Научная статья на тему 'Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте'

Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
686
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / PRESCHOOL AGE / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / FAIRYTALE ROLEPLAYING GAME / PROFESSIONAL ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузовкова Юлия Сергеевна

В статье рассматривается распространение терминологического аппарата предметной области «профессиональное и личностное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту посредством игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional and personal self-determination in the preschool age

The article considers the spread terminological apparatus subject area "professional and personal selfdetermination" for preschool age and its adaptation to this age through play.

Текст научной работы на тему «Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте»

ские качества: самостоятельность, ответственность, активность, инициативность, коммуникабельность. Подростки-лидеры усваивают нравственно-ценностные ориентиры, механизмы решения проблемных ситуаций, чтобы стать «менеджерами собственной жизни» [9, с. 34] и активными участниками гражданского общества.

Библиографический список

1. Галицких А.А. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2001. - 290 с.

2. Ковалёва Т.М. Теория тьюторства. Открытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.thetutor.ru/history (дата обращения 12.08.2013).

3. Менегетти А. Практикум лидера. - М.: Онтопсихология, 2010. - 192 с.

4. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

5. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 704 с.

6. Колесникова И.А., Горчакова-СибирскаяМ.П. Педагогическое проектирование. - М.: ACADEMIA, 2005. - 288 с.

7. Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. - М.: Чистые пруды, 2008. - 30 с.

8. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. - СПб.: Речь, 2008. - 339 с.

9. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. -М.: ПАРВИНЭ, 2003. - 672 с.

УДК 159.922.7

Кузовкова Юлия Сергеевна

Детский сад № 74 «Родничок», г. Йошкар-Ола

jul_march@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматривается распространение терминологического аппарата предметной области «профессиональное и личностное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту посредством игры.

Ключевые слова: дошкольный возраст, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, сю-

жетно-ролевая игра, профессионально-ролевая игра.

Сущность профессионального самоопределения определяется не только как выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Поэтому главную цель профессионального самоопределения следует сформировать, как постепенное формирование у человека готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства, постепенно расширять свои возможности и максимально их реализовывать. Однако, многие современные профессии требуют глубоких научных знаний, сложных умений и навыков, высокого уровня развития общих и специальных способностей. Поэтому человеку часто бывает очень трудно решать эту проблему совершенно самостоятельно. В связи с этим осуществляется помощь в профессиональной ориентации.

По мнению М.В. Борисовой [1], профессиональная ориентация - система психолого-педагогичес-ких мероприятий, направленных на активацию процесса профессионального и личностного самоопределения личности, сопровождения профессионального развития человека, формирование жизненных и профессиональных целей в соответствии с индивидуальными особенностями и с учетом потребностей рынка труда. Главная цель профессиональной ориентации считает Н.С. Пряжников [3] сводится к формированию субъекта профессио-

© Кузовкова Ю.С., 2013 Педагогика. Психология

нального самоопределения. А так как развитие человека как личности и субъекта труда начинается с момента его рождения и продолжается всю жизнь, поэтому, на наш взгляд, для эффективного профессионального и личностного самоопределения, работу в этом направление необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этом возрасте происходит активное формирование личности, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности.

В организации профессиональной ориентации традиционно принято выделять следующие основные стратегии (Э.Ф. Зеер [2]): диагностическую, воспитательную, развивающую (активизирующую). Мы считаем, что для дошкольного возраста, наиболее актуальной является развивающая (активизирующая) стратегия, которая переносит акцент с акта выбора профессии на психологическую подготовку ребенка к определению своей позиции, самостоятельному принятию решения и активации процесса формирования психологической готовности ребенка к профессиональному и личностному самоопределению.

Под профессиональным самоопределением в дошкольном возрасте мы понимаем сложный динамический процесс активации ребенком системы своих основополагающих отношений к профессиональному миру, развития и оценки своих интере-

. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

сов, склонностей, возможностей, осознания значимости общественно полезного труда и овладения основными смыслами человеческой деятельности. Личностное самоопределение детей дошкольного возраста это длительный процесс ценностно-смыслового определения себя и дальнейшая действенная реализация, коррекция себя в связи с меняющимися обстоятельствами жизни.

Профессиональное самоопределение в дошкольном возрасте, рассматривается нами как система, которая включает в себя свободное развитие будущего субъекта труда, в соответствии с установленной в психологии логикой развития личности ребенка, и руководство этим развитием взрослым. Под руководством понимается формирование у дошкольников соответствующих знаний, умений, навыков. Для эффективного самоопределения нужны знания об окружающем мире и мире профессий; о себе, своих способностях, склонностях; об окружающих людях. В числе умений и навыков, определяющих эффективность самореализации, можно выделить навыки самопонимания и самооценки, саморазвитие; умения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

На наш взгляд, основными методами и средствами в работе с детьми дошкольного возраста по профессиональному и личностному самоопределению выступают:

- информационно-справочные, просветительские методы (беседы о профессиях, экскурсии в организации и учреждения, беседы-встречи с представителями различных профессий). Профессиональное просвещение - это один из методов активации профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста, суть которого заключается в формирование у детей представлений о труде взрослых, о профессиях и производстве, об орудиях труда, о процессе труда и о качествах необходимых людям разных специальностей и в осознании значимости общественно полезного труда.

