говорить о возможности полного освоения детьми трудовых процессов, посильных их возрасту. Исследователи (В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Г. Н. Година, С. А. Козлова и др.) признают условность трудовой деятельности детей по сравнению с трудом взрослых. Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Иное дело - детская трудовая деятельность, ее ценность - в воспитательном значении. Для того чтобы использовать труд как средство воспитания дошкольников, необходимо учитывать его своеобразие в этом возрасте: 1)связь труда с игрой; 2)трудовая деятельность как развивающая деятельность (цель, мотив, результат, действия, планирование); 3) становление специфических видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд в природе.

Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что элементы формирования социальной активности личности всегда входили в задачи социально-нравственного воспитания [9]. Но это была идеологизированная идеальная цель. Реальная цель хотя и не формулировалась открыто, однако имплицитно присутствовала в теории и практике обучения и воспитания - сформировать не творца, инициатора, а исполнителя. Следует отметить, что такая цель явилась одной из причин, которая привела, по мнению некоторых ученых (Д. Б. Эльконин), к кризису современного детства. Исходя из общей стратегии по формированию активности исполнителя многие исследования были направлены на то, чтобы выявить условия повышения уровня целенаправленности обучения и воспитания, обеспечения соблюдения требований, задаваемых обществом. При этом ребенок рассматривался лишь как объект воздействия, собственные его желания, интересы, активность не принимались во внимание.

С конца XX столетия в психолого-педагогической науке появились версии о дошкольнике как субъекте трудовой деятельности. Работы М. В. Крулехт, В. И. Тютюн-ник и др. поставили перед необходимостью переосмысления имеющейся теории и практики трудового воспитания. Исследования последних лет и наблюдения за деятельностью педагогов убедительно доказывают, что «эффективность развития связана с освоением детьми позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря ос-

воению данной позиции происходит интенсивное эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование - ценность, которая определяет самореализацию субъекта в той или иной деятельности» (М. В. Крулехт). По мнению М. В. Крулехт, позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труда. На основе изучения исследований Л. И. Сайгушевой установлено, что условием овладения ребенком позицией субъекта является проявление трудовой активности, основными элементами которой в старшем дошкольном возрасте выступают инициативность, готовность к труду, осознание необходимости трудиться на благо других людей, удовлетворенность процессом труда и его результатами. Мы в своем исследовании выделяем такое условие, как проявление социальной активности в процессе труда в природе. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития социальной активности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой, — потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических позиций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. Л. Венгер, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.). В ходе взаимодействия с миром у ребенка развивается способность к проявлению инициативы и исполнительности, через которые выявляется ценность человека как социального существа, мера его дееспособности в обществе. Разное сочетание инициативы и исполнительности начинает определять индивидуальный стиль активности ребенка, который стабилизируется, трансформируется, изменяется в ходе дальнейшего становления личности и является условием овладения ребенком позицией субъекта детской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщая результаты исследований М. В. Крулехт, Ю. А. Мичуриной, Л. И. Сай-гушевой и других, можно выделить следующие характеристики дошкольника как субъекта трудовой деятельности:

1) компетентность - системные знания о труде как заботе человека о других, обобщенные трудовые умения и навыки, бережное отношение к предметам, орудиям и ре-

зультатам труда на основе понимания его социальной значимости;

2) самостоятельность - умение планировать и организовывать деятельность без напоминаний и посторонней помощи, относительная независимость от взрослого и осознание себя как деятеля, умение пользоваться обобщенными трудовыми действиями для достижения цели в разнообразных ситуациях;

3) инициативность - умение самому находить новые объекты для трудовой деятельности, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию при достижении разных по характеру целей, стремление выйти за рамки выполняемого задания, используя имеющиеся знания, умения и навыки;

4) произвольность - соподчинение мотивов на основе волевого усилия в достижении результата, преодолении трудностей, регуляция поведения в процессе трудовой деятельности и при возникновении трудностей, активизация волевых усилий в целенаправленной деятельности на основе планирования, исполнения и оценки результата своих действий;

5) самооценка - осознание отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения, наличие способов самопроверки и контрольно-оценочных умений, позволяющих качественно выполнять трудовую деятельность, умение мотивированно оценивать процесс и результаты труда сверстников и свои собственные;

6) креативность - способность создавать собственный замысел, способность к нестандартному решению заданий на основе обобщенных знаний и умений, преобразование уже знакомых материалов, создание новых комбинаций из усвоенных элементов.

