Научная статья на тему 'Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста'

Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1323
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЬ / АГРАММАТИЗМ / ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колодовская Елена Анатольевна, Бендус Кристина Евгеньевна

В данной статье представлена процедура проведения эксперимента, целью которого явилась диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста. Для получения нужных и наиболее точных результатов использовался прием игры, поэтому используемый диагностический материал носит игровую форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колодовская Елена Анатольевна, Бендус Кристина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х

действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, а избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Если ориентировать детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме «профессионально-ролевой игры», включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитируя эту деятельность, то создаются следующие возможности: возникают условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающие профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; форсируются представления о назначении и содержании отдельных профессий; возникают и проявляются ранние профессиональные устремления детей. Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем сюжетно-ролевую игру, которая характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная среда, профессиональное поведение, возникает эмоциональная профессиональная идентификация [1].

Таким образом, можно сказать, что профессиональное самоопределение сводится к выбору будущей профессии. В зависимости от того, какую роль ребенок возьмет на, себя играя в игры, можно определить его склонность к тому или иному типу профессии. Исполняя роли представителей определенных профессий, у ребенка закладываются первые представления о тех или иных видах деятельности.

Список использованной литературы:

1. Кузовкова Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 3 (98). - С. 98-105.

2. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности и профессионального самоопределения: монография. - М., 2013. - С. 200.

© Кильсенбаев Э. Р., Кильсенбаева Ф. Р., 2017

УДК 376.37

Колодовская Елена Анатольевна

канд. пед. наук, доцент СмолГУ, Бендус Кристина Евгеньевна

студентка СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: kristina_bendus@mail.ru

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье представлена процедура проведения эксперимента, целью которого явилась диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста. Для получения нужных и наиболее точных результатов использовался прием игры, поэтому используемый диагностический материал носит игровую форму.

Ключевые слова

Стимуляция речевого развития, ранний возраст, речь, аграмматизм, интонационная выразительность,

активный словарь, грамматический строй речи

В соответствии с методическими указаниями к логопедическому обследованию вначале нашего исследования мы ознакомились с соответствующей медицинской и педагогической документацией. К ней относятся данные врачей-специалистов о физическом и психическом здоровье ребенка, состоянии его анализаторов, типе нервной системы, особенностях поведения; характеристика воспитателя; продукты

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

деятельности самого ребенка (рисунки, поделки и т. п.). Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

Непосредственное изучение ребенка начинается с момента знакомства (желание или нежелание вступить в контакт, адекватность поведения и т. п.). Для установления эмоционального контакта наиболее действенным является прием игры, поэтому диагностический материал носит игровую форму.

Одним из важнейших условий получений результатов соответствующих действительности является понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: речевая; речевая, сопровождаемая наглядным показом; безречевая.

Во время выполнения задания необходимо определить характер деятельности. Необходимо установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того, надо обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Так же в процессе наблюдения за выполнением задания надо выяснить, насколько продуманно выполняется предложенная ребенку работа, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Отмечается сосредоточенность ребенка и его работоспособность. Следует также установить, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Чем выраженнее эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Степень и характер помощи могут быть весьма различны. М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая [1, с.76].

Проведение эксперимента проходило в несколько этапов.

Подготовительный этап - изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе, подбор и анализ диагностических методик, составление плана обследования детей, изготовление стимульного материала (картинного и лексического) - с 1 по 13 октября 2016г.

Диагностический этап - изучение документации на детей (медицинской и педагогической), знакомство и установление доверительных отношений с детьми, собственно проведение констатирующего эксперимента - с 14 по 25 октября 2016г.

Аналитический этап - интерпретация полученных экспериментальных данных, их количественный и качественный анализ, составление плана коррекционной работы с группой и индивидуально на основе принципа личностноориентированного подхода в соответствии с уровнем сформированности мыслительных операций - с 26 по 31 октября 2016г.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ Смоленской области.

Экспериментальное исследование носило сопоставительный характер. В проведении данного эксперимента участвовало 2 группы детей:

- экспериментальная - 5 детей (Света Б., Алла Е., Андрей К., Алена П., Артем Ш.), воспитанники второй младшей группы № 1 в возрасте 3 лет, имеющие труднсти формирования речи.

- контрольная - 5 детей (Сергей З., Андрей К., Ксения К., Никита Ю., Егор П.) воспитанники второй младшей группы № 1 того же возраста, развитие соответствует норме.

В констатирующем эксперименте использовались методики: «Изучение понимания речи», «Найди игрушку», «Кто это?», «Беседа по картинке».

В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты.

Методика №1 «Изучение понимания речи» направлена на изучение уровня восприятия речи взрослого.

Общий результат при выполнении этого задания у детей с трудностями речевого развития 6 баллов, что в процентном соотношении успешности составляет 40%. Дети не выражают эмоциональной реакции при предъявлении им игрушки. Им требуется повторная формулировка задания с указательным или другим видом жеста. У многих детей внимание неустойчиво, постоянно отвлекаются, предметы рассматривают непоследовательно. Характерна быстрая утомляемость. Если их что-то не устраивает, тут же бросают работу. Хуже всех данное задание выполнил Андрей К., который не указал на названный предмет, не показал у куклы какую-либо часть лица, не проделал никаких движений руками, ногами, головой. Повтор

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

задания и оказание направляющей помощи не помогли.

