Научная статья на тему 'Разработка проблемы трудового воспитания детей в советской дошкольной педагогике'

Разработка проблемы трудового воспитания детей в советской дошкольной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4025
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ТРУДУ / LABOR EDUCATION / PRESCHOOL / WORK ACTIVITY / THE WILLINGNESS TO WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушева Людмила Ивановна

В статье представлен ретроспективный анализ осмысления проблемы трудового воспитания дошкольников в советской педагогике, дана характеристика этапов постановки проблемы приобщения детей к труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LABOUR EDUCATION OF CHILDREN IN SOVIET PRESCHOOL PEDAGOGY

The article discusses a retrospective analysis of labor education of preschool children in the Soviet preschool pedagogy, given the description of the stages of the problem introduce children to work on the basis of the results of research and practice preschool workers.

Текст научной работы на тему «Разработка проблемы трудового воспитания детей в советской дошкольной педагогике»

Л. и. Сайгушева

Разработка проблемы трудового воспитания детей в советской дошкольной педагогике

УДК 331:373.2(47) ББК 74.100.53Г(2)6

в статье представлен ретроспективный анализ осмысления проблемы трудового воспитания дошкольников в советской педагогике, дана характеристика этапов постановки проблемы приобщения детей к труду.

ключевые слова: трудовое воспитание, дошкольник, трудовая активность, готовность к труду.

L. I. Saygusheva

The problem of labour education

OF CHILDREN IN SOVIET PRESCHOOL PEDAGOGY

The article discusses a retrospective analysis of labor education of preschool children in the Soviet preschool pedagogy, given the description of the stages of the problem introduce children to work on the basis of the results of research and practice preschool workers.

Keywords: labor education, preschool, work activity, the willingness to work.

вопросы организации детского трудадостаточноактивноразрабатыва-лись в советский период развития отечественной педагогики. После октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа, проблема приобщения к труду подрастающего поколения, в том числе и де-

тей дошкольного возраста, ставилась очень остро. Социально-экономические и политические тенденции в развитии трудового воспитания в те годы оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.

На этапе активного строительства социализма в 20—30 гг. в нашей стране особое внимание уделялось теоретическому наследию классиков марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) относительно роли труда в развитии человека как основополагающем факторе формирования личности.

Проблема содержания и места труда в педагогическом процессе детского сада, связи его с другими видами деятельности, роли педагога в труде детей прошла сложный путь становления.

в первые годы советской власти вопросы трудового воспитания детей были в центре внимания съездов по дошкольному воспитанию, исследований советских педагогов.

Первый этап в постановке и реализации проблемы трудового воспитания дошкольников совпадает во времени с периодом построения основ социализма в СССР (1917-1937 гг.). в партийно-правительственных документах и психолого-педагогической литературе по дошкольному воспитанию, изданной в эти годы, еще не давалось понятие «трудовая активность», хотя ставилась задача воспитания «активности», самодеятельности и намечались пути их осуществления в труде. В резолюциях всероссийских съездов по дошкольному воспитанию

(1919, 1921, 1924, 1928 гг.) отмечалось, что благоприятные возможности для воспитания у детей активности, самодеятельности создают такие формы работы, как организация разнообразных видов труда (начиная с элементарных его форм и кончая ор-

ганизованным общественно полезным трудом), ознакомление с производством.

На I съезде по дошкольному воспитанию [31] перед детским садом была поставлена задача — научить ребенка трудиться с радостью, получать эмоционально-нравственное удовлетворение от качественно и красиво выполненной работы. Давая задание, взрослый должен указывать его цель и следить за тем, чтобы работа была выполнена до конца. Дети должны полюбить труд и знать, для чего и для кого они трудятся.

На II Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию [37] выступающие продолжили вести поиски средств и методов развития общественной направленности труда.

III съезд по дошкольному воспитанию, который созывался в 1924 г. [16], сосредоточил внимание на определении содержания работы с детьми, позволившей бы создать благоприятные условия для формирования инициативы, активности и общественной направленности труда. Р. И. Прушицкая предлагала организовать внутри учреждения труд по хозяйству и ознакомление с трудом взрослых. Ставя актуальную задачу, она, тем не менее, при определении содержания труда переоценивала возможности детей.