На практике во многих образовательных организациях уделяется недостаточное внимание созданию условий для освоения детьми позицией субъекта разнообразных видов детской деятельности. Модель субъект-субъектного взаимодействия педагогов с детьми остается только провозглашенной: воспитатели слабо используют весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, уровня развития.

Взяв за основу рациональный опыт прошлого, результаты последних исследований психологов и педагогов по проблеме приобщения дошкольников к труду, мы рассмотрели некоторые технологии приобщения дошкольников к труду, построенные на субъект-субъектных отношениях ребенка

и взрослого в процессе организации трудовой деятельности дошкольников. Так, например, Л. И. Сайгушева изучала возможности использования педагогического стимулирования при развитии трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста. Автор считает, что система педагогической работы должна строиться с учетом главного в педагогическом искусстве -уметь побуждать, а не принуждать ребенка к активной созидательной деятельности. Результаты проведенного исследования позволили выделить в процессе формирования трудовой активности в дошкольном возрасте определенные этапы и характерные методические особенности: «вынужденная» трудовая активность (организационные формы - непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с трудом взрослых, совместная с взрослым трудовая деятельность; доминирующие методы - чтение рассказов, моделирование, дидактические игры, игровые приемы, прием ролевой идентификации, ситуации «разрыва»); потенциальная трудовая активность (организационные формы - сочетание познавательной и игровой деятельности, комплексное дежурство, домашние трудовые поручения, совместная с взрослым трудовая деятельность; доминирующие методы - индивидуальные беседы, сюжетно-ролевые игры, игра-труд, специальные ситуации, поощрительная оценка взрослых, стимульные ситуации коррекции); инициативная трудовая активность (организационные формы - поручение, дежурство, совместная трудовая деятельность со взрослыми и детьми младшей группы; доминирующие методы - нестандартные ситуации, опосредованные задания, метод доверия).

М. В. Крулехт при характеристике технологии вхождения ребенка в реальные трудовые связи акцент делает на формировании операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка. Данная технология, как и предыдущая, выстраивается поэтапно. Для первого этапа характерно приобщение к современному миру, для второго - освоение позиции субъекта детского труда, третий связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи. Структурной единицей конструирования образовательного процесса в соответствии с данной технологией является образовательная ситуация. Автор выделяет методические особен-

ности освоения ребенком позиции субъекта на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Развитие индивидуальности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной трудовой деятельности детей и взрослых на основе субъект-субъектного взаимодействия рассматривала Ю. А. Мичурина. Автор при разработке данной технологии использовала модульное построение содержания ее процедурного компонента. Эффективное функционирование технологии развития индивидуальности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности обеспечивается совокупностью следующих модулей: взаимосвязь средств приобщения старших дошкольников к труду, организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, организация трудовой предметно-пространственной среды.

С учетом особенностей развития ребенка старшего дошкольного возраста и роли трудовой деятельности в данный период мы в своем исследовании акцентировали внимание на свойствах личности ребенка как субъекта деятельности, выделяя три компонента социальной активности и их критерии: мотивационный, включающий компетентность и произвольность, волевой (поведенческий), включающий самостоятельность и инициативность, и эмоционально-ценностный, предполагающий удовлетворение от процесса труда и его результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы считаем, что основы социальной активности в трудовой деятельности формируются при овладении ребенком позицией субъекта в посильных и интересных видах труда, способности самоутвердиться и

проявить отношение к делу. В существующих рамках выделены педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности (фронтальное трудовое обучение, учет требований индивидуально дифференцированного подхода, создание развивающей предметно-пространственной среды). С учетом данных условий и особенностей детского труда на основе субъект-субъектного взаимодействия и педагогического стимулирования нами была разработана модель педагогического процесса по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе, которая включает цель, задачи, содержание, этапы, условия, принципы, методы и приемы, организацию процесса трудовой деятельности дошкольников и социально-педагогическую работу с коллективом воспитателей и родителей. Целью и результатом разработанной модели явилось формирование социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности. Результативно-оценочный компонент представлен критериями, показателями и уровнями сформированности социальной активности детей старшего дошкольного возраста.

Проведенный анализ педагогических технологий приобщения дошкольников к труду позволил определить необходимость обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 17. URL: http://e-koncept.ru/20i5/75230.htm.

2. Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции : автореф. дис. ... д-ра пед наук. М., 1998.

3. Буре Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду / / Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. М. 1994. С. 74-91.