Дети из контрольной группы быстро выполняли заданные действия, проделывали движения руками, ногами, головой, указывали на названный предмет.

Сравнительная характеристика успешности выполнения детьми методики «Изучение понимание речи» отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Сравнительная характеристика успешности выполнения детьми методики

«Изучение понимания речи»

При обработке результатов методики №2 «Найди игрушку» следует отметить, что время выполнения задания особое внимание уделялось качеству реакций на предметы. Общий балл за выполнение этого задания детьми раннего возраста с трудностями речевого развития составляет 2 балла, что в процентном соотношении успешности составляет 45%. Дети с трудом сосредотачиваются на игровом материале, не берут игрушки в руки. Понимание обращенной речи продемонстрировали 3 ребенка. В ходе работы им оказывалась направляющая помощь. У остальных детей игрушки не вызвали ответную реакцию. Дети экспериментальной группы выполняли задания с интересом, брали игрушки в руки, начинали с ними играть, сосредоточенно всматривались в игрушки. Таким образом, успешность выполнения методики детьми экспериментальной и контрольной группы можно отразить на рисунке 2.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

оч.низкии

низкии

средний

высокий

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

Рисунок 2 - Сравнительная характеристика успешности выполнения детьми методики

«Найди игрушку» (%)

Методика №3 «Кто это?» - дети контрольной группы понимали инструкции и выполняли задание, проявляли стремление к его выполнению, при правильном выполнении работы проявляли эмоционально-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

положительную реакцию (см. рисунок 3). Дети экспериментальной группы очень часто проявляли речевой негативизм и отказывались от выполнения задания. Если же они и называли картинки, то слова были абсолютно непонятными и по звучанию редко напоминали название картинки. Они быстро переключались на другие картинки, отвлекались на любые предметы в помещении: стул, карандаши и т.п. При повторном предъявлении картинок начинали капризничать, плакать. Общий результат выполнения данной методики детьми с трудностями речевого развития - 2 балла, что в процентном соотношении успешности составляет 24%.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

оч.низкии

низкии

средний

высокий

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

Рисунок 3 - Сравнительная характеристика успешности выполнения детьми методики «Кто это?» (%

Методика №4 «Беседа по картинке» направлена на исследование уровня активного словаря, выявление состояния грамматического строя речи (см.рисунок 4). Дети контрольной группы справились с данным заданием неравномерно. Чаще всего они составляли простые предложения с одним косвенным дополнением. При этом допускали 1-2 грамматические ошибки. Дети экспериментальной группы самостоятельно предложения по сюжетной картинке составили из одного слова. Только один ребенок составил предложение с аграмматизмами.

Результат выполнения данной методики детьми с трудностями речевого развития - 4 балла, что в процентном соотношении успешности составляет 20%.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

оч.низкий

низкий

средний

высокий

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

Рисунок 4 - Сравнительная характеристика успешности выполнения детьми методики «Беседа по

картинке» (%)

Индивидуальная успешность выполнения методик диагностического материала экспериментальной группой можно проследить на рисунке 5. Детьми контрольной группы все методики диагностического материала были выполнены на уровне выше среднего.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 2410-700Х

4

№1 №2 №3 методики №4

Артем Ш. ■ Алла Е. — Света Б.

—■—Андрей К. —•—Алена П.

Рисунок 5 - Успешность выполнения диагностического материала детьми экспериментальной группы

Таким образом, в ходе исследования было отмечено, средний уровень показал 1 ребенок (20%). У данного ребенка отмечается активность в общении, проявление интереса, понимание инструкции при однократном повторении. Объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность в общении. Предложения состояли из 3 и более слов с аграмматизмами. В ходе беседы ребенок отвечал на вопросы двумя предложениями.

Низкий уровень развития речи был отмечен у 2 детей группы раннего возраста (что составило 40%). Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи. Дети справлялись с заданием частично. Не всегда внимательно слушали задания, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы, обращенные к ним. Часто дети сокращали слоговую структуру слова.

Очень низкий уровень развития речи был выявлен у двух детей раннего возраста (40%). У них наблюдалось сильное смущение при общении. Дети не понимали задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в нескольких ситуациях оно оставалось не выполненным. Речь взрослого оказалась трудна для восприятия. У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Они не могут сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции.

Список использованной литературы 1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с. - (Руководство практического психолога).

© Колодовская Е.А., Бендус К.Е., 2017

УДК 796.035

Корюхин Максим Алексеевич

бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург mrsonikk26@gmail.com Москаленко Игорь Сергеевич доцент СПбГАСУ, канд. пед. наук, moskalencko@mail.ru Фещенко Дмитрий Евгеньевич бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, dyfesch@mail.ru г. Санкт-Петербург

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬУРА

Аннотация

В данной статье рассматривается несколько кардио заболеваний, а так же описывается некоторые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.