На IV съезде по дошкольному воспитанию (1928 г.) [32] была принята резолюция о необходимости построения работы с детьми по «организующим моментам», якобы обеспечивающим их активную трудовую деятельность. Отмечалось, что основным

элементом «организующего момента» должен быть труд детей, поскольку основным элементом преобразования окружающей действительности является труд взрослых. Установки съезда были отражены в статье Р. И. Прушицкой «Политехническое воспитание в дошкольном возрасте» [29]. Для стимулирования активности детей в труде она рекомендовала практиковать новые формы организации социалистического труда(соцсоревнование, ударничество). При этом особое внимание Р. И. Прушицкая обращала на актуализацию общественной направленности детей в процессе труда, предлагала наметить ряд дел-проектов, которые дошкольное учреждение могло бы выполнить в помощь определенному предприятию (борьба с браком, труд в птицеводстве, кролиководстве, участие детей в посевной кампании и т. д.). Для того чтобы повысить качество и интенсивность детского труда, Прушицкая советовала оборудовать детские сады специальными станками и инструментами.

Идеи о необходимости стимулирования активности детей в труде получили свое дальнейшее развитие в Методических письмах по дошкольному воспитанию. Первое письмо было посвящено дошкольной работе в деревне [18.1]. Оно нацеливало педагогов на обеспечение общественной направленности труда, собственно трудовой готовности (формирование трудовых навыков), трудовой инициативы. Так, предлагалось вовлекать детей в труд по самообслуживанию, необходимость которого была оче-

видна и для детей (подмести комнату, полить цветы, убрать после еды посуду со стола и др.). Считалось возможным привлекать к работе в цветниках и огороде, к сбору ягод и грибов для общего стола, подготовке помещения дошкольного учреждения к празднику, к посильным полевым работам. Со старшими дошкольниками также рекомендовалось организовывать починку мебели, изготовление вешалок для одежды, ящиков для растений.

С целью стимулирования активности детей в труде письмо ориентировало на применение элементов детского самоуправления, выражающегося в распределении различных видов работ и дежурств. В письме предлагалось использовать в дошкольном учреждении все виды дежурств (в рабочей комнате, на кухне, в столовой).

Более сложной формой организации детей, обеспечивающей максимум проявления самодеятельности, активности в труде, считалась работа в комиссиях и собраниях, к которым советовали подходить «очень осторожно, чтобы не сделать их простым подражанием взрослым или чтобы они не вылились в трафарет» [18.1. С. 26]. На собрание рекомендовалось выносить вопросы, связанные с распределением работ, выбор комиссий и др. С целью развития самостоятельности, инициативы в труде каждого ребенка следовало время от времени назначать ответственным за проведение какого-либо дела.

В детском саду рекомендовалось иметь разнообразные инструменты и

материалы, в том числе «бросовый» материал для применения детьми при поделках игрушек.

В методическом письме о планировании работы в дошкольных учреждениях» [18.2] предлагалось планировать занятия «по организующим моментам». Например, во второй половине апреля рекомендовалось сконцентрировать всю работу с детьми вокруг праздника I Мая: подвести детей к осознанию его значения и дать возможность включиться в различные трудовые мероприятия (убрать и украсить помещение, приготовить костюмы, расчистить вместе с дворником, пионерами и взрослыми площадку во дворе, посадить комнатные растения, ухаживать за ними и т. д.).

В письме «О работе по природоведению в дошкольных учреждениях» [18.3] знакомство с природой рекомендовалось начинать с непосредственных наблюдений за явлениями природы, подводящих детей к проявлению инициативы в труде. Например, как можно привлечь детей к санитарной борьбе с мухами. Путем наблюдения дети устанавливают, где скапливаются мухи, чем они питаются. В результате дошкольники самостоятельно подходят к выводу, что причиной большого количества мух является грязь, нечистоплотность. Из этого вытекает жизненно важная задача: содержать помещение в чистоте, следовательно, необходима посильная трудовая деятельность детей по уборке помещения, проявление каждым ребенком самодеятельности в труде

[18.3. С. 4-5].