4. Казаева Е. А. Образование в контексте поликультурного подхода / / Педагогическое образование в России. 2015. №6. С. 55-59.

5. Казакова Р. Г. Воспитание первоначальных основ трудовой активности у детей дошкольного возраста // Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

м., 1988. с. 137-156.

6. Киселева Г. М. Перспективы трудового воспитания дошкольников // Актуальные проблемы дошкольного образования : перспективы развития : в 2-х ч. Челябинск, 2005. Ч. 2. С. 52-55.

7. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996. 420 с.

8. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования / / Концепт. 2013. № S6. С. 21-25. URL: http://e-koncept.ru/2013/13556.htm.

9. Маралов В. Г. Формирование основ социальной активности в детском возрасте (дошкольник -младший школьник). М., 1990. 280 с.

10. Мичурина Ю. А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности : дис. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 194 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Сайгушева Л. И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание личности дошкольника : межвуз. сб. науч. тр. Шадринск. 1992. С. 44-51.

12. Сайгушева Л. И. Приобщение дошкольников к общественно-полезному бытовому труду и воспитанию их трудовой активности. М., 1990. 41 с.

13. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду. Ростов н/Д., 2013. 221 с.

14. Ситаров В. А. Педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 32 с.

15. Толмачева В. В. Моделирование педагогического процесса по формированию социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / / Вестник Бурятского гос. ун-та. 2008. №1. С. 122.

REFERENCES

1. Abramovskikh N. V. Pedagogicheskie tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii: ponyatie i sushchnost' / / Kontsept. 2015. Spetsvypusk № 17. URL: http://e-koncept.ru/2015/75230.htm.

2. Aksenova G. I. Formirovanie sub"ektnoy pozitsii : avtoref. dis. ... d-ra ped nauk. M., 1998.

3. Bure R. S. Trudovoe vospitanie detey doshkol'nogo vozrasta v detskom sadu / / Obuchenie i vospita-nie doshkol'nikov v deyatel'nosti. M. 1994. S. 74-91.

4. Kazaeva E. A. Obrazovanie v kontekste polikul'turnogo podkhoda // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. №6. S. 55-59.

5. Kazakova R. G. Vospitanie pervonachal'nykh osnov trudovoy aktivnosti u detey doshkol'nogo voz-rasta / / Vospitanie sotsial'no aktivnoy lichnosti v doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste. M., 1988. S. 137-156.

6. Kiseleva G. M. Perspektivy trudovogo vospitaniya doshkol'nikov / / Aktual'nye problemy do-shkol'nogo obrazovaniya : perspektivy razvitiya : v 2-kh ch. Chelyabinsk, 2005. Ch. 2. S. 52-55.

7. Krulekht M. V. Problema tselostnogo razvitiya rebenka doshkol'nika kak sub"ekta detskoy trudovoy deyatel'nosti : dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1996. 420 s.

8. Lashkova L. L. Problemy i perspektivy razvitiya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya / / Kontsept. 2013. № S6. S. 21-25. URL: http://e-koncept.ru/2013/13556.htm.

9. Maralov V. G. Formirovanie osnov sotsial'noy aktivnosti v detskom vozraste (doshkol'nik - mladshiy shkol'nik). M., 1990. 280 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Michurina Yu. A. Razvitie individual'nosti starshikh doshkol'nikov v trudovoy deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2005. 194 s.

11. Saygusheva L. I. Vospitanie trudovoy aktivnosti u detey starshego doshkol'nogo vozrasta // Vos-pitanie lichnosti doshkol'nika : mezhvuz. sb. nauch. tr. Shadrinsk. 1992. S. 44-51.

12. Saygusheva L. I. Priobshchenie doshkol'nikov k obshchestvenno-poleznomu bytovomu trudu i vospi-taniyu ikh trudovoy aktivnosti. M., 1990. 41 s.

13. Saygusheva L. I. Tekhnologii priobshcheniya doshkol'nikov k trudu. Rostov n/D., 2013. 221 s.

14. Sitarov V. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsial'noy aktivnosti mladshego shkol'-nika : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1991. 32 s.

15. Tolmacheva V. V. Modelirovanie pedagogicheskogo protsessa po formirovaniyu sotsial'no-ekologicheskoy napravlennosti lichnosti starshikh doshkol'nikov v trudovoy deyatel'nosti // Vestnik Bu-ryatskogo gos. un-ta. 2008. №1. S. 122.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.