- диагностические методы (тесты-опросники, диагностирующие черты личности и ее направленность, интересы, склонности, цели; методики субъективного шкалирования - самооценки, представляющие реальные возможности и перспективы ребенка; интерактивные методики - профессионально-ролевая игра). Мы считаем, что для детей дошкольного возраста целесообразным является выделение из сюжетно-ролевой игры подвида профессионально-ролевые игры. Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем особый вид сюжетно-ролевой игры, который характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная среда, профессиональное поведение и возникает эмоциональная профессиональная идентификация, при непосредственном испол-

нении ребенком конкретных ролей. Организация в процессе игры ориентирования ребенка в явлениях общественной жизни, существенным звеном которых оказывается труд и профессиональная деятельность взрослых, создает у старших дошкольников упорядоченные, детальные и разнообразные представления о мире профессий, различных видах труда взрослых, о своих возможностях, на основе которых формируется профессиональное и личностное самоопределение дошкольников. И на уровне эмоциональной идентификации дошкольник в состоянии формировать представления, выбирать привлекающую его сферу профессиональной деятельности взрослых, проявлять профессиональный интерес, профессиональные устремления, склонности и способности в определенных сферах профессиональной деятельности.

В период с 2010 по 2013 годы на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад N° 74 г. Йошкар-Олы «Родничок» нами было проведено исследование, в котором участвовали дошкольники в возрасте 5-7 лет, в количестве 50 человек. Данная исследовательская работа проводилась в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (ноябрь 2010 г. -июнь 2011 г.). Цель: обеспечение условий проведения эксперимента и выделение основных критериев определяющих профессиональное и личностное самоопределение у детей дошкольного возраста.

2 этап - основной (июль 2011 г. - октябрь 2012 г.). Цель: активация профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста.

3 этап - обобщающий (ноябрь 2012 г. - 2013 г.). Цель: проанализировать и обобщить полученные в ходе исследования промежуточные и конечные результаты.

Основной этап нашего исследования предусматривал проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработку и анализ эмпирического материала, проверку в ходе эксперимента основных положений гипотезы о том, что применение профессионально-ролевой игры позволяет формировать и развивать индивидуально-психологические основы эффективного профессионального и личностного самоопределения и саморазвития детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проводился по идентичной схеме в контрольной и экспериментальной группе, формирующий эксперимент - только в экспериментальной группе.

Для реализации поставленной цели был использован широкий спектр эффективных методов и приемов, среди них, в качестве диагностики, применялись следующие: профориентационный опросник, составленный по принципу дифференциально-диагностического опросник (ДДО) Е.А. Климова; методика «Выбор роли содержащийся в игре»; методика исследования самооценки личности де-

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

тей дошкольного возраста, составленная по принципу методики исследования самооценки личности Дембо-Рубинштейн; анкета «Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых»; анкета для родителей «Профессиональное и личностное самоопределение детей дошкольного возраста».

Основными критериями, по которым нами определялась эффективность сформированности профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста выступают:

1. Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых, о содержании профессиональной деятельности взрослых и их профессиональных действиях. (Овладение основными смыслами человеческой деятельности; осознание значимости общественно полезного труда; знания о разнообразных профессия, орудий труда; описание процесса труда и выделение качеств, необходимых людям разных специальностей).

2. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий (Человек - Человек, Человек -Техника, Человек - Знак, Человек - Художественный образ, Человек - Природа) - устойчивый выбор ребенком интересующей его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевой игре.

3. Профессиональная направленность - система устойчиво характеризующих побуждений ребенка (что хочет, к чему стремится, чего избегает), ориентировка в знании своих интересов, желаний, склонностей.

4. Самооценивание (самооценка). Форма проявления самосознания, благодаря которому осознаются, соотносятся, осмысливаются и переживаются не только отдельные элементы сущностных сил и требования, предъявляемые к ребенку отдельными сферами жизни, жизнедеятельности в целом, но подвергается личностной переработке и переживанию все его бытие. Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящего.

5. Родительская оценка уровня сформированно-сти представлений детей о профессиональной деятельности взрослых.

Выявленные критерии позволили объективно оценить эффективность сформированности профессионального и личностного самоопределения у детей дошкольного возраста.

Для статистического анализа данных и проверки основной гипотезы мы использовали и-крите-рий Мана-Уитни. По результатам проведенного исследования было установленно, что между контрольной и экспериментальной группой существуют значимые различия по фактору профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста. Эта возникшая динамика дала нам возможность говорить о том, что выбранный метод (профессионально-ролевая игра) позволяет формировать и развивать профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста, а также позволяет нам рекомендовать развивающую программу «Личностное и профессиональное самоопределение в дошкольном возрасте посредством профессионально-ролевой игры» для использования в практике детского сада педагогом-психологом.

Таким образом, можно констатировать, что работу по активации профессионального и личностного самоопределения необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование личности, и когда дошкольник как развивающийся субъект труда осваивает, преимущественно в профессионально-ролевых играх, содержание основных видов профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1995. - 411 с.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовников Н.О. Профориентология: Теория и практика. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N 4

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.