С точки зрения активизации труда детей, особый интерес представляет письмо Е. А. Флериной [18.4]. Ценность его заключается прежде всего в том, что оно раскрывает значение «бросового» материала (камни, глина, песок, прутья, куски кирпичей, труб, ящики, катушки, коробки, доски и т. д.) для стимулирования детского творчества, проявляемого в процессе ручного труда. Во-вторых, обращается внимание на необходимость использования совместного труда младших и старших дошкольников, создающего благоприятные возможности для проявления старшими дошкольниками активности, для формирования у них общественной направленности труда.

Задача формирования у детей активности в труде четко сформулирована в письме «Игра и труд дошкольников» [18.5]. В нем особое внимание обращено на воспитание общественной направленности труда и инициативности, как свойств личности. В качестве основного средства стимулирования указанных свойств рассматривалась организация обслуживающего и производительного труда (ручного и труда в природе), имеющих общественно полезный характер. В частности, педагогически ценными были указания, содержащиеся в письме, о необходимости организовать жизнь детей так, чтобы она «сама давала толчок к трудовой деятельности», причем труд должен вызываться не только личной потребностью ребенка, а потребностью всего детского коллектива или даже ближайшей окружающей среды [18.5. С. 41-42].

Чтобы повысить воспитательное воздействие обслуживающего труда,

в письме рекомендовалось показывать его значение, постепенно усложнять и разнообразить его виды. Решающее значениеприформированииинициатив-ности в труде отводилось производительному труду (смастерить ящик, клетки, грабли, подшить полотенце, носовой платок), ибо, как отмечалось в письме, ребенок чувствует себя творцом вещи, которой ежедневно пользуется и осознает ее практическую ценность [18.5. С. 14]. Итак, одним из целесообразных приемов развития инициативности в труде, по мнению составителей письма, является применение полученного продукта труда в повседневной жизни.

Идея воспитания у дошкольников активности в труде нашла отражение в проекте программы дошкольных учреждений (1932 г.) [17], а также и в самой программе дошкольных учреждений (1934 г.) [26]. В этих документах раскрывается ценность общественно полезного труда как средства развития активности, самодеятельности ребенка. Например, в проекте программы дошкольных учреждений организующий момент под названием «Ленинские дни» нацеливает на выполнение ленинского завета, который реализовывался в виде общественно полезной работы (помощь в детской комнате или на площадке).

Из приведенного выше анализа документов видно, что на первых съездах по дошкольному воспитанию, в методических письмах и первых программах для дошкольных учреждений задача стимулирования активности ребенка-дошкольника в труде, его самодеятельности ставилась доста-

точно определенно. Однако в этих директивных документах не всегда учитывались возрастные возможности детей. Для первых программ дошкольных учреждений (1932, 1934 гг.) характерна концепция о необходимости стимулирования активности в труде условиями, вызывающими ответные реакции.

Таким образом, характеризуя теоретическую и практическую разработанность проблемы трудовой активности дошкольника, следует отметить, что в рассматриваемый исторический период был поднят вопрос о формировании у детей, начиная с дошкольного возраста, активности в труде; предприняты попытки определить основные характеристики данной активности (общественная направленность труда, интенсивность и результативность участия детей в труде, инициативность); велся поиск действенных форм и методов реализации поставленной проблемы. «Активность в труде» понималась как прирожденное свойство личности (20-е годы), как стимулированная средой деятельность ребенка (30-е годы). Это положение научно не обосновано и не соответствует современному пониманию трудовой активности дошкольника.

Второй этап постановки и решения проблемы (1938—1958 гг.) характеризуется излишней опекой, обереганием детей, игнорированием активности и творчества детей в труде. Основной причиной, обусловившей такое направление, явились боязнь прошлых ошибок, вербальный характер обучения в школе, впоследствии распространенный и в системе

дошкольного воспитания, в чем убеждает анализ директивных документов и методической литературы по дошкольному воспитанию.

В руководствах для воспитателя детского сада [33; 34; 35] не было установки рассматривать трудовое воспитание как самостоятельное направление в работе воспитателя. Об этом свидетельствует отсутствие специального раздела по трудовому воспитанию («Руководство для воспитателя детского сада», 1938), а также неконкретные задачи и содержание трудового воспитания («Руководство для воспитателя детского сада», 1945, 1953 гг.)

Начиная с 1953 г., появляется серия научных трудов таких исследовате -лей, как Л. А. Порембская [24], З. Н. Борисова [1], Я. З. Неверович [20; 21] и др. В этих работах труд рассматривается как средство воспитания у детей самостоятельности, ответственности, активности, инициативы, общественных мотивов поведения. Основными средствами реализации поставленных задач, по мнению исследователей, являются, прежде всего, собственная деятельность и ознакомление с окружающим. Эти два средства, считают названные выше авторы, должны находиться в тесном сочетании, взаимосвязи и взаимодополнении.

К концу этого периода преодолевается вербальный характер трудового воспитания, собственно трудовая деятельность детей признается в качестве решающего средства трудового воспитания.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на данном этапе в

теории дошкольного воспитания недостаточно внимания уделялось собственно трудовой деятельности детей. Очевидно, это объяснялось стремлением теоретиков дошкольного воспитания предупредить последствия «педологических извращений» и теории «свободного воспитания».

Третий этап (с 60-х годов по настоящее время) постановки и реализации проблемы формирования трудовой активности дошкольника характеризуется совершенствованием программно-методических документов по воспитанию дошкольников, а также проведением научных исследований по проблемам трудового воспитания.

В 1962 г. была издана «Программа воспитания в детском саду» [27]. В специальных ее разделах («Труд», «Самообслуживание», «Хозяйственно-бытовой труд»,

«Выращивание растений», «Ручной труд») наметилась новая стратегия по отношению к трудовому воспитанию. Конкретизировалось содержание и сущность трудового воспитания дошкольников, в частности, появилось требование приобщать детей к доступной трудовой деятельности, вырабатывать эмоционально-положительное отношение к труду взрослых, формировать желание сделать что-то не только для себя, но и для других. Акцентировалось внимание на воспитании общественной направленности труда, получении удовлетворения от работы, добросовестности выполнения трудовых процессов, на развитии отдельных компонентов собственно трудовой деятельности ребенка (умения проверять работу).

В девятом, доработанном издании «Программы воспитания в детском саду» (1982 г.) [28] указывается на необходимость воспитания готовности участвовать в совместной трудовой деятельности, умения беречь и ценить труд взрослых и детей, оценивать результаты своей трудовой деятельности. Однако в целом задача по воспитанию готовности к труду звучит неконкретно.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985 г.) [25] говорится о необходимости улучшения постановки трудового воспитания; подчеркивается его роль как в нравственном воспитании, так и в общем развитии ребенка.

В качестве задач трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста выдвигаются формирование собственно трудовой готовности, инициативности, стремления быть полезным для окружающих, развитие элементов культуры трудовой деятельности. Основным путем реализации намеченных задач справедливо признается систематическое участие в доступной трудовой деятельности.

Таким образом, на данном этапе развития дошкольного воспитания в изданных программно-методических документах сделан акцент на совершенствовании трудового воспитания дошкольников; конкретизированы его задачи и содержание, определены пути реализации этих задач; подчеркнута мысль о необходимости усиления общественной направленности трудового воспитания, формирования собственно трудовой деятельности на основе расширения представлений о

ее основных компонентах. Однако формирование качеств трудовой активности как самостоятельная задача не ставится.

Начиная с 60-х годов, проводится серия исследований по воспитанию у детей дошкольного возраста трудолюбия [6; 21; 22; 23; 36] и положительного отношения к труду [8; 39; 41]. Представляют определенный интерес результаты исследования А. Г. Тулегеновой [39]. На основе сравнительного анализа понятий «трудолюбие» и «положительное отношение к труду» она делает вывод о том, что положительное отношение к труду является компонентом трудолюбия, в связи с чем считает невозможным воспитание трудолюбия в дошкольном возрасте. Чтобы обеспечить активное участие ребенка в труде, необходимо, считает А. Г. Тулегенова, более подробно разработать эмоциональную сторону и выделить действенный компонент (личное участие в труде) положительного отношения к труду. На основе этого А. Г. Тулегенова детально разрабатывает содержание эмоционального компонента в соответствии с этапами трудового процесса (желание и стремление трудиться, чувство удовольствия при умственном и мышечном напряжении, удовлетворенность своей деятельностью. Исследователь предпринимает попытку определить качества личности, которые обеспечат активное участие ребенка в труде: ответственность, инициативность, готовность проявить усилие, направленное на преодоление трудностей).

Заслуживает внимания исследование по формированию нравственной

активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях трудовой деятельности [11]. Л. В. Крайнова рассматривает нравственный аспект активности дошкольников в труде, акцентирует внимание на формировании нравственных начал (взаимопомощи) в процессе общественно полезного труда. Нравственная активность старших дошкольников проявляется как заинтересованное осознанное стремление ребенка разрешать ситуации в интересах общего дела, соблюдая при этом моральные нормы и правила; как испытание чувства причастности к происходящему, находящее выход в конкретных поступках, влияющих на изменение обстоятельств, на поведение других детей и свое, что возможно при условии самостоятельного, независимого положения ребенка [11]. Подобная трактовка, на наш взгляд, включает и некоторые характеристики трудовой активности (осознанность, творческое и активное отношение к окружающему).

Понятие трудовой активности дошкольника в работе В. И. Логиновой и М. З. Крулехт [15] выводится на основе общей теории труда как деятельности и базируется на его основных компонентах. Это послужило ориентиром в выявлении основных характеристик высшей сферы проявления, трудовой активности детей дошкольного возраста. В. И. Логинова и М. В. Крулехт в общем процессе формирования трудовой активности в качестве стержневого звена выделяют овладение системой знаний о труде и общетрудовыми умениями.

На современном этапе в советской

дошкольной педагогике проведен ряд исследований по выявлению сущности некоторых компонентов трудовой активности, условно выделенных нами, и их формированию в дошкольном возрасте.

Результаты экспериментальной работы Л. З. Неверович [20; 21], Р. С. Буре [2], К. А. Климовой [9], Д. О. Дзинтере [4], С. А. Козловой [10] и др. ученых свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста имеются предпосылки для формирования общественной направленности труда.

Общественная направленность труда определяется, как «стремление ребенка участвовать в общественном деле, понимание значимости своего участия в его выполнении» [21], как «наличие интереса к явлениям общественной жизни и доступное возрасту желание участвовать в ней» [10], как наличие эмоциональных переживаний в связи с предстоящей работой на благо других людей, а также в ходе и при оценке ее результатов; как наличие трудовых умений и навыков, выступающих в качестве необходимого условия реализации осознанных социально направленных мотивов и стремления получить положительную оценку труда [4].

Обобщая анализ содержания имеющихся понятий общественной направленности труда, можно сделать вывод о том, что она является характеристикой (элементом) трудовой активности дошкольника. Данное личностное образование включает в себя осознание необходимости участвовать в труде, интерес к общественно

полезному труду и желание заниматься им.

Для определения сущности трудовой активности дошкольника особый интерес представляют результаты исследований А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович и др. ученых по вопросу развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста [30]. Так, Я. З. Неверович приходит к выводу относительно изменения характера эмоциональных переживаний у дошкольников в связи с формированием у них в процессе совместного труда простейших социальных мотивов деятельности (стремление сделать полезное дело для окружающих взрослых и сверстников). Возникновение новых мотивов, как отмечает автор, сопровождается появлением нового рода эмоциональных переживаний от безразличного или негативного отношения к трудовым обязанностям к большой эмоциональной чувствительности к тому, что окружающие их оценят и от них к переживаниям, связанным с тем, насколько достигнутые результаты соответствуют интересам других людей, ставшими теперь интересами самого ребенка. Следовательно, эмоции играют существенную роль в реализации мотивов. Это позволяет предполагать, что необходимым качеством трудовой активности старшего дошкольника является такая социальная эмоция, как переживание удовлетворенности процессом труда и его результатами. Появление этой эмоции у ребенка делает актуальными общественно значимые мотивы, составляющие основу общественной направленности труда, осознания не-

обходимости труда для других.

Ряд исследователей в качестве одной из характеристик положительного отношения детей к труду рассматривают инициативу (Л. А. Порембская [24], Г. Н. Година [3], Д. В. Сергеева [36], А. Г. Тулегенова [39] и др.).

В работе Д. В. Сергеевой понятие «инициатива» дается в тесном сочетании с понятием «активность» в труде и, на наш взгляд, более точно характеризуется инициативность детей в процессе трудовой деятельности. В частности, данное качество личности рассматривается как способность самостоятельно находить новые пути и средства выполнения задания, вносить предложения по реконструкции предметов; как стремление заняться делом, найти себе дело [36]. Иначе говоря, автор под инициативой подразумевает умение ребенка найти объект труда и творчески подойти к осуществлению трудовой деятельности.

А. Г. Тулегенова [39] полагает, что инициатива и творческое отношение к труду проявляются как предложение ребенком начать работу и как инициативность в процессе труда (дети вносят изменения и дополнения в способы организации и выполнения работы). Т. е., инициативу и творческое отношение к труду исследователь рассматривает во взаимосвязи и неразрывном единстве.

Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что инициатива дошкольника в трудовой деятельности основывается на умении находить объект труда, способности проявлять творческое отношение к труду (самостоятельно искать новые пути и

средства выполнения работы).

Чтобы обеспечить активное участие ребенка в труде, необходимо сформировать у него готовность к труду. На это указывают многие исследователи: Л. Б. Касперская [7], С. Н. Теплюк [38], О. Н. Урбанская [40], В. И. Логинова [14], Л. А. Мишарина [19], Н. М. Крылова [13] и др. Каждый из названных авторов имеет свой подход к проблеме готовности к труду.

На основе экспериментальной работы Л. Б. Касперская [7] приходит к выводу о том, что готовность к труду — это комплексное качество, включающее психофизиологическую потребность в деятельности, в движениях и действиях; жизненный опыт, практическое умение и навыки, позволяющие выполнять работу по самообслуживанию и работу, полезную окружающим; достаточную сформированность ведущих качеств личности (коллективизм, трудолюбие, честность); развитость физических сил и способностей, необходимых для успешной практической деятельности.

В работе С. Н. Теплюк [38] готовность к труду понимается как комплекс определенных качеств личности: готовность к выполнению поручений (положительный эмоциональный настрой, устойчивый интерес к практическим действиям), самостоятельность действий (овладение способами действий) целесообразность действий (целесообразное использование орудий труда, способность выполнять действия для достижения конечного результата). Исследователь акцентирует внимание на эмоционально-во-

левом аспекте готовности младшего дошкольника к труду.

Проблема собственно трудовой готовности дошкольника рассматривается в исследовании Л. П. Ионовой [5]. Главным предметом этой экспериментальной работы явилось формирование обобщенных трудовых умений на основе усвоения общих направлений трудового действия. Под обобщенными трудовыми умениями Л. П. Ионова понимает готовность личности к соблюдению в любых ситуациях труда общих принципов трудового действия, заключающихся в осмысленности (уверенное применение знаний с полным пониманием ситуации трудового действия); осмотрительности (выполнение действий с опорой на необходимые знания и опыт); своевременности действий в соответствии с особенностями объектов труда; согласованности действий (выполнение действий при взаимном контроле и взаимной помощи); результативности (достижение определенного результата); аккуратности (эстетичное выполнение работы). Л. П. Ионова приходит к выводу о том, что формирование обобщенных трудовых умений направлено на пробуждение творческого начала в личности ребенка, которое проявляется в самостоятельных переносах опыта, приобретенного в одном виде труда, на другие его виды.

Проблема формирования собс-твеннотрудовойготовности детей среднего дошкольного возраста затрагивается и в работе О. Н. Урбанской [40]. Автор исследует вопросы формирования культуры деятельности в про-

цессе организации самообслуживания детей. Под культурой деятельности здесь подразумеваются: способность действовать в соответствии с планом, предложенным воспитателем; умение рассказывать об этапах предстоящей деятельности; наличие навыков подготовки рабочего места и материала; упорядоченность, экономичность действий, умение переключать внимание в процессе деятельности; внесение в работу элементов творчества; достижение положительного результата; оказание помощи товарищу и умение обратиться за помощью к окружающим.

Необходимым условием активного включения ребенка в трудовую деятельность является овладение системой знаний о труде, в основе которой находится не проявление труда, а понятие о трудовой деятельности как общественном явлении, преобразующим предмет труда с помощью трудовых действий, инструментов, трудового оборудования в результат

(В. И. Логинова [14], Л. А. Мишари-на[19],Н.М.Крылова[13], М. В.Кру-лехт [12].

Приведенные выше исследования свидетельствуют о том, что готовность к труду как компонент трудовой активности личности дошкольника предполагает наличие системы знаний о труде и обобщенных трудовых умений.

Итак, трудовая активность старшего дошкольника, согласно анализу научных трудов, не являлась предметом специального изучения. Обобщение результатов исследований по вопросу трудового воспитания дошкольников, связанных с формированием положительного отношения к труду, собственно трудовой готовности, развитием социальных эмоций у детей, позволило определить свойства трудовой активности, проявляющиеся у старших дошкольников: инициативность, готовность к труду, общественная направленность труда, удовлетворенность процессом труда и его результатами.

Список литературы

1. Борисова, З. Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук /

З. Н. Борисова. - Л., 1953. - 25 с.

2. Буре, Р. С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. С. Буре. - М., 1968. - 21 с.

3. Година, Г. Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста (2-4 года) в процессе воспитания и обучения : автореф. дис.

... канд. пед. наук. / Г. Н. Година. - М., 1969. - 22 с,

4. Дзинтере, Д. О. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье : на материалах Латв. ССР : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. О. Дзинтере. - М., 1973. - 24 с.

5. Ионова, Л. П. Психолого-педагогические основы формирования трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Ионова. - Фрунзе, 1972. - 26 с.

6. Исмаилова, К. И. Воспитание начатков трудолюбия у старших дошкольников в процессе работы с природным материалом Узбекистана : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. И. Исмаилова.

— Ташкент, 1969. — 27 с.

7. Касперская, Л. Б. Воспитание готовности к труду на основе его привлекательности у детей 6—7 летнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Б. Касперская. — Минск, 1981. — 20 с.

8. Киселева, Г. М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. М. Киселева. — М.,

1984. - 16 с.

9. Климова, К. А. Воспитание ответственного отношения к порученному делу у детей подготовительной группы детского сада : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. А. Климова - М., 1968. - 18 с.

10. Козлова, С. А. Роль трудовой деятельности в формировании общественной направленности личности / С. А. Козлова // Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в

труде. - М., 1984. - С. 115-129.

11. Крайнова, Л. В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Крайнова.

- 1985. - 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Крулехт, М. В. Взаимосвязь средств трудового воспитания как условие успешного формирования трудовой деятельности детей 4-5 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Крулехт. - Л.,

1985. - 16 с.

13. Крылова, Н. М. Формирование системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста (6-й год жизни) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Крылова. - Л., 1982. -17 с.

14. Логинова, В. И. Системный подход к определению содержания знаний дошкольников о трудовой деятельности / В. И. Логинова // Средства и методы нравственного воспитания в труде : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дошкол. воспитания. - М., 1984. - С. 44-61.

15. Логинова, В. И., Крулехт, М. В. Взаимосвязь познавательной и трудовой активности детей дошкольного возраста / В. И. Логинова, М. В. Крулехт // Психолого-педагогические механизмы формирования социальной активности детей дошкольного и школьного возраста. - М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. - С. 39-44.

16. Материалы третьего Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию. - М. : Б. изд., 1924. -534 с.

17. Материалы по проекту программ дошкольных учреждений (Наркомпрос).

- М., 1932. - 23 с.

18. Методические письма по дошкольному воспитанию: Письмо 1-13. - М.; Л. : Госиздат, 1927-1930.

18. 1. Письмо 1. О дошкольной работе в деревне. - 2-е изд. 1927. - 40 с.

18.2. Письмо 5. По планированию работы в дошкольных учреждениях. -

1926. - 20 с.

18.3. Письмо 7. О работе по природоведению в дошкольных учреждениях. -

1928. - 21 с.

18.4. Письмо 8. Место и роль строительного материала в дошкольном учреждении. - 1929. - 32 с.

18.5. Письмо 13. Игра и труд дошкольника. - 1929. - 46 с.

19. Мишарина, Л. А. Формирование первоначальных знаний о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Мишарина. - Л., 1978. - 20 с.

20. Неверович, Я. З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста / Я. З. Неверович //

Изв. АПН СССР. - 1955. - Вып. 64. -С. 128-149.

21. Неверович, Я. З. Психологический анализ процесса формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Изв. / АПН РСФСР. - 1953. - Вып. 64. -С. 162-190.

22. Образцова, Л. Е. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Е. Образцова. - М., 1962. - 24 с.

23. Панова, М. А. Труд как средство нравственного воспитания детей: дошкольного возраста / М. А. Панова // Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

- М., 1963. - С. 149-170.

24. Порембская, Л. А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Порембская. - Л., 1953. - 23 с.

25. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. : Просвещение,

1985. - 174 с.

26. Программы и внутренний распорядок детского сада. - М.; Л. : Учпедгиз, 1935. - 175 с.

27. Программа воспитания в детском саду. - М. : Учпедгиз, 1962. - 192 с.

28.Программа воспитания в детском саду. - М. : Просвещение,1982. - 160 с.

29.ПрушицкаяР.И.Политехническое воспитание в дошкольном возрасте / Р. И. Прушицкая // Дошкольное воспитание. - 1931. - № 1. - С. 9-14.

30. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : Психол. ис-след. НИИ / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович; АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 172 с.

31. Резолюции и тезисы докладов I Всероссийского съезда по дошколь-

ному воспитанию. - М. : Наркомпрос

РСФСР, 1919. - 16 с.

32. Резолюции IV Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию. -М. ; Л. : Наркомпрос РСФСР, 1929. -64 с.

33. Руководство для воспитателя детского сада. - Устав детского сада. - М. : Учпедгиз, 1938. - 119 с.

34. Руководство для воспитателя детского сада. - Устав детского сада. - М. : Учпедгиз, 1945. - 168 с.

35. Руководство для воспитателя детского сада. - М. :Учпедгиз, 1953. -171 с.

36. Сергеева, Д. В. Воспитание желания и умения трудиться у детей 6-го года жизни : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Д. В. Сергеева. - Горький, 1968. - 20 с.

37. Спутник делегата 2-го Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию с 25 ноября по I декабря 1921 г. - М., 1921.

38. Теплюк, С. Н. Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Теплюк. - М., 1984. - 21 с.

39. Тулегенова, А. Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Г. Тулегенова. - М., 1978. - 19 с.

40. Урбанская, О. Н. Культура деятельности ребенка среднего дошкольного возраста / О. Н. Урбанская // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного

возраста. - М., 1984. - С. 28-41.

41. Шатова, А. Д. Трудовые поручения как средство формирования положительного отношения к труду у детей среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) : автореф. дис. ...канд. пед. наук /

А. Д. Шатова. - М., 1974. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.